в пол года что должен уметь ребенок
Здоровье ребенка от 6 месяцев до 1 года
Как растет ребенок от 6 до 12 месяцев, как развиваются системы его организма.
Как меняется рост и вес ребенка с 6 до 12 месяцев
Средняя стандартная ежемесячная прибавка в росте малыша такова:
– с 6-го по 9-й месяц — 1,5 – 2 см (за все время — 4,5 – 6 см);
– с 9-го по 12-й месяц — 1 – 1,5 см (за все время — минимум 3 см).
Вес малыша растет теперь не так быстро: если с 1 до 6 месяцев ребенок прибавлял по 600 – 800 г в месяц, то теперь ежемесячная прибавка составляет 300 – 550 г — ведь сейчас кроха активно двигается. К 12 месяцам малыш уже весит примерно втрое больше, чем при рождении.
Когда нужно посещать педиатра
Традиционно до года педиатра следует посещать каждый месяц. В 6 месяцев малыша осматривают такие врачи:
Кроме того, как правило, делается общий анализ крови, мочи, кала. Часто ребенка смотрят еще офтальмолог и отоларинголог, чтобы исключить проблемы со слухом.
В годик эта диспансеризация повторяется, и малыша осматривают также детский стоматолог и другие специалисты.
Когда и какие прививки делать
Посещение врача полезно не только для контроля над здоровьем ребенка — это возможность для мамы забыть о тревогах и довериться специалисту. Конечно, собственный опыт и знания подруг важны, но лучше со всеми вопросами обращаться к врачу.
Чему учится ребенок с 6 до 12 месяцев
В этом возрасте малыш приобретает новые полезные навыки. Активно развивается его крупная моторика и мышцы. Как правило, он может сидеть без поддержки и постепенно учится переворачиваться, затем ползать, а с 9 месяцев начинает делать первые шаги. Педиатры считают, что:
Как помочь физическому развитию малыша? С 6 месяцев ребенок начинает больше двигаться, и с этого момента для него становится полезен укрепляющий массаж, а затем и гимнастика: так вы поможете ему подготовиться к первым шагам (подробнее об этом читайте здесь). С 9 – 10 месяцев вы можете ходить с малышом в бассейн, который также позволяет укрепить его здоровье.
Активно развивается зрение и слух, к 7-му месяцу у малыша уже сформировано цветное зрение на уровне взрослого и он лучше видит далекие объекты. В 7 – 10 месяцев ребенок умеет распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), но видит еще нечетко.
У малыша активно развивается речь, об этом мы пишем в отдельном материале, а об упражнениях, помогающих малышу освоить этот навык, вы можете узнать здесь. Важно много общаться с ребенком в 6 – 8 месяцев (да и в любой другой период), так как сейчас он приобретает навыки понимания коротких предложений и смысла слов.
Советуем также познакомиться с общими сведениями о том, как развивается малыш каждый месяц до года.
Социальное и эмоциональное развитие
В 7 месяцев развивается визуальное восприятие ребенка: он начинает замечать элементы обстановки, его интересует отражение в зеркале, он начинает понимать, что между отражением и его телом есть связь.
В 6 – 8 месяцев дети начинают выражать страх. Эта эмоция развивается позже остальных базовых, так как для того, чтобы ее испытывать, нужно научиться сопоставлять событие, которое вызывает страх в данный момент, с похожим событием из прошлого. Именно поэтому сейчас ребенок умеет сравнивать лица близких и незнакомых людей и выражать боязнь последних.
Между 8 и 12 месяцами малыш знает, какие игрушки и люди ему больше нравятся, он хочет находиться с ними как можно чаще и дольше, видя в них источник эмоциональной поддержки. Также он протестует, если забрать его любимую игрушку или если мама его покидает, пусть даже на одну минуту. Только к 18 месяцам он может менее болезненно переживать расставание с ней.
В этом же возрасте ребенок более активно, чем раньше, копирует мимику, поведение и жесты людей, учится понимать их смысл. Ориентируясь на вашу реакцию, он принимает решение о том, как действовать: например, если он видит одобрение, то подходит и берет заинтересовавшую его вещь.
Малыш проверяет реакцию взрослых на свое поведение, кидая объекты или совершая другие поступки, — таким образом он узнает о причине и следствии и учится взаимодействовать с объектами и людьми.
