Сим это что в пдд
Министерство транспорта РФ пояснило правила использования средств индивидуальной мобильности
Правила движения для владельцев СИМ, изложенные Минтрансом в графическом виде.
По данным издания «Коммерсантъ», продолжает набирать обороты инициатива Минтранса по введению в ПДД нового термина «средства индивидуальной мобильности» (СИМ) — это электросамокаты, сегвеи, моноколеса, гироскутеры, роликовые коньки и скейтборды. На этой неделе появилась информация, что новые предложения по изменению ПДД с учетом СИМ размещены Минтрансом на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, этот документ разрабатывался при участии ГИБДД. Сроки вступления данных изменений пока не определены, а общественное обсуждение поправок закончится в конце ноября 2019 года.
О том, что Минтранс готовит изменения в ПДД, предусматривающие введение термина СИМ, стало известно в августе 2019 года. Ранее с такой инициативой выступило московское правительство, предложившее признать электросамокаты и гироскутеры видом транспорта и ввести для их владельцев административную ответственность за нарушение правил дорожного движения.
В ПДД предлагается ввести новый термин «Средство индивидуальной мобильности» (СИМ). К таким средствам будут относиться «устройства, предназначенные для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека»: роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства. Велосипеды и инвалидные коляски под понятие СИМ попадать не будут.
Также в ПДД предлагается ввести нового участника движения — пользователя средства индивидуальной мобильности. В действующей редакции ПДД пользователи таких устройств относятся к пешеходам.
Основные ограничения при использовании СИМ будут привязаны к возрасту пользователя устройства. Дети возрастом до семи лет, использующие для передвижения СИМ, будут приравнены к пешеходам.
Если электросамокатом или другим СИМ будет пользоваться ребенок младше семи лет, то ему передвигаться можно по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне движения пешеходов), пешеходным зонам.
Если электросамокатом или другим СИМ будет пользоваться подросток возрастом от 7 до 14 лет, то ему можно ездить по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения велосипедистов).
Если электросамокатом или СИМ будет пользоваться лицо старше 14 лет, то оно должно двигаться по велосипедным полосам, велосипедным и велопешеходным дорожкам, проезжей части велосипедных зон. Если такой возможности нет, то можно двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам. Если и этой возможности нет, то можно выехать на обочину.
Во всех случаях совмещенного движения СИМ с пешеходами максимальная скорость движения велосипедистов и лиц, использующих СИМ, не может превышать 20 км/ч.
Допускается выезжать на правый край проезжей части дорог, но только на дорогах со скоростным лимитом 60 км/ч и при условии, что СИМ оборудован электродвигателем, тормозом, звуковым сигналом.
Для выезда на проезжую часть у электросамоката должны быть световозвращатели — белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, а также фара белого цвета спереди, которую нужно включать или выключать в сумерках или в темноте. Выезжать на проезжую часть на гироскутере и моноколесе будет запрещено.
Введение СИМ в ПДД потребует установку новых дорожных знаков — «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено», «Лица на средствах индивидуальной мобильности», «Кроме лиц на средствах индивидуальной мобильности».
Глава общественной организации «Союз пешеходов» Владимир Соколов разочаровался в предложенной Минтрансом программе поправок ПДД с учетом СИМ. По его мнению эти введения не изменят культуру использования СИМ, и все продолжат ездить по тротуарам, как и сейчас, снова будут жертвы столкновений с электросамокатами. Ведь велодорожек даже в Москве мало, в остальных городах их почти нет.
Ответственности за нарушение новых правил ПДД для лиц, использующих СИМ, пока не предусмотрено. Текущая редакция ПДД приравнивает пользователей таких устройств к пешеходам, максимальное наказание для которых составляет 1500 рублей за нарушение ПДД в состоянии опьянения.
Поправки про электросамокаты в ПДД. Мы все прочитали и рассказываем, что там написано
Все основные изменения в одном месте
Что случилось?
Россия переживает бум развития микроэлектротранспорта. И если моноколеса и сигвеи не особо популярны, то с появлением кикшеринга электросамокаты стали очень востребованным транспортом для коротких поездок и развлечения, как в Москве, так и в других регионах страны.
В Москве, по данным Дептранса, с начала года на шеринговых самокатах совершено более 7 млн поездок (в 3,5 раза больше, чем за весь 2020 год), но при этом в ПДД просто отсутствовали положения, которые касаются перемещения на электросамокатах.
Так, например, действующее в ПДД понятие «пешеход» приравнивает к пешеходам лиц, «использующих для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства». Однако очевидно, что электросамокаты, которые могут разгоняться до 25 км/ч (а некоторые модели и более), не должны стоять в одном ряду с обычными мускульными самокатами, и должны подчиняться иным правилам, нежели пешеходы.
В течение сезона 2021 года многие города по примеру столицы на местном уровне ограничили максимальную скорость электросамокатов и установили особые зоны, в которых запрещено перемещаться на кикшеринге. Но правовой статус пользователей электросамокатов все равно остался неопределен (вот, например, история о том, как человека в Казани оштрафовали за езду на кикскутере по велодорожке).
7 сентября стало известно, что Минтранс представил финальную редакцию поправок к ПДД. Первая редакция документа появилась еще в 2019 году, а поправки с правилами регулирования движения электросамокатов, моноколес и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ) многократно обсуждались и перерабатывались. В разработке новых правил активное участие принимала профильная команда Департамента транспорта Москвы. Теперь, после согласования с ГИБДД и правительством Москвы, документ вышел на финальную прямую.
Что поменяется?
Пояснительная записка к проекту поправок четко определяет цель: определение статуса участников дорожного движения, использующих современные технические средства передвижения, в том числе электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сигвеи и другие.
Что предлагают поправки:
Важно, что, когда средства индивидуальной мобильности получат определение и будут приравнены к транспортному средству, это позволит привлекать пользователей к административной ответственности.
Больше не пешеход?
В новой редакции ПДД появится определение СИМ:
«Средство индивидуальной мобильности» – транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Будет добавлено уточнение о том, что термин «Механическое транспортное средство» не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды (абзац 18, п. 1.2).
Также дополнится определение термина пешеход: лица, ведущие СИМ все равно считаются пешеходами.
Согласно п. 6.5, лица, использующие для передвижения СИМ, должны руководствоваться сигналами светофора в виде силуэта пешехода (движение по тротуару, пешеходной дорожке) либо велосипеда (движение по велосипедной, велопешеходной дорожкам, полосе для велосипедистов).
Также люди на СИМ должны руководствоваться сигналами регулировщика для пешеходов (абзац 12, п. 6.10)
В целом, ранее существовавший раздел «24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов» теперь будет переименован в «24. Дополнительные требования к движению велосипедистов, водителей мопедов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности», и будет содержать основные правила, касающиеся СИМ.
Где же ездить?
В первую очередь хочется отметить, что теперь законом будет установлено максимальное ограничение скорости — 25 км/ч (п. 24.6), а также запрет на перемещение на СИМ по автомагистралям (п. 16.1)
Также, судя по всему, штрафов за езду на электросамокате по велодорожке больше не будет: определения «Велосипедная дорожка», «Велосипедная зона» и «Велопешеходная дорожка» теперь официально содержат указание, что на СИМ по ним можно ездить.
абзац 6, п. 1.2
«Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаком 4.4.1
абзац 7, п. 1.2
«Велосипедная зона» — территория, предназначенная для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1
абзац 43, п. 1.2
«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов, лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7
Теперь глава 24 разделяет лиц, управляющих средствами индивидуальной мобильности, на три категории, от которых зависит то, как и где можно ездить:
Однако у людей старше 14 лет есть и другие варианты, добавленные пунктом 24.2.1. Если очень коротко, то для таких лиц действует следующая иерархия:
Но мы очень рекомендуем прочитать пересказ нового пункта в более подробном изложении, потому что там есть и другие важные моменты и исключения.
К слову, при езде по правому краю проезжей части, можно ехать только в один ряд, запрещены обгон или объезд с левой стороны (первый абзац п. 24.5). А еще п. 4.1 закрепляет, что лица, передвигающиеся на велосипедах и СИМ по краю проезжей части, должны следовать по ходу движения транспортных средств (в отличие от пешеходов, которые должны идти навстречу движению транспортных средств).
Кто главней?
Приводим краткий пересказ новых редакций статей, устанавливающих приоритеты для всех участников дорожного движения.
1. Движение, совмещенное с пешеходами (п.24.6)
— Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и людей на СИМ, пешеходы имеют приоритет
— Если движение на СИМ или велосипеде по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, велосипедист спешивается, а человек на СИМ спешивается или сбавляет скорость до пешеходной.
2. Пересечение СИМ проезжей части вне перекрестка (п.26.4. прим.)
Велосипедист или лицо на СИМ обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.
3. На велосипедных дорожках (п. 4.1)
Пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения СИМ.
4. При выезде машины на дорогу с прилегающей территории и съезде с дороги (п. 8.3.)
При выезде — водитель уступает дорогу всем (и пешеходам, и СИМ), движущимся по ней.
При съезде с дороги – пешеходам, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения СИМ, путь движения которых он пересекает.
5. Если машина поворачивает направо или налево (п. 13.1.)
Водитель обязан уступить дорогу пешеходам, лицам на СИМ и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
6. На пешеходных переходах (п. 14.3)
На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам и лицам, использующим СИМ, закончить пересечение проезжей части.
7. В жилой зоне (п. 17.1.)
Пешеходы могут перемещаться как по тротуарам, так и по проезжей части, и имеют преимущество. Однако пешеходы не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения СИМ.
8. При выезде машины из жилой зоны (п. 17.3)
Водители и лица, использующие СИМ, обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения
9. В велосипедной зоне (24.11.)
Велосипедисты и люди на СИМ имеют преимущество перед механическими транспортными средствами
Что еще нужно знать?
Велосипедистам, водителям мопедов и людям на СИМ запрещается (п. 24.8):
Новые знаки
Изменения также коснутся и знаков:
Также предложено добавить несколько новых знаков:
Новый закон о средствах индивидуальной мобильности в вопросах и ответах
Что за новый закон о средствах мобильности?
На самом деле, никакого нового закона пока ещё нет. Так как речь идёт об изменениях в ПДД, то таковые вносятся не законами как таковыми, а постановлениями правительства России. И такое постановление, действительно, есть, но даже оно не имеет статус официального – по состоянию на 07 Декабря 2021 года это только проект, предложенный Минстрансом, и в законную силу он ещё не вступил.
Между тем, министерство предлагает внести следующие поправки в Правила:
Проект постановления опубликован официальном Федеральном портале правовых актов.
Что такое СИМ?
Итак, средства индивидуальной мобильности могут стать определены в ПДД. В частности, перечислены устройства, которые к ним относятся:
Как видим, законодатели предусмотрели практически неограниченный список такого транспорта, дав свободу при правоприменении на практике это инспекторам ДПС, судьям и другой исполнительной власти. Таким образом, сюда можно отнести даже детские кроссовки с выдвижными колёсами.
Но главных критериев нового средства мобильности 2 – они приводятся в движение либо мускульной силой людей, либо электродвигателем, а также являются устройствами. То есть это должен быть отдельный предмет, и по логике он не является элементом одежды или обуви (таким как высокая платформа или каблуки, к примеру).
Средство индивидуальной мобильности – устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколёса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.
А вот велосипеды и инвалидные коляски, как видим, исключены из устройств СИМ. Сделано это, потому что они выделены в отдельную группу. Так, велосипеды вообще являются транспортными средствами.
Где можно ехать после изменений ПДД?
Самые масштабные поправки коснулись раздела 24 Правил, регулирующих движение для велосипедистов. Теперь этот раздел переименован и туда включены люди на средствах индивидуальной мобильности. И главное, именно эта глава ПДД регулирует, где можно ездить на электорсамокатах, сигвеях, гироскутерах и других СИМ.
Давайте подробнее рассмотрим каждый участок дороги.
По велодорожке
По новым ПДД водители СИМ старше 14 лет не просто могут, а именно обязаны двигаться по:
Но эта обязанность, конечно же, действует при наличии перечисленной инфраструктуры. Но даже если вы едете на обычных роликовых коньках, то при наличии велодорожки тротуар вам противопоказан по новым ПДД.
По тротуару
Вместе с пешеходами владельцам мобильных устройств можно ехать при отсутствии вышеперечисленных участков для велосипедистов.
По обочине
Здесь всё в той же закономерности – при отсутствии велоинфраструктуры и тротуара можно ехать по обочине, но только лицам старше 14 лет.
По краю проезжей части
Отдельный запрет для гироскутеров, сигвеев и моноколёс
Добавлено и определённое запрещение для владельцев СИМ, которые оборудованы системой стабилизации для передвижения – теперь им нельзя ездить по проезжей части дорог в любом случае (кроме ПЧ велозоны).
Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности с гироскопической стабилизацией, по правому краю проезжей части дорог – не допускается (за исключением велосипедных зон).
Есть ли ограничение скорости?
Да, есть. Но только для зоны тротуара.
24.5.1. Скорость движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, во всех случаях совмещённого движения с пешеходами, а также в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не должна превышать 20 км/ч.
Как ездить среди пешеходов?
Кроме того, пешеходы имеют приоритет в зонах из последнего пункта выше.
Во всех случаях совмещённого с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.
А если существует опасность для пешеходов при вашем движении на мобильном устройстве, то вы обязаны спешиться. И это, пожалуй, самый худший новый пункт ПДД для владельцев СИМ, потому как при любом ДТП с пешеходом фактически можно будет сослаться на нарушение этого правила и виновным во всех случаях признать именно человека на роликовых коньках, электросамокате и прочих устройствах.
Если я еду на электросамокате, я водитель?
Да. Только дети в возрасте до 7 лет являются пешеходами, а также те, кто несёт СИМ с собой, ведёт или везёт его рядом.
Любое лицо, которое едет на мобильном устройстве, является водителем. Понять это достаточно просто из термина транспортного средства – средства мобильного передвижения формально подпадают под это определение, так как являются устройствами, предназначенными для передвижения по дорогам (а тротуары, к слову, тоже включены в дорогу).
А водитель – это лицо, управляющее ТС.
В этом и кроется главное изменение ПДД – если раньше вы могли ехать на электросамокате, который развивает скорость выше многих скутеров, и являться по сути пешеходом, то теперь эту «лазейку» прикрыли, и отвечать придётся по полной.
Как сейчас | Как может стать после изменений |
---|---|