в личном кабинете налогоплательщика пропала квартира
Из-за профилактических работ в сервисе налоговой службы у собственников исчезли данные о квартирах
В «Личном кабинете» налоговой службы России для физических лиц ведутся профилактические работы. Из-за этого пользователям приходят уведомления об изменении характеристик имущества и «пропадают» квартиры из списков имеющейся собственности.
3 и 4 марта автоматический онлайн-сервис налоговой службы начал рассылать пользователям «Личного кабинета» уведомления об изменениях характеристик имущества. Зайдя в свой «кабинет», собственники с удивлением обнаруживали, что изменения значили «пропажу» из списка налогооблагаемого имущества квартиры. При этом автомобили, земельные участки и другое имущество оставалось на месте.
Обеспокоенные пользователи начали массово подавать через онлайн-сервис заявления на уточнения списка имущества. Сутки спустя данные о квартирах вернулись на место. Как оказалось, сейчас в налоговых инспекциях Приморского края проводятся работы по уточнению сведений, содержащихся в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика – физического лица», об объектах имущества.
В связи с чем УФНС России по Приморскому краю сообщает об отсутствии необходимости направлять заявления об уточнении данных. Налоговыми органами самостоятельно проводятся мероприятия по уточнению сведений об объектах имущества.
После завершения соответствующих мероприятий актуальная информация об объектах будет отражена в «Личном кабинете» пользователя во вкладке «Мое имущество». Сейчас в «Личный кабинет» доступ затруднен. Может появиться уведомление о том, что «произошла нештатная ситуация» и авторизация не осуществляется. Или пользователь может зайти, но данные будут зависать и не догружаться.
Чем грозит неуплата налога на имущество по вине налоговой?
У меня есть имущество — ⅓ доли в праве собственности на квартиру. Но мне уже который год не приходят уведомления о налоге. Я ходила в инспекцию — говорят, я пенсионерка по старости. И хотя это не так — мне всего 25 лет, — разводят руками и объясняют, что ничего изменить не могут. В личном кабинете на сайте налоговой я тоже пенсионерка по старости.
Три года назад я, как честный человек, написала через сайт ФНС обращение — пришла отписка. Ходила в налоговую — они ничего не сделали. В личном кабинете тоже ничего поменять не могу.
Чем мне грозит данная ситуация, учитывая, что я писала обращение в налоговую? С учетом срока давности мне же могут выставить сумму налога на недвижимость только за последние три года? Будут ли пени?
К сожалению, когда начисляют налоги, ошибки случаются часто. Но налогоплательщик все равно обязан своевременно и в нужном объеме исполнять свои обязанности, даже если ИФНС ничего не начисляет.
Перед вами сейчас две задачи. Первая — исправить сведения, из-за которых ошибочно не начисляется налог и не приходят уведомления. Вторая — разобраться с уплатой налога на имущество с минимальными для вас потерями. Расскажу, как это сделать.
Исправлять ошибку должны там, где она появилась
Сразу скажу, налоговая вам в этом не поможет — обращаться туда бесполезно.
Налоговая рассчитывает и начисляет сумму налога на имущество на основании сведений из Росреестра. К таким сведениям относится информация об объекте недвижимости и его владельце.
Соответственно, ошибочная информация о владельце недвижимости, скорее всего, содержится в базе данных Единого государственного реестра недвижимости — ЕГРН.
Вот как проверить, все ли сведения в ЕГРН корректны:
Учитывая ситуацию, которую вы описали в вопросе, ошибка, скорее всего, в дате рождения владельца. Думаю, неверно указан год. Поэтому в документах прежде всего обратите внимание на этот момент.
Как исправить ошибку в данных Росреестра
Чтобы исправить ошибку, нужно обратиться в Росреестр с заявлением об исправлении технической ошибки. Форма заявления установлена в приложении 2 к приказу Росреестра от 19.08.2020 № П/0310.
К заявлению надо приложить:
В вашем случае будет достаточно паспорта и выписки из ЕГРН.
Заявление и документы проще всего подать через МФЦ. Сотрудник поможет заполнить форму, сделает копии необходимых документов и сам направит все в Росреестр. Это бесплатно, госпошлину платить тоже не надо.
Росреестр обязан исправить ошибку в течение трех дней с момента получения заявления. Еще три дня ведомству дается, чтобы уведомить заявителя. Можно позвонить в МФЦ и узнать, все ли готово.
Когда ошибку исправят, вам придет уведомление и, возможно, новая выписка из ЕГРН. Если выписку не пришлют, запросите ее сами.
Если Росреестр откажется исправить ошибку
Поскольку ошибка техническая и затрагивает только персональные данные владельца недвижимости, такой исход маловероятен. Но если Росреестр отказал, то придется обжаловать решение.
На первом этапе жалобу подают на имя руководителя территориального органа Росреестра, который отказал во внесении изменений. Или сразу в центральный аппарат ведомства. Чтобы направить жалобу электронно, можно воспользоваться сервисом «Обращения граждан» на сайте Росреестра. Или подготовить письменную жалобу и послать ее по почте.
Если досудебный порядок не поможет решить вопрос, придется обращаться в суд — оспаривать незаконное решение Росреестра и требовать внести исправления в ЕГРН.
К Росреестру нужно подавать административный иск в порядке главы 22 КАС РФ.
Иск подают в районный суд по месту нахождения подразделения Росреестра, решение которого оспаривается. Если полномочия этого подразделения распространяются на несколько районов, то иск можно подать в районный суд по месту нахождения объекта недвижимости и его владельца — там, где возникла спорная ситуация и ее последствия.
Положительное решение суда станет основанием для того, чтобы Росреестр исправил ошибку.
Как обновить сведения в налоговой
Не стоит дожидаться, пока Росреестр направит в налоговую обновленные сведения. Может пройти много времени, а это не в вашу пользу.
Вот как следует поступить:
Дальше все зависит от того, какое решение примет налоговая инспекция. В любом случае налоговики проверят сведения и документы, которые вы представите, обработают их и внесут в свои базы.
Сколько придется платить
Налоговая вправе сделать перерасчет за три года, предшествующие календарному году, в котором она направит уведомление. Когда ошибку в сведениях о налогоплательщике исправят, инспекция составит уведомление и направит его налогоплательщику. После этого надо заплатить налог за три года. Но оснований для начисления пеней или других санкций у ИФНС нет. Если их применят, можно смело это оспаривать.
Вот что можно использовать в качестве аргументов и на какие нормативные акты ссылаться:
Разделы 6 и 7 письма ФНС от 07.06.2019 № БС-4-21/11002 PDF, 298 КБ
Налогоплательщик обязан сам платить налоги, но это общее правило. В некоторых случаях, в том числе при уплате имущественных налогов физлицами, применяется не общий, а специальный порядок. То есть налоговая должна исчислить налог и направить налогоплательщику уведомление, прежде чем у него появится обязанность заплатить его. В уведомлении должна быть указана сумма и сроки платежа. Такой порядок — существенный элемент налогового обязательства.
Если решите поспорить с налоговой
Если налоговая инспекция не отвечает, присылает отписки или вы не согласны с ее решениями или действиями, все это можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган. Действуйте официально, согласно установленному порядку. Если это не даст результата, остается только суд.
Один из способов урегулировать спорную ситуацию с ИФНС — записаться через личный кабинет налогоплательщика или по телефону на прием к руководителю этой инспекции. Затем прийти в назначенное время, обсудить проблему и возможные пути ее решения. Это более мягкий вариант обжалования, и он часто помогает в спокойной обстановке прийти к согласию. Руководитель ИФНС вправе отменить своим решением незаконное решение подчиненных сотрудников, если сочтет ваши доводы убедительными.
Перед обращением в суд на первом этапе обязательно необходимо обжаловать решение ИФНС в вышестоящий налоговый орган — региональное управление. Однако туда бумажная жалоба направляется не напрямую, а через ИФНС, решение которой обжалуется.
Еще вариант — воспользоваться сервисом электронных обращений и направить жалобу в электронном виде непосредственно в УФНС региона.
Что в итоге
Прежде всего нужно исправить ошибку в документах. Для этого следует обратиться в Росреестр.
Когда Росреестр исправит ошибку, налоговая сможет начислить налог.
Заплатить вы обязаны только за три года, предшествующие году, в котором ИФНС направит уведомление. Пени и штрафы вам начислить не должны: для этого нет оснований.
Если налоговая начислит больше, жалуйтесь.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Если в личном кабинете налогоплательщик обнаружил изменения в характеристиках объектов, то разъяснения даст налоговый орган
Ежегодно не позднее первого декабря собственники имущества (в том числе транспортных средств и земельных участков) должны уплачивать имущественные налоги.
Расчет имущественных налогов физлиц производят налоговые органы на основании сведений, поступающих из регистрирующих органов.
Налоговые уведомления с суммой исчисленных за 2019 год налогов направлены собственникам имущества (в том числе земельных участков, транспортных средств) почтой либо выгружены в сервис «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС России.
Для пользователей «Личного кабинета налогоплательщика» налоговое уведомление размещается в сервисе и не дублируется почтовым сообщением. Поэтому пользователям сервиса удобно отслеживать в режиме онлайн перечень имущества, на которое начислены налоги.
При этом, если сведения о характеристиках объектов недвижимости, содержащиеся в сервисе, не соответствуют документам, имеющимся у плательщика, то в этом случае необходимо указать о своем несогласии в личном кабинете налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы. Это можно сделать в разделе «Мое имущество» в карточке конкретного объекта, выбрав ссылку «Сообщить об ошибке», или в разделе «Жизненные ситуации», выбрав ссылку «Уточнить информацию об объектах налогообложения и (или) сумме налога». В появившемся перечне следует выбрать ссылку «В данных о моем имуществе есть ошибки».
На бумаге заявление можно подать в налоговую инспекцию (лично, почтой) по форме, представленной на информационных стендах. Кроме того, заявление можно подать через филиалы МФЦ.
Органы Росреестра и Налоговой службы проведут необходимую работу по сверке данных.
Вместе с тем необходимо учитывать, что изменение характеристик объектов недвижимости может происходить по разным и вполне законным причинам.
· Например, изменение площади земельных участков (уточнение границ) возможно по результатам проведения комплексных кадастровых работ. Заказчиками таких работ выступают органы местного самоуправления или органы исполнительной власти Пермского края.
· Уточненная площадь земельного участка может появиться после проведения собственником межевания и внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
· В отношении квартир ситуация расхождения в сведениях о площади может быть связана с методикой расчета площади квартир. До 1 мая 2005 года в общую площадь квартиры включалась площадь балкона (лоджии), после указанной даты площадь балкона (лоджии) в общую площадь квартиры не включается. Корректировка сведений проводится без участия собственников жилых помещений.
· Изменения могут касаться и кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В текущем году налоги уплачиваются за 2019 год, при этом следует иметь ввиду, что в 2018 году в Пермском крае проведена государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства, стоимость строений, помещений, сооружений, утвержденная по результатам оценки, вступила в силу с 01.01.2019 года, поэтому налоговая база по налогу на имущество за 2019 год отличается от 2018 года.
В 2019 году в Пермском крае проведена государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов, следовательно, результаты кадастровой оценки вступили в силу с 01.01.2020 года, а налог за 2020 год будет уплачиваться только в следующем году (не позднее 01.12.2021 года), поэтому налоговая база по земельному налогу, указанная в налоговых уведомлениях отличается от кадастровой стоимости, содержащейся в ЕГРН сейчас.
Сегодня полномочиями по определению кадастровой стоимости на территории Пермского края наделено Государственное бюджетное
учреждение Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края».
Ознакомиться с кадастровой стоимостью возможно в сервисе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на Публичной кадастровой карте, а также в Фонде данных государственной кадастровой оценки официального сайта Росреестра (www.rosreestr.gov.ru).
Напоминаем! Предоставление сведений ЕГРН регламентируется ст. 62 Закона № 218-ФЗ, Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН».
Обращаем внимание, что выписки, содержащие общедоступные сведения ЕГРН, предоставляются по запросам любых лиц. Получить выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, кадастровый план территории, выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости возможно также на портале Росреестра. Заявление при этом не требует подписания ЭЦП. Данные сведения могут быть также получены путем отправки по почте запроса по форме, установленной Порядком предоставления сведений ЕГРН, нотариального удостоверения подписи при этом не требуется.
Нет писем из налоговой, что делать?
Здравствуйте. После приватизации квартиры мне стал приходить налог согласно доле в квартире. Но последние два года писем из налоговой нет. На сайте госуслуг задолженности тоже нет.
Куда пропали налоги и не начислят ли мне сразу много в будущем?
Иван, давайте сначала разберемся, почему в вашем случае налоговое уведомление могло не прийти по почте.
Тут нужно отметить, что о наличии у вас имущества ФНС знает, потому что раньше письма из налоговой вы получали. Дело может быть вот в чем.
Уведомление пришло в электронной форме
По закону налоговая может уведомить вас о налогах лично под расписку, по почте заказным письмом или в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.
Если у вас есть доступ к личному кабинету, вы получите налоговое уведомление только электронно. Чтобы продолжать получать уведомления по почте, нужно отдельно просить об этом налоговую.
Проверьте личный кабинет налогоплательщика, уведомление может быть там.
Сумма вашего налога меньше 100 Р
У вас есть льгота
Налоговая не направляет уведомление, если вы пользуетесь льготой, полностью освобождающей ваше имущество от налогов. Например, если вы ушли на пенсию. Хотя в этом случае вы сами должны были заявить о льготе.
Обратитесь за уведомлением в налоговую
Если все эти варианты не про вас, то рекомендуем проявить инициативу. Неполучение уведомления и пропуск срока уплаты налога по вашей вине может повлечь штраф и стать причиной привлечения к налоговой ответственности.
Если же ошиблась налоговая, то штрафа не будет, но рано или поздно придет уведомление с суммой налога за предыдущие периоды. В этом случае вы обязаны будете заплатить исчисленную сумму налога, но не более чем за 3 года до такого уведомления. Поэтому если вы не получили налоговое уведомление и платежные документы, сообщите самостоятельно о проблеме в налоговую.
Обращаться нужно в налоговую по месту жительства или месту нахождения квартиры. Это можно сделать лично, по почте или через кабинет налогоплательщика. На всякий случай еще раз укажите налоговой, за какое конкретно имущество должен был прийти налог.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Россиянам упростили получение налогового вычета: как будет работать схема
С 21 мая 2021 года в России начинает действовать упрощенный порядок получения налогового вычета по расходам на покупку квартиры, дома, земельного участка, а также по индивидуальным инвестиционным счетам.
Изменения в законодательстве касаются вычетов по расходам на приобретение жилья и погашение процентов по ипотеке. Упрощенный порядок коснется также покупки или строительства дачи. Рассказываем, как он будет работать.
Упрощенный порядок оформления налогового вычета
Раньше, чтобы получить налоговый вычет, по итогам года необходимо было подать декларацию по форме 3-НДФЛ и документы, подтверждающие право на этот вычет. Теперь для получения вычета заявителю нужно лишь подать заявление в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. Подтверждения права на имущественный вычет, а также сканирования и загрузки множества документов в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС не потребуется. Достаточно заполнить заявление, указать в нем банковские реквизиты, на которые нужно перевести средства, и оно будет сформировано автоматически.
Налогоплательщики, имеющие личный кабинет на сайте ФНС, смогут получить такие вычеты в два раза быстрее и без необходимости направления декларации 3-НДФЛ и пакета подтверждающих право на вычет документов. Автоматизированная система ФНС обработает информацию, обратившись к необходимым источникам, например в банк, который выдал кредит или через который прошел перевод денег.
Требуемую информацию налоговые органы получат от участников информационного взаимодействия (банков), которые смогут подключиться к сервису с 21 мая 2021 года. Перечень банков-участников будет актуализироваться в специальном разделе на сайте ФНС. Чтобы уточнить, можно ли получить налоговый вычет в упрощенном порядке, можно обратиться в банк, с которым заключен договор ипотеки.
Заявление на получение налогового вычета в упрощенном порядке
Скачать форму заявления на получение налогового вычета в упрошенном порядке
Сроки оформления имущественного вычета
Помимо существенного сокращения списка необходимых документов, упрощенная камеральная проверка сократит сроки получения налогового вычета. Сейчас только проверка предоставленных документов в ФНС занимает три месяца, еще 30 дней потребуется для перевода средств на счет.
По новым правилам, камеральная проверка займет 30 дней с момента оформления заявления на налоговый вычет, а деньги на счет будут перечислять в течение 15 дней после ее окончания. Срок камеральной проверки смогут продлить до тех же трех месяцев, если у налоговой появятся подозрения, что вы нарушаете законодательство о налогах и сборах.
Жанна Колесникова, руководитель коммерческой практики адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры»:
— На мой взгляд, это существенно облегчит жизнь налогоплательщикам, поскольку теперь им просто нужно сформировать электронное заявление и не придется заполнять налоговую декларацию. Как правило, именно из-за неверного заполнения декларации большинство налогоплательщиков получают отказ в предоставлении вычета. Кроме того, не нужно собирать и сканировать подтверждающие документы.
Что еще нового в упрощенном порядке
Возврат суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке при наличии у налогоплательщика задолженности, подлежащей взысканию, должен будет производиться только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Предполагается также, что при нарушении сроков возврата суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением налогового вычета считая с 20-го дня после принятия решения о его предоставлении будут начисляться проценты.
Еще одно нововведение касается налогового вычета. Минфин опубликовал новые разъяснения, согласно которым владелец садового участка может сделать налоговый вычет, если дом на этой земле был оформлен в его собственность в 2019 году или позже.
Сколько можно вернуть из бюджета
Россияне, которые имеют официальный доход и платят НДФЛ, могут вернуть 13% стоимости квартиры. Государством установлен лимит — максимальная сумма, с которой гражданин может получить причитающиеся ему 13%, составляет 2 млн руб. Таким образом, вернуть получится не более 260 тыс. руб. Если квартира стоила меньше установленного лимита, то им можно воспользоваться при покупке другой квартиры.
Вернуть уплаченные налоги из бюджета также можно, если квартира куплена в ипотеку. Россияне могут получить 13% из бюджета от уплаченных процентов по жилищному кредиту. При этом лимит вычета выше — 3 млн руб. Таким образом, вернуть получится 390 тыс. руб. Воспользоваться этим правом можно только один раз.
В результате эти два вычета составляют серьезную сумму — 650 тыс. руб. Если имущество было приобретено в браке и является совместной собственностью, то право на вычет имеет каждый из супругов. Таким образом, семья может вернуть до 1,3 млн руб. из уплаченных налогов.
Инструкция по оформлению имущественного вычета
Введение нового упрощенного порядка не отменяет возможности воспользоваться имущественным вычетом по старым правилам. Это подойдет в том числе физлицам, которым необходимо подтверждать расходы, проводимые не в рамках банковского кредитования, или финансовая организация не подписала в ФНС договор об информационном взаимодействии.
Рассмотрим правила, которые действуют до вступления упрощенного порядка. Для оформления имущественного вычета необходимо зарегистрироваться в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. В него также можно войти, если у вас уже действует аккаунт на сайте госуслуг. После завершения регистрации в личном кабинете нужно получить электронную цифровую подпись — и можно приступать к оформлению заявления на имущественный вычет с покупки недвижимости.
Здесь необходимо выбрать территориальный налоговый орган для подачи декларации и год, за который необходимо получить имущественный вычет.
Далее заполняем налоговую декларацию (по форме 3-НДФЛ) на сайте. Она подгрузится автоматически с необходимыми данными из справки по форме 2-НДФЛ. Если на сайте ФНС нет данных об уплаченных налогах за предыдущие годы, то справку нужно получить в бухгалтерии по месту работы.
Выбираем объект недвижимости, в отношении которого нужно получить имущественный вычет, и вносим сумму расходов, потраченную на приобретение имущества.
Чтобы получить имущественный вычет онлайн, необходимо сделать сканы документов:
После загрузки и отправки всех необходимых документов следует написать заявление о возврате уплаченных налогов из бюджета с указанием номера счета, куда нужно перечислить вычет. Далее ожидать рассмотрения заявления налоговым органом.
Более полная и подробная информация — в материалах «РБК-Недвижимости» о налоговом вычете при покупке квартиры.