все потеряло смысл бьюсь головой об пол

«Если б я мог выбирать себя, я был бы Гребенщиков». Яркие пародии в русской музыке

В раз­бо­ре аль­бо­ма Моне­точ­ки «Деко­ра­тив­но при­клад­ное искус­ство», Артём Макар­ский про­ни­ца­тель­но напи­сал об обре­те­нии артист­кой ново­го типа иро­нии, свя­зан­но­го с паро­ди­ей. Несмот­ря на то, что широ­ко рас­про­стра­не­но мне­ние, буд­то в рус­ской музы­ке нет пре­ем­ствен­но­сти, отдель­ные при­ё­мы люби­мы мно­ги­ми и очень раз­ны­ми артистами.

В зару­беж­ной музы­ке паро­дии пред­став­ля­ют собой отдель­ную тра­ди­цию внут­ри поп-про­цес­са. С тех самых пор, как поп-музы­ка ста­но­вит­ся важ­ной частью досу­га, она сра­зу же пре­вра­ща­ет­ся в объ­ект насме­шек, что, меж­ду тем, дале­ко не все­гда гово­рит об отсут­ствии пие­те­та. Так мы с одной сто­ро­ны име­ем без­обид­ные и не все­гда музы­каль­ные паро­дии от Боуи и «бит­лов», а с дру­гой — желч­ную вер­сию «Johnny B. Goode» от Джон­ни Роттена.

Посколь­ку в нашей музы­ке дол­гое вре­мя не было «внут­рен­не­го про­цес­са», то есть раз­ви­тия жан­ров не толь­ко из-за соци­аль­но-поли­ти­че­ско­го вли­я­ний, но и по при­чине реак­ции на музы­ку, то и при­ё­мы вро­де паро­дии оста­лись непо­сред­ствен­но при­ё­ма­ми. Они так и не обре­ли отдель­ный язык, эсте­ти­ку и тра­ди­цию. Поэто­му те, кто при­бе­га­ет к паро­дии или иро­нии в нашей музы­каль­ной куль­ту­ре, неволь­но обра­ща­ют­ся к этим инстру­мен­там, когда появ­ля­ет­ся необ­хо­ди­мость «опро­ки­нуть» осо­бен­но кон­вен­ци­о­наль­ных «мамон­тов». Поэто­му, хотя этот спи­сок и не посвя­щён исклю­чи­тель­но рус­ско­му року, пре­ва­ли­ру­ю­щее коли­че­ство песен неслу­чай­но наце­ле­ны на него. К тому же, хотя рус­ский рок зача­стую поба­и­вал­ся юмо­ра, зако­но­мер­но, что имен­но этот страх сде­лал его таким попу­ляр­ным объ­ек­том насмешек.

В этом мате­ри­а­ле спе­ци­аль­но для VATNIKSTAN музы­каль­ный обо­зре­ва­тель Пётр Поле­щук собрал несколь­ко паро­дий, издё­вок и про­че­го оче­вид­но­го стё­ба, прак­ти­че­ски не име­ю­ще­го ниче­го обще­го с пре­сло­ву­той постиронией.

все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Смотреть фото все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Смотреть картинку все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Картинка про все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Фото все потеряло смысл бьюсь головой об пол

«День рождения», «Я и.о. Б.Г.» и «Группа крови». «Ленинград»

В нашей рок-музы­ке было не очень мно­го лич­но­стей, кото­рые не поба­и­ва­лись бы ост­ро­ум­ных напа­док на «свя­тое». Речь здесь не идёт о сфор­ми­ро­ван­ных века­ми куль­тур­ных цен­но­стях. Речь о рус­ском роке и его каноне гла­ша­та­ев. Сре­ди боль­ших звёзд Сер­гей Шну­ров, без­услов­но, рекорд­смен по коли­че­ству паро­дий и драз­ни­лок, адре­со­ван­ных ста­ро­об­ряд­ным роке­рам, поэто­му в дан­ном спис­ке пред­став­ле­ны сра­зу три его песни.

Мож­но ска­зать, что всех их объ­еди­ня­ет один посыл — отме­на важ­но­сти рока, как музы­ки мес­си­ан­ской, соот­вет­ствен­но, отме­на роли рок-пев­ца как транс­ля­то­ра иде­а­лов. Шнур в этом смыс­ле не цере­мо­нит­ся, ата­куя «в лобо­вую» людей, кото­рые вопло­ща­ют эти идеалы.

«Пес­ней о том, как повез­ло невесте
По ушам мне езди­ли раз этак двести,
А еще какая-то Земфира
Тра­ха­ет мне моз­ги с ночи до утра».

Мож­но фырк­нуть, а мож­но заме­тить, что Шнур по боль­шо­му счё­ту ниче­го пло­хо­го в адрес Ильи Лагу­тен­ко и Зем­фи­ры не гово­рит. Он гово­рит толь­ко, что ему это всё надо­е­ло. И хотя Лагу­тен­ко с Зем­фи­рой во мно­гом раз­де­ли­ли рус­ский-рок на «до» и «после», тем не менее, Шнур не стес­ня­ет­ся выска­зать­ся и по теме пре­сло­ву­то­го «рока­по­пса».

Дру­гая пес­ня — «Я и.о. Б.Г.». При пер­вом про­слу­ши­ва­нии она может пока­зать­ся обыч­ной чехар­дой алко­голь­ных «выпа­ли­ва­ний», но так­же оче­вид­но, что куп­лет с при­пе­вом постро­е­ны на педа­ли­ро­ва­нии пре­не­бре­жи­тель­но­го отно­ше­ния к авто­ри­те­там из самых раз­ных обла­стей, напри­мер поли­ти­ки и поп-музы­ки. Май­кл Джек­сон вдруг ста­но­вит­ся «Джон­со­ном», то есть авто­ри­те­та для Шну­ра не пред­став­ля­ет. Но насто­я­щая хит­рость сра­ба­ты­ва­ет, когда кон­текст, свя­зан­ный с поп-звёз­да­ми, пере­клю­ча­ет­ся с запад­но­го на оте­че­ствен­ный, и Шнур как бы «при­це­пом» заме­ча­ет, что он и. о. Гре­бен­щи­ко­ва — тем самым, отво­дя для глав­но­го гуру рус­ско­го-рока ещё менее почти­тель­ное место, чем для «Майк­ла Джонсона».

Всё поте­ря­ло смысл,
Бьюсь голо­вой об пол
Сего­дня Май­кл Джексон
На пен­сию ушёл
Май­кл, вернись!
Май­кл, вернись!
Май­кл, вернись!
Джон­сон, вернись!
Я и.о., я и.о. БГ!

Но, пожа­луй, ярче все­го Шнур про­шёл­ся по куль­ту груп­пы «Кино».

И сно­ва — Шну­ра невоз­мож­но в чём-то обви­нить. Его герой явно ценит «Кино», но жен­щи­на героя это­го не пони­ма­ет. Цита­ту из Цоя он пере­пе­ва­ет с пол­ным игно­ри­ро­ва­ни­ем пафо­са ори­ги­на­ла. Кро­ме того, аллю­зию на вой­ну, то есть на некое гло­баль­ное над­лич­ност­ное собы­тие, Шнур рас­по­ла­га­ет через «и» с быто­вой ситу­а­ци­ей, мол «или не лезь ко мне, или поже­лай уда­чи в бою».

В песне нет пря­мой напад­ки на «Кино», но пафос, окру­жа­ю­щий культ Цоя, в инто­на­ции Шну­ра пол­но­стью нивелирован.

«Шприц». Монеточка

Если Шнур исполь­зу­ет иро­нию, что­бы три­ви­а­ли­зи­ро­вать объ­ект насмеш­ки, све­сти его в нечто недог­ма­тич­ное, то Моне­точ­ка посту­па­ет хит­рее. По вер­но­му заме­ча­нию Макар­ско­го, «Пес­ня, высме­и­ва­ю­щая твор­че­ство Сер­гея Шну­ро­ва, бле­стя­ще справ­ля­ет­ся с тем, что­бы стать на это самое твор­че­ство похожим».

все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Смотреть фото все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Смотреть картинку все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Картинка про все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Фото все потеряло смысл бьюсь головой об пол

Ины­ми сло­ва­ми, если «Ленин­град» ста­ра­ет­ся снять пафос рус­ско­го рока, поме­щая его основ­ные цита­ты вро­де «поже­лай мне уда­чи в бою» в музы­каль­ный кон­текст раз­гуль­но­го и лишён­но­го пате­ти­ки ска, то Моне­точ­ка наобо­рот пол­но­стью при­сва­и­ва­ет музы­каль­ные ходы Шну­ра и дела­ет с ними, что взду­ма­ет. Туда же и исполь­зо­ва­ние мата — Шну­ров хотел напи­сать пес­ню без еди­но­го цен­зур­но­го сло­ва, тогда как Лиза, обыг­ры­вая два хре­сто­ма­тий­ных для «Ленин­гра­да» сло­ва, игра­ет­ся ожи­да­ни­ем слу­ша­те­ля и уво­дит их от мата. С дру­гой сто­ро­ны, Моне­точ­ка, оче­вид­но, про­се­да­ет в том, что совер­ша­ет пря­мую напад­ку, что дела­ет её издёв­ку более уязвимой.

Это, одна­ко, не един­ствен­ный раз на аль­бо­ме, когда Лиза устра­и­ва­ет пере­клич­ку с дру­ги­ми — не менее пока­за­тель­на и облож­ка, кото­рая, кажет­ся, име­ет боль­ше обще­го не с аль­бо­мом, а с три­бью­том Моне­точ­ки на пес­ню «Кот Кота» Ильи Лагу­тен­ко, где как раз «оже­ре­лье голых поп», как вер­но заме­тил всё тот же Макарский.

«Новый поворот». Группа «ДК»

Пес­ня полу­па­ро­дия на шля­гер «Маши­ны Вре­ме­ни» от апо­ло­ге­тов оте­че­ствен­ной лоу-фай музы­ки. Алек­сандр Куш­нир в кни­ге «100 маг­ни­то­аль­бо­мов совет­ско­го рока» писал:

«Сво­и­ми ран­ни­ми рабо­та­ми — таки­ми, как „Лири­ка“ и „10‑й моло­дёж­ный аль­бом“ — „ДК“ доволь­но убе­ди­тель­но при­кры­ли за собой дверь в семи­де­ся­тые. Огля­ды­ва­ясь назад, они упор­но дви­га­лись впе­рёд, остав­ляя у себя за спи­ной тол­пы недоб­ро­же­ла­те­лей и шлейф из раз­ру­шен­ных штам­пов, изуро­до­ван­ных кли­ше и пору­ган­ных сте­рео­ти­пов Боль­шо­го Рока. Так созда­ва­лись новые спла­вы. Так зака­ля­лась сталь».

Дей­стви­тель­но, от роман­тич­но­го ква­зи­бит­лов­ско­го ори­ги­на­ла не оста­ёт­ся и сле­да. Вме­сто акку­рат­но­го пово­ро­та на лишён­ной изви­ли­стых лаби­рин­тов доро­ги, у ДК инфер­наль­ная поезд­ка с кучей пике, да ещё и на транс­пор­те с вывес­кой «груз 200», если пони­ма­е­те о чём я.

«Русский рок». «Nautilus Pompilius»

Быту­ет ред­кое мне­ние, что Буту­сов — это «наш ответ Брай­ну Фер­ри», а «Нау­ти­лус», соот­вет­ствен­но, ответ «Roxy Music». Хотя мне это все­гда каза­лось весь­ма спор­ным утвер­жде­ни­ем (всё-таки это зва­ние, как и зва­ние рус­ских «Japan», я бы отдал «Обер­ма­не­ке­ну»). Но при всей неод­но­знач­но­сти это­го суж­де­ния, пес­ня «Рус­ский рок» — дей­стви­тель­но хоро­ший аргу­мент для сто­рон­ни­ков таких глэм-аналогий.

все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Смотреть фото все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Смотреть картинку все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Картинка про все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Фото все потеряло смысл бьюсь головой об пол

Русский/советский рок воз­ни­ка­ет в цен­ност­ной мат­ри­це, где деся­ти­ле­ти­я­ми сфор­ми­ро­ва­но пред­став­ле­ние, что любое искус­ство долж­но стре­мить­ся к ста­ту­су «высо­ко­го искус­ства». Про­яв­ля­ет­ся это не как ста­тус в праг­ма­тич­ном или мер­кан­тиль­ном смыс­ле, а как знак «насто­я­ще­го худож­ни­ка». И рок-музы­ка, ста­рав­ша­я­ся обре­сти ста­тус в сре­де интел­ли­ген­ции (а она мыс­ли­ла искус­ство кате­го­ри­я­ми высо­ко­го и низ­ко­го), эту нор­ма­тив­ность воль­но-неволь­но вобра­ла в себя.

Но в девя­но­стые, когда цен­ност­ная рам­ка совет­ской нор­ма­тив­но­сти ста­ла спа­дать, ста­ло оче­вид­но, что пафос рус­ско­го рока про­дик­то­ван уже уста­рев­шей нор­мой, без кото­рой он как осёл без мор­ков­ки. