входя в комнату где сидят подчиненные руководитель
Входя в комнату где сидят подчиненные руководитель
Прошу прощения, что создаю тему в этом разделе, но не знаю где правильнее было бы спросить.
Модераторы, если что- перенесите, пожалуйста, тему в нужный раздел.
итак, проблема такая.
Я работаю в приемной крупного руководителя. Кроме меня, в смежных с приемной комнатах работают помощники этого руководителя. Все мужчины, я единственная женщина. Когда шеф выходит из своего кабинета, находящиеся у меня в приемной мужчины-помощники встают. Как быть мне? Тоже вставать?
Женщина, работавшая до меня в приемной (на моем месте) никогда не вставала при появлении шефа. И меня этому не учила. Никто мне и замечаний что я не встаю ни разу не сделал, но все же. кто знает: я должна вставать или, наоборот, НЕ должна этого делать.
Вот ссылки разные нашла.
1) А нужно ли вставать женщинам, когда в комнату, где они работают, входит начальник? Если он вошел для того, чтобы по-знакомиться с персоналом, то вставать нужно. Если начальник вошел первый раз, то также желательно встать. Но если это обычный рабочий день, и начальник входит и выходит из комна-ты много раз, то, конечно, вставать не нужно.
2)Вставать в присутствии руководителя нужно в трех случаях: во-первых, если руководитель имеет обыкновение раз в день заходить к подчиненным, чтобы пожелать доброго утра; во-вторых, если он обходит подразделения и представляется работникам в качестве их нового шефа; в-третьих, если он входит вместе с гостем или делегацией. При этом нужно иметь в виду следующее: сотрудник, работающий в дальнем углу комнаты площадью в 50 м2, не должен выбегать и кланяться – это будет выглядеть смешно.
Я соглашусь, что каждый раз при его появлении мне вскакивать не надо, но когда он с гостями/делегацией и т.п.выходит?
Деловой этикет: руководитель и подчиненный, мужчина и женщина
Вы можете спросить, какое отношение к этикету имеет своевременное и качественное исполнение своих должностных обязанностей? Тот, кто плохо работает, не уважает своих коллег. Особенно, если речь идет о руководителе: его промахи подчас приходится исправлять целому коллективу, причем работники, опасаясь впасть в немилость шефа, обычно держат свои эмоции при себе.
Какой смысл в соблюдении дистанции между руководителем и подчиненным? Субординация отражает реальное распределение полномочий и ответственности работников организации. Кроме того, ее соблюдение не позволяет отношениям принимать близкий, «семейный» характер, что не очень хорошо сказалось бы на результатах работы. Иерархические взаимоотношения в организации предполагают соблюдение ряда конкретных правил:
— прежде всего, ко всем без исключения коллегам по работе следует обращаться «на вы»;
— при встрече словесное приветствие произносит подчиненный, а руку подает вышестоящее должностное лицо – если сочтет нужным;
— в кабинете руководителя подчиненный не садится без приглашения шефа.
Следует ли стучать в дверь кабинета руководителя, прежде чем войти? Принято считать, что стучать не нужно. И все же правильнее было бы стучать, и вот почему: каждый человек имеет как бы два лица – для себя и для окружающих. К примеру, вы едете в метро, задумались. Вдруг чувствуете на плече руку. Оглядываетесь – так и есть, старый приятель. И сразу же ваше лицо меняется, словно надевает маску – ту, которую можно видеть всем. «Все в порядке, все хорошо!» – написано на ней. Точно так же руководитель, находясь в кабинете один, может слегка расслабить мускулатуру лица и тела, и есть риск застать его в таком виде, не предназначенном для глаз окружающих.
Почему же в таком случае действует прямо противоположная норма? Думается, что здесь основную роль сыграло то, что большинство руководителей не любят стука и считают, что в основе такого поведения лежит неуверенность подчиненного в том, чем занят руководитель в данный момент. Так что, уважаемые читатели, не стучите в дверь своего начальника, несмотря на все разумные аргументы, приведенные выше.
Нужно ли вставать, когда входит руководитель?
Если руководитель постоянно заходит к вам в течение рабочего дня, не следует каждый раз вскакивать с места. Иное дело, когда руководитель или ваш коллега будет вынужден стоять перед вами, обсуждая какой-то вопрос, – тут следует встать.
Нужно учитывать и психологический аспект ситуации. Может быть, руководитель зашел запросто, «без чинов» (например, начальница зашла продемонстрировать новую кофточку).
Какими правилами делового этикета должен руководствоваться подчиненный?
Помимо указанных выше правил, подчиненному не следует также эмоционально проявлять свое недовольство шефом. Если вы считаете, что к вам отнеслись несправедливо, необходимо спокойно и аргументированно заявить об этом.
Каковы правила этикета руководителя?
Руководитель не должен утомлять подчиненных мелочным контролем: он должен представлять, кто на что способен.
Руководитель должен информировать подчиненных о стратегии организации, перспективных планах руководства – в допустимых пределах, конечно.
Руководитель должен поощрять тех, кто хорошо работает. Если нет возможности выдать денежную премию, нужно поощрить словом: человек имеет право знать, что его старания замечены. Работник вряд ли уйдет из организации, где это условие соблюдается, даже если в другом месте ему предложат больший оклад.
Руководитель должен делать замечания. Это, можно сказать, его обязанность: ведь тот, кто работает спустя рукава и не получает замечаний, в конце концов расслабляется.
В чем заключается специфика отношений мужчины и женщины в деловой сфере?
В деловой сфере отношения определяются иерархией, а не полом или возрастом, то есть приоритетное положение имеет руководитель, а не дама или пожилой человек. Так, руководитель первым протягивает руку, даже если подчиненный – женщина.
В соответствии с общими правилами этикета мужчина всегда стоит с той стороны, откуда можно ожидать опасность. Поднимаясь и спускаясь по лестнице, он идет ниже дамы, готовый в любой момент подхватить спутницу, если она упадет. В лифт, который является зоной повышенной опасности, мужчина входит первым, а выходит из него последним, пропустив вперед женщин. На улице мужчина идет со стороны проезжей части. Входя в незнакомое помещение, мужчина первым входит в дверь и придерживает ее для дамы.
В деловом этикете действуют другие нормы и принципы. Как уже было сказано, главное здесь – иерархия и субординация: руководитель первым подает руку даме; войдя в кабинет руководителя, дама должна дождаться приглашения сесть. А если он не предложит? Подождав немного и видя, что разговор затягивается, посетительница может попросить разрешения сесть.
Но надо сказать, что в большинстве случаев мужчины-руководители все же отдают должное женственности: например, пропускают дам вперед, входя в дверь. Некрасиво выглядит, когда руководитель заставляет секретаря-женщину таскать стулья для деловых партнеров – молодых здоровых мужчин – в их присутствии. Воспитанный мужчина не заставит девушку-секретаря нести за ним тяжелый чемодан.
Несколько слов о женском рукопожатии. Женщины часто задают мне примерно такой вопрос: «Я занимаю высокую должность и часто провожу переговоры с мужчинами одного со мною уровня. Мы договариваемся о чем-то, мужчины поворачиваются друг к другу, хлопают друг друга по спине, жмут руки. При этом на меня никто не обращает внимания. Что делать в такой ситуации?»
Прежде всего – не обижаться. История мужского рукопожатия насчитывает многие сотни, а может, и тысячи лет. И к нашему времени мужское рукопожатие получило, можно сказать, статус безусловного рефлекса.
Женское рукопожатие стало входить в обиход в середине девятнадцатого века, при этом довольно медленными темпами. Советским гражданкам в этом смысле, можно сказать, повезло: у нас в 1917 году женщины стали товарищами и начали активно занимать официальные должности – тут и пошло в ход рукопожатие. Но рефлексом он до сих пор не стало.
Конечно, нельзя назвать вежливыми мужчин, которые пожимают друг другу руки, а на вас не обращают внимания. Но перевоспитать их вы не можете, поэтому включайте чувство юмора. И, конечно, протягивайте руку тому, с кем вы можете обмениваться рукопожатием в соответствии с иерархией.
Стандартные сценарии поведения в типовых деловых ситуациях
Приветствие на службе.Приветствие — самая распространенная форма проявления дружелюбия и уважения. Существует много форм различных приветствий. Еще не так давно правила служебного этикета требовали, чтобы женщина при встрече с деловым партнером-мужчиной всегда протягивала руку первой. Сейчас это необязательно. И мужчина, и женщина могут первыми протянуть руку клиенту, заказчику, человеку, не работающему в данной организации, а также любому другому посетителю, с которым они встречаются в первый раз.
При приветствии вставание — выражение почтения. Если в комнате сидят несколько человек, то при входящем посетителе вставать не нужно. Если здороваются стоя, то, поздоровавшись со своим сверстником, мужчина может сесть. Если же он здоровается с более пожилым мужчиной или женщиной, ему следует сесть лишь после того, как сядут они, или с их позволения.
При входе в комнату, где сидят подчиненные, руководитель здоровается первым. Сотрудники отвечают не вставая. Если в кабинет руководителя входит его начальник, подчиненный или коллега-женщина, то вставать не нужно. Исключение делается только для тех, кого хотят вам представить. Если в кабинет к руководителю входит посетитель для выяснения быстро решаемого вопроса, то ему не предлагают присесть. Если же разговор предполагается длительный, то посетителю предлагают стул.
На службе мужчина первым приветствует женщину, младший по возрасту – старшего, младшая по возрасту женщина – старшую и мужчину, который намного старше нее, младший по должности работник приветствует старшего, член делегации – руководителя делегации, своей или иностранной. Мужчина должен рассматривать как знак особого уважения, если женщина поприветствовала его первой.
В первую очередь мужчина приветствует высшего по служебному, общественному или иному признаку. Он ограничивается легким поклоном, если приветствует на расстоянии, и снимает перчатку, если обменивается рукопожатием. Инициатор рукопожатия обычно старший, замужняя женщина подает руку незамужней, руководитель – подчиненному, преподаватель – ученику; молодые люди не должны спешить первыми пожать руку старшему или замужней женщине.
Женщина, идущая в обществе мужчины, первой здоровается с женщиной, идущей в одиночестве, или с другой женщиной. Пожимая руку, мужчины обычно произносят краткое приветствие: «Здравствуйте, Геннадий Александрович», или «Добрый день, уважаемая Людмила Васильевна».
Представление.Деловым этикетом предусмотрены определенные нормы, которые указывают, когда и как необходимо представлять и быть представленным.
Принято представление младшего по возрасту старшему, холостого женатому, низшего по должности высшему, мужчины женщине, более молодой женщины старшей и т.д. При этом произносите простые фразы, например: «Это Александр, мой коллега», «Представляю вам Ирину» и т.п. В том случае, когда мужчину представляют женщине, он должен встать и слегка поклониться, а женщина остается сидеть. Только что прибывшие на прием или на встречу не представляются лицам, которые уже его покидают. Не следует представляться и в лифтах. Сотрудника своей организации, равного по служебному положению работнику другой организации, представляют первым. Нового работника сослуживцам представляет руководитель или уже знакомый с ним сотрудник.
Представляющий должен четко и внятно произнести имя представляемого. При представлении одной из первых фраз, которую произносит посредник, может быть: «Познакомьтесь, пожалуйста...» В деловом общении при знакомстве вместе с именем, отчеством и фамилией называют должность и название организации.
Посредник может познакомить людей по своей инициативе, а также по просьбе одного или нескольких людей. При знакомстве с посредником можно сказать: «Я хочу (мне хотелось бы) познакомить вас (Иван Петрович) с Игорем Константиновичем (Надеждиным). » или «Наталья Владимировна, разрешите (позвольте) познакомить вас. » В таких случаях знакомящиеся называют свои имена. Посредник может просто назвать своих знакомых: «Это Николай Валерьевич», «Анна Григорьевна». Знакомство, как правило, сопровождается рукопожатием и легким поклоном.
Когда знакомятся без посредника, инициативу берет на себя кто-то из желающих. В этом случае можно сказать: «Я хочу (мне хотелось бы) с вами познакомиться. », «Давайте познакомимся...». Затем называют себя: «Сергей Александрович Иванов» или: «Меня зовут Сергей Александрович. ».
Молодые люди могут назвать только полное имя. Если собеседник в ответ на представление не назвал себя, его можно спросить: «А вас как зовут?» Если после этого положительной реакции не последует, знакомство следует прекратить.
Комплимент.Комплимент должен отражать исключительно положительные качества человека. В комплименте следует избегать двойного смысла. А вот здесь правило явно нарушено: «Слушая ваши беседы с людьми, я каждый раз удивляюсь вашей способности так тонко и остроумно уходить от ответа!» Положительное качество в комплименте должно иметь лишь небольшое преувеличение.
Партнер может не стремится к совершенствованию данного своего качества. Более того, считает, что было бы плохо, если бы это положительное качество было выражено у него сильнее, чем есть, поэтому комплимент в адрес сильно проявляющегося такого качества может вызвать у него обиду. Это правило заключается в том, что комплимент должен только констатировать наличие данного качества, а не содержать рекомендаций или практических советов по его улучшению. Правила:встраивайте слова-комплименты в общую фразу, не делая пауз; конструируйте фразу так, чтобы после комплимента следовал содержательный текст; желательно выстраивать высказывание так, чтобы часть общей фразы после слов-комплиментов содержала нечто такое, что захватывало бы внимание слушающего.
Каждый человек стремится услышать о себе что-то определенное, потому что именно конкретность комплимента позволяет человеку почувствовать его правдивость и искренность. Кроме того, большинство людей думают, что человек, заметивший какие-то нюансы нашей личности и отметивший их с помощью комплимента, на самом деле проявляет к нам искренний интерес. Если комплименты говорят вам, отвечайте просто «Благодарю вас».
Примеры комплиментов для делового взаимодействия представлены в таблице:
Ситуация | Комплимент |
Когда партнер сумел во время переговоров добиться большего, чем было намечено | Как вам удается так расположить к себе людей? |
Когда партнер отметил что-то характерное и важное для фирмы | Я раньше не знал, что вы так тонко и хорошо разбираетесь в людях, вы потрясающий аналитик! |
В ответ на добрую улыбку, явно адресованную вам | Знаете ли вы, что ваша улыбка просто обезоруживает! |
После длительных переговоров, завершившихся для вас удачно | Всегда приятно иметь дело с таким партнером! |
Когда беседа закончилась успешно | До чего же приятно взаимодействовать с таким интересным партнером! |
Партнеру, который неожиданно для вас открыл вам на что-то глаза | Общаясь с вами, можно многому научиться! |
Партнеру, который неожиданно для участников дискуссии блеснул эрудицией | Меня всегда поражает широта вашего кругозора! |
Партнеру, который был участником конфликта, но удержался от ответного выпада | Как вам удалось воспитать в себе такую сдержанность? |
В ситуации, когда партнер легко мог «сорваться», но не сделал этого | Ваша стойкость и выдержка меня всегда восхищают! |
Партнеру, который, несмотря на трудности, довел дело до конца | Вашей воле можно позавидовать! |
Партнеру, который все-таки добился своего | Это прекрасно, что у вас такой настойчивый характер! Вы такой целеустремленный человек, как мне этого не хватает! |
Партнеру, который чем-то бескорыстно пожертвовал ради другого | Меня подкупают ваша доброта и отзывчивость! |
Партнеру, который вел переговоры в трудной, конфликтной ситуации и сумел их эффективно завершить | Знаете ли вы, что ваша энергия просто заряжает других! |
Партнеру, сделавшему хороший доклад или сообщение | Какая у вас прекрасная речь! Слушать вас – одно наслаждение! |
Партнеру, который впервые достиг больших результатов в переговорах и сам смущен этим | Вы скромничаете! Ваши способности говорят за вас! (давно известны!) |
Партнеру, который в ходе дискуссии по памяти привел необходимые данные, интересную информацию | У вас энциклопедическая память! Ваша эрудиция поражает! |
Партнеру, сумевшему кого-то переубедить | Вашей логике и умению убеждать можно позавидовать! |
Исполнителю, справившемуся с неприятной, рутинной работой | Это прекрасно, что у вас такой настойчивый характер! |
Человеку, нашедшему подход к сложному клиенту | Я раньше и не знал, что вы так тонко и хорошо разбираетесь в людях! |
Организатору различных мероприятий | Уверен, что в этом деле вас трудно превзойти! |
Мастеру на все руки | Верно говорят, у вас действительно «золотые руки»! |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Этикет в отношениях подчиненного к начальнику
Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти общий язык и с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем.
Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в служебном общении с руководителем.
— Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочении справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.
— Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: «Как вы отнесетесь к тому, если бы. » и т.д.
— Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или только «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.
— Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.
— Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.
— Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос и о ваших правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.
Не менее важным является и соблюдение этикета в отношениях подчиненного к начальнику.
Этикет базируется на исполнительности, уважении к старшему по званию, дисциплинированности.
Необходима также точность и аккуратность.
Такт и предупредительность также важны, поскольку, как правило, начальник старше по возрасту.
Поэтому подчиненный должен пропустить начальника вперед, уступить ему место, взять на себя более тяжелую физическую часть работы.
В данном случае предупредительность не имеет ничего общего с угодливостью. Она нацелена на интересы дела.
Необходимо беречь время начальника, не злоупотреблять вниманием, не затягивать с ним разговор. Ведь деликатный руководитель ни в коем случае не прервет разговор, не станет как бы невзначай смотреть на часы.
Если Вы столкнулись с руководителем в коридоре во время его серьезной беседы с другими руководителями, необходимо кратко поздороваться и пройти мимо, если же Ваш руководитель протянул Вам руку, ответьте на приветствие (во время приветствия за руку всегда первым руку протягивает начальник).
Следует ли стучать в дверь кабинета руководителя, прежде чем войти?Принято считать, что стучать не нужно. И все же правильнее было бы стучать, и вот почему: каждый человек имеет как бы два лица – для себя и для окружающих. Руководитель, находясь в кабинете один, может слегка расслабить мускулатуру лица и тела, и есть риск застать его в таком виде, не предназначенном для глаз окружающих.
Почему же в таком случае действует прямо противоположная норма? Думается, что здесь основную роль сыграло то, что большинство руководителей не любят стука и считают, что в основе такого поведения лежит неуверенность подчиненного в том, чем занят руководитель в данный момент.
Нужно ли вставать, когда входит руководитель?
Если руководитель постоянно заходит к вам в течение рабочего дня, не следует каждый раз вскакивать с места. Иное дело, когда руководитель или ваш коллега будет вынужден стоять перед вами, обсуждая какой-то вопрос, – тут следует встать.
Нужно учитывать и психологический аспект ситуации. Может быть, руководитель зашел запросто, «без чинов».
Какими правилами делового этикета должен руководствоваться подчиненный?
Помимо указанных выше правил, подчиненному не следует также эмоционально проявлять свое недовольство шефом. Если вы считаете, что к вам отнеслись несправедливо, необходимо спокойно и аргументировано заявить об этом.
Как входить в здание и выходить из него
Согласно строгим канонам этикета при входе в здание и выходе из него:
— мужчина пропускает женщину, придерживая дверь;
— младший пропускает старшего, также придерживая дверь;
— выходящий из здания пользуется преимуществом.
Однако, кроме строгих норм, следует учитывать и ситуацию в целом. Если у мужчины заняты руки, вряд ли стоит требовать от него, чтобы он открывал дверь и пропускал женщину вперед. Если вы входите в здание, двери которого открываются в обе стороны, придержите дверь так, чтобы она не ударила того, кто идет следом за вами. Не останавливайтесь в дверях, мешая проходу других. Если возникла необходимость остановиться (развязался шнурок, вы встретили знакомого), отойдите в сторону.
Правила входа и выхода из лифта отличаются от правил входа и выхода в помещение. В лифт первым заходит мужчина, а выходит – женщина.
Вверх и вниз по лестнице
Сейчас принят такой порядок:
— вверх по лестнице первой идет женщина, слегка позади – мужчина;
— вниз по лестнице первым идет мужчина, слегка позади – женщина. И в том и в другом случае, если дама оступится – мужчина всегда сможет поддержать ее.
— если лестница темная, крутая или в совсем незнакомом месте, тогда мужчина идет впереди;
— когда на лестнице сталкиваются мужчина и женщина, идущие в разных направлениях, женщина не обязана отходить от перил, даже если это противоречит правилу правостороннего движения. Сторона лестницы с перилами – привилегия женщин, пожилых людей, детей.
— если навстречу идет кто-то с вещами, принято задержаться на площадке и подождать, когда человек пройдет, а не заставлять его маневрировать с тяжестями;
— если кто-то учтиво уступил вам дорогу, принято, проходя мимо, или слегка поклониться, или сказать: «Извините», «Благодарю вас».
Чужое место
На чужое место не принято садиться, так как, во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которые вынуждены будут выяснять с вами отношения; во-вторых, вам самим будет неловко.
Разумеется, отстаивать свои права на чужое место или высказывать свое мнение о его законном владельце недопустимо: склочность – не та черта характера, которую принято демонстрировать.
Поездка в командировку
— в сумке-кейсе все должно быть расположено, как на рабочем столе, чтобы в любой момент вы могли найти кошелек, ключи, очки, визитные карточки;
— заведите специальный конверт для хранения отчетных документов по расходам за такси, гостиницу, ресторан, авиабилеты и тому подобное;
— постигайте науку исключения ненужных вещей. Собранный чемодан пересмотрите еще раз и уменьшите его содержимое вдвое. Возьмите легко стирающуюся и немнущуюся одежду из трикотажа, синтетики, шерсти. Учитывайте погодные условия;
— мужчинам не помешает запасная пара черных носков, серая рубашка, одноразовые бритвы, расческа.
— женщинам пригодится запасная пара чулок, пробный флакон духов;
— возьмите дополнительные очки или линзы, нитки с иголкой, «сухой паек» и что-нибудь почитать;
— наиболее практичны в дороге одежда, обувь, сумки черного или темно-серого цвета. Такой наряд можно «оживить» ярким шарфиком или галстуком;
— если возможно, постарайтесь за сутки приехать на конференцию или переговоры в город, расположенный в другой временной зоне, чтобы отрегулировать свои биологические часы;
— избегайте пробовать экзотические или малознакомые блюда. Вы не на отдыхе и у вас нет времени лечиться. Старайтесь больше пить минеральной воды;
— при многочасовых перелетах хотя бы пару раз пройдитесь по салону самолета, разомните мышцы ног, чтобы при спуске с трапа ноги у вас не подкашивались;
— по приезде обзаведитесь картой города и отметьте кружками вашу гостиницу и здание, которое вам предстоит посетить. Запишите телефоны гостиничной администрации и организации, в которую вы прибыли. Держите документы, удостоверяющие вашу личность, всегда при себе.
Как давать прикурить
Давая прикурить, необходимо помнить:
— тот, кто предлагает прикурить от своей сигареты, должен вынуть ее изо рта;
— младший по возрасту первым предлагает огонь старшему;
— курящий сигару обычно не наклоняется над предложенной ему зажженной спичкой, а берет спичку и сам раскуривает сигару;
— когда закуривают одновременно старший и младший, то первым закуривает старший, затем он отдает младшему спичку.
Если мужчине приходится просить огня у женщины, то она должна дать ему коробку спичек или зажигалку, но не предлагать огонь. В то же время женщина, прикуривая, не берет в руки горящую спичку из рук мужчины, даже если он старше ее по возрасту. Лучше, если женщина наклонится над горящей спичкой или зажигалкой.
Место и время для курения
Всем известно, что курение – плохая привычка. Она вредна как для здоровья самого курильщика, так и для здоровья окружающих его людей.
Вежливые курильщики не закурят на улице в том месте, где находятся люди, – на остановке автобуса, в очереди.
В любом помещении они, прежде чем закурить, обязательно спросят разрешения у своих соседей – ведь вокруг могут быть люди, не переносящие запаха табачного дыма. Находясь, например, в учреждении, они закуривают в отведенном для этого месте. И уж конечно, никогда не станут дымить в присутствии детей или больного человека.
Следует помнить, что курение запрещено:
— в общественном транспорте – автобусах, трамваях, метро и т. д.;
— в самолете (пока горит надпись «не курить»);
— в концертных залах и кинотеатрах (кроме специально отведенных для этого мест);
— в больничных палатах;
— в ресторанах или кафе, если на столах нет пепельниц;
— на совещаниях в учреждениях и фирмах. (С учетом присутствия на совещаниях курильщиков можно сделать один или два перерыва, чтобы они могли утолить свой «табачный» голод в местах, отведенных для курения).
Не курят и в других случаях:
— во время религиозных мероприятий;
На улице особенно большим нарушением этики считается курение женщины. Точно так же нетерпимо общество и к курению женщины в автомобиле, за рулем.
Запрещается курить в такси шоферу, когда он едет с другими пассажирами. В крайнем случае, нужно получить их согласие. Неприятное впечатление на пассажиров производит шофер, выбрасывающий непогашенную сигарету за окно. Ее лучше погасить в пепельнице.
Курильщик должен соблюдать некоторые правила:
— находясь в обществе друзей, перед тем, как закурить, следует спросить их разрешения. Исключение можно сделать лишь в том случае, если сигарета уже зажжена.
— не очень тактично, находясь среди знакомых, друзей или родственников, приглашать кого-либо из присутствующих покурить – многие люди, особенно женщины, не хотят афишировать свою привычку к курению;
— при встрече со знакомыми, здороваясь с ними, следует вынуть сигарету изо рта;
— сопровождая женщину на улице, мужчина не имеет права курить (на улице вообще не курят).
Где же можно курить?
Курить можно только в строго отведенных для этого местах – в курительных комнатах. При этом помните – чем чаще вы устраиваете перекур, тем меньше работы вы успеете сделать за день. Обычно некурящие руководители не приветствуют данную вредную привычку своих подчиненных.
Также самое подходящее место для курения – за кофейным столом в баре, кафе. Однако и здесь существуют свои условности. Первыми закуривают старшие по возрасту или почетные гости, затем уже – все остальные.
Невежливо зажигать сигарету в то время, когда кто-то произносит застольную речь. Но если уж вы сделали это раньше, то можете не гасить ее.
Неэтично предлагать своим соседям по столу сигареты, которые курите вы. Следует помнить, что у каждого курильщика есть своя излюбленная марка сигарет. Предлагая свою любимую марку, вы можете поставить его в неловкое положение: и отказаться нельзя, и курить ваши сигареты нет желания.
Закуривают сигареты только после того, как подан кофе. Трубку же во время застолья вообще не принято курить.
Если хозяин или виновник торжества не предлагает курить, через некоторое время можно спросить, разрешается ли курить. Курящий трубку должен спросить у хозяйки особого разрешения. (Если только хозяин сам не подаст пример, закурив трубку).
Если соседи по столу заняты едой, о курении не может быть и речи. Если вашим соседям принесли еду в тот момент, когда вы курите, то не обязательно гасить сигарету или папиросу, можно попросить разрешения продолжить курить.
Золотое правило гласит: за столом, где есть женщины и некурящие, лучше вообще не курить. Особенно, если кто-то ест. Ведь дым испортит ему аппетит.
Последствия курения
Неизбежное зло курения – неприятный запах изо рта. Запах исходит и от одежды. К тому же любой заядлый курильщик имеет желтые зубы. Поэтому рекомендуется ротовую полость полоскать специальными растворами. Желтизна на пальцах тоже не из приятных явлений. Ее можно удалить с помощью перекиси водорода или кусочка пемзы.
Курильщику больше, чем некурящим людям, необходимо пользоваться одеколоном и духами.