в катаев на даче тема произведения
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе В.Катаева «На даче»
Главные герои рассказа Катаева «На даче» — обычная московская семья: папа, мама, пятилетняя дочь и трехлетний сын. Они живут на даче, но жизнь эта далеко не безмятежна. Идет война и по ночам они часто просыпаются от сигнала воздушной тревоги.
Когда взрослые слышат этот хорошо знакомый звук, они берут на руки сонных детей и поспешно спускаются из спальни в столовую, где более безопасно. Потом они долго слушают грохот сотен зениток, которые пытаются сбить вражеские самолеты, крадущиеся к Москве.
Осколки снарядов падают в сад, срезают ветки, стучат по крыше дома. Не смотря на грохот зениток, дети засыпают – сначала сын, потом дочь. Утром отец видит, как дочь играет в саду с игрушечной обезьяной. Она играет в воздушную тревогу. Подражая родителям, девочка укачивает обезьянку и успокаивает ее.
Неожиданно над самым домом проносится большой самолет, и лицо девочки искажается страхом. Отец выскакивает на улицу и старается успокоить дочь. Но она уже успокоилась сама. Пятилетняя девочка легко догадалась по силуэту самолета, что это не враг, это наш самолет.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа «На даче» заключается в том, что война лишает детей полноценного детства. Вместо того, чтобы играть в обычные детские игры, дети во время войны играют в воздушную тревогу. Они привыкают спать под грохот зениток и с малых лет учатся узнавать вражеские самолеты.
Рассказ Катаева учит ценить мир и призывает делать все, чтобы не было войны.
Какие пословицы подходят к рассказу «На даче»?
У войны не детское лицо.
Войной да огнем не шутят.
Мир – дело великое.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
План-конспект урока по рассказу В.П. Катаева «На даче».
I. Стадия «Вызов».
II. Стадия «Осмысление».
III. Стадия «Размышление» (рефлексия).
Оформление урока (на доске)
1. Вступительное слово учителя, запись темы. В.П. Катаев «На даче».
2. Сообщение о писателе.
3. Стадия «Вызов».
Письменное задание.
За 5мин составьте небольшой рассказ по ключевым словам: подмосковская дача, окрестности, сад, звуки, небо, жужжание, родители, дети, игра.
Но сначала вспомним, что такое рассказ, и как он строится.
Вывод. В рассказе нужно написать о том, что произошло на даче.
Чтение нескольких рассказов учащихся.
4. Стадия «Осмысление».
— Оправдались ли наши предположения? (нет)
— О чем пойдет речь дальше? (о войне)
— Какое ключевое слово я вам не назвала? (воздушная тревога)
— Что нужно обязательно учитывать при составлении рассказа? (историческое время)
Вывод. В рассказе пойдет речь о войне.
Сравним название рассказа и его тему.
— Отражает ли название рассказа его тему? (нет, оно ей противоположно).
Знакомство с термином «контраст» (сообщение учащегося).
Найдите в прочитанном фрагменте пример еще какого-либо контраста. (Между сонными соснами и сиреной)
Внесем коррективы в наши предположения.
Дискуссия «Совместный поиск»
Чтение следующего фрагмента.
— Что совпало с нашими ожиданиями?
— Что показалось вам неожиданным, удивительным в поведении героев во время опасности? (игра)
— Какой прием использует здесь автор? (контраст)
— Давайте, обсудим вопрос о том, нужно ли детей ограждать от ужасов войны?
Задание по группам:
Чтение текста Обсуждение.
– Что узнали нового?
— Как развивались события?
— Как вы думаете, можно ли этот эпизод назвать кульминацией? (Нет. С героями ничего страшного не произошло.)
— Почему так подробно описывается бой?
— Какой контраст можно увидеть здесь? (зенитки стреляют – ребенок спит)
— Какие ключевые слова, отражающие военную тематику, встретились в тексте? (Зенитки, разрывы, бой, истребители, шрапнель, бомбардировщики, трассирующие пули)
Чтение следующего отрывка. Обсуждение.
Чтение следующего эпизода. Обсуждение.
4. Стадия « Размышление». (Рефлексия)
— Вспомним наши предположения. (Мы ожидали физических страданий, а узнали о психологических страданиях.)
Война может приносить не только физические, но и нравственные страдания.
(В этом заключается идея рассказа.)
5. Исследовательское «задание»:
— Где еще в тексте встречается контраст?
