вопросы к картине поединок на куликовом поле

Какие вопросы можно задать по картине Авилова «Поединок на Куликовом поле»?

Окружающий мир 4 класс 5. Рассмотри картину, написанную на исторический сюжет. Чтобы узнать, что изображено на картине, можно обратиться за помощью к учёному-историку. Какие вопросы ты ему задашь? Запиши эти вопросы.

вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть фото вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть картинку вопросы к картине поединок на куликовом поле. Картинка про вопросы к картине поединок на куликовом поле. Фото вопросы к картине поединок на куликовом поле

В дополнительной литературе, Интернете постарайся найти ответы на эти вопросы. Подготовь (устно) рассказ по картине, используя эти сведения.

вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть фото вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть картинку вопросы к картине поединок на куликовом поле. Картинка про вопросы к картине поединок на куликовом поле. Фото вопросы к картине поединок на куликовом поле

Какое событие изображено на картине?

В какое время произошло это событие?

Какие воины участвуют в схватке, показанной на картине?

Что за армии стоят позади воинов?

Кто изображён впереди русского войска на белом коне?

Почему произошла схватка этих воинов?

Что защищал русский богатырь?

Чего добивался татарский воин?

Что означает схватка двух воинов перед битвой?

Кто победил в схватке?

Почему художник использовал менее яркие тона для изображения русского войска?

Почему художник использовал пёстрые цвета для изображения татаро-монгольского войска?

Каковы последствия всей битвы?

вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть фото вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть картинку вопросы к картине поединок на куликовом поле. Картинка про вопросы к картине поединок на куликовом поле. Фото вопросы к картине поединок на куликовом поле

Самым первым вопросом, который напрашивается к картине Авилова будет конечно такой:

Что за событие изобразил художник?

Нам должно быть понятно, что поединок между Пересветом и Челубеем, который происходит перед началом Мамаева побоища. И тогда мы задаем следующие вопросы:

Что такое Мамаево побоище?

Кто в нем принимал участие?

Кто возглавлял русское воинство?

Почему перед битвой произошел поединок именно Пересвета и Челубея?

Чем был известен Челубей?

Почему Пересвет вышел против него?

Кто был Пересвет, ведь он не был на тот момент воином?

Что символизировал поединок монаха Пересвета с Челубеем?

За что собиралась проливать кровь русская рать?

Чего добивались татары?

Чем закончился поединок?

Чем закончилось Мамаево побоище?

вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть фото вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть картинку вопросы к картине поединок на куликовом поле. Картинка про вопросы к картине поединок на куликовом поле. Фото вопросы к картине поединок на куликовом поле

Спросим вначале Что такое Мамаево побоище и в каком году оно произошло?

Почему оно началось поединком двух воинов?

Кем были эти воины и что зависило от исхода их противостояния?

Кто такой Пересвет?

Победил ли Пересвет богатыря Челубея?

Что произошло на поле Куликовом после окончания поединка?

Что значила для Руси победа на Куликовом поле?

Какой князь прославил себя этой победой?

Что случилось потом с Мамаем?

вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть фото вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть картинку вопросы к картине поединок на куликовом поле. Картинка про вопросы к картине поединок на куликовом поле. Фото вопросы к картине поединок на куликовом поле

Рассказ о мире с точки зрения историка для 4 класса.

Человечество зародилось уже очень давно и с тех пор сделало огромный скачок вперед в своем развитии. Но это не значит, что мы должны забыть свое прошлое и сосредоточиться на настоящем. Ведь настоящего без прошлого просто не бывает.

Минувшие века оставили огромный след в истории цивилизации, сохранилось множество памятников архитектуры, культуры, искусства древних времен. И все они составляют всемирное наследие человечества.

Приобщиться к сокровищам человеческой мысли мы можем в музеях и библиотеках, где собраны величайшие творения человека. Именно эти творения, картины, былины, развалины древних городов открывают нам настоящий мир, мир в котором мы живем.

вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть фото вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть картинку вопросы к картине поединок на куликовом поле. Картинка про вопросы к картине поединок на куликовом поле. Фото вопросы к картине поединок на куликовом поле

Какие свои достижения в начальной школе мне кажутся наиболее важными?

Прежде всего я научилась хорошо и быстро читать. Я могу читать с выражением, могу выделять интонацией наиболее интересные места.

Я научилась писать сочинения и составлять планы.

Я научилась считать, умножать, делить, решать различные задачи.

Я узнала много о правилах русского языка, я знаю что такое существительное, глагол, прилагательное, местоимение.

Я могу определить какую букву писать в сложных словах, я знаю как проверять безударные гласные и сомнительные согласные.

Я научилась лучше понимать природу и знаю что можно делать на природе, а что нельзя.

Я считаю, что мои достижения заслуживают самой высокой оценки.

вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть фото вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть картинку вопросы к картине поединок на куликовом поле. Картинка про вопросы к картине поединок на куликовом поле. Фото вопросы к картине поединок на куликовом поле

На предстоящее лето у меня просто огромные планы.

Прежде всего я хочу хорошо отдохнуть, а потому обязательно поеду с родителями на какой-нибудь курорт, может быть на море, может быть на озера. Там я буду много купаться и загорать и приду в школу черная, как негр. Я буду проводить много времени на природе, ведь лето оно такое короткое и за ним обязательно снова придет осень.

А осенью я снова пойду в школу. И я хочу успеть как следует соскучиться по занятиям в школе за лето. Чтобы учиться было интересно и увлекательно. Ведь я хочу узнать так много нового!

Мне очень понравилось участвовать в олимпиадах и пусть пока я не побеждала, но на ближайший год я точно планирую занять призовое место в олимпиаде по литературе или русскому языку.

Я хоте бы больше узнать об истории нашей страны, и думаю в следующем классе мне это удастся.

вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть фото вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть картинку вопросы к картине поединок на куликовом поле. Картинка про вопросы к картине поединок на куликовом поле. Фото вопросы к картине поединок на куликовом поле

Рассказ о мире с точки зрения географа.

Это огромные океаны, которые занимают большую часть территории мира. Это материки, континенты, огромные участки суши, на которых живут самые разные народы, представители разных рас, на которых расположены многочисленные государства.

вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть фото вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть картинку вопросы к картине поединок на куликовом поле. Картинка про вопросы к картине поединок на куликовом поле. Фото вопросы к картине поединок на куликовом поле

Главной заслугой князя Владимира считается принятие им христианства и распространение этой веры на всю Русь. До Владимира на Руси царило язычество, да и сам Владимир долгое время был язычником и поклонялся Перуну. Но политическая обстановка толкнула его на принятие новой веры, которая смогла бы объединить народ, упрочить его правящее положение и принесла бы Руси новых союзников.

Владимир для упрочнения связей с Византией даже женился на дочери Византийского императора.

Также к заслугам Владимира следует отнести укрепление княжеского войска, строительство крепостей и застав, возведение частоколов на рубежах Руси для защиты от набегов кочевников.

Источник

Конспект НОД по ознакомлению с живописью в подготовительной группе. Картина М.Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

ЗНАКОМСТВО С КАРТИНОЙ М. АВИЛОВА «ПОЕДИНОК ПЕРЕСВЕТА С ЧЕЛУБЕЕМ НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ»

Цель: Знакомить детей с историческим прошлым нашей страны, ее защитниками и героями.

Задачи: Дать детям доступные их пониманию знания о Куликовской битве. Рассказать о героизме русских солдат и простого народа. Познакомить с картиной М.Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Воспитывать чувство гордости за героев своей страны, уважение к ее защитникам.

Словарная работа: президент, князь, княжество, рать, дань.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о русских дружинах, рассказы воспитателя о вооружении и обмундировании воинов тех времен, чтение былин о богатырях, просмотр м/ф «Пересвет и Ослябя».

Воспитатель: Недалеко от Москвы есть огромное поле, название его – Куликово поле. Там сейчас стоит памятник и построена церковь (слайд1) в память о событиях, которые происходили на этом поле очень много лет назад. И сейчас я хочу рассказать вам о тех событиях.

Но сначала скажите мне: как называется наша страна. А кто управляет нашей страной. Верно, наша страна – Россия. А главный человек в нашей стране – президент. Сейчас в нашей стране президент – В.В.Путин.

А сейчас давайте представим, что мы с вами тоже сильные русские воины-богатыри!

Физкультминутка: «Мы теперь – богатыри»

Наклонились влево, вправо –
Получается на славу! Потянулись: раз, два, три. (Потянуться)
Мы теперь – богатыри. (Показать (напрячь) бицепсы).
Мы ладонь к глазам приставим, (Далее по тексту…)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из–под ладошек,
И направо, и ещё
Через левое плечо.

Предполагаемые ответы детей: На Пересвете кольчуга и шлем, защищающие его от ударов вражеского копья и меча. На Челубее – простая рубаха, монгольские воины не носили кольчугу; на голове меховая шапка, она вместо шлема защищала его голову от ударов противника.

Воспитатель: Какое вооружение видим мы у воинов на картине?

Предполагаемые ответы детей: длинные копья и щиты. На боку у Челубея меч, видимо он висит у него на поясе.

Кого еще, кроме Пересвета и Челубея, видим мы на картине на заднем ее плане?
Предполагаемые ответы детей: На заднем плане – войска.

Воспитатель: Как вы думаете, какое из этих войск – русское, а какое – вражеское?

Предполагаемые ответы детей: Слева – русское войско, потому что оно стоит за своим воином – Пересветом. А за монгольским воином Челубеем войско татаро-монголов.

Воспитатель: И если посмотреть внимательно, то мы увидим впереди русского войска князя Дмитрия. Вот он – впереди, на белом коне. В этом поединке погибли оба воина, пронзив друг друга копьями. Однако победа засчиталась Пересвету, так как конь смог довезти его тело до русских войск, тогда как Челубей был выбит из седла и остался на земле.

Сейчас я предлагаю вам самим снарядить русского воина-богатыря.

Дидактическая игра «Снаряди богатыря»:

Кольчуга – для защиты тела воина. Шлем – для защиты головы. Щит – для защиты от сильных ударов мечом или копьем противника. Меч – чтобы самому наносить сильные удары по врагу в ближнем бою. Копье – чтобы ударить врага, который находится не близко к самому воину.

Воспитатель: Давайте вернемся с вами к картине. Картина эта была написана не в то время, когда случилась эта битва, а много позже. Когда на нашу страну вновь напали захватчики, на этот раз – немецкие войска. Вот тогда художник М.Авилов и написал эту картину, чтобы напомнить людям, как храбро сражались русские за свою родину в давние времена. И как бы призвал этой картиной повторять подвиги русских войск и не дать никакому врагу захватить нашу землю.

И всех воинов, защищавших когда-либо нашу Русь, нашу Россию от захватчиков, мы должны помнить и мы помним. В честь них устанавливают памятники, пишут картины, снимают фильмы. А в честь богатыря Пересвета, победившего в той Куликовской битве, назвали небольшое поселение, которое расположено недалеко от нашего города. Это поселение так и называется – Пересвет.

С какой картиной познакомились мы с вами сегодня. Но мы увидели только изображение этой картины на экране. А сама эта картина, которую написал художник красками на холсте, находится в городе Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее. И, возможно, когда-нибудь вы сможете там побывать и увидеть ее настоящую.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » окружающий мир » Рассказ по картине М.И. Авилова «Поединок на Куликовом поле»

Рассказ по картине М.И. Авилова «Поединок на Куликовом поле»

вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть фото вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть картинку вопросы к картине поединок на куликовом поле. Картинка про вопросы к картине поединок на куликовом поле. Фото вопросы к картине поединок на куликовом поле

Михаил Авилов с огромным вдохновением создавал данную картину. Для того, чтобы сделать работу более достоверной, он старался как можно более тщательно изобразить детали. Таким образом, зрители, которые смотрят на картину, могут ощутить дух, силу этого момента.

На заднем плане слева смирно стоят русские воины, уверенные в победе своего бойца. Впереди них на белом коне стоит великий Московский князь – Дмитрий Донской, также уверенный в победе Пересвета. Автор передал цветовой гаммой состояние бойцов. Именно преобладание серых оттенков, говорит о том, что воины спокойны и уверены в победе.

Татарские войска, стоящие справа от Челубея изображены в ярких тонах. Эта деталь говорит о том, что воины не уверены в своих силах и сомневаются в своей победе.

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» демонстрирует зрителям дух того времени, как русские воины сражались до последнего. Все это ощутить нам позволяют цветовые оттенки и тщательно проработанные детали. Михаил Авилов смог подробно и достоверно изобразить сцену боя, за что был награжден наградой.

Историческая справка:

— картина написана в 1943 году

— поединок, изображенный на картине, состоялся 8 сентября 1380 года

— место поединка – Куликово поле (на берегах реки Непрядвы)

Куликовская битва между русскими и татарскими войсками началась именно с этого поединка. Русскими войсками предводительствовал князь Дмитрий Донской, татарскими войсками – Мамай.

Такие поединки устраивали, чтобы определить, чья армия пойдет атаковать первой. Невероятная важность поединка в том, что атакующая армия несет большие потери.

В этом поединке погибли оба воина, но Пересвет сумел доехать на коне до русских войск, поэтому победа осталась за ним.

В битве на Куликовом поле победили русские войска.

Источник

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 7. Работа по картинам А. Бубнов «Куликово поле», М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Урок посвящён ознакомлению с картинами А. Бубнова «Куликово поле» и М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем». Вычленению и сопоставлению эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Интерпретации текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся. Повторению литературных жанров. Обучению анализировать поступки героев. Обогащению словарного запаса учащихся.

Былина; Летопись; Житие; Дмитрий Донской; принцип “щита и меча”; тактика; стратегия;

князь; дружина; сторожевой полк, передовой полк, большой полк, полки правой и левой руки, засадный полк.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

«Земля может накормить человека своим хлебом, но защитить себя не может: это святое дело воинов – людей мужественных и смелых, отважных и выносливых».

Первым серьезным испытанием для объединяющейся Руси была Куликовская битва, произошедшая 8 сентября 1380 г. Русское войско под предводительством князя Дмитрия Ивановича одержало победу на Куликовом поле над монгольскими полчищами хана Мамая. Вам предстоит не только познакомиться с данным событием, но и определить то значение, которое имело данное сражение, а также влияние данного события на дальнейший ход русской истории.

А теперь представим себе Русь XIV века и окунемся в исторические события того времени.

Русь и Орда накануне Куликовской битвы.

Отрывок из летописи:

“Осенью пришел окаянный Мамай на Русь с единомышленниками своими. Возгордившись и считая себя царем начал осуществлять злой замысел, темных своих князей звать. И сказал им: “Пойдем на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви божии спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим”.

Давайте прочтём отрывок из монгольской песни, чтобы ещё больше проникнуться событиями того времени:

Вспомним, вспомним степи монгольские –

Голубой Керулен, Золотой Онон!

Сколько, сколько монгольским войском

Втоптано в пыль непокорных племен.

Мы бросим народам грозу и пламя,

Пески сорока пустынь за нами

Кровью трусов обагрены…

Какая главная мысль передается каждой строчкой летописи и словами монгольской песни? (пауза 2 секунды).

Что делать в этой ситуации русскому князю? (пауза 2 секунды).

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, давайте познакомимся с картиной А. Бубнова «Куликово поле». Александр Павлович Бубнов родился в 1908 году. Создавал свои полотна в непростое для творческих людей время. Талант мальчика рано проявился, и он стал заниматься в художественной школе родного города Аткарска Саратовской губернии. Однако школу закрыли, и Саша учился рисованию у школьного учителя. Но он все-таки сумел поступить в лучший по тому времени Московский художественный вуз.

Очень интересны работы А.П. Бубнова в области книжной иллюстрации: можно выделить выполненную темперой серию иллюстраций к стихотворению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», нельзя не обратить внимания на его видение произведение Н.В. Гоголя, особенно «Тарасы Бульбы». Интересно, что при создании современного фильма «Тарас Бульба» художник-гример за основу грима для актера, играющего в фильме главную роль, взял именно образ, созданный А.П. Бубновым.

«Утро на Куликовом поле»- самое известное произведение знаменитого советского художника Александра Бубнова. Бубнов написал картину «Утро на Куликовом поле» вскоре после победы русской армии над фашистами. На картине изображен эпизод из Куликовской битвы, которая состоялась в 1380 году между русскими и монголо-татарами. Русским войском управлял князь Дмитрий Донской. Замысел «Утра на Куликовом поле» возник у Бубнова в 1938 году. Первоначально автор собирался рисовать картину на тему битвы на Чудском озере. Однако, собирая материал и погрузившись в историческую литературу, Бубнова решил написать картину именно о Куликовской битве.

За «Утро на Куликовом поле» в 1948 году Бубнов получил Государственную премию. СССР. На данный момент картина «Утро на Куликовом поле» находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Так как наш раздел называется «Былины. Летописи. Жития», давайте вспомним, что же обозначает каждое из этих понятий.

Но вернёмся к картине Александра Бубнова «Куликово поле». Что можете сказать об изображённом событии? (пауза 1 секунда). О людях? (пауза 1 секунда). Что происходит? (пауза 1 секунда). Обратите внимание на лица, позы, настроение воинов, их настрой, решимость.

Чтобы нам были более понятны переживания князя Дмитрия Донского за родную землю, давайте окунёмся во времена его правления.

Со времен похода хана Батыя на Русь, зависимость её от Золотой Орды ослабла. Видя её слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему все меньше и меньше дани. В это время властью владел Мамай.

Сердился он на Дмитрия Ивановича за то, что тот не обращал внимания на его требования, не хотел ему платить дань, какую платили московские князья ханам.

И задумал он нагнать на русских такого, страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русскую землю.

По всем городам и весям зазвучали призывы Московского князя собираться в войско. Звонили колокола по всей земле Русской…

Звучит запись колокольного звона

Дружины прибывали из Костромы, Переяславля, Можайска и Звенигорода, Серпуха и Углича. Победа нужна была всем и дружиннику и кузнецу и пахарю.

Перед началом похода Дмитрий Иванович поехал в монастырь к Сергию Радонежскому.

— А кто такой С. Радонежский? (пауза 2 секунды).

Почему и зачем князь поехал к С. Радонежскому?

Конечно же, Дмитрий ездил к старцу за благословением. Также Сергий Радонежский благословил Пересвета и Ослябя, воинов князя Донского.

Не желая подпускать ордынцев к стенам Москвы, Дмитрий двинул свои войска навстречу противнику к реке Дон. Полки Дмитрия выстроились: в центре большой полк, по сторонам полки «правой руки», «левой руки». Впереди прикрывали подход к главным силам передовой и сторожевой полки. А за полком «левой руки» в лесу стоял ещё один – засадный полк во главе с братом Дмитрия Владимиром Андреевичем.

Медленно поднимался туман над Куликовым полем 8 сентября 1380 г. Когда он рассеялся, русские воины увидели перед собой громадное ордынское войско. Вдали на холме поблескивал золотым шитьем шатер Мамая.

Монголо-татарское войско охватила паника, и оно обратилось в бегство. Почти тридцать верст, преследовали бегущих победители.

-Что было после битвы, мы можем увидеть на данной иллюстрации. Что вы видите? (пауза 3 секунды).

На поле, заваленном трупами, с трудом отыскали воины своего князя. Он без чувств лежал под березой.8 дней хоронили убитых, все поле обильно пропиталось кровью, а вода 3 дня была красна. Летописец по случаю победы писал: «Была на Руси радость великая, но была и печаль великая по убитым от Мамая на Дону.

Нелегкой ценой досталось Руси победа. Но впервые монголо-татарам был нанесен

удар, возросла вера у русских людей в то, что скоро будет сброшено монголо-татарское иго.

Русская рать во главе с Дмитрием Донским наголову разбили ордынское войско, но освободиться от ига Золотой Орды Русь тогда ещё не смогла. Это произошло только через 100 лет. Так почему же в народной памяти сохранилась именно эта битва?

В настоящее время неподалеку от южных рубежей Руси, там, где в Дон впадает речка Непрядва, раскинулось “поле чисто и велико”. Над обширной равниной, поросшей степными травами, поднимается Красный холм. Его венчает высокий памятник в виде чугунного столба, на котором затейливой славянской вязью сделана надпись: “Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство”.

Зная предысторию, можно предположить, почему художник А. Бубнов таким увидел Куликово поле после битвы.

Разбор типового тренировочного задания

Выберите из списка правильный ответ:

От какого слова произошло название «летопись»? 1) от слова «запись» 2) от слова «год» 3) от слова «лето» 4) от слова «летать»

Правильный ответ: от слова «год»

Разбор типового контрольного задания

Впишите ответы на следующие вопросы:

1.Какой князь основал Москву?

2.Его прозвище «Вещий» имя его…?

3.Ему дали прозвище за победу на реке Неве.

4.Его прозвище «Мудрый» имя его…?

5.Ему дали прозвище за ношение сумки «калиты»

6.Этот вельможа хотел отомстить за Рязанцев Евпатий…

7. При этом князе было принято христианство

Источник

Почему на картине поединок на Куликовом поле. Великое противостояние

Популярные материалы

Today’s:

Почему на картине поединок на Куликовом поле. Великое противостояние

В кратком описании картины «Поединок на Куликовом поле» представлена композиция, повторяющая построение войск перед Куликовской битвой. Накануне 8 сентября 1380 года у места впадения реки Непрядвы в Дон собрались в противостоянии две огромные рати во главе с Дмитрием Ивановичем и Мамаем. Основу русского войска составляли москвичи. Под руководством московского князя объединились воины почти изо всех русских княжеств. Под ордынским командованием собрались народы Поволжья и Кавказа, подчиненные Ордой, а также Литовское и Рязанское княжества.

вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть фото вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть картинку вопросы к картине поединок на куликовом поле. Картинка про вопросы к картине поединок на куликовом поле. Фото вопросы к картине поединок на куликовом поле

вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть фото вопросы к картине поединок на куликовом поле. Смотреть картинку вопросы к картине поединок на куликовом поле. Картинка про вопросы к картине поединок на куликовом поле. Фото вопросы к картине поединок на куликовом поле

Поединок на Куликовом поле, какие вопросы можно задать. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле

История создания картины васнецова поединок Пересвета с Челубеем. Описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем» («Поединок на Куликовом поле») Авилова для сочинения

Замысел картины появился у Авилова за 25 лет до написания полотна. Еще в 1917 году Авилов выставлял работу «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом». Эта картина не удовлетворила Авилова и позже была им уничтожена.Осенью 1942 года Авилов вернулся в Москву из эвакуации. В Москве он получил большую мастерскую, которая дала художнику возможность работать над крупной картиной.В годы Великой Отечественной войны многие художники обращались к событиями из русской истории. Авилов также искал свою тему и создал четыре крупных эскиза: «Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», «Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», «Куликовская битва» и «Бегство Мамая».

В 1946 году за картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Авилов был награжден Сталинской премией первой степени. В настоящее время картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.»

Описание картины из книги «История русского и советского искусства»:
«Выпускник батальной мастерской Академии художеств, участник Первой мировой и гражданской войн, Михаил Авилов в своих работах демонстрирует не только мастерство живописца, он поражает убедительностью изображения батальных сцен.»
(Алленов М.М. и др. «История русского и советского искусства», 1989 г.)
Описание картины из книги «Русское изобразительное искусство»:
«Представление о развитии станковой живописи в годы Великой Отечественной войны будет… неполным, если в заключение не остановиться на формировании советской исторической картины, в предшествующее время скупо представленной лишь отдельными полотнами.

Это было описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем» («Поединок на Куликовом поле») Авилова: материалы для сочинения, история создания картины.

Картина васнецова поединок Пересвета с Челубеем. Батальная картина Авилова М.И. «Поединок Пересвета с Челубеем»

Рождение картины

Одна из ярких работ, изображающая предшествующий началу Мамаева побоища бой двух поединщиков — картина советского художника-баталиста М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем». Сюжетный замысел вынашивался автором около 25 лет и прежде, чем творение окончательно родилось и воплотилось на холсте, живописец:

Описание композиции

На холсте Авилов рассказывает об одном эпизоде перед началом Донского побоища между русскими и татарскими войсками в 1380 г, а именно: о поединке богатыря-русича Пересвета с великаном-печенегом Мурзой Челубеем. Их бой определял — кто пойдет в наступление первым, а значит понесет наибольшие потери и скорее всего проиграет все сражение. Справа и слева от центра композиции художник изобразил, в ожидании начала битвы, стояние полков армии Дмитрия Донского и ордынского войска Мамая. Психологическое состояние воинов противоборствующих сторон передается игрой красок, четкостью линий построенных полков. Так, серая цветовая гамма левой части картины и четкий строй ратников — говорит об уверенности в победе и спокойствии русичей. Нестройные ряды татар, их яркие одежды — демонстрируют неуверенность, беспокойство по поводу исхода поединка.

Центральные фигуры полотна

Основные герои, находящиеся в центре картины — это сидящие на вздыбившихся конях вооруженные копьями воины, сблизившиеся для нанесения смертельных ударов друг другу. Поединщик слева — русич, на момент боя, монах-схимник Троице-Сергиевского монастыря Александр Пересвет, справа — тюркский богатырь, слывший «непобедимым», сильный Мурза Челубей. Мощными фигурами взвившихся лошадей, расталкивающимися в стороны, наперекрест им, могучими телами богатырей, автор умело подчеркивает враждебность поединка, передает наивысшее напряжение в битве двух воинов, говорит о приближении скорой развязки. На картине видно, что щиты обоих раскалываются от удара острых копий, которые вот-вот пронзят тела богатырей. По падающему с головы Челубея красному малахаю заметно, что всадник вываливается из седла и скоро будет окончательно повержен. Оба воина-поединщика, участвовавшие в этом бою, погибли, но победа была отдана Пересвету, ведь он, хоть и был смертельно ранен и пронзен копьем, смог доехать до строя русских солдат не упав с лошади. Поединок сыграл свое решающее значение — конница Мамая вынуждена была первой атаковать и понести большие потери.

Поединок Пересвета в картинах русских художников

К теме решающего поединка богатыря-монаха Пересвета с Челубеем обращались, как неизвестные мастера кисти, имена которых не дошли до наших дней, так и именитые живописцы. Самые заметные работы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *