Сиблинг что это в медицине
Проблема сиблингов в детской онкологии
Здоровые братья и сестры (сиблинги) детей с онкологическими заболеваниями имеют ряд психолого-социальных проблем, связанных с последствиями эмоциональной депривации и гипоопеки со стороны семьи, а также общества в целом. Обследованы 37 детей в возрасте от 7 до 17 лет, из них 27 детей с онкологическими заболеваниями с разными сроками ремиссии (1 ребенок продолжает лечение) и 10 здоровых сиблингов. Использованы следующие методики: диагностические проективные методики «Дом. Дерево. Человек», «Моя семья» и по В.Оклендер («Куст роз»), развивающая сказкотерапия по Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой («Волшебная страна чувств», «Создание герба», «Образ «Я», «Создание мира»). Выявлены следующие особенности концепции «Я» здоровых сиблингов: снижение самооценки и неуверенность в себе, пассивная жизненная позиция с часто выраженным саморазрушительным поведением, повышенный самоконтроль, ранняя «взрослость», связанная с необходимостью выжить без чьей-либо помощи, и выраженная агрессия, способствующая выживанию в сложных условиях существования. Доминирующими чувствами сиблингов являются гнев, обида, страх смерти, страх одиночества, грусть, вплоть до субдепрессивных состояний. Необходимыми мерами профилактики и решения психолого-социальных проблем сиблингов является психотерапевтическое сопровождение, семейное консультирование, которое необходимо начинать сразу после установления диагноза онкологического заболевания у брата/сестры. Это очень «разгружает» семью в период лечения, обеспечивает сиблингам внимание со стороны взрослых членов семьи. Важно, чтобы позиция здорового ребенка в семье была активной, ориентированной на поиск самостоятельных решений, а не пассивной, «на подхвате». Важной задачей является просветительская работа с родителями. Необходимо включать сиблингов в финансируемые городом программы реабилитации детей с онкологическими и другими тяжелыми, инвалидизирующими заболеваниями.
Ключевые слова: детская онкология, психолого-социальные проблемы, психотерапия, сиблинги
Сиблинговый тест (братья и сестры)
Опубликовано 23 Май 2018 пользователем admin
Горизонтальные табы
Существует два типа анализа на установление родства между сиблингами – анализ на установление того, являются ли два человека полными сиблингами (т.е. имеют оба общих биологических родителя) и анализ на установление того, являются ли два человека сводными сиблингами (т.е. имеют только одного общего родителя). При первом анализе экспертом принимается тот факт, что исследуемые точно имеют одного и того же общего биологического родителя (даже если этот родитель отсутствует) и могут так же иметь одного и того же второго общего родителя. При этом виде анализа оцениваются шансы, во сколько раз более (или менее) вероятно то, что два человека имеют обоих общих биологических родителя (т.е. являются полными сиблингами), чем только одного общего биологического родителя (т.е. являются полу-сиблингами). Во втором случае, экспертом оцениваются шансы, во сколько раз более (или менее) вероятно то, что два человека имеют только одного общего биологического родителя, чем не имеют общих биологических родителей. В результате статистического анализа эксперт получает значения суммарного индекса родства ивероятности родства.
Вероятность полного (или полу-) сиблингового родства рассчитывается исходя из значения суммарного индекса родства. В отличии от анализов на отцовство (материнство) вероятность родства никогда не может быть равной нулю, т.е. этот вид анализа не позволяет полностью исключить исследуемое биологическое родство. Это следует учитывать при анализе других доказательств по делу. Согласно рекомендациям международного генетического сообщества, при вероятности родства меньше 10% предполагаемое родство считается маловероятным, при вероятностях выше 80% родство считается вероятным, а при вероятностях между 10% и 80% сделать заключении о том, вероятно ли исследуемое родство, или нет, не представляется возможным.
Установление происхождения от одних и тех же родителей (отец, мать)
Расстройство сиблингового соперничества
Расстройство сиблингового соперничества – эмоциональное нарушение, развивающееся у старшего ребенка на основе чувства ревности, спровоцированного рождением младшего брата или сестры. Проявляется недоброжелательностью к сибсу – игнорированием, нежеланием играть, делиться игрушками, помогать. Тяжелые случаи сопровождаются открытой жестокостью, физической расправой, унижением младшего ребенка, регрессом развития, потерей сформированных навыков. Основой диагностики является клинический метод, дополнением – психологическое обследование. Лечение осуществляется методами индивидуальной, семейной психотерапии.
МКБ-10
Общие сведения
После появления младшего сиблинга легкие эмоциональные отклонения наблюдаются у большинства детей. Нарушения связаны с изменением семейной обстановки, перераспределением внимания родителей. Полноценные детско-родительские отношения, пластичность нервной системы ребенка позволяют преодолеть ревность в течение нескольких месяцев. О расстройстве сиблингового соперничества свидетельствуют стойкие, выраженные эмоционально-волевые нарушения, сопровождающиеся семейной дезадаптацией. Эпидемиологических данных нет, значительная часть случаев не диагностируется и не учитывается.
Причины расстройства сиблингового соперничества
Факторами формирования патологической ревности являются определенные эмоционально-личностные черты пациента, особенности детско-родительских отношений. Причинами расстройства могут быть:
Патогенез
В основе патогенеза расстройства сиблингового соперничества лежит чувство ревности. Его развитие провоцируется изменением внутрисемейных отношений – внимание, свободное время родителей перераспределяется. У ребенка возникает страх потери, чувство недоверия, сомнения в родительской любви. Появляется стремление вернуть прежнюю ситуацию, отсюда – игнорирование потребностей младенца, нежелание «признавать» его, играть, разговаривать. Регресс развития реализует возврат ситуации «любимого» ребенка.
Симптомы расстройства сиблингового соперничества
Расстройство проявляется регрессом физиологического, психического развития. Распадается сформированная функция контроля над опорожнением кишечника, мочевого пузыря, возникает желание сосать соску, нарушается навык использования ложки. Поведение напоминает младенческое: пациент просится на руки, не засыпает самостоятельно, сообщает о потребностях плачем. Мать вынуждена уделять старшему больше внимания, что закрепляет регресс. Вариантом взаимодействия является конфронтация. Развиваются немотивированные вспышки гнева, дисфория, стойкая тревожность. Больной становится озлобленным, отгороженным, замкнутым, совершает поступки «назло».
Эмоциональные, поведенческие симптомы дополняются соматическими. Возникают нарушения сна, аппетита, боли различной локализации, дисфункции кишечника. Происходит вторичное снижение активности иммунной системы – пациент начинает часто болеть инфекционными заболеваниями. Болезненный ребенок требует повышенного внимания взрослых: мама подолгу сидит возле кровати, поет колыбельные, позволяет спать вместе, готовит отдельные блюда, кормит ложечкой, жалеет.
Осложнения
Осложнения расстройства сиблингового соперничества возникают при отсутствии психотерапевтической помощи. Группа риска – эмоционально-лабильные дети дошкольного, младшего школьного возраста. Развивается выраженная тревожность, преобладает сниженное настроение, закрепляются психосоматические заболевания. Физиологические проявления – головные, абдоминальные боли, тошнота, слабость – появляются дома, провоцируются контактом с младшим сибсом, родителями. В гостях, школе, детском саду недомогания крайне редки. Затяжные эмоционально-волевые отклонения – подавленное настроение, озлобленность, тревожность – приводят к формированию соматизированной депрессии. Возникает риск социальной дезадаптации, школьной неуспеваемости.
Диагностика
Международная классификация болезней 10 пересмотра (МКБ-10) относит расстройство сиблингового соперничества к рубрике «эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста». Постановкой диагноза занимается врач-психиатр. Диагностический процесс включает:
При диагностике важно дифференцировать патологию от других эмоциональных синдромов, поведенческих расстройств, неврозов, психопатий. Ключевым признаком является ограниченность эмоциональных проявлений рамками семьи, развитие симптомов в первые 6 месяцев жизни младенца (младшего ребенка).
Лечение расстройства сиблингового соперничества
Большинство случаев не требует медикаментозного вмешательства, лечение проводится психотерапевтическими методами. Выбор техник зависит от возраста, особенностей клинической картины. Комплексная медико-психологическая помощь включает следующие методы:
Выраженные психосоматические проявления – боли, нарушения пищеварения, простудные заболевания – требуют применения симптоматических препаратов на начальном этапе специального лечения. Причины физических недомоганий устраняются методами психотерапии.
Прогноз и профилактика
Прогноз расстройства сиблингового соперничества благоприятный. Синдром хорошо поддается психокоррекции: ревность смягчается, постепенно редуцируется, сменяется уверенностью, спокойствием, доброжелательностью. Если развиваются сопутствующие депрессивные, невротические расстройства, требуется глубокое медицинское вмешательство, длительное наблюдение. Основой профилактики являются близкие, доверительные отношения детей и родителей. Ребенка необходимо подготовить к рождению сестры/братика: рассказать об особенностях младенцев, потребностях, режиме дня, предстоящем перераспределении свободного времени мамы. После выписки из роддома нужно включать ребенка в процесс ухода за младенцем, хвалить, подчеркивая важность его помощи.
Расстройство сиблингового соперничества: причины, симптомы, диагностика, лечение
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Большинство маленьких детей проявляет определённую степень эмоциональных расстройств, наступающих вслед за рождением младшего сиблинга. Как правило, это расстройство лёгкое, при отсутствии нарушений детско-родительских отношений проходит в течение нескольких месяцев. Ревность по отношению к следующему по счёту сиблингу может отличаться стойкостью, выраженностью эмоциональных расстройств и приводить к дизадаптации не только в семье, но и за её пределами.
F93.3 Расстройство сиблингового соперничества.
Точных данных о распространённости нет, поскольку не все дети попадают под наблюдение психиатров.
Причины и патогенез
Наличие патологических черт характера ребёнка, чаще демонстративного и эпилептоидноготипа, чрезмерная привязанность к матери, длительное положение единственного, любимого всеми ребёнка в семье, мнимое отторжение матерью при её чрезмерной занятости или плохом самочувствии. Другие факторы, связанные с рождением ребёнка, отражающиеся на положении ребёнка в семье и обществе (помещение в детский сад, передача на воспитание родственникам).
Эмоциональные расстройства могут принимать различные формы, но в их основе всегда лежат ревность и соперничество за получение внимания и любви родителей. Это соперничество сопровождается сильными негативными чувствами к сиблингу. В лёгких случаях это может проявляться в отсутствии дружеских взаимоотношений с младшим ребёнком и внимания к нему. В более тяжёлых случаях соперничество выражено открытой злобой и ненавистью, жестокостью по отношению к младшему сиблингу, вплоть до причинения ему физической травмы. Такой характер эмоционально-поведенческих расстройств более свойствен детям с эпилептоидными чертами характера.
Может возникнуть конфронтация и оппозиция в поведении с родителями. Часто дети нарочито ведут себя плохо, с непослушанием и злым озорством, с целью привлечения внимания родителей. У аффективно возбудимых детей на фоне расстройства поведения отмечают вспышки гнева и дисфорического (тоскливо-злобного) настроения. Возможны агрессивные действия в отношении самих родителей, порча принадлежащих им вещей.
Для расстройства сиблингового соперничества определены следующие критерии:
Показания к консультации других специалистов
При наличии симптомов расстройства сиблингового соперничества эффективно сочетание индивидуальной рациональной и семейной психотерапии. Семейный терапевт должен предложить родителям ребёнка консультацию психотерапевта. В случаях формирования стойких расстройств поведения или депрессивного синдрома необходима консультация психиатра.
Прогноз в лёгких случаях благоприятный. При отсутствии осложняющих психосоциальных ситуаций ревность по отношению к младшему сиблингу смягчается и постепенно редуцируется. В выраженных случаях при отсутствии психологической и медицинской помощи семье и ребёнку расстройство сиблингового соперничества может продолжаться годами.
[1], [2]
Сиблинг что это в медицине
В национальном проекте «Демография», реализующем демографическую политику России, делается упор на увеличение рождаемости [4, 6]. Государство поддерживает проявляющуюся, в последнее время, тенденцию к увеличению количества детей в семьях, а как известно, семья является первичной ячейкой социализации ребёнка. Исследования Л.С. Выготского, Ж. Пиаже и многих других показали, что для полноценного развития личности ребёнка необходимо общение со сверстниками и детьми, которые младше или старше ребёнка [3]. Формирование сиблинговых взаимоотношений начинается с появлением в семье второго ребёнка. По определению Чарльза Райкрофта в критическом словаре психоанализа: sibling – английское слово, отсюда сиблинговое соперничество (sibling – rivalry): соперничество с братьями или сестрами [1]. Дети часто ожесточенно борются между собой за пространство, вещи, родительское внимание. Однако, по словам американского социолога Д. Боссарда, один из компонентов семейных отношений – это контроль над развитием новой человеческой жизни, этот компонент создают сами дети [5].
Целью нашей работы является изучение этнокультурных особенностей сиблинговых отношений с увеличением разницы в возрасте между ними и выявления определённого стиля родительского отношения в двух этнокультурных выборках (на примере русской и татарской наций).
Материал и методики исследования
В исследовании приняли участие испытуемые в возрасте от 10 до 20 лет. Для анализа были отобраны только представители среднего социально-экономического класса и только респонденты, имеющие родных братьев и сестер (разница в возрасте с которыми была от 0 до 10 лет), а также их родители. В качестве методик исследования применялись:
1. Братско-сестринский опросник (The Brother – Sister Questionnaire; S.A. Graham – Berman, S.E. Culter) [5].
2. Методика диагностики родительского отношения (Варга А.Я. и Столин В.В.) [2].
Результаты исследования и их обсуждение
Для удобства описания полученных результатов по методике Братско-сестренского опросника, мы условно разделили испытуемых на группы, в зависимости от разницы в возрасте между сиблингами. Получили следующие группы:
I группа. Минимальная разница в возрасте (0–1,5 года).
II группа. Средняя разница в возрасте (1,5–7 лет).
III группа. Максимальная разница в возрасте (7–10 и более лет).
Шкала «эмпатия» представляет собой заботу сиблингов друг о друге, взаимный интерес, о чем думает, что делает брат/сестра, сопереживание друг о друге, делят ли они секреты между собой, присутствие ощущения душевной близости, эмоциональной привязанности, стремление к совместному времяпровождению. В I группе уровень эмпатии находится на высоком уровне, как в первой, так и во второй этнической выборке (р