во поле береза стояла текст для детей
Андрей Усачёв
Андрей Усачёв — Во поле берёзка стояла
На данной странице вы можете слушать и скачать песню «Во поле берёзка стояла» Андрей Усачёв, а также найти слова песни, чтобы петь её вместе с друзьями. Голосуйте за песню в нашем хит-параде детских песен.
Поделиться
Текст песни
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли люли, стояла,
Люли люли, стояла.
Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли люли, заломати.
Люли люли, заломати.
Я ж пойду погуляю,
Белую берёзу заломаю.
Люли люли, заломаю,
Люли люли, заломаю.
Срежу с берёзы три пруточка,
Сделаю три гудочка.
Люли люли, три гудочка.
Люли люли, три гудочка.
Четвёртую балалайку,
Четвёртую балалайку.
Люли люли, балалайку,
Люли люли, балалайку.
Пойду на новые, на сени,
Стану в балалаечку играти.
Люли люли, играти.
Люли люли, играти.
Стану я старого будити,
Встань ты, мой старый, проснися.
Люли люли, проснися.
Люли люли, проснися.
Борода седая пробудися,
Вот тебе помои умойся.
Люли люли, умойся.
Люли люли, умойся.
Вот тебе рогожа утрися,
Вот тебе лопата помолися.
Люли люли, помолися.
Люли люли, помолися.
Конспект НОД «Во поле береза стояла»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №78
Конспект НОД
для детей старшей группы
«Во поле береза стояла…»
Развивать познавательно — речевую активность детей через использование современных методик сочетающих коммукативную, познавательную, продуктивную и игровую деятельность.
1. Формировать представление о деревьях нашего края на основе знакомства
с березой.
2. Упражнять в подборе слов к существительному, подборе родственных слов,
3. Упражнять в образовании приставочных глаголов, творительного падежа
существительных, четко произносить окончания прилагательных.
4. Расширять представления о самом почитаемом дереве в России-березе,
ее значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
5. Формировать познавательный интерес к русской природе.
6. Воспитывать бережное отношение к ней. Способствовать формированию
Активизация словаря: березовый, березняк, подберезовик, чага, береста, древесина, лекарь, белоствольная, кудрявая, чечевички, отдушины.
1. Наблюдение за живой природой на прогулке.
2. Разучивание стихов о природе.
3. Наблюдение за березой (сезонные ее изменения) на территории ДОУ.
4. Чтение литературы.
5. Рассматривание иллюстраций о лесе.
6. Рисование березы по сезону.
7. Пластилинография деревьев.
Искусственное деревце березы, аудиопроигрыватель, изделия из бересты,
полезные свойства березы (берез. почки, мыло,гриб чага,веник березовый,
деготь.). интерактивная доска, макет берез. рощи, полоски белой бумаги (по числу детей, конфеты «Березка».
Ход НОД:
Дети заходят в зал и здороваются с гостями. Ребята, как много у нас сегодня гостей, они пришли на нас посмотреть и узнать, что мы знаем и умеем. Будьте внимательны. А сейчас, ребята,я хочу загадать вам загадку:
«Город этот не простой, он дремучий и густой».
• О каком городе идет речь? Да это лес.
— А какие вы знаете деревья, которые растут в наших лесах?
ответы детей полным ответом (дуб, осина, береза, ель, сосна, клен)
— А чтобы узнать о каком дереве мы будем сегодня разговаривать, отгадайте
«Эта модница лесная, часто свой наряд меняет.
В шубке белой — зимой,
Вся в сережках — весной,
Сарафан зеленый — летом,
В день осенний — в плащ одета.
Золотистый плащ шурши.
Воспитатель: Да мы поговорим о березе. Давайте подойдем к березе. (шагаем на месте, в кругу, проговаривая четко слова)
«Мы по лесу шли, шли — через мостик …. перешли.
К березе …. подошли
Вокруг березы …. обошли
За березу. зашли
Дети садятся на стульчики.
В нашей стране к этому дереву особое отношение. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Березу очень любят в России и называют «русской красавицей». Нашу Родину издавна называли березовым краем.
• Как вы думаете почему?
Дети: Потому что береза растет по всей России. И на лугу растет, и в поле, и в лесу, и возле дома.