— Какова роль контраста в произведении?
— С помощью каких средств выразительности речи передается общая атмосфера в рассказе?
(эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, повторы, глаголы действия, эмоционально – окрашенная лексика)
6.Сообщение об эмоционально – окрашенной лексике.
7. Творческое задание (по группам):
— Выпишите из текста примеры изобразительно-выразительных средств речи и стилистических фигур. Объясните их роль в тексте.
8 Бинарный вопрос. (Да. Нет.)
— Забудут ли дети испытанный ужас?
Не бывает совсем не пострадавших от войны.
1. Ответить письменно на вопросы (стр. 20-по вариантам.)
2. Выучить определение « контраста».
Учился в Одесской гимназии. С девяти лет начал писать стихи, некоторые из них были напечатаны в одесских газетах, а в 1914 впервые стихи Катаева опубликовали в Петербурге в журнале «Весь мир». С началом первой мировой войны он поступил вольноопределяющимся в действующую армию, в артиллерийскую бригаду, где пробыл до лета 1917.
Октябрьскую революцию встретил в одесском лазарете, где лечился после ранения на румынском фронте. Демобилизовавшись, сделал первые попытки писать прозу. В 1919 был призван в Красную Армию, исполнял обязанности командира батареи, затем был отозван из армии и назначен заведующим окнами сатиры в одесском РОСТА: писал тексты для агит-плакатов, частушки, лозунги, листовки. В 1921 был послан для налаживания аналогичной работы в Харьков.
В 1922 переехал в Москву, публиковал свои фельетоны в газетах «Гудок», «Труд», «Рабочая газета», не оставляя работы над художественной прозой. В 1925 опубликовал повесть «Растратчики», замеченную и критикой, и читателями. Эта повесть была инсценирована, спектакль с успехом шел с 1928 на сцене МХАТа. Окрыленный признанием, Катаев пишет комедию «Квадратура круга», тоже имевшую шумный успех. С тех пор постоянно писал для театра.
В 1932, совершив поездку на строительство Магнитогорска, Катаев пишет роман-хронику «Время, вперед!», ставшую важной вехой в его творчестве.
В 1936 публикует роман «Белеет парус одинокий»; много работает для «Правды»: пишет фельетоны, очерки, заметки, статьи. В 1937 выходит повесть «Я сын трудового народа». Во время Отечественной войны работал в Радиокомитете и в Совинформбюро на заграницу. Был военным корреспондентом «Правды» и «Красной звезды», где печатались его очерки с фронта. В этот период были написаны рассказы «Третий танк», «Флаг», повести «Жена», «Сын полка», пьесы «Отчий дом», «Синий платочек».
В 1949 вышел роман «За власть Советов». В 1955 был создан журнал «Юность», главным редактором которого стал В.Катаев. Здесь в 1956 был опубликован роман «Хуторок в степи».
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Перед рассветом мы проснулись от знакомого звука. Мы прислушались. Окно было тщательно заделано темным одеялом. Для того чтобы лучше слышать, я потушил лампочку, отогнул край одеяла и посмотрел на щель. Зрение помогло слуху. Я увидел сонные сосны подмосковной дачи. В сером небе дрожал розовый Марс. Звук, разбудивший нас, определился. Не могло быть сомнений: воздушная
тревога. Хроматическая гамма сирены, настойчивая и угрожающая. Теперь к ней присоединился непрерывный крик паровоза на ближайшей станции. Раздались гудки фабрики. Окрестности кричали. Мы быстро оделись и побежали к детям. Жена взяла девочку, а я мальчика.
заключалась в том, что я брал его на руки и качал, как грудного, в то время как это был уже вполне сознательный трехлетний человек, с довольно большим запасом слов и твердой походкой. Ему нравилось чувствовать себя грудным.
— Папа, я маленький, да?
— Да. Ты совсем крошечный. Ты еще не умеешь говорить, ходить и есть с ложки. Ты еще сосешь соску.
Это его безумно смешило, и он улыбался нежной и томной улыбкой, именно так, как, по его понятию, должен был улыбаться грудной младенец.
Теперь, когда мы спускались по лестнице, он проснулся. Ему пришло в голову, что я нарочно вынул его ночью из постели, чтобы поиграть.
Он сказал, хватая меня руками за щеки:
— Папа, я маленький? Да? Я еще сосу соску?
Девочка Женя сидела на руках у жены и смотрела понимающими глазами. Она была старшая. Ей было пять лет. Мы принесли детей в темную столовую и положили их на диван. Жена закрывала их руками, как наседка закрывает своих цыплят крыльями.
Вокруг стреляли зенитки. Сотни зениток. Дача тряслась. В небе бегали розовые звезды разрывов. Среди них был неподвижен только Марс. Осколки сыпались, свистя и сбивая ветки. Осколки стучали по крыше. Лучи прожекторов метались среди сосен, как пальцы слепого, щупающие темное лицо убийцы. На безумной высоте шел воздушный бой. И среди стремительного жужжания ночных
А днем я сидел у открытого окна и смотрел в сад. Дорожки были усыпаны срезанными ветками. Среди них валялись зубчатые осколки снарядов.
— Ничего, сынка, не бойся. Тебя не убьют. Тебя, может быть, ранят осколком. Спи спокойно. Это не фугаски, это зенитки.
Вдруг над самой крышей раздался оглушительный шум моторов.
Девочка посмотрела вверх. Лицо ее исказилось ужасом. Оно застыло в страшной гримасе. Оно стало как маска. Уши страшно покраснели. Она выронила из рук обезьяну и закричала взрослым голосом, от которого волосы зашевелились у меня на голове.
Я выскочил в окно и бросился к ней. В этот же миг очень низко, почти задевая трубы, обдавая грохотом моторов и горячим ветром, над нами пролетела машина, в четыре раза большая, чем наша дача. Это был наш транспортный самолет.
Я присел перед девочкой на корточки и обнял ее, успокаивая:
— Ах ты, моя глупенькая, ах ты, моя маленькая, не бойся!
Но она уже была совершенно спокойна. Она с любопытством следила своими светлыми, немного зелеными глазами простого котенка за удаляющимся самолетом.
Наконец она сказала:
Катаев «На даче», кто главные герои, какая главная мысль?
История происходит в начале войны в 1941 году. Русская семья жившая в селе испытала весь ужас войны. Во время воздушного боя на их участок и на село в общем летели обломки и осколки от самолетов.
Главных героев в рассказе всего двое.
Первый герой это мальчик Павлик.
Вторая героиня это девочка Женя, которая на утро уже научилась определять, где вражеский самолет, а где советский.
Главная мысль заключается в понимании, что дети того времени навсегда лишились детства. Их детство было в страхе быть убитыми. Они каждый день слышали взрывы, свист пуль. В неясном ожидании они не осознавали, за что им это.
Автор учит нас любить свою Родину и ценить жизнь вне этих событий. Автор хочет донести до читателей ужас войны.
Здесь можно прочитать краткое содержание произведения.
Старый деревенский дом. Живут в нем люди, но рассказ не о них. Такса Фунтик, кот Степан. их никак не берет мир.
А шкатулка однажды заиграла. Сыграла песню про шотландские горы и все, что еще знала. И снова замолчала. А теперь в Москве рассказчик вспоминает эту шкатулку и других жильцов старого дома.
И надеется, что рассказал про ходики, дождь и Фунтика нам всем не зря.
Надо только суметь приглядеться и прислушаться к этому миру хоть иногда, в нем же столько интересного.
К.Паустовский рассказ «Собрание чудес» написан от лица автора. Главные герои рассказа мальчишки Ленька и Ванька, два разных по характеру мальчика. Ленька все разговоры сводил на деньги, он не думает о последствиях, им руководит жажда наживы. Ванька не любит и не уважает Леньку, мальчик боится, что такие люди как Ленька погубят его любимый лес, вырубят все деревья и не пожалеют даже молоденькой березки. Мальчики подрались и Ленька ушел обратно в деревню.
По дороге автор и мальчики заходят к Василию Лялину, старожилу тех мест, старик обладает благородной внешностью и любит свой край, знает историю села, каждую тропинку, каждый кустик.
Главная мысль рассказа «Собрание чудес» учит ценить окружающий мир, видеть красоту природы, беречь и чаще бывать на природе. Рассказ учит умению видеть живую красоту рядом.
Главные герои этого рассказа Алексея Николаевича Плещеева:
Главная мысль: нужно всячески поощрять стремление детей посещать школу и внимательно прислушиваться к их пожеланиям.
Пингвины, оказывается, очень любопытные. А поскольку они до этого людей никогда не видели, то им интересно все: и как вода из рукомойника капает, и как примус шумит, и даже как человек хлеб в рот кладет.
На самом деле даже жизнь пингвинов может дать много интересного для размышлений и понимания этих необычных птиц!
Пьеса «Каменный гость» А. С. Пушкина входит в цикл «Маленькие трагедии». В ней автор использовал «вечный образ» женского обольстителя и бесстрашного дуэлянта Дон Гуана (Жуана) и дал новую интерпретацию этому герою: впервые Дон Гуан стал героем не комедии, а трагедии.
Главная мысль: каждый человек заслуживает наказания за свои проступки и прегрешения: Гуан, проживший развратной и нечестной жизнью, не может обрести счастье.
В катаев на даче тема произведения
В.П. Катаев родился в 1897 году и умер 1986 году. Был братом Е.П. Петрова, героем Социалистического труда. В литературе прославился как драматург, прозаик. Писал сценарии.
Рассказ Валентина Катаева «На даче» написан в первый год Великой Отечественной войны.
В этом произведении говорится о семье, которая жила на даче. Однажды ночью их разбудил звук: воздушная тревога. К этому настойчивому и угрожающему вою сирены «присоединился непрерывный крик паровоза… Раздались гудки фабрики. Окрестности кричали». Схватив детей, родители спустились вниз по лестнице. «Вокруг стреляли зенитки… Дача тряслась… Осколки сыпались, свистя и сбивая ветки, стучали по крыше… На безумной высоте шел воздушный бой…» Здесь автор использует художественный прием – антитезу. Сравнивая название и военную тематику.
В рассказе говорится о беззащитности и уязвимости мирных людей, об их физических и психологических страданиях. Те, кто не принимает участия в вооруженном конфликте, могут испытывать особенно тяжелые последствия.
Особенно мне запомнился эпизод, когда автор, глядя днем в окно, увидел в саду свою пятилетнюю дочь. Она «… бережно несла большую обезьянку, тщательно одетую в пальто и валенки. Обезьянка была ее сыном, она – матерью…». Девочка сказала обезьянке: «Ничего, сынка, не бойся. Тебя не убьют. Тебя, может быть, ранят осколком. Спи спокойно. Это не фугаски, это зенитки…» Меня поразили сказанные пятилетней девочкой слова, которая уже, видимо, думает по-взрослому и понимает всю опасность войны. Война способна принести гражданскому населению страдания даже без бомбежек и авиационных налетов.
История эта заставила меня задуматься о том, что пережили мирные люди в первые дни войны.
Прочитанный рассказ мне очень понравился тем, что здесь показано семейное тепло и любовь, что в таких сложных и опасных ситуациях люди сплачиваются.
На даче (Катаев)
Повествование ведётся от первого лица.
Рассказчик и его жена проснулись перед рассветом, на подмосковной даче. Их разбудил знакомый звук воздушной тревоги. Быстро одевшись, они бросились в детскую. Рассказчик взял на руки сына Павлика, его жена — дочь Женю. Супруги понесли закутанных в одеяла детей в низ по лестнице.
По дороге Павлик проснулся и решил, что отец играет с ним «в маленьких». Рассказчик часто играл с сыном в эту игру — брал его на руки и укачивал как грудного ребёнка. Павлик, «сознательный трехлетний человек, с довольно большим запасом слов и твёрдой походкой», любил чувствовать себя младенцем, который не умеет ходить, есть с ложки и сосёт соску, это его безумно смешило.
Женя тоже не спала. Ей было пять лет, и она уже всё понимала. Семья сидела в тёмной столовой, а над Москвой шёл воздушный бой.
Среди стремительного жужжания ночных истребителей, ухо напряжённо ловило характерный, зловещий звук немецкого бомбардировщика, пробирающегося к Москве…
Утром рассказчик увидел Женю во дворе, на дорожке, усыпанной сбитыми ветками и зубчатыми осколками. Она несла большую плюшевую обезьяну, одетую в пальто и валенки Павлика, нежно укачивала её и уговаривала не бояться.
Вдруг раздался оглушительный рёв моторов и над крышей дачи, очень низко, пролетел огромный транспортный самолёт. Женя застыла от ужаса, а потом закричала. Рассказчик выскочил в окно, бросился к дочери обнял её и начал утешать, но девочка уже успокоилась. Проводив взглядом самолёт, Женя спокойно сказала, что уже не боится: «Я думала, что это едет война, — а это наш — четырёхмоторный „СССР“».