Свой среди чужих чужой среди своих что означает
ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ, СВОИ СРЕДИ ЧУЖИХ, ИЛИ ИСТОРИЯ ОДНОГО СЛОВА
Постигать тайны, которые хранят наши повседневные и привычные слова, не менее увлекательно и полезно, чем, скажем, разгадывать кроссворды.
Как попало слово к нам в лексикон и когда?
По толковому словарю М. Фасмера – со времён Петра I. Фасмер почему-то не дал чёткого определения этому слову, но объединил слово kolonia со словом колонка и приводит такой пример: «колонкой» называли в Саратове немецкое поселение.
В.И. Даль в своём толковом словаре писал, что колонка – это население иноземцев, посёлок выходцев, переселенцев из другой земли. Напрашивается вывод, что оба исследователя слова в этом вопросе – единомышленники. Пользуясь их разъяснениями, мы начинаем понимать, что колония или колонка – это, говоря популярно и образно, «чужие среди своих», живущие обособленно, «кружком». Не случайно, значит, слово «колония» имеет корневую основу «коло» (круг).
Исключительно ради того, чтобы лишний раз утвердиться в своих выводах, можно заглянуть ещё в толковый словарь О.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова (для удобства договоримся называть дальше фамилию одного из авторов – Ожегова). Но тут-то и окажется, что лучше нам этого не делать, потому что начнётся нечто странное, от чего в голове всё смешается.
Читаем у Ожегова: «колония – страна, лишённая самостоятельности, находящаяся под властью иностранного государства». Надо понимать, под властью тех самых «чужих», которые до поры до времени жили вполне безобидным «кружком» на территории «своих».
Что же получается? Каким-то таинственным образом смысл слова «колония» претерпел во времени такую метаморфозу! Ведь Ожегов даёт совершенно противоположное объяснение слову.
Это заставляет нас углубиться в изучение производных слов «колонка, «колонна» и др. И тогда мы найдём у Ожегова интересное толкование понятия «пятая колонна», которое означает «вражеская агентура внутри страны». А вот это уже горячее, эта формулировка уже как-то теснее перекликается с мнением коллег Ожегова (В.И. Даля и М. Фасмера), ибо она – ни что иное, как «чужие среди своих». В то время, как слово «колония» по Ожегову (напомню: страна, лишённая самостоятельности, находящаяся под властью иностранного государства) – это, образно говоря, «свои среди чужих».
Каламбур из слов «свои-чужие» был взят исключительно для наглядности изучения слова «колония», но неожиданно стал обретать некоторый глубинный смысл.
Значения слов «свои» и «чужие», как оказалось, могут плавно «перетекать» из одного в другое – в зависимости от того, кто кем в данный момент, в данной ситуации и на данной территории себя осознаёт.
Простым примером такого взаимного «перетекания» смысла двух слов могут быть слова «шпион» и «разведчик». Для нас наша агентура за рубежом – это разведчики; агентура «из-за бугра», работающая у нас против нас – это уже шпионы. Но «там» всё видится наоборот: их агенты у нас – разведчики, наши у них – шпионы.
Это – громоздкая формулировка, но она прослеживает систему закономерностей, по которой, видимо, идут исторические процессы, растянутые во времени. Система, по всему видно, кем-то хорошо изучена, испытана, умело используется и, к сожалению, безотказно действует. История хранит немало примеров, когда «чужие среди своих» превращались бархатно и незаметно в «своих среди чужих».
На этом можно было бы закончить наши запутанные изыскания, но мы ведь так и не нашли ответа на главный вопрос: откуда же пришло к нам слово «колония». Ведь М. Фасмер только сообщил нам о том, с какого времени оно вошло в наш лексикон.
Обратимся к трудам сотрудника департамента изучения Америки Вальядолидского университета, известного в Испании профессора Альфонсо Энсенат де Виллалонга, который на протяжении 10 лет последовательно изучал биографию генуэзца Кристофора Колумба, шаг за шагом проследив весь его жизненный путь по архивным документам. Итогом его кропотливой деятельности был вывод о том, что историки неверно «расшифровали» фамилию знаменитого мореплавателя.
Все они традиционно утверждают, что Кристофор был сыном ткача Доменико Коломбо из Генуи, где теперь очень почитается фамилия Коломбо. В честь его назван аэропорт, а туристам с гордостью показывают небольшой, обвитый плющом домик ткача, где произведён на свет будущий знаменитый путешественник и открыватель нового континента.
Однако профессор Энсенат обнаружил, что документы о рождении Колумба и его месте проживания носят разрозненный характер.
