в комнату вошел старик лет тридцати
Марья Гавриловна из «Метели» Пушкина была уже немолода: «Ей шел 20-й год».
Ивану Сусанину на момент совершения подвига было 32 года.
Старухе процентщице из романа Достоевского «Преступление и наказание» было 42 года.
Старикану кардиналу Ришелье на момент описанной в «Трех мушкетерах» осады крепости Ла-Рошель было 42 года.
Из записок 16-летнего Пушкина: «В комнату вошел старик лет 30» (это был Карамзин).
* Три периода в жизни женщины:
1. Когда она не боится выдать свой возраст.
2. Когда она боится выдать свой возраст.
3. Когда возраст выдаёт её.
Разные интересные мысли о возрасте.
* К чему вам в вашем возрасте здоровье?
Дела, которые вас раньше заботили, теперь вам безразличны.
Ваш муж лучше спит в кресле рядом с ревущим телевизором, чем в постели.
У вас есть 3 размера одежды в шкафу, 2 из которых вы никогда не будете носить.
Но старое лучше в некоторых вещах: старые песни, старые фильмы. И лучше всего, старые друзья!
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
В комнату вошел старик лет тридцати
По Интернету (вконтакте, одноклассниках и на форумах) распространился следующий текст, много раз его встречала, а сегодня вспомнили в разговоре.
— Старухе-процентщице из романа Достоевского «Преступление и наказание» было 42 года.
— Маме Джульетты на момент событий, описанных в пьесе, было 28 лет.
— Марья Гавриловна из «Метели» Пушкина была уже немолода. Ей шёл 20 год.
— Ивану Сусанину на момент совершения подвига было 32 года (у него была 16-ти летняя дочь на выданье).
— Старикану кардиналу Ришелье на момент описанной в «Трёх мушкетерах» осады крепости Ла-Рошель было 42 года.
— Из записок 16-ти летнего Пушкина: «В комнату вошел старик лет 30-ти». Это был Карамзин.
Так вот.
Это все притянуто за уши и вообще неправда!
А чуть раньше говорится, что Джульетте нет ещё 14 лет:
Она ребенок. Ей в новинку свет
И нет еще четырнадцати лет.
— Марья Гавриловна из «Метели» Пушкина была уже немолода. Ей шёл 20 год.
Кто дал такое определение: «немолода»? Во всей повести не встречается ни слово «молода», ни «немолода».
Первоисточник о возрасте говорит только следующее:
«В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу.»
Вспоминается неприличный анекдот про коров и двух быков: молодого и опытного. Так что угасание тут не в смысле старости, отнюдь.
Про пожилой возраст есть такая же «сенсация», но там не вникала, кроме того, что
— Лев Толстой в 83 года управлялся на поле с косой так, что за ним не могли угнаться молодые косцы.
Он умер в 82. Про молодых косцов не нашла. Единственное, подумала, что, может, его крестьяне намеренно не обгоняли графа?
В КОМНАТУ ВОШЕЛ СТАРИК ЛЕТ ТРИДЦАТИ
16-летний Пушкин написал о Карамзине: «В комнату вошел старик лет 30». Это можно было бы списать на юношеское восприятие возраста. Сказал же мне 15-летний сын в мои 35: «Батя, когда я буду такой старый, как ты, мне уже тоже ничего не нужно будет». Но вот слова Ю.Тынянова: «Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было тридцать четыре года – возраст угасания».
Сегодня вполне серьёзно обсуждают, не заканчивается ли юношеский возраст лишь к 30-ти годам. Повернётся ли у кого-нибудь язык сказать о 42-летней госпоже N – президенте банка, давшего кредит под хороший процент: «Старуха»? Внешние и внутренние границы старости на карте жизни разительно изменились и продолжают изменяться.
В настоящее время пятую часть населения наиболее развитых регионов составляют лица в возрасте 60-ти лет и старше, а к 2050 году, по прогнозным оценкам, их доля возрастёт до трети».
Это не только становится экономической проблемой, но и серьёзно сказывается на возрастной структуре занятости, межпоколенных отношениях, социо-культурном ландшафте. Использование потенциала старости привлекает всё большее внимание исследователей, выходящее далеко за пределы только геронтологии и гериатрии, как это ещё недавно было.
Дать единое определение старости, вывести какую-то её общую формулу по существу невозможно.
Хронологическая старость. У древних греков возрастом старости считался время от 43-х до 63-х лет, в Древнем Риме – от 60-ти лет. По действующим сегодня критериям Всемирной Организации Здравоохранения, это возраст от 75-ти до 89-ти лет. Ей предшествует пожилой возраст – от 60-ти до 74-х лет. За ней следует возраст долгожительства.
Физиологическая старость – «Заключительный период жизни, характеризующийся ограничением адаптационных возможностей организма и морфологическими изменениями в различных органах и системах». Слово «человек» в таких определениях не обязательно – они с равным успехом подходят и для животных. С физиологическим старением связано представление о старости как болезни, которую можно предупреждать и лечить. К нему восходят старые и новые идеи замедления старения и продления жизни лет до 200–300.
Социальная старость – «заключительный период человеческой жизни, условная граница которого с периодом зрелости связана с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества». Её возрастные границы широко варьируют в зависимости от культуры, времени, общественного уклада и т.д.
Психологическая старость не совпадает с остальными её гранями. «Трагедия не в том, что мы стареем, а в том, что остаёмся молодыми» – заметил Виктор Шкловский. «Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!» – вторит ему Фаина Раневская и добавляет: «Старость – это просто свинство. Я считаю, что это невежество бога, когда он позволяет доживать до старости». В широком смысле слова психологическая старость это то, как проявляют себя названные выше стороны в поведении и переживаниях человека. Здесь можно выделить, по крайней мере, три аспекта.
Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!
Первый связан с возрастными изменениями психики – от незначительных до патологии – и выходит далеко за пределы темы этого очерка. Единственное, что хотелось бы заметить, это то, что вклад индивидуального здесь значительно больше, чем собственно возрастного.
Второй фокусируется на психологической переработке всего того, что приносит с собой возраст, или, иначе говоря, о приспособлении к старости, совладании с ней. Многие авторы пытались типологизировать психологию старости. Упомяну лишь выделенные Д. Бромлеем стратегии приспособления:
1. Конструктивный – отношение к старости положительно, она переживается, я бы сказал, как бабье лето с праздником урожая. Это стратегия хорошо интегрированной, зрелой, полагающейся на себя личности, позволяющая принять возраст и получать удовольствие от жизни, несмотря на её конечность.
2. Зависимый – в общем позитивное восприятие старости, но с тенденцией ожидать от других помощи в обеспечении жизни и душевной поддержки. Оптимизм сочетается с непрактичностью.
3. Оборонительный – подчёркнутая независимость, необходимость быть в действии, стремление работать как можно дольше, сожаления о прошедшей молодости. Придерживающиеся этой стратегии не любят делиться проблемами, склонны держаться привычек и т.д., прямо и косвенно настаивая на том, что они «о’кей» и справляются с жизни сами. Это проявляется даже в семье.
4. Враждебный – старость, уход на пенсию не принимаются, будущее окрашено страхом беспомощности, смерти. Напряжение разряжается через повышенную активность и при этом недоверчивость, подозрительность, агрессивность, обвинения в своих неудачах других, враждебность к молодежи, злость на весь мир.
Хотя у каждого при знакомстве с этими стратегиями возникают ассоциации с живыми людьми, это только стратегии, типы приспособления, а не типы людей, в жизни которых разные стратегии могут сочетаться и изменяться.
Третий аспект – личностное развитие. По Э. Эриксону, в старости разрешается конфликт «цельность – безнадёжность». Неблагоприятное его разрешение – отчаяние из-за неудавшейся, несложившейся жизни, безвозвратно упущенных возможностей; благоприятное – мудрость, спокойная подготовка к уходу (5-я vs. 1-ая стратегии по Д. Бромлею).
Молодость с учетом того, как разрешение более ранних конфликтов развития встречалось с жизнью, решала конфликт близости и одиночества: способности разделять свою жизнь с другим без страха потерять себя и ухода в одиночество, по существу – способности и неспособности к любви.
Зрелость – разрешение конфликта «производительность – застой»: чувство сопричастности, забота о других vs. самопоглощённость. На ходе разрешения конфликта старости серьёзно сказывается разрешение конфликтов предшествующих стадий развития. Но она бывает способна на такие прорывы в личностном развитии, которые не всякой молодости по силам.
Цифры цифрами, но где тот порог, переступая который, человек может сказать себе, что вступает в неё?
На языке essentia говоря, там, где физическое старение достигает некоей критической массы и встречается с критическим сужением поля занятости и социальной востребованности. В сегодняшних западных (информационно-технологических) обществах социальным порогом старости считается выход на пенсию по возрасту, но кто-то уходит на неё в декретированном возрасте, а кто-то не уходит вообще.
На языке existentia, старость – это когда человек чувствует себя старым и строит свои поведение и жизнь, исходя из этого чувства. Само по себе это не определяет качества переживания старости: оно складывается в её встрече с индивидуальным опытом жизни, изменяющимся местом старости в социальных системах, социо- и этнокультурными портретами старости и стереотипами отношения к ней у поколения детей и т.д. Но так или иначе в старости сходятся и представлены в сгущённом виде основные данности существования – «неизбежность смерти каждого из нас и тех, кого мы любим; свобода сделать нашу жизнь такой, какой мы хотим; наше экзистенциальное одиночество и, наконец, отсутствие какого-либо безусловного и самоочевидного смысла жизни» (И.Ялом).
Лет 10-12 тому назад мне пришлось консультировать человека, обратившегося по поводу отношений со своим другом: «Разрываюсь между желанием помочь ему, что – понимаю! – не в моих возможностях, и обидой». Его друг – талантливый учёный из тех, кого уважительно называют self-made-man, пробивший дорогу в жизни и науке собственным лбом, прямой, требовательный и категоричный, своего рода романтик бескомпромиссности, отнюдь не лишенной односторонности и чреватой конфликтами. Поначалу это помогает ему и выводит на достаточно высокий служебный уровень, где его набыченность всё больше вступает в противоречие с требуемой на его посту гибкостью в административных и человеческих отношениях, приводя его к конфликтам и периодическим депрессиям с выраженной психосоматической компонентой. В 60 он оказывается перед лицом выбора между унизительным для него переходом под начало одного из своих подчинённых и уходом на пенсию, чувствует себя загнанным в угол, выбирает второе и погружается в депрессию, замыкающуюся в порочный круг с теперь уже действительно медицинскими проблемами.
Не менее светло восприятие старости Михаилом Пришвиным: «Вот счастье бывает какое – дожить до преклонного возраста и не склоняться, даже когда согнётся спина, ни перед кем, ни перед чем, не отклоняться и стремиться вверх, наращивая годовые круги в своей древесине». И в другом месте: «Я теперь опираюсь не на количество лет, а на качество дней своих. Дорожить надо каждым днём своей жизни». В последнюю свою осень (на 81-ом году) он даёт блестящую метафору своего восприятия старости: «Осень в деревне тем хороша, что чувствуешь, как быстро и страшно проносится жизнь, ты же сам сидишь где-то на пне, лицом обращённым к заре, и ничего не теряешь – всё остаётся с тобой».
Коль скоро старость уж дана нам, это наша свобода – мучиться ею или получать от неё удовольствие.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
16-летний Пушкин писал: «В комнату вошел старик лет 30»
Этот список цитат можно продолжать и далее и было бы очень весело, если бы не было так грустно. Ведь 9 февраля мне 39 лет.
Наверное в отличие от классиков, сегодня, это время юности. Я не утешаю себя, я смотрю на жизнь. Сколько людей в 40 лет не женатых и ещё студентов не познавших работы по профессии.
В моей жизни много молодёжи, а для других, это показатель отсутствия серьёзности. Но недавно я смотрел фильм про египетского монаха-пустынника, фильм «Последний отшельник». Монах сказал, что жизнь христианина с Богом и его жизнь как монаха, это путь из гордости в смирение, из независимости в зависимость и из взрослого в ребёнка.
Но вот мой 14 летний тёзка меня порадовал. Для меня в 14 лет уже 30 летний казался стар как динозавр) Теперь о 70 летнем я не скажу, что он старый человек, он просто пожилой. Ведь если будет мне 70 лет, ну как я назову себя молодого старым!)))
И всё же прожита не малая часть жизни. Если бы я жил с нуля, поменял бы я что-то или нет? Наверное эти 39 лет я прожил бы так же. Всю жизнь мне что-то приходилось скрывать от других. С трёх лет отроду мне запрещалось говорить о моём даре чтобы не осмеяли, в школьные годы скрывать веру в Бога, когда висели по школе стенгазеты атеистические. Я тайно в собор Борисо-Глеба прихожу, а там моя учительница по латышскому языку от меня за колонной прячется. А мне радостно, как двум кровью повязанным теперь преступникам)))
Однажды Вангу спросили: «Скажи, твой дар от Бога или от дьявола?», она долго думала и сказала: «Не знаю. Главное не от кого дар, а как его использовать, в добро или зло!» Ко мне обращается много народа из-за границы. Есть вещи, которыми я могу поражать людей и тоже спрашивают, как можиете это видеть и знать. Один парень мне как-то сказал: «Мы сейчас живём в такое страшное время, когда небо к Богу закрыто и все чудеса только от дьявола и они даются ради прельщения человека» И вот тут вспоминается Ванга. Главное как свой дар использовать. Компьютер, это тоже технология скорее всего не от Бога, но его можно использовать во благо дружбы, общения, духовного учения и познания. Через эту вещь я и нашёл лучших своих друзей, виртуально соприкоснулся с теми святынями с которыми не смог ещё соприкоснуться реально.
39 лет. Но я духовно только росту. Когда выросту, тогда у меня не будет денег, компа, красивых вещей, будет только большая борода, ряса и молитвы в голове. Наверное это и будет самое большое счастье, к которому должен стремиться человек. Ведь как сказал один монах египетский :«Моя сила в моих лишениях!» Моя сила сегодня тоже в моих лишениях. В лишении семьи, детей, богатства. Но многое ещё тяготит. Когда лишусь всего, даже возможности жить на своей родине, тогда я буду ещё более сильный. А будь у меня сегодня все блага мира, я бы был духовно слабым человеком.
Есть библейская молитва, слова которой я всегда повторяю : «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне прежде, нежели я умру. Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом. Дабы пресытившись я не отрёкся от Тебя и не сказал :»Кто Господь?» и чтобы обеднев не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе.»
И закончу я своим новым стихом
Опять мне грустно и сердцу больно
Опять один я в ночной тиши
Всё хватит, хватит. кричу «Довольно!»
Судьба разбила мои мечты
Осталось детство в далёкой дали
И юность как-то уже прошла
О как же больно, Вы если б знали
Душа покоя, нет не нашла.
Проходят годы, летят как птицы
Пустыня смерти ждёт впереди
Припасть к ключу бы воды напиться
Куда не глянешь, лишь миражи.
И сердце бъётся устало больно
И серебриться уж седина
И в одиночестве дышу я вольно
Но эта воля мне как тюрьма.
Факты?
Помните подборку, которая не так давно массово «гуляла» по интернету?
Все читавшие очень переживали, что раньше люди в 16 лет армиями командовали, в тридцать на пенсию выходили, а сейчас все такие инфантильные, что мама не горюй. Но давайте выясним, насколько все эти факты правдивы и правильно ли истолкованы.
1. Возраст матери Джульетты исследователи вычисляют по одной фразе:
Также у Шекспира есть упоминание о возрасте Джульетты:
Выходит, что сеньоре Капулетти может быть 28 лет, а то и меньше. Но почему это должно нас удивлять, если мы наблюдаем историю любви 14-летней девушки и 16-летнего юноши? Кто-то искренне переживает, что не стал родителем в 14 лет?
2. Возраст Марьи Гавриловны из «Метели» Александра Сергеевича Пушкина.
Единственное упоминание в рассказе о возрасте героини:
«В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу. Она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей».
Столько лет ей было к моменту венчания, а объяснение с Бурминым произошло через три с лишним года. Посему никак не мог ей идти 20-й год.
3. Бальзаковский возраст.
Это выражение стало популярным после выхода в 1834 году «Тридцатилетней женщины» Оноре де Бальзака. И бесспорно, что «бальзаковским возрастом» действительно можно считать возраст от 30 лет. Непонятно другое, отчего это выражение имеет столь уничижительный, в лучшем случае уничижительно-шутливый, характер? Ведь Бальзак описывает вовсе не старушку, которая уже не знает куда себя деть, а женщину в самом расцвете своей красоты и сил.
4. Возраст Ивана Сусанина.
Спасибо неизвестным сетевым исследователям, которые наконец-то поставили точку в вековых спорах о возрасте Сусанина. Жаль только, что современные историки пока не в курсе и продолжают называть временем рождения Ивана Осиповича «последнюю треть XVI века», что согласитесь дает большой разброс по возрасту, если учесть, что погиб Сусанин осенью 1612 или зимой 1613 года.
5. Возраст старухи-процентщицы.
Вот это вообще постыдное вранье! Все же в школе читали роман Достоевского!
«Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая».
Стыдно, граждане, стыдно.
6. Возраст Анны Карениной.
«Я начну сначала: ты вышла замуж за человека, который на двадцать лет старше тебя».
Упоминания о возрасте Алексея Александровича Каренина я в романе не нашла. Но отчего-то самая распространенная в сети версия гласит, что Каренину было 44 года, а вовсе не 48 или 46. И это уже противоречит объявленным 28 годам Анны.
Да-да, не Ришелье, а Ришельё. Осада Ла-Рошели длилась целый год с сентября 1627 по октябрь 1628. На момент начала осады кардиналу Ришельё действительно было 42 года, но разве кто-то считал его стариком? Почему мы должны удивляться его возрасту? Не понимаю.
8. 30-летний Каразмин и 16-летний Пушкин.
Просто праздник невежества. Только непонятно какого: исторического или математического. Полагаю, что обоих.
Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года.
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года.
Теперь посчитаем: Пушкину исполнилось 16 лет в 1815 году, соответственно Карамзину тогда было около 49 лет, а никак не тридцать. Ай да Пушкин! За три года до своего рождения увидел Карамзина, да ещё оставил об этом запись, притворившись 16-летним.
9. И снова про Карамзина.
Время нравиться прошло,
А пленяться, не пленяя,
И пылать, не воспаляя,
Есть дурное ремесло.
Речь о человеке разочарованном, а не старом.
Ну что, вы всё ещё верите в сетевые факты? Тогда они идут к вам!
Источник: «Livelib. сохраняем знания».
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+