Свеча лампочка луна что лишнее
Московский государственный университет печати
Психология личности
учебное пособие по курсу «Психология и педагогика»
. «Как я умен» или «я один умен». это тайный смысл каждого слова, произносимого человеком.
Можно ли измерить интеллект?
Чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся начать с простого теста, предназначенного для определения способности логически мыслить. В нем в отличие от всех предыдущих есть правильные и неправильные ответы. Поэтому отметьте в каждом вопросе один вариант ответа, который считаете правильным.
«Лопата» так относится к «копать», как «нож» к:
а) острый, б) резать, в) точить.
«Усталый» относится так к «работа», как «гордый» к:
а) улыбка, б) успех, в) счастливый.
Какое из данных слов не подходит к двум остальным:
а)свеча, б) луна, в) лампа.
«Удивлен» так относится к «необыкновенный», как «страх» к:
а) опасный, б) беспокойный, в) ужасный.
Какая из следующих дробей не подходит к двум остальным:
«Размер» так относится к «длина», как «нечестный» к:
а) тюрьма, б) грешный, в) укравший.
«АБ» так относится к «ГБ», как «ОР» к:
«Лучше» относится к «наихудший», как «медленно» к:
а) скорый, б) наилучший, в) быстрейший.
Какое из следующих сочетаний знаков должно продолжить этот ряд: ХООООХХОООХХХ?
а) ОХХХ, б.) ООХХ, в) ХООО.
Ю.Какое из следующих слов не подходит к двум остальным: а) какой-либо, б) несколько, в) большая часть.
«Пламя» относится к «жара», как «роза» к: а) шип, б) красные лепестки, в) запах.
Какое из следующих слов не подходит к двум остальным: а) широкий, б) зигзагообразный, в) прямой.
«Скоро» относится к «никогда», как «близко» к: а) нигде, б) далеко, в) прочь.
Подсчитайте количество правильных ответов (за каждый по 1 баллу). Если их больше 8, то ваше мышление по преимуществу логическое. Вы быстро схватываете новые идеи, интенсивно обучаетесь. Живость и подвижность мышления сочетаются с умением легко делать правильные логические выводы. Вы способны абстрактно мыслить, выделять главное, обобщать факты, находить закономерности и переносить их на новый материал. При количестве баллов больше 10 можно предполагать выраженные математические способности, склонность к занятиям техническим творчеством, например, связанным с использованием компьютеров, способность к математическому анализу и вычислительной деятельности.
Если количество баллов меньше 7, то ваше мышление по преимуществу интуитивное: вы склонны к эмоциональным, а не логическим решениям, пробам и ошибкам, догадкам. При количестве баллов меньше 3 можно с достаточным основанием утверждать, что мышление скорее всего конкретное, образное, опирается на мысленные представления и чувственные впечатления, а не на логические правила.
Вставьте слово, которое означало бы то же, что слова, стоящие вне скобок.
ТКАНЬ (. ) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Решите анаграммы и исключите лишнее слово.
Найдите общее окончание для всех перечисленных слов.
Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Исключите лишнее слово.
Найдите общее начало для трех следующих слов:
Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Исключите лишнее слово.
Найдите общее начало для трех следующих слов:
Найдите слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго
Найдите слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
Исключите лишнее слово.
Найдите общее окончание для следующих слов:
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Исключите лишнее слово.
Найдите общее окончание для всех перечисленных слов.
Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
РЫБА (. ) НАКЛОННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ
Вставьте слово, которое; служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Исключите лишнее слово.
Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
НАСЫПЬ (. ) ВРАЩАЮЩИЙСЯ СТЕРЖЕНЬ
Найдите общее окончание для всех последующих слов.
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Исключите лишнее слово.
Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
ЧАСТЬ ОДЕЖДЫ (. ) ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ МЕХАНИЗМ
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Исключите лишнее слово.
Найдите общее окончание для всех последующих слов.
Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Исключите лишнее слово.
Найдите общее окончание для всех последующих слов.
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Исключите лишнее слово.
Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
САМОВОЛЬНЫЙ УХОД (. ) МОЛОДАЯ ВЕТКА
Найдите общее окончание для всех последующих слов.
Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
ПРЕДЛОГ (. ) РЕМЕНЬ УЗДЫ
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Исключите лишнее слово.
Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
КОСТОЧКА ПАЛЬЦА (. ) ПАУКООБРАЗНОЕ
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Найдите общее окончание для всех последующих слов.
Исключите лишнее слово.
Найдите общее окончание для всех последующих слов.
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Найдите общее окончание для всех последующих слов.
Исключите лишнее слово.
Ответы и объяснения
ЖИВОТ. (Все остальные слова обозначают спортивные игры: хоккей, теннис, футбол).
ЦВЕТНИК. (Все остальные слова обозначают средства связи: почта, радио, телеграф).
ВИШНЯ. (Все остальные слова содержат букву А: апельсин, капуста, кабачок, груша).
СТУЛ. (Все остальные слова обозначают цветы: лютик, тюльпан, фиалка, роза).
ОРЕХ. (Все остальные слова обозначают породы собак: овчарка, бульдог, пудель).
БЕЛГРАД. (Остальные слова содержат букву О: Осло, Токио, Торонто).
ТЕЛЕВИЗОР. (Остальные слова: москит, термит, комар).
© Центр дистанционного образования МГУП
В кабинете у психолога
Проходил несколько лет назад шоферскую комиссию в частной клинике. Последним врачом остался психолог.
Поздоровался с врачом (в), сел на стул и психолог задал стандартный вопрос:
Я сначала считал на ходу, потом заметил закономерность и дошел до отрицательного числа без запинок, думал, что все хорошо и сейчас получу последние справки и пойду домой, но.
Первые 3 страницы ответил правильно, а на 4 встрял)
Есть 4 рисунка: Лампочка, масляная лампа, солнце, керосиновая лампа.
Тут я немного выпал в осадок от манеры общения моего собеседника и начал искать другой вариант ответа. Взглянул на рисунок еще раз. Лампочка, керосиновая и масляные лампы были изображены детально (как в учебниках), а солнце было изображено, как на детских рисунках, в углу, видно лишь четверть рисунка и лучики в разные стороны.
Тут я стал понимать, что спрашивает он, не потому что хочет услышать мои положительные качества,а спрашивает для того, чтобы взбесить меня сильнее, с этой же целью он постоянно перебивал меня.
Улыбнулся, посмотрел на него и сказал:
Он дал мне договорить, а это уже успех, как мне показалось))
Врач перестал щуриться, улыбнулся и я услышал тихий смешок.
После этого он направил меня к девушке, которая выдала мне справку.
ps. Это был самый странный диалог в моей жизни. Я до последнего думал, что справку не получу. И мне даже было обидно, что я так сильно тупил, что пошел в платную клинику, т.к. очереди такие же, как в бесплатных, но в бесплатных всем моим одногруппникам давали справки за ответ на вопрос: «чем отличается стекло от зеркала?».
ifap_ru
Информация для всех
Сообщество экспертов в области информационного общества и обществ знаний
Помните такую загадку на логическое мышление: Луна, свеча и электрическая лампочка – надо сказать, что из них «лишнее», для чего в свою очередь надо понять, какой объединяющий признак у двух оставшихся предметов.
Правильным ответом считается «Луна», поскольку и свеча, и лампочка светят «своим» светом, а Луна – отраженным. Но это решение на четверку, на пятерку мы заметим, что Луна – единственная из перечисленных – не рукотворный объект (теорию инопланетного сотворения Луны оставим за скобками).
А на пятерку с плюсом мы можем развести демагогию о том, что лишняя как раз свеча, поскольку лишь она является условно-замкнутой системой освещения, тогда как и лампочке, и Луне для продуцирования света нужен внешний привод: Солнце и электростанция (батарейка) соответственно. Так же на плюс претендует какая-то версия, что лишней является лампочка, основанная уже на полном выносе мозга физике процесса, но я ее забыл.
Это я к тому, что загадки на логику вовсе не так просты, как может показаться, и вовсе не обязательно имеют лишь один верный ответ. Сам с этим столкнулся, когда проходил тест на IQ. Четыре вопроса на логические последовательности я с треском провалил, но будучи занудой человеком дотошным, приступил к экзаменатору с вопросом: так какой же ответ правильный, и, главное, почему?
Долго мы с ним сидели и думали, уже имея перед глазами правильный ответ (но не объяснение, почему), резюме же было следующим: на два вопроса я ответил неправильно нестандартно, но логика в выбранных мною вариантах ответа все равно есть, просто она не предусмотрена ключом. А вот объяснения двум другим верным ответам мы так и не нашли: в предложенном авторами теста ответе логики было не больше, чем во всех остальных, и мы оба выбрали бы отсутствующий в тесте вариант.
Как вы понимаете, рассказываю я это вовсе не для того, чтобы похвастаться своим IQ (хотя нет, конечно и для этого тоже, иначе написал бы какое-нибудь другое предисловие), а в качестве признания, что иногда я совершенно теряюсь в догадках, чего от меня хотят. Даже теорий на этот счет не возникает.
Вот сегодня: прихожу на почту, открываю абонентский шкаф родной конторы – еще ничто не предвещало – и достаю прекрасное от ФГУП «Почта России».
И так далее. Про формальную логику – я молчу, я не заостряю внимание на том, что если Россвязь что-то там своим письмом поручала ФГУП «Почта России», то чего вы до рыб-то доматываетесь с какой такой неземной радости мне что-то там производить во исполнение этого поручения?
Не будем мы про формальную логику, будем лучше про другое, а именно про поиск причины, по которой я отсканирую присланную мне форму, переведу ее в Excel, набью туда информацию о каких-то контрагентах (чьих? своих?!) и перешлю ее во ФГУП, все отношения с которым у меня исчерпываются арендой абонентского шкафа.
Ребята, алё, вы там в своем уме? Я уж не говорю о том, что у меня может не быть ни сканера, ни компьютера, ни доступа к Интернету. Но даже если предположить, что все это у меня обязано быть в силу договора аренды с ФГУП «Почта России», то, все-таки, с какой радости я должен с понимаем отнестиcь к данной ситуации, как вы меня просите?
Давайте лучше поступим наоборот: вы с пониманием отнесетесь к тому, что ваше странное письмо пошло на растопку, а к следующему разу вы научитесь внятно излагать свои мысли: что за ситуация, какие данные и о ком вы у меня просите, и почему мне должно быть интересно их вам предоставить. Договорились?
Свеча лампочка луна что лишнее
Вчера был пост про тест IQ Айзенка, и в комментариях обсуждалась проблема того, что в некоторых вопросах могут быть равнозначно правильные ответы, но совершенно не понятно, какой именно создатель теста обозначил как правильный.
В связи с этим вспомнила я одну историю.
Училась я в магистратуре факультета психологии. Эта самая магистратура собрала людей самых разных, порой совсем далёких от психологии, но при этом по разным причинам решивших связаться с её изучением. Вот, например, училась у нас тётенька пятидесяти восьми лет, которая работала завучем в одной из школ глубоко периферийного городка нашей области. Тётенька своим поведением и манерой общения напоминала сразу всех завучей, образ которых был представлен в киножурнале «Ералаш». Назовём тётеньку С.П.
Был у нас предмет с длинным названием, который был посвящён применению достижений современной психологии в образовательном процессе. С.П. вызвалась сделать доклад. В этом докладе она долго распиналась о том, какие сейчас пошли глупые дети и привела такой пример: перед поступлением ребёнка в первый класс в школе, где работала С.П., проводили тест, и больше половины детей не смогли правильно ответить на вопрос: «Солнце, лампа, свеча. Какое слово здесь лишнее?»
По мнению С.П., лишним в этом ряду было слово «Солнце». Мы спорили почти сорок минут, но так и не смогли убедить С.П., что её технология тестирования интеллекта потенциальных первоклассников, мягко говоря, спорная.
В общем, страшнее дилетанта может быть только дилетант деятельный.
Особенности дифференциальной диагностики расстройств мышления на примерах клинической практики (15 стр.)
Примеры грубых расстройств мышления: «Лишнее замОк, остальное построенное человеческими руками, оно деревянное, а замок металлический», «Лишнее замОк, остальное имеет крыши».
Ответы, часто встречающиеся при ОЗГМ: «Лишнее шалаш, потому что остальное можно закрыть на замок», «Пусть будет лишнее замОк, потому что остальное дома. Он, конечно, тоже нужен, но мы представим, что здесь у нас все двери открыты», «Лишнее замОк, все остальное закрывается замком».
9. «Солнце, свеча, керосиновая лампа, лампочка»
Классический вариант ответа больных шизофренией заключается в обобщении по принципу наличия настоящего огня, т. е. исключается лампочка: «Лишнее лампочка, потому что остальное живой огонь», «Лампочка, потому что остальное – это природный огонь», «Лампочка, потому что это искусственное излучение, остальное – естественное», «Лампочка, потому что это электроэнергия, а остальное – натуральный огонь».
Другие ответы больных шизофренией: «Лишнее солнце, остальное – это придуманные технические средства для добывания света, смастеренные приборы, а солнце светит бесплатно, днем. Остальное может светить и днем, и ночью», «Солнце, потому что остальное земное, а солнце неземное», «Солнце, потому что его Создатель создал, а остальное – рукотворные источники света», «Солнце, остальное используется в доме, а солнце на улице», «Солнце, оно на улице должно быть, а остальное можно включать, оно будет гореть», «Солнце, остальное нужное для глаз, свет, солнце дает тепло», «Лампочка – она просто так не горит, нужно ее вкручивать, остальное поджигать», «Лампочка, потому что остальное – это предметы солнечного света, в лампочке нет огня», «Солнце, потому что оно должно светить над нами, на нас действует, остальные приборы соответствуют, включаются, где необходимо, а солнце сейчас не греет», «Лишнее солнце, потому что оно живое; или лампочка, потому что она только светит, а остальное еще и греет», «Свеча, все это дает свет, но свечу можно задуть, и света не будет», «Керосиновая лампа, потому что когда в нее наливают керосин, то исходит неприятный запах, а от остального исходит аромат», «Солнце, потому что оно светит всегда, никогда не угасает, остальное гаснет», «Лампочка, ее нужно ввернуть, чтоб она горела, а остальное светится само», «Свеча, потому что она быстрее сгорит, чем все остальное», «Солнце, потому что оно не всегда светит, заходит, а остальное всегда светит», «Солнце, потому что оно живое, остальное – это освещающие предметы, неживые, они находятся на других предметах – например, лампочка вкручивается, а солнце находится в небе», «Лампочку нужно ввернуть, чтобы она горела, а остальное светится само», «Солнце всегда горит, а остальное только когда зажгут», «Лишнее солнце, от остального больше света, солнцем нельзя дома пользоваться», «Свечу нужно зажигать спичками, остальное светит само», «Солнце светит от своей силы, остальное от зажигалки», «Солнце, остальное – придуманные технические средства для добывания света», «Солнце, от остального больше света, и солнцем нельзя дома пользоваться», «Лишнее солнце, остальное работает от чего-то – свеча от воска, фитиля, лампада от горючего, лампочка от электричества, а солнце – ему надо, оно взошло, надо – скрылось», «Лишнее солнце, остальное зажигается, а солнце на небе светит, когда может по температуре», «Лишнее солнце, остальное дает свет и днем и ночью, а солнце ночью не дает свет», «Лишнее солнце, потому что оно высоко, его руками не достать, а остальное в обиходе», «Лишнее лампочка, она современная, остальное использовалось в прежние века, солнце было, есть и будет».
Примеры ответов больных ОЗГМ: «Лишнее керосиновая лампа, потому что ей сейчас не пользуются», «Солнце – сейчас его нет, на улице пасмурная погода, так что необходимо освещение – оно, наверное, нужнее, чем солнце», «Солнце, потому что в остальном нужно участие человека – лампочку ввернуть, зажечь», «Свеча, она здесь не нужна, здесь есть электричество и солнечный свет – сейчас день».
10. «Пуговица, катушка, крючок, пряжка»
Достаточно часто больные шизофренией исключают пряжку, потому что остальное, по их мнению, является предметами шитья: «Пряжка лишняя, остальное нужно пришить, а пряжку надо вставлять», «Пряжка в ремне, остальное в шитье».
Также часто руководствуются признаком материала, из которого сделаны данные предметы: «Лишнее катушка, она деревянная, остальное металлическое», «Если катушка железная, то лишнее пуговица, потому что остальное железное», «Лишнее катушка, потому что она деревянная, а остальное пластиковое, железное», «Катушка, потому что остальное металлическое, а катушка пластмассовая или деревянная».
Другие примеры ответов больных шизофренией: «Катушка, потому что она пустая, не может быть использована, а остальное может», «Лишнее катушка, потому что остальное – это частички одежды. Катушку тоже можно прилепить к одежде, но все-таки это не то», «Катушка, остальное держит ткань», «Крючок для подвешивания, остальное для шитья», «Лишнее катушка, остальное – предметы декора, застегиваются, а катушка без ниток», «Катушка, остальное от одежды, а катушку не наденешь».
Ответы, характерные для больных ОЗГМ: «Лишнее пряжка, остальное пришивают, на катушке нитки», «Катушка, потому что на ней нет ниток пришить все», «Катушка, потому что на ней нет ниток, ничего не пришить, а остальное пришивается», «Пряжка, потому что нитками можно пришить крючок и пуговицу», «Крючок, катушка пришивает пуговицу, пряжку», «Лишнего ничего нет, потому что это все швейное, ниткой скрепляют», «Лишнее крючок, потому что можно обойтись и без него», «Катушка – остальное это то, на что застегивают».
11. «Телефон, балалайка, радио, письмо»
К классическому ответу больных шизофренией относится обобщение по принципу наличия способности предметов издавать звуки, т. е. исключается письмо, остальное объясняется как «Остальное – это звуковые предметы, их можно услышать», «С помощью остального можно слушать музыку», «Остальное говорящее, музыкальное», «Остальные предметы издают звук», «Остальное – звенящее, бренчащее, играющее», «Остальное звуковое», «Издает звук», «Лишнее письмо, потому что это зрительная передача, а остальное – звукоиздающие предметы», «Лишнее письмо, остальное говорящее, поющее, и письмо можно в голове удержать», «Лишнее письмо, остальное объединяет музыка. Радио и балалайка связаны с музыкой, телефон связан с музыкой тем, что может позвонить друг, включить магнитофон».
Другие ответы больных шизофренией: «Лишнее балалайка – остальным можно передать информацию. Хотя балалайкой тоже можно передать информацию, музыка – способ передать настроение», «Письмо, его нужно писать, а остальное для того, чтобы разговаривать», «Лишнее письмо, остальное предметы, неодушевленные. Письмо рукотворное, оно кому-то лично предназначается, для души», «Письмо, потому что сделано из бумаги, остальное из деталей», «Лишнее радио, ему нужна антенна для передачи информации, в остальных случаях не нужна. Балалайка тоже передает информацию – это духовная связь», «Балалайка, потому что остальное несет информацию, а балалайка только воспроизводит звуки», «Лишнее письмо, остальными предметами можно задействовать слух, а письмом задействовать зрение», «Письмо, потому что это неожиданно появившийся предмет, а остальное находится под рукой», «Письмо, потому что остальное – это предметы общего пользования, эти вещи сделаны из чего-либо, а письмо – это бумага», «Балалайка, потому что все остальное может что-то рассказать словами, а балалайка не может сказать слов, она издает музыку», «Письмо, потому что остальное – это бытовые принадлежности, а письмо – это бумага, не издает звуков», «Письмо, потому что остальное относится к разговорной теме, под балалайку можно петь», «Письмо, остальное передает известия о человеке, предметы пользования человеком, а письмо – это интеллектуальный уровень», «Лишнее письмо, остальное издает сигнал, балалайка – музыку, радио – передачи, например, «Точное время», телефон звенит, по нему разговаривают, а письмо – это бумага», «Лишнее письмо, у остального есть струны – у балалайки есть, у телефона трубка (провод), похожая на струну, а радио же не может просто так работать – там, наверное, внутри струны», «Лишнее письмо, остальное – рабочие инструменты, телефон работает. Письмо – бумага, остальное – вещи. С письмом человек работает».
Примеры ответов больных ОЗГМ: «Лишнее радио, я информацию могу и по телефону узнать, осталась бы с остальным», «Балалайка, потому что она относится к профессии, а остальное – предметы быта», «Радио, потому что если пользоваться остальным, то радио надо выключить, оно будет мешать», «Лишнее письмо, дома у человека есть радио, балалайка, он разговаривает по телефону. В наше время, когда есть телефон, письма уже не нужны», «Письмо, потому что остальное передает информацию из письма – по телефону, по радио, под балалайку можно спеть песню, если в письме ее текст».
12. «Кровать, шкаф, комод, этажерка»
Среди больных шизофренией распространенным является вариант обобщения по принципу материала, из которого изготовлена мебель, изображенная на картинках: «Лишнее этажерка, потому что остальное – мебель, этажерка сделана из пластмассы, а мебель делают из дерева», «Этажерка из пластика, а остальное из дерева», «Лишнее кровать, она железная, остальное из дерева», «Лишнее этажерка, она обычно из пластика, а остальное деревянное», «Лишнее кровать, остальное деревянная мебель, а кровать железная».