вечером на веранде мы стали разбирать

5. Укажите СПП с придаточным определительным.

1) Самое важное, главное, священное место Тибета – гора Кайлас, которую местные жители называют обиталищем богов и центром всего мира.
2) Мы поселились в совсем простой маленькой гостинице, стоявшей на берегу моря, в стороне от шума дискотеки и грохота мотоциклов.
3) На берегу было несметное количество принаряженных, веселых людей, пришедших встречать пароход.
4) Особое беспокойство внушает судьба старого парка, составлявшего когда–то с усадьбой одно целое.

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству.
1) 1, 2, 3;
2) 1, 2, 3, 4;
3) 1, 3;
4) 2, 3.

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ровно в третий день после моего рождения (1) в который мне минуло десять лет (2) и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра, Карл Иванович разбудил меня (3) ударив над самой моей головой хлопушкой.
1) 1;
2) 1, 2;
3) 1, 2, 3;
4) 1, 3.

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Все возы (1) потому (2) что на них лежали тюки с шерстью (3) казались(4) очень высокими и пухлыми.
1) 1, 2, 3;
2) 1, 2, 3, 4;
3) 1, 3;
4) 1, 3, 4.

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время(3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.
1) 2, 4;
2) 1, 2, 3, 4;
3) 1, 2, 3;
4) 1, 3, 4.

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Буду работать (1) пока у меня пальцы смогут держать перо (2) и пока не остановится сердце (3) переполненное ощущением жизни.
1) 1, 2, 3;
2) 1, 2;
3) 1, 3;
4) 2, 3.

Источник

5. Укажите СПП с придаточным определительным.

1) Самое важное, главное, священное место Тибета – гора Кайлас, которую местные жители называют обиталищем богов и центром всего мира.
2) Мы поселились в совсем простой маленькой гостинице, стоявшей на берегу моря, в стороне от шума дискотеки и грохота мотоциклов.
3) На берегу было несметное количество принаряженных, веселых людей, пришедших встречать пароход.
4) Особое беспокойство внушает судьба старого парка, составлявшего когда–то с усадьбой одно целое.

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству.
1) 1, 2, 3;
2) 1, 2, 3, 4;
3) 1, 3;
4) 2, 3.

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ровно в третий день после моего рождения (1) в который мне минуло десять лет (2) и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра, Карл Иванович разбудил меня (3) ударив над самой моей головой хлопушкой.
1) 1;
2) 1, 2;
3) 1, 2, 3;
4) 1, 3.

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Все возы (1) потому (2) что на них лежали тюки с шерстью (3) казались(4) очень высокими и пухлыми.
1) 1, 2, 3;
2) 1, 2, 3, 4;
3) 1, 3;
4) 1, 3, 4.

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время(3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.
1) 2, 4;
2) 1, 2, 3, 4;
3) 1, 2, 3;
4) 1, 3, 4.

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Буду работать (1) пока у меня пальцы смогут держать перо (2) и пока не остановится сердце (3) переполненное ощущением жизни.
1) 1, 2, 3;
2) 1, 2;
3) 1, 3;
4) 2, 3.

Источник

Вечером на веранде мы стали разбирать

вечером на веранде мы стали разбирать. Смотреть фото вечером на веранде мы стали разбирать. Смотреть картинку вечером на веранде мы стали разбирать. Картинка про вечером на веранде мы стали разбирать. Фото вечером на веранде мы стали разбирать

вечером на веранде мы стали разбирать. Смотреть фото вечером на веранде мы стали разбирать. Смотреть картинку вечером на веранде мы стали разбирать. Картинка про вечером на веранде мы стали разбирать. Фото вечером на веранде мы стали разбирать

Виталий Трегубенко запись закреплена

1. В каком случае дано сложное предложение?
а) Каждый язык принадлежит обществу, известному общественному союзу.
б) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век разнообразный тобой украсил я.
в) Есть терпение, будет и умение.
г) Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окон почти в одно и то же время два лица: женское в чепце, узкое и длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы.

2. Какое предложение является сложносочиненным?
а) Гейне создал «Зимнюю сказку» в Париже, там же Тургенев писал «Отцы и дети».
б) Едва начался декабрьский рассвет, Аночка вышла на улицу.
в) Глушь и дичь в пуще, однако чистые просеки делятся на правильные нумерованные квадраты.
г) Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять.

3. Какое предложение является сложноподчиненным?
а) Я вам отвечу очень просто, поскольку мы уже друзья.
б) По обе стороны — высокие, до пяти метров высоты, неприступные стены камыша, издавна получившие название крепей, глухие же чащи зеленых дремучих зарослей называют Каспийскими джунглями.
в) Нежнейшие оттенки цветов — красного, малинового, желтого и зеленого — раскрашивали облако, лучи каждое мгновение тоже меняли свою окраску.
г) То раздавались удары, то пели колеса.

4. Какое предложение является сложным бессоюзным?
а) Я не знаю, будет ли свидание.
б) Если уж эти стихи написаны, я смотрю на них как на товар.
в) Как ни тепел был дождь, мы начали зябнуть.
г) Растительность песков богаче глинистых пустынь, поэтому пески издавна используются для выпаса овечьих отар.

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На вопрос (1) случалось ли ему драться (2) отвечал он сухо (3) что случалось (4) но в подробности не входил (5) и видно было (6) что такие вопросы ему неприятны.
а) 1, 2, 3, 4, 5, 6
б) 2, 3, 4, 5, 6
в) 1, 2, 3, 4, 6
г) 3, 4, 5, 6

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Хорошее воспитание (1) не в том (2) что ты не прольешь соуса на скатерть (3) а в том (4) что не заметишь (5) если это сделает кто-нибудь другой.
а) 1, 2, 3, 4, 5
б) 2, 3, 4, 5
в) 1, 2, 3
г) 2, 3, 5

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Уже несколько минут стоял Плюшкин (1) не говоря ни слова (2) а Чичиков все еще не мог начать разговора (3) развлеченный (4) как видом самого хозяина (5) так и всего того (6) что было в комнате.
а) 1, 2, 3, 4, 5, 6
б) 2, 3, 4, 5, 6
в) 1, 2, 3, 5, 6
г) 1, 2, 4, 5, 6

8. В каком случае дана правильная характеристика предложения (знаки препинания не расставлены)?
Когда жар спадал и мы открывали окно часть моря видная из него между кипарисов имела цвет фиалки.
а) сложносочиненное предложение
б) сложноподчиненное предложение
в) бессоюзное предложение
г) предложение с разными видами связи

10. В каком случае даны союзы, которые могут связывать части сложносочиненного предложения?
а) что, если, когда
б) зато, однако
в) потому что, в связи с тем что, оттого что
г) как, хотя

11. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны соединительным союзом?
а) Митя спал с незавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них.
б) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.
в) То за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным выстрелом ударит пудовая рыба.
г) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон.

12. В каком случае перед союзом и не нужна запятая?
а) Солнце зашло и начало смеркаться.
б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.
в) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.
г) Из окна дует холодом и сыплет снег.

13. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?
а) Любовь не знает страха, и отвергает страх, и восстает из праха.
б) И зачем эта странная ночь, и зачем стоит этот сонный корабль в сонном море?
в) Метет и нет конца метели.
г) Снега сошли и смыли след.

14. В каком случае слово что является союзным словом?
а) У Чарльза Диккенса спросите, что было в Лондоне тогда.
б) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил.
в) И старый пес, ложась у ваших ног, вздохнет о том, что тоже одинок.
г) Ничего, голубка Эвридика, что у нас студеная зима

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству.
а) 1, 2, 3
б) 1, 2, 3, 4
в) 1, 3
г) 2, 3

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ровно в третий день после моего рождения (1) в который мне минуло десять лет (2) и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра, Карл Иванович разбудил меня (3) ударив над самой моей головой хлопушкой.
а) 1
б) 1, 2
в) 1, 2, 3
г) 1, 3

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Все возы (1) потому (2) что на них лежали тюки с шерстью (3) казались (4) очень высокими и пухлыми.
а) 1, 2, 3
б) 1, 2, 3, 4
в) 1, 3
г) 1, 3, 4

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.
а) 2, 4
б) 1, 2, 3, 4
в) 1, 2, 3
г) 1, 3, 4

г) Ничего, голубка Эвридика, что у нас студеная зима

19. В каком случае на месте пропуска нужна запятая?
а) Я решил, что__хотя ты и не принимал участия в разговоре, мы единомышленники.
б) По мере того__как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.
в) Он решил, что__если его ждут такие мучения, то лучше умереть.
г) В лесу было тихо, несмотря на то__что солнце уже поднялось

20. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится запятая (запятые)?
а) За двумя зайцами погонишься__ни одного не поймаешь.
б) Картина восхитительная__ночь, тишина, вдали огоньки бивачных костров.
в) Летела пыль__вывески раскачивались и скрежетали__шляпы срывались с голов и катились под колеса прыгающих экипажей.
г) В декабре 1917 года я написал поэму «Петербург», прочитал ее своим друзьям и запер в стол__это было не время для стихов.

21. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?
а) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.
б) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.
в) Ширь даль зелень.
г) Не хватит света факел сердца выну.

22. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?
а) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени.
б) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться.
в) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь.
г) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.

23. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?
Она села в кресло, долго смотрела на язычок огня он даже не вздрагивал.
а) тире
б) двоеточие
в) точка с запятой
г) запятая

24. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?
а) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
б) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.
в) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.
г) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.

26. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями параллельное подчинение?
а) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.
б) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.
в) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян, каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.
г) Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.

Источник

Итоговый тест 9 класс

Итоговый тест 9 класс

а) Каждый язык принадлежит обществу, известному общественному союзу.

б) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век разнообразный тобой украсил я.

в) Есть терпение, будет и умение.

г) Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окон почти в одно и то же время два лица: женское в чепце, узкое и длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы.

2. Какое предложение является сложносочиненным?

а) Гейне создал «Зимнюю сказку» в Париже, там же Тургенев писал «Отцы и дети».

б) Едва начался декабрьский рассвет, Аночка вышла на улицу.

в) Глушь и дичь в пуще, однако чистые просеки делятся на правильные нумерованные квадраты.

г) Как он добрался сюда – уж этого никак не мог он понять.

3. Какое предложение является сложноподчиненным?

а) Я вам отвечу очень просто, поскольку мы уже друзья.

б) По обе стороны – высокие, до пяти метров высоты, неприступные стены камыша, издавна получившие название крепей, глухие же чащи зеленых дремучих зарослей называют Каспийскими джунглями.

в) Нежнейшие оттенки цветов – красного, малинового, желтого и зеленого – раскрашивали облако, лучи каждое мгновение тоже меняли свою окраску.

г) То раздавались удары, то пели колеса.

4. Какое предложение является сложным бессоюзным?

а) Я не знаю, будет ли свидание.

б) Если уж эти стихи написаны, я смотрю на них как на товар.

в) Как ни тепел был дождь, мы начали зябнуть.

г) Растительность песков богаче глинистых пустынь, поэтому пески издавна используются для выпаса овечьих отар.

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На вопрос (1) случалось ли ему драться (2) отвечал он сухо (3) что случалось (4) но в подробности не входил (5) и видно было (6) что такие вопросы ему неприятны.

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Хорошее воспитание (1) не в том (2) что ты не прольешь соуса на скатерть (3) а в том (4) что не заметишь (5) если это сделает кто-нибудь другой.

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Уже несколько минут стоял Плюшкин (1) не говоря ни слова (2) а Чичиков все еще не мог начать разговора (3) развлеченный (4) как видом самого хозяина (5) так и всего того (6) что было в комнате.

8. В каком случае дана правильная характеристика предложения (знаки препинания не расставлены)?

Когда жар спадал и мы открывали окно часть моря видная из него между кипарисов имела цвет фиалки.

а) сложносочиненное предложение

б) сложноподчиненное предложение

в) бессоюзное предложение

г) предложение с разными видами связи

9. Какая схема отражает строение сложносочиненного предложения?

10. В каком случае даны союзы, которые могут связывать части сложносочиненного предложения?

в) потому что, в связи с тем что, оттого что

11. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны соединительным союзом?

а) Митя спал с незавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них.

б) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.

в) То за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным выстрелом ударит пудовая рыба.

г) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон.

12. В каком случае перед союзом и не нужна запятая?

а) Солнце зашло и начало смеркаться.

б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.

в) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.

г) Из окна дует холодом и сыплет снег.

13. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?

а) Любовь не знает страха, и отвергает страх, и восстает из праха.

б) И зачем эта странная ночь, и зачем стоит этот сонный корабль в сонном море?

в) Метет и нет конца метели.

г) Снега сошли и смыли след.

14. В каком случае слово что является союзным словом?

а) У Чарльза Диккенса спросите, что было в Лондоне тогда.

б) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил.

в) И старый пес, ложась у ваших ног, вздохнет о том, что тоже одинок.

г) Ничего, голубка Эвридика, что у нас студеная зима

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству.

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ровно в третий день после моего рождения (1) в который мне минуло десять лет (2) и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра, Карл Иванович разбудил меня (3) ударив над самой моей головой хлопушкой.

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Все возы (1) потому (2) что на них лежали тюки с шерстью (3) казались (4) очень высокими и пухлыми.

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.

г) Ничего, голубка Эвридика, что у нас студеная зима

19. В каком случае на месте пропуска нужна запятая?

а) Я решил, что__хотя ты и не принимал участия в разговоре, мы единомышленники.

б) По мере того__как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.

в) Он решил, что__если его ждут такие мучения, то лучше умереть.

г) В лесу было тихо, несмотря на то__что солнце уже поднялось

20. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится запятая (запятые)?

а) За двумя зайцами погонишься__ни одного не поймаешь.

б) Картина восхитительная__ночь, тишина, вдали огоньки бивачных костров.

в) Летела пыль__вывески раскачивались и скрежетали__шляпы срывались с голов и катились под колеса прыгающих экипажей.

г) В декабре 1917 года я написал поэму «Петербург», прочитал ее своим друзьям и запер в стол__это было не время для стихов.

21. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?

а) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.

б) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.

в) Ширь даль зелень.

г) Не хватит света факел сердца выну.

22. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?

а) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени.

б) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться.

в) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь.

г) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.

23. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?

Она села в кресло, долго смотрела на язычок огня он даже не вздрагивал.

24. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?

а) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

б) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.

в) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.

г) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.

25. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями однородное подчинение?

а) Он бережно поцеловал жену и пошел в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст – все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни.

б) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.

г) Когда шел этот разговор, в соседней комнате стоял сельский мельник, которого для размола зерна вызвал на усадьбу Курбского Иван Колымет.

26. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями параллельное подчинение?

а) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.

б) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.

в) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян, каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.

г) Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.

Источник

Упражнения по теме «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении»

Упражнение 1.

Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Проведите его синтаксический анализ, составьте схему этого предложения.

Левитан стремился писать так чтобы был ощутим воздух обнимающий своей прозрачностью каждую травинку каждый лист или стог сена.
(К. Паустовский)


Упражнение 2.

Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных. Составьте схемы 3-го и 4-го предложений.

1) Дар слова. Испокон веков его главное назначение в том что (бы) объединять людей. (Ю. Ороховацкий) 2) Надо верить в возможность счастья что (бы) быть счастливым. (Л. Толстой) 3) О человеке надо судить не (по) тому что он говорит а (по) тому что он делает. 4) Невежество (по) тому сильно что в нём нет сомнения, оно ничего (н..) знает но считает что знает всё. (Н. Евдокимов)

Упражнение 3.

Запишите крылатые выражения, расставляя недостающие знаки препинания. Вспомните, кому из героев комедии А. Грибоедова «Горе от ума» принадлежат эти слова. Объясните расстановку знаков препинания. Укажите односоставные предложения, которые входят в состав сложных.

1) Пойду искать по свету где оскорблённому есть чувству уголок. 2) Уж коли зло пресечь забрать все книги бы да сжечь. 3) Свежо предание а верится с трудом. 4) Ах! Если любит кто кого зачем ума искать и ездить так далёко. 5) Чины людьми даются а люди могут обманут(?)ся. 6) Дома новы а предрассудки стары.

Упражнение 4.

Установите, какой синтаксической модели соответствуют данные предложения. Графически изобразите эту модель. Придумайте 2—3 предложения такой же синтаксической структуры.

1) Хозяин взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не спорил. 2) Сделалась такая метель, что он ничего не видел. 3) Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым. 4) К тому же быть сочинителем казалось мне так мудрено, так недосягаемо нам, непосвящённым, что мысль взяться за перо сначала испугала меня.
(А. Пушкин)

Упражнение 5.

Прочитайте текст и озаглавьте его. Что отражает придуманное вами название: тему или основную мысль текста? Запишите текст, расставляя знаки препинания. Определите, в каких придаточных предложениях, кроме значения образа действия и степени, есть ещё значение следствия? В каких предложениях сказуемое выражено словами состояния?

Мы так увлеклись рыбалкой что не заметили дождя мелкими шажками подкравшегося к нам из-за леса. Он густел расходился и вскоре на протоке сделалось тесно от пузырьков которые не успев народит(?)ся лопались и расходились кружками. Дождь был так густ что ветер не мог пробрат(?)ся сквозь него и сконфуженно залёг в лесу.

Мы заторопились и поплыли к островку где был хвойный лес окружённый со всех сторон покосами.

А дождь прибавлял прыти. Огромная чёрная туча наползла на реку и в одну минуту стало темно.
(В. Астафьев)

Упражнение 6.

Прочитайте отрывок из поэмы А. Ахматовой «Реквием». Кому посвящена эта поэма? Какие параллельные конструкции использованы в этом отрывке для усиления эмоционального воздействия? Определите значение придаточных, начинающихся со слов где. Объясните расстановку запятых.

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.

Упражнение 7.

Запишите слова выдающегося учёного и общественного деятеля А. Д. Сахарова, включив их в предложение с прямой речью. Объясните знаки препинания.

Научно-технический прогресс не социальный принесёт счастья, если не будет дополняться чрезвычайно глубокими изменениями в социальной, нравственной и культурной жизни человечества. Внутреннюю духовную жизнь людей, внутренние импульсы их активности трудней всего прогнозировать, но именно от этого зависит в конечном итоге и гибель, и спасение цивилизации.

Упражнение 8.

Составьте схемы сложноподчинённых предложений, определите вид придаточного в каждом из них.Выполните синтаксический разбор первого предложения текста.

Из (огне)дыш_щего пекла летнего волжского (пол)дня идёт на нас вереница опалё(н, нн)ых зноем изм_ждё(н, нн)ых оборва(н, нн)ых лю¬дей которые тянут против течения т_жело гружё(н, нн)ую баржу по раск_лё(н, нн)ому песку. Когда промышле(н, нн)ику или купцу треб-валось переве_ти груз он часто отказвался от использования буксира а нан_мал деш_вую тягловую силу. Как только человек впр_гался в лямки и нач_нал т_нуть гружё(н, нн)ое судно он стновился бурлаком

Рабоч_м артели. Беконечно дли(н, нн)а (Волга)матушка. Беконечен и тяж_л путь этих людей которые вызывали у других смеша(н, нн)ое чу_ство жал_сти и страха.

Когда Репин бли_ко позн_комился с бурлаками они пок_за-лись ему (не)измуче(н, нн)ыми жалкими и бе(с, сс)лове(с, сс)ными а сильными смелыми и умными людьми. Художник почувствовал что (не)жалость к бурлакам толкает его н_писать картину а любовь и ув_жение к ним. Репин понял какая м_гучая внутре(н, нн)яя пока ещё (не)осозна(н, нн)ая ими сила живёт в этих людях и рвё(тся, ться) (на)ружу. Каже(тся, ться) нет такой пр_грады что могла(бы) встать на пути и сдержать её.

Упражнение 9.

Выделите главное и придаточное предложения. Обратите внимание на знаки препинания.

1) Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы (Л. Толстой). 2) Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть (Достоевский). 3) Хотя снегу не было сверху, над головой не виднелось ни одной звездочки (Л. Толстой). 4) Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-нибудь, зверь тревожно нюхал воздух (Горький). 5) Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором (Чехов). 6) Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем (Горький).

Упражнение 10.

Спишите сложноподчиненные предложения, вставив необходимый по смыслу простой союз или союзное слово. Расставьте знаки препинания.

1) Известно__в первый период своего творческого пути Пушкин был любим соотечественниками. 2) В высшей степени важно__дети приучались еще с юных лет работать. 3) Чувство гуманности оскорбляется__люди не уважают в других человеческого достоинства. 4) Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать__она так загрустила. 5) И лица их были такие измученные__эти люди несли на себе непомерную тяжесть.

Упражнение 11.

К каждому сложноподчиненному предложению добавьте еще одно придаточное предложение того же вида, присоединив его союзом и. Запишите составленные предложения и объясните в них знаки препинания.

1) Я знаю, что могу выучить правила орфографии. 2) Учитель счастлив, если его ученики делают успехи. 3) Русский язык надо изучать, чтобы читать в подлиннике русскую классическую литературу.

Упражнение 12.

Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните наличие или отсутствие запятой на стыке двух подчинительных союзов и на стыке сочинительного и подчинительного союзов.

1) В доме к моему немалому удивлению было тихо и если бы не яркий огонь в окошке то можно было бы подумать что там уже все спят (Абрамов). 2) Когда-то Бунин сказал мне что если бы он был очень богат то не стал бы жить на одном месте заводить хозяйство квартиру библиотеку гардероб а путешествовал бы по всему земному шару (Катаев). 3) Пока доехал домой посидел дома прошло два часа так что когда я вышел уже было светло (Л. Толстой). 4) Полная луна плыла по ясному безоблачному небу и по мере того как свет месяца становился ярче наши тени делались короче и чернее (Арсеньев). 5) Есть на нашей реке такие глубокие и укромные места что когда проберешься через спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды почувствуешь себя в обособленном отгороженном от остального земного пространства мире (Солоухин).

Упражнение 13.

Спишите предложения, расставив недостающие знаки препинания. Объясните постановку запятой между частями сложноподчиненного предложения.

Упражнение 14.

Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните грамматические основы, выделите предикативные части, укажите вид придаточного. Произведите полный синтаксический анализ одного предложения (по выбору).

1) Изредка поздней осенью выдаются такие дни когда теплый туман лежит до самого вечера. 2) Каюткин говорил с Улей так бережно будто огонек держал в ладонях. 3) Как только прекращалась пурга охотники выходили в море. 4) Для большей ясности романа здесь объявить мне вам пора что страстно влюблена в улана была одна ее сестра. 5) Счастлив тот кому зарею теплый ветер веет. 6) Настроение у всех было грустное несмотря на то что все наперебой состязались в остроумии. 7) Было б у Емели богатство когда б на печи не лежал.

Тест по теме «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении»

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству.

1) 1, 2, 3
2) 1, 2, 3, 4
3) 1, 3
4) 2, 3

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ровно в третий день после моего рождения (1) в который мне минуло десять лет (2) и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра, Карл Иванович разбудил меня (3) ударив над самой моей головой хлопушкой.

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Все возы (1) потому (2) что на них лежали тюки с шерстью (3) казались (4) очень высокими и пухлыми.

1) 1, 2, 3
2) 1, 2, 3, 4
3) 1, 3
4) 1, 3, 4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.

1) 2, 4
2) 1, 2, 3, 4
3) 1, 2, 3
4) 1, 3, 4

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Буду работать (1) пока у меня пальцы смогут держать перо (2) и пока не остановится сердце (3) переполненное ощущением жизни.

1) 1, 2, 3
2) 1, 2
3) 1, 3
4) 2, 3

6. В каком случае на месте пропуска нужна запятая?

1) В то время__как мы собирались на рыбалку, отец с матерью еще спали.
2) Капитан рассчитывал, что__если бомбы разорвутся, то они его не зацепят осколками.
3) Бедный отец насилу решился спросить у дьячка__была ли она у обедни.
4) Родник, вода__которого так пришлась мне по вкусу, был в глубине леса.

7. В каком случае на месте пропуска нужна запятая?

1) Я решил, что__хотя ты и не принимал участия в разговоре, мы единомышленники.
2) По мере того__как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.
3) Он решил, что__если его ждут такие мучения, то лучше умереть.
4) В лесу было тихо, несмотря на то__что солнце уже поднялось.

8. В каком случае на месте пропуска не нужна запятая?

1) Он проснулся первый и не сразу сообразил__где он.
2) Я понял, что__если не пойти по пути наименьшего сопротивления, то добиться можно многого.
3) Не знаю__похож ли он на мать, но действительно красив.
4) Мы не знали__в какую сторону идти, и в нерешительности остановились.

9. В каком случае на месте пропуска не нужна запятая?

1) С тех пор как я расстался с деревней__это раздолье не переставало сниться мне.
2) Подъезжая к месту сражения, я понял, что__если проявить упорство, победа будет за нами.
3) Музыканты проявили огромное упорство, особенно__когда пришлось отстаивать программу концерта.
4) Через день он позвонил по телефону и спросил__получил ли я книгу.

10. В каком предложении пропущены две запятые (знаки препинания не расставлены)?

11. В каком предложении пропущены три запятые (знаки препинания не расставлены)?

12. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Никитин продолжал думать о том, как он вернется в Петербург, как встретит его на вокзале Манюся и, вскрикнув от радости, бросится на шею.
2) Он решил, что не оставит ее, не изменит своего решения жениться на ней, если только она сама захочет этого.
3) Волчице казалось, будто за деревьями в потемках стоят люди, и где-то за лесом воет собака.
4) Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.

13. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.
2) Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.
3) Чаще всего я возвращался, конечно, туда, где сидела девушка.
4) Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил отдохнула ли она от дороги.

14. Укажите все цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Вечер был так хорош, (1) что чай унесли, (2) а мы остались на террасе, (3) и разговор был так занимателен для меня, (4) что я не заметила, (5) как понемногу затихли вокруг нас людские звуки. (Л. Толстой)

1) 1, 4
2) 1, 2, 4
3) 1, 4, 5
4) 3, 4, 5

15. Укажите все цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Акакия Акакиевича заставили выпить два бокала, (1) после которых он почувствовал, (2) что в комнате сделалось веселее, (3) однако ж никак не мог позабыть, (4) что уже двенадцать часов (5) и что давно пора домой. (Н.В. Гоголь)

1) 1, 4
2) 1, 2, 4
3) 1, 4, 5
4) 3, 4, 5

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *