в славянской мифологии дух бани
Банник: как выглядит, чем занимается и почему представляет опасность
Доброго времени суток, уважаемые читатели! В славянской мифологии есть много интересных персонажей. К числу малоизвестных относится банник – существо со скверным характером, которого в прошлом боялись и уважали.
Как он выглядит, чем занимается и почему представляет опасность – об этом мы сегодня вам расскажем.
Банник – кто это такой в мифологии
Банник – волшебный персонаж из разряда низшей нечисти, появляющийся в старинных быличках и легендах. Особую популярность получил у восточных славян.
Существо фигурирует также в польском фольклоре и в белорусской мифологии. Представляет собой духа, который обитает в бане. Обычно он сидит под лежанкой (полоком) или прячется за каменкой (печью).
У банника немало других имен. В Польше его кличут Łaźnik, в Беларуси – лазеннік. На Руси его называли:
Этот персонаж похож на домового или дворового, но отличается ненавистью и презрением к людям. Банник нечасто бывает в приподнятом настроении и редко готов помогать в чем-либо.
Его легко разгневать и обидеть. Рассерженное существо представляет большую опасность. Такая характеристика позволяет относить банщика к анчуткам – маленьким, злым и очень вредным духам.
Герой сказок и легенд не любит покидать баню, оставлять ее без присмотра, потому редко появляется в жилом доме. Однако, обладая магическими силами, способен влиять на людей даже на расстоянии.
Днем банник предпочитает спать или отсиживаться в укромных местах. Но с приходом сумерек, как и другая нечисть, он становится активным. Наши предки верили: если ночами из бани доносится шум, плеск воды – это байнушко веселится и парится.
в славянской мифологии есть женский аналог банника – баенная матушка (обдериха, шишига). В одних источниках говорится, что она – жена банщика.[/info-box]
В других же сказано, что в родстве персонажи не состоят, они плохо уживаются друг с другом. Появлялась обдериха после того, как в бане происходили роды, мылась невеста.
Как выглядит Банник
Банный дух старается лишний раз не показываться на глаза, оставаясь невидимым. Те, кто все-таки сумел увидеть его, описывают существо как низенького, суховатого старикашку. У него длинная, нечесаная борода, густые брови и лысая макушка.
Его обнаженное тело облеплено листьями, некогда оторвавшимися от веников. Единственный предмет одежды банщика – красная волшебная шапка, если натянуть ее на голову, становишься невидимым.
Одно из своих имен – нечистик – существо получило не просто так. Кожа банника заляпана грязью и слизью, покрыта черной сажей. Кроме того, он брезгует купаться в ключевой воде.
Банник – искусный маг, умеющий обращаться в животных. Иногда он предстает в облике дикого кабана, прикидывается черной кошкой или белым зайцем, перевоплощается в лягушку либо грязного дворового пса. Славяне верили: если в бане сильно пахнет мокрой шерстью, псиной, значит дух недавно здесь был и парился.
Дополнительные варианты внешности:
Поведение и привычки
Дух требует, чтобы в его жилище царили чистота и порядок. Потому было принято прибираться в бане после водных процедур. Если этого не сделать, банник насылал горе и болезни на всю семью.
Людям, которые проявляют уважение и ведут себя спокойно, банник редко вредит. Порой он, веселья ради, пугает, стуча в стены и двери бани. Если получится существо задобрить, поднять ему настроение, то можно рассчитывать на помощь и поддержку.
Банщик любит попариться и помыться, он никогда не берет в руки уже использованные веники. Воду предпочитает грязную, стекшую с людских тел. Чистой водицей он пользуется только в конце мытья.
Парится и намывается банник после полуночи. При этом он зазывает к себе и другую нечисть, с которой веселится до самого рассвета.
Как задобрить Банника
Чтобы нечистик не вредил и не буянил ночами, ему приносили подарки. В бане оставляли кусок свежего ржаного хлеба, крупную соль, горсть сахарного песка, молоко, кашу и мед. Все съестное выносилось из помещения через сутки и закапывалось под деревом за забором.
После водных процедур нужно было положить на полок новый веник и кусочек мыла, а также поставить тазик с небольшим количеством холодной чистой воды. Если ритуал не соблюдался, банник сердился и обижался на людей.
Когда существо очень шалило и доставляло много хлопот, под порогом бани закапывали мертвую курицу. Выбирали птицу только черного цвета, ее не ощипывали перед захоронением.
Курицу для банника душили, колоть и резать запрещалось. Древние славяне верили, что такое подношение надолго успокаивает хозяина бани.
Прежде чем зайти в предбанник, нужно поклониться и спросить разрешения у банщика. Покидая территорию, которой заведует злой и хитрый дух, следовало искренне поблагодарить его. При этом выходить за порог бани надо вперед спиной.
Приметы и суеверия, связанные с банником
Банный дух, как и положено волшебному персонажу, многое знает о грядущих событиях. Он всегда принимает участие в святочных – и не только – гаданиях на суженого.
Чтобы узнать, каким жених будет, надо ночью подойти к бане, распахнуть двери и, встав спиной к темноте, поднять полы платья или юбку. А после ждать прикосновения банника.
Как вызвать банника
Банную нечисть не принято попусту тревожить и призывать. Невозможно предсказать, какими будут последствия. Однако, если очень хочется пообщаться с банником, есть три способа вызова.
Важно: в современных квартирах или частных домах дух обитает редко. Потому не всегда ритуалы срабатывают.
Способ первый
Для выполнения обряда не придется искать баню или запираться в ванной комнате. С помощью ритуала есть возможность получить подсказку или совет от банника.
Призыв совершается вечером в спальне. На стол ставится новая свеча, поджигается она только спичками. Рядом с подсвечником кладутся подношения для банного черта: молоко, хлеб, печенье, конфеты.
На столе также нужно установить изображение нечисти. Банника можно нарисовать самостоятельно или же распечатать фото из интернета.
Когда все готово, выключите свет и лягте на постель на спину. Руки сложите на животе. Закройте глаза, представьте банника и мысленно пригласите его заглянуть на огонек.
Если за окном начнет лаять, выть собака или появится ощущение, что в комнате есть кто-то незримый, значит дух – откликнулся и готов пообщаться, помочь или поддержать.
Закончить ритуал необходимо до того, как свеча полностью прогорит. Перед завершением обязательно попрощайтесь с банником и поблагодарите его искренне.
Рисунок (фото), угощения и свечка должны оставаться на столе в течение трех суток. Затем изображение и свеча прячутся в надежном месте, а гостинцы выносятся из дома и закапываются в землю.
Способ второй
Дождавшись наступления ночи, собрав гостинцы и прихватив свечу, отправляйтесь в ванную. Ритуал проводится в одиночестве, дверь в помещение должна быть плотно закрыта.
Разложите по ванной угощения, встаньте перед зеркалом и возьмите в руки горящую свечу. Смотря в отражение, произнесите трижды призыв.
Пример призыва: «Банник-батюшка, услышь мой голос. Приходи гостинцы поесть-попить, разговоры со мной поговорить. Банник-батюшка, явись на мой зов, покажи себя!».
Затем, не отводя взгляда от зеркала, нужно вести себя очень тихо, прислушиваться ко всем случайным звукам. Нечисть или проявится в отражающей поверхности, или же выдаст себя шорохами, прикосновениями.
Как и в первом варианте вызова, обряд нужно завершить до того, как догорит свеча. Перед тем как покинуть ванную комнату, с банником следует распрощаться, желая ему добра и крепкого здоровья.
Способ третий
Отправившись в баню с приходом сумерек, на полоке и печке разложите угощения-дары. Затем зажгите свечу, встаньте в центре помещения и три раза произнесите: «Банник, дедушка, приди!». Теперь остается только ждать: явится ли нечисть на призыв и как встреча пройдет.
После обряда из бани выходить только вперед спиной, не забывая кланяться, благодарить и прощаться с банным духом.
Верите ли вы, друзья, в банного дедушку? Доводилось ли сталкиваться с ним? Оставляйте свои мнения, рассказы и вопросы в комментариях. Благодарим вас на проявленный интерес к публикации! Поделитесь статьей в социальных сетях. И подпишитесь на новости ресурса. До свидания!
Баенник (банник) или дух бани
У бани, как у любой постройки, согласно славянской мифологии, есть хозяин. Если в жилом доме властвует домовой, то в бане – банник или банный дух.
У этого существа сложный и противоречивый характер, нетерпимость к несоблюдению установленных им порядков. Кто такой дух банник, сегодня знают лишь деревенские жители и те, кто чтит славянские традиции.
Кто это в славянской мифологии?
Банник, он же баенник, байнушко, байник – один из видов домовых, обитающий в бане. Страстный любитель попариться, причем делает это исключительно использованной водой после посещения бани несколькими группами людей.
В старину банного духа величали Батрушкой, Загойным, Нечистиком, Бесполным. Белорусы называют его лазник, украинцы – припечок.
Баенник в мифологии восточных славян – хранитель. Баня – портал между живым и мертвым мирами. Банник не позволяет этой границе разрушиться, не впускает в человеческий мир опасных потусторонних сущностей.
Добрый или злой дух?
Баня – место слияния двух стихий: воды и огня. Поэтому характер банника противоречивый, обусловленный образованием мощного сгустка противоположных энергий. Дух считается злым, но проявляет негатив, только когда поведение и поступки людей ему не нравятся.
На характер баенника влияет его происхождение. Не может быть добрым дух, обитающий в нечистом месте. Ведь баня предназначена для избавления не только от телесной грязи, но и болезней, накопившейся отрицательной энергии.
Наши предки не боялись банника, скорее относились к нему с большим почтением.
В Белоруссии лазник следил, чтобы хозяйка хорошо стирала белье, неаккуратную женщину наказывал, напустив дыму. Украинцы считали, что припечок наведывается в хлев и на огород, чтобы следить за порядком, прогоняет с территории злых сущностей.
Как выглядит?
Дух банник избегает контакта с людьми, предпочитает оставаться невидимым. Большинство контактеров испытывали на себе лишь результаты его проказ и недовольства.
Немногим удавалось разглядеть духа. Чаще всего он предстает перед взором как маленький, сухощавый, обнаженный и босой старик, фактически карлик, с неестественно большими стопами и кистями, длинной всклокоченной бородой.
У него крупный нос, темные глаза, большой рот без зубов, длинные ногти, кожа покрыта прилипшими листьями от банного веника.
Как многие славянские духи, банник умеет превращаться в животных: жабу, крысу, дикого кабана, кошку, собаку, зайца-беляка. Считается, что в парилке после того, как дух попарится, стоит запах псины.
Как называется в женском обличии?
Существуют две женских вариации банного духа:
Где обитает?
Банник обычно выбирает для житья пространство под полком (сиденьем) или за печкой-каменкой.
Поведение и привычки
Банник – сущность контактная. Собираясь попариться, приглашает других духов составить ему компанию.
Когда банник не зол, он тихо хихикает и кряхтит в своем убежище.
Силу разозлившегося баенника нельзя недооценивать. Несмотря на малый рост, старик способен поднять взрослого человека над головой, таскать за волосы по помещению.
Когда славяне хоронили под баней мертворожденного ребенка, в ту же ночь слышали внутри постройки горестные всхлипы и вздохи. Это дух оплакивал невинную душу.
Чем опасен и что он не любит?
Банник не терпит беспорядка и несправедливости.
Хозяев, ведущих непутевую жизнь, имеющих вредные привычки, дух наказывает тем, что разрешает чертям нападать на жилище, изводить скот, топтать грядки, портить урожай.
Чтобы не разозлить банника, нельзя:
Чем может быть полезен?
Банник дух бани – не только хранитель, но и целитель.
Способен избавить от всяческих болезней. Чаще всего исцеляет от простуды и заболеваний скелета.
Чтобы избавиться от заболевания, в баню идут с дарами для духа. Обычно несут мед, молоко. В процессе мытья в уважительном тоне просят банника об излечении.
Если одолевает не телесная, а душевная болезнь, то делают специальный полынный веник, хорошенько хлещут им тело.
У баенника просят и о достатке. После мытья оставляют в бане крупную монету.
Хотя помогает дух не всем, а лишь тем, кто достоин богатства.
Бояться его или нет?
Если человек ведет себя правильно, не обижает, не злит хранителя бани, то бояться ему нечего.
Если банник осерчал, нужно выскочить из бани лицом назад, позвать домового на защиту.
Еще баенник, как все нечистые сущности, боится железа. Поэтому при его нападении можно взмахнуть железным предметом, затем сразу бежать прочь.
Если в бане появилась шишига, остается только сжечь постройку.
Как увидеть и вызвать?
Банник обретает видимую оболочку, когда пытается о чем-то предупредить. Причем чаще предстает в образе животного, а не старика.
Нечистого духа не стоит беспокоить, он может разозлиться. Если очень нужно о чем-то спросить банника, можно его вызвать. Но вызывающий должен помнить о возможных последствиях.
Ритуал вызова банника такой:
Как задобрить?
Чтобы банник оставался добрым, в баню приносят ломоть черного хлеба, посыпанного крупной солью, а также емкость с небольшим количеством воды, неиспользованный веник и мыло. Тогда дух сможет вволю попариться, а после перекусить.
Если баенник расшалился, убивают черную курицу (методом удушения, не режут), ощипывают, закапывают возле порога бани, желательно в ночь перед Чистым четвергом.
Видят ли его животные?
Видят, как и домового. Но если с домовым кошки и собаки могут подружиться, то к баннику относятся с опаской.
Это суровый дух, животные чувствуют исходящую от него опасность. Поэтому кошка в бане иногда настороженно таращится в пустоту, а собака ощетинивается, старается убежать.
Обычаи и приметы, связанные с банником
Самая распространенная примета связана с гаданием на суженого на Святки.
В полночь незамужние девушки приоткрывают дверь бани, задирают юбку. Если дух банник коснется мокрой рукой, муж будет алкоголиком, если лохматой – богачом, если лысой – бедняком.
Банник оставляет на печке сушиться свою красную шапку. В полночь она становится видимой. Человек, укравший шапку, должен со всех ног бежать в церковь. Если не добежит, дух его убьет.
Нельзя что-либо строить на месте сгоревшей бани. Это нечистое место. Просто так банник не позволит сгореть своему дому.
Нельзя оставлять роженицу с младенцем в бане ни на минуту. Обдериха способна украсть новорожденного, вместо него подложить свой приплод. Подменный ребенок не берет грудь, беспрерывно кричит, капризничает, постепенно чахнет, не доживает до года.
Для молодого поколения банник – забавный мифологический персонаж.
Но сельские жители до сих пор считают мытье в бане серьезным ритуалом, а вечером, проходя мимо бани, иногда слышат плескания воды и возгласы невидимых существ.
Угодить суровому духу несложно, нужно относиться к нему с уважением, поддерживать чистоту и порядок, угощать.
Банник
Банник – это мистическое существо из русского фольклора. Домовой, который живет в бане, и ночью баня полностью принадлежит ему. Если потревожить банника, то последствия могут быть самыми печальными.
Кто такой банник
Баня всегда имела огромное значение для славянина. В нелегком климате это было лучшее средство избавиться от усталости, а то и изгнать болезнь. Но в то же время это было таинственное место. Здесь человек смывал с себя грязь и хворь, а значит, оно само по себе становилось нечистым и принадлежало не только человеку, но и потусторонним силам.
Но ходить мыться в баню должен всякий: кто не ходит, тот не считается добрым человеком. Даже банище — место, где баня стояла, — почиталось опасным, и строить на нем жилую избу либо амбар, не советовали. Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а там жди и нового пожара! За много веков накопилось множество поверий и легенд, связанных именно с баней.
Как и во всяком месте, здесь обитает свой дух. Это банный, банник, байник, баинник, баенник — особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников. Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним здесь обитают его жена и дети, но встретить в бане можно и овинников, и русалок, и домовых.
Верят, что банник всегда моется после всех, и только грязной водой, смытой с людских тел. Обыкновенно после третьей очереди, а потому четвертой перемены или четвертого пара все боятся: “он” накинется, – станет бросаться горячими камнями из каменки, плескаться кипятком; если же не убежишь умеючи, т.е. задом наперёд, он может совсем зашпарить.
После трех перемен посетителей в бане моются черти, лешие, овинники и сами банники. Если кто-нибудь в это время пойдет париться в баню, то живым оттуда не выйдет: черти его задушат, а людям покажется, что тот человек угорел или запарился. Это поверье о “четвертой” банной смене было распространено на Руси повсеместно.
Свою красную шапку-невидимку он кладет сушиться на каменку, ее даже можно украсть ровно в полночь — ежели кому повезет. Но тут уж нужно бежать как можно скорее в церковь. Успеешь добежать, прежде чем банник проснется, — будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе же банник догонит и убьет.
Добиваются расположения баенника тем, что оставляют ему кусок ржаного хлеба, густо посыпанного крупной солью. Банники любят внимание и заботу!
А чтобы навсегда отнять у него силу и охоту вредить, ему приносят в дар черную курицу. Когда выстроят, после пожара, новую баню, то такую курицу, не ощипывая перьев, душат (а не режут) и в таком виде закапывают в землю под порогом бани, стараясь подгадать время под чистый четверг. Закопавши курицу, уходят из бани задом и все время отвешивают поклоны на баню бессменному и сердитому жильцу её.
Банник стремится владеть баней безраздельно и недоволен всяким, покусившимся на его права, хотя бы и временно. Зная про это, редкий путник, застигнутый ночью, решится искать здесь приюта, кроме разве сибирских бродяг и беглых, которым, как известно, все на свете нипочем…
Опытные люди отвращают злые наветы своих банников тем вниманием, какое оказывают им всякий раз при выходе из бани. Всегда в кадушках оставляют немного воды и хоть маленький кусочек мыла; веники же никогда не уносят в избу. Вот почему зачастую рассказывают, как проходя ночью мимо бани, слышали, с каким озорством и усердием хлещутся там черти и при этом жужжат, словно разговаривают, но без слов. Один прохожий осмелился и закричал: “Прибавьте пару!”- и вдруг все затихло, а у него самого мороз пробежал по телу и волосы встали дыбом…
Банник старается быть невидимым, хотя некоторые и уверяют, что видели его и что он старик, как и все духи, ему сродные: недаром же они прожили на белом свете и русском мире такое неисчислимое количество лет.
Легенды о бане и баннике
ПОПАРИТЬСЯ ЗАХОТЕЛОСЬ
Один мельник вернулся домой с ярмарки заполночь и решил попариться. Разделся, снял, как водится, нательный крестик и повесил его на гвоздик, залез на полок — и вдруг явился в чаду и дыму страшный мужик с огромными глазами и в красной шапке.
— А, попариться захотелось! — прорычал баенник. — Забыл, что после полуночи баня — наша! Нечистая!
И ну хлестать мельника двумя огромными раскаленными вениками, пока тот не упал в беспамятстве.
Спохватилась баба, что долго нет мужа, стала в оконце звать, – не откликается, начала ломиться в дверь – не поддаётся. Вызвонила она ревом соседей. Эти пришли помогать: рубили дверь топором – только искры летят, а щепок нет. Пришла на выручку бабка-знахарка, откупорила дверь святой водой, прочла свою молитву и отворила. Мужик лежал без памяти; насилу оттерли его снегом.
Долго трясся он от страха, даже голос потерял, и с тех пор ходил мыться-париться не иначе как до захода солнца, каждый раз читая в предбаннике заговор:
— Встал, благословясь, пошел, перекрестясь, из избы дверьми, со двора воротами, вышел в чистое поле. Есть в том поле сухая поляна, на той поляне трава не растет, цветы не цветут. И так же у меня, раба Божия, не было бы ни чирия, ни вереда, ни баенной нечисти!
Дело было о святках. В один вечер все девки собрались на вечеринку, а ребята-то к ним не пришли. Ну, девкам-то скучно стало без ребят, невесело. Одна девка и говорит своим подругам: “Девки, пойдемте-ка слушать к бане, что нам банник скажет”. Вздумали да две девки и пошли. пришли к бане; одна и говорит:
— Давай-ка сунь руку в окно: банник-то насадит тебе золотых колец на руку.
— А ну-ка, дева, давай ты сначала сунь, а потом и я.
Та и сунула. А банник-то и говорит:
— Вот и попалась мне.
Руку-то схватил, да колец-то насадил железных – лишь сковал в одно место все пальцы на окне-то ей, нельзя и руку разжать. Ну вот, кое как руку выдернула она из кона, и побежали обе. Прибежали домой и говорят:
— Вот, девушки, смотрите, мы ходили к баннику, о он вон каких колец насадил вместо золотых-то – железных; вот, говорит, у меня и руку сковал. Как же я теперь буду жить-то с такой рукой? Ой, девушки, девушки, банник-то какой срамной, мохнатый,- рука-то вся какая большая да мохнатая.
Одна девка бесстрашная в баню пошла.
— Я,- говорит,- в ней рубаху сошью и назад вернусь.
Пришла в баню, углей с собой взяла, а то ведь и не видать ничего. Сидит и раздувает их. А полночьное время. Начала вскоре рубаху сметывать, смотрит, а в корчаге уголья маленькие чертенята раздувают и около неё бегают.
Она шьет себе, а они уже кругом обступили и гвозди в подол вколачивают. Вот она и начала потихоньку с себя рубаху с сарафаном спускать, спустила да в сшитой рубахе и выскочила из бани.
Утром вошла в баню, а там от сарафана одни клочья остались.
Один бесстрашный тоже в баню пошел, да долго оттуда и не идет.
Пошли к дверям звать его, а его не пускают. Стали в дверь стучать, а ему только больнее от этого. Зовут его, а он говорит:
— Вот, мне сейчас гроб делают.
И слышат снаружи, что в бане пилят, стругают и топором стучат.
— Вот теперь заколачивают!
СКАЗКА КАК БЕСЁНОК ПОТАНЬКА В БАНЬКЕ ПАРИЛСЯ
Однажды увидел бесёнок Потанька, как люди ходят париться в баньку. Надумал попробовать. Забрался Потанька ночью в баньку. Попарился – понравилось, да после мытья оставил в печурке две тлеющие чурки. Напустил Потанька чаду да дыму в баньке.
Вылез из подпола Банник. Увидал в своей баньке непорядок. Разозлился и говорит:
– Проучу я тебя, Потанька! Будешь знать, как чудить в моей баньке!
Собрался опять Потанька попариться в баньке.
Пошёл за веником в лес. Ищет ветвистую, пушистую берёзу.
Нашёл и принялся ветки ломать, веник вязать. Берёза говорит:
– Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!
Не послушался берёзу Потанька, пошёл с веником в баньку.
По дороге с липы надрал лыко, сделал мочалку. Липа говорит:
– Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!
Не послушался липу Потанька, пошёл с веником и мочалкой в баньку. По дороге зачерпнул себе из ручья воды в лоханку. Ручей говорит:
– Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!
Не послушался ручья Потанька, пришёл с веником, с мочалкой и водой в баньку. Принялся Потанька разогревать каменку в баньке. Тазом гремит, веником шуршит, мочалкой скрипит. Услышал Банник. Из подпола вылез, трясунцы-пуганцы вынес, из рукава вытряс. В тёмный угол Банник встал, на Потаньку злыми глазами засверкал.
Потанька париться стал, поддал в каменке жар да пар. Веник в пару помотал. Хвать – а с него дождь льёт, взглянул – а он весь в сосульках стал. Потанька говорит:
– Банник, Банник! Верни в каменку жар да пар!
Полез Потанька на полок в тазик с кипятком. А он покрылся весь льдом. Потанька говорит:
– Банник, Банник! Верни кипяток в тазик!
Бросился Потанька за мочалкой, а она примёрзла к лоханке. Потанька говорит:
– Банник, Банник! Отморозь мочалку от лоханки! Не мешай париться в баньке!
Вдруг в тёмном углу Банник зашевелился, через голову перевалился, страшным голосом закричал на всю баньку. Испугался Потанька, глаза закрыл. Принялся Банник страхи напускать.
Потанька открыл глаза. Видит, он сидит в тазу и плывёт по воде – по кипятку. На пути огромная варёная щука встаёт. Открывает рот шире ворот. Потанька к ней в пасть плывёт. Щука кричит: «Схвачу! Проглочу!» Потанька глаза закрыл и щуке в рот проскочил.
Потанька с веника свалился и под землю в пекло провалился. Видит, сидит он на калёных кирпичах, на горячих углях. Вокруг смола кипит в котлах. Под руки его кочерга с ухватом берут и париться в котёл с кипящей смолой ведут. Потанька вырывался, в сторону бросался. Упал в лоханку и вывалился в дверь из баньки.
Очнулся Потанька за дверями в лоханке. «Дай, – думает, – погляжу, кто меня пугал в баньке». Заглянул в банное окошко. Глядит из баньки на него рожа – ни на кого не похожа: с клыкастым ртом и длинным носищем, на голове волосищи до землищи, а на руках когтищи. Перепугался Потанька, больше не ходил по ночам париться в баньку.