Светофильтры для объективов для чего они нужны

Светофильтры для объективов цифровых фотокамер

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

В этой записи я буду говорить о средне-статистическом фотографе любителе и надеюсь информация будет полезной.

Светофильтры в фотографии применяется довольно давно. Светофильтры, выпускаемые Hoya, Dicom, Kenko, Sunpak, Cavei, Marumi, Tiffen чаще всего накручиваются прямо на объектив фотоаппарата.

Есть светофильтры, которые устанавливаются в специальный держатель, который крепится на объектив. Существуют фотофильтры, предназначенные для установки прямо на источник освещения.Однако, независимо от конструкции светофильтра работа любого светофильтра в фотографии основана на отсечении определённого типа световых лучей. В плёночной фотографии чаще всего применяются цветные сфетофильтры (фильтры цветокоррекции), которые отсекают лучи свет определённого спектра (света), однако в цифровой фотографии гораздо удобнее использовать цветные фильтры уже во время послесъёмочной обработки фотографии.

Поговорим о наиболее часто встречающихся типов светофильтров

а) Поляризационные фильтры (LPL и CPL), б) UV-фильтры, в) ND-фильтры, г) Градиентные фильтры

Поляризационные фильтры (LPL и CPL)

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Поляризационный светофильтр (полярик) так же довольно часто применяется в цифровой фотографии. Поляризационный фильтр предназначен для уменьшения бликов и отражений от неметаллических поверхностей.

Кроме уменьшения отражений, поляризационный фильтр усиливает цвета. Например, при пейзажной фотосъёмке в солнечный день, поляризационный фильтр делает небо более синим, облака белее, а зелень более сочной.

При использовании поляризационного фильтра следует учитывать, что его нужно настраивать перед съёмкой, поворачивая на угол от 0 до 90°. Для достижения максимального эффекта усиления цвета угол поворота поляризационного фильтра обычно составляет 90°, а для максимального удаления отражений и бликов угол поворота поляризационного фильтра составляет 30°-45°, в зависимости от характеристик поверхностей.

Поляризационный светофильтр влияет на экспозицию снимка, уменьшая светосилу объектива примерно на 1,5-2 шага. Из-за этого и автофокус вашей камеры может давать сбои.

Примечание: Сейчас камеры позволяют настраивать изображения для получения более контрастного изображения

Использовать поляризационный фильтр с большинством китовых объективов с вращающейся передней линзой практически невозможно.

UV-фильтры

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Однако, ультрафиолетовый светофильтр кроме защитных функций также отсекает некоторое количество ультрафиолета (убирает излишнюю голубизну) и делает снимок немного контрастнее. Это особенно заметно при съёмке высоко в горах или на берегу моря.

UV-фильтры могу так же называться Protect (Защитный) или Haze (Невидимый), что не меняет их природы.

Мультипросветлённые (MC) и влагоотталкивающие (WPC) покрытия защищают оптические UV-фильтры, которые рекомендуемы для постоянного ношения на объективе для защиты передней линзы от нежелательных воздействий. Фильтры могут устанавливаться в узкие оправы (Wide)

Здесь следует заметить, что матрица современного цифрового фотоаппарата уже имеет встроенный UV светофильтр и, в отличие от плёночного фотоаппарата, эффект от применения внешнего UV светофильтра не столь очевиден. В большей степени недорогие UV светофильтры применяется для защиты.

ND-фильтры

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Под аббревиатурой скрывается Neutral Density — то есть нейтрально-серый фильтр. Эти фильтры равномерно снижают интенсивность светового потока. Они различаются по плотности (2×, 4×, 6×, 8×). Увеличение плотности нейтрального фильтра в два раза эквивалентно увеличению экспозиции на одну ступень. ND-фильтры используются для получения длинных выдержек (река или водопад на пейзаже обретают эффект волшебной дымки) либо для съемки при ярком освещении на открытой диафрагме (цветок на размытом фоне, где пейзаж лишь угадывается). При слишком короткой выдержке вода выглядит неестественно, как стекло. Чтобы передать движение, но избежать смаза, выдержка должна составлять 1/30–1/60 для стоячей воды, 1/125 — при съемке реки с быстрым течением.

Самые распространённые нейтральные светофильтры позволяют уменьшить световой поток, поступающий в объектив фотоаппарата от 1 до 4 ступеней экспозиции.

Примечание: Лично Я предпочитаю регулировать выдержку/диафрагму

Градиентные фильтры

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Работают так же, как ND-фильтры, но плотность плавно возрастает от одного края к другому или же плавно нарастает ближе к центру (центрофильтр). Первые используются, чтобы сузить динамический диапазон сцены (когда либо небо выходит пересвеченным, либо земля слишком темной). Центрофильтры используются на объективах, когда есть опасность виньетирования. К таковым относится, например, большинство широкоугольных шестилинзовых объективов-плазматов для камер большого формата.

Вот собственно, что хотелось рассказать. Конечно это далеко не весь перечень сфетофильтров есть еще: звездные, утепляющие, и т.д. но вот эти 4 наиболее распространены.

Главное требование к фильтру Фильтр должен быть из стекла, а не из пластика, и с многослойным просветлением. Оба условия — необходимые, но недостаточные для получения резкого изображения с чистыми цветами.

В статье использованы материалы: Дмитрия Башкова, портала FreeFotoHelp, FotoRu, обзоры фирм производителей.

Источник

Нужны ли защитные светофильтры? 10 советов по выбору и использованию фильтра

С защитными светофильтрами сталкивался, пожалуй, каждый фотограф. Их часто советуют при покупке камеры или объектива. Но когда они действительно нужны? Как ими правильно пользоваться?

Что такое защитный светофильтр, и чем он отличается от ультрафиолетового?

Из названия понятно, что такие светофильтры должны защищать переднюю линзу объектива от повреждений. Сегодня под защитными светофильтрами понимается два класса фильтров: защитные и ультрафиолетовые. Простые защитные могут маркироваться Protect, Clear, Neutral и другими вариациями, тогда как ультрафиолетовые имеют чёткое обозначение UV.

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Защитный фильтр Nikon NC (Neutral Clear)

Во времена фотоплёнки защитные и UV-светофильтры были разными инструментами. Но сейчас ситуация изменилась. В чём разница между защитным и ультрафиолетовым светофильтром? Защитный не оказывает никакого влияния на свет, проходящий сквозь него, в том числе не задерживает лучи ультрафиолетового спектра, тогда как UV-фильтр лучи с такими длинами волн блокирует. При съёмке на плёнку блокировка UV-лучей была крайне важна: фотоматериал был чувствителен к ультрафиолету, из-за чего кадры, сделанные в солнечный день, часто теряли контраст, уходили в голубые тона.

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Фото без UV-фильтра

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Фото с UV-фильтром. Никакого видимого эффекта фильтр не оказал, но появился блик.

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Ещё пример кадра без фильтра и с ним. Как видим, снимки одинаковые.

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Определить, где использован UV-фильтр, можно по блику от фонаря.

На матрице цифровой камеры уже есть ультрафиолетовый фильтр, поэтому какого-то видимого эффекта дополнительный UV-фильтр не оказывает, его функции тоже сводятся к защите передней линзы от повреждений.

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Чтобы добиться хорошего контраста и избавиться от дымки, фильтры не нужны. Достаточно снимать при подходящем освещении, в режимное время.

Контраст, насыщенность цветов и объём изображения будут зависеть не от волшебных светофильтров, а от освещения. В поиске подходящего света и заключается работа фотографа.

При выборе защитного светофильтра обращайте внимание на фильтры с маркировкой UV, у которых в характеристиках указано, какие длины волн они блокируют.

Если вы хотите не просто защитить объектив, но и получить эффекты (скажем, увеличить контраст или убрать дымку при съёмке пейзажа), возьмите поляризационные фильтры, которые во многих сюжетах позволяют улучшить снимки.

Негативные эффекты от использования защитного фильтра

Любое стекло, установленное на объектив, становится частью его оптической схемы. Даже самый лучший защитный фильтр будет негативно влиять на качество снимков из-за дополнительных бликов, переотражений, потери детализации.