Путём сопоставления архивных данных он доказал, что семья, в которой родился Кристофор, была купеческой, отца действительно звали Доменико, но фамилию он носил Колонне. Их сын, Христофоро Колонне, родился в 1446 году, а не в 1451-м, поскольку в этом году они с 5-летним сыном уже уехали из Генуи и поселились в Лиссабоне. То, что Кристофор лишь 5 лет прожил в родном городе, подтверждается и официальной версией.
Изучая итальянские документы в Национальной библиотеке Мадрида, Энсенат обнаружил, что в них в ряде случаев вместо слова «Колон» ошибочно писалось «Колом». А когда известность Колумба достигла Италии, итальянские историки, желая скорее объявить свою страну причастной к его славе, поторопились отыскать след проживания семьи Коломбо в Генуе. И нашли. Это и была семья ткача.
В поддержку выводов Энсената говорит и тот факт, что М. Фасмер в своём словаре слово «kolonne» соединяет с латинским «kolumna». А латинский вариант фамилии, видимо, утвердился потому, что Кристофор после окончания навигационной школы в Сагре продолжал учёбу в латинской школе в Павии (Португалия), что тоже установил профессор, а не в итальянском городе Павии, на котором настаивают итальянские учёные.
Эти открытия профессора Энсената позволяют нам думать, что первые завоеватели Америки, истребляя и вытесняя с американского континента аборигенов и расселяясь на их территории, назвали её в честь открывателя Колонне – Колонией. Позже, из-за тех самых погрешностей в архивных записях, в результате которых приобрела известность фамилия Колумб, новые земли стали называть Колумбией. Это название и сохранило одно из государств материка.
Новое в блогах
Свой или чуждый?
В 1974 году на экраны страны вышел первый фильм Михалкова-режиссера «Свой среди чужих, чужой среди своих». Картина была снята по сценарию Эдуарда Володарского и стала блестящим образцом вестерна, лихо закрученной интриги и, главное, гимном настоящей мужской дружбе
Золотой сюжет
Историю, лежащую в основе картины, сценарист Эдуард Володарский вычитал в газете. Это был самый обычный рассказ об эшелоне с золотом, собранным чекистами для благих целей. Потом эшелон захватили белые, затем снова красные… «Золотой» сюжет понравился автору будущего фильма. Он написал сценарий, который назвал «Полмиллиона вплавь, пешком и волоком». Окончательный вариант названия родился во время беседы Михалкова и Володарского в одном из московских ресторанов. В первоначальный сценарий коллеги заключили почти все, что знали о Гражданской войне. Но кто-то им сказал, что в этом случае фильм превратится в банальность, поскольку время, овеянное легендой, экранизировали к каждой годовщине Октября. Вот тогда сценаристы стали искать новые драматические ходы, которые не использовались ранее в советском кино. За это потом и получили килограммы упреков и восхищений. Фильм сняли за два месяца. Съемки проходили в Чечне и Баку.
В фильме, как мы помним, снимались почти исключительно мужчины, в сценарии была прописана только одна относительно большая женская роль – ординарец Лешка, которого играла девочка. В других случаях женщины лишь мелькали на экране (в том числе и жена Михалкова Татьяна, которая появляется в грезах Брылова). В мужских ролях снялись Анатолий Солоницын (Сарычев), Юрий Богатырев (Егор Шилов), Сергей Шакуров (Забелин), Александр Пороховщиков (Кунгуров), Николай Пастухов (Липягин), Александр Кайдановский (ротмистр Лемке), Константин Райкин (Каюм), Никита Михалков (есаул Брылов).
Претензии ОБХСС
Съемки фильма начались с павильонных эпизодов: снимали сцены «в губкоме». А в середине августа группа выехала в Грозный. Съемки в Чечне только начались, как вдруг – ЧП. Из-за ротозейства администраторов картины погиб один из маляров. В тот роковой день он позволил себе выпить лишнего и самостоятельно передвигаться не мог. Но вместо того чтобы освободить его от работы, администратор приказал погрузить маляра в автобус и отправить на съемочную площадку: дескать, по дороге проспится. А в салоне автобуса находились канистры с бензином, пакля, мешковина и ветошь для протирки объективов. По дороге пьяный маляр решил закурить и… погиб в огне.
В это же время на Михалкова едва не завели уголовное дело по обвинению во взяточничестве. Киношникам срочно потребовалась массовка. И администратор группы пригласил местных жителей. При этом объявил: «Приходите с паспортом, конный – десять рублей в день, пеший – пять». Он имел в виду гонорар за съемку, но крестьяне, воспитанные в традициях местного менталитета, решили, что речь идет о взятках за право на участие в съемке. И вложили в паспорта – кто десятку, кто пятерку. В результате режиссер только благодаря отцу сумел отбиться от претензий ОБХСС.
«Пограничник Карацупа»
В сентябре съемки фильма продолжились. Снимали эпизоды ограбления поезда бандой Брылова, встречу Шилова с бандой и др. В свободное от съемок время актеры занимались кто чем. Например, Кайдановский, будучи заядлым книгочеем, не вылезал из букинистических магазинов. А Пороховщиков с Солоницыным повадились ходить на базар, где первый покупал фаршированные баклажаны, а второй в соседнем магазине две бутылки «коньячного напитка» (более благородных напитков там не было) – «норму» выпивки и закуски на двоих. Иной раз после вылазок в город актеры так «уставали», что сил возвращаться в гостиницу уже не было, и они засыпали прямо на базаре, устроившись на каких-то циновках…
– У нас в фильме снимался баран, – вспоминает сценарист и режиссер Александр Адабашьян. – Его из всего стада вычислил Саша Кайдановский. Ему понравилось, что баран, когда ему накидывали веревку, «брал» след, как собака. В свободное время Саша одалживал у кого-нибудь винтовку и в своем мундирчике белогвардейского поручика Лемке бегал с бараном на поводке по всей съемочной площадке, как великий пограничник Карацупа.
Отчаянные ребята
– Вспоминается и такой случай, – продолжает Адабашьян. – Как-то в обеденный перерыв группа каскадеров обсуждала сцену ограбления поезда: как надо прыгать на поезд, с какой скоростью он должен идти, как лошади должны скакать. И все это долго, обстоятельно. А в сторонке стояла «банда», состоявшая вся из местных. Не знаю, остался в живых сейчас кто-нибудь из них или нет… Там был молодой такой красавец с пышными усами. Услышал он разговор, вскочил на коня, догнал поезд, который шел в депо «на обед». Прыгнул с седла на поезд, потом обратно прыгнул в седло и, усмехаясь, – вернулся на место. Каскадеров это подкосило абсолютно.
У меня много местных снималось. Отчаянные ребята. Поначалу приходят и спрашивают: «Оружие вы будете давать или нам свое принести?» Или такой случай. Построили мы как-то массовку, рассчитали на первый-второй. Сказали: первые – пассажиры ограбленного поезда, вторые – разбойники. Чеченцы все из первых ушли в разбойники. Сказали: «Меня грабить? Вы что?» Для них это было оскорбительно.
Шокирующий череп
В середине октября группа снимала эпизоды под условным названием «Пограничная река». Съемки проходили на горной реке Аргун, где температура воды в те дни была всего плюс три градуса. А по сюжету сразу троим актерам – Богатыреву, Райкину и Кайдановскому – предстояло долгое время провести в воде. Снимали эпизод, когда Каюм пытается сбросить Шилова с обрыва в реку, но в итоге сам оказывается в ней, а Шилов бросается его спасать. Райкин должен был со скалы упасть в реку, в самый водоворот. Стоит отметить, что, когда спасатели предварительно проверяли это место – выясняли, какая там глубина, – одного из них водоворотом затянуло под скалу. С трудом, но его удалось спасти. Поэтому, прежде чем упасть с обрыва, Райкин покрошил в реку бумагу, чтобы удостовериться, что водоворот в этом месте не слишком сильный. Падение прошло успешно. Но в другом месте реки актера все же чуть не затянуло под воду. Спасатели едва вытащили Константина Райкина из реки.
Кстати, Райкин абсолютно безболезненно согласился побриться для роли наголо. Но потом ему пришлось шить парик для того, чтобы он смог спокойно выходить на сцену в театре и играть свои роли, не шокируя блестящим черепом зрителя.
Чекист и белогвардеец
Многие, кто работал на фильме «Свой среди чужих…», вспоминают и такой эпизод. По сюжету герой Богатырева должен был дать в ухо герою Кайдановского. Богатырев категорически отказывался это делать, не желая причинять боль другому человеку. Его умоляли и уговаривали, а он отказывался. К уговорам режиссера присоединился Кайдановский, умоляя ударить его. Но Богатырев был непоколебим. В результате не выдержал Михалков и закричал (по словам очевидцев, это редкий случай, на актеров Михалков не кричит): «При чем тут ты? При чем тут Саша? Встречаются чекист и белогвардеец. Это единственное, что должно тебя интересовать». Больше Богатырев спорить не стал.
Бандиты в широкополых шляпах
Съемки в Чечне завершились 15 ноября. Вообще-то работа там должна была продлиться еще месяц, однако выпал обильный снег, который сорвал съемки. В итоге натурные съемки заканчивали под Баку. В Москву съемочная группа вернулась 19 декабря. За несколько дней до Нового года начались монтаж картины и параллельная съемка павильонных эпизодов.
11 января 1974 года смонтированный фильм был показан худсовету и получил одобрение. Премьера состоялась в кинотеатре «Звездный», но участники смутно помнят о своих ощущениях, поскольку начали праздновать часа за три до начала сеанса.
В широкий прокат фильм вышел в ноябре 1974 года и вызвал весьма неоднозначную реакцию у критики. К примеру, в одной из газет было написано следующее: «Внешних примет детектива в картине более чем достаточно. Погонь, драк, стрельбы хватило бы на два фильма. Но вот понять, что же происходит на экране, кто за «нас» и кто «против», невозможно. В широкополых шляпах скачут бандиты, очень уж напоминающие ковбоев из американских вестернов, грабят поезд, красиво джигитуют. Но вся беда в том, что в фильме отсутствуют яркие, интересные персоналии…»
В прокате фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» занял скромное 22-е место (23,7 млн. зрителей), пропустив вперед себя такие фильмы, как «Контрабанда» (28,4 млн.), «Фронт без флангов» (27,6 млн.) и «Семью Ивановых» (25,9 млн.), которые сегодня мало кто помнит. Однако время, как говорится, все расставило по своим местам.
Запись опубликована автором admin в рубрике Кино. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Психология «свой среди чужих, чужой среди своих»
Вам когда-нибудь с обидой говорили, что вы для чужих людей делаете гораздо больше, чем для своих родных? Может быть, вы наблюдали такое среди знакомых или сами предъявляли подобные претензии кому-нибудь из родственников? Почему такое случается?
У явлений есть причины
Любопытный зигзаг человеческой психологии с удачно подобранным названием «свой среди чужих, чужой среди своих» — явление распространённое. И чтобы столкновение с ним произошло как можно менее болезненно, нужно понимать его корни, истоки. Если поведение человека вписывается в определение «свой среди чужих, чужой среди своих», чаще всего обязательно ищите одну из трёх основных причин.
Как дети!
Обиды на родственников по какому-то важному поводу или испорченные отношения с ними. Тут всё понятно и логично: поссорился с родными и не хочешь с ними общаться. Причины ссор могут быть самыми разнообразными, тут все зависит от восприятия жизни, от собственных устоев и просьб, а может быть, даже от каких-то требований к родственнику, которые он не может или не считает нужным выполнить. Возникает обида: стандартная детская модель поведения, которую по различным причинам перенимает взрослый человек.
Что любопытно: более опасна такая ролевая модель в исполнении женщин. Мужская психология более прямолинейна и менее сложна, из-за чего мужчины чаще более обидчивы по пустякам, но отходчивы в ссорах по серьёзным поводам. Мужчина может вдрызг разобидеться на самого родного человека из-за ерунды, но дольше нескольких дней (чаще всего — нескольких часов) он обижаться не в состоянии. Если женщина по-настоящему обиделась на родственника, она не устроит мелодраматическую сцену с битьём посуды, она может не проронить ни слова, но отношения будут испорчены на годы или даже навсегда. Многие путают эмоциональность женской реакции с полноценной обидой. Это ошибка: женщина может охать, ахать и лить слёзы по множеству самых невинных поводов, но чтобы по-настоящему обидеть женщину, нужно очень постараться.
Расстояние — всё!
Встреча с людьми определённого психологического типа. Здесь статистически преимущество у мужчин, чаще всего это их «фишка». Такие люди держат родственников на расстоянии из-за боязни зависеть от кого-либо. Логика следующая: родственники — это люди, имеющие право потребовать от меня чего-либо — помощи, внимания, времени, общения, поддержки № критической ситуации и т.д. Таким образом, я попадаю в зависимость от них. [Простое и эффективное решение, чтобы от неё избавиться, — свести общение [с родными к минимуму. Нет отношений либо они не настолько близки, стало быть, родственники будут соблюдать некие границы поведения, за которые никогда не перешагнут.
Если родственники потенциально имеют право попросить о чем-либо, то посторонние люди не имеют никаких оснований требовать от человека чего-то, что нарушает его личное жизненное пространство. К примеру, «я могу тесно общаться и помогать своим коллегам, одноклассникам, сокурсникам, товарищам по совместному хобби и т.д. Ни я им ничем не обязан, ни они мне ничего не должны. Никто ни от кого зависит».
Близкие далеко
Родственные связи или вовсе разрушены, или значат весьма и весьма мало.
Характерная примета нашего времени. Прошла эпоха, когда родственники жили в пределах одного населённого пункта, помогали друг другу в повседневных делах и регулярно собирались за общим столом. Подобные семейные принципы понемногу уходят в прошлое по разным причинам: переезды за лучшей долей, загруженность на работе. Сегодня мы гораздо больше времени проводим с формально чужими нам людьми — с кем работаем и пересекаемся по жизненным интересам. Закономерно, что с ними у нас гораздо больше общего, чем с формально близкими людьми. Требовать от современного человека быть готовым расшибиться в лепёшку ради родственников, нередко малознакомых, — это прекрасно с теоретической точки зрения. Но практика жизни — штука суровая.
Спокойствие, только спокойствие!
С причинами отчуждения от родных и близости с чужими более или менее понятно. Следующая проблема — что с этим делать? Ответ — не делать ничего целенаправленного. А что вы можете сделать, например, если у родственника на вас давняя обида? Только попросить прощения, но и это не гарантия его «потепления». Нужно стараться не наносить человеку новых обид, а там уже мяч на его стороне, решение за ним. Если налицо фобия «попасть в зависимость», то настойчивые попытки сблизиться лишь спровоцируют резкую защитную реакцию. Ну а с разрушением семейных связей мы не можем сделать ничего, кроме создания собственной дружной семьи. Все остальные рекомендации «сделайте это вот так, и будет счастье» — в лучшем случае наивность, в худшем — шарлатанство. В ситуации «свой среди чужих, чужой среди своих» нужно сохранять спокойствие и не провоцировать людей на глупости, больше от вас ничего не зависит.
Журнал: Дарья Гороскоп, №8 сентябрь 2019 года
Рубрика: Стиль жизни
Автор: Редакция журнала
Как снимали фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих»
— Никита Сергеевич, у вас с Эдуардом Володарским было написано два сценария: «Ненависть» и «Красное золото». Вы выбрали последний. Это дань увлечению романтикой «комиссаров в пыльных шлемах» или этот период времени подходил для жанра вестерна, точнее, истерна, определенного с самого начала?
— Жанр действительно был определен с самого начала, и время Гражданской войны идеально для него подходило. Я был тогда под впечатлением картин Серджио Леоне… В какой-то степени он побудил меня начать «Своего среди чужих. ». Жанр вестерна, сказки, мелодрамы — чистый, очень определенный… Мне вообще нравится чистый жанр. Внешне кажется, что в этом скучно копаться. Но именно в ограниченном жанре ищешь нечто такое, что его делает совершенно иным…
— Именно за находки в этом жанре вас тогда и гоняли в прессе, упрекали в нереалистичном изображении Гражданской войны. Например, говорили, что атаман банды не расхаживал, как американец, в пальто и шляпе, не применялся тогда и дисковый ручной пулемет.
— Неправда, пулемет «льюис» тогда уже применялся. Пальто и шляпа? Это же не казачий атаман. Он бандюган и ходить мог в чем угодно, даже в дамской шляпке с вуалью. Там все могло быть. Кстати говоря, вся одежда Брылова была сделана по фотографиям того времени. Но, конечно, некий налет вестернизации был, зачем отрицать. Что касается Гражданской войны, она вся была отснята в романтической дымке. К тому времени у нас уже была сложившаяся киномифология. У меня не было задачи ее разрушить, и я снимал фильм не про белых и красных и не прославлял большевизм как таковой. Я никогда не снимал конъюнктурные фильмы. Моя картина о дружбе, о людях, которые имеют каждый свою правду. Я снимаю фильмы только про людей, которых люблю.
— Вы как-то говорили, что сниматься в своих картинах вас заставляли обстоятельства: актер то заболеет, то в запой уйдет. А на роль атамана Брылова тоже планировался другой актер?
— Трюки сами выполняли? Не боялись?
— Ничего не боялись. Я там по склонам кувыркался, Райкин с Богатыревым прыгали со скалы в горную речку. Понимаете, глубину горной реки невозможно измерить — шест сносит течением. Мы опускали железную рельсу, проверяли, глубоко или нет. Показалось глубоко, а оказалось, рельсу просто сносило. Мы шли на опасность, не зная, что это опасность. И фильм весь на этом построен. Никто, например, не заметил, что сцена расстрела предателя вообще взята из кинопроб. Не помню, что случилось и почему я взял кусок кинопроб.
Актер там сначала в одной рубашке, через минуту в другой, там с бородой, там без. Но все так замешано, все пролетает, до сих пор на это никто не обратил внимания. Какие-то трюки каскадеры выполняли. С ними, кстати, смешная история получилась. В обеденный перерыв группа каскадеров обсуждала сцену ограбления поезда: как надо прыгать на поезд, с какой скоростью он должен идти, как лошади должны скакать. И все это долго, обстоятельно. А моя «банда» состояла вся из местных. Не знаю, остался в живых сейчас кто-нибудь из них или нет.
Там был молодой такой красавец с пышными усами. Услышал он разговор, вскочил на коня, догнал поезд, который шел в депо «на обед». Прыгнул с седла на поезд, потом обратно прыгнул в седло и, усмехаясь, — вернулся на место. Каскадеров это подкосило абсолютно. У меня много местных снималось. Отчаянные ребята. Приходят спрашивают: «Оружие вы будете давать, или нам свое принести?» Построили мы массовку, рассчитали на первый-второй. Сказали: первые — пассажиры ограбленного поезда, вторые — разбойники. Чеченцы все из первых ушли в разбойники. Сказали: «Меня грабить? Вы что?» Для них это было оскорбительно.
— По-моему, во время съемок вы сыграли свадьбу.
— Свадьба была, прямо скажем. кинематографическая. Ни белого платья, ни смокинга. Паша Лебешев дал нам свой операторский ЗИС, на нем мы и приехали в загс, странный, деревенский. Вошли — и вдруг под ноги мышь шмыгнула. Таня как запрыгнула на стул, так и оставалась там, пока нас расписывали. Потом я ее на руках вынес.
— Когда я смотрю этот фильм, меня всегда поражает, как вы из тонкого, интеллигентного Богатырева сделали крепкого, кряжистого чекиста без страха и упрека, сермяжного мужика, что называется, от сохи.
— Когда я увидел, как Юра абсолютно по-женски складывает кулак, я пришел в ужас. Попросил его ударить по руке и, увидев, как он бьет, спросил: «Ты что, никогда не дрался?» Он говорит: «Никогда в жизни. » Он был от Бога сложен физически: крепкий, рослый, статный, но совершенно без уличного воспитания. Он не занимался спортом, но при этом обладал огромной физической силой. Меня в съемочной группе звали «лось номер один», а его — «лось номер два». На съемках он второй раз в жизни сел на коня! Но дело не в этом даже… Он был великий артист. Если ему нужно было сыграть музыканта, он бы выучился играть, если летчика — научился бы летать. Его делал костюм: надев его, он сразу преображался. Он был невероятно пластичным актером. Честно говоря, такого артиста я не встречал…
— Говоря о вашем фильме, мне как зрителю вспоминается прощальный бег героев навстречу друг другу, а что вспоминает режиссер двадцать пять лет спустя?
— Легкость, поразительная, безоглядная легкость, когда ползешь в гору и не думаешь, доползешь до вершины, нет ли. Безрассудное замечательное ощущение полета. Все получалось, все было живо, а потому неподражаемо и счастливо. Юра Лощиц в книге о Грибоедове написал: «Счастье — это не когда получится и не когда получилось, а когда по-лу-ча-ет-ся. », с разрядкой, по слогам.
Историю, лежащую в основе картины, вычитал в «Комсомолке» сценарист Эдуард Володарский. Это был самый обычный рассказ об эшелоне с золотом, собранным чекистами для благих целей, потом эшелон захватили белые, потом снова красные. «Золотой» сюжет понравился авторам будущего фильма. Они написали сценарий, который назвали «Полмиллиона золотом вплавь, пешком и волоком».
Окончательный вариант названия родился во время дружеской беседы Михалкова и Володарского в одном из московских ресторанов. Первоначально сценарий был написан основательно, туда коллеги заключили почти все, что знали о Гражданской войне. Но кто-то им сказал, что в этом случае фильм превратится в банальность, поскольку время, овеянное легендой, экранизировали к каждой годовщине Октября. Вот тогда сценаристы стали искать новые драматические ходы, которые не использовались ранее в советском кино. За это потом и получили килограммы упреков и восхищений.
Фильм сняли за два месяца. Съемки проходили в Чечне и Баку. То, что «основой всего является создание атмосферы, при которой актеры притираются друг к другу, не подозревая о том, что они делают», Михалков понял уже тогда и учился ее создавать. Как раз там зародилась идея игры в футбол после съемочного дня. Режиссер с самого начала был против того, чтобы люди жили дома, когда они работают над фильмом. Вся съемочная группа жила в Грозном. На всех его последующих картинах актеры вне зависимости от количества своих съемочных дней оставались вместе с группой.
Александр Адабашьян (художник-постановщик): «Это наш второй фильм с Михалковым, на его дипломе я выступал в качестве художника-декоратора. Чечню мы выбрали местом для съемок, поскольку там все рядом — буквально в нескольких километрах от Грозного гремит Терек, горы, лес.
Правда, когда мы только приехали туда для выбора натуры, то попали в не очень приятную ситуацию. Я и еще двое членов съемочной группы столкнулись со слегка подвыпившей компанией местных. Ничем хорошим эта встреча не закончилась. У них закон один на один не драться, они идут на конфликт, только когда их много. Ну и поколотили нас сильно. Мы жили на турбазе, там круглосуточно дежурила милиция, которая также сопровождала и съемочную группу. Так вот, там после дискотек горячие южные молодцы настойчиво приглашали девушек-туристок прогуляться до ближайших кустов. Девушки отказывались и нередко получали за это. Так что стражам порядка работы хватало. У нас в массовке тоже снимались местные, но криминалом это не оборачивалось».
Эдуард Артемьев (композитор): «Мы с Никитой познакомились задолго до съемок „Своего среди чужих. “, это наша вторая совместная работа. Я писал музыку к его дипломной работе „Спокойный день в конце войны“. С Михалковым работать… легко. Знаете, почему? Он не меняет свои решения каждый день, нет никакого нервного бреда, присущего некоторым творческим людям. У него есть одно обязательное условие: музыка должна быть накачана внутренней энергетикой, динамикой.
К этой картине тяжело музыка писалась. Сроки поджимали, и никак не получалась кульминация. Мы чего-то спорили с Михалковым, спорили. Ему не нравилось, как технически выходит запись. Меняли оркестровку, все равно ничего не нравилось. Мы разнервничались, немного повздорили. Но это была единственная размолвка за все годы нашей дружбы».
В середине семидесятых было модно открывать новые актерские имена. Михалков снял в своем фильме молодых и неизвестных Райкина, Кайдановского, Богатырева… Он был уверен: они станут звездами. Он оказался прав. Михалков знал Богатырева по Щукинскому училищу, где Юрий учился двумя курсами младше. Впервые Михалков увидел его в пьесе Леонида Филатова, тоже студента «Щуки». Филатов писал пьесы и выдавал их за произведения итальянских драматургов.
Так легче проходили. Михалков позвал Богатырева в свой диплом, а потом снял еще в шести своих фильмах. Многие, кто работал на фильме «Свой среди чужих. », вспоминают такой эпизод. По сюжету герой Богатырева должен был дать в ухо герою Кайдановского. Богатырев категорически отказывался это делать, не желая причинять боль другому человеку. Его умоляли и уговаривали, а он отказывался. К уговорам режиссера присоединился Кайдановский, умоляя ударить его. Но Богатырев был неумолим. В результате не выдержал Михалков и закричал (по словам очевидцев, это редкий случай, на актеров Михалков не кричит): «При чем тут ты? При чем тут Саша? Встречаются чекист и белогвардеец. Это единственное, что должно тебя интересовать». Больше Богатырев спорить не стал.
В этой картине снялись еще два удивительных актера — Анатолий Солоницын и Александр Кайдановский. Это был их единственный фильм с Михалковым. Но не сказать о них нельзя. Солоницын к тому моменту был уже известен. Он уже сыграл Рублева у Тарковского, Курта Клаузенвица — в телефильме Панфилова, поработал с Германом в «Проверке на дорогах». Михалков хотел его снимать и предложил роль интеллигентного председателя губкома Сарычева. Тот год вообще стал удачным для Солоницына, он сыграл тогда несколько лучших своих ролей.
Константин Райкин (актер): «Это особая для меня картина и, полагаю, лучшая моя работа в кино, так как я очень избирательно отношусь к ролям и немного снимаюсь. Я оказался в съемочной группе почти случайно: мы учились вместе с Юрием Богатыревым на курсе Катина-Ярцева в Щукинском училище, а Михалков ходил на наши спектакли, наблюдал, вообще интересовался нашим курсом. Он и тогда уже был лидером, ведущим за собой, точно определяющим, чего он хочет. Впрочем, любой хороший режиссер диктует на площадке, к этому нужно быть готовым. День премьеры в Доме кино отлично прошел, был восторженный прием, фильм понравился тогда многим.
Потом началось обсуждение в прессе. Разное писали. В этом смысле очень показательна разнузданная реакция прессы на последний фильм Михалкова, просто взбесившая меня. Я думаю, „Сибирский цирюльник“ — выдающийся фильм, лучшая его картина на сегодняшний день. А все сошлись на политизированной оценке, проигнорировав художественное решение, качество. У нас не выносят успех, удачливых людей и любят лишь неудачников и спившихся гениев. Иногда думаю: если будет второе пришествие, тоже решат, что Господь Бог участвует в политической кампании. »
Райкин абсолютно безболезненно согласился побриться для роли наголо. Но ему пришлось шить парик для того, чтобы он смог спокойно выходить на сцену в театре и играть свои роли, не шокируя блестящим черепом зрителя.
Премьера состоялась в кинотеатре «Звездный», но участники смутно помнят о своих ощущениях, поскольку начали праздновать часа за три до начала сеанса.
В эпизоде, где атаман Брылов вспоминает свою прошлую жизнь, снялась жена Никиты Михалкова — Татьяна. Больше режиссер жену в своих картинах не снимал. Девушка, с обаятельной улыбки которой начинается фильм, через некоторое время вышла замуж за Александра Адабашьяна.
Говорили, что к фильму Михалкова благоволил Брежнев. Самому режиссеру об этом ничего не известно.
Историческая справка о «Пригоршне золота»
Центром интриги фильма является золото. Так вот, в конце 1919 года все золото Российской империи поместилось в двадцати четырех вагонах и находилось в эшелоне, в котором по сибирской магистрали ехал командующий войсками адмирал Колчак. Белых преследовали по пятам красные под командованием Тухачевского. Вблизи Иркутска эшелон был остановлен недовольными Колчаком чехами. Колчак был арестован и отправлен в Иркутск, где к тому времени власть захватили эсеры. Колчака судили, а через месяц расстреляли. За вагоны с золотом развернулась ожесточенная борьба. В январе 1920-го Тухачевский сумел отправить в Москву восемнадцать вагонов с золотыми слитками. Это послужило основой золотого запаса Советской Республики. Белым досталось только два вагона.
По распоряжению нового командующего Сахарова золото отправили во Владивосток. Там слитки перегрузили на пароход и доставили в Японию. Пока в Париже шло выяснение того, кто является наследником престола и кто уполномочен распоряжаться золотым запасом, золото спокойно лежало в одном из банков Японии. Лишь через пятнадцать лет ситуация в эмигрантских кругах стала более определенной, но фактический обладатель банковских векселей Сахаров умер, и золото отказались выдать. Так два вагона золота остались в Японии. Еще два вагона с золотом Российской империи отвоевали чехи.
Их командующий, генерал Гайда, обменял золото на доллары. Затем раздал деньги всем военнослужащим своей дивизии, после чего каждый добирался на родину самостоятельно. Одним вагоном завладел известный атаман Семенов. Подобно герою фильма атаману Брылову, до революции Семенов имел совершенно мирную профессию — фольклорист. Он собирал народные сказания и песни. В Гражданскую Семенов объявил себя атаманом Забайкальского казачьего войска. Совершал набеги на красных и белых, а больше всего на мирных жителей.
Доставшийся ему вагон с золотом отправил в Маньчжурию, где и жил без забот и хлопот в городе Харбин целых двадцать пять лет. В августе 1945 года, когда Красная армия в течение нескольких дней заняла всю Маньчжурию, Семенова арестовали и судили, приговорив к смертной казни. Кому досталось содержимое последнего вагона, неизвестно. Очевидно, вагон разграбили многочисленные мелкие банды.
Богатырёв, впервые севший в седло, делал все трюки сам. Отказался от дублёров и Александр Кайдановский. И уж совсем немыслимо головокружительные трюки были у Константина Райкина, сыгравшего роль татарина Каюма (по сценарию он был казахом).
В середине октября группа снимала эпизод, в котором Каюм пытается сбросить Шилова с обрыва в реку, но в итоге сам оказывается в ней. Райкину надо было упасть с двенадцатиметровой скалы в бурный водоворот. Этот эпизод сняли с первого дубля. Температура воды в реке Аргун — три градуса, глубина — метра два. К счастью, обошлось без травм.
Не менее сложными были съёмки эпизода «На плоту»: на нём Богатырёв, Райкин и Кайдановский пытаются догнать сбежавшего с золотом атамана — Михалкова. Течение реки — 12 метров в секунду, и удержаться на плоту было крайне сложно. Поэтому в особо рискованных сценах снимались дублёры.
В начале ноября 1973 года в Чечне внезапно испортилась погода и выпал обильный снег. Снимать в таких условиях стало невозможно, и натуру доснимали в окрестностях Баку.
Это был ещё и фильм-дебют ряда актёров: Юрия Богатырёва, Сергея Шакурова. По-новому открылось дарование Александра Кайдановского. Впервые был замечен артист Александр Калягин, которого Михалков знал ещё по театральному училищу.