Свои люди сочтемся что это значит

Смысл пьесы Свои люди — сочтёмся Островского

Первый большой успех к Александру Островскому пришел именно благодаря этой пьесе, опубликованной в журнале «Московит». И публика, и критика оценили ее с восторгом. Чего не скажешь о цензуре…

Смысл названия пьесы Свои люди — сочтёмся Островского

Пьеса Александра Островского «Свои люди – сочтемся», как и многие у него, позаимствовала свое название у русской поговорки. Так обычно говорят, желая не сводить отношения к мелочному расчету – дескать, мы всегда друг другу полезны и всегда доверяем. Вот этот принцип традиции и доверия и будет осмеян драматургом до такой степени, что цензура запретит постановку, и запрет этот отменят только после смерти Николая I. Дело в том, что Николай был очень озабочен «положительным образом России» и совершенно не терпел того, что ему казалось очернением. Увы, по сию пору под это определение подходит все то, что слишком открыто и честно говорит о российской жизни.

Почему же так ярко прозвучала пьеса «Свои люди — сочтемся»? Потому что автор смело говорит о самых отвратительных сторонах межчеловеческих, общественных отношений в мире, в котором он живет. Это мир богатеющего купечества, будущих капиталистов – хозяев России. Они еще не расправили плечи в полную силу, крепостное право еще не отменено. Но скоро они выйдут на авансцену и всех очень удивят. Чем же впечатлит нас «новое русское купечество»?

О чем пьеса Свои люди — сочтёмся Островского

Итак, речь идет об отношениях двух разных поколений – молодого и старого, отеческого. Старики ещё цепляются за прежние отношения и правила, но алчная, наглая и дерзкая молодежь уже готова выкинуть на свалку все, что мешает наживе. Говорят, особенно возмутило Николая то, что в пьесе нет ни одного симпатичного персонажа. Так это что же получается – русские люди все плохие, злобные и алчные?

Ну так давайте присмотримся к персонажам… Купец Большов, наживший состояние и вырастивший дочь Липочку, к старости помягчел, хотя в молодости не раз вырывал кусок из чужого рта. Ему мнится, что теперь можно почивать на лаврах, уйти на покой и довериться будущему зятю Подхалюзину. Фамилия, кстати, говорящая: человек идет по головам и действует вероломно, но не забывает подлизываться и льстить кому надо. Итак, старик доверил ему деньги, рассчитывая на то, что как только они ему понадобятся, он их получит назад.

Но и сам Большов сочувствия не вызывает. Вот он доверился будущему зятю. Но почему же он имеет право довериться, если сам всю жизнь обманывал людей? Островский явно дает понять, что у Большова темное, жульническое прошлое. Вернее, в купеческой среде все это жульничеством не считалось – ничего личного, просто бизнес. Но вот судьба объяснила купцу, каково это – быть обманутым, когда доверяешь.

И кстати, сама сделка с Подхалюзиным происходит при весьма интересных обстоятельствах: это афера с ложным банкротством, с тем, чтобы не выполнить своих обязательств перед другими. Большов занял очень крупную сумму денег, а вот отдавать ее не хочет.

Смысл пьесы Свои люди — сочтёмся

Именно жульническая сделка сопровождалась поговоркой «Свои люди – сочтемся». Только вот счеты сводит сама судьба, наказав купца за все его бесчинства. За то, что он считал себя вправе стоять над низшими и слабыми, которых ему обманывать можно. Так почему бы и его теперь не обмануть – старого и слабого?

Ужаснее всего то, что в этом мире даже родственные отношения ничего не значат. То, что зять обманул тестя — это еще куда ни шло. Но вот коварство родной дочери особенно больно для несчастного старика. Что ж, это мир чистогана, тут нет родных и друзей. Тут никто никому и ничего не должен — нет своих людей, есть только свои деньги.

Наверное, пьесу можно было бы назвать и другой русской пословицей: «Что посеешь, то и пожнешь». Возможно, именно то, что деньги пришли к Подхалюзину с Липочкой от нечестной, вероломной сделки, вдохновило их на обман. «Вор у вора дубинку украл». Ах, как много знают русские пословицы о русском капитализме!

Источник

Свои люди — сочтёмся

Свои люди — сочтёмся

«Свои люди — сочтёмся» (первоначальные названия «Несостоятельный должник», «Банкрот» и «Банкрут, или Свои люди — сочтёмся» [1] ) — комедия в 4-х действиях Александра Островского 1849 года. Пьеса имела огромный успех у читателей после публикации в журнале «Москвитянин» в 1850 году. Но постановка была запрещена по указанию Николая I. Цензурный запрет продержался одиннадцать лет.

Однако автор неоднократно читал пьесу в различных московских салонах и обществах: в том числе самое первое чтение — 3 декабря 1849 (до первой публикации) — в доме М. П. Погодина, где среди присутствовавших находился Николай Гоголь.

Содержание

Действующие лица

Сюжет

Купеческая дочь на выданье, Олимпиада (Липочка) Самсоновна Большова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, «какое приятное занятие эти танцы», начинает вальсировать: она уже полтора года не танцевала и боится, если что, «оконфузиться». Танцует плохо. Входит мать, Аграфена Кондратьевна. Мать и дочь скандалят. Дочь требует найти ей жениха.

Приходит сваха Устинья Наумовна. Липочка хочет жениха «из благородных», отец — богатого, мать — купца, «да чтоб лоб крестил по-старинному», Приходит Сысой Псоич Рисположенский, стряпчий, выгнанный из суда за пьянство. Над ним трунят. Большову, стряпчий нужен всерьёз: он подумывает, не объявиться ли несостоятельным должником. Женщины уходят, и хозяин со стряпчим углубляются в эту тему. Стряпчий советует переписать всё имущество на приказчика Лазаря Елизарыча Подхалюзина. Входит и он, рассказывая, как учит продавцов в лавке надувать покупателей «поестественнее».

Большов читает газету. В Москве — цепь банкротств, в основном «злостных», намеренных; и каждое, каждый отказ от уплаты долгов естественно влечёт следующие. Тогда купец решается. Главный вопрос: можно ли доверять тому, на кого перепишешь своё добро, укрытое от описи за долги?

Подхалюзин шлет мальчишку Тишку за рябиновкой для Рисположенского, к которому у него дело. Лазарь влюблён в Липочку и строит уже новые планы, включающие женитьбу на ней.

И, угощая стряпчего, спрашивает, сколько ему обещал Большов за «всю эту механику», и сам обещает не тысячу, а две.

Приходит сваха, он и ей обещает столько же да соболью шубу в придачу, если она отвадит намеченного «благородного» жениха.

В доме готовятся к сватовству. По-своему торжественно настроен и Самсон Силыч, но появляется Устинья Наумовна с плохими вестями: якобы жених капризничает.

К компании присоединяются ключница Фоминишна, Рисположенский, Лазарь, и Большов торжественно объявляет Лазаря женихом. Переполох. Липочка скандалит. Лазарь вслед хозяйке и, оставшись с глазу на глаз с разъярённой Липочкой, сообщает ей, что дом и лавки теперь — его, а «тятенька-то ваш: банкрут-с!» Липочка, помолчав, соглашается, с условием: «Мы будем жить сами по себе, а они сами по себе. Мы заведем все по моде, а они как хотят».

Начинается семейное торжество. Большов объявляет: «Тебе, Лазарь, дом и лавки пойдут вместо приданого, да из наличного отсчитаем… Только нас со старухой корми, да кредиторам заплати копеек по десяти. — Стоит ли, тятенька, об этом говорить. Свои люди — сочтёмся!»

В конце комедии Большов оказывается в тюрьме, а Подхалюзин остаётся со всем богатством.

Издания

Постановки

Дважды, в обход запрещения, была поставлена: ноябрь 1857 — в Иркутском театре, в апреле 1860 — в Воронежском театре. Кроме того, пьесу ставили на любительской сцене: в Петербургском пассаже (1863, Большов — Стахович, Подхалюзин — автор) и др.

Официально, в искаженной цензурой редакции, пьеса была разрешена к представлению 9 декабря 1860. Эта редакция сохранялась до 1881:

Среди последующих постановок в Александрийском театре — 1870 (Большов — Полтавцев, Подхалюзин — Новиков), 1886 (Большов — Писарев), 1896 (Большов — Варламов, Подхалюзин — Сазонов, Устинья Наумовна — В. Стрельская, Рисположенский — Давыдов), 1907 (на сцене Мариинского театра, в юбилейный бенефис Стрельской; Большов — Варламов, Липочка — Потоцкая, Подхалюзин — Ст. Яковлев, Устинья Наумовна — Стрельская), 1909.

Среди последующих постановок в Малом театр — 1869 (Большов — П. Садовский), 1892 (Большов — К. Рыбаков, Липочка — Уманец-Райская, Подхалюзин — М. Садовский, Устинья Наумовна — Садовская, Рисположенский — Макшеев, Правдин), 1896, 1904.

Другие дореволюционные постановки:

Источник

Анализ комедии «Свои люди — сочтемся» А.Островского

Автор: Guru · Опубликовано 31.03.2021 · Обновлено 31.03.2021

История создания

Комедия известного русского драматурга Александра Островского «Свои люди — сочтемся» была написана в середине прошлого века – в 1849 году. Александр Островский провел детство и молодость в Замоскворечье, где в то время там жили купцы. Он хорошо знал нравы купеческой среды, где распространенным явлением было мошенничество. Молодой писатель, владевший юридическим образованием, заседал в коммерческом суде Москвы, где постоянно шли судебные тяжбы по дележу имущества между близкими родственниками. Именно в эти годы будущий драматург набрался жизненного опыта, потом, изучив психологию купцов, изобразил их героями на страницах своего произведения.

Автор определил жанр своего произведения как комедию. Он с юмором изобличает людские и общественные пороки того времени показом комических сцен. Хотя драматург отнес свое детище к жанру комедии, в финале главный герой оказался в трагической ситуации.

Тема, идея

Писатель поднимает темы семьи, быта и нравов, чести и любви в буржуазном обществе. В пьесе писатель описывает сцены грубости, обмана, лицемерия, жестокости, желание наживы, эгоизма главных героев, царившие среди купцов. В семье главного героя Большова каждый озабочен только о своем благополучии, мечтает разбогатеть.

Тема воспитания также является одной из главных в произведении. Большовы воспитали дочь так, что она выросла избалованной, двуличной, меркантильной. В финале пьесы Олимпиада предстает безжалостной и расчетливой.

Пример взаимоотношений Олимпиады и Подхалюзина показывает, что настоящей любви в буржуазном обществе нет, вместо нее у молодых корыстные интересы, мысли о материальной выгоде. Большов поступил бессовестным образом, для него нет понятия чести, он придумал аферу, чтобы не отдавать долги, что было характерно для купеческого сословия.

Основная идея пьесы в том, что нечестные поступки героев закономерны в буржуазном обществе, которые возвращаются, как бумеранг, и жестоко наказывают их. Самсон Силыч ценил деньги выше семейных отношений, потому поступок Липочки в отношении отца выглядит вполне закономерно и логично. Приказчика часто ловил в нечестности, но не прогонял, в финале пострадал от бессовестности Лазаря.

Композиция и ключевые моменты сюжета

Пьеса отличается сложностью композиционного строения, которая объединяет описание быта с напряженностью интриги. Экспозиция произведения замедленная, в начале пьесы читатели знакомятся с членами семьи Большова и с остальными героями, узнают, как живут купцы, каковы мечты у каждого из них.

Развитие событий в пьесе в показе небольших стычек взбалмошной и своенравной дочери купца с матерью, посещения свахи, разговоры Самсона Силыча о женихах Липочки –эти сцены дают возможность представить пошлый мир купцов, их корыстные мечты. Все это отражает на самом деле процессы, происходящие в русском обществе того времени. Большов переписывает свое состояние на Подхалюзина, объявляет себя банкротом. Чтобы сохранить свой капитал, выдает за приказчика дочь.

Кульминацией произведения является момент, когда дочь Большова встает на сторону мужа и заявляет, что они с мужем не будут вызволять отца из долговой ямы. Эта сцена, когда Большов просит со слезами помочь ему, вызывает сострадание к нему, ведь он всю эту махинацию делает ради дочери.
Развязкой является логический исход всех происходящих событий в произведении. У Островского это попытка Подхалюзина вести торг с кредиторами бывшего хозяина.

Конфликт в произведении

Драматург выбрал для своей пьесы самую популярную тему для середины XIX века —конфликт между «отцами» и «детьми». Если у Тургенева в романе «Отцы и дети» описывается конфликт между демократами и либералами, то Островский для конфликта взял социальное сословие — купечество.

А. Островский в своей комедии показывает конфликт безнравственного человека с обществом, в котором он живет, обреченность его на поражение. Особенностью конфликта произведения является то, что четко определить, где отрицательные, а где положительные герои невозможно, так как в пьесе нет положительных персонажей. Драматург критикует пороки купцов, которые ценят материальное положение выше всего.

Система героев и образов

В пьесе автор показывает купеческую среду, где нет ни одного положительного героя. Они предстают самонадеянными, циничными, грубыми и упрямыми. Их ничего не интересует, кроме денег и наживы.
Самсон Силыч Большов – выходец из крестьян, сколотил состояние, стал купцом, он больше всего озабочен денежными делами. Он отличается невежественностью и недальновидностью. Однако, несмотря на корыстность, в нем еще есть вера в «своих людей». Именно из-за этих качеств он пострадал и попал в долговую яму.

Аграфена Кондратьевна представляет типичную мещанку из купеческой среды. Женщина недалекая, занята только своими бытовыми интересами. Хотя никакого образования у нее нет, ставит себя высоко.
Единственная дочь Большовых Олимпиада дурно воспитана, капризна, двулична, эгоистична, мысли у нее, как удачно выйти замуж за богатого человека, твердо уверена, что заслуживает самого выгодного и богатого жениха. В конце комедии она превзошла всех отрицательных героев произведения: отказалась выручить родного отца, попавшего в беду.

Приказчик Большова Лазарь Елизарыч Подхалюзин – бессовестный мошенник и обманщик. Когда служил у Большова, он научился махинациям в торговых делах, мечтает стать богатым. Желание Лазаря сбылось: Самсон Силыч перевел на приказчика свое состояние, чтобы объявить себя несостоявшимся должником, банкротом. Подхалюзин воспользовался этим бессовестным образом, женился на дочери купца, оставил свекра в беде без помощи, в результате добился места своего хозяина. Остальные второстепенные герои, которые отличаются невежеством, примитивностью, меркантильностью, дополняют картину купеческого быта. Пределом мечтаний для них является материальная выгода.

Позиция автора

При создании своего произведения молодой Островский взял сюжет из своей жизни, так как хорошо знал нравы и порядки, царившие в купеческих семьях.
Комедия Островского заставляет читателей и зрителей задуматься о том, что алчность и жадность, обман и махинации не остаются безнаказанными. Пример главного героя Большова показывает, что все злые деяния, совершенные людьми, возвратятся обязательно к ним бумерангом. Каким бы коварным и хитрым ни был аферист, всегда найдется такой же бесчестный и бессовестный, от которого сам же жестоко пострадает.

Художественные средства

Автор взял название для своей комедии пословицу из фольклора. Фамилии героев говорящие: Большов – глава семьи, большой человек, Силыч – эта его сила в богатстве. Подхалюзин – подхалим, добился расположения своего хозяина угодничеством и подхалимством. Автор использовал в пьесе много пословиц, поговорок, применил прием трехкратного повторения одного и того же мотива: Подхалюзин три раза обманывает своего хозяина Большова, стряпчего и сваху.

Выводы

Мораль произведения в том, что человек не должен думать только о материальном обогащении. Драматург критикует циничность и безразличие, призывает задуматься о воспитании детей в семье, чтобы не оказаться в ситуации, как у Самсона Силыча. Поучительность пьесы Островского бесспорна.
Тема пьесы «Свои люди – сочтемся» актуальна и сейчас, хотя она написана в 19 веке. Мошенники и аферисты обманывают людей, пользуясь их доверчивостью. Есть семьи, в которых не занимаются воспитанием детей.

Источник

Анализ комедии «Свои люди — сочтемся» А.Островского

Свои люди сочтемся что это значит. Смотреть фото Свои люди сочтемся что это значит. Смотреть картинку Свои люди сочтемся что это значит. Картинка про Свои люди сочтемся что это значит. Фото Свои люди сочтемся что это значит Свои люди сочтемся что это значит. Смотреть фото Свои люди сочтемся что это значит. Смотреть картинку Свои люди сочтемся что это значит. Картинка про Свои люди сочтемся что это значит. Фото Свои люди сочтемся что это значит Свои люди сочтемся что это значит. Смотреть фото Свои люди сочтемся что это значит. Смотреть картинку Свои люди сочтемся что это значит. Картинка про Свои люди сочтемся что это значит. Фото Свои люди сочтемся что это значит

История создания

Комедия известного русского драматурга Александра Островского «Свои люди — сочтемся» была написана в середине прошлого века – в 1849 году. Александр Островский провел детство и молодость в Замоскворечье, где в то время там жили купцы. Он хорошо знал нравы купеческой среды, где распространенным явлением было мошенничество. Молодой писатель, владевший юридическим образованием, заседал в коммерческом суде Москвы, где постоянно шли судебные тяжбы по дележу имущества между близкими родственниками. Именно в эти годы будущий драматург набрался жизненного опыта, потом, изучив психологию купцов, изобразил их героями на страницах своего произведения.

Жанр и направление

Пьеса «Свои люди – сочтёмся» относится к реалистическому направлению в литературе. В этом произведении писатель стремится максимально достоверно изобразить окружающую действительность. Созданные им образы, мысли героев, их слова и действия очень натуральны. Читатель может легко поверить в то, что описанные в пьесе события могли произойти на самом деле. Особенно интересен язык произведения: в нем читатель найдет живую и неприкрытую лестью речь купцов и купчих.

Почему же эта пьеса — комедия? «Свои люди – сочтёмся» предназначены для постановки на театральной сцене. Автор использует юмористичный подход для изобличения людских и общественных пороков. Повествование насыщено огромным количеством комических ситуаций и элементов. Например, юрист в самых важных моментах беседы всегда просит выпить, сваха меняет свое мнение каждые 5 минут, а Липа хвалится своими манерами при полном отсутствии оных.

Тема, идея

Писатель поднимает темы семьи, быта и нравов, чести и любви в буржуазном обществе. В пьесе писатель описывает сцены грубости, обмана, лицемерия, жестокости, желание наживы, эгоизма главных героев, царившие среди купцов. В семье главного героя Большова каждый озабочен только о своем благополучии, мечтает разбогатеть.

Тема воспитания также является одной из главных в произведении. Большовы воспитали дочь так, что она выросла избалованной, двуличной, меркантильной. В финале пьесы Олимпиада предстает безжалостной и расчетливой.

Пример взаимоотношений Олимпиады и Подхалюзина показывает, что настоящей любви в буржуазном обществе нет, вместо нее у молодых корыстные интересы, мысли о материальной выгоде. Большов поступил бессовестным образом, для него нет понятия чести, он придумал аферу, чтобы не отдавать долги, что было характерно для купеческого сословия.

Основная идея пьесы в том, что нечестные поступки героев закономерны в буржуазном обществе, которые возвращаются, как бумеранг, и жестоко наказывают их. Самсон Силыч ценил деньги выше семейных отношений, потому поступок Липочки в отношении отца выглядит вполне закономерно и логично. Приказчика часто ловил в нечестности, но не прогонял, в финале пострадал от бессовестности Лазаря.

Краткое содержание Островский Свои люди сочтемся

Начинается пьеса со скандала между матерью и дочкой. Девушка Липа требует, чтоб ей нашли жениха, ведь ей скучно. Зовут сваху, вот только задание у неё очень сложное: дочке подай жениха благородного, отцу – богатого, маме – обходительного. Стараясь всем угодить, она находит почти идеал, но вот только другой жених «своего» не уступит.

У семьи приказчиком Лазарь Подхалюзин. Он и сам обманывает покупателей, и работников учит. Ему нравится Липа, а ещё больше – красивая жизнь. И приказчик подкупает сваху, чтоб она отменила знакомство с кандидатом в мужья.

Лазарь сам становится женихом, хотя сначала Липа против – слишком уж он прост. Но, пользуясь доверием к нему её отца, играя на его жадности, Подхалюзин убеждает переписать на себя всё их имущество – скрыть богатство. Теперь уж Олимпиада соглашается, боясь нищеты, на «богатого» жениха.

На свадьбе родители просят не обижать их, ведь всё богатство теперь на зяте. Тот бросает фразу, давшую название пьесе. Однако через некоторое время Липа и Лазарь, наслаждаясь роскошью, отказывают родителям в копейке, отец даже в долговую яму должен попасть. Олимпиада смеётся над ними, не боится проклятий, считая, что ей недостаточно досталось от них богатства в юности. Лазарь всё же пробует кредиторов обмануть, надев худший сюртук.

Все герои оказываются жадными обманщиками, но только старшее поколение уже получило «награду» от подобных им детей, а детям, видимо, это только предстоит.

Композиция и ключевые моменты сюжета

Пьеса отличается сложностью композиционного строения, которая объединяет описание быта с напряженностью интриги. Экспозиция произведения замедленная, в начале пьесы читатели знакомятся с членами семьи Большова и с остальными героями, узнают, как живут купцы, каковы мечты у каждого из них.

Развитие событий в пьесе в показе небольших стычек взбалмошной и своенравной дочери купца с матерью, посещения свахи, разговоры Самсона Силыча о женихах Липочки –эти сцены дают возможность представить пошлый мир купцов, их корыстные мечты. Все это отражает на самом деле процессы, происходящие в русском обществе того времени. Большов переписывает свое состояние на Подхалюзина, объявляет себя банкротом. Чтобы сохранить свой капитал, выдает за приказчика дочь.

Кульминацией произведения является момент, когда дочь Большова встает на сторону мужа и заявляет, что они с мужем не будут вызволять отца из долговой ямы. Эта сцена, когда Большов просит со слезами помочь ему, вызывает сострадание к нему, ведь он всю эту махинацию делает ради дочери. Развязкой является логический исход всех происходящих событий в произведении. У Островского это попытка Подхалюзина вести торг с кредиторами бывшего хозяина.

Краткий анализ

Год написания – 1849 год.
История создания – Пьеса была опубликована в журнале «Москвитянин», и была очень тепло принята в литературных кругах. Однако из-за поднятой тематики произведение оказалось под запретом, и пьесу смогли поставить в театре лишь после смерти императора Николая I.

Тема – Конфликт двух поколений, который происходит в купеческой среде, живущей по принципу «не обманешь – не продашь».

Композиция – Особенность композиции пьесы заключается в отсутствии экспозиции. Завязка – купец Большов занимает крупную сумму денег, его дочь Липочка мечтает о замужестве. Развитие событий – Большов признаёт себя банкротом и все свои деньги переписывает на Подхалюзина, а для упрочнения сделки женит его на Липочке.

Кульминация – отказ Липочки выплачивать долги отца, оказавшегося в долговой тюрьме. Развязка – логический итог – обманщик обманул обманщика.

Жанр – Пьеса. Комедия.

Направление – Реализм.

Конфликт в произведении

Драматург выбрал для своей пьесы самую популярную тему для середины XIX века —конфликт между «отцами» и «детьми». Если у Тургенева в романе «Отцы и дети» описывается конфликт между демократами и либералами, то Островский для конфликта взял социальное сословие — купечество.

А. Островский в своей комедии показывает конфликт безнравственного человека с обществом, в котором он живет, обреченность его на поражение. Особенностью конфликта произведения является то, что четко определить, где отрицательные, а где положительные герои невозможно, так как в пьесе нет положительных персонажей. Драматург критикует пороки купцов, которые ценят материальное положение выше всего.

Читать краткое содержание Свои люди сочтемся Островского по действиям

Действие 1

Олимпиада Большова, или как ее ласково называют Липочка, достигла возраста, когда самое время подошло выходить замуж. Эта девушка целыми днями просиживает с книгой, глядя в окно, но мысли ее вовсе не о прочитанном, а о танцах.

Олимпиада предается воспоминаниям о бале, который проходил около полутора лет назад. Сейчас ее печалит тот факт, что она растеряла навыки прекрасного танца. И если бы ей пришлось танцевать сегодня, то вышло бы скверно. Она пытается выполнять разные танцевальные па, но ей это занятие не приносит удовольствия.

В следующем эпизоде Александр Островский показывает читателю еще одну героиню – матушку Липы, которую зовут Аграфена Кондратьевна. Матушка журит Липочку за ранние танцы и за то, что она маковой росинки с утра во рту не держала. В итоге этот разговор перерастает в ссору. Главный укор со стороны доченьки Липочки в том, что маманя до сих пор не подобрала ей подходящую партию.

Далее описана истерика Липочки, а главное, Олимпиада не успокоится до той поры, пока не сосватают ее за доброго молодца. Матушка не может смотреть на слезы дочери и приглашает сваху. Сваху зовут Устинья Наумовна. Она приходит шустро и выпивает с матерью Липы, попутно обсуждая разные события.

Устинья Наумовна сетует, что не представляется возможным подобрать Олимпиаде жениха из-за того, что все они не знают, чего хотят. И, самое главное, мать и отец Липы тоже не могут определиться, какого же молодца надо в мужья их единственной любимой доченьке.

Пока идут толки про жениха, приходит Сысой Псоич Рисположенский. Это мелкий служащий, которого некогда выгнали из суда за злоупотребление алкогольсодержащими напитками. В это же время приходит Большов и вместе с Сысоем Псоичем они обсуждают, как батюшке Липочки улучшить свое финансовое положение.

В итоге Большов принимает решение объявить себя банкротом. Но прежде, все свое имущество он думает оформить на своего приказчика Лазаря Подхалюзина.

Действие 2

Островский Александр Николаевич знакомит читателя с Подхалюзиным, который на этот момент всеми мыслями только об Олимпиаде Большовой. Он ее давно и безнадежно любит. Умом Подхалюзин понимает, что Липа имеет образование и требуется ей хороший женишок, «ровня». У Подхалюзина на этот момент времени есть некоторые сбережения. В итоге Подхалюзин принимает решение идти к Большову и свататься к его дочке.

Подхалюзин находится в хорошем расположении духа и даже отправляет своего слугу за настоечкой на рябине. Примерно в это же время Подхалюзина посещает Рисположенский, который рассказывает о Большове и его щедрой плате за услуги. Подхалюзин понимает, что наступил удобный случай и предлагает вдвое больше, со своей стороны.

После этого разговора появляется сваха Липочки – Устинья, которая ведет разговоры, что трудно найти сейчас невесте благородного жениха. Подхалюзин начинает сваху расспрашивать о том о сём, и в итоге она ему говорит, что выгодную партию для Липочки нашла-таки. Подхалюзин обещает свахе Устиньюшке определенную сумму денег, если она распространит сплетни о том, что купец нищий.

Затем Островский Александр Николаевич описывает эпизод в конторе. Подхалюзин исподволь намекает на женитьбу с Липочкой. Большов не допускает этой мысли. А Липа и Подхалюзин говорят о предстоящей помолвке и говорят о взаимной любви.

Действие 3

Снова Александр Островский переносит действие в дом Липы. Она в этот момент очень нарядна, весела и ждет суженого. Матушка умиляется дочерью. Отец же, наоборот, сдержан и мало эмоционален, как и положено истинному мужчине.

Появляется Устинья – сваха, и говорит о том, что жених медлит, никак сватать идти Липочку не решится. Женщины бурно эмоционируют. Большов принимает решение найти выгодную партию для дочки самостоятельно. Липочка уже собирается уходить к себе в девичью светелку, но отец говорит, что именно в этот момент и появится жених. В этот момент в дом входит Лазарь. Батюшка объявляет женихом Олимпиады Подхалюзина.

Все присутствующие в шоке. Липочка недовольна выбором отца. Она мечтала об образованном женихе. Подхалюзин же для нее – это неподходящая партия. Лазарь же видит, что произошло не совсем то, чего он хотел. Сам Большов непреклонен. Говорит, что своего мужского решения менять не станет. Он велит молодым сесть рядом и перемолвиться словом, а остальных приглашает к столу.

Жена и сваха высказывают Большову недовольство по поводу выбора жениха для Липочки. Он непреклонен в своем решении и менять ничего не будет.

Оставшись наедине с Липой, Лазарь решает выяснить, почему же он попал в ее немилость. Она же ссылается на его необразованность. Он, в свою очередь, признает свою бедность, но при этом подчеркивает, что богатому женишку понадобится богатое приданое невесты и батюшка ее через это может обанкротиться.

После этого разговора Лазарь демонстрирует Олимпиаде официальные бумаги, согласно которым он является хозяином всего «большовского добра». Липа начинает задумываться… Она в итоге решает, что выбор отца даже и «будто ничего».

Далее Липа наблюдает за его речью, понимает, что он не владеет французским. Этот факт ее по какой-то причине угнетает. Лазарь же, стоя на коленях умоляет осчастливить его. Ведь Липочка для него – это вся его жизнь, его счастие… Тогда Олимпиада просит Лазаря увезти ее куда-нибудь подальше из «этого ада».

В итоге молодые играют свадебку. Всем весело и хорошо…. Никто не задумывается о том, а что там, в недалеком будущем?

Действие 4

Островский Александр Николаевич переносит читателя в дом молодых Подхалюзиных. В этом доме все устроено по новому порядку. Лазарь восхищается ужасным произношением на французском свой возлюбленной. Она для него – идеал.

Появляется Устинья. Она приходит к Лазарю Подхалюзину за вознаграждением, но вместо обещанных денег и дорогой шубы, она получает копейки и рванье. Выходя из их дома, сваха кричит, что ославит молодых на всю деревню.

Вдруг Олимпиада в окошко видит отца. Он с маменькой входит в дом молодых и объясняет, что банкрот. Ни дочь, ни зять не хотят помочь родителям…. Из уважаемого человека Большов превратился в посмешище. Его на улицах сопровождают, он не свободен.

Большов взбешен поступком зятя и сожалеет о содеянном. Его тревожит мысль, что он собственными руками, как говорится, выкопал себе яму. Но, как известно, сделанного не вернешь.

Большов снова вынужден просить денег у дочери, а то его в острог посадят и в Сибирь сошлют. Она ему ничего не дает и тогда отец и мать желают молодым и впредь тешить дьявола. В конце своего посещения они проклинают дочку.

Лазарь Подхалюзин растерян после визита тестя и тещи. Он даже хочет ехать хлопотать за долги Большова. Но, в этот момент появляется Рисположенский за долгом. Ему отказано в деньгах, тогда этот человек хочет рассказать всем о документальных и денежных махинациях Лазаря. Лазарь же уверяет почтеннейшую публику, что ему можно верить.

Система героев и образов

В пьесе автор показывает купеческую среду, где нет ни одного положительного героя. Они предстают самонадеянными, циничными, грубыми и упрямыми. Их ничего не интересует, кроме денег и наживы. Самсон Силыч Большов – выходец из крестьян, сколотил состояние, стал купцом, он больше всего озабочен денежными делами. Он отличается невежественностью и недальновидностью. Однако, несмотря на корыстность, в нем еще есть вера в «своих людей». Именно из-за этих качеств он пострадал и попал в долговую яму.

Аграфена Кондратьевна представляет типичную мещанку из купеческой среды. Женщина недалекая, занята только своими бытовыми интересами. Хотя никакого образования у нее нет, ставит себя высоко. Единственная дочь Большовых Олимпиада дурно воспитана, капризна, двулична, эгоистична, мысли у нее, как удачно выйти замуж за богатого человека, твердо уверена, что заслуживает самого выгодного и богатого жениха. В конце комедии она превзошла всех отрицательных героев произведения: отказалась выручить родного отца, попавшего в беду.

Приказчик Большова Лазарь Елизарыч Подхалюзин – бессовестный мошенник и обманщик. Когда служил у Большова, он научился махинациям в торговых делах, мечтает стать богатым. Желание Лазаря сбылось: Самсон Силыч перевел на приказчика свое состояние, чтобы объявить себя несостоявшимся должником, банкротом. Подхалюзин воспользовался этим бессовестным образом, женился на дочери купца, оставил свекра в беде без помощи, в результате добился места своего хозяина. Остальные второстепенные герои, которые отличаются невежеством, примитивностью, меркантильностью, дополняют картину купеческого быта. Пределом мечтаний для них является материальная выгода.

Описание персонажей

Характеристика образов персонажей интересна своей неоднозначностью. Все из них имеют свои достоинства и недостатки. Главные герои пьесы:

Позиция автора

При создании своего произведения молодой Островский взял сюжет из своей жизни, так как хорошо знал нравы и порядки, царившие в купеческих семьях. Комедия Островского заставляет читателей и зрителей задуматься о том, что алчность и жадность, обман и махинации не остаются безнаказанными. Пример главного героя Большова показывает, что все злые деяния, совершенные людьми, возвратятся обязательно к ним бумерангом. Каким бы коварным и хитрым ни был аферист, всегда найдется такой же бесчестный и бессовестный, от которого сам же жестоко пострадает.

Суть: о чём?

Богатый московский купец Самсон Большов решается на аферу, чтобы избавить себя от многочисленных долгов – объявить себя банкротом, временно передав всё своё состояние доверенному человеку.

В сообщники Большов выбирает своего приказчика и давнего друга семьи Большовых Лазаря Подхалюзина и посвящает его в свой план. Подхалюзин демонстрирует полную лояльность, но на деле решает обмануть своего благодетеля и присвоить себе всё его богатство. Подхалюзин начинает плести интриги, переманивая на свою сторону стряпчего Рисположенского, который тоже помогает Большову в его афере, а также сваху Наумовну, чтобы та расстроила помолвку дочери Большова – Олимпиады, в которую влюблён Лазарь.

План Лазаря приходит в движение. Помолвка Олимпиады с дворянином расстраивается, и Большов объявляет Подхалюзина её новым женихом. Олимпиада устраивает скандал, но Лазарь рассказывает ей о том, что весь бизнес её отца уже принадлежит ему. Он соблазняет девушку, суля ей большой дом и роскошные платья, и та соглашается на свадьбу.

Проходит некоторое время, Лазарь и Олимпиада поженились, они живут в роскошном особняке. Подхалюзин на вершине своего успеха, Самсон Большов отправлен в долговую тюрьму, а Рисположенский и Наумовна обмануты и выгнаны вон. Внезапно появляется сам Большов, который просит Лазаря и Олимпиаду помочь ему расплатиться с долгами. Ни Лазарь, который был обязан Большову всем, ни родная дочь не проявляют к Самсону Силычу ни капли сочувствия и гонят его прочь. Подхалюзин, однако же, оказывается не совсем гнилым человеком и всё-таки едет договариваться с кредиторами, не забыв одеть свой самый негодный сюртук, чтобы сбить цену.

Выводы

Мораль произведения в том, что человек не должен думать только о материальном обогащении. Драматург критикует циничность и безразличие, призывает задуматься о воспитании детей в семье, чтобы не оказаться в ситуации, как у Самсона Силыча. Поучительность пьесы Островского бесспорна. Тема пьесы «Свои люди – сочтемся» актуальна и сейчас, хотя она написана в 19 веке. Мошенники и аферисты обманывают людей, пользуясь их доверчивостью. Есть семьи, в которых не занимаются воспитанием детей.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Раскрытие проблем

Через призму отношений главных действующих лиц у Островского получилось полноценно раскрыть актуальные общественные проблемы. Проводя анализ «Свои люди — сочтемся», можно выделить следующую проблематику в пьесе:

Факты о истории публикации произведения

Впервые пьесу опубликовали в 1849 году в журнале «Москвитянин». Пьесу тепло приняла аудитория, произведение принесло автору известность среди литераторов. Для театра длительное время пьеса была запрещена. Постановку спектакля осуществили уже после смерти русского царя Николая І.

В произведении изображена вечная проблема – конфликт поколений, события происходит среди купцов, где царят свои законы: «не обманешь – не продашь».

Уникальность произведения состоит в том, что в повествовании Островского напрочь отсутствует экспозиция. Сразу в завязке купец берет в долг внушительную сумму денег. Купеческая дочь Липочка пребывает в мечтаниях – поскорей да удачно выйти замуж за достойного жениха. Далее события развиваются динамично: обстоятельства складываются так, что купец вынужден объявить себя полным банкротом, а оставшееся состояние переписывает на Подхалюзина, который ради скрепления сделки играет свадьбу с Липочкой.

Однако Липочка не собирается выплачивать отцовские долги, пока родитель томится в долговой тюрьме. В результате выходит так, что оба обманщика наказаны.

Пьеса Островского написана в комедийном жанре и содержит явные поучительные, нравственные черты.

Литературные особенности пьесы «Свои люди – сочтемся»

Известно, что пьеса «Свои люди – сочтемся» – одна из первых и наиболее удачных произведений Александра Островского. Автор добросовестно работал над совершенствованием произведения на протяжении двух лет. Название постоянно менялось, автор использовал наименования «Банкрот», «Должник», «Несостоявшейся должник». Однако со временем было закреплено название «Свои люди – сочтемся».

Появление пьесы вызвало дискуссию среди российских литераторов, поскольку автор ехидно, иронично описывает актуальные и злободневные проблемы общества. Из-за этого пьеса попала под цензуру, а сам Островский – под тщательный присмотр полицейских.

Только в 1859 году, уже после смерти русского императора Николая І, пьесу поставили на большой сцене, но лишь при условии, что вариант «смягчат». Оригинальная версия пьесы опубликована еще позже – в 1881 году.

Отцы и дети: проблема поколений и вечный вопрос о том, чья правда

Автор затрагивает в произведении актуальную тему всех времен и народов – конфликт поколений, противостояние отцов и детей. Тема наиболее часто использовалась в литературном творчестве в XIX веке. Островский выбрал такую прослойку общества как купечество. Благодаря взаимоотношениям героев, Островскому удалось точно раскрыть проблемы купеческого общества. Как оказывается, у богатых жизнь не радостная: среди купцов широко распространено невежество, тотальная пошлость, полная недальновидность. Все герои пьесы не вызывают у читателей ни сожаления, ни симпатии. Персонажи отталкивающие, жадные, обладают тяжелыми характерами, а дочь главного героя – Липочка – живет только будущим, обязательно удачным замужеством и модой, с целью увильнуть от давления самодура-отца.

Все герои живут по принципу «не обманешь – не продашь», видят жизнь исключительно в серых красках с целью заполучить наживу. Такая жизнь для них – норма, то есть для детей вполне нормально остаться ни с чем и оставить ни с чем родных. Большов тяжело переживает предательство любимой дочери, которая не соглашается выплачивать долги отца, и равнодушно оставляет родителя коротать жизнь за решеткой в долговой тюрьме.

Мораль пьесы «Свои люди – сочтемся» и специфика композиции

Главный посыл произведения Островского – «что посеешь, то и пожнешь». Нельзя требовать от своих потомков любви, чуткости, честности, благородства, если сам не имеешь таких моральных качеств.

Автор выбрал уникальную конструкцию произведения. В пьесе отсутствует экспозиция, Островский сразу переходит к конкретной ситуации, повествует о героях и их жизни.

Действия пьесы и характеры героев Островского

В завязке читателям (или зрителям) предстоит познакомиться с главным героем пьесы «Свои люди – сочтемся» – Большовым, человеком-самодуром, нечестным, не обаятельным. Главный герой берет взаймы крупную сумму денег, но отдавать средства вовсе не спешит, держит у себя. Единственная дочь героя – Липочка – согласна выйти поскорее замуж хоть за черта лысого, лишь бы покинуть дом жестокого отца, где и так тяжко живется.

Действия пьесы производят к тому, что Большову проще признать себя банкротом, нежели выплатить долг. Он решает не отдавать деньги и переоформляет все имущество на некоего Подхалюзина, обыкновенного приказчика. А чтоб сохранить капитал, отдает за него замуж Липочку.

С уверенностью и спокойствием Большов отправляется в долговую тюрьму, не сомневаясь в том, что Подхалюзин и Липочка обязательно погасят долги купца. Но не тут то было. Липочка, вполне удовлетворенная новой жизнью, отказывается выплачивать долги родителя.

Автор доносит до читателей и зрителей основную идею произведения – обманщик всегда будет обманут другими мошенниками.

Простая и сложная одновременно: нестандартная композиция произведения

Отличительная особенность произведения Островского состоит в том, что в пьесе сложная структура композиции. Описание трудного купеческого быта с самого начала напоминает очерк, где присутствует напряжение, некая сюжетная интрига. Создание необычной, замедленной композиции задумано с целью ознакомления аудитории с жесткими нравами купеческой жизни Большова. Также важное значение в пьесе приобретают нравоописательные эпизоды с изображением характеров главных героев. В тексте присутствуют частые конфликты Липочки с матерью, встречи Большова с поклонниками дочери и претендентами на ее руку. Такие моменты в пьесе малодейственные, но позволяют понять, чем живет семья Большовых на самом деле, проникнуть в купеческую семью, в замкнутое пространство, которое на самом деле является демонстрацией русского общества того времени.

Образы мошенников и людей, не чистых на рук

Автор создал пьесу, где мастерски описал распространенный способ мошенничества того времени в купеческой среде. Самсон Силыч занимает у коллег купцов кругленькую сумму денег. Но из-за жадности, возвращать чужое добро не хочет, решает нажиться.

Дорогие любители творчества Александра Островского. Предлагаем ознакомиться с характеристикой Катерины в пьесе “Гроза”

Пьеса – словно поле боя, там разворачиваются литературные баталии, военные действия против всех. Однако, автор придерживается и современных тенденций тех времен, изображая конфликт детей и отцов. В центре внимания – пошлая, достойная острых насмешек купеческая семья, как элемент купеческой жизни тех времен. Липочка постоянно спорит с матерью о женихах, желая выбрать достойного и благородного. Отец желает руководить судьбой единственной дочери. Самодурство отца раскрывается во фразе: «За кого прикажу, за того Липочка и пойдет. Ведь это мое дитя, зря кормил столько времени?»

Купеческая прослойка общества

Но в пьесе старшее поколение купцов демонстрируется как не самое «гнилое», ягодки – купеческие отпрыски. Фамилия главного героя – Большов, то есть вожак, главный, глава семьи, успешный купец. Известно, что Самсон купец в первом поколении, до него никто купеческим делом не занимался. Большов, постигая мастерство купеческой жизни, усвоил главный коммерческий урок того времени, а именно: «не продашь, если не обманешь». Ради обеспечения Липочки и личного благосостояния, Большов решается на такую себе аферу, наивно веря, что Липочка – доченька верная. Ведь все же «свои люди», которые между собой «сочтутся». Однако жизнь подготовила купцу жестокий сюрприз и поучительный урок.

Разница поколений

Юное поколение – не столь наивно, а в некотором роде даже и беспощадно, это мастерски демонстрирует Островский. Липочка любит пообщаться со свахой об эмансипации и просвещении, но даже не подозревает, что на самом деле значат эти слова. Мечты девушки – равноправие и светлые стабильные, взаимные чувства, а желание – заполучить богатство, с целью жить так, как захочется. Образование для нее – хороший тон, а не жизненная необходимость, девушка презирает обычаи, и желает заполучить скорее благородного кавалера, нежели богатого, бородатого, но бестолкового жениха.

Свои люди сочтемся что это значит. Смотреть фото Свои люди сочтемся что это значит. Смотреть картинку Свои люди сочтемся что это значит. Картинка про Свои люди сочтемся что это значит. Фото Свои люди сочтемся что это значит

Автор в комедии специально «сталкивает лбами» два поколения: детей и родителей. Однако симпатию вызывают так называемые «старики-разбойники», обладая хоть какими-то, минимальными моральными ценностями. Большов верит, что родные люди – справедливы и честны по отношению к своим родственникам, то есть родня сочтется в трудный момент и не позволит пасть лицом в грязь друг другу. Но просветление ума главного героя происходит в конце, когда Большов понимает, что стал жертвой собственной сделки. Размышляя над случившимся, Большов оправдывает себя, ведь чужого обмануть можно, это не грех, ведь трудно прожить без обмана. Он даже «примеряет» свои рассуждения на себя. А ведь он и подумать не мог, что передав состояние и деньки зятю Подхалюзину, купец останется ни с чем, да еще и в тюрьме.

Образ родных людей

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию коаткое содержание пьесы “Бедность не порок” Александра Островского

Как результат – полное отсутствие ответственности у дочери и зятя, отсутствие чувства того, что отец и мать – свои люди. Родная дочь не слушает просьбы отца уплатить по долгам. Девушка упрекает родителя в том, что прожила девическую жизнь в родительском доме и высокого общества не увидела, терпела выходки отца. Она возмущается, что если долги заплатят, снова придется ходить в ситцевых платьях, а это недопустимо. Зять новоиспеченный занимает позицию супруги, ведь если долги отдать – придется остаться ни с чем, а они ж не мещане какие-то.

Свои люди сочтемся что это значит. Смотреть фото Свои люди сочтемся что это значит. Смотреть картинку Свои люди сочтемся что это значит. Картинка про Свои люди сочтемся что это значит. Фото Свои люди сочтемся что это значит

Единственная дочь пожалела расплатиться с кредиторами, чтобы спасти отца из долговой тюрьмы. Липочка с чистой совестью и легкой душой позволяет кредиторам забрать родителя в места не столь отдаленные… Вот тогда и прозревает Большов, что жил не так, превращая комедийную пьесу в трагедию. Такое обращение собственного ребенка вызывает страдания у нечестного человека, который все-таки имеет отцовские чувства по отношению к нерадивой Липочке. Все актеры, сыгравшие роль Большова, создавали образ купца, которым пренебрегли дети, изгнали, обманули и лишили достатка. Кстати, можно провести параллели с другим, известным произведением английского поэта и писателя Уильяма Шекспира «Король Лир».

Пьеса как иллюстрация пороков современного Островскому общества

А. Островский в пьесе демонстрирует пороки общества того времени, описывает характеры, быт, чувства, желания, хитрости, бытующие в прослойке людей среднего достатка. Мир деградировавших личностей, бездушных людей, не имеющих положительных душевных качеств.

Родители живут по жестким законам торговли: «не обманешь, заработка не получишь». Кроме рынка, такие отношения плавно вливаются в повседневные отношения между людьми, где такую модель жизни отцов наследуют дети.

Они живут по тем же принципам, взрослея, осознавая, что деньги, ложь и презрение – основа для безбедной жизни, где каждый сам за себя. Такое отношение порождает равнодушие и презрение к тем, кто дал им жизнь, к родителям.

Свои люди сочтемся что это значит. Смотреть фото Свои люди сочтемся что это значит. Смотреть картинку Свои люди сочтемся что это значит. Картинка про Свои люди сочтемся что это значит. Фото Свои люди сочтемся что это значит

Немаловажно и то, что пьеса А. Островского «Свои люди – сочтемся» хоть и была под запретом на показ длительное время, с отменой цензуры весьма успешно реализовалась на сцене. Практически каждый театр охотно включал произведение в репертуар, а многие актеры сочли за честь попробовать себя в роли Большова. И хотя действия спектакля происходят в далеком прошлом, учитывая интенсивное развитие общества, проводить параллели можно и сегодня. Ведь переизбыток достатка в современном обществе, порождает холодность и равнодушие в людях, независимо от возраста и социального статуса.

Детальная характеристика главных героев пьесы «Свои люди – сочтемся»

Островский наградил своих персонажей «говорящими именами». Фамилия Большовых свидетельствует о значительности, которая отличает купеческую семью, о роли в обществе. Фамилия же Подхалюзина намекает на склонность героя подлизываться и льстит ради выгоды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *