Священное колесо иезекииля что это
Колесо Иезекииля – это космический челнок
Из множества библейских рассказов о странных происшествиях и событиях из потустороннего мира, история Иезекииля – одна из самых увлекательных. Особенно если посмотреть на нее через призму современных технологий. Когда библейские тексты интерпретируются с этой точки зрения в целом, возникает стойкое ощущение, что наших древних предков на самом деле посещала развитая инопланетная раса, а не боги.
Согласно этой теории, которая называется Теория древних астронавтов, Меркава (колесница богов), которую видел Иезекииль на самом деле было что-то вроде космического челнока. Только его использовали не боги, а какие-то продвинутые и скорее всего инопланетные гости.
Эрих фон Деникен – один из самых ярых сторонников этой теории, еще очень давно привел крайне убедительный аргумент в пользу альтернативной интерпретации Книги Иезекииля.
Итак, убедительно то, что его теория даже полностью перевернула тезис книги одного ученого НАСА, направленный на опровержение его утверждения.
Колесницы богов Эриха фон Деникена
В 1970-х годах Эрих фон Деникен был приглашен на секретную речь в НАСА, где он встретился с Йозефом Ф. Блюмрихом. Они оба обсуждали теорию древних астронавтов фон Деникена, описанной в его книге “Колесницы богов”. В частности речь шла о том, что видение Иезекииля на самом деле было космическим шаттлом, а не божественной колесницей. После этой дискуссии Блюмрих решил основательно опровергнуть, кажущуюся ему абсурдной теорию фон Деникена. Он провел собственное скрупулезное исследование и даже начал начал писать книгу об этом.
Но чем глубже он изучал этот вопрос, тем яснее он видел, что приведенные доказательства в пользу космического челнока выглядят очень убедительно.
В конце концов, вместо того, чтобы доказать, что теория фон Деникена абсурдна, Блюмрих убедился, что Иезекииль все-таки описывал продвинутый космический корабль. Блюмрих даже использовал описание аппарата Иезекииля, чтобы запатентовать свою собственную версию всенаправленного колеса.
Иезекииль является ключевой фигурой в иудаизме, а также известен в других библейских текстах Авраама. Иезекииль был доставлен в Вавилон в первый плен Израиля и описан как пророк. Одной из интересных характеристик Книги Иезекииля как библейского текста является то, что она написана от первого лица, что ясно показывает, что автором был сам Иезекииль. И это отличается от многих библейских текстов, написанных от третьего лица. Похоже, такое изложение придает немного больше доверия и индивидуальности истории, рассказанной вскоре после произошедших в ней событий.
Иезекииль описывает, как увидел колесницу, спускающуюся к нему с неба, управляемую существами, “подобных человеку”. Хотя многие библейские версии этой истории описывают существо на колеснице как Бога, фон Деникен указывает, что в оригинальной еврейской версии слова “Бог” нет. Оно было добавлено в повествование значительно позже.
Подпишитесь на нас и получайте свежие статьи первыми:
А описание Иезекиилем посадки колесницы богов так вообще очень похоже на приземление космического корабля. Буря, вспышки молний, гром и яркие огни – разве это не напоминает космический корабль, который заходит на посадку с грохотом, пламенем тормозных двигателей и облаком поднявшейся пыли? Зрелище никогда ранее не виданное никому из той далекой эпохи. Иезекииль описал ситуацию так, как видел человек, никогда не сталкивавшийся ни с чем подобным:
“Я посмотрел и увидел бурю, идущую с севера – огромное облако с мигающими молниями, окруженное ярким светом. Центр огня выглядел как светящийся металл, а в огне было что-то вроде четырех живых существ. По внешнему виду они имели человеческую форму, человек, но у каждого из них было четыре лица и четыре крыла. Их ноги были прямыми; их ноги были как у теленка и сияли, как полированная бронза. Под крыльями с четырех сторон у них были человеческие руки. У всех четверых были лица и крылья, и крылья одного соприкасались с крыльями другого. Каждый шел прямо вперед; они не поворачивались при движении.” – Иезекилль
Здесь очень очевидно, что есть некоторое несоответствие между этим описанием и большей частью того, как видение Иезекииля было представлено позже в библейских иконах и картинах. На них часто не учитываются описанные им детали, включая огонь, всенаправленные колеса и сводчатый кристалл, покрывающий головы человекоподобных существ.
“Когда я посмотрел на живых существ, я увидел колесо на земле рядом с каждым существом с его четырьмя лицами. Таков был внешний вид и структура колес: они сверкали, как топаз, и все четыре были похожи. Каждый выглядел как колесо, пересекающее колесо. Двигаясь, они шли в любом из четырех направлений, с которыми сталкивались создания; колеса не меняли направления, пока твари шли. Их обода были высокими и устрашающими, и все четыре обода вокруг были полны глаз… Над головами живых существ было что-то вроде свода, сверкающее, как кристалл, и устрашающее.”- Иезекииль
Эти существа “подобные человеку” затем берут Иезекииля с собой в свой аппарат, перенося его в “храм” на вершине самой высокой горы. Во время своего полета туда Иезекииль упоминает, как ощущал на себе руку Бога, что можно очень легко интерпретировать как возросшую силу тяжести или перегрузки, ощущаемые при взлете. Его отводят в “храм” этих существ, который, вероятно, является тх наземной базой, где они проживают. А может быть основным посадочным кораблем.
Подтверждающие доказательства
Во множестве библейских историй Ковчег Завета представляет собой некий артефакт. И именно он представляет интерес для теории фон Деникена. Особенно то, как он упоминается в Кебра Негаст, описании христианства в Эфиопии при царе Соломоне. Именно там рассказывается очень много интересного. В этой книге говорится, что у царя Соломона были различные летательные аппараты, не упомянутые в Библии. Ну и он владел заветным Ковчегом.
Тексты указывают что люди боялись Ковчега, так как он часто убивал тех, кто находился в тесном контакте с ним. Современный человек бы предположил, что Ковчег был радиоактивен. Похоже? Очень. Может это был плутониевый реактор?
Эрих фон Деникен говорил, что есть и другие библейские стихи, которые вписываются в его теорию древних космонавтов. В некоторых из них тоже описывались “храмы” или посадочные площадки для космических кораблей, во многом похожие на тот, в который был доставлен Иезекииль. Один из таких храмов, известный как Чавин де Уантар, находится в Перу. Он возвышается на высоте 3200 метров на горе и относится к загадочной чавинской культуре, о которой мало что известно.
Храм украшен крылатыми фигурами и скульптурными головами, по всей видимости, в шлемах. Фон Деникен говорит, что по его мнению, они имеют такое же происхождение, как и те, что описаны Иезекиилем в Библии.
Действительно ли это свидетельство древних космонавтов или выдуманная теория, которая пришла в голову людям на разных континентах в разное время?
e_v_ikhlov
e_v_ikhlov
* О видении Пророком Иезекиилем Небесной Колесницы (Меркабы)
АЛЕКСАНДР МЕНЬ, «ВЕСТНИКИ ЦАРСТВА БОЖИЯ» http://www.krotov.info/library/13_m/myen/1_6_gl_12.html
НЕБЕСНАЯ КОЛЕСНИЦА. ИЕЗЕКИИЛЬ
Вавилон, 597-590 гг.
Но вот однажды уста Иезекииля открылись, и он поведал старейшинам о необыкновенных видениях, посещавших его все это время.
Рассказывая, а потом записывая свои рассказы, тайновидец облекал их в зримые формы, создавая, как Исайя, своего рода словесную икону, но при этом он постоянно оговаривался, что эти символы есть лишь «подобия», да и то отдаленные. Этим он хотел дать почувствовать своим слушателям, чго видения были по существу неописуемы.
Вначале, по словам Иезекииля, он увидел, как с севера несется гигантское пламенеющее облако («север» здесь не случаен: он издавна обозначал местопребывание Божества). В облаке обрисовывались четыре исполинских существа; их сплетенные крылья поднимались над четырьмя ликами: человека, льва, тельца и орла. То были духи стихий, образующие небесный Ковчег, Меркабу, космическую колесницу Господню. Уже не рукотворные херувимы служили престолом Ягве, но—сотканные из пламени. Подобные молнии, они и на мгновение не оставались в покое, они неслись, совершая движения столь неуловимые, что пророк мог говорить о них, лишь прибегая к парадоксальным выражениям. «Когда они шли, то шли на четыре стороны».
Необъятные крылья херувимов трепетали, и шум их был подобен грохоту водопада. У ног херувимов вращались Офаны— колеса, полные живых глаз. Всю небесную Колесницу покрывал прозрачный свод, над которым возвышался престол Сидящего.
«И видел я, — говорил пророк, — как бы расплавленный металл, как бы вид огня внутри Него и вокруг; от вида чресл Его и выше и от вида чресл Его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг Него, подобное радуге во время дождя» (Иез 1, 27).
Таким предстал внутреннему зрению ясновидца вселенский Ковчег Ягве. Это был как бы образ души мироздания, в которой слиты все его силы и существа: проступают лики животных и крылья птиц, вихри пламени и мерцающие очи Офанов — звезды. Меркаба находится в неустанном движении, подобно гетевскому Духу Земли, «ткущему живое одеяние Божества» (2) .
В описании Меркабы яснее всего видны тщетные усилия пророка найти соответствующие краски и слова: он называет для сравнения драгоценные камни, кристаллы, атмосферные явления, говорит о радуге, молнии, землетрясении и громе, о реве человеческих толп; но при этом постоянно сознает, что это лишь «подобия подобий».
В Ветхом Завете до Иезекииля только Моисей и Исайя были причастны к созерцанию этой Славы Господней в ее непереносимом для смертного величии. Но если тогда она являла себя на Горе Божией и в Доме Божием, то теперь она предстала пророку на равнинах языческой Халдеи. Это должно было означать, что для нее нет границ; несущие ее херувимы обращены ко всем странам света, она абсолютно свободна и не привязана ни к какой земле. Пребывание ее на Сионе было лишь особой милостью Божией.
Перед видением таинственной Меркабы все человеческое тускнеет, отступают в тень и Вавилон, и его боги. Единственный и Единый взывает к Своему избраннику:
«Сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям мятежным, которые восстали против Меня» (Иез 2, 3).
Книга Пророка Иезекииля, глава 1
Колесо в колесе
О личности самого Иезекииля (в пер. «Бог укрепит») мы знаем немного. Известно, что он происходил из священнического рода и сам был священником. Он был женат и счастлив в браке. В 597 г. до х. э. вместе с царём Иехонией был уведён в плен. Своё пророческое служение он начал 31 июля 593 года, в возрасте 30 лет и продолжалось оно в течение 22 лет до 26 марта 571 года. К этим исторически подтверждённым сведениям примыкает ряд древних преданий. Они говорят о том, что Иезекииль был учеником пророка Иеремии, а в вавилонском плену встречался с пророком Даниилом. Убит был Иезекииль по приказу одного из иудейских князей, которого он обличал в идолопоклонстве. Гробница пророка была сооружена вблизи Вавилона по приказу царя Иехонии, который, якобы, распорядился также, чтобы в неё был положен автограф пророчеств Иезекииля, пред которым должна была постоянно теплиться лампада. Эта гробница является сегодня одним из мест паломничества для восточных иудеев и мусульман. Но насколько достоверны эти сведения, передаваемые преданием сказать трудно, хотя достоверность их весьма вероятна.
Итак, 31 июля 593 года в селении Тель-Авив при реке Ховаре Иезекиилю было дано первое видение. Тель-Авив был селением, отведённым вавилонянами для жительства пленных иудеев. Река Ховар представляла собой канал, который был прорыт от реки Евфрата в восточном от Вавилона направлении, близ города Ниппура. В 1893 году археологом доктором Гильпрехтом при раскопках Ниппура были найдены древние таблички V в. до х. э. На этих табличках упоминается канал Нару ка ба-ру, как большой судоходный канал, около 36 метров в ширину. В переводе с персидского Кабару означает «великий». Некоторые считают, что своим именем он обязан наместнику области Говару, построившему этот канал. И вот на берегах этого канала перед пророком представала величественнейшая картина: «В пятый день месяца [это был пятый год от пленения царя Иоакима], было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре; и была на нем там рука Господня. И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, [и крылья их легкие]. И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них — у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса. Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах. Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах. Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их. А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их. И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои. И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои. А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез. 1:2—28). Прочитав первый раз эту главу, создаётся мало понятное впечатление. Какая-то буря, огонь, животные с четырьмя лицами, странные колёса, радуга. Словом, много сложных загадок и неясных символов. Однако необходимо помнить, что пророческие книги Библии написаны символическим языком, который раскрывается при этом в самом Священном Писании. Что же символизируют собой загадочные образы из первой главы? Во-первых, животные (в дословном переводе — живые существа) — это херувимы или ангелы. Об этом говорит сам пророк в Иез. 10:18—22 «И отошла слава Господня от порога дома и стала над Херувимами. И подняли Херувимы крылья свои, и поднялись в глазах моих от земли; когда они уходили, то и колеса подле них; и стали у входа в восточные врата Дома Господня, и слава Бога Израилева вверху над ними. Это были те же животные, которых видел я в подножии Бога Израилева при реке Ховаре. И я узнал, что это Херувимы. У каждого по четыре лица, и у каждого по четыре крыла, и под крыльями их подобие рук человеческих. А подобие лиц их то же, какие лица видел я при реке Ховаре, — и вид их, и сами они. Каждый шел прямо в ту сторону, которая была перед лицем его». Что же собой символизируют их четыре лица? Итак,
• лев — символ власти и могущества (Откр. 5:5; Быт. 49:9).
• телец — символ терпения и верности (Ис. 1:3).
• человек — символ мудрости в познании Божественной воли и свободы выбора (Быт. 1:27; И.Навин 24:14—15).
• орёл — символ быстроты и дальнозоркости (Втор. 28:49).
Таким образом, четыре живые существа представляют собой силу, терпение, мудрость и быстроту ангелов в их служении людям. Будучи постоянно в присутствии Бога, херувимы прикрывают свои лица и тела крыльями в знак почтения (см. Ис. 6:2—3).
• Способность херувимов двигаться во все стороны (Иез. 1:12) указывает на Божью вездесущность.
• Огонь, который ходит между животными, является символом Святого Духа (см. Деян. 2:3—4), Божьего присутствия (Исх. 19:18).
• Сияние в виде радуги, бывшее над Божьим престолом (Иез. 1:27—28), является символом завета между Богом и людьми. «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле» (Быт. 9:13—17).
• Образ человека на престоле (Иез. 1:26, сравни Дан. 7:13—14) символизирует грядущего Мессию (Ис. 9:6; Мф. 17:9).
• Наличие глаз в колёсах — это признак, что они являются символом разумных сил, контролируемых Богом (Еф. 1:18).
Итак, мы расшифровали значение основных символов первой главы, теперь же, вставив значение их в главу, посмотрим, что же Бог хотел открыть Своему пророку, а через него иудеям и нам, грядущим поколениям. «Иезекииль, плачущий и скорбящий пророк, находившийся в изгнании в Халдейской земле, увидел видение, содержащее в себе урок веры в могущественного Бога Израилева. Колёса так чудно находились в колёсах, что на первый взгляд Иезекиилю всё это показалось совершенной путаницей. Но когда они пришли в движение, он увидел, с какой изумительной точностью и совершенной гармонией они двигались. Небесные существа двигались этими колёсами, а превыше всего, на сапфировом престоле восседал Вечный днями; великолепная радуга окружала престол, как эмблема милости и любви. Потрясённый грандиозной славой всего увиденного, пророк пал на лицо, но голос повелел ему подняться и слушать Слово Господне. Это видение было дано Иезекиилю в то время, когда его сердце было наполнено мрачными предчувствиями. Он видел землю своих отцов лежащей в запустении. Город, который однажды был полон людей, больше не имел в себе жителей. Голос радости и веселия больше не раздавался на его улицах. Сам пророк был пришельцем в чужой земле, где господствовала жестокость и произвол. То, что он видел и слышал о человеческой жестокости и несправедливости, угнетало его душу, и он тяжело страдал день и ночь. Но то, что он увидел при реке Ховаре, говорило ему о неизмеримо большей силе и могуществе, чем земная власть. Над гордостью и жестокостью монархов Ассирии и Вавилона царила Божья милость и истина. Путаница в колёсах была кажущейся, на самом деле они управлялись Рукой Законодателя. Дух Божий управлял и двигал этими колёсами и приводил их в совершенную гармонию; так и весь мир [вся сложная система человеческих событий] находится под Его контролем. Мириады сияющих существ были готовы при одном Его слове вмешаться в действия нечестивых людей и сделать всё возможное для блага Его верных детей. В видениях, данных. Иезекиилю. мы видим, каким образом небо соединено с событиями, происходящими на земле, и как велика забота Божья о тех, кто верен Ему. Мир не без правителя. Программа будущих событий находится в руках Божьих. Величие Неба держит в Своих руках судьбу всех народов и в такой же мере заботится о Своей церкви, как о Своих детях. Мы разрешаем себе слишком много заботиться, беспокоиться и тревожиться в работе Божьей. Ограниченным людям не было поручено нести всю тяжесть ответственности. Мы нуждаемся в том, чтобы доверять Богу, верить в Него и идти вперёд. В видении, данном Иезекиилю, Бог держал Свою руку под крыльями серафимов. Это учит Его слуг тому, что их успех заключается в божественной силе. Он будет работать с ними, если они останутся чисты в своём сердце и жизни. Яркий свет, метнувшийся среди животных, подобно молнии, символизирует собой ту быстроту, с какой эта работа будет завершена. Тот, Кто не дремлет и постоянно работает над осуществлением Своих планов, в состоянии вести Своё великое дело очень слаженно и гармонично. И то, что кажется ограниченному разуму запутанным и непонятным, рука Божья может держать в совершенном порядке. Он может выработать такие планы и средства, которые ниспровергнут намерения нечестивых людей, и Он приведёт в замешательство советы тех, кто замышляет причинить вред Его народу. Сегодня не время для отчаяния и слёз; сегодня не время для сомнений и неверия. Он — царь, Господь воинств; Он восседает между херувимами и среди борьбы и мятежа продолжает охранять Свой народ. Он — Тот, Который управляет на небе. Он — наш Спаситель. Его народ найдёт покой, находясь в Его руках» [1]. И когда нам будет плохо и тяжело, когда мы не будем понимать, что происходит вокруг нас и что нас ждёт впереди, давайте тогда вспоминать загадочное видение, данное Богом Иезекиилю при реке Ховаре. В жизни не бывает случайностей. И то, что кажется сегодня непонятным, обретает смысл спустя время. Важно помнить, что Бог держит в своих руках всемирный штурвал событий и жизнь каждого отдельного человека. Это видение дало Иезекиилю мир, покой и радость, оно дало ему необходимые для служения силы и способность поделиться этой вестью Евангелия со своим народом, который благодаря этому выжил и устоял в чужой стране среди идолов и греха. И это видение и содержащаяся в нём весть даст силу и каждому из нас устоять сегодня, в это злое время, получив мир, покой и радость от осознания близости Бога и Его любви к нам.
Апокалипсис Иезекииля
Когда сегодня рассказывают о Втором Пришествии Христа, Последнем суде, Армагеддоне, то у многих на лице сквозит улыбка. Такое состояние людей в канун Пришествия было предсказано ещё 2000 лет назад апостолом Петром. «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2Петра 3:3—4). Сегодняшний мир и люди очень материализированы и верят только тому, что видят своими собственными глазами и осязают руками. Всё же, что выходит за рамки этого, встречается ими с огромным скептицизмом. Очень часто и вера в Бога, в боговдохновенность Библии представляется как что-то, чего нельзя «потрогать руками». Однако это не так. Исследуя в предыдущих главах настоящей книги пророчества, произнесённые Богом через Иезекииля, мы увидели, что для того, чтобы убедиться в их достоверности, нисколько не надо напрягать фантазию. Достаточно открыть любой учебник по истории, чтобы убедиться в том, насколько точно они исполнились. Достаточно побывать (непосредственно или при помощи ТВ) на раскопках и увидеть каменные свидетельства, подтверждающие пророческую способность Библии. Сегодня даже самый ярый скептик не может отрицать точно предсказанную Иезекиилем судьбу Египта, Ливии, Эфиопии, Тира и Сидона, Лидии и других государств. Книга Иезекииля зарекомендовала себя, как точнейшее научное произведение, рассказывающее о религиях, торговле, обычаях своего времени. Книга Иезекииля зарекомендовала себя, как глубочайшее философское произведение, содержащее непреходящие ценности. Наконец, книга Иезекииля зарекомендовала себя, как слово Живого Бога, могущее спасти человека от духовного падения. Все названные нами основные аспекты данной книги для весьма значительного числа людей являются сегодня очевидными и, как мы уже заметили, даже неверующие люди согласны со многим из этого.
Но вот, когда речь заходит о последних главах книги Иезекииля, 37-й — повествующей о воскресении мёртвых, 38 и 39-й — рассказывающих о нашествии полчищ зловещего Гога, из земли Магог; 40—48-й, говорящих о великом храме, то отношение меняется. «Ну, тут явная и полная аллегория» — говорят некоторые богословы, «наивная сказка» — говорят скептики, «лучше вообще не читать эти странные, наводящие ужас главы» — считают некоторые христиане. «Это просто еврейская поэзия» — говорят филологи. И действительно, человеческим умом трудно себе представить картины, нарисованные древним пророком. Нам их так же трудно представить, как современникам, слышавшим Иезекииля почти невозможно было поверить в то, что падёт великий Египет, что Тир — богатейший город мира — будет сброшен в воду, что эфиопы станут поклоняться истинному Богу. Чтобы лучше себе это представить, давайте подумаем: поверили бы мы тому, кто бы нам сегодня сказал, что Одесса будет сброшена в море, Иран примет христианство как государственную религию, а США перестанет существовать? Мы бы просто в лучшем случае улыбнулись такому известию, назвав того, кто это говорит и этому верит сумасшедшим или обманщиком. Именно так не только языческие народы, но и многие иудеи воспринимали пророка Иезекииля, о чём нам оставил интереснейшие сведения древний историк I в. х. э. Иосиф Флавий, повествуя о событиях 58 года до х. э. «В то же самое время Иезекииль предсказывал в Вавилоне ожидающие народ бедствия и, записав свои предвещания, отослал их в Иерусалим. Но тогда Седекия (последний царь Иудеи — прим. А.О.) не стал более доверять предсказаниям обоих пророков и притом по следующей причине: в то время как во всем пророки сходились между собой, как в предсказаниях, что город падёт, так и в том, что сам Седекия будет взят в плен, Иезекииль расходился с Иеремиею в том, что Седекия не увидит Вавилона, а Иеремия утверждал, что царь вавилонский уведёт его с собою в качестве военнопленного. И так как оба пророка расходились в этом пункте (хотя во всём прочем между ними не было разногласий), царь решил, что и во всём остальном они говорят неправду, а потому не верил им вовсе. А между тем все предсказания их оправдались на нём, как мы укажем в своём месте. Когда Седекия предстал пред Навуходоносором. Навуходоносор велел немедленно, в присутствии самого Седекии и прочих пленных, перерезать его сыновей и приближённых. Затем, велев выколоть Седекии глаза, он приказал заковать его и отправить в Вавилон. Итак, Седекию постигло то, что предсказали ему Иеремия и Иезекииль, а именно, что он будет взят в плен, отправлен к царю вавилонскому, будет лично говорить с ним и глаза его узреют глаза царя. Так предсказал Иеремия (Иер. 32:4); Иезекииль же (Иез. 12:12—13) предсказал ему, что он будет ослеплён и, будучи приведён в Вавилон не увидит его» [1]. Не повторим ли мы горькой судьбы Седекии, поверившего Иезекиилю тогда, когда изменить было уже ничего нельзя и он слепой входил в Вавилон через ворота богини Иштар? Исполнившиеся пророчества Иезекииля о древних царствах и народах показывают, что мы имеем полное право доверять и тем пророчествам Иезекииля, которым ещё предстоит исполниться.
Нашествие Гога
Завершается книга Иезекииля величественным видением прекрасного храма. Что же символизирует этот храм? Дело в том, что все пророчества Библии делятся на условные и безусловные. К безусловным относятся те, которые произойдут при любых обстоятельствах (о Тире и Сидоне — Иез. 26:4—14; о Вавилоне — Ис. 13:19—22 и т.д.). Условные же — это те, которые произойдут при соблюдении определённых условий. «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иер. 18:7—10). Согласно Божьих намерений Израиль после Вавилонского плена должен был стать тем народом, который бы понёс истину о Живом Боге окружающим его племенам. Он должен был стать духовным центром мира, дающим весть Евангелия (Соф. 3:15, 19, 20). Символом обновлённого Израиля должен был стать храм, описанный Иезекиилем, который должен был существовать вплоть до прихода Мессии, на которого указывали жертвоприношения, совершаемые в храме и так же описанные пророком, как и сам храм (Иез. 40, 44, 47 главы). Даётся описание и политико-административного устройства, которое должно было быть сделано (Иез. 45, 46, 48 глава). Но Израиль впал в духовную гордыню, посчитав окружающие языческие народы недостойными спасения. И когда пришёл так ожидаемый ими Мессия — Христос, они не только не приняли Его, но и распяли. Однако, описанные Иезекиилем в 40—48 главах прекрасные картины не являются сегодня только достоянием истории и описанием того, что могло бы быть. Всё основное, что видел Иезекииль исполнится, но уже на новой земле, после Второго Пришествия Христа. И потому неслучайны поразительные параллели между видением о Новой земле, данным Богом апостолу Иоанну и тем, что видел Иезекииль. Основные из них приведены в таблице.