Светает так что надо вставать

Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 34

Урок 35. Бессоюзное сложное предложение. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложносочиненным предложениям. Запятая, точка с запятой и тире в таких предложениях. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложноподчиненным предложениям. Двоеточие и тире в таких предложениях. Вариативность знака. Все случаи постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях. Сложные предложения с бессоюзной связью, сочинением и подчинением.

Интонационное скрепление простых предложений в бессоюзном сложном предложении указывает на то, что эти конструкции присущи прежде всего разговорной речи, где отсутствие союзов восполняется интонацией, а также мимикой и жестами:

Задание. Кому может принадлежать подобное высказывание? Сколько грамматических основ в этом предложении? Сколько односоставных предложений входит в общее сложное предложение?

Теперь сравните данное предложение с аналогичным союзным:

Жаль, что меня не было вчера на вечеринке, а то я бы такую музыку поставил, что все бы закачались.

Постановка союзов на месте соединения частей позволяет сделать вывод, что бессоюзные сложные предложения по характеру смысловых отношений между частями могут быть синонимичны сложносочиненным или сложноподчиненным предложениям.

I. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложносочиненным предложениям. Запятая, точка с запятой и тире в таких предложениях. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные предложениям с присоединением. Учимся создавать высказывания

Части бессоюзного сложного предложения, синонимичного сложносочиненному предложению, могут по-разному логически соотноситься между собой, и в зависимости от этого соотношения на месте интонационной паузы ставятся знаки препинания запятая, точка с запятой или тире.

Запятая ставится в том случае, если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения, передающие соединительные отношения. Тогда между частями на месте запятых можно вставить союз и, например (следите за интонацией перечисления):

Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал. (И. Бунин)

Точка с запятой ставится в том случае, если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с перечислением, но при этом более распространены и менее связаны по смыслу. Например:

За деревянным, кирпичного цвета вокзалом видны тройки, громыхают бубенчики, кричат наперебой извозчики; зимний день сер и тепел. (И. Бунин)

Задание. Какой знак препинания, показывающий, что мысль завершена, можно поставить на месте точки с запятой? Подумайте, чем мог руководствоваться автор, не заканчивая в этом месте предложение, а продолжая его. Подумайте, почему точку с запятой часто относят к авторским знакам препинания.

Тире ставится в двух случаях:

1) если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с сопоставлением, передающие быструю смену событий или неожиданный результат действия. Между этими частями можно вставить союз и, например:

2) если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с противительными отношениями и противопоставлением. Тогда между частями можно поставить союзы а или но, например:

Задание. Прочитайте сложносочиненные предложения. Образуйте из них бессоюзные предложения и запишите, расставляя знаки препинания сообразно логическому отношению частей предложения и вашей интонации. Проанализируйте оттенки смысла.

1. Образовалась течь, и лодка стала погружаться в воду. 2. Все пришли на праздник, а я нет. 3. Мы свернули с дороги, и ноги тут же увязли в грязи. 4. Часы пробили одиннадцать, и пора было ложиться спать. 5. Собака смирно лежала у калитки, но я все равно боялся двинуться дальше.

Задание. Укажите предложение, где на месте пропуска не должно стоять тире. Проанализируйте ответ.

1) Друг, достигший власти, _ потерянный друг.

2) Все это: жизнь, быт, отсутствие средств _ навалилось на семью.

3) В зеркале отражается тело, в глазах _ душа.

4) Сады _ есть обязательная принадлежность античных лицеев и академий.

II. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложноподчиненным предложениям. Двоеточие и тире в таких предложениях. Вариативность знака. Все случаи постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях.

1) вторая часть соответствует придаточному изъяснительному с союзом что, например:

Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И. Тургенев) = Вдруг я чувствую, что кто-то берет меня за плечо и толкает.

Перед второй частью, соответствующей придаточному изъяснительному с союзом что, могут отсутствовать слова, передающие состояние говорящего (и увидел, и услышал, и почувствовал и т. п.), например:

Сережка оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. (А. Фадеев);

2) вторая часть соответствует придаточному причины с союзами потому что, так как, поскольку, например:

Ответить Миллер не успел: лодка вышла в буруны. (К. Паустовский) = Ответить Миллер не успел, потому что лодка вышла в буруны.

Проверкой смысловых отношений и выбора знака может служить подстановка слов а именно к пропущенному вопросу от главной к придаточной части. Проделайте эту работу над приведенными примерами.

Задание. Объясните знаки препинания в предложении, где бессоюзная часть общая для двух частей, соединенных сочинительной связью: Ответить он не успел: лодка вышла в буруны и началась качка.

Тире в бессоюзном сложном предложении, синонимичном сложноподчиненному, ставится в следующих случаях:

2) если первая часть бессоюзного предложения соответствует придаточному условному с союзом если или времени с союзом когда, а само действие обозначено во второй части, соответствующей главной, например:

Проверкой постановки знака может служить слово значит во второй части. Проделайте эту работу на примере предложения.

3) если вторая часть соответствует придаточному сравнительному со сравнительными союзами, например:

Задание. Переведите представленные ниже бессоюзные сложные предложения в сложноподчиненные с придаточными причины и следствия и проанализируйте двоеточие и тире, отражающие смысловые отношения частей в бессоюзных предложениях.

2) Птица жалобно кричит: ее гнездо разорено.

В бессоюзном же предложении, если вторая часть поясняет первую и пред ней можно поставить слова а именно, ставится двоеточие. Однако факт постановки тире в схожей смысловой ситуации порождает вариативность знака, поэтому в бессоюзном предложении, синонимичном сложноподчиненному с придаточным причины, иногда вместо двоеточия как авторский знак препинания ставится тире, например:

Активность тире объясняется еще и тем, что это не только показатель смысловых отношений, но и резкий разграничитель, что особенно важно в бессоюзном предложении.

Перед вами сводные правила постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.

Двоеточие

1. Второе предложение раскрывает содержание первого. Между ними можно вставить а именно:

Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. Фадеев)

2. Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом. Между ними можно вставить потому что:

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (И. Тургенев)

3. Второе предложение дополняет смысл первого. Между ними можно вставить что:

Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И. Тургенев)

4. В первом предложении опущены слова и увидел, и услышал, и почувствовал:

Сережка оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. (А. Фадеев)

2. Содержание второго предложения резко противопоставляется содержанию первого. Между ними можно вставить а, но:

3. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом. Между ними можно вставить так что:

4. Второе предложение заключают в себе неожиданный результат, смену событий. Между ними можно вставить и:

5. Предложения содержат сравнение. Между ними можно вставить будто, словно:

Задание. В каком предложении не ставится тире?

1) Далеко ли до ближайшей станции спросили мы у проводника.

2) Летние ночи короткие.

3) Ученье путь к уменью.

4) Хочешь есть калачи не лежи на печи.

III. Теперь обратимся к сложным синтаксическим конструкциям с бессоюзной связью.

Рассмотрим сложное предложение, где цифрами отмечены простые предложения (читая, сопоставляйте интонационные паузы со знаками препинания):

Задание. В каком месте внутри предложения вы бы поставили точку?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно увидеть, где в предложении практически заканчивается одна мысль и начинается другая. Конечно, после третьего предложения перед четвертым на месте двоеточия, где интонационная пауза особенно значительна и есть признаки стыковки двух лексико-грамматических блоков:

а) оба блока закончены информационно, лексически и грамматически;

1. Ошеломленный нелюбезным приемом, я совсем потерялся и очутился в том глупом положении, когда не знаешь, что делать: обратить ли грубость в шутку, или самому рассердиться, или, наконец, не сказав ни слова, повернуться и уйти назад. (М. Булгаков)

Источник

Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 34

Урок 35. Бессоюзное сложное предложение. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложносочиненным предложениям. Запятая, точка с запятой и тире в таких предложениях. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложноподчиненным предложениям. Двоеточие и тире в таких предложениях. Вариативность знака. Все случаи постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях. Сложные предложения с бессоюзной связью, сочинением и подчинением.

Интонационное скрепление простых предложений в бессоюзном сложном предложении указывает на то, что эти конструкции присущи прежде всего разговорной речи, где отсутствие союзов восполняется интонацией, а также мимикой и жестами:

Задание. Кому может принадлежать подобное высказывание? Сколько грамматических основ в этом предложении? Сколько односоставных предложений входит в общее сложное предложение?

Теперь сравните данное предложение с аналогичным союзным:

Жаль, что меня не было вчера на вечеринке, а то я бы такую музыку поставил, что все бы закачались.

Постановка союзов на месте соединения частей позволяет сделать вывод, что бессоюзные сложные предложения по характеру смысловых отношений между частями могут быть синонимичны сложносочиненным или сложноподчиненным предложениям.

I. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложносочиненным предложениям. Запятая, точка с запятой и тире в таких предложениях. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные предложениям с присоединением. Учимся создавать высказывания

Части бессоюзного сложного предложения, синонимичного сложносочиненному предложению, могут по-разному логически соотноситься между собой, и в зависимости от этого соотношения на месте интонационной паузы ставятся знаки препинания запятая, точка с запятой или тире.

Запятая ставится в том случае, если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения, передающие соединительные отношения. Тогда между частями на месте запятых можно вставить союз и, например (следите за интонацией перечисления):

Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал. (И. Бунин)

Точка с запятой ставится в том случае, если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с перечислением, но при этом более распространены и менее связаны по смыслу. Например:

За деревянным, кирпичного цвета вокзалом видны тройки, громыхают бубенчики, кричат наперебой извозчики; зимний день сер и тепел. (И. Бунин)

Задание. Какой знак препинания, показывающий, что мысль завершена, можно поставить на месте точки с запятой? Подумайте, чем мог руководствоваться автор, не заканчивая в этом месте предложение, а продолжая его. Подумайте, почему точку с запятой часто относят к авторским знакам препинания.

Тире ставится в двух случаях:

1) если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с сопоставлением, передающие быструю смену событий или неожиданный результат действия. Между этими частями можно вставить союз и, например:

2) если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с противительными отношениями и противопоставлением. Тогда между частями можно поставить союзы а или но, например:

Задание. Прочитайте сложносочиненные предложения. Образуйте из них бессоюзные предложения и запишите, расставляя знаки препинания сообразно логическому отношению частей предложения и вашей интонации. Проанализируйте оттенки смысла.

1. Образовалась течь, и лодка стала погружаться в воду. 2. Все пришли на праздник, а я нет. 3. Мы свернули с дороги, и ноги тут же увязли в грязи. 4. Часы пробили одиннадцать, и пора было ложиться спать. 5. Собака смирно лежала у калитки, но я все равно боялся двинуться дальше.

Задание. Укажите предложение, где на месте пропуска не должно стоять тире. Проанализируйте ответ.

1) Друг, достигший власти, _ потерянный друг.

2) Все это: жизнь, быт, отсутствие средств _ навалилось на семью.

3) В зеркале отражается тело, в глазах _ душа.

4) Сады _ есть обязательная принадлежность античных лицеев и академий.

II. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложноподчиненным предложениям. Двоеточие и тире в таких предложениях. Вариативность знака. Все случаи постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях.

1) вторая часть соответствует придаточному изъяснительному с союзом что, например:

Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И. Тургенев) = Вдруг я чувствую, что кто-то берет меня за плечо и толкает.

Перед второй частью, соответствующей придаточному изъяснительному с союзом что, могут отсутствовать слова, передающие состояние говорящего (и увидел, и услышал, и почувствовал и т. п.), например:

Сережка оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. (А. Фадеев);

2) вторая часть соответствует придаточному причины с союзами потому что, так как, поскольку, например:

Ответить Миллер не успел: лодка вышла в буруны. (К. Паустовский) = Ответить Миллер не успел, потому что лодка вышла в буруны.

Проверкой смысловых отношений и выбора знака может служить подстановка слов а именно к пропущенному вопросу от главной к придаточной части. Проделайте эту работу над приведенными примерами.

Задание. Объясните знаки препинания в предложении, где бессоюзная часть общая для двух частей, соединенных сочинительной связью: Ответить он не успел: лодка вышла в буруны и началась качка.

Тире в бессоюзном сложном предложении, синонимичном сложноподчиненному, ставится в следующих случаях:

2) если первая часть бессоюзного предложения соответствует придаточному условному с союзом если или времени с союзом когда, а само действие обозначено во второй части, соответствующей главной, например:

Проверкой постановки знака может служить слово значит во второй части. Проделайте эту работу на примере предложения.

3) если вторая часть соответствует придаточному сравнительному со сравнительными союзами, например:

Задание. Переведите представленные ниже бессоюзные сложные предложения в сложноподчиненные с придаточными причины и следствия и проанализируйте двоеточие и тире, отражающие смысловые отношения частей в бессоюзных предложениях.

2) Птица жалобно кричит: ее гнездо разорено.

В бессоюзном же предложении, если вторая часть поясняет первую и пред ней можно поставить слова а именно, ставится двоеточие. Однако факт постановки тире в схожей смысловой ситуации порождает вариативность знака, поэтому в бессоюзном предложении, синонимичном сложноподчиненному с придаточным причины, иногда вместо двоеточия как авторский знак препинания ставится тире, например:

Активность тире объясняется еще и тем, что это не только показатель смысловых отношений, но и резкий разграничитель, что особенно важно в бессоюзном предложении.

Перед вами сводные правила постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.

Двоеточие

1. Второе предложение раскрывает содержание первого. Между ними можно вставить а именно:

Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. Фадеев)

2. Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом. Между ними можно вставить потому что:

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (И. Тургенев)

3. Второе предложение дополняет смысл первого. Между ними можно вставить что:

Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И. Тургенев)

4. В первом предложении опущены слова и увидел, и услышал, и почувствовал:

Сережка оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. (А. Фадеев)

2. Содержание второго предложения резко противопоставляется содержанию первого. Между ними можно вставить а, но:

3. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом. Между ними можно вставить так что:

4. Второе предложение заключают в себе неожиданный результат, смену событий. Между ними можно вставить и:

5. Предложения содержат сравнение. Между ними можно вставить будто, словно:

Задание. В каком предложении не ставится тире?

1) Далеко ли до ближайшей станции спросили мы у проводника.

2) Летние ночи короткие.

3) Ученье путь к уменью.

4) Хочешь есть калачи не лежи на печи.

III. Теперь обратимся к сложным синтаксическим конструкциям с бессоюзной связью.

Рассмотрим сложное предложение, где цифрами отмечены простые предложения (читая, сопоставляйте интонационные паузы со знаками препинания):

Задание. В каком месте внутри предложения вы бы поставили точку?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно увидеть, где в предложении практически заканчивается одна мысль и начинается другая. Конечно, после третьего предложения перед четвертым на месте двоеточия, где интонационная пауза особенно значительна и есть признаки стыковки двух лексико-грамматических блоков:

а) оба блока закончены информационно, лексически и грамматически;

1. Ошеломленный нелюбезным приемом, я совсем потерялся и очутился в том глупом положении, когда не знаешь, что делать: обратить ли грубость в шутку, или самому рассердиться, или, наконец, не сказав ни слова, повернуться и уйти назад. (М. Булгаков)

Источник

Бесcоюзные сложные предложения

Урок на тему: «Бессоюзные сложные предложения»

(повторение и обобщение изученного).

— систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях;

а) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях;

б) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла;

в) определять смысловые отношения между частями бессоюзного предложения в зависимости от интонации в устной речи;

г) правильно расставлять знаки препинания в указательных конструкциях.

I. Повторение по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Вызов к доске двух учеников, которые задают друг другу вопросы по теме (класс следит за грамотной постановкой вопроса и ответами работающих у доски).

— какие сложные предложения называются бессоюзными?

— от чего зависят смысловые отношения между частями?

— как выражаются отношения в устной речи? На письме?

— какие знаки могут быть в бессоюзном предложении?

— в какие случаях ставятся «,», «;», «:», «-»?

II. Работа над определением смысловых отношений между частями в сложных предложениях. Разные виды их передачи.

(три ученика работают одновременно у доски)

Даны два предложения: Солнце взошло. Туман рассеялся.

Задание: построить сложные предложения различных видов: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное.

Солнце взошло – туман рассеялся (бессоюзное)

Солнце взошло и туман рассеялся (сложносочиненное)

Когда солнце взошло, туман рассеялся (сложноподчиненное)

Вывод: временные отношения можно передать разными видами сложных предложений. Менее четко они очерчены в бессоюзных сложных предложениях.

Составить два предложения: одно простое с обобщающим словом перед однородными членами, другое – бессоюзное сложное, вторая часть которого поясняет первую.

Составить два предложения: одно простое с однородными членами и обобщающим словом после них, второе – бессоюзное сложное, в котором между частями ставится тире.

Вывод: двоеточие и тире могут быть и в простых, и в сложных предложениях.

Работа с грамматическими синонимами.

Задание классу: опустить союзы в данном тексте, проставить знаки.

Осень. По лесу шагу нельзя ступить бесшумно, потому что сухие листья хрустят под ногами, предупреждая лесных жителей, что охотник идет.

— дать характеристику предложения;

— объяснить смысловые отношения между частями.

Вывод: полученное бессоюзное сложное предложение – грамматический синоним данному. Оно передает быструю смену действий.

Проверка индивидуальных заданий.

Устная работа с классом.

Определите смысловые отношения:

Светает, так что надо вставать. Светает – надо вставать.

Выразить эти отношения в бессоюзном сложном предложении. ( Надо вставать: светает).

Вывод: таким образом, смысловые отношения зависят от содержания простых предложений, входящих в состав сложного.

-назвать произведение, автора;

— выписать предложения, где одна часть противопоставлена другой;

-объяснить смысловые отношения

— расставить знаки препинания;

— назвать группы орфограмм.

Погасло дневное светило, на море синее вечерний пал туман.

Везде передо мной подвижные картины: здесь вижу двух озер лазурные равнины.

Солнце зимнее ли мещет на него свой луч косой – в нем ничто не затрепещет…

Один в вышине стою под снегами у каря стремнины; орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне.

Задание: определить на слух виды предложений, передать схемами их структуру.

Работа над употреблением бессоюзных сложных предложений в речи

(работает сильная часть класса)

Задание: прослушать аудиозапись отрывка из стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Деревня» и передать содержание, употребив бессоюзные сложные предложения.

Работа с остальной частью класса.

Задание: выписать из прочитанных учителем предложений только бессоюзные сложные (предложения по выбору учителя).

Пейзажная зарисовка «Зимний лес»

Сильная часть класса, слушая композицию Чайковского «Времена года. Зима», описывает картины, нарисованные воображением, используя бессоюзные сложные предложения. Другая часть класса в это время выполняет задание: продолжить предложения: Прекрасен зимний лес:……

Плывут по небу облака,….

(можно дать опорные слова-наречия: кое-где, далеко-далеко, вдали, справа, по-зимнему, сплошь и т. Д. и попросить учащихся составить бессоюзное сложное предложение, используя данные наречия, объяснить орфограммы)

Вывод: благодаря использованию бессоюзных сложных предложений текст становится динамичным.

III. Итоговая проверочная работа. Цифровой распределительный диктант.

Дети заполняют таблицу, проставляя только номера прочитанных учителем предложений соответственно знаку.

Данные упражнения помогают учащимся понять роль бессоюзных сложных предложений в нашей речи, делают речь учащихся богаче, речевые конструкции разнообразнее, учат видеть смысловые отношения между частями сложного предложения, избегать пунктуационных ошибок.

Тэги: Разработки урококв, урок, план урока, русский язык, бессоюзые сложные предложения Светает так что надо вставать. Смотреть фото Светает так что надо вставать. Смотреть картинку Светает так что надо вставать. Картинка про Светает так что надо вставать. Фото Светает так что надо вставать

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Светает так что надо вставать. Смотреть фото Светает так что надо вставать. Смотреть картинку Светает так что надо вставать. Картинка про Светает так что надо вставать. Фото Светает так что надо вставать
Вакансии для учителей

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *