Преимущество Ферстаппена и отрыв «Мерседеса». Расклады в «Формуле 1» перед финалом сезона
Борьба за звание чемпиона мира
Перед последней гонкой в ОАЭ Макс Ферстаппен и Льюис Хэмилтон имеют одинаковое количество очков — по 369,5. Однако нидерландец сохраняет преимущество в личном зачете за счет большего количества выигранных гонок — у него их девять против восьми у британца. Так что Льюису для борьбы за титул нужно набирать хотя бы какие-то очки.
Расклад на Гран-при Абу-Даби прост: тот из двух претендентов, кто финиширует выше — станет чемпионом мира. Но из этого правила есть следующие исключения:
— если Хэмилтон сойдет или финиширует вне топ-10, Ферстаппен автоматически выиграет титул независимо от своего результата — Льюис не заработает очков, а значит останется позади в личном зачете;
— если Хэмилтон станет девятым, а Ферстаппен десятым с лучшим кругом, то титул достанется нидерландцу. В таком случае, пилоты получат по 371,5 очка, а при равенстве баллов преимущество останется за гонщиком «Ред Булла».
Борьба за Кубок конструкторов
По итогам Гран-при Саудовской Аравии «Мерседес» увеличил свое преимущество в Кубке конструкторов до 28 очков. У немецкой команды 587,5 балла, а у «Ред Булла» 559,5. Отметим, что при равенстве очков преимущество будет у австрийского коллектива.
Максимально за гонку команда может набрать 44 балла. Значит «Мерседесу» нужно получить еще 17 очков, чтобы обеспечить себе Кубок конструкторов. При следующих раскладах в Абу-Даби немецкая команда может не обращать внимания на результаты конкурентов и гарантированно выиграет трофей, набрав минимум 604,5 балла:
— один из «Мерседесов» финиширует на 1-м или 2-м месте, позиция другого уже не будет иметь значения;
— лучший «Мерседес» станет 3-м, а другой 9-м или выше;
— лучший «Мерседес» станет 3-м, а другой 10-м и кто-то из них поставит лучший круг;
— лучший «Мерседес» станет 4-м, а другой 7-м или выше;
— лучший «Мерседес» станет 4-м, а другой 8-м и кто-то из них поставит лучший круг;
— лучший «Мерседес» станет 5-м, а другой 6-м;
— лучший «Мерседес» станет 5-м, а другой 7-м и кто-то из них поставит лучший круг.
«Ред Буллу» требуется набирать очки обеими машинами, поскольку одной можно заработать максимум 26 баллов, которых не хватит, чтобы закрыть отставание.
В таблице приводятся все расклады, при которых «Ред Булл» в Абу-Даби выиграет Кубок конструкторов.
Третья сессия свободных заездов чемпионата Формулы-1
Три сегмента квалификации Формулы-1
По правилам, до гонки допускаются только те пилоты, которые показали время не хуже 107% от времени поула. Но это требование не является жестким, а применяется на усмотрение стюардов, которые сами являются бывшими гонщиками. Поэтому они всегда находят причину, чтобы допустить пилота до гонки (сломался болид, не ко времени пошел дождь, показано хорошее время на свободных заездах и т.п.). Сейчас правило 107% носит, скорее, страховочный характер.
Традиционный формат квалификации
Формат квалификации начала 2016 года*
В зависимости от общего числа участников квалификации (18, 20 или 22), в первом и втором сегментах выбывает по 4, 5 или 6 пилотов.
Первый сегмент продолжается 18 минут. По его итогам для продолжения борьбы отбираются 14, 15 или 16 пилотов, показавших лучшее время круга, а выбывшие расставляются на последние места.
Второй сегмент продолжается 15 минут, по его итогам отбирается 10 пилотов для третьего сегмента, а для выбывших определяется порядок на стартовой решетке, начиная с 11 места.
В третьем сегменте, который продолжается 12 минут, определяется порядок 10 самых быстрых пилотов в начале стартовой решетки.
При 22 участниках в первом и втором сегментах квалификации выбывает по 7 пилотов.
В последние 1.5 минуты финала на трассе ведут борьбу два пилота первой линии, из которых по лучшему времени определяется обладатель поула.
* Применялся на двух первых этапах 2016 года в Австралии и Бахрейне, после чего его отменили
Шины Формулы-1
Шинный регламент 2014-2015 года
Шинный регламент 2016-2021 года
В 2014-2015 году специалисты Pirelii выбирали два оптимальных варианта шин на каждый этап. Каждому пилоту Формулы-1 на квалификацию и гонку предоставлялись 4 комплекта более мягких шин и 3 комплекта более жестких шин. Из этих 7 комплектов шин 6 комплектов используются на усмотрение команды. Дополнительный комплект более мягких шин можно задействовать только в заключительном третьем сегменте квалификации, если пилот туда прошел, а иначе его можно поставить в гонке.
В 2017 году ширина шин была увеличена с целью улучшения сцепления.
В 2018 году общее число вариантов шин было увеличено до 7 при прежнем числе вариантов, доступных на этап.
Обычно в квалификации Формулы-1 применяются самые мягкие шины, т.к. они лучше держат болид на трассе и позволяют пройти круг на большей скорости, чем жесткие шины. Но если команда уверена в том, что она может пройти сегмент на более жестких шинах, то может поставить их. Смысл заключается в экономии мягких шин, которые могут быстро изнашиваться.
Работа пилота в квалификации чемпионата Формулы-1
Иногда пилоту удается воспользоваться слип-стримом, пристроившись за впереди идущим болидом своей или другой команды и ускоряясь за счет его воздушного потока. Этот трюк требует очень точного расчета времени и слаженной командной работы.
Спринт-квалификация Формулы-1
В 2021 году планируется провести несколько пробных «спринт-квалификаций». Это спринтерские субботние гонки, которые пройдут на нескольких трассах (для чего предварительную квалификацию перенесут на пятницу). Формат этапа изменится:
Для пятничной квалификации гонщикам будут выдаваться по пять комплектов шин Soft, а для спринт-квалификации можно будет выбрать любые два комплекта, но обязательного пит-стопа для смены шин не будет. В гонке можно будет использовать любые шины из набора.