вот уж снег последний в поле тает
Стихотворение и анализ «Вот уж снег последний в поле тает…»
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет;
Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звезды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?
Трудно жить тебе, мой друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль…
О пожди, пожди еще немного,
Дай и мне уйти туда с тобой…
Легче нам покажется дорога —
Пролетим ее рука с рукой.
Краткое содержание
В. Переплетчиков. Весна. 1897
Данное произведение справедливо воспринимать, как оду приходящей на царствие весне. Из поэтического текста мы узнаём, что власть снегов подошла к своему логическому завершению, теперь от земли идёт тёплый пар. Очевидны все маркеры первых весенних деньков: кувшинчик синий расцветает, журавли воркуют, внезапно помолодевший лес облачился в зелёную мантию. Весь мир согрет «дыханием весны», но от этого на душе лирического героя (поэта) не становится светло и радостно: мысли его заняты вынужденной разлукой с горячо любимой женщиной.
История создания
Алексей Толстой, будучи графом, камер-юнкером и одарённым поэтом, даже предположить не мог, что любовная связь с замужней Софией Миллер сыграет в его судьбе роковую роль. Дело в том, что по причине этой сомнительной связи от Толстого отвернулось не только высшее общество Петербурга, но даже родственники и близкие друзья. В результате чего, карьера графа оказалась под реальной угрозой.
По причине всего вышесказанного, Толстой был вынужден отправиться жить в своё самое дальнее родовое имение, прекратив любовные свидания с обожаемой Софьей. Граф имел к возлюбленной самые серьёзные намерения, желая жениться на ней. Помимо того, что Софья долгие семь лет не могла добиться от нелюбимого мужа развода, так ещё и мать Толстого выступила против возможности такого брака.
Весной 1856 г., когда стихотворение уже вышло из-под пера поэта, влюблённые вынужденно оказались разлучены: их разделили тысячи вёрст. Софья и Алексей осознавали, что злодейка-судьба уготовила им новые, тяжкие испытания. Толстой, анализируя всё происходящее, чётко понимал: любимую женщину ожидает гораздо более незавидная участь. Ведь она не может покинуть пределы Петербурга, как это сделал он, а значит, вынуждена регулярно показываться на людях, безмолвно снося публичные унижения и колкие насмешки.
Жанр, направление, размер
Перед нами яркий образец пейзажной лирики с чертами философского размышления (подтекста). Автор не просто повествует о наступлении первых весенних дней, наполненных светом и теплом, он страдает о том, что всё предрешено в его судьбе, как в природе, и ничего изменить не возможно.
Поэтический размер – хорей, рифмовка перекрёстная. Рифмы в стихотворении открытые и закрытые.
Композиция
Всё поэтическое «здание» построено по принципу контраста. Поэт стремится продемонстрировать читателям, что природа существует по законам, установленным самим мирозданием, поэтому изменить их не под силу никому. Композиция произведения организована следующим образом:
Образы и символы
Перед читателями возникают классические образы наступающей весны в виде тающего снега, исходящего от земли пара, застенчивых колокольчиков, возвращающихся журавлей. Рассмотрим созданные Толстым образы более подробно:
Темы и настроение
Автор в своём произведении поднимает тему пробуждения окружающего мира и душевных переживаний романтического героя, возникших по причине вынужденного расставания с возлюбленной. Настроенческий пафос стихотворения характеризуется эмоциональной изменчивостью: сначала читатели испытывают чувство светлой радости от наступления весны, а затем чувственная палитра меняется. На смену радости и оптимизма приходят эмоции грусти и жалобной тоски по утраченной любви.
Основная идея
Алексей Толстой транслирует читателям важную мысль о том, что всё в окружающем мире, даже смена времён года, происходит по установленным законам мироздания, нарушить которые не под силу никому на свете. Никакая природная красота не в состоянии обрадовать человека, если его любимая страдает. Возлюбленную поэта не может радовать весенняя капель и пение птиц, так как именно весной случилось самое горькое расставание в её жизни.
Средства выразительности
В произведении автор прибегает к помощи таких средств художественной выразительности, как:
Детский час
для детей и родителей
Анализ стихотворения «Вот уж снег последний в поле тает»
«Весна» Художник А.Саврасов
Всматриваясь в духовный облик А.Толстого, нельзя не заметить в нем громадного врождённого поэтического таланта, потребности претворять в художественные образы воспринятые от внешнего мира впечатления и свои сокровенные чувства и думы.
Как натура истинно художественная, А.Толстой искренно и сильно любил родную природу и глубоко понимал ее красоту. Редкая по своей силе любовь и способность чувствовать мельчайшие, незаметные для другого детали, настолько проявлялись в Толстом, что он, по его словам, убегал из чада столичной жизни, чтобы в течение довольно длительного периода пропадать в глуши лесов.
Стихотворение «Вот уж снег последний в поле тает» написано Алексеем Константиновичем Толстым в 1856 году.
С одной стороны, эта поэтическая работа — гимн наступающей весне.
«Вот уж снег последний в поле тает»; царство снега закончилось. От земли восходит тёплый пар. Все признаки весны налицо: расцветает синий кувшинчик, воркуют прилетевшие журавли, юный лес надел зелёную мантию… «Всё вокруг согрето дыханием весны».
Вот уж снег последний в поле тает
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
В разные периоды своего творчества восприятие природы Алексеем Толстым менялось. На этапе 1850-1860 годов, когда написано это стихотворение, отношение к природе можно назвать как «восторженное».
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;
Для читателя первая часть стихотворения является простой и доступной. «Что? Снег. Какой? Последний (Тёмный. Грязный). Что делает? Тает». «Пар тёплый восходит». «Кувшинчик синий расцветает». «Лес юный ждёт».
Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звёзды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?
Поэт обращает наше внимание на красоту весеннего неба. Необычно оно и утром и ночью. Утром небо ясно и прозрачно, а ночью звёзды на нём невероятно светлы.
С другой стороны, это стихотворение — продолжение интимно-лирической темы, поднятой и в других произведениях А.Толстого. Развитие темы представлено на фоне весеннего пейзажа. Как и в других поэтических работах, в этом стихотворении Алексей Толстой прибегает к методу параллелизма (связи природных и душевных явлений).
Описывая природу, Толстой всегда показывает впечатление, производимое ею на человека. Радуется природа — радуется и человек. Тишина и грусть разлиты в природе — грустно становится и на душе человека. Иногда зрелище ликующей природы ещё сильнее оттеняет печаль в человеческом сердце. Наслаждаясь красотой природы, особенно весенней, расцветающей, часто испытывается мучительное чувство при воспоминании о том, что прошло и никогда не вернётся.
Грустно жить тебе, о друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль…
Весна дарит чудеса: любовь и радость, вдохновение и надежды. Но, перечитывая строки этого произведения, понимаешь, что так бывает не всегда…
Какие средства художественной выразительности использует в произведении автор?
Эпитеты: снег последний, пар теплый, лес юный, дым зеленый.
Олицетворение: «И зовут друг друга журавли» (зовут)
Чувство безграничной любви к родной природе нашло самое яркое отражение в поэзии Алексея Толстого. Каждый, кто знаком с лирикой поэта, знает всю роскошь поэтических красок, которыми он умеет изображать родной ландшафт. Эта чуткость к природе сообщает поэту своеобразное ясновидение, открывает ему путь к постижению сокровенных тайн мироздания.
Будучи от человеком чутким, А.Толстой, точно эолова арфа, отзывался на всякое впечатление в природе и в жизни, воспринимая его всеми фибрами своей души.
«Вот уж снег последний в поле тает..» (А.К.Толстой)
(полный текст стихотворения)
Вот уж снег последний в поле тает
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;
Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звёзды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?
Грустно жить тебе, о друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль…
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.