Символ льва и единорога что значит
Вел за корону смертный бой со Львом Единорог
Удивительно, что мифический зверь единорог присутствовал в культуре множества стран и эпох, в его существование верили в государствах Европы, Африки и Восточной Азии. И в разных культурах единорогу приписывали не только схожий внешний вид, но и одинаковые повадки, будто бы древние люди и вправду наблюдали этих невероятных зверей.
Единорог в фольклоре разных народов – агрессивный, мощный и опасный зверь. Он с легкостью побеждал слона, распарывая его острым рогом, а особенную вражду затевал со львом, и вот тут исход битвы был неясен.
Противостояние льва и единорога отражено в древнеиндийской и древнееврейской культурах, эти животные олицетворяли собой враждующие близкие народы, например, Северное и Южное Еврейские царства. Единорог побеждал льва силой и скоростью, а лев единорога – смелостью и хитростью.
У льва был единственный шанс избежать гибели от рога и копыт единорога, и самому победить, если в погоне лев предпринимал коварный ход. Он должен был остановиться перед большим деревом и ждать настигающего его опасного противника.
В самый последний момент лев отпрыгивал в сторону перед разогнавшимся для смертельного удара единорогом, и тот сходу вонзался рогом в дерево, и застревал в нем, становясь легкой добычей льва.
Символом своей страны единорога выбрали шотландцы, в пику соседке-Англии, на чьем гербе был лев. Причем, поначалу и у Шотландии был герб со львом, еще в 12-м веке шотландский лев изображался на флагах королей, бывало, что у двух соседних стран были общие правители.
Обострение отношений между Англией и Шотландией случилось в 17-м веке, когда прервалась династия Тюдоров, а шотландцы Стюарты были свергнуты новой, Ганноверской династией. После этого началось вековое противостояние католиков-шотландцев против «угнетателей»-англичан, и символ Стюартов единорог стал естественным знаком борьбы кельтского народа с английским львом.
Поэтому лев и единорог стали негласным символом вражды между Англией и Шотландией, единорог не мог смириться, что предмет их спора, британская корона, оказалась захвачена его обидчиком-львом. Эта борьба народов отразилась в известном стишке 17-го века, который потом попал и в «Алису» Кэррола.
Вел за корону смертный бой со Львом Единорог
Гонял Единорога Лев вдоль городских дорог,
Кто подавал им чёрный хлеб, а кто давал пирог,
А после их под барабан прогнали за порог.
Хотя современный герб Великобритании объединил враждовавших зверей, они изображаются не в равном положении. Единорог скован цепью, и в этом некоторые шотландцы видят обидный знак.
Современный герб Великобритании объединил двух геральдических зверей в знак примирения Шотландии и Англии, теперь лев и единорог заняты общим делом, охраной общего государства. Надолго ли – кто знает, и не станет ли пророческой фраза из «Алисы в Зазеркалье»: «они опять взялись за свое».
Друзья, как думаете, что выигрывает Шотландия, выйди она из состава Объединенного королевства?
Единороги в Москве
Единороги в Москве!? Не может быть! Всем известно, что единороги существуют только в сказках! Ну ладно, ещё они встречаются в фэнтези и компьютерных играх.
Единороги в Москве. Геральдическая пара льва и единорога
Хотите покажу, где в Москве можно найти минимум полдюжины единорогов? Только вначале надо выяснить, откуда на Руси появился этот дивный зверь. Пришёл он к нам с запада вместе с ещё одним легендарным существом. Это существо — лев. Лев и единорог часто пребывают в паре на тканях, посуде и росписях. Оба они символизируют добродетели государевы.
Лев означает силу, мощь и величие, а единорог — мудрость, чистоту и вечность государства.
Одно из самых древних изображений этой геральдической пары есть на царском троне в Оружейной палате. Его считали троном Ивана Грозного, но недавно специалисты выяснили, что он относится к XVII веку. Так что Иоанн Васильевич IV восседать на нём никак не мог.
Спинка трона. Слева единорог, справа лев. Фото visualrian.ru
Единороги на московских улицах
В самом центре Москвы на улице Никольской стоит старинное здание Синодальной типографии. Когда-то на этом месте Иван Фёдоров создал первую русскую печатную книгу «Апостол». Здание много раз перестраивалось. Его фасад относится к 1815 году. Здесь мы вновь встречаемся с уже знакомой нам геральдической парой. Лев и единорог выглядят довольно своеобразно если не сказать «карикатурно». Однако скульптор вряд ли видел их наяву. Ему пришлось работать основываясь на старинных гравюрах.
Фото livejournal.com
Неподалёку на Красной площади, на здании Исторического музея «живёт» ещё один единорог.
Фото kazanocheka.livejournal.com
Он присутствует не только в одиночестве, но и вместе со своим постоянным спутником — львом.
В парадном вестибюле музея эта пара повторяется ещё раз.
Фото forumguns.ru
Здание Исторического музея построил архитектор английского происхождения Владимир Шервуд. Как часто иноземцы давали России куда больше, чем «истинные квасные патриоты».
Долгое время никаких львов, корон и единорогов на Историческом музее просто не было. С ними расправились в 1935 году, очевидно посчитав их такими же «вредными» для советской власти, как и двуглавых орлов. Символы государственности, мудрости и могущества вновь обрели своё место в 2003 году.
Государственный Исторический музей.
Самый изящный единорог
Однако мы увлеклись. Продолжаем охоту за единорогами в чистом поле, в смысле в дремучем лесу на улицах Москвы. Наверное самый изящный и благородный единорог живёт в тихом Нащокинском переулке на фасаде небольшого дома № 14 в «готическом вкусе». Малоизвестный архитектор Пётр Щёкотов построил его в 1897 году.
В Коломенском дворце царя Алексея Михайловича на Красном, то есть красивом крыльце мы вновь встречаем льва, единорога и мировое древо. Мировое древо можно трактовать и как райское древо. Государь Алексей Михайлович попытался устроить рай на земле в своей загородной резиденции.
Роспись относится к 2011 году. Десять лет назад завершилась реконструкция дворца Алексея Михайловича. Его оформил художник Иван Ильич Глазунов. Лев и единорог на Красном крыльце не обязательно выглядели именно так. Но они могли так выглядеть.
О единорогах и о многом другом я рассказываю на пешеходных экскурсиях по Москве.
Если вас интересует живность на московских улицах, предлагаем познакомиться с бронзовым утиным семейством.
В энциклопедии символов: единорог – мифическое существо, представляющее лунный женский аспект. Атрибут всей евразийской рыцарской культуры, творчески преклонявшейся перед женским началом мира. В «ведах» является эмблемой меча или «слова Божия». В западной церкви известен как символ целомудрия. Используется как аллегория Благовещения и воплощения Христа. Входил в атрибутику Девы Марии, женщин-святых.
Но что же означают эти шесть загадочных сцен на гобеленах?
Пять из них представляют аллегории пяти чувств, по которым они и получили свои названия. Шестой принято называть «? mon seule d?sir» («Мое единственное желание») — по вытканному на нем девизу. Кто и когда создал эти шпалеры, которые известны сегодня всему миру? В 1841 году их в подвалах замка Буссак в Крез нашла известная писательница Жорж Санд. Нижняя часть шпалер была испорчена от сырости, позже недостающие части дополнили — такими их можно увидеть сегодня в музее Клюни, куда они были привезены в 1882 году.
Однако Жорж Санд утверждала, что гобеленов было не шесть, а восемь. По ее словам, на седьмом гобелене Дама была изображена сидящей на богато украшенном троне, а на восьмом — ласкающей двух белых единорогов. Что же символизируют изображения на гобеленах? Какой смысл имеют эти диковинные звери, цветы, птицы, о чем рассказывает образ загадочной Дамы между львом и единорогом?
Аллегории пяти чувств как введение к трем последним сюжетам могут указывать на то, что душа должна научиться контролировать чувства, которые связаны с материей, и преобразовать их в атаноре сознания, чтобы через их тонкую противоположную сторону она получила возможность достичь освобождения и одержать победу над материей.
Серия гобеленов «Дама с единорогом» рассказывает о сакральной свадьбе души с духом, о небесной иерогамии и наводит на мысль о том, что такое объединение возможно и между людьми в обществе, и может быть сбудется старый александрийский сон об общности и единстве духа между Востоком и Западом. Проходят века, но Дама и единорог на старинных гобеленах продолжают хранить свою тайну. Тайну замысла, тайну происхождения, тайну символического смысла.
Лев и Единорог
Содержание
Лев и Единорог — эмблематическая пара, встречающаяся в геральдике, литературе, архитектуре и изобразительном искусстве.
Сюжет о сражении льва и единорога есть в рыцарской поэме Эдмунда Спенсера «Королева фей», повести Льюиса Кэролла «Алиса в Зазеркалье», «Голубиной книге».
Битва льва и единорога на рисунке Уолтера Крейна
«Дама и единорог». Шпалера из серии из шести фламандских гобеленов, изображающих чувства. Конец XV века.
Рисунок 1702 года, изображающий нападение группы львов во главе с единорогом на различных животных
Скульптуры льва и единорога на лестнице университета Глазго
Знак члена Ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Между лучами мальтийского креста изображены львы и единороги.
В английской культуре
Фольклор
Это стихотворение было опубликовано в сборнике «Стихи Матушки Гусыни», откуда попало в повесть Льюис Кэролла «Алиса в Зазеркалье».
Текст народной песни:
The lion and the unicorn
Were fighting for the crown
The lion beat the unicorn
All around the town.
Вел за корону смертный бой со Львом Единорог
Гонял Единорога Лев вдоль городских дорог,
Кто подавал им черный хлеб, а кто давал пирог,
А после их под барабан прогнали за порог.
Бьются, бьются за корону, Лев с Единорогом.
Гонит Лев Единорога по кружным дорогам.
Хлебных корок и бисквита им дают обоим,
От столицы отгоняют барабанным боем.
В переводе Владимира Эммануиловича Орла:
Лев
И один
Единорог
Дрались из-за короны.
Сломав Единорогу рог,
Лев отлупил его — как мог.
Им дали яблочный пирог,
Лапшу и макароны.
Раздался шум из-за дверей,
Забарабанил кто-то,
И перетрусивших зверей
Прогнали
За ворота!
Иллюстрация к «Стихам Матушки Гусыни»: Вел за корону смертный бой со Львом Единорог
Иллюстрация к «Стихам Матушки Гусыни»: Гонял Единорога Лев вдоль городских дорог
Иллюстрация к «Стихам Матушки Гусыни»: Кто подавал им черный хлеб, а кто давал пирог
Иллюстрация к «Стихам Матушки Гусыни»: Кто подавал им черный хлеб, а кто давал пирог
Иллюстрация к «Стихам Матушки Гусыни»: А после их под барабан прогнали за порог
«Королева фей»
Эта поэма написана в XVI веке, ещё до объединения Шотландского и Английского королевств и их геральдических символов.
«Алиса в Зазеркалье»
Сюжет
В расстановке фигур перед началом игры Единорог отнесён к белым фигурам, а Лев — к чёрным.
Лев и Единорог по первому высказыванию короля дерутся за его же корону.
Лев и Единорог — довольно милые звери. Единорог пытается подружиться с Алисой, а Лев предлагает в честь дружбы съесть пирог. Тут появляются некоторые осложнения. Зазеркальные пироги сначала надо раздавать, а потом резать. Алиса же пыталась всё сделать по нормальному. Неожиданно раздаётся барабанная дробь и Алиса попадает в лес. Льва также можно заметить в толпе у ковровой дорожки.
Аллюзии
Льюис Кэролл, создавая эпизод о битве между львом и Единорогом, предположительно имел в виду соперничество между Уильямом Гладстоном и Бенджамином Дизраэли [4] :
— Кто… победит… получит… корону? — спросила Алиса, тяжело дыша.
— Ну, нет! — сказал Король. — Что это тебе в голову пришло?
Лев и Единорог. Иллюстрация Джона Тенниела к повести «Алиса в Зазеркалье»
Алиса, Зай Атс, Белый Король, Болванс Чик и Лев. Иллюстрация Джона Тенниела к повести «Алиса в Зазеркалье»
Карикатура на Дизраэли в журнале «Панч», работы Джона Тенниела
Геральдика
Шотландский вариант герба Великобритании
Портрет Елизаветы Стюарт. На воротнике изображены королевский герб Англии и его щитодержатели — лев и единорог.
В русской культуре
«Голубиная книга»
В финале «Голубиной книги» показано противоборство льва и единорога, которое олицетворяет бой Кривды с Правдой [6] :
Символы власти
Знамя, бывшее с Ермаком при покорении Сибири. 1581—1582 годы. Государственная Оружейная палата
Начальнический прапор конца XVII века. Государственный Эрмитаж
Фирменный знак Московского печатного двора времён Ивана Грозного
Лев и единорог на фасаде синодальной типографии
Лев и единорог на спинке трона Ивана Грозного
Архитектура
Декоративно-прикладное искусство
Роспись коробьи. Район Великого Устюга. XVII век. Сражение льва с единорогом.
Роспись сундучка-подголовока. Северная Двина. Район Борка. 1688 год. Древо жизни охраняют лев и единорог, поднявшись на задние лапы и соединившись, как в дружеском объятии.
В еврейской культуре
Поединок льва и единорога — частый образ в росписи синагог.
Роспись Ходоровской синагоги. 1652 год.
Титульный лист пинкаса Общества Изучения Мишны, Меджибож Украина, 1880-1910 годы.
Титульный лист книги «Детские песни на идиш», иллюстрация Леонида Пастернака, 1915, Москва
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Лев и Единорог» в других словарях:
Лев и единорог — Содержание 1 В английской культуре 1.1 Фольклор 1.2 «Королева фей» … Википедия
Единорог — У этого термина существуют и другие значения, см. Единорог (значения). Доменикино. Дева с единорогом (фрагмент фрески, 1602) … Википедия
Единорог в геральдике — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/9 августа 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно … Википедия
Лев — Имеет двойственное значение, неся в себе и солярный, и лунный символизм, олицетворение и добра, и зла. В качестве солярного символа лев олицетворяет жар, блеск и силу полуденного Солнца, принцип огня, великолепие, силу и храбрость, стойкость,… … Словарь символов
Единорог (созвездие) — Единорог щёлкните по изображению для его увеличения … Википедия
Лев (геральдический символ) — Геральдический лев Самые любимые животные, по символическому их значению в гербах, лев и леопард. Первый представитель силы, мужества и великодушия, а второй храбрости и отваги. Лев так часто встречается в гербах, что для разных его поз придуманы … Википедия
Единорог, в мифологии — Статуя единорога в графстве Керри в Ирландии Дева с единорогом (фреска, 1602) Коллекция из 5 тканных гобеленов XV века под общим названием «Дама с … Википедия
Единорог (мифология) — Статуя единорога в графстве Керри в Ирландии Дева с единорогом (фреска, 1602) Коллекция из 5 тканных гобеленов XV века под общим названием «Дама с … Википедия
Единорог в мифологии — Статуя единорога в графстве Керри в Ирландии Дева с единорогом (фреска, 1602) Коллекция из 5 тканных гобеленов XV века под общим названием «Дама с … Википедия
ЕДИНОРОГ — вымышленное существо, многосмысловой символ различных культурных традиций. Название производно от наиболее характерного признака длинного рога на лбу. В европейской геральдике изображался в виде лошади с белым туловищем, с темно красной головой,… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
Символ льва и единорога что значит
Эмблематическая пара «лев и единорог» в русской культуре и солярно-лунарная символика
Опубликовано в: Календарно-хронологическая культура и проблемы её изучения: К 870-летию «Учения» Кирика Новгородца. Материалы научной конференции. М.: РГГУ, 2006. С. 138–141.
Исследованию эмблемы единорога в русской культуре, получившей особенное распространение в XVI – XVII вв., посвящён целый ряд научных работ современной историографии (Р.А. Симонов, О.В. Белова, Г.В. Вилинбахов, А.Л. Хорошкевич, Н.А. Мерзлютина и др.). Предлагались различные интерпретации семантики этого символа, объяснения его популярности в период Московского царства, предпринимались попытки классификации изображений. Но в большинстве случаев авторы ограничивались весьма общими положениями, констатировавшими значительное разнообразие, если не сказать полярность, семантики единорога – от символа Христа до знака-«оберега», «смертоносного образа». Доминирующим же остаётся самое обобщённое и не вполне определённое значение: единорог признаётся символом царской власти, силы, могущества и других позитивных «властных» (применительно к конкретным изображениям на царских печатях или регалиях, например) качеств (особняком стоит гипотеза Р.А. Симонова об астрологическом значении эмблемы единорога). Однако такое объяснение на самом деле ничего толком не объясняет. Почему именно единорог стал воплотителем этих качеств, как семантика единорога соотносилась с семантикой льва, в чём они различались, почему эта пара стала столь популярной – эти вопросы пока остаются практически без ответа. Собственно появление самой пары «лев и единорог» в русской культуре можно, конечно, объяснить европейским заимствованием. Но это заимствование (а его вероятность весьма велика) – лишь повод, отнюдь не проясняющий широкую распространённость этих эмблем в Московской Руси.
Представляется, что для того, чтобы чётко и ясно ответить на все эти вопросы или, по крайней мере, предложить какую-либо гипотезу / гипотезы на сей счёт, необходимо учитывать следующие принципиальные моменты:
1. Единорог и лев как одинарные эмблемы. Иными словами, эмблема единорога сама по себе может иметь какую-то определённую семантику, но она не обязательно аналогична семантике эмблемы единорога в паре с другой эмблемой. То же относится и к эмблеме льва. Важно понять, чтó в принципе означают или могут означать отдельно эмблема льва и отдельно эмблема единорога в разных контекстах и на разных «носителях».
2. Парные эмблемы: лев и лев, единорог и единорог. Такие случаи также известны в русской эмблематике.
3. Парные эмблемы: лев и единорог, единорог и лев. Здесь пока не вполне ясно, отличались ли семантически эти пары друг от друга, или нет. Н.А. Мерзлютина в своей примечательной работе утверждает, что это, «вероятно, не было принципиальным», но оставляет это утверждение без доказательств.
4. Пара «единорог и лев / лев и единорог», или сами по себе лев и единорог, в сочетании с другими эмблемами (например, четыре животных на налуче саадака Большого наряда царя Михаила Фёдоровича или на двойном троне Ивана и Петра Алексеевичей). Здесь очевидно, что следует рассматривать семантику всей композиции в целом, а не только её отдельных частей.
Семантика конкретных эмблем и сочетаний эмблем во всех вышеописанных случаях далеко не обязательно может быть одинаковой.
Чрезвычайно важна и эмблематическая классификация. Пример её содержится в уже упоминавшейся работе Н.А. Мерзлютиной, выделяющей три типа композиций: лев и единорог по бокам дерева / ветки, растительного элемента; лев и единорог по бокам государственного двуглавого орла; лев и единорог в противоборстве. Очевидно, что количество вариантов значительно больше, а с учётом вышеописанной дифференциации эта классификация требует более детального уточнения. Можно усомниться в её необходимости, ведь какие-то детали изображений могут не быть существенными, но сложность состоит как раз в том, что мы не можем сказать заранее, какие именно. То, что кажется не существенным для нас, для людей XVI – XVII вв. могло, напротив, иметь важное значение, и наоборот. Поэтому только детальный анализ и сопоставление различных вариантов изображений способны избавить от голословных утверждений о значимости или не значимости тех или иных сочетаний или эмблем.
Понимая, что реализация обозначенных задач есть дело будущего, автор берёт на себя смелость предложить объяснение хотя бы некоторым случаям употребления парной эмблемы «единорог и лев» в русской культуре XVII в. Сама по себе эта пара в разных сочетаниях известна на очень большом числе предметов: от чернильниц и книжных переплётов до архитектурного декора храмов и светских зданий. Мне кажется возможным связать эту парную эмблему с солярно-лунарной символикой, причём не только по вероятному генезису (такое толкование отмечается в древневосточных культурах), но и по актуальному восприятию жителей Московского царства той эпохи, о которой идёт речь. В самом деле, по крайней мере в трёх случаях имеется возможность со всей очевидностью это предполагать:
1. Каменные львы и единороги на Спасской башне Московского кремля, появление которых связывается с деятельностью Христофора Галовея. Фигуры этих животных составляют ярус декора, как бы обрамляющего снизу циферблаты часов. Над самими часами расположены фигуры павлинов с раскрытыми хвостами, символизирующими звёздное небо.
2. Единорог и лев на фасаде здания московского Печатного двора. Фигуры животных расположены по бокам и над воротами, под и с двух сторон двуглавого орла, и сопровождаются двумя солнечными часами, предназначенными, очевидно, для определения летнего и зимнего времени.
3. Единорог и лев, венчающие навершие Столовой палаты Коломенского дворца. По описаниям дворца, фигуры льва и единорога из белого железа были расположены по бокам глобуса, на котором сидит орёл. Правда, почти на всех изображениях Коломенского дворца присутствуют два льва, но не вполне ясно, насколько сами эти изображения (довольно поздние) аутентичны XVII веку. Крыша Столовой палаты была лазоревого цвета. Секретарь посольства Священной Римской Империи в 1675 г. отмечал на потолке палаты изображения небесных светил, звёзд, знаков зодиака, даже путей планет и т.п. – иными словами, палата представляла собой настоящий средневековый планетарий.
Эти случаи, когда эмблемы льва и единорога соединены с часами, глобусом, символами или изображениями звёзд и иной календарно-астрономической символикой, могут свидетельствовать в пользу высказанной версии. Возможно, наличие той же пары в декоре церковных зданий, по своей «функциональной принадлежности» теснейшим образом связанных с временем и его проявлениями, также вписывается в этот контекст. Солярно-лунарная символика, воплощённая в эмблемах льва и единорога, вполне могла сопровождать и государственного двуглавого орла. Связь этой эмблематической пары с книжностью (издания Печатного двора) и письмом (особенно распространены изображения на чернильницах) также может объясняться её хронологической семантикой (письмо и чтение как своего рода «фиксация» памяти, истории, традиции, преемственности, а значит, и времени). При этом такая интерпретация вовсе не обязательна абсолютно во всех случаях. На знамёнах, например, лев и единорог вполне могли иметь иной, более «приземлённый», военно-героический смысл.
Но каковы основания для такого предположения? Что обусловливало сопряжение льва с солнцем, а единорога с луной? Здесь напрашиваются очевидные параллели. Лев и солнце – распространённая символизация в мировой культуре (как например, в Иране, где это сочетание даже существовало в государственном гербе). Лев ассоциируется с золотом, как и солнце; единорог – с серебром, как и луна. Само изображение луны как месяца (рога луны) естественным образом соединяется с символикой рогатого животного – быка (см. подробно об этом в монографии Б.А. Успенского «Крест и круг»). Львы и тельцы (символы солнца и луны) окружают библейский трон Соломона. Телец мог вполне быть «замещён» единорогом (Н.А. Мерзлютина), ср. эмблемы животных на саадаке Большого наряда Михаила Фёдоровича. Кроме того полумесяц в европейской традиции мог ассоциироваться с символикой Богоматери. Единорог же (как связанный с символикой целомудрия и девственности) также мог символизировать деву Марию. Лев в данном контексте уподоблялся солнцу и Христу, единорог – луне и Богоматери. Изображения львов и единорогов в качестве солярных и лунарных символов известны в европейской культуре эпохи Возрождения. Например, на гравюрах из книги Франческо Колонна «Гипнэротомания Полифила» (типография Альда Мануция, 1499 г.) изображены колесницы Гелиоса, которого везут львы, и Семелы, которую везут единороги.
Возможно, солярно-лунарная семантика рассматриваемой эмблематической пары может прояснить и особенности самого сочетания эмблем. Если единорог расположен слева от зрителя, а лев – справа (т.е. пара представляет собой сочетание не льва и единорога, а единорога и льва), то это может объясняться: или соотнесением солнца с правой стороной, а луны с левой (и тогда соотношение правого и левого устанавливается со стороны зрителя, смотрящего на часы, сопровождаемые этими эмблемами), или соотнесением единорога со скипетром, а льва – с державой (круг = солнце) (в случае, например, изображений на регалиях), или соотнесением Богоматери с правой стороной, а Иоанна Крестителя – с левой (по сторонам Христа). В последних двух случаях принципиален взгляд не «извне», а «изнутри».