Сзади мигают фарами что делать
Нужно ли уступить дорогу, если сзади моргают фарами
Автор статьи: AutoKontact.ru
Моргают фарами сзади: как вести себя водителю
Почему моргает фарами кто-то сзади?
Этот вопрос интересен начинающим автолюбителями ученикам. Но многие опытные водителю знают: моргают фары автомобиля сзади – просят уступить дорогу. Обязанность ли это, зафиксированная в Правилах дорожного движения (ПДД)? Или негласное правило водительского этикета?
Разберемся.
Положение транспортного средства на проезжей части регулируется частью 9 ПДД. В пункте 9.4 говорится, что в черте города на двухполосной дороге автомобилист может занимать ту сторону, которая для него более удобна. Про обязанность уступить ни слова. То есть вы не должны уйти вправо, если нетерпеливый водитель моргает фарами сзади.
Несколько иначе обстоит дело с движением по трехполосной (и шире) дороге, вне населенного пункта и по трассам, обозначенным знаками 5.1 и 5.3. То есть “Автомагистраль” и “Дорога для автомобилей”. Здесь вы не имеете права ехать по крайней левой полосе, если справа все свободно. Движение по указанной части возможно только при сильной загруженности направления, при необходимости повернуть налево или развернуться. Но означает ли это, что вы должны спешно перестроиться, если кто-то на ходу моргает фарами?
Опять-таки нет.
Двигаться по крайней левой полосе в пригороде, на широкой проезжей части или на магистрали, где можно развивать скорость более 80 км/час, вы свободно можете, если намереваетесь свернуть влево/развернуться, если справа все занято. То есть вы просто не сможете уступить, если моргают фарами.
Если же слева вы едете в нарушение правил, то рискуете получить штраф за неправильное расположение ТС на трассе. Но все равно спешно уходить вправо, если поморгали фарами сзади, не должны. В этом случае также может возникнуть закономерный вопрос, почему вообще моргают фары двигающегося сзади авто? Он тоже должен продвигаться в крайнем правом положении, если там свободно.
Таким образом, можно однозначно сказать, что нет пункта Правил, который бы обязал уступать при моргании на ходу фарами. Официально такого сигнала не существует совсем: это просто негласный водительский этикет.
Если вы можете перестроиться, это не влияет на ваш скоростной режим и при этом не будут нарушены никакие ПДД, то можно и подвинуться. Если же не можете или не хотите этого сделать, то осудить никто не сможет и штраф никто не выпишет.
Однако не стоит злоупотреблять крайним левым положением, если это противоречит пункту 9.4. Двигающийся сзади человек предъявить ничего не сможет, а вот ближайший наряд ГИБДД или камера с удовольствием зафиксируют нарушение.
Нужно ли уступать дорогу, когда водитель сзади мигает фарами
Среди автолюбителей принят свой «невербальный» язык общения, помогающий понимать друг друга, управляя транспортным средством. Состоит он из определённых световых сигналов и жестов. Например, кратковременным нажатием на «аварийку» водитель выражает вам благодарность, а моргание дальним светом попутной машине может служить как предупреждением, что впереди пост ГАИ, так и сообщением, что слепишь в ночное время суток.
Зачем моргают фарами сзади
Причин, по которым водитель следующей за вами машины подаёт сигналы дальним светом, может быть несколько:
просит пропустить вперёд;
показывает, что машина неисправна (не закрыта дверь, спущено колесо);
предлагает начать движение, так как загорелся зелёный свет;
Последнее случается не так уж и редко. Всё чаще за рулём автомобиля встречаются представительницы прекрасного пола. Ну как тут устоять и не подмигнуть пару раз фарами, а поравнявшись с симпатичной молодой особой, попытаться познакомиться. Главное — за дорогой следить.
В любом случае моргание дальним светом призывает обратить на что-то внимание и всё же этот сигнал в основном расценивается как «уступи дорогу». А нужно ли пропускать?
Когда необходимо уступить согласно ПДД
Участник дорожного движения вправе не обращать внимания на подобную «игру светом», ведь в ПДД РФ чётко прописано, когда водитель обязан уступить дорогу:
пешеходам, на нерегулируемых перекрёстках при пересечении «зебры» или трамвайно-дорожного полотна;
трамваям, при пересечении ими проезжей части за границами автодорожных перекрёстков, за исключением выезда электротехники из депо;
спецтранспорту, движущемуся со звуковыми сигналами и проблесковыми маячками;
общественному пассажирскому транспорту, совершающему движение, заезжающему или выезжающему из остановочных «карманов»;
всем автомобилям, движущимся по главной или приоритетной дороге;
идущей или едущей колонне;
на второстепенном перекрёстке при выезде на главную дорогу;
при наличии знаков «уступи дорогу» и «преимущество перед встречным движением»;
при возникновении «помехи справа» на равнозначном перекрёстке.
Правила дорожного движения не предусматривают требование уступать дорогу при подаче световых сигналов. Пункт 19.11. ПДД РФ гласит: «Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним может подаваться световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет». Но это вовсе не означает, что впереди идущее транспортное средство обязано уступить дорогу.
Залог безопасности
Ситуации в жизни бывают разные. Мало ли по каким причинам просят пропустить, усиленно сигналя фарами. Совсем необязательно что это «возомнивший о себе хам», нарушающий скоростной режим. Быть может у этого человека беда — кто-то из близких серьёзно болен или при смерти, случился пожар в квартире, а дома дети одни.
Чем большее число водителей отнесётся к такому спешащему с пониманием, тем быстрее этот человек попадёт домой. Да и процент аварийных ситуаций снизится — все мы живые люди со своими эмоциями, под воздействием которых можем начать «учить» лихача.
Уступать или нет дорогу таким автолюбителям — личное дело каждого. Главное при этом соблюдать правила дорожного движения. Если по каким-то причинам невозможно сразу перестроиться (например, рядом едет машина) — бывалые водители рекомендуют включить сигнал правого поворота, чтобы спешащий за вами владелец транспортного средства видел, что вы уступите ему дорогу при первой возможности.
Жесты и моргания фарами у автолюбителей
Жесты и моргания фарами у автолюбителей
Но сначала — немного истории. Традиция моргать фарами, предупреждая о засаде гаишников, появилась в России (а точнее, в Советском Союзе) несколько
десятилетий назад. Как гласит легенда, до этого додумались автомобилисты одной из южных республик, а милицейское начальство не придумало ничего
лучше, чем написать о такой придумке во всесоюзной газете. И буквально через несколько дней фарами начало моргать абсолютное большинство советских
водителей!
С тех пор сигнальная азбука автомобилистов пополнилась новыми элементами, значение которых понятно далеко не каждому. Зная об этом, мы составили
список сигналов, с которыми любой водитель может повстречаться на дороге.
Сигналы фарами и «поворотниками»
Одно короткое мигание дальним светом в пробке:
— проезжай.
Несколько коротких миганий дальним светом:
— необходимо снизить скорость и ехать аккуратнее, так как впереди опасность или засада ГИБДД;
— необходимо выключить дальний свет при движении ночью.
Несколько длинных миганий дальним светом «в спину»:
— уступи дорогу.
Несколько миганий «аварийкой»:
— знак благодарности, если вы уступили дорогу.
Включенный левый «поворотник» у автобуса или грузовика (при движении по загородной трассе):
— обгонять нельзя.
Включенный правый «поворотник» у автобуса или грузовика (при движении по загородному шоссе):
— обгонять можно.
Короткий гудок:
— приветствие;
— знак благодарности — своеобразное «пожалуйста», если вы поблагодарили человека «аварийкой».
Длинный гудок в сочетании с морганием дальним светом:
— нужно немедленно остановиться, так как впереди опасность или ваш автомобиль неисправен.
Рука описывает круг и указывает вниз:
— одно из колес спущено.
Водителю грузовика показывают кукиш:
— между спаренных колес застрял камень.
Рука указывает на обочину:
— ваш автомобиль неисправен и необходимо остановиться.
Рука указывает на дверь автомобиля:
— одна из дверей неплотно закрыта или что-то застряло в проеме.
Удар ладонью по воздуху:
— открыт багажник.
Особое место занимают сигналы, которыми пользуются любители автомобильных путешествий, преодолевающие маршруты на нескольких автомобилях.
Сигналы фарами и «поворотниками»
Включенный левый «поворотник» при обгоне у автомобиля, едущего первым:
— автомобиль, который едет первым, обгоняет более медленного участника движения, но после опережения тихохода не перестраивается на прежнюю полосу,
а продолжает двигаться по встречной со включенным левым «поворотником», показывая едущим сзади — встречная свободна, обгоняй.
Включенный правый «поворотник» при обгоне у автомобиля, едущего первым:
— когда ситуация аналогична описанной выше, но автомобиль, который едет первым, включил правый «поворотник», значит, обгонять нельзя. Когда для
обгона будет достаточно свободного пространства, лидер колонны снова выедет на встречную и включит левый «поворотник».
Включенный левый или правый «поворотник» во время движения по городу у автомобиля, едущего первым:
— это сигнал для остальных, что нужно перестраиваться. В этом случае автомобиль, который замыкает колонну, перестраивается первым и немного сбавляет
скорость, таким образом создавая на нужной полосе пространство, куда вклиниваются остальные участники колонны.
Длинный гудок в сочетании с морганием дальним светом «в спину» от любого участника колонны:
— нужно немедленно остановиться.
Водитель остановившегося автомобиля помахивает рукой или показывает вперед:
— езжайте дальше, догоню
Правила «морганий» фарами и аварийкой на дорогах!
Азбука моргания фар на дороге/Знайте как таблицу умножения!
=ГЛАВНОЕ!= Соблюдение ПДД (перестроение, поворот, соблюдение освещения в тёмное время суток, скоростной режим и т.д. и т.п)
1. Два коротких дальним светом: впереди засада ГАИ, либо какая-то опасность (бурелом, ДТП и т. п. Другой вариант «осторожно, авария» — является 3 долгих сигнала дальним) /ответом благодарности служит поднятие руки/. Ночью возможно и ещё одно значение — «ВЫРУБИ ДАЛЬНИЙ СВЕТ!».
2. Один длинный дальним:
— в спину: «ДАЙ ДОРОГУ!». Аналогичное значение — серия коротких в спину;
— в лицо или в бок: «ПРОПУСТИ!». Может сочетаться с длинным и рассерженным звуковым сигналом.
3. Один короткий дальним в лицо или в бок: «ДАВАЙ, ПРОПУСКАЮ!». Может быть ответом на предыдущий пункт (п. 2). Встречается интерпретация только жестом рукой или совмещённо: рукой и этим сигналом.
4. Серия (от 3-х и более) коротких дальним:
— встречному потоку машин, если вы поворачиваете налево: «ПРОПУСТИТЕ, МНЕ ПОВЕРНУТЬ НАДО!»;
— в спину впереди идущего ТС: «ПРОПУСТИ!»;
— на перекрёстке зазевавшемуся впереди водителю «ПОЕХАЛИ, НЕ СПИ!»
5. Крупногабаритные фуры и автобусы на трассе, которым сверху хорошо видно все, что творится впереди, могут идущим сзади показывать поворотником:
— левым: «Hе вылазь, впереди встречный!»;
— правым: «Давай, жми на газ — впереди свободно!»
Этот сигнал полезно бы применять всем, т.к. неизвестно, насколько видит водитель «наступающего на пятки» транспортного средства ситуацию впереди.
6. Правилом хорошего тона считается в ответ на п. 4 после обгона несколько раз моргнуть аварийкой: «Спасибо!». Приятно иногда, услышать после этого в спину короткий гудок (или короткий дальний свет): «Да ладно… «.
7. Аналогично п. 6 принято благодарить аварийкой, если кто-то тебя пропустил на трассе, заблаговременно перестроившись с левой полосы.
8. При движении ночью, если тебе светанули в лицо одним долгим дальним, значит у тебя:
— не выключен дальний свет;
— либо что-то у тебя на так. Лучше остановись в положенном безопасном месте и осмотри машину.
Встречается другая вариация: серии коротких сигналов дальним светом.
9. Впереди идущая машина включила аварийку. Варианты значения:
— у вас включен дальний свет, либо ваши лампочки слишком яркие. Проверьте включен ли дальний. Если нет, то лучше или отстать от машины на большую дистанцию, либо обогнать. Во втором случае впереди идущее ТС снижает скорость, а то и останавливается на обочине;
— что-то случилось у «ведущего» (впереди идущего ТС). Будет не лишним при обгоне спросить его о необходимости помощи (открыть окно, спросить жестами).
10. Несколько коротких нажатий на тормоза — «УВЕЛИЧЬ ДИСТАНЦИЮ!» Или вы, или вас слепит свет позадиидущей машины.
11. Одиночное короткое «бибикание» — «СПАСИБО!» В населённых пунктах не используется (согласно ПДД). Встречается редко. Более распространённое — аварийкой.
12. Длинный звуковой гудок, который сопровождается частым морганием дальнего света означает, что Вам необходимо немедленно съехать на обочину и остановиться, так как Ваша машина неисправна или дальше ждет опасность.
13. Если водитель описывает рукой круг, а затем указывает вниз – это означает, что одно из колес на Вашей машине не исправно.
14. Если водитель рукой указывает на обочину дороги – это означает, что Ваша машина имеет поломки и надо остановиться, чтобы предотвратить их.
15. Если рука водителя бьет воздух – это означает, что у Вашей машины открыт багажник.
16. Рука водителя указывает на дверь автомобиля — одна из ваших дверей неплотно закрыта или что-то застряло в проеме.
17. Перед обгоном можете коротко мигнуть дальним, тем самым, показывая впереди идущей машине, что сейчас пойдёте на обгон.
18. На трассе, в темное время суток, когда фура обгоняет другой автомобиль, водитель фуры не видит, опередил он машину или нет. Считается правилом хорошего тона, если водитель обгоняемой машины моргнет дальним, что фура может завершить обгон, не задев его. Опять-таки, на трассе ночью, когда вас обгоняет кто-либо, переключитесь на ближний как только обгоняющий с вами поравняется, чтобы не слепить его через зеркало (это тоже не все соображают, хотя об этом в правилах чётко сказано).
19. Выключение-включение фар — «ТЫ ЗАБЫЛ ВКЛЮЧИТЬ БЛИЖНИЙ СВЕТ». Применяется в вечернее время, когда нужно выполнять требования ПДД о включении ближнего света.
20. И в тумане, и ночью желательно ведущий с ведомым должны меняться местами каждые полчаса. Это легко даже с незнакомым (если у того соображалка есть встроеная) — обогнал — подмигнул аварийкой, типа «спасибо-теперь я», как устал — опять пару раз моргнул аварийкой и правым поворотом.
21. Если заметили камень или сторонний предмет между скатами грузовика / фуры — покажите водителю тяжеловоза дулю. Это может быть опасно, если камень вылетит в лобовое позади идущему транспорту.
22. Водителю, забывшему выключить поворотник, можно поморгать поочередно левым, правым поворотником. Ещё один вариант — высуньте руку в окно, в верх и покажите указательным и большим пальцем контакт или сжимая кисть в щепотку и разжимая.
23. Если вы видите, что фура показала левый поворот, чтобы совершить обгон на подъеме, то убедительная просьба — ей в этом не мешать, а пропустить. Груженую машину на подъеме очень трудно разогнать, а «посадить» — затормозить очень легко.
24. Когда впереди на встречном движении машина выходит на обгон и расстояния до Вас вроде бы достаточно, но машина начинает коротко мигать дальним светом. Означает сие, что на обгоне две или более машин. В светлое время суток такое редко увидишь, а вот в темное и при осадках, когда оценить расстояние до встречных тяжело — случается. Частенько так выходит, когда две машины идут вместе. Ведущий зачастую выходя на обгон может понять, что ведомый не успеет только когда этот обгон начнет. Ведомый же, видит только габариты ведущего и надеется на него и вообще не подозревает о сложившийся ситуации.
25. Вы обогнали, успешно перестроились, а впереди идущая машина чуть берет вправо, мигает сначала левым поворотником два раза, потом правым тоже два раза — это означает «обгоняй, ты влез в колонну».
26. В Европе, просто взято за аксиому: на автобанах впереди идущие машины начитают мигать аварийкой. Означает «впереди препятствие (пробка), резко снижаю скорость».
Замечание №1. Как правило, «подснежники» и «чайники» понимают только первые два пункта. Применение к ним других пунктов данной «азбуки» чревато непредсказуемыми последствиями.
Замечание №2. П. п. 5, 6 и 7 — «вытворяются» на трассе.
Замечание №3. Применение аварийки (см. п. п. 6 и 7) весьма развито в Европе. Как следствие, у нас это понимают в основном транснациональные фуры и автобусы.
Замечание №4. Относительно предупреждения ГАИ возможны и такие варианты: «Замечала, что если гаишники с радаром нашу полосу вылавливают, то светят 2 сигнала дальним, а если стоят уже с клиентом или другую сторону пасут, то один».
Замечание №5. При том, что вы можете знать эти негласные правила и образцово выполнять их, вы не застрахованы на 100% от некоторых мерзких типов, которые могут насолить вам ложным сигналом-подставой. Так что ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ и ещё раз ВНИМАНИЕ на дороге. Решайтесь на манёвр, когда у вас есть хороший обзор на дороге (прямая, а не изгиб и не поворот), подходящие погодные условия, нормальное дорожное покрытие и когда ТТХ вашей машины и ваш опыт позволяют совершить манёвр.
2. Будьте внимательны не только к себе, но и к другим. Представьте, у вас подтекает масло (бензин, спустило колесо и т.д. и т.п) и вы можете оказаться в трудной ситуации. А когда вас хотя бы предупредили: бибикнули при обгоне / опережении, показали, что у вас что-то не так и т.п. — то и проблемы может вообще не быть. Аналогичное случается у всех. Помогите им.
3. На дороге все равны. Буть ты трижды блатной — и на тебя найдётся болт с левой резьбой. Сегодня ты, а завтра тебя. Не покажет дальнобойщик, что спереди встречка, вот тогда и будешь объяснять Всевышнему, откуда ты такой хороший.
Стоит ли уступать дорогу, если машина сзади моргает дальним светом?
Для упрощения коммуникации друг с другом водители на дороге используют различные сигналы фарами, что позволяет несколько упростить управление автомобилем. Часто мы оказываемся в такой ситуации, когда машина сзади быстро догоняет нас и мигает дальним светом фар, тем самым требуя уступить дорогу. При этом непонятно, обязаны ли мы уступать дорогу или же можем продолжить движение по своей полосе. Поговорим поподробнее о том, как же правильно реагировать на такую ситуацию, когда сзади нам моргают фарами, требуя уступить им дорогу.
Преимущества использования сигналов фарами
Такие многочисленные сигналы фарами на дороге позволяют существенно улучшить коммуникацию. Это повышает безопасность, делая взаимоотношения на дороге более доброжелательными и понятными каждому автолюбителю. Часто с помощью таких знаков предупреждают о засаде наряда ДПС впереди, извиняются за своими действиями или же предупреждают водителей о каких-либо нештатных ситуациях.
При этом такие знаки не описываются в правилах дорожного движения, они сложились на протяжении многолетней практики, появившись еще в советское время. Сами инспекторы ДПС часто относятся к таким знакам фарами отрицательно, рассматривая их как нарушение правил. Согласитесь, кому из нас понравилось, если бы мы работали гаишниками, а водители предупреждали других автолюбителей, что впереди наряд ДПС. Соответственно, поймать кого-то на превышении скорости или на непристегнутом ремне безопасности было бы невозможно.
При этом нужно помнить о том, что каких-либо требований по обязательному исполнению таких знаков и жестов общения водителей друг с другом в правилах дорожного движения нет, поэтому они не обязательны к исполнению. Соответственно, если вас догоняет сзади автомобиль и моргает фарами, то пропускать такое авто исключительно решение каждого конкретного водителя.
Большинство экспертов и опытных водителей отмечают, что всё же лучше выполнять просьбы таких водителей, которые сзади моргают фарами, но при этом необходимо учитывать текущую дорожную обстановку. Например, вы можете оказаться в такой ситуации, когда манёвр по освобождению полосы движения будет опасным для вас, поэтому следует всё же сохранять свою полосу движения. То же самое касается тех ситуаций, когда для ухода в сторону нужно пересекать сплошную линию, что может привести вовсе к нарушению правил и потере прав.
Что делать, если сзади догоняет машина и моргает фарами
Если вас догоняет автомобиль, водитель которого активно моргает дальним светом, то необходимо убедиться, что любые ваши действия не будут препятствием для обгона других автомобилей. Если по каким-либо причинам вы ранее нарушали правила дорожного движения и тем самым создали препятствие для обгона, то необходимо уступить дорогу.
Если вы понимаете, что для пропуска автомобиля необходимо будет нарушить правила дорожного движения, то от такого маневра следует всё же отказаться. Помните, что это может быть ловушка от ДПС, в таком догоняющем вас автомобиле будет подсадной водитель, а как только вы уйдете в сторону, пересекая при этом сплошную разметку. Это будет зафиксировано на камеру, а в итоге придётся оплачивать большой по своему размеру штраф.
Учитывайте также тот факт, что моргание дальним светом фар приближающегося сзади автомобиля вовсе не обозначает необходимость уступить ему дорогу. Вполне возможно, он предупреждает о наряде ДПС, показывает водителю, что все полосы контролируются камерами фото и видеонаблюдения или же впереди имеется какая-либо опасность. Оказавшись в такой ситуации, необходимо в первую очередь думать о своей безопасности и правильности действий за рулём, а лишь уже после принимать решение о том, чтобы уступить дорогу такому спешащему водителю.
Подведём итоги
Знание сигналов фарами, которыми часто обмениваются водители на дорогах, позволит несколько упростить управление машиной, сделав его более безопасным. Если вас догоняет сзади автомобиль и моргает фарами, то в большинстве случаев это просьба уступить дорогу для обгона. Однако помните, что в обязательном порядке уступать дорогу в подобном случае не следует. Необходимо оценить, не будут ли ваши действия нарушением правил дорожного движения и после этого принимать решение о том, чтобы сместиться на другую полосу.