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Блик в кадре, вызванный защитным светофильтром

Часто фотографы снимают с жёстким боковым или контровым светом (например, рассветные, закатные сюжеты). В этот момент любой светофильтр ощутимо ловит блики. Чтобы раскрыть весь потенциал вашей техники, дать нормально работать мощному антибликовому покрытию современных объективов, стоит снимать без защитных или UV-фильтров.

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Часто защитные фильтры дают блики при вечерних и ночных съёмках, когда в кадре много ярких городских огней. Этот кадр снят без фильтра на современный объектив NIKKOR Z 14-30mm F/4 S с мощным антибликовым покрытием на линзах, поэтому бликов нет.

Постоянное ношение защитного светофильтра на объективе — ошибка?

Иногда фотографы, купив защитный фильтр, сразу ставят его на объектив и не снимают. Это ошибка. Во-первых, качество снимков снижается: резкость падает, появляется много бликов. Во-вторых, иногда надолго установленный светофильтр просто «прикипает» к оправе объектива, и решить такой вопрос можно только в сервисе.

Сама по себе передняя линза современных объективов не такая уж и нежная. Часто производители наносят на неё защитные составы. В современных объективах Nikon используются покрытия ARNEO и нанокристаллическое покрытие Nano Crystal Coat: они помогают избежать бликов и появления хроматических аберраций. Кроме того, на объективы наносится прочное защитное фтористое покрытие.

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Яркое солнце и контрастный сюжет часто приводят к появлению на фото множества бликов, особенно если объектив используется с защитным фильтром. На этом снимке бликов практически нет из-за мощного антибликового покрытия объектива NIKKOR Z 14-30mm F/4 S. Съёмка велась без защитного светофильтра.

Благодаря ему с объективов легко скатываются брызги, убираются отпечатки пальцев. Да и чтобы оставить на линзе царапину, нужно либо сделать это специально, либо крайне небрежно относиться к технике. Если аккуратно пользоваться объективом и не носить его без крышки в дамской сумочке вперемешку с ключами, то вряд ли ему понадобится дополнительная защита.

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Ещё один сюжет, который было бы невозможно правильно запечатлеть с защитным светофильтром.

На некоторых защитных светофильтрах (особенно в тонкой оправе) плохо держится крышка объектива. Она может открепиться от объектива прямо в фотосумке и своими жёсткими рёбрами повредить защитный фильтр. Последний, не выдержав давления крышки, может лопнуть и поцарапать переднюю линзу объектива. Это реальный, причём не единичный случай из моего опыта.

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Такие аргументы приводят к простому выводу: защитный фильтр не стоит носить на объективе постоянно.

Такие аргументы приводят к простому выводу: защитный фильтр не стоит носить на объективе постоянно.

Но даже если вы хотите постоянно носить защитный светофильтр на объективе, его необходимо снимать при использовании других фильтров: поляризационных, нейтрально-серых. Во-первых, «бутерброд» из фильтров ещё сильнее снизит качество фото. Во-вторых, на широкоугольных объективах в кадр начнут попадать оправы светофильтров, формируя по краям снимка затемнение, виньетирование. Также защитный фильтр необходимо снять в случае съёмки с жёстким боковым или контровым светом, в вечернем городе, чтобы избежать бликов.

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Затемнение, вызванное несколькими фильтрами, установленными один поверх другого при съёмке на широкоугольный объектив.

Когда необходим защитный светофильтр?

Защитный фильтр не носят на объективе постоянно. Его устанавливают тогда, когда есть реальная опасность повреждения передней линзы. К примеру, вы снимаете морской шторм или бурный водопад. В таком случае стоит использовать защитный фильтр, дабы вода (особенно солёная!) не попала на линзы объектива. «Пыльные» и «грязные» фотосъёмки (например, репортаж с соревнования внедорожников), съёмка общительных животных, которые норовят лизнуть ваш объектив — тоже поводы установить защитный фильтр.

Репортёры часто используют защитный фильтр вместо передней крышки объектива: можно положить защищённые фильтрами объективы в фотосумку без крышек, а потом быстро задействовать их в съёмке. Защитный фильтр не страшно загрязнить или поцарапать, ведь это расходник: в случае износа его просто меняют на новый.

Как выбрать защитный фильтр?

Важно определиться с экономической целесообразностью такой покупки. Нет смысла покупать дорогой светофильтр для защиты бюджетного (например, «китового») объектива. В то же время недорогой светофильтр будет сильно снижать качество изображения, и в нём тоже нет смысла.

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Съёмка без защитного светофильтра во избежание появления бликов от яркого фонаря.

Если защитный фильтр всё же необходим, определитесь с подходящим диаметром резьбы для светофильтров. Его указывают в характеристиках объектива и на обратной стороне крышки.

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Диаметр резьбы под светофильтр часто указывают на самом объективе, он обозначается символом Ø. Также диаметр всегда указан на крышке объектива. В нашем случае — 67 мм. Если вы всё ещё не уверены насчёт диаметра резьбы под светофильтр вашей оптики, её всегда можно узнать в характеристиках объектива на сайте производителя.

Важно, чтобы светофильтр обладал антибликовым, просветляющим покрытием. Простой кусок стекла без такого покрытия будет сильно ловить блики и снижать контраст изображения. Как правило, «просветлённые» светофильтры, имеют в своём названии маркировку MC (MultiCoated). У различных производителей могут быть фирменные обозначения: например, DHG, MRC или HMC. Самые доступные защитные фильтры делаются не из стекла, а из пластмассы, их тем более стоит избегать.

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Как определить качество антибликового покрытия, а следовательно, и качество самого фильтра? Положите фильтры на однотонную поверхность (лист бумаги) так, чтобы над ними находилась яркая лампа. Если на фильтре виден блик от лампы, её отражение, значит покрытие оставляет желать лучшего. В нашем примере самое качественное покрытие оказалось у правого фильтра, а самое слабое — у среднего.

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Блик от светофильтра в центре фото

Если вы собираетесь использовать светофильтр на сверхширокоугольной оптике (короче 24 мм для полного кадра, короче 16 мм для камер с матрицей формата APS-C), выбирайте фильтр в тонкой оправе. Так вы застрахуете себя от затемнения по углам кадра. Минус тонкой оправы — крышка объектива на ней держится слабо.

Упомянем производителей светофильтров, у которых сложилась хорошая репутация среди фотографов. Некоторые производители фототехники выпускают фильтры под своими брендами. Так поступает, например, Nikon, Carl Zeiss. Также есть фирмы, специализирующиеся на выпуске именно светофильтров: Hoya, Marumi, B+W, Rodenstock.

Бленда — аксессуар для защиты объектива

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Объектив NIKKOR AF-P 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR с установленной блендой

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Если объектив с установленной блендой не помещается в фотосумку, её можно перевернуть. Большинство объективов позволяет это сделать.

Как же защитить объектив, при этом не ухудшив (а в некоторых ситуациях и улучшив) качество изображения? Ко всем объективам Nikon, кроме самых доступных «китовых» моделей, производитель поставляет в комплекте бленду. Бленда — козырёк, который устанавливается на объектив и защищает его переднюю часть. Главное назначение бленды — защита от бликов. Самые неприятные «зайцы» в объектив попадают тогда, когда свет падает на линзы объектива сбоку. Бленда же закрывает их от бокового освещения.

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Чем короткофокуснее объектив, тем короче у него бленда, ведь она не должна попадать в кадр. Некоторые сверхширокоугольные объективы не имеют возможности установки круглых резьбовых фильтров, но у них есть встроенная бленда. Она противостоит бликам и защищает большой передний оптический элемент объектива. Пример — Nikon AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 G ED

А ещё бленда демонстрирует отличные защитные функции. Она преграждает доступ к линзе с боков. Таким образом, например, будет сложно случайно оставить на объективе отпечатки пальцев или зацепить переднюю линзу, скажем, веткой дерева. За счёт упругой конструкции бленда ещё и амортизирует удары.

Так что защитить объектив при повседневном использовании можно и без дополнительных затрат, используя комплектную бленду. Для «китового» объектива также более целесообразной покупкой станет бленда, а не светофильтр.

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Даже у сравнительно доступного широкоугольника Nikon AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED имеется отличное антибликовое покрытие, и не стоит ему мешать делать своё дело, устанавливая защитные фильтры.

Подведём итоги

Защитные и UV-светофильтры не улучшают качество снимков и часто являются причиной снижения резкости, контраста, появления нежелательных бликов.

UV и защитные фильтры не оказывают никаких художественных эффектов на цифровой кадр. Если нужны эффекты, обратите внимание, например, на поляризационные фильтры. Защитные и UV-светофильтры не стоит носить на объективе постоянно, только в случае необходимости: при съёмке водопадов, фонтанов, при работе в пыли на гонках или в экстремальных путешествиях, в репортажных сюжетах.

Такие фильтры лучше снять с объектива, когда в кадре есть яркий источник света: солнце, городские фонари, люстра. Иначе велик риск получить нежелательные блики.

Перед установкой других типов фильтров снимите защитный, ведь чем больше фильтров, тем ниже качество снимка.

При выборе защитного светофильтра обращайте внимание на изделия с маркировкой UV. Светофильтр обязательно должен иметь антибликовое многослойное просветляющее покрытие. При покупке важно проверить его качество: в нём не должно появляться никаких отражений.

Самые уязвимые части объектива — задняя линза и «хобот», выезжающий при зумировании или фокусировке. Их светофильтр никак не защитит.

Нецелесообразно использовать дорогой защитный фильтр с бюджетной «китовой» оптикой. В недорогом фильтре тоже смысла нет, он портит качество картинки.

Почти ко всем объективам Nikon в комплекте поставляется бленда. Она не только защитит от бликов, но и обеспечит механическую защиту передней части объектива.

И последнее — объектив с идеально сохранившейся передней линзой, но разбитым корпусом использовать не получится. Как не получится и продать его на вторичном рынке за хорошую цену. Поэтому лучше не надеяться на защитные светофильтры, дающие ложную уверенность в защите оптики, а выработать привычку бережного, аккуратного отношения к технике. Тогда и на защитные фильтры тратиться не придётся, а линзы и корпус оптики прослужат гораздо дольше. По этой же причине нужно выбрать хорошую фотосумку или фоторюкзак для безопасной переноски техники.

Опыт подсказывает, что часто техника получает повреждения именно по дороге на съёмку, а не во время неё. В качестве дополнительной защиты объектив можно положить в комплектный чехол или просто обмотать большой салфеткой из микрофибры.

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Бленда и чехол — средства защиты, которые поставляются в комплекте к большинству объективов.

Используете ли вы защитный светофильтр? Были ли ситуации, когда он помог в защите объектива? Делитесь своими историями в комментариях!

Источник

Гид по основным типам светофильтров в фотографии

В доцифровую эпоху светофильтры на передней линзе оптики фотокамеры обитали повсеместно. Они выполняли широчайший круг задач — от простой защиты стекла объектива и до обеспечения правильной цветопередачи в зависимости от условий освещения. Цифровая эра отправила многие категории светофильтров на свалку истории, однако многие из них остаются востребованными и поныне, а замены им не предвидится.

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны

Со становлением на ноги цифровых фотоаппаратов канули в лету конверсионные и цветные светофильтры, а также утратили былую актуальность софт-фильтры. С их задачами отныне прекрасно справляются сами камеры и фоторедакторы. Но не будем о «мертвых душах», поговорим лучше о востребованных светофильтрах.

Защитный

Сменная оптика к «тушке» фотоаппарата зачастую стоит немалых денег. Самое уязвимое ее место — переднее стеклышко, которое принимает на себя силу удара при падениях, может быть ненароком поцарапано или повреждено. Защитные фильтры отыгрывают роль эдакой прослойки между внешней средой и передней линзой объектива, оберегая ее от всяческих невзгод. Согласитесь, проще держать «нос» объектива «под прикрытием» фильтра за пару десятков вечнозеленых купюр, нежели тратиться на дорогостоящий ремонт в случае повреждения фронтальной линзы.

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны
Защитный фильтр может не единожды спасти объектив от неминуемой, казалось бы, гибели.

К этой же категории обычно причисляют ультрафиолетовые светофильтры. Они отсеивают невидимое УФ-излучение, которое дает пурпурно-синеватую пелену на фотоснимках в яркий солнечный день. Однако поскольку цифровые фотоаппараты по сути невосприимчивы к ультрафиолетовым лучам, фильтры из подсемейства UV во всю используют именно в качестве защитных.

Почему же одни защитные фильтры стоят сущие копейки, а другие имеют заоблачный ценник? Тут в гонку вооружений вступают всяческие защитные напыления. Современные нанопокрытия буквально отталкивают загрязнения от поверхности фильтра, будь то следы отпечатков пальцев, грязь, жир или капельки воды. В дешевых светофильтрах таковые применяются нечасто, а в моделях продвинутого уровня встречаются повсеместно, не оставляя шанса капелькам и брызгам повлиять на итоговый результат съемки.

Поляризационный

Так званым «полярикам» не предвидится программной замены, благодаря чему они имеются в арсенале каждого мало-мальски увлеченного фотолюбителя. Принцип их работы заключается в отсечении отраженного от неметаллических поверхностей света. Поляризационные фильтры могут убрать отражения неба с поверхности воды, нежелательные отблески при съемке через стекло, подчеркнуть фактуру облаков над головой за счет устранения отражений аэрозольных частиц в воздухе.

В современном обличье поляризационные фильтры имеют круговую конструкцию. Т.е. они состоят из двух частей, которые свободно вращаются относительно друг дружки. В зависимости от их положения изменяется степень поляризации — от минимальной до максимальной.

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны
Наглядное преимущество применения поляризационного фильтра в яркий солнечный денек.

Использовать «полярики» в режиме «на постоянке» не выйдет. Хотя бы потому, что они влияют на светопропускание и понижают экспозицию кадра. Интересное исключение из правила — линейка поляризационных фильтров Schneider со специальной пленкой HTC, увеличивающей пропускание света примерно на 2/3 ступени. Фильтры серии станут настоящей находкой для пейзажистов, предпочитающих вести съемки в режимное время (в рассветную или закатную пору).

Нейтральный

Нейтральные фильтры предназначены для того, чтобы снизить интенсивность светового потока, не изменяя его спектрального состава. Говоря проще, они затемняют кадр в несколько раз без необходимости прикрытия диафрагмы или изменения чувствительности. За примерами далеко ходить не нужно — совместно с нейтральным фильтром легко получить красивое размытие фона при съемке на светосильную оптику в яркий солнечный день. Еще один классический вариант применения ND-фильтра — создание эффекта текущей воды (как на фото ниже).

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны
Достичь подобного эффекта течения воды без нейтрального фильтра практически невозможно.

Ключевой пункт программы при выборе нейтрального фильтра — это показатель оптической плотности (или прозрачности). Он встречается в виде цифры после аббревиатуры «ND» и обозначает во сколько раз уменьшится количество света, прошедшего через фильтр: при ND2 фильтр пропускает 50 % света, при ND4 — 25 %, при ND8 — 12.5 % и т.д.

Продвинутые ND-фильтры имеют со внешней стороны специальную резьбу, благодаря чему их можно комбинировать, обеспечивая необходимое затемнение — в этом случае «разы» просто умножаются.

Градиентный

Отдельным подсемейством в категории нейтральных фильтров выделяются «градиентники». Они затемняют не весь кадр, а лишь его часть. Это необходимо для выравнивания динамического диапазона снимка при большой разнице в экспозиции между светлым небом и темным низом (или наоборот). Фильтры из данного отряда выполнены в виде стекол-хамелеонов. Одна из половин фильтра работает в качестве светопоглощающего ND-фильтра, упомянутого ранее, в то время как другая не меняет освещенность сцены.

Пейзажисты-профи предпочитают пользоваться услугами «градиентников» квадратной формы. Виной тому конструктивная особенность круглых светофильтров: невозможность регулировки положения границы раздела затемненной и неокрашенной части. Это принуждает делать пейзажи с линией горизонта по центру снимка, тогда как оквадраченные фильтры не загоняют нас в строгие рамки.

Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть фото Светофильтры для объективов для чего они нужны. Смотреть картинку Светофильтры для объективов для чего они нужны. Картинка про Светофильтры для объективов для чего они нужны. Фото Светофильтры для объективов для чего они нужны
Градиентный фильтр — незаменимый помощник в режимное время.

Фильтры градиентного типа разбиты на два подсемейства: нейтрально-серые и цветные (придают небу любой выбранный оттенок).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *