Сведения реестра национального стандарта что это
Национальная система сертификации
В 2017 году в России начала функционировать национальная система сертификации (НСС). Это принципиально новая система добровольной оценки соответствия, благодаря которой значительно уменьшилось количество контрафактной продукции на рынке. Разработчиком проекта является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Ведомство при создании НСС использовало самые передовые цифровые технологии, чтобы обеспечить прозрачность оценочных мероприятий и повысить доверие потребителей к процедуре.
Предпосылки для формирования НСС
Вернемся на несколько десятилетий назад, чтобы понять причины создания новой системы сертификации. В СССР существовал свод национальных стандартов (ГОСТ), на основании которых выпускался огромный ассортимент продукции. ГОСТ считался эталоном качества, поэтому покупатели с большим доверием относились к товарам, произведенным по данному нормативу. В настоящее время стандарт не менее популярен и вызывает уважение среди россиян. Этим пользуются недобросовестные производители и безосновательно указывают маркировку о соответствии.
Во времена перестройки большой объем зарубежных товаров устремился на российские прилавки. Механизм оценки соответствия импорта был недостаточно сформирован и было сложно уследить за безопасностью ввезенной продукции.
В 1992 году принимается Закон “О защите прав потребителей”, который устанавливает требование по обязательной сертификации.
В 1998 году полномочия по оценке качества были переданы частным компаниям, которые зачастую злоупотребляли доверием государства и выдавали сертификаты без реальных испытаний. Так процедура проверки соответствия превратилась в обычную торговлю.
Сейчас контроль за деятельностью сертификационных органов (центров) значительно усилился. Разработан механизм регулирования оценочных мероприятий, который постоянно совершенствуется и модернизируется.
Чем отличается система “ГОСТ” от НСС?
Национальная система сертификации пришла на смену добровольной системе оценки соответствия “ГОСТ”. Цель проекта — вернуть доверие граждан к подтверждающей документации, содействовать наполнению рынка только качественными и безопасными товарами, стимулировать “здоровую” конкуренцию.
Рассмотрим основные различия систем:
Как проводятся оценка соответствия
Во внимание берутся все требования ГОСТ
Предприниматель мог выбрать всего 1-2 критерия качества объекта
На упаковку наносится специальный QR-код и символ “РСТ”
На этикетке указывался знак “РСТ” без цифрового кода
Усиленный контроль за выданной документацией и проводимыми испытаниями. Формирование реестров в цифровом формате, предоставление доступа к информации любому человеку.
Несовершенство системы контроля и надзора, риск отказа от реального тестирования в пользу формальных проверок
Привлечение покупателей к контрольным мероприятиям
Цифровая маркировка позволяет заинтересованному лицу проверить подлинность сертификата и соответствие продукта требованиям ГОСТ. QR-код можно отсканировать в специальном мобильном приложении.
Невозможность для обычного потребителя выявить факт необоснованного нанесения маркировки о соответствии ГОСТ на этикетку.
Срок действия документа
Не устанавливается, но проводится постоянный контроль качества посредством плановых и внеплановых проверок
Цели НСС
При разработке национальной системы сертификации Росстандарт преследовал следующие цели:
Основные звенья новой системы
В построении и реализации НСС принимают участие следующие стороны:
Все звенья новой системы оценки соответствия играют важную роль в процедуре выдачи подтверждающей документации.
Бонусы оформления сертификата НСС
Заказывая оценку соответствия в национальной системе сертификации, предприниматель демонстрирует готовность к проведению реальных испытаний продукции и комплексному анализу его деятельности. Так он показывает свою уверенность в высоком качестве товаров, услуг или системы менеджмента.
Основными особенностями НСС являются следующие аспекты:
Действующие реестры
ФГУП “Стандартинформ” отвечает за формирование и ведение четырех реестров системы:
Процедура сертификации в НСС
Чтобы приобрести сертификат НСС, необходимо обратиться в уполномоченный орган (центр). Заявителем может быть производитель или поставщик товара. Помимо продукции объектом оценки соответствия могут выступать услуги и системы менеджмента компании.
Рассмотрим основные этапы процедуры:
Перечень документов
Для организации процедуры сертификации заявителю потребуется подготовить следующую информацию:
Цифровая маркировка
При разработке новой системы оценки соответствия были учтены все нюансы и использованы передовые технические средства. На сертифицированную продукцию наносится защищенный цифровой QR-код. Маркировка позволяет потребителю убедиться в качестве объекта с помощью обычного смартфона. Для проверки данных необходимо скачать на телефон специальное приложение и отсканировать цифровой код.
QR-код формируется в автоматическом режиме на базе информационной системы с учетом норматива ГОСТ Р ИСО/МЭК 8004–2015.
В маркировке закодирована ссылка на запись в электронном реестре.
Черный и белый списки
Как говорилось ранее, ФГУП “Стандартинформ” занимается ведением реестров системы. Речь идет о черных и белых списках.
В белом списке находятся проверенные объекты (товары, услуги, системы менеджмента), аккредитованные органы и лаборатории.
В черный список заносятся изготовители, которые необоснованно нанесли знак соответствия ГОСТ на свою продукцию. Нарушения выявляются в ходе плановых и внеплановых ревизий. Это нужно, чтобы защитить рынок от недобросовестной конкуренции и некачественных изделий. Вводить покупателей в заблуждение запрещено по закону, поэтому попадание в черный список отрицательным образом отражается на деловой репутации предприятия.
Символика системы
Национальная система сертификации имеет свой знак, который наносится на упаковку совместно с цифровой маркировкой.
Символ представляет собой сочетание букв Р и Т, вписанных в букву С. Последняя стилизована под измерительную скобу. Буквы обрамляет овал, а под изображением указывается номер норматива, требования которого соблюдены.
Знак НСС является объектом интеллектуальной собственности, право на его использование принадлежит Росстандарту. Это значит, что нанесение символа на упаковку без реальных испытаний продукции является серьезным правонарушением. Необоснованное применение маркировки грозит серьезными штрафами.
Предприниматели знают, что потребители всегда больше доверяют продукции, выпущенной по ГОСТ. Поэтому стремятся нанести знак системы в качестве рекламного хода и для привлечения клиентов.
Рекомендуем отказаться от такой инициативы и заказать сертификат, который даст право на использование маркировки на законных основаниях.
Центр “Гортест Урал” может помощь в оформлении необходимой документации в минимальные сроки. Более подробно об оценочных мероприятиях и их стоимости вы можете узнать по телефону 8 800 200-55-80. Мы ждем вашего звонка, наши консультации совершенно бесплатны!
Сведения реестра национального стандарта что это
Открытые данные – информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная в сети «Интернет» в виде массивов данных в формате, обеспечивающем их автоматизированную обработку в целях повторного использования без предварительного изменения человеком (машиночитаемый формат), и на условиях ее свободного (бесплатного) использования.
Размещение открытых государственных данных позволит повысить прозрачность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, что соответствует требованиям общества, движению к реализации в России концепций «открытого правительства» и «электронной демократии». Предоставление сведений о деятельности государственных органов и органов местного самоуправлениях в форме открытых данных позволит использовать их при создании различных информационных системах не только государственного уровня, но и общественных, а также информационных систем и интернет-сервисов, разрабатываемых бизнес-сообществом.
Основной целью размещения информации в форме открытых данных является создание условий для получения максимального международного, политического, социального и экономического эффекта от их использования гражданами России, бизнес-сообществом и другими представителями российского общества.
Размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет» в форме открытых данных осуществляется в рамках реализации подпункта «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601
В настоящем разделе сайта публикуются открытые данные Росстандарта.
Референтными группами Росстандарта, а также потенциальными потребителями опубликованных наборов открытых данных Росстандарта, являются:
При использовании открытых данных Пользователь имеет право:
При использовании открытых данных Пользователь обязан:
Типовые условия использования общедоступной информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в формате открытых данных, утвержденные протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 19 сентября 2016 г. № 6
Сведения реестра национального стандарта что это
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Стандартизация в Российской Федерации
СТАНДАРТЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ
Правила разработки, утверждения, применения и отмены
Standardization in Russian Federation. Preliminary national Standards. Instructions for development, taking over, application and cancellation
Дата введения 2012-04-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 «Методология стандартизации»
5 Издание (сентябрь 2016 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в ноябре 2012 г., июне 2016 г. (ИУС 7-2013, 10-2016)
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 5, 2021 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает правила разработки и утверждения предварительных национальных стандартов Российской Федерации, а также правила их применения, проведения мониторинга применения и отмены.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 1.2-2020 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены
ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
ГОСТ Р 1.6-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы
ГОСТ Р 1.7-2014 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов
Раздел 2 (Измененная редакция, Изм. N 2), (Поправка. ИУС N 5-2021).
3 Общие положения
3.2 При разработке и применении предстандартов решают следующие задачи:
— ускоренное внедрение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
— применение в Российской Федерации международных документов, не являющихся международными стандартами (см. ГОСТ Р 1.7-2014, раздел 9), и национальных стандартов промышленно развитых стран;
— гармонизация с международными, региональными стандартами;
— предварительная апробация установленных в предстандартах требований (правил) и накопление дополнительной информации об инновационных объектах стандартизации, которые необходимы для разработки национальных стандартов Российской Федерации.
3.1, 3.2 (Измененная редакция, Изм. N 2).
3.3 Требования, устанавливаемые в предстандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и способствовать научно-техническому прогрессу.
3.5 Требования, устанавливаемые в предстандарте, не должны противоречить федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, требованиям действующих стандартов и сводов правил, которые включены в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.
4 Правила разработки и утверждения предварительных национальных стандартов
4.1 Организация разработки предварительного национального стандарта
4.1.1 Заказчиком разработки предстандарта может быть национальный орган по стандартизации, иной заинтересованный федеральный орган исполнительной власти, общественное объединение, юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке.
4.1.2 Разработчиком предстандарта может быть любое лицо (юридическое или физическое), компетентность которого в отношении разработки данного предстандарта определяет заказчик этой работы.
1 В случае, когда заказчиком предстандарта выступает национальный орган по стандартизации или иной федеральный орган исполнительной власти, выбор разработчика предстандарта осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством, в области размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.
2 Настоящий стандарт не устанавливает весь порядок взаимодействия разработчика и заказчика. Их взаимодействие при разработке проекта предстандарта определяется техническим заданием и/или договором на его разработку. В частности, в них может быть оговорена необходимость представления проекта предстандарта заказчику для рассмотрения до его направления в национальный орган по стандартизации.
При необходимости может быть создана рабочая группа, в состав которой включают представителей различных заинтересованных сторон и/или соисполнителей разработки.
4.2 Разработка проекта предварительного национального стандарта
4.2.1 Разработчик готовит проект предстандарта и пояснительную записку к нему (см. 4.2.6).
4.2.2 В качестве основы для разработки предстандарта могут быть использованы:
— международный стандарт или международный документ, не являющийся международным стандартом;
— стандарт организации или технические условия, если при практическом применении данного документа получены положительные результаты, которые подтверждены информацией о накопленном опыте и наилучших результатах применения этого документа (в том числе о практике его применения для целей подтверждения соответствия продукции).
В обоснованных случаях в качестве основы для разработки предстандарта также может быть использован региональный стандарт или иной региональный документ в области стандартизации, а также проект международного или регионального стандарта или прогрессивный национальный стандарт или свод правил иностранного государства.
Проект предстандарта может быть разработан по результатам научно-исследовательской (опытно-конструкторской, опытно-технологической или проектной) работы, относящейся к данному объекту и аспекту стандартизации, или с использованием иной информации о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.
4.2.3 Не допускается включение в предстандарт объектов, которые защищены патентом.
4.2.4 При применении в качестве основы для разработки предстандарта международного или регионального стандарта (международного документа, не являющегося международным стандартом, или национального стандарта иностранного государства) соблюдают правила, установленные в ГОСТ Р 1.7.
4.2.2-4.2.4 (Измененная редакция, Изм. N 2).
4.2.6 В пояснительной записке к проекту предстандарта указывают:
— шифр темы в программе национальной стандартизации;
— основание для разработки предстандарта с указанием документа (при его наличии);
— заказчика разработки предстандарта или информацию о разработке в инициативном порядке;
— обоснование целесообразности разработки предстандарта;
— краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации;
— сведения о соответствии проекта предстандарта федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;
— сведения о взаимосвязи проекта предстандарта с ранее утвержденными национальными стандартами Российской Федерации, действующими в этом качестве межгосударственными стандартами, а также сводами правил, в том числе информацию об отличиях их положений от положений, устанавливаемых в разрабатываемом предстандарте;
— перечень источников информации, использованных при разработке предстандарта, в том числе информацию об использовании документов, относящихся к объектам патентного права;
— сведения о разработчике предстандарта с указанием его почтового адреса, контактного телефона и адреса электронной почты (при наличии);
— сведения о стандарте организации или технических условиях, на основе которых разработан проект предстандарта;
— информацию об использованных результатах научных исследований или испытаний, подтверждающих эффективность применения новых технических и/или технологических решений, материалов и иных решений, на которые распространяется разрабатываемый предстандарт.
Пояснительную записку к проекту предстандарта подписывает руководитель разработки предстандарта и исполнитель, подготовивший пояснительную записку. Если разработчиком предстандарта является физическое лицо, то пояснительную записку подписывает только разработчик.
Национальная система сертификации
Перед началом распространения большинства товаров требуется провести ряд мероприятий, направленных на проверку их качества и безопасности. Результаты оценки соответствия демонстрируют, отвечает ли продукция требованиям действующего законодательства.
Контроль качества осуществляется в обязательном и добровольном порядке. В России обязательная процедура проводится в отношении продуктов питания, оборудования, техники, одежды, которые содержатся в следующих нормативно-правовых актах:
Кроме того, производитель или импортер изделий может подтвердить их качество в любой из зарегистрированных систем добровольной сертификации (СДС).
Ранее такая проверка соответствия проводилась чаще всего в системе национальных стандартов (ГОСТ Р). Заказчик самостоятельно выбирал параметры оценки и подходящий норматив. После оформления сертификата заявитель вправе был наносить маркировку, что свидетельствовало о соблюдении требований государственного стандарта (а по факту всего 2-х или 3-х критериев).
В последнее время правила оценки несколько поменялись: начала действовать национальная система добровольной сертификации. Нанесение специального знака теперь возможно только при условии, что продукция отвечает абсолютно всем требованиям конкретного стандарта. Нарушение данного условия преследуется по закону.
Что такое национальная система?
Национальная система сертификации (НСС) представляет собой перечень правил по проведению оценки соответствия, имеет собственную инфраструктуру и список участников. Разработчиком НСС является Росстандарт, система действует согласно приказу Федерального агентства в сфере техрегулирования и метрологии № 2033 от 29.12.2016.
НСС подразумевает, что сертификация товаров, технических средств, материалов, оборудования выполняется в соответствии с требованиями действующих отечественных стандартов – ГОСТов. Добровольный характер системы не отменяет строгого контроля качества, который обычно проводится во время обязательной процедуры.
Целями национальной системы сертификации являются:
К особым преимуществам сертификата, выданного в НСС, относится появление у его обладателей возможности работы с госзаказом. При наличии документа можно быстро пройти процедуру корпоративной сертификации. Первый подобный договор был подписан с Газпромом.
Историческая справка
Необходимость в проверке качества по определенным параметрам особенно обострилась в 90-е годы, когда на российский рынок хлынул огромный поток импорта.
Тогда же наметился рост производственной активности в нашей стране. Особое внимание в те времена уделялось оценке безопасности отечественной и зарубежной продукции, уровню качества отводилась второстепенная роль.
В 1993 году был утвержден Закон РФ №5151-1 “О сертификации продукции и услуг”, содержащий правила оценки соответствия. Они носили больше рекомендательный характер, нежели обязательный. Принудительная сертификация осуществлялась только в исключительных случаях.
Организационные моменты в проведении этой работы решались только государственными органами, в числе которых был Госстандарт. Запрещалось продавать товары, не прошедшие обязательную оценку соответствия (если это было предусмотрено законодательством). Недопустимым являлось также отсутствие маркировки на продуктах и изделиях. Государство возлагало на потребителей функции контроля за оборотом и предлагало гражданам самим запрашивать у продавца сертификат перед покупкой.
Начали создаваться первые центры по сертификации, которые оформляли разрешительные документы на изделия, успешно прошедшие проверку соответствия.
Помимо сертификации появилась еще одна форма контроля продукции — это декларирование. Получить декларацию производителю (импортеру) было гораздо проще, чем сертификат. При том, что оба разрешения наделялись одинаковой юридической силой.
Однако качество и объективность оценки соответствия были на низком уровне. Рынок был переполнен декларациями и сертификатами, которые имел возможность приобрести любой желающий без проведения испытаний и соблюдения других процедур.
Необходимо было переломить ситуацию и создать новые эффективные инструменты государственного контроля. С этой целью в 2020 году государством планируется утвердить новый федеральный закон «Об оценке соответствия».
Кроме того, существовала проблема большого количества систем добровольной сертификации (СДС) — более 2 000. Их регистрация проводилась на формальной основе без контроля за отчетностью центров и отслеживания выдаваемых документов. ФСА организовало ряд проверок, в ходе которых было выявлено множество нарушений в деятельности сертификационных организаций. После этого они лишились права на работу в данной области.
Основной задачей стало вернуть доверие к процедуре контроля соответствия и ее результатам, модернизировать механизм проведения оценочных мероприятий. Поэтому и была создана национальная система стандартизации и сертификации.
Ее работа строится на следующих постулатах:
Регулирует процесс нанесения маркировки закон «О защите прав потребителей», поэтому нарушение действующих требований и указание знака без наличия сертификационной документации грозит штрафными санкциями.
Особенности оценки соответствия
НСС подразумевает принципиально новый подход к оценке показателей качества, организации испытаний и осуществлению инспекционного контроля.
Отличительными особенностями системы являются:
Сейчас малый и средний бизнес находится в состоянии неравной борьбы с крупными представителями известных марок. Задача национальной системы добровольной сертификации — помочь всем предпринимателям в предоставлении равных возможностей. Получив сертификат, средние и мелкие фирмы смогут конкурировать с уже зарекомендовавшими себя корпорациями. Еще один плюс — это экономия финансовых ресурсов на дорогостоящей рекламе.
Специальную маркировку “РСТ” нельзя будет наносить безосновательно. Это позволит вернуть доверие к продукции, изготовленной по национальным стандартам, и к производителям, ее выпускающим.
Порядок действий
Процедура оформления сертификата в НСС состоит из нескольких этапов:
Проверка качества оказываемых услуг, выполняемых работ включает изучение представленных заявителем сведений и проведение аудита компании по всем показателям, предусмотренным действующим стандартом.
Ответственность предпринимателя
Маркировка “РСТ” представляет собой зарегистрированный товарный знак Российской Федерации, правообладателем которого выступает государственный орган — Росстандарт.
Нанесение маркировки на упаковку продукции без подтверждающих документов является серьезным правонарушением. В отношении юридических лиц, не соблюдающих закон, КоАП РФ устанавливает меры административных взысканий. Это может быть штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей. Для должностных лиц сумма штрафа, предусмотренного за нарушение авторских прав, достигает 5 000 000 рублей. Кроме того, возможна и уголовная ответственность.
Плюс ко всему, недобросовестные предприниматели будут внесены в «черный список». Он формируется из контрагентов, которые используют знак маркировки без подтверждения соответствия продукции, работ или услуг требованиям национальных стандартов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.