Воспитатель: Еще она встречается в Средней полосе России, и на Севере. Онамороза не боится. Березу можно встретить и в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива и к почве.
• Где береза может вырасти?
Дети: Она может вырасти на дороге, на асфальте, на крыше дом, в камнях
(ответы детей полным ответом)
Воспитатель: Дети. а как она там выросла?
(ветер семена принес, птицы, человек)
Воспитатель: А чем отличается береза от других деревьев?
(береза отличается от др. деревьев белым стволом)
Береза — это единственное дерево с белой корой.
С кем можно сравнить белоствольную красавицу березу?
Дети: С девушкой, с невестой, у которой тонкая, гибкая талия.
А сейчас я хочу с вами поиграть в игру: «Подбери слово»
Вы мне скажите, как можно березкуназвать красивыми словами:
(высокая, стройная, белоствольная, кудрявая, ветвистая, русская, раскидистая, любимая, красивая, нежная).
А сейчас назовите «семейку» слов к слову береза.
Дети: Березка, березонька, березовый, подберезовик, березняк.
Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки?
(Березка ими дышит)
• Они называются чечевички или отдушины.
• А давайте тоже как береза подышим:
Дыхательное упражнение: «Ветерок».
Я ветер сильный, я лечу куда хочу
Хочу налево посвищу, листочки я пошевелю.
Могу подуть направо.
Могу и вверх. и в облака
Ну, а пока я тучи разгоню руками.
Ребята. Березу люди ценят не только за ее красоту, но и за то, что она служит
доброй помощницей для людей.
— Чем помогает береза людям?
Дети: Береза дает березовый сок.
В жару дает прохладу, а в холод согреет.
Береза может лечить людей.
Давайте рассмотрим на столе чем же береза лечит людей.
Что это? Это почки березы. Почки какие? (березовые)
Потрогайте, понюхайте их. Из березовых почек заваривают чай и пьют его
А какая русская баня без веника. Веник какой? (березовый)
Кто-нибудь из вас парился в бане с веником? Он выгоняет из тела всю хворь.
А вот березовый деготь и дегтярное мыло, а как можно назвать- мыло какое?
(березовое)
А это березовый уголь. Уголь какой? (березовый)
Его используют при отравлениях.
Посмотрите, это березовый гриб — чага. Гриб какой? (березовый).
Чага является лекарством от желудочно-кишечных заболеваний. Его заваривают и пьют как чай. А сейчас давайте сами попробуем сделать лекарственный чай. Вспомните, что мы с вами сделали с кусочками чаги. Мы в чайник положили кусочки и залили водой. Какой? Кто помнит? (Горячей)
— Не просто горячей, а кипятком. Это могут только взрослые делать.
А сейчас посмотрим, что стало с нашими кусочками. Они окрасили воду и стали набухшими. (положили ложечкой кусочек из чайника на салфетку). Ребята, береза отдала полезные свойства воде. А сейчас добавим этот настой с водой и у нас получится березовый, лекарственный чай.
Значит, чем является для нас береза?
Дети: Береза-наш лекарь, доктор.
Дети, а знаете, что делают из древесины?
Дети: Из древесины делают муз. инструменты, дома, посуду, мебель, дрова.
Посмотрите на экран. Вы правильно ответили.
Дети, как называется кора березы? (кора березы называется береста)
А что делают из бересты мы сейчас посмотрим. Подойдите, дети, к столу и рассмотрим какие здесь изделия, изготовленные народными умельцами.
(корзинка, роза, шляпа, шкатулки, лапти)
Дети, садитесь на стульчики и послушайте меня. Многие поэты и писатели
воспевали красоту русской березы. Наш земляк посвятил много стихов березе.
А кто знает, кто наш земляк? Да, это Сергей Есенин. Кто прочитает его стихотворение?
Чтение стихотворения «Белая береза».
Мы знаем стихи и других поэтов, давайте почитаем.
Нету деревца другого, сердцу русскому милей.
Изумрудная весною, а зимою в серебре,
Машет веткой золотою, всем детишкам в сентябре!
Ты до того, березонька, красива!
И в полдень жаркий и в час росы.
Что без тебя немыслима Россия!
И я не мыслю без твоей красы!
Воспитатель: А еще у березы есть праздник. В России его называют День
устраивают гулянья, поют песни, украшают дома березовыми веточками, а березку украшают ленточками и водят вокруг березы хороводы. Давайте и мы с вами поводим вокруг березки хоровод.
Березка белая в нарядном платьице,
Стоит зеленая среди двора,
А ветер ласковый качает веточки и шепчет ей любви слова.
Возьмемся за руки и запоем:
Расти красавица, цвети кудрявая
А завтра мы к тебе опять придем!
А как называется лес, где растут одни березки?
Да, березовая роща.
Береза красива во все времена года. И мы с вами сейчас сделаем зимние березки. Зимнюю березовую рощу.
Какая получилась красивая березовая роща. Теперь вы поняли почему береза
всеми любима и как ценят ее люди? И почему она является символом России?
Давайте пообещаем нашим гостям как мы будем относиться к природе.
Все вместе: Будем березку любить, охранять.
Будем мы взрослым во всем помогать.
Реки, поля и леса сбережем.
Помнить о том, что природа наш дом.
Березке очень понравилось, как вы говорили о ней и как много вы о ней знаете.
И в благодарность она угощает вас конфетами «Березка».
Конспект НОД в средней группе «Береза — русская красавица» Конспект НОД в средней группе «Береза-русская красавица» Программное содержание: Социально-коммуникативное развитие: развивать у детей.
Фотоотчёт о празднике осени «Во поле берёзонька стояла» Вот и закончилась Осень. Она бала прекрасна и порадовала нас пожелтевшими, багряными листьями падающими с деревьев и по-осеннему ласковым.
Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Растет береза белая под моим окном» Конспект непрерывной образовательной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Растет береза белая под моим.
Конспект НОД по аппликации «Береза — символ России» НОД Художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. Аппликация (интеграция речевое развитие) Тема: «Береза – символ.
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Поле чудес» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе: «Поле Чудес» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, способствовать.
Конспект НОД по рисованию «Осенняя береза» с использованием здоровьесберегающих технологий Интеграция образовательных областей: ХЭР; ПР; РР; ФР. Цель: Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «отпечаток.
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Береза в инее» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 23 г. Благовещенска» Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе.
Конспект НОД по рисованию в старшей группе компенсирующего вида «Белая береза под моим окном» Конспект НОД по рисованию в старшей группе компенсирующего вида «Белая береза под моим окном» Программное содержание: Развитие изобразительных.
Конспект занятия «Во поле береза стояла» по аппликации в старшей группе Конспект занятия по аппликации в старшей группе. 1. «Во поле береза стояла». 2. Художественно – эстетическое развитие. 3. Аппликация. 4.
Сказка «Во поле березка стояла» Приложение1 «Сказка «Во поле березка стояла». Конспект интегрированного занятия в старшей группе Цель: развивать воображение, память, фразовую.
Текст песни «Во поле берёза стояла»
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли, стояла!
Люли, люли, стояла!
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати!
Люли, люли, заломати!
Я пойду погуляю,
Я пойду погуляю.
Люли, люли, погуляю!
Люли, люли, погуляю!
Белую березу заломаю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли, заломаю!
Люли, люли, заломаю!
Срежу с березы три пруточка,
Срежу с березы три пруточка.
Люли, люли, три пруточка!
Люли, люли, три пруточка!
Сделаю три гудочка,
Сделаю три гудочка.
Люли, люли, три гудочка!
Люли, люли, три гудочка!
Четвертую балалайку,
Четвертую балалайку.
Люли, люли, балалайку!
Люли, люли, балалайку!
Вы, гудки, не гудите,
Вы, гудки, не гудите,
Люли, люли, не гудите!
Люли, люли, не гудите!
Стара мужа не будите,
Стара мужа не будите.
Люли, люли, не будите!
Люли, люли, не будите!
Старой спит со похмелья,
Старой спит со похмелья.
Люли, люли, со похмелья!
Люли, люли, со похмелья!
Пойду ль я на новы сени,
Пойду ль я на новы сени.
Люли, люли, на новы сени!
Люли, люли, на новы сени!
Стану ль старого будити,
Стану ль старого будити.
Люли, люли, будити!
Люли, люли, будити!
Встань, мой старой, пробудися!
Встань, мой старой, пробудися!
Люли, люли, пробудися!
Люли, люли, пробудися!
Ой, борода седая, пробудися!
Ой, борода седая, пробудися!
Люли, люли, пробудися!
Люли, люли, пробудися!
Вот тебе помои, умойся,
Вот тебе помои, умойся!
Люли, люли, умойся!
Люли, люли, умойся!
Вот тебе рогожка, утрися,
Вот тебе рогожка, утрися!
Люли, люли, утрися!
Люли, люли, утрися!
Вот тебе борона, расчешися,
Вот тебе борона, расчешися!
Люли, люли, расчешися,
Люли, люли, расчешися!
Вот тебе лапотки, обуйся,
Вот тебе лапотки, обуйся!
Люли, люли, обуйся!
Люли, люли, обуйся!
Вот тебе шубонька, оденься,
Вот тебе шубонька, оденься!
Люли, люли, оденься!
Люли, люли, оденься!
Вот тебе дорожка, прогуляйся,
Вот тебе дорожка, прогуляйся!
Люли, люли, прогуляйся!
Люли, люли, прогуляйся!
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли, стояла!
Люли, люли, стояла!
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли, люли, заломати!
Люли, люли, заломати!
Я пойду погуляю,
Я пойду погуляю.
Люли, люли, погуляю!
Люли, люли, погуляю!
Белую березу заломаю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли, заломаю!
Люли, люли, заломаю!
Срежу с березы три пруточка,
Срежу с березы три пруточка.
Люли, люли, три пруточка!
Люли, люли, три пруточка!
Сделаю три гудочка
Сделаю три гудочка.
Люли, люли, три гудочка!
Люли, люли, три гудочка!
Четвертую балалайку,
Четвертую балалайку.
Люли, люли, балалайку!
Люли, люли, балалайку!
Пойду ль я на новы сени,
Пойду ль я на новы сени.
Люли, люли, на новы сени!
Люли, люли, на новы сени!
Вы гудки, загудите!
Вы, гудки, загудите!
Люли, люли, загудите!
Люли, люли, загудите!
Встань мой милый, пробудися!
Встань, мой милый, пробудися!
Люли люли, пробудися!
Люли, люли, пробудися!
Вот тебе водица, умойся,
Вот тебе водица, умойся!
Люли, люли, умойся!
Люли, люли, умойся!
Вот тебе полотенце, утрися!
Вот тебе полотенце, утрися!
Люли, люли, утрися!
Люли, люли, утрися!
Вот тебе гребень, расчешися,
Вот тебе гребень, расчешися!
Люли, люли, расчешися!
Люли, люли, расчешися!
Вот тебе башмачки, обуйся,
Вот тебе башмачки, обуйся!
Люли, люли, обуйся!
Люли, люли, обуйся!
Вот тебе кафтанчик, оденься,
Вот тебе кафтанчик, оденься,
Люли, люли, оденься!
Люли, люли, оденься!
Войди в терем, веселися,
Войди в терем, веселися!
Люли, люли, веселися!
Люли, люли, веселися!
Во поле берёза стояла: чем примечательна история песни, и в чём её скрытый смысл?
Известно, что ещё сам великий господин Александр Сергеевич Пушкин любил напевать себе под нос песню «про белёсую берёзку». Это век XIX, но песню знали и раньше.
Впервые ноты и текст песни «Во поле берёза стояла» опубликован в сборнике Львова–Прача, который был издан ещё в 1790 году. В этот же год Радищев упоминает о ней в своём «Путешествии из Петербурга в Москву». В сборнике мелодий для фортепиано, выпущенном в 1797 году, так же опубликовано произведение под названием «Во поле берёза стояла».
Это значит, что к концу века XVIII песня эта уже бытовала как народная и была хорошо известна, поэтому, вероятней всего, что история песни относится к гораздо более ранним временам.
Ибрагимов – кто он? И какое отношение имеет к авторству?
Новый вариант песни был опубликован в год 1825-й в известном журнале под философским названием «Благонамеренный». Профессор Николай Михайлович Ибрагимов (настоящее имя Нигмат Мисаилович), написал «Русскую песню». Это был вариант уже существующей «берёзки».
В композицию Ибрагимов добавил куплет о нежеланном замужестве. Подобные мотивы были очень популярны в то время и их часто добавляли в качестве продолжения к уже готовым стихам и песням. В итоге с точным установлением авторства получилась путаница.
Напев… Ноты песни про берёзу…
Смысл песни «Во поле берёза стояла»
В русской культуре было принято сопровождать действия песнями. В XVIII веке девушек часто выдавали замуж насильно, без их согласия. Родители преследовали выгоду, устроив свадьбу дочери с богатым пожилым мужчиной. Ибрагимов затронул в своей песне «Во поле берёза стояла» именно эту тему.
В тексте песни рассказывается история молодой девушки, которая вышла замуж по нужде за строго мужчину. Она хочет пойти в поле «белую берёзу заломати» и срезать «три пруточка», что бы сделать «три гудочка», а кроме них ещё и балалайку. Цель всех действий – «Встань ты, мой старый, проснись». То есть девушка будит мужа и помогает ему привести себя в порядок.
Строчки спящего с похмелья-перепою старого мужа, которые являются ещё одной вариацией-куплетом песни, задевают собой ещё одну нередкую проблему семей – пьянство.
Во поле берёзка стояла – связь с русской народной культурой
Выражение «белую берёзку заломати» пошло от старинного русского обряда, в процессе которого заламывали дерево и сплетали ветки с травой: девушки, перед праздником православной Троицы (обычно в четверг недели накануне праздника) шли в лес. Выбрав молодое деревце – берёзу, надламывали её верхушку и надевали на дерево венок.
Потом девицы заводили хороводы и пели весёлые песни. Затем делалась из веток и травы кукушка, и чучело птицы навешивалось на берёзку. После девушки «кумились». Как? Очень просто: они всего лишь целовались через венок и обменивались крестами. По завершении обряда девушки становились друг для друга ближайшими родственницами, и обида или ссора между ними являлась страшным грехом.
Возможно, история песни связана и с другим обрядом, когда берёзу заламывали с песнями, а затем топили в реке или раскидывали её куски по полю. Считалось, что таким образом вся энергия молодого дерева отдаётся земле для плодородия.
Во поле береза стояла. Неизвестные народные песни
Дело в том, что народные песни были слегка сокращены и адаптированы для детей. А во взрослом варианте оказывается, что это совсем новые песни с незнакомым содержанием.
Прочтите текст, и уверяю, он не оставит вас равнодушным.
А сюжеты вас приятно удивят.
Хочу познакомить своих читателей с одной из самых известных «неизвестных» песен.
Такая песня, как ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА, вообще не считается песней, а так какая-то детская попевка. Но когда-то это было не так. Это хороводная, игровая, молодежная песня. Давайте окунемся в содержание.
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла.
Люли, люли, стояла.
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати.
Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю,
Люли, люли, заломаю.
Срежу с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли, три гудочка.
Четвертую балалайку,
Пойду на новые сени,
Люли, люли, на сени.
Стану в балалаечку играти,
Стану я старого будити,
Люли, люли, будити:
«Встань ты, мой старый, проснися,
Борода седая, пробудися,
Люли, люли, пробудися.
Вот тебе помои, умойся,
Вот тебе рогожка, утрися,
Люли, люли, утрися.
Вот тебе лапотки, обуйся,
Вот тебе шубенка, оденься,
Люли, люли, оденься».
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла.
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати.
Как пойду я в лес погуляю,
Белую березу заломаю,
Люли, люли, заломаю.
Срежу с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли, три гудочка.
Четвертую балалайку,
Пойду на новые сени,
Люли, люли, на сени.
Стану в балалаечку играти,
Стану я милого будити,
Люли, люли, будити:
«Встань ты, мой милый, проснися,
Ты, душа моя, пробудися,
Люли, люли, пробудися.
Вот тебе водица, умойся,
Вот те полотенце, утрися,
Люли, люли, утрися.
Вот тебе башмачки, обуйся,
Вот тебе кафтанчик, оденься,
Люли, люли, оденься…»
Вот такая история про старого и милого, про березу и балалайку.
Другие статьи по теме: