Своды типа монье что это такое
Майоликовые панно и своды Монье: утверждена ценность особняка Якунчиковой
Утвержден предмет охраны особняка Якунчиковой (особняка Московского торгово-строительного общества). Он обладает статусом объекта культурного наследия федерального значения.
«Эксперты составили перечень всех ценных элементов особняка Якунчиковой в Пречистенском переулке. Это один из первых особняков, построенных в стиле модерн. Его возвели по проекту знаменитого архитектора Валькота в самом начале ХХ века. В предмет охраны вошли все уникальные декоративные элементы, которыми изящно украшен особняк, в том числе майоликовые панно, металлические решетки, лепной декор и ограждение парадной лестницы. Теперь реставрационные работы будут проводиться с учетом предмета охраны памятника», — рассказал руководитель Департамент культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.
В предмет охраны вошли архитектурный облик особняка, парадный вход с наружной лестницей, световым фонарем, террасой, балконами, а также лестничная башня-ризалит служебного входа.
Кроме того, эксперты отметили вставки из рельефных обливных плиток, металлические решетки, кронштейны, открытые металлические перемычки окон с декоративными креплениями, витраж, широкие гладкие фризы, венчающие карнизы, металлический и лепной декор, в том числе женские маски и волюты.
В предмет охраны вошли также цвета фасадов и облицовка плиткой «кабанчик» (имитирующей кирпич), своды Монье, лестницы начала ХХ века, рисунок расстекловки окон и дверей.
В столице активно работают над сохранением и восстановлением памятников архитектуры. Так, с 2011 года в городе отреставрировали более 1400 объектов культурного наследия, из них 203 — в 2019-м.
Чугунные львы и своды Монье: какие корпуса Яузской больницы отреставрируют
Началась масштабная реставрация семи корпусов, ограды и ворот парадного входа городской клинической больницы (ГКБ) № 23 имени И.В. Давыдовского. Она известна также как Яузская больница. Учреждение было основано в 1878 году.
«Стартовала реставрация одной из старейших столичных клиник — Яузской больницы, которая занимает территорию порядка трех гектаров. Сейчас в состав медорганизации входит 15 корпусов, часть из которых — это объекты культурного наследия. В проекте реставрации была учтена историческая уникальность этих строений, а также необходимость приспособить их под современные нужды больницы. Завершить комплекс работ планируется к 2020 году», — рассказал глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Некоторые корпуса ранее входили в усадебный ансамбль рода Баташевых. Его построили по приказу Ивана Баташева, купца и владельца выксунских чугунных и тульских самоварных заводов. Историки предполагают, что работы проводил крепостной архитектор Михаил Кисельников. Проект создали Родион Казаков, автор проекта церкви Варвары Великомученицы на улице Варварке, и француз Шарль де Вальи.
«Усадьба, построенная в 1796–1802 годах, является образцом русского классицизма, для которого характерны строгость, лаконичность, симметричная планировка, сдержанный декор, пропорции и формы, близкие к античной архитектуре. Так, главный дом, где сейчас расположен главный корпус больницы, представляет собой трехэтажное здание с фронтоном и шестью колоннами. По бокам к нему примыкают флигели. Чугунную решетку на парадных воротах, напоминающую ограду Летнего сада в Петербурге, а также львов на пилонах ворот, отлили на баташевских заводах», — добавил глава Мосгорнаследия.
В 1870-х годах усадьбу выкупил Попечительский совет заведений общественного призрения в Москве и открыл на ее базе больницу для чернорабочих. После революции медицинское учреждение переименовали в больницу имени Медсантруд. Она стала ведомственной для Государственного политического управления при НКВД.
На этой территории расположены два архитектурных памятника. Первый — это усадебный комплекс Баташева (объект культурного наследия федерального значения). В его состав входит несколько зданий: два боковых флигеля XVIII–XIX веков постройки (строения 3 и 10), главный дом, возведенный в конце XVIII — начале XIX столетия (строение 1), и постройка хозяйственного двора, датированная XVIII столетием (строение 9).
Второй — ансамбль Яузской городской больницы (объект культурного наследия регионального значения). Это ограда и ворота парадного двора конца XVIII века, постройка хозяйственного двора, датированная XVIII столетием (строение 19), служебный корпус конца XVIII века (строение 11), садовый павильон (сторожка), построенный в конце 1800-х годов (строение 8), и амбулаторный корпус (строение 2).
Последний был возведен в 1909 году архитектором Илларионом Ивановым-Шицем в стиле неоклассицизм. Это архитектурное направление было популярно в последней трети XIX — начале XX века. Для него характерно обращение к античному искусству, искусству эпохи Возрождения, а также к классицизму, господствовавшему ранее.
Сейчас специалисты восстанавливают ограду и ворота парадного входа XVIII века, а также семь из восьми исторических корпусов больницы. В этом году планируется начать реставрацию главного дома, возведенного в конце XVIII — начале XIX столетия (строение 1). Любые ремонтные или реставрационные работы на этих объектах можно проводить только под контролем Департамента культурного наследия и после согласования с ним. Строения усадебного комплекса запрещено сносить, а их исторический облик нельзя нарушать.
Проект реставрации семи корпусов ГКБ № 23 имени И.В. Давыдовского, ограды и ворот парадного входа разрабатывался в 2017–2018 годах. Он прошел историко-культурную экспертизу и был согласован Мосгорнаследием.
«Цель восстановительных работ — не только привести в порядок фасады и интерьеры исторических зданий, но и превратить их в удобные, современные и оснащенные новым оборудованием больничные корпуса. После реставрации там появятся новые отделения, например кардиохирургии и офтальмологии, операционные для малоинвазивных вмешательств, а также дополнительные ангиографические операционные — они оснащены специальными рентгеновскими аппаратами для исследований сосудов. В главном корпусе оборудуют отделения абдоминальной и торакальной хирургии, гинекологическое отделение, а также отделение реанимации и анестезиологии», — отметил Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента здравоохранения Алексей Хрипун.
Он также добавил, что больница продолжает принимать пациентов, а восстановительные работы ведутся строго в отведенное время, чтобы не нарушать покой больных, которые находятся в других корпусах.
Как будут реставрировать Яузскую больницу
По словам Алексея Емельянова, во время реставрации усилят несущие конструкции зданий, займутся устройством вертикальной и горизонтальной гидроизоляции, отремонтируют крыши, заменят кровельное покрытие и водосточные системы, воссоздадут слуховые окна и дымоходные трубы. Фасады больничных корпусов очистят от грязи и пыли, старых окрасочных покрытий и штукатурных слоев, устранят сколы и трещины, починят кирпичную кладку, а также отреставрируют цоколь из белого камня. Затем стены покроют новым штукатурным слоем и покрасят.
Внутри зданий восстановят лепной декор, отреставрируют сохранившиеся печи и своды Монье, а на полу воссоздадут покрытие из метлахской плитки (мелкая керамическая плитка разнообразных форм и расцветок).
Во время реставрации оград специалисты восстановят кирпичную кладку и белокаменные элементы. Пилоны (колонны, обрамляющие вход) ворот, на которых возвышаются чугунные львы, за долгие годы накренились — им вернут правильную геометрию. Кроме того, в порядок приведут и сами скульптуры, а также решетку ограды. Реставраторы устранят трещины и сколы на поверхности металла, следы коррозии, а также воссоздадут утраченные элементы.
Как сегодня работает больница
У одной из старейших клиник Москвы богатая история. В 1930-х здесь находилась база хирургических и терапевтических клиник столичных медицинских институтов, где работали профессора Ипполит Давыдовский, Борис Коган и другие. В 1943 году она стала первым в СССР медучреждением, где применили пенициллин.
Сегодня ГКБ имени И.В. Давыдовского — многопрофильная клиника, рассчитанная на 485 коек. Более 85 процентов случаев госпитализации происходит по экстренным показаниям. Кроме того, на базе больницы проводится отработка логистики и применения новейших медицинских технологий при создании и развитии инфарктной и инсультной сетей Москвы. Здесь оказывают помощь больным с острым инфарктом миокарда и с острым нарушением мозгового кровообращения, проводятся уникальные операции по нарушениям ритма сердца.
Кроме того, на базе ГКБ работает центр персонализированной медицины, где специалисты персонально подбирают лекарства для тяжелобольных пациентов. Врачи Яузской больницы выполняют симультанные операции, в том числе и пациентам старше 80 лет. Во время вмешательства устраняют несколько патологий, например органов грудной клетки или брюшной полости и атеросклероз коронарных артерий.
Своды типа монье что это такое
Монье, система конструкции — система конструкции, теперь весьма распространенная в архитектуре и инженерном деле и состоящая из соединения цемента с железом. Французский садовник Монье для придания большей прочности бетонным кадкам, в которых он сажал растения, придумал закладывать внутрь цементной оболочки проволочную сетку. Эта конструкция затем была применена к устройству больших резервуаров, и в настоящее время во Франции по этой системе построено большое число резервуаров для воды (баки диаметром до 20 метр. и высотой до 5 метр.) и газгольдеров. Удачные результаты соединения двух превосходных строительных материалов, как железо и цемент, привели к тому, что система Монье получила весьма обширное и разнородное применение. Удобство этой конструкции заключается в том, что железо, заделанное в цементе, крепко к нему пристает и не ржавеет. Притом коэффициент расширения бетона из портландского цемента (0,0000137 до 0,0000148) приблизительно одинаков с коэффициентом расширения железной проволоки (0,0000145), так что изменения температуры не влияют на сцепление обоих материалов. Так как железо превосходно сопротивляется растяжению, а бетон обладает значительным сопротивлением сжатию, то, например, в работающей на изгиб балке, одни волокна которой испытывают растягивающие напряжения, а другие сжимающие, на каждый из этих двух материалов приходится тот род усилий, которым он лучше сопротивляется. Конструкция эта составляется из железных стержней и полос определенного сечения и длины в зависимости от действующих усилий и окружающего их цементного слоя. Потолки этой системы состоят из прямых или изогнутых плоских или сводчатых плит, опирающихся непосредственно на стены и поддерживающих собственный вес и приходящуюся на них нагрузку. При этом железные полосы сопротивляются вытягивающим и сжимающим усилиям, а окружающая их цементная оболочка препятствует боковому прогибу полос, соединяя их в одну систему, где ни одна часть не может ни передвинуться, ни изогнуться независимо от другой. Эта система в настоящее время применяется к устройству полов, потолков и сводов в гражданских зданиях, а также для возведения стен и отдельных подпор взамен каменной кладки при устройстве водопропускных труб и мостов под обыкновенными и железными дорогами, не исключая городских монументальных мостов (мост через реку Канзас в гор. Топека, длиной 211,3 м, из 5 пролетов в 29,7—33,5—38,1—33,5 и 29,7 метров).
Своды Монье и лепные карнизы: как проходит реставрация флигеля усадьбы на Большой Ордынке
Реставрацию флигеля городской усадьбы Д.Ф. Новикова — А.Н. Давыдова на Большой Ордынке завершат к Новому году. Об этом сообщил глава Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.
Здание, построенное в XIX веке по проекту архитектора П.А. Виноградова, относится к выявленным объектам культурного наследия. Неоднократные пожары и протечки кровли привели к аварийному состоянию постройки. Сотрудники Мосгорнаследия долгое время добивались от собственника проведения работ по сохранению памятника. Реставрация началась в мае 2017 года.
«Флигель усадьбы на Большой Ордынке — памятник с непростой судьбой. И, конечно, возвращение ему исторического облика было возможно лишь путем проведения масштабной и кропотливой реставрации. Большая часть деревянных стен была поражена грибком и плесенью, реставраторам приходилось подолгу работать над каждым участком, заниматься переборкой сруба, а также заменять аварийные фрагменты дерева, которые буквально рассыпались в труху. Кроме того, была воссоздана кровля, утеплен каркас, оштукатурены поверхности, отреставрирован лепной декор и воссоздан белокаменный цоколь. Сейчас специалисты занимаются реставрацией интерьеров памятника. Планируется, что все реставрационные работы будут закончены к Новому году», — отметил Алексей Емельянов.
Сегодня завершается реставрация фасадов дома, они уже полностью освобождены от лесов. В здании установлены новые окна и деревянные подоконники, усилен фундамент наружных и внутренних стен подвала, а также приведены в порядок своды Монье, исторические печи и трубы. Продолжаются работы по воссозданию входных дверей, лепных карнизов и потолочных розеток.
Восстановление главного дома усадьбы завершилось в 2018 году. «Тогда специалисты также провели комплексную реставрацию, в том числе восстановили фасад здания с лепным декором, а также воссоздали изразцовую печь и отреставрировали частично сохранившиеся сводчатые потолки», — напомнил глава Мосгорнаследия.
Квартал, где находится усадьба, сформировался после пожара 1812 года. В этот период владение принадлежало коллежскому асессору Дмитрию Новикову и представляло собой типичную городскую усадьбу послепожарной Москвы, вся застройка которой была деревянной.
В 1830-е годы новой хозяйкой усадьбы стала коллежская асессорша Александра Окунькова. В конце XIX века здесь начались работы по переустройству зданий под доходные дома. В 1881 году купец Алексей Давыдов на месте жилого дома в северной части усадьбы построил деревянный особняк по проекту архитектора Виноградова (ныне строение 2), ставший флигелем.
Особняк фабриканта Г.Ф. Осипова
История дома и этапы реставрационных работ.
Вычинка потолочных сводов подвала.
После окончания работ по возведению временной кровли над срубом 1-го этажа, реставрационные работы перешли на вычинку потрескавшихся сводов подвального помещения. По своей конструкции потолок подвала состоит из кирпичных сводов и железобетонных перекрытий, изобретённых французским садовником Жосефом Монье (Joseph Monier, 1823-1906 г). Такие потолочные своды, выполненные технологически правильно, получаются чрезвычайно долговечными и очень прочными.
Технология таких сводов из кирпича и металла применяется и по сей день и не только для подвальных помещений.
Но в нашем случае осиповские строители выполнили их в полкирпича, а не в целый, что являлось одной из причин появлению трещин и могло привести даже к обрушению потолка. Да ещё повлияли домкраты, которые были установлены на полу кухни (потолке подвала) которыми подымали стены при реставрации сруба. Поэтому этот текущий момент реставрации потолочных сводов является одной из приоритетных задач.
Разрушающиеся фрагменты наших сводов, которые ещё предстоит восстанавливать.
На этом фото хорошо видна трещина на полу в кухни (потолок подвала).
Вид потолка с подвала.
А вот уже только что восстановленный участок потолочного свода.
Вот такое приспособление служит для фиксации кирпичной кладки и от протекания ещё не застывшего цементного раствора.
Наша вычинка сводов начинается с пола кухни. Снимается слой цементной стяжки, и выбираются повреждённые (треснувшие) кирпичи. Производится замена их на новые, специально подпиленные в нужные размеры. После всё заливается цементным раствором и фиксируется снизу (в подвале) спец. приспособлением. Для того чтобы сырость от такой конструкции не передавалась на деревянные стены используют изолирующую прокладку из рубероида.
Тут при помощи «болгарки» кирпичи обрабатываются в нужный размер.
Параллельно с вычинкой потолка идёт процесс реставрации деревянной оконной рамы, являющейся одной из основных архитектурных достопримечательностей особняка. Рама собрана из дугообразных сегментов, выпиленных из цельного бревна. Мы разобрали её на части, для изучения и снятия размеров с составных элементов.
К сожалению, в раме обнаружилось много прогнивших и непригодных для реставрации элементов. Но уже готовятся шаблоны, по которым она будет изготавливаться.
К тому же все элементы рамы были просто ровно состыкованы друг с другом, без фигурных соединительных пазов которые бы препятствовали продуванию ветром (сквозняку), да ещё и не всюду были утеплительные войлочные прослойки. Такое впечатление что её собирали абы-как на скорую. У нас же в планах воссоздать её в том же виде, но сделать всё «по уму».
Так же планируется в ближайшее время заняться «черновым» входом со двора, который ещё когда то имел деревянное крыльцо. В советский период крыльцо было разрушено, а сама входная часть заложена кирпичом. Сейчас в планах начать восстанавливать уже покосившиеся кирпичные стойки, пол и сделать крыльцо.
Вот первые кирпичные стойки отреставрированные нами ещё в самом начале реставрации особняка в этапах работ по цоколю.