Сжатые и сжиженные газы что к ним относится
Сжиженный и сжатый природный газ
В этой статье мы подробно остановимся на сжиженном и сжатом газе, способах его получения, хранения и транспортировки.
Сжиженный природный vs сжатый природный газ
Газ является природным естественным ресурсом, который добывается из недр Земли, обрабатывается специальным образом и доставляется до потребителя.
Вне зависимости от способа обработки, газ необходимо где-то и как-то хранить, а затем транспортировать до места эксплуатации. Не всегда, а практически никогда, газовое месторождение располагается рядом с потребителем, когда можно было бы всего лишь построить магистральный трубопровод и пустить газ по трубе. Приходится искать пути и способы безопасной и экономически выгодной доставки газа.
И вот тут появляется два термина: сжиженный газ и сжатый газ. Оба типа газа представляют собой жидкую фазу, полученную различными технологиями:
Сжиженный газ (природный)
Хранение осуществляется при температуре кипения в изотермических резервуарах и емкостях наземного и подземного размещения. Нужная температура поддерживается благодаря испарению газа. Да-да, именно испарению, когда давление насыщенных паров близко к атмосферному.
Наземные емкости могут иметь цилиндрическую и шарообразную форму. Подземные и обвалованные емкости изготавливаются цилиндрическими. Их особенностью является наличие двух стенок, между которыми находится криогенные жидкости, которые поддерживают необходимую минусовую температуру. Из-за свойств хранимого газа резервуары изготавливаются из специальных металлов, имеющих низкий коэффициент теплового расширения и высокой степенью сопротивляемости к охрупчиванию при низких температурах хранения. Дополнительно резервуары тепло- и гидроизолируются.
Транспортировка СПГ до регазификационных заводов происходит в специальных изотермических сосудах и криоцистернах наземным или водным транспортом. До непосредственного потребителя газ поставляется по трубопроводам.
Физические свойства сжиженного природного газа позволяют получать из него широкие фракции легких углеводородов (этан, пропан, бутан, пентан и др.), которые, в свою очередь, потом выступают в качестве нефтехимического сырья и газомоторного топлива.
Сжатый (компримированный) газ
Особенностью сжатого природного газа КПГ является то, что он может использоваться в том же состоянии, что и транспортируется и хранится. Объясним почему.
Компримированный газ получается за счет увеличения его давления до 20 МПа, позволяющим уменьшить его в объеме до 200 раз. Сжатие газа осуществляется на специальных компрессорных установках или непосредственно на станциях АГНКС (если речь идет о газомоторном сжатом топливе). Кроме использования в качестве топлива, КПГ заливается в межпластовое пространство для поддержания давления, а также является промежуточным этапом при производстве сжиженного природного газа. При необходимости сжатый газ может также транспортироваться до потребителя посредством магистральных трубопроводов.
На заводах и установках по компримированию природного газа он (газ) осушается и под высоким давлением, то есть сжатый, подается для хранения в резервуары цилиндрической или шаровой формы.
Получение, транспортировка и хранение сжатого природного газа является менее энергозатратным, так как технологический процесс сжатия проще, нежели процесс сжижения при критических температурах. К тому же, емкости для хранения КПГ не такие технические сложные изделия по сравнению с криогенными резервуарами, хотя тоже имеют свою специфику. А получение паровой фазы достигается путем «выпуска» газа из емкости, в то время как, для эксплуатации сжиженного газа необходимы регазификационные установки.
В чем отличие между КПГ и СУГ
Газомоторное топливо пользуется популярностью у потребителей. Оно позволяет в два раза сократить расходы на заправку, повысить моторесурс, увеличить срок службы резинотехнических изделий, моторного масла, свечей, клапанов и является более экологичным, чем бензин или дизель.
Компримированный природный газ (КПГ)
КПГ производят в процессе сжатия природного газа на специальных компрессионных установках. Вещество подается на АГНКС по магистральному газопроводу и компримируется на месте: осушается и под высоким давлением (до 200 атм) закачивается в сосуды сферической или цилиндрической формы для хранения. После чего, в сжатом виде КПГ заполняет баллоны транспортных средств во время заправки.
Газобаллонное оборудование для КПГ отличается большими габаритами, весом и высокой стоимостью, поэтому основная область его применения – средне- и крупнотоннажные транспортные средства (грузовые машины, автобусы, тракторная техника).
КПГ: преимущества и недостатки
К преимуществам КПГ относят:
К недостаткам КПГ относят необходимость применения высокопрочных емкостей из прочной и качественной стали. А значит, транспортным средствам требуется больше пространства для хранения горючего. Также установка баллона приводит к снижению грузоподъемности автомобиля.
Сжиженный углеводородный газ (СУГ)
Это сжиженные под давлением углеводородные газы пропан и бутан, произведенные из попутного нефтяного газа. В составе помимо бутано-пропановой смеси содержится около 6% других углеводородов: бутилен, пропилен, этан, этилен. Состав СУГ непостоянный и неоднородный.
Высокая предельная температура дает возможность сжижать газ и доставлять его покупателям в жидком состоянии. Сжижение газа происходит под воздействием давления до 16 атм.
Благодаря жидкому состоянию, оборудование для СУГ более компактное, легкое и дешевое, чем для КПГ. Это позволяет покупать такое топливо по безналу для легковых автомобилей, а также транспорта с небольшой грузоподъемностью (ПАЗ, ГАЗель).
СУГ: преимущества и недостатки
К преимуществам сжиженного газа относят:
К недостаткам СУГ относят:
Ключевые отличия между сжиженным и компримированным газом
КПГ – компримированный природный газ, практически полностью состоящий из метана. А СУГ представляет собой сжиженный углеводородный газ, содержащий в своем составе пропан, бутан и другие примеси. КПГ хранится в газообразном состоянии под большим давлением, поэтому требует сложного дорогостоящего оборудования и большего пространства для хранения, а возможности транспортировки КПГ ограничены. СУГ в результате сжижения превращается в жидкое топливо, которое не вызывает сложностей при транспортировке и хранении. Тем не менее, по сравнению с СУГ, КПГ является более экологически безопасным топливом.
Другие статьи:
Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы
Московская, Пензенская область.
Начало реализации межсезонного дизельного топлива
Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы
Московская область, Красноярский край, Республика Татарстан.
Моторное масло Rosneft Revolux показало стабильные характеристики при увеличенном пробеге
В течение года в Краснодарском крае проходили испытания премиального моторного масла Rosneft Revolux D4 10W-40.
В Ростове-на-Дону появилась вторая «цифровая» АЗС «Роснефть»
В рамках расширения розничной сети автоматизированных заправок «Роснефть» открыла «цифровую» АЗС в Ростове-на-Дону.
«Роснефть» представила проект «Восток Ойл» зарубежным поставщикам и подрядчикам
«Восток Ойл» поможет в формировании новой нефтегазовой провинции на севере Красноярского края.
Продолжая использовать ruspetrol.ru вы соглашаетесь на использование файлов cookie.
Более подробную информацию можно найти в Политике cookie файлов.
© ООО «РусПетрол», 2007-2021
Воспроизведение материалов сайта
допускается с согласия владельца
Отличие природного газа от сжиженного
Знали ли вы, что первый в мире автомобильный транспорт, работающий при помощи двигателя внутреннего сгорания, функционировал на газу? Постоянно развивающаяся отрасль автомобилестроения в наши дни может похвастаться наличием двух типов двигателей, работающих или на сжатом газе, или на сжиженном. Поговорим об их отличиях.
Отличительные особенности сжатого газа
Переоборудование автомобилей под сжатый газ не столь популярно. Начнем с того, что хранится такой газ под давлением в 250 атмосфер. Для того, чтобы задействовать его в качестве топлива, необходимо установить на автомобиль металлические баллоны, общий вес которых будет достигать полутора тонн (в заправленном виде). Это не так устрашающе для грузовиков и автобусов, но для обычных легковых автомобилей практически невыполнимо. Существует вариант установки металлопластиковых резервуаров. Но если купить бытовой газ не так трудно, то приобрести автомобильные емкости далеко не дешевое удовольствие.
Отличительные особенности сжиженного газа
Популярностью отличается сжиженный газ. Для работы в двигателях внутреннего сгорания используется пропанобутановая смесь. Хранится газ под давлением 16 атмосфер. Переоборудование легкового автомобиля подразумевает установку одного баллона до 80 л, максимальный вес которого составляет 40 кг. Если сравнивать со сжатым газом, то стоимость таких работ гораздо ниже. Кроме того, автозаправочные станции сжиженного газа встречаются чаще, чем сжатого.
В чем разница между сжиженным и сжатым газом в баллонах
В промышленности, транспортной сфере и даже в быту используются разнообразные технические газы. Они различаются не только составом и способом получения, но и состоянием во время транспортировки – газ может поставляться заказчикам в сжатом и сжиженном виде. В данной статье мы рассмотрим, в чем сходства и различия обоих вариантов поставки.
Сжиженный газ
Для транспортировки сжиженных газов используют криогенные хранилища и цистерны, поддерживающие необходимую температуру вещества. Такой способ перевозки позволяет транспортировать сжиженные газы в любую местность. Для доставки газа потребителям предусмотрены специализированные емкости – стальные баллоны различных объемов.
Чтобы преобразовать сжиженный газ в исходное состояние, применяются регазификационные терминалы.
Сжатый газ
Второе название сжатого газа – компримированный. Это вещество представляет собой природный газ, который так же, как и сжиженный, имеет жидкое состояние. Но для получения такого состояния газ не охлаждают, а увеличивают давление в емкости. За счет высокого давления исходный объем газа уменьшается приблизительно в 200 раз.
Процесс получения сжатого газа более экономичен, а его транспортировка не требует применения технологически сложных емкостей. В предварительной регазификации сжатый газ не нуждается – для его извлечения из баллона достаточно просто открыть имеющиеся вентили. Компримированный, или сжатый газ также используется во многих сферах и отраслях: в транспортной промышленности, авиа- и судостроении, металлообработке, химическом производстве и т. д. Наиболее масштабная сфера применения – автомобильное топливо.
Сравнение сжатого и сжиженного газа
И сжиженный, и сжатый газ являются жидким топливом. Главное их различие – способ преобразования вещества в жидкость. Сжиженный газ получается в результате охлаждения газообразного вещества, а сжатым газ становится из-за воздействия давления в баллонах. Разнятся и показатели объема готового вещества при одинаковом исходном объеме: сжиженный газ уменьшается в три раза сильнее сжатого.
Наиболее часто сжиженный газ получают из метана – стандартного представителя группы природных газов. Для создания компримированного топлива часто применяются другие углеводороды, например бутан. Также без труда можно купить сжатый кислород – оформить его доставку поможет сертифицированная компания, занимающаяся заправкой, обменом и транспортировкой газов.
Разница между этими газами заключается еще и в требованиях к их хранению и транспортировке – для сжиженных веществ требуется более сложное оборудование.