Познавательные способности
Пока малышу не исполнилось 8 месяцев, он считает, что объект исчезает, если его спрятать или чем-то закрыть. Играть с ним в «ку-ку» сейчас бессмысленно, потому что он не будет заинтересован игрой. Но с 8 до 12 месяцев ребенок понимает, что объект находится на месте постоянно, и игра становится для него забавной и интересной.
Чем ближе первый день рождения крохи, тем активнее он экспериментирует с объектами, бросает их, трясет, катает и швыряет. Такое поведение кажется взрослым просто игрой, но в этот момент малыш делает важные открытия, узнавая, как устроен мир и предметы в нем.
В 6 – 7 месяцев у малыша начинают резаться зубки, о чем вы можете подробно узнать здесь. Это время для ввода прикорма.
Вводим прикорм
Активно способствует укреплению здоровья и развитию ребенка появление новых продуктов в его рационе. Согласно рекомендациям ВОЗ, вводить прикорм нужно с 6 месяцев. В более ранний период, как правило, ЖКТ ребенка к таким переменам в меню не готов, но и сильно затягивать с этим тоже не следует. В полгода растущему организму требуется много витаминов и микроэлементов, и одного молока малышу мало.
Познакомьтесь с подробным материалом о прикорме здесь и обязательно проконсультируйтесь с педиатром. Здесь же мы сформулируем основные принципы ввода прикорма.
В 4 – 6 месяцев вводят овощное пюре или безглютеновую безмолочную кашу.
Специалисты не советуют вводить первыми фрукты и соки. Если начинать с фруктовых пюре, малыш привыкнет к сладкому вкусу и позже может отказаться от «менее аппетитных» овощей.
Второй прикорм вводится через 3 – 4 недели после первого, еще через 3 – 4 — третий.
Возможные варианты последовательности введения трех основных продуктов: каша – овощи – мясо, каша – мясо – овощи, овощи – каша – мясо, овощи – мясо – каша.
Любой прикорм не должен вытеснять кормление грудью, он лишь дополняет рацион ребенка.
К 8 – 9 месяцам в режим питания малыша желательно ввести не менее 3 кормлений густой пищей в общем объеме 400 – 600 г.
В это же время в рацион ребенка включают кефир и йогурт: начинают с чайной ложки, постепенно увеличивая количество до одной столовой ложки в день. Через 7 – 10 дней ежедневный объем кефира или йогурта должен составлять около 40 – 50 мл, а за 3 недели он доводится до 200 мл.
В 8 – 9 месяцев ребенку предлагают и творог: сначала по половине чайной ложки в день, затем доводят суточную дозировку до 20 г, потом — до 30 – 35 г. К 1 году объем творога в рационе ребенка составляет до 50 г в сутки (это 5 – 8 чайных ложек).
В 9 – 10 месяцев можно вводить рыбу нежирных сортов — минтай, хек. Рыба заменяет мясное пюре, и давать ее стоит 1 – 2 раза в неделю.
В 11 месяцев маленький гурман готов пробовать более сложные для переваривания овощи: баклажаны, свеклу, белокочанную капусту, зеленый горошек. Овощи по-прежнему подаются в термически обработанном виде.
В 12 месяцев малышу можно пробовать и другие продукты. Но помните, что детский организм нуждается в детской еде, а почему, мы рассказываем в этом материале.
Стул после введения прикорма
После того как малыш впервые познакомится с пюре или кашами, вы сразу заметите изменения в стуле: он станет коричневого или темно-коричневого цвета, гуще и с более сильным запахом.
Обратите внимание, что при диарее важно как можно тщательнее промывать детскую промежность и часто менять подгузник, так как в этот период кожа из-за попадания на нее энзимов особенно сильно раздражается.
Маме нужно следить за стулом малыша и обращаться к врачу, если она заметит такие изменения в нем:
Как развивать ребенка в 6 месяцев
Развитие ребенка в 6 месяцев
Малыш плавно вступает в новый период – ползания и активного изучения всех предметов на вкус. В этом периоде для него откроются новые перспективы в освоении пространства и мира. Но в этом же возрасте важным станет не только развитие познание нового, но и воспитание ребенка в 6 месяцев. Важно показывать ему любовь и внимание близких, заботу, чтобы он знал, как нужно относиться к членам семьи. Важным в вопросе, как воспитывать ребенка в 6 месяцев, должно стать слово «нет». Стоит давать понять крохе, что в его доступности могут быть не любые предметы, часть из них может быть опасной, и вы не дадите их ему. Это даст ему понимание того, что есть можно и нельзя. Своими примером сейчас и в дальнейшем нужно формировать доброту у малыша к животным, показывая «как гладить кису», «как пожалеть собачку».
Занятия с ребенком в 6 месяцев
В полгода малыш уже достаточно активен, и его развитие одновременно подразумевает как физическое, так и умственное развитие. Поэтому, занятия с ним должны быть активными и познавательными, но не утомительными и не длинными. Сейчас кроха старается активно познавать мир, ему все интересно и легко придумать, чем заниматься с ребенком в 6 месяцев и обеспечить для него безопасные условия. Сегодня в детских магазинах представлено множество развивающих игрушек для полугодовалых детей, но далеко не все они в действительности полезны и стоят своих денег. Вполне можно занять кроху и без больших материальных расходов.
Основные развивающие занятия для детей 6 месяцев задействуют крупную моторику, органы чувств и эмоциональную сферу. Особенно полезны занятия с родителями или старшими детьми. Можно использовать подручные средства или обычные погремушки, все занятия проводятся в игровой форме.
Поговорим с вами, чему учить ребенка в 6 месяцев. Прежде всего, давайте ему новые зрительные опыты. Крупную любимую игрушку размещайте на отдалении от малыша, и просите его ее найти. Он будет взглядом скользить по предметам интерьера и отыщет игрушку. Расскажите, где она лежит.
Всегда можно найти, чем занять ребенка в 6 месяцев дома. Это могут быть игры с зеркалом, когда кроха может рассматривать отражение себя и мамы. При этом мама может менять выражение лица, показывать разные эмоции, указывать крохе его части тела.
Чему еще можно обучать ребенка в 6 месяцев? можно показывать ему крупные кубики разных цветов, называя их. Начните с двух цветов, по мере усвоения ребенком двух новых цветов, можно добавить к ним третий кубик.
Постоянно говорите с ребенком, рассказывайте ему о любых событиях, рассказывайте сказки, меняя интонации голоса, пойте.
Также можно прочитать во многих детских журналах, как правильно развивать ребенка в 6 месяцев. Но не стоит чрезмерно усердствовать в тех или иных методиках, у малыша все занятия должны вызывать только позитивные эмоции. Внимание ребенка еще очень рассеяно и он не может длительно концентрироваться на одном и том же занятии.
Полезными для игр в этом возрасте будут мячики разных размеров, большие мягкие книжки с яркими картинками, подвесной мобиль в кроватку, в том числе и музыкальный, большие гладкие игрушки (неваляшки, погремушки). Заинтересуют также кроху игрушки с колокольчиками внутри, музыкальные игрушки и мешочки или кубики с разными наполнителями.
Распорядок дня ребенка в 6 месяцев
Одним из важных развивающих и воспитательных моментов для полугодовалого ребенка является составление режима дня и расписания занятий. Соблюдение строгого расписания ребенком в 6 месяцев поможет избежать нарушений сна и аппетита, повысит настроение, эмоциональный тонус. Это же поможет ему быстрее привыкнуть к гигиеническим процедурам и упражнениям, массажу, и малыш будет на них реагировать без негатива.
С шести месяцев в жизни малыша начинается новый этап, который связан со способностью крохи сидеть. В сидячем положении ребенку открываются новые горизонты, ему доступно больше различных объектов, активнее развивается мелкая моторика. Вам придется все больше времени уделять игре с малышом, чтобы обеспечить в будущем полноценное развитие ребенка!
Психомоторное развитие ребенка в 6 месяцев
• Малыш делает попытки ползать;
• Пробует сесть, легко переворачивается с животика на спинку и наоборот;
• Хватает предметы всей ладошкой;
• Перекладывает игрушку из одной ручки в другую;
• Произносит отдельные слоги;
• Может есть с ложки;
• Делает несколько глотков из чашки;
• Садится, если его подтянуть за ручки;
• Встает на коленки;
• Появляются первые зубы – нижние центральные резцы;
• Отлично узнает близких людей, особенно выделяет маму и того человека, который проводит с ним много времени;
• Начинает проявлять интерес к другим детям, если они оказываются в поле зрения малыша, – улыбается им, пытается дотянуться.
Развитие ребенка в 6 месяцев
Чем занять кроху в 6 месяцев:
• В 6 месяцев малышу нужны игрушки, части которых можно вкладывать одна в другую, разбирать и собирать. Отлично подойдут всевозможные пластиковые баночки и бутылочки с откручивающимися крышечками.
• Продолжайте делать массаж, но акцент теперь не на укреплении ручек и ножек, а на мышцах спинки и животика.
• Поощряй попытки ползать и не торопитесь с высаживанием. Намного полезнее для позвоночника, если ребенок научится ползать прежде, чем ходить. Выкладывай дорожку из колечков от пирамидки и пусть малыш ползет от одного колечка к следующему. Для этого постукивай по колечкам, привлекай к ним внимание малыша, улыбайся и хвали ребенка за каждое достижение.
• Предлагай крохе полежать на развивающем коврике, давай потрогать разные по фактуре материалы – мягкие, жесткие, пушистые, гладкие и т.д.
• Продолжайте рассказывать малышу потешки и прибаутки, теперь они могут включать более энергичные движения со стороны малыша. Для тренировки навыка сохранения равновесия хорошо подходит стишок «Ехали, ехали, в лес за орехами, по кочкам, по кочкам, в ямку – бух!», когда ребенка покачивают в ритм словам на коленях, а на последних словах опускают несколько ниже, чем при первых фразах, имитируя падение.
• Показывайте несколько раз в день книжки с крупными яркими рисунками, любые картинки или открытки. Называйте как можно больше предметов.
• Сидеть долго малышу еще нельзя, а рассматривать мир уже так хочется! Носите кроху спиной к себе в положении полусидя, позволяйте ему тянуться ручками к разным предметам, называйте их, давайте потрогать.
• Начиная вводить прикорм, давайте его из ложечки, разрешайте малышу подержать ложку в руках, пусть стучит и машет;
• Играйте в прятки, закрывая лицо руками или подушкой. Ваше появлеие вызовет бурю восторга!
Чтобы понимать, как развивать ребенка в 6 месяцев, важно знать, насколько изменилось его восприятие мира к этому возрасту, какие навыки он освоил. Различия в приобретении навыков и знаний у детей сильно разнится, это связано соответствии сроков гестации (внутриутробного развития) нормальному времени вынашивания и генетическими особенностями.
Что должен уметь и знать малыш в полгода
Несмотря на различия между детьми, есть общие сведения о нормальном развитии. Сравнение существующих показателей с усредненными помогает понимать – соответствует ли «палитра» навыков и способностей стандартным. Если по трем-пяти показателям кроха отстает от сверстников, это повод задуматься о консультации с наблюдающим врачом.
Таблица 1. Среднестатистические данные о навыках и возможностях полугодовалого младенца.
*- данные отечественных педиатров и сведения ВОЗ, второй показатель приведен в скобках.
Зрительные и слуховые возможности
Отдельно стоит сказать об улучшении зрения и слуха крохи:
С этими особенностями связан один из вопросов – как развивать ребенка в 6 месяцев (мальчик и девочка) – с помощью музыки. Важно формировать у малыша правильное восприятие звучания. Для этого подходят классические произведения, адаптированные или подобранные для детей до года. Это стимулирует развитие слуха, при использовании песен – и речи.
Одновременно развивать зрение и слух помогут развивающие мультики для детей 6 месяцев. Видеоряд в таких мультфильмах упрощен и рассчитан на восприятие младенцев, то же касается музыки. Рекомендуем видео серии Baby Einstain (Бэби Эйнштейн), выпускаемые для детей возрастом от 6 месяцев до 5 лет. Удачно, если удается предложить малышу игрушку, виденную им в развивающем видео.
Если малыш смотрит не адаптированное видео, важно объяснять происходящее на экране, не предлагать агрессивные или изобилующие громкими, пугающими звуки сюжеты. Просмотр любого видео родителями (особенно матерью) во время кормления или ухода за крохой, нежелателен – внимание взрослых в это время должно быть сосредоточено на младенце.
Важно: просмотр мультфильмов, даже при явном интересе младенца, допустим не более 30…60 минут в сутки!
Игрушки для полугодовалых
С учетом тактильных, зрительных и слуховых возможностей малыша ему предлагают вещи, отвечающие следующим требованиям:
Этим характеристикам соответствуют:
Для спокойного засыпания подходят специальные музыкальные и светящиеся мобили с подвешенными небольшими фигурками или погремушками. В качестве игрушек могут также выступать бытовые предметы: от коробок до столовых приборов (кроме ножей и острых вилок).
Развивающие игры для детей 5-6-7 месяцев
Занятия с дочкой или сыном проводятся только в игровой форме и условно делятся на развивающие:
Любые игры с малышом в той или иной мере включают в себя элементы развития моторики, координации, сенсорного восприятия и эмоций. Не обязательно разделять грани обучения, важнее внимательно следить за реакциями маленького человека.
Особенно эффективны комплексные занятия. Пример: произнесение стихов или потешек (песенок) с сопровождением движениями и использованием подручных предметов. В ходе такого общения детка быстро выучивает названия частей тела, признаков предметов «на слух» и может показать на себе или вещи.
Важно: при общении с младенцем используются одни и те же слова для обозначения предметов или действий, нежелательно «сюсюкать» — изменять слова для «лучшего» понимания их малышом. Звуки проговариваются четко, предложения составляются простые, словарный запас ограничен.
Заключение
Правильное развитие ребенка требует со стороны родителей внимания и старания. Чем больше времени уделяется младенцу, тем быстрее он научится говорить и двигаться, тем более активным и любознательным станет. Жалеть время на развивающие игры с малышом, совмещать занятия с ним и отвлекающие процессы (просмотр фильмов, компьютерные игры, сосредоточенное чтение, работа) нельзя.
Развитие шестимесячного младенца – переходный этап от элементарной заботы о новорожденном к регулярным занятиям с подрастающим ребенком.
Развитие ребёнка в 6 месяцев
Развитие ребенка в шесть месяцев имеет свои особенности. Коммуникативные навыки крохи быстро развиваются, он экспериментирует со звуками, издает своеобразное жужжание, писк, бульканье. Около половины всех детей в этом возрасте «болтаю»: они повторяют слог «ма», «па», «га» или другие согласно-гласные соединения.
Первый прикорм — еще одно важное событие в шесть месяцев. Малыш впервые пробует что-то кроме молока или адаптированной смеси.
Что должен уметь ребёнок в 6 месяцев
В этом возрасте активно развивается зрительная система младенца, он подолгу фокусирует взгляд на игрушке, может следить за ее перемещением. Активно изучает предметы вокруг себя, перекладывает игрушки, присматривается к ним, слушает звучание.
Малыш в 6 месяцев хорошо удерживает предметы в руке, при этом может с ними переворачиваться на бок, на живот. Ребенок использует все свои «органы чувств», чтобы исследовать мир вокруг себя. Всегда окружайте его множеством интересных вещей, которые можно потрогать, положить в рот и поиграть.
Что умеет ребенок в 6 месяцев:
В шестимесячном возрасте начинается процесс прорезывания зубов, может наблюдаться отечность десен и повышенное слюноотделение. Важно посетить детского стоматолога для определения состояния уздечек и строения челюсти.
В 6 месяцев удлиняется ночной сон, ребенок беспрерывно может проспать 6-7 часов. Уменьшается количество дневного сна — 2-3 раза по 30-40 минут.
Навыки ребёнка в 6 месяцев
Итак, малыш достиг шестимесячного возраста, как он выглядит: лежа на животе, опирается на таз и руки, ладони при этом его полностью раскрыты, хорошо умеет поднимать грудь от поверхности, и может немного прогнуться в спине.
В 6 месяцев навыки ребенка развиваются, наблюдаются следующие изменения:
Рост ребенка в 6 месяцев
Рост ребенка в 6 месяцев согласно среднестатистическим данным врачей-педиатров:
Рост шестимесячного ребенка согласно данным ВОЗ:
Сколько ребенок должен весить в 6 месяцев
Согласно статистическим данным отечественной педиатрии, вес ребенка в 6 месяцев должен приближаться к следующим нормам:
Всемирная организация здравоохранения предлагает следующие нормы:
Психическое развитие ребенка в 6 месяцев
Психическое развитие ребенка шести месяцев жизни прогрессирует, теперь между взрослым и малышом происходит вполне осознанная беседа. Он может показать или найти тот предмет, о котором идет речь.
Малыш узнает голоса родителей на расстоянии, реагирует радостным визгом или своеобразными возгласами, показывая необходимость внимания. В полугодовалом возрасте дети максимально проявляют нежность к родителям, стремятся прижаться и обнять.
Появляется осознание причинных отношений. Младенец начинает понимать, что на крик придет мама, а если в поле зрения появляется бутылочка или тарелка — время обеда.
У ребенка имеется врожденный инстинкт самосохранения, но в силу отсутствия должного опыта, он развит недостаточно хорошо. А учитывая тот факт, что подвижность малыша увеличивается, следует максимально внимательно следить за его передвижениями и максимально обезопасить пространство вокруг ребенка, чтобы у него было больше возможностей для исследования «мира».
В шесть месяцев начинают вводить прикормы, что позволяет разнообразить рацион питания ребенка. Следует начинать с мягких продуктов, выбирая овощные пюре или каши, поддерживая интерес к новой еде, давать также немного попробовать то, что ест мама или папа. Подробнее о первом прикорме.
Шестимесячные дети развивают понимание «постоянства объекта»: они будут искать предмет, который уронили или который исчез из поля зрения.
В 6 месяцев у ребенка улучшается координация, движения становятся целенаправленными. Теперь состояние малыша легко определить по его эмоциям, он открыто выражает радость и недовольство. На этом этапе развития ребенок проверяет, из каких материалов сделаны игрушки и какие они издают звуки. Он ощупывает их, трясет и даже пробует на вкус.
Уход за ребенком в 6 месяцев
По большей части родители уже знают, как ухаживать за младенцем. Правила ухода остаются неизменными — ежедневное подмывание, своевременная смена подгузников, полноценное купание дважды в неделю.
Поскольку ребенок усиленно учится ползать, необходимо следить за чистотой дома и руками младенца. В полгода начинается процесс прорезывания первых зубов, возможно снижение местного иммунитета полости рта. Родителям следует убедиться, что все игрушки, которые ребенок тащит в рот, максимально чистые. Такие меры предосторожности позволят избежать развития инфекционных процессов.
Шестой месяц отлично подходит для отучения от соски и бутылки, ребенку нужно как можно чаще давать пить из чашки или ложки. Если малыш упорно не хочет отказываться от пустышки, педиатры рекомендуют заменить ее специальной ортодонтической соской.
Возможно, вам будет интересно прочитать статью о развитии ребенка в 7 месяцев.
Л. Аникеева: Педиатрия. Полный справочник для родителей
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев
Полгода – это первый полноценный юбилей малыша, и, конечно, любящие родители интересуются его развитием. Вопрос, что умеет ребенок в 6 месяцев, волнует и маму, и папу: знать это нужно, чтобы вовремя понять, нормально ли развивается малыш. Конечно, это в любом случае не новорожденный младенец: шестимесячный ребенок может намного больше, радует родителей своим любопытством к миру и первыми попытками самостоятельно двигаться. Помните, что каждый малыш развивается индивидуально и разные дети в одном и том же возрасте чуть отличаются друг от друга поведением. Но есть основные критерии, на которые можно ориентироваться.
Особенности развития ребенка в 6 месяцев
Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65–67 сантиметров, а его вес составляет 7,2–7,9 кг. Мальчики в этом возрасте уже становятся чуть крупнее девочек: обычно они весят больше и выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.
Слух. Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65–67 сантиметров, а его вес составляет 7,2–7,9 кг. Мальчики в этом возрасте могут быть чуть крупнее девочек: могут весить больше и быть чуть выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.
Зрение. К полугодовому возрасту зрение малыша существенно улучшается. Он начинает более ясно и четко видеть окружающие предметы, следит за ними взглядом. Влияет это и на движения: они становятся точнее, так как малыш хорошо видит, что делает. Поворот взгляда становится быстрее, улучшается и реакция.
Речевые навыки. Малыш в полгода уже пытается говорить, правда, речь его пока не похожа на человеческую: он начинает лепетать, издает бессвязные звуки, но довольно активно. Обычно шестимесячный ребенок уже произносит слоги, такие как «ма» или «ба». Речь развивается лучше, если с малышом чаще говорить: он запоминает, как разговаривают взрослые, и пытается это воспроизвести, имитирует их произношение. В полгода улучшается артикуляция, звуки становятся более четкими и разнообразными, самому же ребенку становится интересна речь: он начинает лепечет, даже находясь наедине с собой. В этом возрасте малыш может имитировать звуки, которые издают животные, например лай или мяуканье.
Сон. Родители наконец могут вздохнуть спокойно: спит полугодовалый малыш более крепко, способен проспать всю ночь, не проснувшись. Сон ребенка в этом возрасте длится до 14-16 часов в сутки, 8–10 из них приходится на ночное время. Малыш также несколько раз засыпает днем и спит до 2-3 часов. Родители могут отметить, что на свежем воздухе, например во время прогулки, ребенку спится спокойнее и крепче. Гулять с ним стоит два раза в день, если это позволяют погодные условия и самочувствие. Малышам в этом возрасте очень важен режим сна: старайтесь укладывать кроху в одно и то же время каждый день.
Двигательная активность ребенка в 6 месяцев
В полгода малыш демонстрирует не только улучшившиеся речевые и когнитивные навыки, но и более уверенные движения. Укрепляются мышцы спины и кости, кроха может переворачиваться со спины на живот и обратно. Пытается самостоятельно принять сидячее положение и удержаться в нем.
Правда, самостоятельно сесть малыш, возможно, еще не может, в этом ему помогают родители. Долго просидеть ребенок тоже не сможет и через какое-то время, скорее всего, переместится в лежачее положение.
Мелкая моторика. Родители быстро замечают, что умение ребенка обращаться с окружающими предметами улучшается. Он намного свободнее и активнее двигает руками, намного лучше обращается с пальцами. Например, малыш легко сможет поднять упавшую игрушку или переложить ее из одной руки в другую. Теперь он хватает предметы не всей ладонью, а пальцами, которые сделались намного подвижнее: ребенок может ими манипулировать. Для развития мелкой моторики применяют ряд специальных упражнений.
Попытки встать на ноги. У каждого ребенка этот процесс проходит по-разному. Кто-то просто может сесть, если найдет, за что ухватиться, например за мамин палец. Другой может предпринимать попытки встать, держась за опору. Большинство детей в этом возрасте могут удерживаться на ногах короткое время, если их придерживать, но через какое-то время устают и садятся обратно. Некоторые дети подпрыгивают, если придерживать их под мышками. Ходить ребенок в этом возрасте не сможет даже при поддержке, но некоторые перебирают ногами, пытаясь делать маленькие шаги.
Активная жестикуляция. Ребенок в полгода живо осваивает язык жестов и с его помощью показывает родителям, что ему нравится и чего хочется. Если малыш хочет выбраться из кроватки, он тянет руки к маме или папе, если хочет игрушку – показывает на нее рукой. Благодаря улучшению мелкой моторики жесты становятся более точными и понятными. Некоторые из них ребенок копирует у взрослых, поэтому развивающие игры с малышом помогут ему лучше научиться жестикулировать. Ребенок пытается управлять руками, даже если сидит: использовать ручки, чтобы удерживать равновесие, ему уже не нужно.
Попытки передвигаться. Малыш не просто пытается встать, он активно пробует двигаться. Многие дети в 6 месяцев уже ползают, некоторые по-пластунски, другие встают на четвереньки. Даже если ползать не выходит, ребенок будет активно переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаясь сдвинуться с места. Важно помнить, что примерно в этом возрасте ребенок начинает ползать, и постараться заранее подготовить квартиру к его передвижениям. Маленькие дети активны, поэтому следить за ними нужно внимательно, чтобы избежать травматизма. Ходить в этом возрасте им еще рано, но ползают уже многие. Даже те, кто еще не научился, уже пытаются ползти.
Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев
Наблюдать, как развивается психика малыша, особенно завораживает. Шестимесячный ребенок проявляет эмоции: может нахмуриться или засмеяться, пытается копировать мимику взрослых. Он начинает понимать эмоции родителей и реагирует на них соответственно ситуации, а его собственный голос меняется в интонациях в зависимости от потребностей и настроения. Малыш осознает причинно-следственные связи: если ударить по колокольчику, тот зазвенит. Родителей полугодовалый ребенок узнает и радостно к ним тянется, но незнакомые люди его часто пугают и смущают, имейте это в виду. Малыш распознает свое имя, названия некоторых знакомых предметов, может посмотреть или указать на них, если назвать этот предмет. В этом возрасте совершенно нормальная часть развития – тянуть все в рот, включая собственные ножки и игрушки. Ребенок становится очень тактильным, ему интересны различия между фактурой поверхностей предметов, поэтому рекомендуется иметь разные игрушки: гладкие, шершавые, пушистые.
Особенности развития девочек в 6 месяцев
Физиологически девочки развиваются чуть быстрее мальчиков, поэтому в полгода они с несколько большей вероятностью будут уметь садиться и ползать. Правда, высаживать малышку, если она сама не может сесть, все-таки не стоит. Что касается других различий, девочки могут быть немного меньше ростом и легче, чем мальчики. Так в детстве начинает проявляться половой диморфизм. Норма ВОЗ для роста девочки составляет 61,2-70,3 см, для веса – от 5,7 до 9,3 кг.
Особенности развития мальчиков в 6 месяцев
Мальчики, как уже было сказано, могут чуть медленнее обучаются навыкам в раннем возрасте. Это связано с тем, что в детстве девочки развиваются чуть быстрее. Если малыш еще не ползает, но, например, встает на четвереньки, это нормально. Что касается параметров роста и веса, то мальчишки в среднем крупнее, их рост составляет от 63,3 до 71,9 см, вес – от 6,4 до 9,8 кг. Важно, чтобы соотношение было здоровым и оптимальным: крупные дети весят больше. Дети в этом возрасте пухлые, упитанные, это совершенно нормально.
Развивающие игры с шестимесячным ребенком
Тактильные игрушки. У ребенка в шесть месяцев просыпается интерес к новым фактурам и поверхностям. Он в восторге от того, что в мире существует что-то жесткое, шершавое, скользкое или пушистое. Чтобы не давать малышу трогать предметы, которыми ему не стоит пользоваться, можно приобрести тактильные игрушки, разные на ощупь. Ребенок будет рад, а родители смогут рассказывать ему о том, как называется то или иное ощущение, на примере игрушки. Чем больше в жизни малыша будет разнообразия, тем быстрее он будет усваивать новое.
Новые звуки. Здесь работает тот же принцип: чем больше разных звуков ребенок услышит, тем лучше. Конечно, не стоит его пугать. Лучше показывайте и рассказывайте ему, как звучат разные вещи: шумит вода, мяукает кошка, гудит машина. Ребенок активно этим интересуется, старается имитировать звуки, поступающие извне. Именно в этом возрасте закладывается то, как он будет говорить в дальнейшем. Несмотря на то, что полугодовалые дети не умеют говорить, представители разных народов могут опознать ребятишек из своей языковой среды по одному только гулению [3].
Новые формы и цвета. Не стоит окружать малыша только одним цветом: синим, если это мальчик, или розовым, если девочка. Наоборот, ребенку стоит видеть вокруг много разных оттенков, чтобы быстрее научиться отличать цвета друг от друга. Разнообразие информации, которая поступает к малышу, определяет скорость его обучения и объем знаний. Можете купить специальные игрушки, раскраски или книжки с картинками – ребенок будет в восторге.
Разговоры с ребенком. С малышом нужно говорить. Уже в этом возрасте он прекрасно различает интонации и может отличить речь родителей от чужой. Не стоит кричать или ругаться при младенце: это напугает или насторожит его. Вместо этого с ребенком рекомендуют разговаривать: на прогулке и дома описывать и называть предметы, на которые он смотрит, показывать на разнообразные вещи и давать им названия. Чем больше малыш слышит живой речи, тем обширнее его словарный запас. С магнитофонными записями это не работает: разговор обязательно должен быть живым. Старайтесь говорить мягким тоном, отчетливо выговаривая звуки, чтобы ребенку было проще их повторить.
Возможные отклонения в развитии
Несмотря на то, что каждый малыш индивидуален, есть признаки, которые должны насторожить родителей: они могут быть симптомом задержки развития. Стоит обратиться к специалисту, если ребенок в полгода:
Насторожить также должно отсутствие интереса к игрушкам или неспособность отличить родителей от других людей. В таких случаях ребенка нужно показать врачу: он скажет, что делать дальше.
Развитие малыша – процесс завораживающий: из несмышленого грудничка вырастает любознательный, интересующийся миром карапуз. Будьте внимательны к этим изменениям. Помните, что все дети индивидуальны, не ставьте слишком жестких критериев, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, но сверяйтесь с медицинскими нормами развития и старайтесь развивать ребенка по мере его взросления.
[1] Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»
[2] Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»
[3] Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»