Свойства личности характеризуются большей чем процессы и состояния

Психологические свойства и состояния личности

Психика – это многокомпонентная конструкция, которая позволяет определить личность индивида. Данное определение подразумевает наличие нескольких составляющих:

Свойства личности характеризуются большей чем процессы и состояния. Смотреть фото Свойства личности характеризуются большей чем процессы и состояния. Смотреть картинку Свойства личности характеризуются большей чем процессы и состояния. Картинка про Свойства личности характеризуются большей чем процессы и состояния. Фото Свойства личности характеризуются большей чем процессы и состояния

Основные критерии исследования индивида: психологические состояния

Психология указывает, что личность человека в определенной ситуации проявляется при помощи психологического состояния, которое формируется в качестве ответа на раздражитель. Иными словами, одни эмоции преобладают над прочими, изменяются жесты, поведение и другие качества.

Состояние – статический показатель, но в случае продолжительного воздействия одинаковых раздражителей, изменяющихся во времени, состояние становится почти не вариативным качеством.

Во время исследования личности удалось выявить несколько компонентов психического состояния, куда стоит отнести:

Каждое психологическое состояние относится к одной из двух групп: устойчивые (личностные) или ситуативные.

Для ситуативных состояний характерны неустойчивость и ответ индивида на конкретную необычную ситуацию. Ситуации бывают конфликтные, общефункциональные или с психическим напряжением.

Для устойчивых, тех, что сохраняются на продолжительный период времени, характерно то, что они могут быть с нарушением сознания, кризисными или оптимальными, с разными пограничными состояниями (психопатия, малоумие).

Отдельно стоит отметить кризисные состояния, способные выражаться в форме:

Используя современные исследования личности, можно четко определить все показатели психического состояния человека для составления личностного портрета. Держите психику под контролем, а если накопилось много негатива, вам рекомендован курс Викиум «Детоксикация мозга«.

Источник

Психологические свойства и состояния личности

Свойства личности характеризуются большей чем процессы и состояния. Смотреть фото Свойства личности характеризуются большей чем процессы и состояния. Смотреть картинку Свойства личности характеризуются большей чем процессы и состояния. Картинка про Свойства личности характеризуются большей чем процессы и состояния. Фото Свойства личности характеризуются большей чем процессы и состояния

Общие представления о психике

Психика представляет собой многогранную конструкцию, определяющую личность человека.В ней различают несколько звеньев:

Свойства являются понятием статическим, однако подвержены относительной вариации при воздействии продолжительного раздражающего фактора.

Это интересно

Психологические состояния, как основные критерии исследования личности

Личность человека в конкретной ситуации отображается с помощью психологического состояние, которое формирует ее ответ на раздражитель. То есть одни эмоции превалируют над другими, меняются жесты, изменяется поведение, иногда даже мотивация и другие процессы. Состояние является относительно статическим показателем, однако при длительно действующих одинаковых раздражителях меняющееся во времени состояние превращается в практически не вариативное свойство.

В процессе исследования личности выявили такие компоненты психического состояния:

Все психологические состояния подразделяются на две группы: ситуативные и устойчивые (личностные). Каждая из групп имеет свою классификацию.

Ситуативные состояния характеризуются неустойчивостью и ответом личности на определенную нетипичную ситуацию. Они могут быть:

Устойчивые, то есть те, которые сохраняются на длительное время, делятся на:

Следует отдельно остановиться на кризисных состояниях, которые могут проявляться в виде:

Критерии сформировавшейся личности

Прежде чем проводить исследования личности, следует определиться с критериями, которым должна соответствовать сформировавшаяся целостная личность. Общего подхода к данному понятию нет, однако принято наиболее достоверными считать критерии В. В. Петухова, который утверждает, что личность:

Л. И. Божович подошел к вопросу проще, выделив для личности всего два критерия: умение расставлять приоритеты, жертвуя своим «хочу» ради «надо», а также умение руководить своими действиями, ставя перед собой цели и преодолевая препятствия.

Психологические исследования личности

Все методы исследования делятся на 4 категории, объединенные каким-то общим подходом к изучению личности.

Однако в практике активно используются все 4 метода, которые к тому же могут перемешиваться, дополняя друг друга, поэтому их разделение является условным.

Это интересно

Основываясь на проведенных исследованиях личности можно достоверно определить все критерии и показатели психики человека, чтобы составить целостный личностный портрет.

Источник

Свойства личности человека: виды, их проявление, отличительные признаки

Свойства личности — устойчивые психические явления, которые оказывают существенное влияние на деятельность человека и характеризуют его с социально-психологической стороны.

Базовые свойства личности

В структуру базовых свойств включают:

Направленность — важнейшее свойство личности

Каждому человеку присущи собственные внутренние побуждения, определяющие его жизненные цели и устремления, объясняющие причины его действий и поступков. Совокупность этих побуждений формирует направленность как важнейшее психическое свойство личности.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Деятельность человека всегда тем или иным образом связана с удовлетворением определенных потребностей и характеризуется проявлением его отношения к обществу в целом и поведением в конкретной социальной группе в частности. Направленность является выражением личностного смысла человеческой деятельности, объясняет, зачем или почему субъект совершает определенный поступок.

Являясь высшим психическим свойством, направленность имеет внутреннюю структуру состоящую из:

Потребности характеризуются надобностью для человека какого-либо предмета или события, могут быть как материальными, так и духовными. Для удовлетворения своих потребностей личность проявляет активную деятельность. Потребности человека, не являющиеся базовыми, необходимыми для выживания, во многом зависят от уровня развития общества и меняются на протяжении всей жизни.

Особенности, присущие потребностям:

На основе сложившейся потребности формируются цель — идеальный образ желаемого результата действий, совершаемых для ее удовлетворения. Являясь предвосхищаемым результатом деятельности, образ стимулирует человека действовать в нужном направлении и предлагает ему выбор различных путей достижения желаемого.

Мотив служит непосредственной побудительной причиной и движущей силой для продвижения к цели. Он является динамическим процессом, напрямую управляющим поведением индивида. Содержание мотивов определяется социальными условиями, в которых находится субъект. Сначала возникают отдельные побуждения, которые затем складываются вместе и образуют личностную мотивационную систему, управляющую поведением человека с помощью его сознания и воли. Мотивы могут выражаться в простых формах в виде хотений, желаний и влечений, а могут и в более сложных, в виде интересов, идеалов, установок.

Направленность можно характеризовать следующими признаками:

Отсюда следует важность понимания направленности как свойства личности человека. Обладая знанием о направленности конкретного индивида, можно прогнозировать его поведение в разных ситуациях и при различных условиях.

Темперамент

Темперамент — совокупность душевных и психофизиологических особенностей конкретного человека, которые определяют степень его нервной возбудимости и выражаются во взаимодействии с окружающим миром, проявляясь в его поведении.

Темперамент дает характеристику личности человека в динамике его психической деятельности. Отличительными признаками каждого типа темперамента являются особенности психических состояний и процессов: их темпа, ритма, скорости и интенсивности протекания. Темперамент характеризуется степенью активности, эмоциональности и энергетического потенциала психики индивида.

Активность проявляется либо в энергичности (стремительности, быстроте) индивида, либо в заторможенности (медлительности, инертности) его реакций.

Эмоциональность характеризует особенности проявления эмоциональных реакций, чувств, настроения. Различают два аспекта проявления эмоциональности — в положительном или отрицательном ключе.

В зависимости от этих признаков различают четыре типа темперамента:

Характер

Характер — совокупность стойких психических свойств индивида, которыми определяются особенности его поведения и взаимоотношений с окружающей действительностью, в том числе способ эмоционального реагирования на происходящие события.

При изучении характера отдельной личности наблюдается определенная закономерность в проявлении психологических черт, благодаря чему можно предвидеть поведение индивида в различных ситуациях и его эмоциональную реакцию на события. Характер и темперамент имеют общую физиологическую основу и определяются типом возбудимости нервной системы, поэтому в характере могут проявляться черты темперамента.

Формирование характера происходит на протяжении всей жизни индивида и связано с усвоением опыта в социальной среде. Воспитание, обучение и социализация субъекта являются основными факторами, формирующими характер посредством создания различных ситуаций, в которых он способен проявиться.

Характер проявляется совокупностью отношений:

Характер человека оценивается также по уровню развития следующих важных черт:

В отличие от темперамента, обусловленного врожденными психическими свойствами, характер поддается самовоспитанию. Эффективность работы над собой проявляется в установлении правильных взаимоотношений с социальным окружением, в проявлении выдержки и самообладания в критических ситуациях, в несении ответственности за свои действия и поведение в обществе.

Индивидуальные психические черты складываются в повседневных жизненных ситуациях. Они оказывают непосредственное влияние на формирование психологического облика человека, на образ его мыслей и побуждения. Характер является компонентом системы ценностей личности, в комплексе с мировоззрением, убеждениями и морально-нравственными принципами.

Способности

Способности — индивидуальные свойства личности, которые обуславливают предрасположенность к определенному роду деятельности, являются условиями ее успешного осуществления.

Способности формируются на основе наследственных задатков и развиваются в процессе деятельности индивида. Окружающая среда и сложившиеся обстоятельства определяют, какие именно способности формируются из уже имеющихся задатков.

В качестве примера рассмотрим такой задаток как подвижная нервная система. Если человек с таким типом нервной системы изберет вид деятельности, связанный с быстротой реакций или постоянным переключением внимания с одного объекта на другой, то он разовьет свои способности и в том, и в другом виде деятельности.

Способности делятся на несколько категорий:

Большинство способностей можно тренировать и развивать. Они складываются из определенных знаний, умений, быстроты овладения навыками, прочностью усвоения.

Разработано много рекомендаций по развитию определенных способностей — музыкального слуха, способности к изучению иностранных языков, внимательности, быстрочтения, долговременной памяти, логического мышления и многих других.

В зависимости от степени развития способностей можно выделить несколько уровней:

Как происходит развитие свойств личности

На развитие психических свойств личности влияют как наследственные факторы, так и приобретенные во взаимодействии с социальным окружением.

В раннем детстве развитие личности представляет собой динамичный процесс усвоения социальных, этических, поведенческих норм. Ребенок должен овладеть умением подчинять свое «хочу» требованиям социальной среды. Социальная среда, в которой развивается ребенок, играет огромную роль в формировании личностной индивидуальности человека. На этом этапе определяющее значение имеет семья (а в дальнейшем еще дошкольные учреждения и школа), ее воспитательные методики, морально-нравственные принципы, которые она прививает.

Следующим важным моментом является активность ребенка в освоении социальных и поведенческих норм. При этом необходимо учитывать, что эффективность усвоения зависит от практических навыков, тренируемых в специально смоделированных ситуациях.

Исследования показали, что в каждом ребенке изначально заложена способность к развитию. А ее движущей силой является необходимость в удовлетворении потребностей. В процессе удовлетворения потребностей развиваются такие свойства личности как способности и характер, а они в свою очередь формируют новые потребности. Происходит своеобразное движение по спирали, поднимая ребенка на более высокий уровень развития личностных свойств.

Вообще, развитие личности в целом является скачкообразным процессом. Длительные периоды равномерного постепенного развития сменяются кратковременными периодами резких значимых изменений свойств личности. Эти периоды называются критическими моментами (или возрастными кризисами). Каждый возрастной период имеет свое значение, является необходимым и обязательным для становления личности. Это связано с тем, что в определенном возрасте появляются свои благоприятные условия для формирования конкретных свойств личности и психических функций. Сформированные на каждом этапе свойства и качества личности практически невозможно изменить, как и пройти этот опыт заново или компенсировать то, что вовремя не сформировалось. Поэтому образовательный и воспитательный процессы налагают большую ответственность на родителей и педагогов.

Источник

Личность и ее психические свойства

Психические свойства личности — это фундамент ее психологической структуры, а также ее содержания. К ним относятся направленность, способности, характер и темперамент.

Направленность — одно из основных свойств личности в психологии

Направленность личности — психологическое свойство, выражающее ее потребности, мотивы, восприятие окружающего мира, жизненные установки/цели, а также деятельность.

Человек является существом социальным, поэтому он неразрывно связан с той социальной средой, в которой он живет и без которой невозможно его существование. Ведь все необходимое для своей жизнедеятельности он получает от общества — для этого им ведется целенаправленная деятельность, в ходе которой он руководствуется определенными целями/задачами.

Человеческая деятельность и то, какие поступки совершает личность в обществе, неизменно имеют субъективную определенность и всегда выражают то, что требует удовлетворения. Действия также являются проявлением качеств личности, которые сложились в результате воспитания и в процессе ее жизнедеятельности. То есть, в процессе их совершения проявляется отношение человека к обществу в целом и к собственной деятельности в частности.

Именно направленность выражает в интегрированном виде многие из способностей личности, описанных выше. Можно сказать, что в ней фокусируется основной смысл ее действий и поведения.

Потребности личности — это выражение ее нуждаемости в чем-либо.

Любой живой организм нуждается в конкретных условиях/средствах для жизни, которые предоставляются ему окружающей средой. Например, растение испытывает нужду в солнечном свете, воде, тепле, питательных веществах. Человек также нуждается в определенных условиях для своей жизнедеятельности. Например, ему требуется пища, общение с окружающими, знания, развлечения и многое другое.

Если потребности животных имеют относительно стабильный характер и ограничены чаще всего только биологическими нуждами, то потребности человека постоянно меняются на протяжении его жизни: общество неизменно создает для своих членов новые потребности, которых не было у предыдущих поколений.

В этом непрекращающемся обновлении большую роль играет общественное производство: оно изготавливает все новые предметы потребления, создавая тем самым новые потребности человечества. В потребностях личности выражаются ее характер и степень зависимости от конкретных условий существования. Помимо этого, внешняя обстановка способна актуализировать те или иные человеческие потребности.

К особенностям потребностей относятся:

Человеческих потребностей великое многообразие и чаще всего их делят на:

Мотивы — внутренние силы человека, связанные с осознанными, осмысленными и прочувствованными его потребностями. Они побуждают его к определенным действиям, появляются при наличии нужды или недостатка в чем-либо, отражая при этом начальный этап психической и физической активности.

Мотивацией называют побуждение к деятельности, которое ведется конкретным мотивом, а также процесс выбора оснований для действий конкретной направленности.

Мотивация сопровождается определенными переживаниями и эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Также присутствует определенное напряжение психофизического характера — то есть процесс сопровождается состояниями возбуждения/взволнованности, прилива/упадка сил.

Условно мотивы можно подразделить на низшие ( к ним относят биологические) и высшие (социальные). К биологическим мотивам относят влечения и желания личности, которые чаще всего отражают ее физиологические потребности. Социальными мотивами являются интересы и убеждения человека, его идеалы, которые играют значительную роль в жизни.

Мотивация имеет собственную физиологическую основу. В ходе перерастания потребностей в мотивацию активизируется центральная нервная система, а также другие потенциалы организма. Сама мотивация активизирует работу соответствующих функциональных систем, в первую очередь афферентный синтез и акцептор результатов действия. Она формирует такое состояние функциональной системы, как предпусковая интеграция, которая обеспечивает готовность организма к выполнению нужной деятельности. Вследствие этого повышается тонус симпатической нервной системы, что приводит к усилению вегетативных реакций и возрастанию поисковой активности в человеческом организме. Помимо этого возникают субъективные эмоциональные переживания, чаще всего негативного характера до момента удовлетворения потребности. Все вместе создает оптимальные условия для достижения желаемого.

За счет своего многообразия различные потребности очень часто присутствуют одновременно, побуждая тем самым личность к различным действиям и из-за этого при осуществлении необходимого действия важную роль играет доминирующее мотивационное возбуждение. А. А. Ухтомский сформулировал принцип доминанты, согласно которому в каждый определенный момент времени превалирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потребность.

Помимо этого, возбуждение подкорковых центров, отвечающих за мотивацию, при возникновении накапливается до критического уровня, пройдя который клетки начинают посылать определенные разряды, сохраняя активность до момента удовлетворения потребности. Это и есть проявление нейронных механизмов мотивации.

Человеком потребности испытываются двояко: и как переживания действительных нужд, которые требуют своего неотложного удовлетворения, и как осознание своих потребностей в форме различных представлений. Подобное осознание является условием для формирования интересов в виде качественно особых личностных мотивов.

Интересами называют мотивы личности, которые выражают ее специальную направленность на познание конкретных явлений окружающей действительности и определяют ее как относительно постоянную склонность к определенным видам деятельности.

Интересы обладают следующими особенностями:

Помимо этого интерес определяется скоростью возникновения и относительной легкостью поддержания внимания, имеющего произвольный характер. Сюда же относится любопытство в качестве начальной стадии возникновения интереса, этому присущ только общий эмоциональный тон процесса познания при неимении четкого избирательного отношения к его объектам. В процессе дальнейшего становления с сохранением эмоциональных проявлений познавательных потребностей и с обогащением их разнообразием, интерес начинает приобретать четкую и постоянную направленность на конкретный объект познания. Интерес всегда имеет конкретность: он может проявляться к определенным предметам, деятельности, явлениям и так далее.

Направленность интереса чаще всего зависит от склонностей/способностей личности. Интересным становится только то, что является новым для человека: старое же и давно известное, не будучи выставлено в новом свете или иных сочетаниях, является малоинтересным, быстро надоедает и может привести к пресыщению и утомлению нервно-психического характера. В то же время, не все новое способно вызывать интерес, а только то, что имеет связи с уже известным или представляет хоть какую-то значимость для деятельности личности. Исходя из этого, в качестве обязательного условия возникновения интереса выделяют предварительные знания и практический опыт в конкретной деятельности.

Если рассматривать все стороны жизни и типы деятельности человека, то интересы, на которые могут распространится его познания могут представлять обширное многообразие.

Интересы должны формироваться направленно. Для этого необходимо показывать значимость полученных данных от объекта интереса для познания непосредственно объекта и получения важных знаний, необходимых для деятельности человека.

В основе личностной мотивации лежит лежит мировоззрение человека, которое представляет собой систему уже сложившихся убеждений, научных взглядов на природные явления, общество и личностные отношения, которые приобрели статус его внутреннего достояния и прочно укрепились в сознании в форме конкретных жизненных целей, интересов, позиций и отношений. Мировоззрение отдельно взятого человека всегда определяется той исторической эпохой, в которой он живет и общественным сознанием. В обществе, в первую очередь, происходят изменения материальных жизненных условий, производительных сил и производственных отношений. Только после них начинает меняться людское мировоззрение.

Полнота содержания личности вместе с ее базовыми психологическим особенностями определяются:

Установками личности называют ее внутреннюю настроенность на реализацию определенной деятельности или же на торможение своей активности.

Установки обладают важным функциональным значением, выступая в качестве состояний готовности, которые позволяют человеку эффективнее заниматься конкретной деятельностью. К основным функциям этих установок относят:

К целям относят наиболее значимые для человека предметы, объекты, задачи и явления, достижение и обладание которыми являются существом его жизнедеятельности.

Цели способствуют реализации личностных потребностей, выступая в качестве образов конечного результата проводимой деятельности.

Типы темперамента и их влияние на психические особенности личности

Темперамент — психическое свойство личности, которое характеризуется динамикой протекания психических процессов. Через темперамент отражаются динамические характеристики человеческой деятельности/поведения. Это выражается не только в конечном результате, но и в процессе деятельности.

По мнению И. П. Павлова темпераментом является генотип, то есть прирожденная (природная) особенность нервной системы.

В настоящее время в психологии используют следующие особенности проявления темперамента:

Темперамент является результатом по-особому организованной высшей нервной деятельности в коре головного мозга человека, процесс формирования которой протекает под влиянием разной степени соотношения двух базовых нервных процессов — возбуждения (функциональной активности нервных клеток и центров коры головного мозга) и торможения (затухание активности тех же элементов).

Возбуждение и торможение характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью. Сила этих процессов характеризует человеческую нервную систему с точки зрения ее способности выдерживать возбуждение либо очень длительное, либо очень сильное без перехода в запредельное торможение. Уравновешенность нервных процессов говорит об особенности соотношения процессов возбуждения/торможения личности. Подвижность базовых нервных процессов — это их способность сменять друг друга в быстром режиме. Для ВНД человека характерны различные сочетания этих параметров.

Тип нервной системы относится к понятию физиологического характера, а темперамент — к психологическому. Темперамент — это психологическое проявление комплекса свойств высшей нервной деятельности. По классификации И. П. Павлова существует 4 ярко выраженных типа ВНД, на основе которых выводят 4 вида темперамента.

Представители различных темпераментов по-разному проявляют психологические свойства личности в процессе деятельности или общения с окружающими. Сангвиники и флегматики отличаются уравновешенностью в такого рода отношениях, редко вступают в межличностную конфронтацию, всегда дают трезвую оценку своему месту и роли в групповых и социальных процессах. В противовес им холерики отличаются конфликтностью, часто стремятся выяснить отношения с другими людьми, не терпят стороннего группового или авторитарного давления, проявляя в то же время высокую степень общительности и социальной активности. Меланхолики выделяются своей малообщительностью, также им присущи боязнь расширить свой круг общения, болезненная реакция на неудачи в социальном общении/взаимодействии.

Как на психологические особенности личности влияют характер и способности

Характером называют психическое свойство личности, которое определяет ее линию поведения и выражается в отношении к окружающей среде, труду, другим людям, а также к самой себе. Характер является совокупностью относительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт, а также качеств личности (интеллектуальных, волевых, эмоциональных), которые обусловливают особенности индивидуальных и социальных сторон ее поведения, а также взаимодействия с окружающими.

Знать характер, означает правильное и четкое восприятие тех существенных черт личности, которые проявляются в ее поступках согласно определенной логики и внутренней последовательности.

То, что характер складывается из большого разнообразия черт, не означает, что он является просто их механической суммой. Эти связанные между собой черты формируют целостную структуру, которая может быть рассмотрена в общепсихологическом и типологическом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей. Также в структуру характера входят следующие существенные и взаимосвязанные между собой черты, являющиеся общими для всех людей:

Чертами характера определяются психологические особенности человека.

Характер имеет тесную связь с направленностью, и это проявляется в активном избирательном отношении человека к требованиям реальности, что в свою очередь оказывает влияние на деятельность самой личности.

На характер человека и его поведение в социуме также накладывают отпечаток особенности его темперамента. Но то, какая именно из сторон станет его чертой, решается условиями формирования характера. Несмотря на то, что его формирование происходит под влиянием общественных условий в результате деятельности, характер является проявлением целостной личности, поэтому следует всегда представлять ее индивидуальное развитие на протяжении жизни.

Между чертами характера человека и его физиологией имеется определенная связь. Еще в самом начале развития науки психологии появились типологии, в которых рассматривались индивидуально-психологические и социально-психологические особенности человека. Они представлялись как результат влияния телосложения на характер. На основании этого выделялись следующие человеческие типы.

От 20 до 50% людей имеют настолько заостренные и слишком развитые некоторые черты характера, что в итоге создается их «перекос», иначе — акцентуация. Степень характерной акцентуации может быть самой разной: от легкой, которую могут заметить только близкие до крайней степени, при наличии которой встает вопрос о возможности психопатии (болезненного уродства характера при сохранении интеллектуальных качеств личности) и нарушаются взаимоотношения с другими людьми. Помимо этого психопаты могут представлять серьезную социальную опасность.

Но в отличии от явной психопатии, характерные акцентуации проявляются не постоянно и со временем могут полностью сгладиться, придя к нормальным показателям.

Чаще всего подобные акцентуации выявляются у юношей и лиц подросткового возраста — от 50 до 80% случаев. Реже они наблюдаются у взрослых, так как именно периоды подросткового возраста и юности являются наиболее критическими для формирования характера, проявления неповторимости и индивидуальности личности. Но с годами акцентуации могут не только сглаживаться, но и усиливаться, что может привести к появлению неврозов и психопатии.

На основе акцентуации выделяют 12 типов личности, с которыми многие люди нередко сталкиваются в практическом опыте.

Способности — психическое свойство личности, которое отражает проявление особенностей, позволяющих успешно заниматься и овладевать конкретным видом деятельности (или несколькими видами).

При равных внешних условиях разные люди с неодинаковой эффективностью приобретают знания, навыки и умения. Например, один усваивает информацию сразу, второму же требуется время на заучивание. Один способен достичь главного уровня мастерства, второй, сколько бы ни старался, не может подняться выше среднего. Также существуют такие виды деятельности, когда для успешности человеку требуются определенные способности. Это, например, искусство или спорт.

Способности разделяются на специальные и общие. К специальным относятся возможности развития отдельных процессов психики и личностных качеств для определенного вида деятельности (профессиональные, например, развитие педагогической внимательности для педагога). Общие способности — благоприятные возможности для развития психических способностей личности, которые являются одинаково важными для различных видов деятельности (например, находчивость или сообразительность).

Одаренностью называют сочетание способностей общего и специального типа, которые свойственны определенному человеку.

Одаренность обуславливает особую степень успешности деятельности личности в конкретной области, выделяя его среди прочих лиц, которые обучаются этой деятельности, либо выполняют ее на равных условиях.

Талант — это высокая степень одаренности, которая реализовывается человеком в конкретной области.

Талант выражается в очень высоком уровне развития качеств, а также в особом своеобразии проявляемых личностью индивидуальных особенностей.

Гениальностью называют высокий уровень одаренности, который выражается в результатах, достигнутых одновременно в нескольких областях деятельности.

Творчество гения имеет значение для общества в историческом и неизменно положительном значении. Гениальность отличается от таланта в первую очередь тем, что гений создает в области своей деятельности эпоху.

При рождении у каждого человека формируются определенные задатки — то есть предпосылки его способностей. В качестве них выступают врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые способствуют облегчению развития способностей. Задатки являются многозначными — на основе одного могут формироваться несколько способностей. Это определяется окружающей средой, характером требований, предъявляемых к деятельности, которую выбрала личность. Например, имеется задаток — подвижная нервная система. Оно способна помочь развить многие способности в видах деятельности, которые связаны с необходимостью иметь быструю реакцию на смену ситуации, активной перестройкой на новые действия, изменением темпа работы и тому подобным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *