впереди показалась двойственная стена поломанных вагонов

ЕГЭ. Русский язык. Тест №122

ЕГЭ. Русский язык. Тест №122

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №122»

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Архитектура отличается от простого строительства красотой, роднящей архитектуру с живописью.
2) Верно найденные пропорции, элементы композиции, а также правильно подобранный скульптурный декор являются непременными атрибутами строительства.
3) Композиция, скульптурный декор и цвет — всё это отличает архитектуру от простого строительства.
4) В архитектуре, в отличие от простого строительства, важны такие компоненты, как композиция, скульптурный декор, цвет.
5) Красота в строительстве складывается из композиции, скульптурного декора и цвета.

2. Самостоятельно подберите вводную конструкцию со значением последовательности, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту вводную конструкцию.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РОДНИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Создавать отношения родства между кем-л. Брак уже в языческую пору роднил чуждые друг другу роды.
2) Устанавливать, создавать между кем-л. близкие отношения. Это сближает всех, роднит.
3) Делать сходным, похожим; сближать. Целый ряд признаков роднит человека и обезьяну.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

экспЕрт кормЯщий нАчали добрАла еретИк

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

С разными АРТИСТИЧЕСКИМИ группами побывал Ф.И. Шаляпин в городах Поволжья, Кавказа, Средней Азии.
Впереди показалась ДВОЙСТВЕННАЯ стена поломанных вагонов.
Восемь вагонов, занятых известной публикой, ПРЕДСТАВЛЯЛИ пёстрое зрелище.
Он просто РАЗГРАНИЧИЛ окружающий мир на то, что причиняет боль, и то, что боли не причиняет.
Эти растения легко вырастить в нашей местности, но ПРАКТИЧЕСКОЙ пользы из них не извлечь.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Книгу «Два капитана» мне подарили, когда я учился в пятом классе; она мне так понравилась, что за несколько дней я прочитал её от корки до финала.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ДВЕ тысячи пятом году

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
B) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) об..зательный, в..ршина, г..ристая
2) нар..стание, с..мейный, ок..менеть
3) обт..рание, ок..нчание, обн..жённый
4) р..альный, м..неральный, переб..рёшься
5) нагр..вать (воду), л..скающий, ед..ница

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..задуматься, пр..терпеть, пр..байкальский
2) из..сканный, без..нтересный, пред..стория
3) бе..звёздный, ра..веяться, во..звание
4) п..едестал, с..ёмочная, почтал..он
5) п..экономить, з..бастовать, п..дрисовали

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) треб..вать, волч..нок
2) глин..стый, кварц..вые (часы)
3) пупырч..тый (огурец), добросовестн.. (выполнять)
4) гели..вый, пес..нка
5) богатыр..кий, кандидат..кий

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (она) бода..тся, приблиз..в

2) обижа..шься, (мы) благоустро..м

4) (мнение) быту..т, бре..шься

5) (они) перетерп..т, пен..щийся

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Где только (НЕ)ВСТРЕЧАЮТСЯ эти милые луговые цветы — ромашки!
За этой горой протекает (НЕ)ГЛУБОКАЯ, но очень быстрая речушка.
И, (НЕ)ПУСКАЯ тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса.
Ещё (НЕ)СКОШЕННАЯ трава стелется от зноя.
Девочка шла по тротуару, (НЕ)СМОТРЯ на лица прохожих.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПОТЁМКАХ обнаружилось две подводы: одна — с бочкой, другая — (ПО)НИЖЕ, с мешком.
Солдат лежит (НА)ВЗНИЧЬ, закинув назад левую руку, а ИЗ(ПОД) сбившегося одеяла видна правая рука.
Вы проходите (ПО)СРЕДИНЕ постелей и ищете лицо менее строгое и страдающее, к которому вы решились бы подойти, ЧТО(БЫ) побеседовать.
(В)СВЯЗИ с изменением графика поезда (В)ТЕЧЕНИЕ пяти часов не ходили.
(НА)РЯДУ с пестрокрылыми пернатыми была одна ни на кого не похожая СВЕТЛО(СЕРАЯ) птица.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Пройдя нехоже(1)ыми таёжными тропами, посетив стари(2)ые города и сёла, проплыв потаё(3)ыми реками, путешестве(4)ик невольно приобщается к глуби(5)ым истокам отечестве(6)ой культуры.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В конце марта из Приазовья подули тёплые ветры и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона.
2) И полковник и все офицеры душевно попрощались со мной за руку и я вышел окончательно разволнованный.
3) Приятель хотя и имел инвалидность но работал шофёром в автороте устроился и я туда же.
4) В лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков.
5) Мальчик подбежал к отцу пристроился справа и засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Конь (1) увлёкшись примером (2) взвился на дыбы (3) прыгая в сторону (4) и вырывая повод из моих рук (5) и (6) несомый злым роком своим (7) полетел (8) перепрыгивая на скаку низкие плетни и изгороди.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

И с тоскою бесконечной,
Что (1) быть может (2) год берёг,
Кто-то (3) так чистосердечно,
Глубоко, как мех кузнечный,
Вдруг вздохнул:
— Ого (4) сынок!
Подивился (5) Тёркин (6) вздоху,
Посмотрел, — ну, ну! — сказал, —
И такой ребячий хохот
Всех опять в работу взял.
— Ах ты (7) Тёркин. Ну и малый.
И в кого (8) ты (9) удался—

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В глу­бо­ком мол­ча­нии си­де­ли мы с бра­том на за­бо­ре под тенью гу­сто­го се­реб­ри­сто­го то­по­ля и дер­жа­ли в руках удоч­ки (1) ржа­вые крюч­ки (2) ко­то­рых (3) были опу­ще­ны (4) в огром­ную бадью с за­гнив­шей водой.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложе нии должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Граф и внуку не показывал своей нежности (1) хотя Фонтлерой понимал (2) что дед

любит его (3) и деду нравится (4) когда его наследник находится рядом с ним.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27

(1) Иона и его лошадёнка не двигаются с места уже давно. (2)Выехали они со двора ещё до обеда, а почина всё нет и нет. (3)Но вот на город спускается вечерняя мгла. (4) Бледность фонарных огней уступает своё место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.

— (5)Извозчик, на Выборгскую! — слышит Иона. — (6)Извозчик!
(7)Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.
— (8)На Выборгскую! — повторяет военный. — (9)Да ты спишь, что ли? (10)На Выборгскую!

(11) В знак согласия Иона дёргает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега. (12)Военный садится в сани. (13)Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. (14)Лошадёнка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места.

(15)Иона оглядывается на седока и шевелит губами. (16)Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.
— (17)Что? — спрашивает военный.
(18)Иона кривит улыбкой рот, напрягает своё горло и сипит:
— А у меня, барин, тово. сын на этой неделе помер.
— (19)Гм. (20) Отчего же он умер?

(21)Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:
— А кто ж его знает! (22)Должно, от горячки. (23)Три дня полежал в больнице и помер. (24)Божья воля.
— (25)Поезжай, поезжай. — говорит седок. — (26)Этак мы и до завтра не доедем. (27)Подгони-ка!

(28)Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжёлой грацией взмахивает кнутом. (29)Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. (30)Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнётся. (31)Мокрый снег опять красит набело его и лошадёнку.

(32)Опять он одинок, и опять наступает для него тишина. (33)Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь ещё с большей силой. (34)Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдётся ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? (35)Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски. (36)Тоска громадная, не знающая границ.

(37)Скоро будет неделя, как умер сын, а он ещё путём не говорил ни с кем. (38)Нужно поговорить с толком, с расстановкой. (39)Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер. (40)Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. (41)В деревне осталась дочка Анисья. (42)И про неё нужно поговорить. (43)Да мало ли о чём он может теперь поговорить? (44)Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать. (45)А с бабами говорить ещё лучше. (46)Те хоть и дуры, но ревут от двух слов.

