Сведения о контрагенте резиденте что это
Как и на каких ресурсах проверить сведения о контрагентах?
Сведения о контрагенте — важнейший элемент стабильной работы любой компании. От правильного выбора партнеров зависит и своевременность выполнения работы, и финансовая стабильность, а также результаты налоговых проверок. Мы подскажем вам, как собрать нужные сведения.
Этапы сбора сведений от контрагентов: организуем процесс проверки
Правильная работа по сбору сведений о контрагенте позволит вам избежать претензий налоговых органов в недостаточной осмотрительности и получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому важно своевременно и правильно проводить проверочные мероприятия.
Сразу определитесь с источниками информации:
Если вы не стеснены в денежных средствах, платные сервисы — адекватное решение вопроса. Они позволяют получить концентрированный набор данных о потенциальном партнере посредством нажатия одной кнопки (или в ином режиме).
Если же вам не по карману платные услуги, не стоит отчаиваться — получить данные можно и бесплатно. Конечно, придется потратить больше времени и, возможно, не всю интересующую вас информацию удастся раздобыть, но это позволит проявить должную осмотрительность при выборе стороны договора.
Процесс сбора информации происходит в несколько этапов:
Далее более детально рассмотрим малобюджетный вариант сбора данных.
О бесплатном сервисе по проверке трудовых договоров узнайте тут.
Предварительный этап: изучаем сайт потенциального партнера
Начните поиск сведений с официального сайта потенциального контрагента (при его наличии). Обратите внимание на наполнение сайта информацией:
Если сайт есть, но на нем размещен минимальный набор информации, не позволяющий получить даже поверхностное представление о компании, возможно такой сайт создан для отвода глаз (например, для придания солидности фирме-однодневке).
Размещенную на сайте информацию вы можете выборочно проверить: позвонить по указанным телефонам, посетить офис компании, поискать в интернете информацию о компаниях-партнерах (названия которых есть на сайте).
Скрины интернет-страниц сайта вложите в досье контрагента — они станут отправной точкой его формирования.
Собираем сведения на сайте налоговой службы по ИНН из ЕГРЮЛ и прочим данным
На сайте ФНС можно найти следующий набор бесплатных сервисов:
Найденную информацию сохраняйте в электронном виде и в форме скринов. Кроме того, можно заказать платную выписку из ЕГРЮЛ на бумаге — сведения о контрагентах налоговая служба изготовит в течение 5 дней (200 руб. за 1 документ) или в течение 1 дня (400 руб. за 1 документ).
В планах ФНС запустить новый сервис «Прозрачный бизнес». С его помощью вам станет доступно еще больше информации: сведения о контрагенте по налогам, недоимкам по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору), о численности сотрудников, о налоговых правонарушениях, а также о долгах компании перед контрагентами и т. д.
Но не ограничивайтесь только электронными сведениями из открытых источников — запросите непосредственно у контрагента весь пакет документов в виде заверенных копий. В их числе могут быть копии учредительных документов, лицензий, свидетельства о членстве в СРО, документов о постановке на налоговый учет и др.
Отдельным блоком в досье контрагента нужно собрать сведения о физлицах — руководстве, учредителях, представителях фирмы-партнера (смотрите далее).
Проверяем руководство и представителей фирмы
Пакет документов, о которых шла речь в предыдущем разделе, дополните сведениями:
В помощь снова возьмите сервисы ФНС:
Кроме того, не забудьте запросить у контрагента документы, подтверждающие полномочия представителей фирмы. При этом обратите внимание на состав полномочий в доверенности (право на ведение переговоров, подписание договоров и иных документов).
О нюансах проверки контрагентов на сайте ФНС читайте здесь.
Ищем дополнительную информацию
Для того чтобы понять, надежен ли ваш партнер, соберите дополнительно судебную информацию о нем. Для этого воспользуйтесь открытым источником — банком решений арбитражных судов (https://ras.arbitr.ru/).
Вы сможете узнать не только степень вовлеченности контрагента в судебные разбирательства, но и:
Не ограничивайтесь беглым просмотром судебных дел контрагента. Не поленитесь изучить все иски. Это даст вам возможность оценить степень риска дальнейшего сотрудничества с партнером (к примеру, если в результате исполнения судебного решения он может стать банкротом или перейти в неустойчивое финансовое состояние, исполнение вашего договора может затянуться на неопределенное время или не быть исполненным вообще).
Досье контрагента дополните информацией с сайта ФССП (Федеральной службы судебных приставов). Проверьте наличие задолженностей контрагента с помощью сервиса «Банк исполнительных производств» (http://fssprus.ru/iss/iP).
Не помешает также изучить бухотчетность партнера за последний год — ее бесплатно по вашему запросу предоставит Росстат (его территориальные представительства).
Собрав все данные и не обнаружив в них ничего подозрительного, переходите к «материальной» части подтверждения надежности контрагента. Расскажем об этом далее.
Проверяем реальность существования бизнеса и оцениваем возможности контрагента исполнить договор
«Чистые» документы партнера — факт замечательный, но не достаточный для принятия решения о полноценном сотрудничестве с ним. Теперь настало время собрать данные о том, насколько контрагент способен исполнить своими силами договор.
Выделите специальных людей для подтверждения реальности существования бизнеса партнера и оснастите их спецтехникой (для фото- и видеосъемки, записи разговоров с представителями фирмы-партнера). Им предстоит по предварительной договоренности с контрагентом:
Это, пожалуй, один из самых ответственных этапов подтверждения надежности контрагента. Компании, не имеющей башенных кранов, передвижных бетономиксеров, иных строительных механизмов и приспособлений, нереально самостоятельно исполнить договор строительного подряда по возведению здания (если договором предусмотрено выполнение всего комплекса строительно-монтажных работ: от рытья котлована и устройства фундамента до установки стропил и монтажа кровельного покрытия).
Видеооборудование пригодится вам и для получения еще одного доказательства вашей должной осмотрительности — примените его для записи проведенных вами переговоров с вашими потенциальными партнерами. Видеоматериал вместе с деловой перепиской (в бумажной и электронной формах) приобщите к остальным доказательствам в досье контрагента.
Специфические источники информации (карточка формы 13, сведения о контрагенте-резиденте)
Работу по сбору сведений о контрагентах разные компании организуют по-своему. Крупные холдинги содержат специальные службы безопасности, разрабатывают и внедряют технологии работы с контрагентами (с подробнейшим описанием проверочных регламентов). Они собирают детализированную информацию из разных источников, в том числе у самого контрагента.
Для этого разрабатывают разного рода опросные листы, анкеты, сведения в виде готовых шаблонов и карточек сведений о контрагенте (например, сведения о контрагенте формы 13, сведения о контрагенте-резиденте — их форму вы легко найдете в интернете).
Для малого бизнеса содержать штат безопасников по проверке контрагентов накладно, однако не проверять — себе дороже (партнер может подвести, не выполнить договор и т. д.). Да и доказательства проявления должной осмотрительности рано или поздно могут понадобиться в диалоге с налоговиками. Поэтому досье контрагента в том или ином объеме собирать приходится. Наш материал при этом — полезная подсказка.
Итоги
Для проверки сведений о контрагентах разработано множество платных сервисов с разным пакетом предлагаемых проверок — выберите подходящий, оплатите услуги и пользуйтесь.
Бесплатно собрать необходимые сведения тоже можно — используйте для этого сервисы официальных сайтов ФНС, ФМС, ФССП, АС.
Всю собранную информацию зафиксируйте доступными способами (копированием, созданием скринов интернет-страниц и т. д.). В дополнение к ней запросите копии учредительных документов партнера, оцените финансовое положение по его бухотчетности, проверьте его реальные возможности по исполнению договора. Тогда у вас будет достаточно доказательств проявления должной осмотрительности при выборе контрагента.
Резидент или нет: как определить статус компании в РФ в 2021 году
Резидентство компании это не только место ее фактической прописки. От того, является ли компания резидентом той или иной страны, зависят применяемые к ней правила налогообложения, уплачиваемые ею суммы налогов, а также само место их уплаты. Практическое значение налогового статуса сложно переоценить, ведь резидентство – это, пожалуй, ключевой критерий для применения того или иного налогового режима. В данном контексте особенно важно знать, как определить, резидент или нерезидент юридическое лицо.
Общая информация о налоговом резидентстве
В контексте применения налогового законодательства резидентство – это принадлежность конкретной компании к налоговой системе, установленной законодательством конкретной страны, нахождение на учете в налоговых органах этой страны и уплата налогов преимущественно в ее бюджет.
Резиденство устанавливается как в отношении физических, так и юридических лиц, но правила его установления имеют существенные отличия.
Применительно к физлицам резидентство зависит от места постоянного жительства, независимо от гражданства такого лица, – для его приобретения достаточно находиться на территории той или иной страны 183 дня в году и более.
Для юридических лиц все иначе. Согласно ст. 246.2 Налогового кодекса, резиденты РФ – это компании:
Если в отношении иностранной компании (ИК) вышеуказанные условия выполняются сразу для нескольких государств, российское резидентство признается за ней лишь в случае осуществления на территории России:
Более того, ИК, имеющая филиал иностранной компании в РФ, вправе сама признать себя российским резидентом независимо от соблюдения вышеуказанных условий, если она:
Учитывая все сказанное, в целях российского налогообложения компания-нерезидент – это юрлицо:
Основное отличие резидента и нерезидента
Чтоб понять, в чем отличие юридического лица-резидента от нерезидента, важно разбираться в особенностях налогообложения, предусмотренных российским налоговым законодательством. По факту, резиденство определяет страну, в которой такая компания будет уплачивать все предусмотренные ее законодательством налоги:
Определение резидентства по косвенным признакам
Если вышеуказанных условий недостаточно, чтобы идентифицировать компанию как резидента/нерезидента, либо сведения для проверки указанных условий недоступны, проверить резидентство можно по косвенным признакам, в том числе:
По номеру расчетного счета
Пожалуй, самый верный способ проверить контрагента на предмет резидентства – это проанализировать его расчетный счет в банке. Так, любая организация, для ведения коммерческой деятельности в РФ обязана иметь собственный расчетный счет. Валюта такого счета не имеет значения, куда более важным является его структура.
Ее, в свою очередь, можно разбить на счета первого (ААА) и второго порядка (АА). Анализ указанного положения позволяет нам четко определить, какие конкретно счета банковского баланса будут принадлежать физическим и юридическим лицам-нерезидентам.
Все расчетные счета, включающие счет первого порядка «408» и счета второго порядка 04-09, 12, 14, 15, 18 присваиваются исключительно нерезидентам.
По ИНН
Как правило, любая иностранная организация, при первичной регистрации в ФНС, начиная с 2005 года, получает индекс (АААА) в виде кода «9909», обозначающего Межрегиональную инспекцию ФНС, где она находится на учете. Таким образом, любая компания, чей ИНН начинается с указанных цифр, будет иностранной.
Но, как мы знаем, иностранный статус не определяет резидентство – с большой долей вероятности ИК может оказаться резидентом, ИНН у нерезидентов юридических лиц каких-либо ключевых отличий не имеет. Для точности определения нужно использовать другие источники.
По КПП
Еще один идентификатор юридического лица, присваиваемый в те же сроки, что и ИНН, – это код причины постановки на учет (КПП). Он состоит из девятизначного кода в формате «АААА-ББ-ССС», где «ББ» – это как раз причина постановки на учет. В соответствии с п. 5 Порядка, утв. приказом ФНС №ММВ-7-6/435@, числовое значение «ББ» для иностранной организации выражается в виде числа от 51 до 99.
Таким образом, как и ИНН, номер КПП организации позволяет нам определить иностранное происхождение предприятия, но не его резидентство.
Проверка с помощью электронного сервиса ФНС
Еще один верный способ проверки контрагента – электронный сервис от ФНС https://service.nalog.ru/io.do?t=1613381420861. Перейдя по ссылке, читатели получат доступ к поисковой системе по открытым и общедоступным сведениям ЕГРН по зарубежным предприятиям, зарегистрированным в РФ.
Для использования этого сервиса достаточно использовать наименование компании, ее ИНН/КПП или фактический адрес местонахождения.
По результату пользователю предоставляется:
Как мы видим, информации о резидентстве также не представлено. Однако информация о налоговом органе позволяет связаться с ним и навести некоторые справки, что в отдельных случаях может быть удобно.
Заключение
Учитывая все сказанное, резидентство можно смело называть формой налоговых отношений или порядком налогообложения, присущим конкретному налогоплательщику.
Главное отличие между статусами резидента и нерезидента – это обязанность по уплате налогов: резидент платит в стране принадлежности все налоги, в то время как нерезидент – лишь с доходов, полученных из этой страны.
Резидентами РФ признаются все компании, зарегистрированные в РФ, в том числе с иностранным участием, ИК, разместившие в РФ контролирующие органы, а также ИК в соответствии с международными соглашениями.
Если информация о резидентстве отсутствует, объективно и просто определить его поможет расчетный счет компании – любые другие способы проверки такой информации не дадут.
Резидент и нерезидент: кто это такие и чем они различаются?
Чтобы обладать статусом резидента РФ, по валютному законодательству достаточно быть российским гражданином или иностранцем с видом на жительство в РФ, а по налоговому — находиться в России больше 183 дней в течение следующих подряд 12 месяцев
Михаил Кратов
Читатель Олег спрашивает: «Я работаю удаленно в российской компании. Осенью и зимой живу за границей. Я слышал, что тот, кто долго живет в другой стране, становится нерезидентом России. Помогите разобраться: кто такой резидент и нерезидент и чем они различаются?»
В налоговом и валютном законодательстве термины «резидент» и «нерезидент» имеют разные значения
Разделение на резидентов и нерезидентов есть в валютном и налоговом законодательстве.
В налоговом законодательстве. Любой гражданин РФ или иностранец становится налоговым резидентом РФ, если он находится в России больше 183 дней в течение следующих подряд 12 месяцев. День въезда и выезда в РФ включаются в этот срок.
В срок пребывания входят поездки за границу не более чем на 6 месяцев для лечения, обучения или отдыха. Цель выезда за границу необходимо подтвердить документально, иначе этот срок не будет включен в 183 дня непрерывного пребывания в РФ. Для подтверждения подойдет договор с медицинской организацией, турфирмой, вузом, учебная виза, копия паспорта с отметкой пограничников о пересечении границы.
Если вы осенью и зимой живете за границей, чтобы остаться налоговым резидентом РФ, вы должны провести на родине не меньше 183 дней — это постоянное пребывание примерно с марта по август.
Если вы отдыхаете, лечитесь или учитесь за границей не более 6 месяцев и можете это подтвердить документами, фактически на территории РФ вам надо находиться хотя бы один день в году.
В валютном законодательстве. Валютными резидентами считаются граждане РФ и иностранцы, у которых есть российский вид на жительство. При этом неважно, сколько времени вы в реальности проводите в России. Даже если вы не приезжали несколько лет, по валютному законодательству вы остаетесь резидентом, пока сохраняете гражданство. Все остальные считаются нерезидентами.
Налоговые нерезиденты платят НДФЛ по другой ставке
Если вы будете работать за границей и не приедете в Россию на 183 дня, ваш работодатель будет должен платить за вас уже не 13%, а 30% НДФЛ.
Валютные резиденты должны отчитываться об открытии счетов за границей
По валютному законодательству права и обязанности резидентов и нерезидентов различаются.
Резиденты должны уведомить налоговую об открытии счета за границей и отчитываться о движении средств по этому счету. Еще им запрещено использовать иностранные электронные кошельки, которые не привязаны к банковскому счету.
Нерезиденты освобождены от этих обязанностей — им не надо уведомлять об открытии счета и движении средств по зарубежным счетам. Но при этом у них есть ограничения: в России они могут открыть счет только в специальных уполномоченных банках.
И резиденты, и нерезиденты на территории РФ проходят валютный контроль одинаково: они должны предоставить документы в банк по валютным операциям свыше 200 000 ₽. Неважно, оплата прошла в рублях или валюте. Любой банк по требованию Центробанка следит за законностью таких сделок и проверяет платежи.
Если вы гражданин России, то даже при условии, что большую часть года вы проводите за границей, вы остаетесь валютным резидентом. Это значит, что вам надо отчитаться в налоговой об открытии счетов за границей и любым операциям по ним.
Расчетный счет в Тинькофф
Бесплатно откроем расчетный счет для ИП или ООО:
Поиск контрагентов и проверка их благонадежности
Алгоритм поиска и проверки контрагентов, согласно письму ФНС России от 30.11.2012 № ЕД-4-3/20268@, включает всего три шага: использование общедоступных электронных сервисов, получение выписки из ЕГРЮЛ со сведениями о контрагенте и запрос документов у потенциального партнера. Но на каждом из этих этапов могут возникать сложности.
На практике у большинства предпринимателей, особенно начинающих, возникает множество вопросов о процессе поиска и проверки контрагентов: какими инструментами нужно пользоваться, есть ли бесплатные возможности для этого, какую информацию необходимо анализировать и др. Тем более что никаких стандартных правил и критериев такой проверки не существует. Все действия, которые необходимо предпринимать, обычно вырабатываются компаниями самостоятельно в процессе анализа и с учетом рисков.
В целом процесс проверки контрагентов держится на трех китах:
В этой статье рассмотрим следующие вопросы:
Зачем проверять контрагентов
Проверка контрагента — это комплексная и не разовая, как многим может показаться, работа. Но она необходима, ведь на кону — деньги и репутация компании. Не зря налоговые органы предупреждают, что ответственность за выбор контрагента полностью лежит на компании. Поэтому она должна быть заинтересована в оценке рисков и налоговых последствий, которые могут возникнуть в результате сотрудничества с сомнительными контрагентами. Если у налоговой появятся претензии к одному из ваших контрагентов, вполне вероятно, что вы невольно окажетесь вовлечены в неприятности.
Проверка новых контрагентов необходима еще и с учетом такого понятия, как «необоснованная налоговая выгода», которую, как предполагается, получают те предприниматели, которые минимизируют налогообложение, уклоняясь от налогов.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 перечислены все случаи, когда налоговая выгода признается необоснованной, но в целом все они сводятся к двум тезисам. Налоговая выгода признается необоснованной, если:
И если второй случай — это пример осознанных действий налогоплательщика, то первый подразумевает, что у налогоплательщика все-таки есть возможности предотвратить проблемы.
Помимо налоговых рисков при работе с контрагентом могут возникать и финансовые риски: срыв сроков поставок, поставки некачественного товара и т.д. Хорошо, если проблему можно решить с помощью переговоров и поставщик готов заменить бракованный продукт или предоставить скидку на следующую партию товара в случае срыва сроков поставки. Но ведь может оказаться, что безответственное поведение контрагента — норма, и тогда вы потеряете деньги.
Чтобы увидеть истинное лицо контрагента, нужно осуществить несколько действий, которые позволят удостовериться в том, что вы имеете дело с действующим юридическим лицом и что ваш контрагент не похож на фирму-однодневку.
Документы, которые нужно затребовать у контрагента
Как минимум важно проверить следующие документы:
Быстрый поиск контрагента на сайте ФНС
На сайте ФНС предприниматели могут бесплатно воспользоваться сразу несколькими онлайн-сервисами для сбора важной информации о контрагенте.
Самое простое, что можно сделать, — осуществить поиск контрагента по ИНН на сайте ФНС. Для этого нужно выбрать вкладку «Юридическое лицо» и ввести ОГРН или ИНН юрлица или указать наименование и (опционально) регион места нахождения. Если вам необходима информация об ИП или крестьянском (фермерском) хозяйстве, то выставляйте вкладку «Индивидуальный предприниматель/КФХ», вводите ОГРНИП / ИНН или вносите ФИО и регион места жительства.
На сайте ФНС можно бесплатно найти и другую информацию о контрагенте по названию, адресу и другим критериям.
Информация | Источник |
---|---|
Сведения из ЕГРЮЛ | https://egrul.nalog.ru |
Задолженность по уплате налогов, непредставление налоговой отчетности более года | https://service.nalog.ru/zd.do |
Адреса массовой регистрации | https://service.nalog.ru/addrfind.do |
Регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, или сведений, которые содержатся в ЕГРЮЛ | https://service.nalog.ru/uwsfind.do |
Дисквалифицированные лица | https://service.nalog.ru/disqualified.do |
Юрлица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица | https://service.nalog.ru/disfind.do |
Решения регистрирующих органов о предстоящем исключении недействующих юрлиц из ЕГРЮЛ | https://www.vestnik-gosreg.ru |
Лица, в отношении которых факт невозможности осуществления руководства установлен (подтвержден) в судебном порядке | https://service.nalog.ru/svl.do |
Физлица, которые являются руководителями или учредителями нескольких юрлиц | https://service.nalog.ru/mru.do |
Юрлица, созданные по законодательству Украины, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ | https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registration_ip_yl/#t5 |
Несколько лет назад налоговая запустила сервис «Прозрачный сервис», который упрощает процедуру проверки новых контрагентов, оберегает компании от сотрудничества с сомнительными партнерами и помогает вычислить однодневку.
Согласно ст. 102 НК («Налоговая тайна»), данные о компании могут стать открытыми только с ее согласия. Вступление в силу Федерального закона от 01.05.2016 № 134-ФЗ позволило внести изменения: перечень данных, которые не представляют налоговую тайну, был расширен.
Теперь открыты следующие сведения о юрлицах (они обновляются ежегодно):
Эти сведения организации смогут получить через интернет бесплатно.
Интернет-источники для поиска дополнительных сведений о контрагенте
Реестры недобросовестных поставщиков
Такой реестр есть на сайте ФАС. Также при необходимости можно изучить Реестр недобросовестных поставщиков в Единой информационное системе в сфере закупок.
Картотека арбитражных дел
В картотеке содержатся миллионы дел. Чтобы получить информацию о деле, нужно заполнить любые поля в фильтре поиска и нажать кнопку «Найти». Если вы не знаете номер дела, то ищите информацию по другим параметрам.
В карточку включена краткая информация о деле, сведения об участниках дела, хронология рассмотрения дела в каждой из инстанций, принятые в них завершающие судебные акты.
Банк данных исполнительных производств
Сервис дает информацию о наличии исполнительного производства, его предмете и подлежащей к выплате сумме в отношении любого физического или юридического лица.
Работа с банком строится на простых действиях: выбор поиска по физлицам или по юрлицам, указание региона, фамилии и имени или наименования предприятия.
Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юрлиц, ИП и иных субъектов экономической деятельности
Ресурс позволяет ознакомиться со сведениями о деятельности субъектов экономической деятельности. Для проверки юрлица введите в поисковой форме наименование предприятия, код (ИНН, ОГРН) и адрес. Поиск ИП осуществляется с помощью ФИО и кода (ИНН, ОГРНИП).
Реестры лицензий
Если ваша компания планирует заключить сделку с контрагентом в рамках лицензируемой деятельности, то разумно будет заранее проверить, имеет ли он необходимую лицензию. Такие сведения содержатся на сайтах лицензирующих органов.
Например, Реестр лицензий есть на сайте Росприроднадзора. Роскомнадзор на своем официальном ресурсе публикует Реестр лицензий в области связи, Реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования и др.
Проверка по списку недействительных российских паспортов
Поскольку сервис Главного управления по вопросам миграции МВД России пополняется сведениями о недействительных паспортах в ежедневном режиме, то информация в нем всегда актуальная.
В каких случаях компаниям стоит пользоваться этим онлайн-инструментом? Например, чтобы проверить руководителя фирмы, с которой предстоит заключить сделку. Ведь многие ограничиваются запросом копии приказа о вступлении в должность или выпиской из ЕГРЮЛ, в которой указаны ФИО и должность лица. Но проверка паспорта никогда не будет лишней.
Кроме того, обращайте внимание на срок полномочий представителя контрагента — не истек ли он? Срок указан в уставе организации или доверенности. Устав также может выявить и другой важный критерий оценки контрагента — ограничение полномочий руководителя по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.
Госконтракты
Факты неоднократного заключения госконтрактов — это несомненный плюс контрагента. Они могут свидетельствовать о его надежности, тем более если все обязательства были исполнены в срок.
Единый реестр проверок
На сайте Генпрокуратуры можно найти информацию о плановых и внеплановых проверках как юрлиц, так и ИП. Поиск осуществляется по утвержденному ежегодному сводному плану проведения плановых проверок и результатам проведения внеплановых проверок.
Членство в Торгово-промышленной палате РФ
Введите ОГРН или ИНН в форму поиска на сайте ТПП РФ — и вы узнаете, является ли юрлицо или ИП членом палаты. Если компания или предприниматель там есть, то это значит, что хозяйственная деятельность ведется.
Яндекс.Карты и Google Maps
Если для проверки контрагента вам необходима панорама здания, в котором зарегистрировано юрлицо, воспользуйтесь картами Яндекс или Google.
Сайт контрагента
Официальный сайт компании может многое рассказать о ней. Это весьма полезный инструмент для выявления важных сведений о бизнес-партнере. Как правило, на нем всегда указаны клиенты компании. Можно связаться с ними и узнать их мнение о контрагенте. Вполне возможно, что в разговоре всплывут негативные отзывы. Либо вообще окажется, что чужой логотип на сайте контрагента опубликован для статусности, а на самом деле никаких партнерских отношений между компаниями не существует.
Интернет-поиск
Забейте название компании, ФИО ее директора в поисковик и посмотрите, в каком контексте они упоминаются.
Список контрольных вопросов для проверки контрагента
В качестве руководства для действий любой налогоплательщик может использовать рекомендации ФНС. Ведомство делится ими в своих письмах.
Так, например, в Письме ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ можно найти следующие контрольные вопросы о добросовестности контрагентов, которые налоговики используют при проверке:
Как интерпретировать полученные сведения о контрагенте
Полученную информацию о контрагенте можно условно объединить в три больших блока:
Анализ контрагента следует проводить на пересечении этих блоков: — существующие споры, объемы деятельности и возникающие риски. Важно обратить внимание на финансовое состояние — растет компания или стагнирует? И попытаться самостоятельно оценить потенциал контрагента, опираясь на ту информацию, которая содержится на его сайте, деловые связи компании и другие критерии.
Когда вы не понимаете, какая у компании отчетность, видите невнятные арбитражи и не можете оценить потенциал компании, лучше с таким контрагентом не связываться.
Узнайте, как проверить контрагента за 5 минут:
Контур.Фокус: возможности для проверки контрагента
По количеству описанных источников можно сделать вывод, что поиск контрагента и проверка его благонадежности — чрезвычайно сложная работа. Но эту работу можно в буквальном смысле минимизировать до одного клика с помощью такого сервиса, как Контур.Фокус.
Офлайн-проверка контрагента, выявление подозрительных признаков
Вооружившись всевозможными бесплатными онлайн-инструментами проверки, не забудьте и об офлайн-расследовании.
Проверьте следующие детали:
Фактическое расположение компании по указанному в документах адресу
Убедиться в фактическом расположении особенно важно в тех случаях, когда вы ведете переговоры, например, с производственной компанией, чья деятельность предполагает наличие складов и помещений под производство. Недобросовестные контрагенты могут указывать несуществующие адреса.
Знакомство с руководством
При обсуждении условий сотрудничества и заключении сделок важно личное знакомство с руководством компании.
Доказательства того, что фирма готова выполнить условия сделки
Это можно понять только в ходе переговоров, наблюдая за поведением руководства. Стоит насторожиться, если контрагент торопится и хочет быстрее договориться об оплате, заманивая при этом низкими ценами и нереальными условиями.
Условия, прописанные в договоре, посильны для контрагента
Располагает ли контрагент реальными возможностями для выполнения условий договора? Сможет ли он уложиться в сроки производства или доставки продукта? Не будет ли нарушать дедлайны при выполнении работ?
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.