в каком году появилась передача поле чудес
Телеигра «Поле чудес». Справка
20 лет назад, 25 октября 1990 года, в эфир впервые вышла популярная телеигра «Поле чудес».
Одним из создателей проекта «Поле чудес и первым ведущим был журналист и основатель телекомпании «ВИД» Владислав Листьев.
«Поле чудес» русский вариант американского игрового шоу «Колесо фортуны» (Wheel of Fortune), которая с 1983 года еженедельно выходит в эфир на нескольких каналах в США, а лицензионные версии программы идут во всём мире, в том числе с 1990 года в России. Название шоу создатели позаимствовали из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».
С 1 ноября 1991 года ведущим «Поля чудес» стал Леонид Якубович, который перед этим работал аукционистом.
Правила игры довольно просты и на протяжении долгого времени практически не изменились. Игра проходит в три тура, в каждом из них участвуют по три игрока.
Ведущий объявляет вопрос, ответ на который указан на табло в виде слова или словосочетания. Игроки называют предполагаемую в загаданном слове букву русского алфавита, и если таковая там присутствует, то зарабатывает выпавшее количество очков. Участник, первый отгадавший всё слово, побеждает в раунде.
Во время игры участники по очереди крутят барабан, стрелка которого может остановиться на каком либо количестве очков (в первой передаче минимальное количество баллов, которые мог выиграть участник, составляло 5, максимальное 250, с 1991 года цифры сменились на 100 и 750 соответственно, а начиная с 2000 года минимальное количество составляет 350 очков, максимальное – 1000). Если стрелка остановилась на специальном секторе «Приз», игрок выбирает: продолжить игру или покинуть её, но получить приз, спрятанный в чёрном ящике. Также ведущий предлагает за приз от капитал шоу денежную сумму. Выбор участника остается за ним.
Существуют еще секторы «Плюс» – игроку предоставляется возможность открыть любую букву в слове; «Шанс» – зрители в студии могут дать любой номер телефона, по которому участник может позвонить для получения ответа или подсказки; «Ключ» игроку дают 5 ключей, один из которых от автомобиля. Правильно угаданный ключ – и участник может уехать домой на новой машине; «Банкрот» – набранные очки сгорают, и ход переходит к следующему игроку; «0» набранные очки не сгорают, но ход передаётся другому игроку; «х2» набранные очки удваиваются.
Победители туров соревнуются в финальной игре, победитель которой в случае выигрыша супер игры, получает главный приз от программы.
Во время супер игры игрок с помощью барабана должен выбрать приз, назвать несколько букв алфавита и за одну минуту угадать слово. В этом случае он получает суперприз, если же ему не повезло, он теряет все выигранные по очкам призы.
Студия «Поля чудес» не раз претерпевала изменения. В 1990 году она была темно синяя, барабан простой незатейливой формы, с наружными ручками, похожими на крючки, и со стрелками, указывающими сектора, табло с черными буквами.
В 1991 году на стене студии появилась надпись «Поле чудес», а на табло – синие буквы.
С 1993 по 1995 год барабан стал чуть меньше, со стрелкой, как у компаса, и несколькими вертикальными ручками, и изменилась музыка. Декорации студии стали в голубоватом цвете, с разноцветными вкраплениями. В 1995 году, когда изменились заставки и логотип Первого канала, декорации поменялись вновь: лестницы, по которым участники спускались в студию, мигали, по бокам ступенек стояли телевизоры, показывающие крутящийся барабан, другой стала и музыка во время вращения барабана. По бокам табло были установлены два изображения собора Василия БлаженногоС 2001 года, в связи со сменой имиджа передачи «Поле чудес», студию сделали более современной, установили новый барабан, за ним плазменный телевизор, демонстрирующий барабан с секторами.
В 2005 году барабан заменили на более узорчатый, поменяли музыку во время его вращения и больше дизайн студии не меняли.
За время своего существования в эфире «Первого канала» капитал шоу «Поле чудес» пользуется неизменной любовью телезрителей, став поистине народной программой.
Участники игры привозят на программу свои подарки. Первым подарком, который преподнесли Леониду Якубовичу, было символичное денежное дерево. Все подарки картины, поделки, костюмы и т. д. хранились в коридорах телекомпании и только в 2001 году был создан музей капитал шоу «Поле чудес», в котором можно увидеть множество экспонатов: первый ящик «Поля чудес», костюмы, которые надевал Якубович, портреты ведущих и многое другое. Музей находится в павильоне Всероссийского выставочного центра «Центральный».
Телешоу идёт в ногу со временем, быстро распространяясь в сети Интернет и становясь ближе и доступнее для тех, кто желает проверить эрудицию и интеллект. Сегодня возможно даже бесплатно скачать «Поле чудес» себе на телефон или компьютер и попробовать себя в роли участника телешоу. В некоторых аналогах передачи после прохождения определенных туров возможно даже стать участником программы на Первом канале.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
История
«Поле чудес» — российская телепрограмма, выходящая на Первом канале вечером каждой пятницы.
С 1991 года ее бессменным ведущим является народный артист Российской Федерации Леонид Аркадьевич Якубович.
Здесь вы можете более подробно ознакомиться с историей нашей передачи.
Съёмки
Запись 60 минут эфира длится до трех часов. Съемки передачи ведутся независимо от ее эфира: они могут организовываться как в будни, так и в выходные дни. За два съемочных дня записываются четыре передачи. Сами съемки проходят в 5-й студии телецентра «Останкино».
Музей подарков
Решение об открытии выставки «Музей подарков „Поле чудес“» было принято в 2001 году, но идея его создания была высказана ещё в начале 1990-х. Подаркам, которые призваны рассказать о далеких городах и сёлах, из которых приезжают игроки телепрограммы, об их профессиях и увлечениях, нужен был дом.
Где только не побывал музей: и в Центральном музее Вооруженных Сил, и на Ставрополье, и в Самаре… До августа 2014 года музей располагался в павильоне «Центральный» Всероссийского выставочного центра (ныне ВДНХ). Из-за ремонта, в котором нуждался павильон, музей пришлось временно закрыть. Однако музей вновь открылся в сентября 2015 года на территории телевизионного технического центра «Останкино».
Экспозиция Музея подарков сравнительно небольшая, но все же в ней можно найти первый ящик телепрограммы «Поле чудес», костюмы, которые надевал Якубович, многочисленные портреты Якубовича и многое другое. К сожалению, пока посетителем музея может стать только тот, кто находится на территории ТТЦ «Останкино», где снимается «Поле чудес» и другие передачи. Мы надеемся, что полноценная выставка музея вновь откроется в стенах одного из павильонов ВДНХ, а многочисленные посетители смогут увидеть все экспонаты, подаренные ведущему всенародно любимой программы за 30 лет.
«Что бы ни случилось, программа будет выходить»: телешоу «Поле чудес» — 30 лет
— Леонид Аркадьевич, выросло целое поколение, для которого вы единственный и бессменный ведущий этой программы. Но первым её представил зрителю Влад Листьев. Почему на пике популярности этой программы в 1991 году он вдруг решил передать её другому человеку?
— Просто Влад был продюсер. Он открывал программы. Сначала — «Поле чудес», потом — «Тему», потом взял «Час пик». У него в планах были ещё проекты. Он создавал телевидение. Ему неинтересно было сидеть на одной программе.
— Влад, как и многие ребята из той команды ВИДа, перед тем как стать медийной персоной, работал на Гостелерадио СССР и имел возможность смотреть западные телеканалы. Листьев оттуда принёс идею шоу?
— Насколько я знаю, идея принадлежала Анатолию Григорьевичу Лысенко. Он увидел передачу во Франции. По-моему, они там были вместе с Владом, но я сейчас уже точно не помню. И Лысенко тогда решил сделать подобную программу.
— То есть это была калька?
— Я не знаю, потому что я изначально не видел «Колесо фортуны». Я только потом посмотрел эту программу, через много лет. Поэтому мне трудно говорить, что они видели тогда.
— «Поле чудес» — старожил на нашем телевидении. Что изменилось в ней за 30 лет?
— Всё. Если вы посмотрите первый выпуск — там не было ни сектора «Приз», ни подарков игрокам, не было подарков от участников программы, не было музея. И не было объявления рекламы. Это всё я потом принес — «Рекламная пауза!».
— Как изменились игроки за это время?
— Игроки какие были, такие и остались. Регулярно приходят письма. Из них отдел писем выбирает по какой-то загадочной системе игроков. Скорее всего, ориентируясь на интересное письмо и интересно составленный кроссворд.
Когда-то я поставил задачу, которая до сих пор строго выполняется, чтобы была представлена широкая география участников.
На программе не существует ни границ, ни преференций по какому-либо признаку: ни по возрастному, ни по национальному, ни по географическому.
— Неужели по-прежнему на программу приходят бумажные письма?
— Вы стараетесь, чтобы была представлена вся страна. Но перелёты довольно дорогие. Программа оплачивает людям проезд?
— Программа оплачивает проживание. Перелёт оплачивают те, кто помогает участникам. Обычно это администрация города или губернии. Или они находят спонсоров, которые оплачивают им проезд. Мы оплачиваем трёхдневное проживание в Москве.
— А что происходит с угощениями, которые привозят участники шоу?
— Когда-то давным-давно мы попытались самое вкусное передавать в детские сады или ясли. СЭС запретила нам это делать. Потому что непонятно, кто это делал и сколько это везли.
Так что всё, что привозится, вообще всё, и это уже не секрет, после записи выкладывается на стол для зрителей, которые приходят в студию.
Все собираются за столом, пропускают вперёд детей и празднуют. Как это обычно принято в гостях.
— В каждой программе, когда вам дарят подарки, вы говорите, что они пойдут в музей «Поля чудес». Что это за место, где оно находится и есть ли у него хранитель?
— Много лет этот музей был на ВДНХ, у нас был целый павильон. Сейчас павильона нет, и музей располагается в телецентре «Останкино». Но есть предположение, что его опять откроют на ВДНХ. Этим занимаются специальные музейные люди, которые понимают, что такое экспозиция. Это, скорее, такой музей народного творчества.
— Был ли хоть один случай, когда программе по какой-то причине пришлось выходить в прямой эфир?
— Нет. Не было ни разу.
— Приходилось ли когда-нибудь заменять гостей прямо во время записи?
— Нет. Но бывали случаи, что человек не смог приехать из-за болезни или по какой-то другой причине. Тогда приходилось его заменять на того, кто стоял ближе всего. Обычно из тех, кто мог добраться до Москвы, скажем, за сутки. Так бывало.
— А кто выбирает слова для заданий?
— Есть редакторская группа, которая составляет задания и приносит их мне за минуту до начала программы.
Я стою в студии, мне вручают папку с заданиями, и я не знаю слов, которые в них будут, а также я не знаю, что лежит в этом пресловутом чёрном ящике.
— Сколько людей работает над программой?
— В творческой группе — около десяти человек. Из тех, кто работал ещё с Владом Листьевым, осталось два человека. Остальные работают со мной почти 30 лет. На записи программы задействовано около 30 человек, включая операторов, рабочих сцены, осветителей и так далее. Они приглашаются из другой фирмы.
— Вам когда-нибудь поступало предложение от руководства сменить ведущего?
— У вас не возникало желания покинуть «Останкино» и найти какое-то своё фирменное место, дом «Поля чудес», где можно было бы разместить всё, в том числе и музей?
— Это прерогатива телекомпании «ВИД». Такой вопрос поднимался и обсуждался, но по сегодняшним временам это дорогое удовольствие. Программа зарабатывает не так много денег, чтобы можно было арендовать собственное помещение.
— Как вы работали во время карантина в начале года? Как сейчас строится ваша работа в связи с ограничениями из-за пандемии коронавируса?
— Во-первых, я никогда так трудно не вёл программу. Это то же самое, как играть спектакль без зрителей. Просто невероятно трудно без зрителей. Но тем не менее программа выходит. Перед каждой записью проверяют температуру у меня, у группы и у тех, кто приезжает из других регионов. И дальше работаем. Нужно выходить в эфир. Зритель не должен страдать. К этой программе привыкли, и нарушать традицию не в моих правилах. Уж тем более не в моих силах.
Что бы ни случилось, но эта программа будет выходить. За 30 лет не было ни разу, чтобы я не пришёл на программу.
Хотя я был и болен, и плохо себя чувствовал. Но это никого не касается — я всё равно приходил на запись.
—В названии «Поле чудес» есть отсылка к хрестоматийному фрагменту из сказки про Буратино, где главный герой ищет возможность легко и быстро разбогатеть, а в итоге теряет всё. Это название было выбрано как сарказм?
— Это лучше спросить у того, кто присутствовал при обсуждении программы и выбирал название. Меня при этом не было. Я пришёл работать на программу ровно через год.
— И последний вопрос. Пользуясь случаем, кому бы вы хотели передать привет?
— Самому себе. В прошлое.
«Хотелось немного поозорничать»
Первый художественный руководитель шоу Алексей Мурмулёв рассказал RT, как родилось название «Поле чудес» и какой смысл в него вкладывали соавторы проекта: «Название программы мы выбрали у меня на квартире. У нас с Владом Листьевым было два-три часа мозгового штурма. Первый вариант, который нам пришёл в голову, — «Капитал». Хотелось что-то такое заграничное, слово, означающее успех, богатство, к чему многие тогда стремились в любых западных викторинах. «Капитал» — на этом названии сначала остановились, а потом показалось, что оно несколько суховатое, не столь яркое. И через какое-то время возникло «Поле чудес».
По словам Мурмулёва, «тогда это было очень смело, и казалось, что название очень дерзкое».
«Многие забывают, что 30 лет назад всё-таки это была совершенно другая страна, это был ещё Советский Союз, и абсолютно другое телевидение. Даже такое название казалось дерзким вызовом системе. Но тем не менее нам нравились оба варианта. И после некоторого размышления мы решили объединить два названия, одновременно придумав новый жанр: «Капитал-шоу «Поле чудес», — добавляет он.
По словам продюсера, никакие другие варианты даже не рассматривались.
«Это был 1990 год. Новая программа. И хотелось немного поозорничать», — отмечает он.
«Я на тот момент приехал из Австралии, где у меня была возможность поработать на австралийском телевидении, увидеть, как создаются многие из таких программ. Я предложил пять-шесть известных форматов на американском и австралийском телевидении. И «Поле чудес» мы собрали воедино из этих заимствованных идей», — вспоминает Мурмулёв.
По его словам, никто тогда не думал о покупке лицензии — рынок в Советском Союзе не воспринимался как коммерческий: «Социалистические страны, тем более СССР, никогда не покупали никакие форматы на тот момент. Это было бы невозможно и по идеологическим, и по финансовым соображениям. Если и делалось что-то классное, то это было своё, как «Что? Где? Когда?».
По словам Мурмулёва, изначально Влад Листьев предполагал, что ведущим будет Игорь Угольников.
«Но Игорь не мог. И после недельных уговоров Влад согласился вести программу сам. С моей точки зрения, он идеально подходил на эту роль: по своему имиджу, по своей уже звёздности, по характеру, умению острить. Но Влад никогда не забывал о журналистике. С самого начала он предполагал, что через какое-то время он запустит то, что ему ближе. Поэтому появились «Тема» и «Час пик». Через год ему захотелось чего-то более глубокого, что больше присуще ему», — заключает он.
«Полю чудес» 30 лет: интересные факты о любимом телехите россиян
6 октября 1990 года по всей нашей стране телезрители имели удовольствие насладиться первым выпуском телешоу «Поле чудес». Тогда еще никто не мог предположить, что передача из смелого эксперимента превратится в настоящий хит, который завоюет сердца россиян от мала до велика. Самые интересные факты о «Поле чудес» читайте далее в нашем материале.
Мало кто знает, но любимый многими Леонид Якубович – вовсе не первый и единственный телеведущий «Поля чудес». Первым крутить барабан начал Владислав Листьев – непосредственный продюсер передачи. Лишь спустя год зрителям довелось познакомиться с Леонидом Аркадьевичем, впоследствии ставшим лицом телешоу. На вопрос, почему Листьев уступил ему место ведущего на пике популярности, в своих интервью звезда отвечает так: продюсер не хотел останавливаться на достигнутом и отправился за пределы «Поля», чтобы дать жизнь и другим передачам.
Считается, что все «новое советское» изначально было «украденным американским», однако идея создания «Поля чудес» родилась в одной из гостиниц Парижа. Именно там по телевизору демонстрировали аналогичное по содержанию шоу, пришедшееся по вкусу Анатолию Лысенко – руководителю одного советского телехита того времени – «Взгляда». Он и предложил Владиславу Листьеву записать основные элементы передачи на бумаге, так как сам не понимал ни единого слова по-французски. Конспект, составленный буквально «на коленке», содержал основной принцип игры, упоминание о призах, декорации, а также описание образа ведущего, в который так успешно вжился впоследствии Якубович.
Интересный факт: в действительности существует еще одна версия создания «Поля чудес», согласно которой идею для шоу Листьеву подсказал будущий художественный руководитель программы – Алексей Мурмулев, увидевший передачу аналогичного формата в Австралии. Кстати, в течение первых лет после создания передачи его фамилия шла второй в титрах после имени самого Листьева.
За 30 лет в передачу было вложено немало усилий. То, что сегодня зрители наблюдают на телеэкране во время каждой серии, – уникальный плод творческих усилий каждого из членов команды «Поля чудес». Например, изначально передача не подразумевала наличия на барабане сектора «Приз», подарков игрокам, а также подарков от участников программы. Не было у шоу и личного музея, а также знаменитой фразы для объявления перерыва – «рекламная пауза!». Все это придумал и успешно интегрировал сам Леонид Аркадьевич. Он же поставил перед работниками шоу задачу, чтобы география происхождения участников, приезжающих угадывать слово, была максимально широкой. Это указание веселого телеведущего выполняется и по сей день.
Чтобы шоу могло продолжаться даже в непростые времена финансового кризиса, программа взяла на себя обязательство оплатить людям пребывание в Москве. Так, каждому участнику «Поля чудес» полагается бесплатное трехдневное проживание в местных гостиницах. В оплате перелетов до места передача участия не принимает, однако транспортные расходы зачастую людям компенсируют спонсоры или городская администрация.
Когда-то все угощения, которые щедрые участники привозят на программу для Леонида Якубовича, команда телепередачи пыталась передавать в детские сады и ясли. В конце концов они получили официальный запрет от санитарно-эпидемиологической службы, так как состав блюд и их хранение вызывали сомнение в пригодности для кормления детей. Поэтому теперь все, что привозится, после команды «снято» выкладывается на общий стол для зрителей, приходящих в студию. После каждой серии за ним собираются дети и взрослые и устраивают общий праздник, как это обычно принято в гостях.
В каждой программе Леонид Аркадьевич, получающий подарки, заявляет, что они пойдут в музей «Поля чудес». Такое место действительно существует, и раньше под него отводился целый павильон на ВДНХ. Сейчас экспозиция переехала в телецентр «Останкино», однако сам Якубович считает, что стихийно родившийся с его помощью «музей народного творчества» может вновь вернуться на свое исконное место. Кстати, о каждом экспонате заботятся настоящие профессионалы музейного дела, хорошо понимающие, как должна выглядеть интересная выставка.
Оказывается, слова, требующие отгадки, как и задания к ним, составляет редакторская группа, до начала шоу никак не контактирующая ни с участниками, ни со зрителями, ни даже с самим ведущим. Все материалы Якубович получает ровно за минуту до начала съемок. Кстати, неизвестно Леониду Аркадьевичу и то, что находится в загадочном черном ящике, поэтому уговаривая кого-либо из участников взять деньги, он не имеет каких-либо скрытых намерений.
Название телешоу, полюбившегося всей стране, родилось в рамках мозгового штурма, устроенного в неформальной обстановке Листьевым и Мурмулевым. В то время страна была совершенно другой – советской – и им хотелось сделать смелый вызов опостылевшей действительности. Изначально коллеги остановились на названии «Капитал», но потом решили, что оно как-то сухо звучит. Через некоторое время появился вариант с «Полем чудес». Выбор между двумя названиями оказался непосильной задачей, поэтому Листьев и Мурмулев решили использовать их оба. Так одновременно родились и новый жанр телепрограмм, и идеальное название, соединившиеся в «Капитал-шоу «Поле чудес».
В связи с ограничениями, вызванными эпидемией коронавируса, работа телешоу серьезно усложнилась. Во-первых, в студии теперь нет зрителей, без которых, по словам самого ведущего, вести программу стало гораздо труднее. Кроме того, перед тем, как зайти в павильон, каждый участник и сотрудник должны обязательно измерить температуру. Тем не менее команда телешоу не сдается и настроена серьезно: чтобы не случилось, программа должна выходить, радуя телезрителей в это непростое время.
Что ж, эта передача, знакомая почти каждому россиянину с детства и юности, действительно способна поднять нам настроение. Какие еще хитрости могут оказать нам сиюминутную поддержку и помочь наконец-то пережить нелегкий 2020 год, читайте тут.
Первый выпуск «Поля чудес»: как это было
Юбилейный выпуск «Поля чудес», посвящённый недавнему 30-летию «капитал-шоу», дежурно начался с архивных кадров — самой первой игры, записанной в крохотной студии с убогим продакшном, который хочется обнять. Исторический выпуск давно лежит в сети, однако о деталях и обстоятельствах съёмок известно немного.
Специально для VATNIKSTAN журналист Александр Морсин, детально изучивший историю самой народной телевикторины страны, отвечает на вопросы о премьере шоу в октябре 1990 года.
Как появилось шоу?
Идея телевикторины с угадыванием слов, пока вращается барабан, поделённый на сектора, принадлежала ведущему программы «Взгляд» Владиславу Листьеву, актёру Игорю Угольникову и его знакомому Алексею Мурмулёву. Проживший несколько лет за границей Мурмулёв предложил объединить популярные иностранные телеформаты и перенести их на русскую почву. Работа над новым развлекательным шоу для Центрального телевидения началась летом 1990 года, первый выпуск вышел 25 октября.
Влад Листьев — первый ведущий «Поля чудес»
Кто участвовал в съёмках?
«Поле чудес» было проектом телекомпании ВИД, созданной костяком «Взгляда», поэтому на первых съёмках появлялись все «взглядовцы»: Александр Любимов, Дмитрий Захаров, Александр Политковский и другие. Режиссёр «Поля чудес» Елена Харчевникова рассказала VATNIKSTAN, что на запись также приходили будущий генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст и его заместитель Александр Файфман (в выпуске в честь 30-летия шоу они подарили ведущему «огурчики засола девяностого года»). Режиссёром пилотного выпуска, который вёл Влад Листьев, был ведущий «МузОбоза» Иван Демидов.
Стоп. Разве игру не всегда вел Якубович?
Нет. Леонид Якубович стал ведущим программы спустя год после её выхода в эфир, но в подготовке первого выпуска он участвовал. По совету Алексея Мурмулёва Листьев пригласил на запись специального человека для «раскачки» зала. Мурмулёв вспоминает:
«На австралийском телевидении я впервые увидел людей, специально работающих с публикой. Перед командой „Мотор!“ её немного накручивают, бодрят и посвящают в курс дела: что будет происходить, как лучше реагировать, куда смотреть. Заранее снимались аплодисменты, крупные планы. Я говорю Владу, давай сделаем, как у них? Пусть в „Поле“ не будет замороженных лиц. Есть у тебя такой человек? Надо чтобы он всех растормошил, и мы начнём съёмку».
У Листьева был подходящий знакомый. Им оказался 45-летний конферансье и сценарист Леонид Якубович.
Как выглядела студия?
Совсем не так, как сейчас. Первые выпуски снимались в другом павильоне «Останкино», рассчитанном на два-три десятка человек. Первые декорации обыгрывали мотивы детской повести «Приключения Буратино», откуда выросло название программы («полем чудес» в повести назывался пустырь с мусором). В одном из интервью звукорежиссёр программы Татьяна Дюжикова рассказывала:
«Собрали старые стиральные машины, столетние телевизоры, весь хлам со склада. Покрасили примерно в один цвет и выставили сзади. В первом ряду можно разглядеть антикварные диваны и светильники. „Чёрным ящиком“ стал кофр для баяна, найденный на свалке».
Кем были первые спонсоры?
Спонсоров, готовых предоставить подарки, находил лично Листьев. В 1992 году он объяснял:
«Приходилось ездить к бизнесменам и уговаривать их дать призы под неизвестно что. Фактически они давали под меня, потому что в какой-то степени доверяли».
Известно, что спонсорами первых выпусков «Поля чудес» стали американские компании B&D и Coca-Cola и латвийские производители парфюмерии Dzintars. На самом деле программу также поддержали бюджетные организации — Всесоюзный центр по товарам и услугам министерства металлургии СССР и Московское центральное объединение оптовой торговли сувенирами.
Что дарили игрокам?
В основном бытовую технику (кофемолку, магнитофон, пылесос), посуду (тарелки, сковородки, самовар), одежду (джинсы, рубашки), косметику и сувениры. Призы получали только победители игры и участники, отказавшиеся от денег ради содержимого «Чёрного ящика». Одним из самых ценных подарков считался поднос с жостовской росписью. Пределом мечтаний в суперигре был автомобиль. Чтобы разыграть его уже в первом выпуске, Листьев сам ездил в Тольятти на АвтоВАЗ.
Кстати, игроки. Как они попали на шоу?
Первые участники «Поля чудес» узнали о съёмках новой программы из выпусков «Взгляда» в июле-августе 1990 года. Чтобы оказаться за барабаном, претендентам требовалось прислать в «Останкино» составленный ими оригинальный кроссворд, свой портрет и короткий рассказ о себе. Плагиат, как оговаривалось в анонсе, отбраковывался ещё на подступах: всех недобросовестных авторов ждало «разоблачение».
Заинтересовавшие редакцию авторы получили письма с приглашением на игру.
Кто участвовал в игре?
Студент из Ленинграда, врач из Томска, инженер из Еревана, экономист из Одессы, художник-мультипликатор из Свердловска, артист духового оркестра из Москвы и двое приятелей Алексея Мурмулёва. Один из них, звукорежиссёр Вячеслав Дюбайло рассказал VATNIKSTAN, что помогал авторам игры с разработкой правил. Другой участник, логопед Михаил Попов признался, что знал Листьева и даже выпивал с ним — правда, уже после записи пилота.
(На самом деле это были участники второй записанной игры, но программа дебютировала в эфире именно с ними).
Что лежало в первом «Чёрном ящике»?
Плюшевая детская игрушка от спонсора B&D. Длинношёрстная серая собачка досталась 41-летнему врачу из Томска Валерию Коврижину, который приехал на программу раньше остальных и, оставшись без обещанного гостиничного номера, остановился у родственников. Игрок принципиально отказывался от любых сумм, предлагаемых ведущим. Последней ставкой Листьева стали вынесенные в студию три тысячи рублей, что втрое превышало размер полугодовой зарплаты Коврижина. Потом он рассказывал:
«Я таких денег никогда в руках не держал. По-моему, я их тогда даже не видел».
Вторым «призёром» стал Вячеслав Дюбайло, ему достался плеер Sony Walkman.
Кто написал музыку для шоу?
Большую часть музыки для раннего «Поля чудес» написал мультиинструменталист со стажем Владимир Рацкевич — член группы «Рубиновая атака» и основатель проекта «Вектор» (первой в СССР студии «компьютерной музыки»). Рацкевич создал для программы полноценное звуковое оформление: короткие мелодии для заставки, пока вращается барабан, когда выпадают сектора вроде «Приз» или «Банкрот», если угадана буква и так далее.
Это был один из первых примеров авторского саунд-дизайна для советского телепроекта. Ряд треков, впрочем, выросли из композиций Рацкевича с его дебютного альбома «Задача в общем виде», о котором музыкант рассказывал в программе «Взгляд». Так, взятая с альбома песня «Филателия» почти без изменений попала в заставку первых выпусков «Поля чудес».