(47)«Пойти лошадь поглядеть, — думает Иона. — (48)Спать всегда успеешь. (49)Небось, выспишься. »

(50) Он одевается и идёт в конюшню, где стоит его лошадь. (51)Думает он об овсе, сене, о погоде. (52)Про сына, когда один, думать он не может. (63)Поговорить с кем-нибудь о нём можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко. — (54)Жуёшь? — спрашивает Иона свою лошадь, видя её блестящие глаза. — (55)Ну, жуй, жуй. (56)Коли на овёс не выездили, сено есть будем. (57)Да. (58)Стар уж стал я ездить. (59)Сыну бы ездить, а не мне. (60)То настоящий извозчик был. (61)Жить бы только.

(62)Иона молчит некоторое время и продолжает:— Так-то, брат кобылочка. (63)Нету Кузьмы Ионыча. (64)Приказал долго жить. (65)Взял и помер зря. (66)Таперя, скажем, у тебя жеребёночек, и ты этому жеребёночку родная мать. (67)И вдруг, скажем, этот самый жеребёночек приказал долго жить. (68)Ведь жалко?(69) Лошадёнка жуёт, слушает и дышит на руки своего хозяина. (70) Иона увлекается и рассказывает ей всё.

Антон Павлович Чехов (1860-1904) — русский прозаик и драматург.

22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 3-12 представлено повествование.
2) В предложениях 14-18 представлено описание.
3) Предложения 32-36 содержат элементы рассуждения.
4) В предложении 44 содержится ответ на вопрос, заданный в предложении 43.
5) В предложении 59 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 58.

24. Из предложений 64-69 выпишите один из фразеологизмов.

25. Среди предложений 1-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и частицы. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Автор, чтобы продемонстрировать желание главного героя поделиться своим горем, прибегает к приёму — (А)___(предложения 17—27). Приём — (Б)_____(«опять» в предложениях 30, 31, 32; «поговорить» в предложениях 38, 42, 43), а также тропы: (В)___(«тоска. распирает грудь» в предложении 33) и (Г)___(«тревожно и мученически» в предложении 34) — помогают читателю испытать те чувства, которые переживает Иона».

1) анафора
2) лексический повтор
3) антитеза
4) вопросительные предложения
5) эпитет
6) вопросно-ответная форма изложения
7) метафора
8) восклицательные предложения
9) вводные конструкции

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник

ЕГЭ. Русский язык. Тест №122

ЕГЭ. Русский язык. Тест №122

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №122»

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Архитектура отличается от простого строительства красотой, роднящей архитектуру с живописью.
2) Верно найденные пропорции, элементы композиции, а также правильно подобранный скульптурный декор являются непременными атрибутами строительства.
3) Композиция, скульптурный декор и цвет — всё это отличает архитектуру от простого строительства.
4) В архитектуре, в отличие от простого строительства, важны такие компоненты, как композиция, скульптурный декор, цвет.
5) Красота в строительстве складывается из композиции, скульптурного декора и цвета.

2. Самостоятельно подберите вводную конструкцию со значением последовательности, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту вводную конструкцию.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РОДНИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Создавать отношения родства между кем-л. Брак уже в языческую пору роднил чуждые друг другу роды.
2) Устанавливать, создавать между кем-л. близкие отношения. Это сближает всех, роднит.
3) Делать сходным, похожим; сближать. Целый ряд признаков роднит человека и обезьяну.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

экспЕрт кормЯщий нАчали добрАла еретИк

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

С разными АРТИСТИЧЕСКИМИ группами побывал Ф.И. Шаляпин в городах Поволжья, Кавказа, Средней Азии.
Впереди показалась ДВОЙСТВЕННАЯ стена поломанных вагонов.
Восемь вагонов, занятых известной публикой, ПРЕДСТАВЛЯЛИ пёстрое зрелище.
Он просто РАЗГРАНИЧИЛ окружающий мир на то, что причиняет боль, и то, что боли не причиняет.
Эти растения легко вырастить в нашей местности, но ПРАКТИЧЕСКОЙ пользы из них не извлечь.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Книгу «Два капитана» мне подарили, когда я учился в пятом классе; она мне так понравилась, что за несколько дней я прочитал её от корки до финала.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ДВЕ тысячи пятом году

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
B) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) об..зательный, в..ршина, г..ристая
2) нар..стание, с..мейный, ок..менеть
3) обт..рание, ок..нчание, обн..жённый
4) р..альный, м..неральный, переб..рёшься
5) нагр..вать (воду), л..скающий, ед..ница

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..задуматься, пр..терпеть, пр..байкальский
2) из..сканный, без..нтересный, пред..стория
3) бе..звёздный, ра..веяться, во..звание
4) п..едестал, с..ёмочная, почтал..он
5) п..экономить, з..бастовать, п..дрисовали

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) треб..вать, волч..нок
2) глин..стый, кварц..вые (часы)
3) пупырч..тый (огурец), добросовестн.. (выполнять)
4) гели..вый, пес..нка
5) богатыр..кий, кандидат..кий

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (она) бода..тся, приблиз..в

2) обижа..шься, (мы) благоустро..м

4) (мнение) быту..т, бре..шься

5) (они) перетерп..т, пен..щийся

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Где только (НЕ)ВСТРЕЧАЮТСЯ эти милые луговые цветы — ромашки!
За этой горой протекает (НЕ)ГЛУБОКАЯ, но очень быстрая речушка.
И, (НЕ)ПУСКАЯ тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса.
Ещё (НЕ)СКОШЕННАЯ трава стелется от зноя.
Девочка шла по тротуару, (НЕ)СМОТРЯ на лица прохожих.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПОТЁМКАХ обнаружилось две подводы: одна — с бочкой, другая — (ПО)НИЖЕ, с мешком.
Солдат лежит (НА)ВЗНИЧЬ, закинув назад левую руку, а ИЗ(ПОД) сбившегося одеяла видна правая рука.
Вы проходите (ПО)СРЕДИНЕ постелей и ищете лицо менее строгое и страдающее, к которому вы решились бы подойти, ЧТО(БЫ) побеседовать.
(В)СВЯЗИ с изменением графика поезда (В)ТЕЧЕНИЕ пяти часов не ходили.
(НА)РЯДУ с пестрокрылыми пернатыми была одна ни на кого не похожая СВЕТЛО(СЕРАЯ) птица.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Пройдя нехоже(1)ыми таёжными тропами, посетив стари(2)ые города и сёла, проплыв потаё(3)ыми реками, путешестве(4)ик невольно приобщается к глуби(5)ым истокам отечестве(6)ой культуры.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В конце марта из Приазовья подули тёплые ветры и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона.
2) И полковник и все офицеры душевно попрощались со мной за руку и я вышел окончательно разволнованный.
3) Приятель хотя и имел инвалидность но работал шофёром в автороте устроился и я туда же.
4) В лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков.
5) Мальчик подбежал к отцу пристроился справа и засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Конь (1) увлёкшись примером (2) взвился на дыбы (3) прыгая в сторону (4) и вырывая повод из моих рук (5) и (6) несомый злым роком своим (7) полетел (8) перепрыгивая на скаку низкие плетни и изгороди.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

И с тоскою бесконечной,
Что (1) быть может (2) год берёг,
Кто-то (3) так чистосердечно,
Глубоко, как мех кузнечный,
Вдруг вздохнул:
— Ого (4) сынок!
Подивился (5) Тёркин (6) вздоху,
Посмотрел, — ну, ну! — сказал, —
И такой ребячий хохот
Всех опять в работу взял.
— Ах ты (7) Тёркин. Ну и малый.
И в кого (8) ты (9) удался—

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В глу­бо­ком мол­ча­нии си­де­ли мы с бра­том на за­бо­ре под тенью гу­сто­го се­реб­ри­сто­го то­по­ля и дер­жа­ли в руках удоч­ки (1) ржа­вые крюч­ки (2) ко­то­рых (3) были опу­ще­ны (4) в огром­ную бадью с за­гнив­шей водой.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложе нии должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Граф и внуку не показывал своей нежности (1) хотя Фонтлерой понимал (2) что дед

любит его (3) и деду нравится (4) когда его наследник находится рядом с ним.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27

(1) Иона и его лошадёнка не двигаются с места уже давно. (2)Выехали они со двора ещё до обеда, а почина всё нет и нет. (3)Но вот на город спускается вечерняя мгла. (4) Бледность фонарных огней уступает своё место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.

— (5)Извозчик, на Выборгскую! — слышит Иона. — (6)Извозчик!
(7)Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.
— (8)На Выборгскую! — повторяет военный. — (9)Да ты спишь, что ли? (10)На Выборгскую!

(11) В знак согласия Иона дёргает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега. (12)Военный садится в сани. (13)Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. (14)Лошадёнка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места.

(15)Иона оглядывается на седока и шевелит губами. (16)Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.
— (17)Что? — спрашивает военный.
(18)Иона кривит улыбкой рот, напрягает своё горло и сипит:
— А у меня, барин, тово. сын на этой неделе помер.
— (19)Гм. (20) Отчего же он умер?

(21)Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:
— А кто ж его знает! (22)Должно, от горячки. (23)Три дня полежал в больнице и помер. (24)Божья воля.
— (25)Поезжай, поезжай. — говорит седок. — (26)Этак мы и до завтра не доедем. (27)Подгони-ка!

(28)Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжёлой грацией взмахивает кнутом. (29)Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. (30)Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнётся. (31)Мокрый снег опять красит набело его и лошадёнку.

(32)Опять он одинок, и опять наступает для него тишина. (33)Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь ещё с большей силой. (34)Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдётся ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? (35)Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски. (36)Тоска громадная, не знающая границ.

(37)Скоро будет неделя, как умер сын, а он ещё путём не говорил ни с кем. (38)Нужно поговорить с толком, с расстановкой. (39)Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер. (40)Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. (41)В деревне осталась дочка Анисья. (42)И про неё нужно поговорить. (43)Да мало ли о чём он может теперь поговорить? (44)Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать. (45)А с бабами говорить ещё лучше. (46)Те хоть и дуры, но ревут от двух слов.

(47)«Пойти лошадь поглядеть, — думает Иона. — (48)Спать всегда успеешь. (49)Небось, выспишься. »

(50) Он одевается и идёт в конюшню, где стоит его лошадь. (51)Думает он об овсе, сене, о погоде. (52)Про сына, когда один, думать он не может. (63)Поговорить с кем-нибудь о нём можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко. — (54)Жуёшь? — спрашивает Иона свою лошадь, видя её блестящие глаза. — (55)Ну, жуй, жуй. (56)Коли на овёс не выездили, сено есть будем. (57)Да. (58)Стар уж стал я ездить. (59)Сыну бы ездить, а не мне. (60)То настоящий извозчик был. (61)Жить бы только.

(62)Иона молчит некоторое время и продолжает:— Так-то, брат кобылочка. (63)Нету Кузьмы Ионыча. (64)Приказал долго жить. (65)Взял и помер зря. (66)Таперя, скажем, у тебя жеребёночек, и ты этому жеребёночку родная мать. (67)И вдруг, скажем, этот самый жеребёночек приказал долго жить. (68)Ведь жалко?(69) Лошадёнка жуёт, слушает и дышит на руки своего хозяина. (70) Иона увлекается и рассказывает ей всё.

Антон Павлович Чехов (1860-1904) — русский прозаик и драматург.

22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 3-12 представлено повествование.
2) В предложениях 14-18 представлено описание.
3) Предложения 32-36 содержат элементы рассуждения.
4) В предложении 44 содержится ответ на вопрос, заданный в предложении 43.
5) В предложении 59 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 58.

24. Из предложений 64-69 выпишите один из фразеологизмов.

25. Среди предложений 1-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и частицы. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Автор, чтобы продемонстрировать желание главного героя поделиться своим горем, прибегает к приёму — (А)___(предложения 17—27). Приём — (Б)_____(«опять» в предложениях 30, 31, 32; «поговорить» в предложениях 38, 42, 43), а также тропы: (В)___(«тоска. распирает грудь» в предложении 33) и (Г)___(«тревожно и мученически» в предложении 34) — помогают читателю испытать те чувства, которые переживает Иона».

1) анафора
2) лексический повтор
3) антитеза
4) вопросительные предложения
5) эпитет
6) вопросно-ответная форма изложения
7) метафора
8) восклицательные предложения
9) вводные конструкции

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *