Свастика крест гитлера что означает
Почему Гитлер выбрал свастику символом нацистской партии? 15 интересных фактов о свастике
Свастика считается самым несправедливо отвергнутым символом, ведь в её первоначальном значении заключено только добро. Заслужил ли сакральный символ свастики порицание и запрет? И почему именно она приглянулась нацистам?
Читайте интересные факты о свастике на Фактруме прямо сейчас.
Свастика имеет очень давнюю историю — этот мотив был впервые использован в Евразии не менее 7000 лет назад. Эмблема свастики ассоциировалась с благополучной долгой жизнью и была найдена повсюду, от гробниц первых христиан до катакомб Рима, и на всём, от лоскутных одеял и щитов до украшений.
Мозаичная свастика в византийской церкви в Шавей-Цион (Израиль)
Фото: Википедия
Точно определить, что означает свастика, невозможно её древности, но наиболее вероятно, что эмблема символизирует движение солнечного диска по небу.
Доисторическое изображение свастики (Иран)
Фото: Википедия
Слово «свастика» имеет санскритские корни: «су» означает «добро», а «асти» — «побеждать».
Четыре «луча» свастики в индуистской философии означают различные понятия, делящиеся на четыре — четыре времени года, четыре стадии жизни, четыре Веды (священные писания индуизма).
9-й век
Фото: Википедия
В некоторых частях Индии Свастика — популярное женское имя.
В Буддизме символ свастики тоже используется. он называется «манджи» и означает следы Будды. В джайнизме свастика символизирует духовного учителя.
Фото: BBC
В Индии символ свастики с лучами, ориентированными по часовой стрелке — эмблема бога Солнца. Символ часто можно увидеть на порогах и дверях магазинов как знак приветствия, а также на транспортных средствах и на различных бланках. Его обязательно размещают на свадьбах и других торжествах, используют, чтобы освятить новый дом, а также при заведении новых бухгалтерских книг в начале финансового года или при открытии новой фирмы.
Древние греки украшали мотивами свастики горшки и вазы, древние друиды и кельты использовали свастику как священный знак, а в скандинавской мифологии она олицетворяла молот Тора.
Древнегреческая свастика
В Национальном музее истории Украины хранится множество разнообразных предметов с изображением свастики. Самый старый из экспонатов — фигурка птицы из слоновой кости со сложным рисунком свастики на ней, созданная около 15 тыс. лет назад.
В начале 20 века, до того, как Гитлер принял свастику в качестве символа его нацистской партии, свастика широко использовалась в мире в качестве декоративного узора или в духовном значении. Она была символом удачи и её можно было встретить в рекламе, архитектуре и на ювелирных изделиях. В есть доходные дома конца 19 — начала 20 века, на которых сохранился декор со свастикой.
Датская пивоваренная компания Carlsberg со в Копенгагене использовала свастику в качестве своего логотипа с 1881 по годы, но была вынуждена отказаться от него когда свастика стала ассоциироваться с нацистами.
Пиво Carlsberg
Индусские культурные и религиозные организации настаивают на том, что нацисты использовали не свастику, а крючковатый крест. Их аргументация заключается в том, что нацистская свастика повёрнута под углом 45 градусов, в то время как в индуизме свастика имеет горизонтально лежащее основание.
Доподлинно неизвестно, почему Гитлер выбрал именно свастику в качестве символа своей партии, но историки предполагают, что немцы нашли сходство между своим языком и санскритом и пришли к выводу, что индусы и немцы происходят от одной и той же «чистой» арийской расы.
В наше время нацистская свастика запрещена в большинстве европейских стран, включая Германию, однако, некоторые люди не оставляют попыток спасти её честь, утверждая, что негативное отношение к свастике как к эмблеме крайне несправедливо.
В 1993 году еврейская художница Эдит Альтман, потерявшая бабушку и дедушку в Холокосте, создала инсталляцию «Возвращение символа: искусство памяти». Она нарисовала золотую свастику на стене над чёрной нацистской, изображённой на полу. «Я хочу убрать связь свастики со злом, чтобы больше никто её не боялся» — объяснила художница.
Перед Олимпийскими играми 2021 года Япония приняла решение отказаться от свастики — японского символа храмов на туристических картах — и заменить его изображением пагоды, что вызвало негативную реакцию у жителей страны.
Свастика славян и свастика фашистов
Сегодня многие люди, услышав слово «свастика», сразу представляют Адольфа Гитлера, концлагеря и ужасы Второй Мировой войны. Но, на самом деле, этот символ появился еще до новой эры и имеет очень богатую историю. Большое распространение он получил и в славянской культуре, где существовало множество его модификаций. Синонимом слова «свастичный» являлось понятие «солярный», то есть солнечный. Существовали ли какие-то отличия в свастике славян и фашистов? А, если да, то в чем они выражались?
Для начала напомним, как выглядит свастика. Это крест, каждый из четырех концов которого загибается под прямым углом. Причем все углы направлены в одну сторону: вправо или влево. Смотря на такой знак, создается ощущение его вращения. Есть мнения, что основное отличие славянской и фашистской свастик заключается в направлении этого самого вращения. У немцев это правостороннее движение (по часовой стрелке), а у наших предков – левостороннее (против часовой). Но это далеко не все, что отличает свастику ариев и арийцев.
Внешние отличия
Также важной отличительной чертой является постоянство цвета и формы у знака армии фюрера. Линии их свастики достаточно широкие, абсолютно прямые, черного цвета. Подлежащий фон – белый круг на красном полотне.
А что же со славянской свастикой? Во-первых, как уже было сказано, есть много свастичных знаков, отличающихся по форме. За основу каждого символа, разумеется, принят крест с прямыми углами на концах. Но у креста может быть не четыре конца, а шесть или даже восемь. На линиях его могут появляться дополнительные элементы, в том числе и плавные, округлые линии.
Во-вторых, цвет свастичных знаков. Здесь также есть разнообразие, но уже не так резко выраженное. Преобладает символ красного цвета на белом фоне. Красный цвет выбран не случайно. Ведь он был олицетворением солнца у славян. Но есть и голубые, и желтые цвета на некоторых из знаков. В-третьих, направление движения. Ранее было сказано, что оно у славян противоположно фашистскому. Однако, это не совсем так. Мы встречаем и правосторонние свастики у славян, и левосторонние.
Мы рассмотрели лишь внешние отличительные атрибуты свастики славян и свастики фашистов. Но гораздо более важными фактами являются следующие:
Начнем со славянской свастики
Время, когда она появилась именно у славян, назвать сложно. Но, например, у скифов, она зафиксирована в четвертом тысячелетии до нашей эры. А так как чуть позже славяне начали выделяться из индоевропейской общности, то, наверняка, они уже использовалась ими то время (третье-второе тысячелетие до новой эры). Тем более, что у праславян они были основополагающими орнаментами.
Свастичные знаки изобиловали в обиходе славян. И поэтому нельзя всем им приписывать одно и то же значение. На самом деле, каждый символ был индивидуальным и нес свою смысловую нагрузку. Кстати, свастика могла быть как самостоятельным знаком, так и входить в состав более сложных (при этом чаще всего ее располагали в центре). Вот основные значения славянских свастичных (солярных символов):
То есть в целом, мы можем сказать, что значение свастики было каким-то возвышенным, духовно-высоким, благородным.
Свастика фашистов
Интересный факт: человек, предложивший Гитлеру взять в качестве символа свастику, изначально представил левосторонний крест. Но фюрер настоял на том, чтобы заменить его на правосторонний.
Так им образом, свастика славян и свастика фашистов имеет колоссальные отличия. Это выражается не только во внешних чертах, но и в смысловых. Если у славян этот знак олицетворял что-то доброе, благородное, высокое, то у фашистов – это был истинно нацистский знак. Поэтому не стоит, услышав что-то о свастике, сразу думать о фашизме.
Свастика. Кто придумал фашистский крест?
Свастика. Кто придумал фашистский крест?
Им даже не надо крестов на могилы —
Сойдут и на крыльях кресты…
Владимир Высоцкий «Две песни об одном воздушном бое»
Многие считают, что главный символ Третьего рейха — черную свастику на красном фоне — придумал сам Гитлер или люди из его ближайшего окружения. Но на самом деле такое мнение есть не что иное, как заблуждение. Нацистская святыня, как, впрочем, и другие атрибуты фашистской Германии, существовала задолго до прихода к власти бесноватого фюрера и изначально не несла в себе столь зловещего значения.
Главная эмблема Третьего рейха имеет многовековую историю. Она была распространена в Иране уже в VI тысячелетии. до н. э. Позднее свастика встречалась на Дальнем Востоке, в Средней и Юго-Восточной Азии, в Тибете и Японии. Широко использовала ее и доэллинская Греция. В Киевской Руси этот знак, называемый «коловрат», также был весьма популярен. Не обошла свастика и коренных жителей Американских континентов. А народы Кавказа и балтийские поморы использовали ее как элемент орнаментов даже в начале XX века.
Естественно, все это время крест с изогнутыми концами ни у кого не ассоциировался с массовыми убийствами, разрушительной войной и преступлениями против человечества. Кстати, исторических сведений о том, что этот знак использовали древние германские племена, нет. Пришедшие к власти фашисты искали для нацистского государства подходящую эмблему и ничтоже сумняшеся остановили свой выбор на свастике, окрестив ее древним немецким, а то и вовсе арийским символом.
Значение данного символа точно не установлено. Существует версия, что он был одной из разновидностей креста с обломанными концами, символизирующего, по мнению историков, внутренний мир человека — пространство, расположенное между перпендикулярно пересекающимися линиями. Однако самый распространенный взгляд на свастику заключается в том, что в ней видят солярный, то есть солнечный знак. Этнографы считают ее всего лишь безобидным символом движения небесного светила и смены времен года.
Адольф Гитлер же почему-то увидел в ней нечто принципиально иное. По его мнению, крест с изогнутыми концами олицетворял превосходство арийцев над другими народами. Чем руководствовался немецкий фюрер при вынесении такой оценки — загадка.
Более того, достоверно известно, что идея использовать свастику в качестве эмблемы пришла в голову отнюдь не Гитлеру. Главный символ Третьему рейху «подарила»… немецкая масонская ложа! Точнее, ее правопреемница — тайная организация «Туле». Изначально это общество занималось изучением и популяризацией древней истории и фольклора. Однако ее члены держали нос по ветру и с удовольствием откликнулись на идеи Гитлера. Идеология «Туле» стала базироваться на концепции германского расового превосходства, антисемитизме и пангерманской мечте о новом могущественном немецком Рейхе. Все это было густо «приправлено» оккультизмом: члены общества проводили специальные обряды и магические ритуалы. Среди использовавшихся в этих ритуалах символов была и свастика.
Гитлеру, всегда интересовавшемуся оккультизмом, этот знак приглянулся, и он для начала решил сделать его эмблемой своей партии. Лидер НСДАП немного видоизменил свастику, и летом 1920 года родился символ, который спустя два десятилетия наводил ужас на всю Европу: черный крест с загнутыми концами, вписанный в белый круг на красном фоне. Красный цвет символизировал социальные идеалы партии, а белый — националистические. Крест указывал на победу и верховенство арийской расы.
Посте прихода Гитлера к власти свастика стала непременным атрибутом государственной, официальной, военной и корпоративной символики Германии. Немцы настолько дорожили этим «знаком превосходства», что в 1935 году даже был издан специальный Указ «О запрещении евреям вешать флаг со свастикой». Видимо, нацисты полагали, что своими прикосновениями «расово нечистые» элементы осквернят их святыню.
В годы существования Третьего рейха свастика использовалась везде: на денежных знаках, посуде, сувенирной продукции. Флагами и транспарантами с этим знаком во время каких-либо празднеств были увешаны улицы немецких городов, причем увешаны настолько плотно, что у прохожих начинало рябить в глазах. Однако порой нацистская святыня использовалась не по назначению: писком моды считалось дамское платье, ткань которого украшал орнамент из тысяч мелких крестов.
Возможно, свастика так и осталась бы символом солнца, огня и плодородия. Если бы не Вторая мировая, с началом которой она благодаря Гитлеру определенно перестала быть «солнечной».
Более органичным и уместным с точки зрения расовой теории было использование нацистами рун, положенных в основу письменности древнегерманских и скандинавских народов. Как известно, издревле рунические знаки не только являлись буквами, но и имели магическое значение — применялись для гадания и в качестве охранных амулетов. Историки считают, что, вводя руны в обиход, Гитлер и его окружение пытались не только развить у жителей Германии патриотизм, но и надеялись использовать рунические знаки как магическое орудие. Правда, трактовал их фюрер выборочно: оставил лишь те значения, которые отвечали его мировоззрению. Так, руна Зиг, двойное изображение которой стало «логотипом» СС, в каноническом толковании означала стремление к свету и обогащению духовного мира, а также расцвет творческих способностей. Естественно, доблестным эсэсовцам такие качества были ни к чему, поэтому в интерпретации Гитлера руна-«молния» означала гром, молнию и, опять-таки, превосходство арийской расы.
К «взятым напрокат» символам можно отнести также орла и дубовые ветви. Авторство этих знаков восходит еще к Римской империи. Украшая герб немецкого Рейха, Гитлер замахнулся, ни много ни мало, на наиболее распространенные атрибуты власти римских цезарей.
Такой зловещий знак отличия, как череп («мертвая голова»), фашисты позаимствовали у околомасонского ордена — розенкрейцеров. Причем сначала это мрачное изображение символизировало, по мнению его «первооткрывателей», победу духа над бренной материей. Помните средневековых философов, размышлявших с черепом в руках на тему: «Бедный Йорик…»? А вот в руках, точнее, на пальцах офицеров СС, поместивших «мертвую голову» на серебряные перстни, этот знак приобрел совершенно иное значение. Он стал воплощением жестокости, разрушения и смерти.
Так что не стоит заблуждаться: нацисты не сами придумали символику «тысячелетнего» Рейха. Все используемые ими знаки и атрибуты существовали уже давно и использовались в куда более гуманных целях.
Читайте также
Свастика прямая (левосторонняя)
Свастика прямая (левосторонняя) Свастика как солнечный символПрямая (левосторонняя) свастика – это крест с концами, загнутыми влево. Вращение считается происходящим по часовой стрелке (в определении направления движения мнения иногда расходятся).Прямая свастика –
Свастика обратная (правосторонняя)
Свастика обратная (правосторонняя) Свастика на нацистской военной медалиОбратная (правосторонняя) свастика – это крест с концами, загнутыми вправо. Вращение считается происходящим против часовой стрелки.Обратная свастика связывается обычно с женским началом. Иногда
Трикветра (трехлучевая свастика)
Трикветра (трехлучевая свастика) ТрикветраТрикветра в значительной степени обладает символикой свастики. Это также движение Солнца: на восходе, в зените и на закате. Высказывались предположения о связи этого символа с лунными фазами и обновлением жизни. Подобно
Андреевский крест (косой крест)
Тау-крест (крест святого Антония)
Тау-крест (крест святого Антония) Тау-крест Крест святого АнтонияТау-крест назван так из-за сходства с греческой буквой «Т» (тау). Он символизирует жизнь, ключ к верховной власти, фаллос. В Древнем Египте – знак плодородия и жизни. В библейские времена – символ защиты. У
Кто придумал басню?
Кто придумал басню? Басня — это один из древнейших жанров литературы. Полагают, что, басни были одними из первых литературных произведений, в которых отразились представления людей о мире. Первым автором басен называют раба Эзопа, славившегося своим остроумием. Ученые
Кто придумал светофоры?
Кто придумал светофоры? Знаете ли вы, что организация движения была проблемой еще задолго до появления автомобилей. Юлий Цезарь был, вероятно, первым правителем в истории, который ввел правила дорожного движения. Он, например, принял закон, по которому женщины не имели
Кто придумал тачку?
Кто придумал тачку? Одно из самых распространенных приспособлений для перевозки земли и грузов было изобретено в Юго-Западном Китае в I веке до нашей эры. Легенда связывает его изобретение с именем Гоюя, одного из полулегендарных правителей Китая.Старейшее изображение
Кто придумал бутерброд?
Кто придумал бутерброд? Изобретателем бутерброда можно считать графа Сэндвича. Он был настолько азартным игроком, что не мог оторваться от карт даже для приема пищи. Поэтому он требовал, чтобы ему приносили легкую закуску в виде кусочков хлеба и мяса. Игра не могла
Кто придумал йогурт?
Кто придумал йогурт? Изобретением йогурта мы обязаны русскому ученому, жившему в XX веке, – И. И. Мечникову. Он первым догадался применить для заквашивания молока бактерию коли, которая обитает в кишечнике многих млекопитающих.Оказалось, что заквашенное этими бактериями
Военный фундамент вермахта. Ковался ли в СССР фашистский меч?
Военный фундамент вермахта. Ковался ли в СССР фашистский меч? Кто на нас с мечом пойдет, тот от меча и погибнет. Александр Невский В последние годы немало говорят о том, что СССР сам подготовил и обучил военных специалистов для будущего противника — Германии. Якобы Страна
Свастика
Свастика (др. — инд.) — «связанное с благом» — крест с концами, загнутыми, как правило, по направлению часовой стрелки, символ солнца, знак света и щедрости. Использовался в фашистской Германии как эмблема нацистской партии, что придало этому солярному символу одиозный
МУССОЛИНИ Бенито (Mussolini, Benito, 1883—1945), фашистский диктатор Италии
МУССОЛИНИ Бенито (Mussolini, Benito, 1883—1945), фашистский диктатор Италии 522 Тоталитарное государство. // Status totalitario.Термин, введенный Муссолини в начале 1920-х
Свастика: что о ней говорил Гитлер
Ни одна идеология, ни одна политическая партия, ни одна армия, ни одно государство никогда не обходятся без символов. Флаги, гербы, печати, штандарты, шевроны, документы – все это и многое другое необходимо людям, чтобы почувствовать причастность к той или иной системе. Особенно большое внимание наглядной пропаганде и агитации уделяло в свое время руководство Третьего рейха. Адольф Гитлер лично участвовал в разработке символики Национал-социалистической немецкой рабочей партии.
Древний символ
Нацисты по-своему переосмыслили немецкую историю, они решительно отринули государственные атрибуты, связанные с недавним прошлым, – черно-бело-красный флаг Германской империи и черно-красно-золотое полотнище республики. Стремясь возродить исконные арийские традиции, символы для новой страны идеологи фашизма искали в древности. Поэтому их обращение к свастике было логически оправданным.
Кандидат исторических наук Юрий Маковский в статье «Символика нацистского движения в Германии в 1920-1940-е гг.» (опубликована в журнале «Вестник Омского государственного педагогического университета», No 1 за 2013 г.) тоже подчеркивал, что нацисты придавали большое значение наглядной агитации.
«Гитлер полагал, что символы партии должны воздействовать на сознание масс, чтобы таким путем убедить народ в перспективности нацистов, вызвать ностальгию по стародавним героическим временам, желание вернуть героику нордических первоначал, связать с поддержкой нацистского движения», – рассуждает Ю.
Различные масонские, националистические и почвеннические организации Германии использовали свастику как свою эмблему еще с конца XIX века. Фашисты впервые продемонстрировали ее в августе 1922 года на митинге в Мюнхене.
Многие исследователи отмечают, что свастика – это очень древний знак, встречающийся почти у всех индоевропейских народов, в том числе у славян. Но сейчас она во всем мире воспринимается резко негативно, став в результате преступных деяний Третьего рейха олицетворением фашизма, смерти и разрушения.
А вообще, слово «свастика» переводится с санскрита как «связанная с благом». Считается, что в Индию этот символ принесли представители племени ариев. В ведической культуре это знак вечного круговорота жизни, возрождения и обновления.
Арийский знак
Сергей Зубков – автор книги «Третий рейх под знаменем оккультизма» (2007 г.) – уверен, что нацисты считали свастику арийским символом, якобы противостоящим мистическим знакам иудеев.
«Интересно, что в районе, заселенном семитскими племенами, в верхнем Междуречье и Финикии, свастика почти совсем не встречается. Подобные наблюдения дали повод археологу Эрнсту Краусу еще в 1891 году выдвинуть тезис о том, что данный символ присущ только народам индоевропейского корня», – писал С. В. Зубков.
Теорию Э. Крауса поддержал и известный оккультист Гвидо фон Лист, занимавшийся переводом рунических текстов. Он называл свастику символом арийской расы, нордической науки и магических знаний. Другой известный мистик – Карл Хаусхофер – полагал, что у древнегерманских магов-друидов свастика олицетворяла огонь и плодородие.
Ей приписывались различные положительные качества: солнечная полярность, творческая сила, активность, единство материального и духовного миров, совершенство.
Немецкий политический деятель Герман Раушнинг в своей книге «Разговоры с Гитлером» приписал фюреру такое определение: «Свастика – борьба за победу арийского движения, и в то же время свастика символизирует творчество».
Многие исследователи высказывают мнение, что эта эмблема имеет ярко выраженный антисемитский характер. Они цитируют строки из книги Адольфа Гитлера «Майн кампф» о том, что свастика означает «миссию борьбы за победу арийского человека и одновременно победу творческого производительного труда, который всегда был чужд евреям».
«Мотыгообразный крест»
Кандидат исторических наук Сергей Кормилицын в своей книге «Орден СС. Иезуиты империи. О чем не принято говорить» (2008 г.) отметил, что в начале ХХ века свастика уже прочно ассоциировалась в Германии с националистической идеологией. Так что вопроса о выборе партийного символа не существовало, представители зарождавшегося фашистского движения даже организовали конкурс на создание самого удачного варианта его изображения.
Гитлер признавался, что вынужден был отклонить «все бесчисленные проекты», присылавшиеся ему «со всех концов молодыми сторонниками движения, поскольку все эти проекты сводились только к одной теме: брали старые цвета и на этом фоне в разных вариациях рисовали мотыгообразный крест».
Исследователь оккультных практик, скрывающийся под псевдонимом Лин фон Паль, в книге «Все тайны Третьего рейха» (2010 г.) пишет, что в итоге А. Гитлер утвердил собственную, самолично придуманную партийную эмблему. На красном четырехугольном фоне он разместил белый круг, в центре которого была изображена черная свастика. Впоследствии эта эмблема стала официальным флагом нацистской Германии.
По утверждению самого А. Гитлера, красный цвет символизировал социальные идеи движения, белый – национализм, а «мотыгообразный крест» – грядущую победу арийцев.
Примечательно, что цвета нового флага совпадали с черно-бело-красным полотнищем Германской империи, что намекало на геральдическую преемственность и должно было всколыхнуть среди населения патриотические чувства.
Орел – воинский дух
Государственный герб – практически единственный символ, который не подвергся пересмотру со стороны нацистов. Орел был символом Германии, когда она была империей, и сейчас он красуется на гербе этой страны.
Грозного и сильного орла, парящего высоко в небе, издревле почитали представители многих народов. Древние греки воспринимали эту птицу как проявление воли бога Зевса, а римские легионеры шли в бой под штандартами, увенчанными орлиными крыльями. Индейцы поклонялись воинственному духу крылатого хищника, чтили его и в Индии.
А. Гитлер понимал, что геральдический орел – это древнегерманский символ, имеющий особое значение для народа, поэтому птицу часто изображали со свастикой, которую она держала в своих лапах. Для немцев орел был своеобразным арийцем небесного мира, олицетворением воинского духа бога Вотана (Одина).
Дуб – воплощение власти
Еще одной древней национальной эмблемой, которую нацисты использовали в своей пропаганде, был дуб, почитавшийся немецкими язычниками как образец стабильности, прочности и силы. Во время жертвоприношений они часто подвешивали дары, предназначенные богам, на ветвях этого дерева.
Древние друиды приписывали дубу магическую силу, они вырезали из его древесины посохи для себя. Венок, сплетенный из дубовых листьев, немецкие мистики начала ХХ века называли самым первым символом власти, известным на территории Германии. Якобы такие венки украшали головы вождей в ходе торжественных церемоний.
Стремясь возродить утраченные со времен Римской империи национальные символы, нацисты нередко изображали свастику на агитационных плакатах в обрамлении из листьев дуба.
«Мертвая голова»
Войска СС первоначально создавались как личная гвардия А. Гитлера. Члены этой организации носили форму черного цвета, на рукав всегда повязывали ленту с изображением свастики, а голову покрывали фуражкой с серебряной эмблемой «мертвой головы» («Адамова голова»).
«На протяжении человеческой истории эмблема «мёртвой головы» использовалась в британских, французских, финских, болгарских, венгерских, австрийских, итальянских и польских войсках, преимущественно в кавалерии, авиации, огнемётных, штурмовых и танковых частях, в частях особого назначения армии США. » – рассказывает В. Акунов.
Например, прусские «гусары смерти», «Чёрный легион» герцога Брауншвейгского тоже в свое время взяли себе этот символ. Но для нацистов он имел особое значение. Дело в том что «мертвая голова» была эмблемой фрайкоров – добровольческих корпусов, мобилизованных правительством Германской Республики после Ноябрьской революции 1918 года на борьбу с местными большевиками. А к моменту полного подавления сторонников коммунистической идеологии многие участники добровольческих корпусов вступили в ряды СС, чтобы продолжить службу под той же эмблемой.
То есть для нацистов «мертвая голова» символизировала в первую очередь борьбу с большевизмом.
Две руны Зиг и другие знаки
Еще один зловещий символ войск СС – две руны Зиг, с помощью которых писалось название этой организации.
Известный историк-германист Николай Лавров под псевдонимом Ник Уорвол выпустил книгу «Войска СС. Кровавый след» (Ростов-на-Дону, 2000 г.). В ней автор отметил, что немецкие оккультисты считали древнее руническое письмо мощным магическим инструментом, с помощью которого можно повлиять на будущее.
«Атрибут бога войны Тора. Знак власти, энергии, борьбы и смерти. В 1933 г. гауптштурмфюрер СС Вальтер Хек, художник-график в мастерской Фердинанда Хофштаттера в Бонне, разрабатывая макет нового значка, объединил две руны Зиг. Выразительная молниеобразная форма произвела впечатление на Гиммлера, который избрал сдвоенную молнию эмблемой СС», – так Н. Н. Лавров описал историю возникновения символа.
Мистики полагали, что двойная руна Зиг в эмблеме СС гарантирует этой организации победу в любых сражениях. Кроме того, большое значение немецкие оккультисты придавали еще двум рунам: Хагалаз и Вольфсангель.
Первая, по мнению идеологов нацизма, символизировала непоколебимую веру в дело фюрера. Наряду со свастикой этот знак размещался на форме всех членов СС, его использовали даже в гравировке свадебных колец, если молодожены входили в эту организацию. Интересно, что традиционное значение руны Хагалаз – разрушительный град, очищение через потери.
А руна Вольфсангель (волчий крюк) служила для нацистов своеобразным оберегом, защищающим от враждебных сил. Хотя для средневекового германца этот символ означал прежде всего свободу. Некоторые танковые подразделения Ваффен СС использовали Вольфсангель в своей символике, они надеялись, вероятно, что мощная руна оградит их во время сражений на Восточном фронте.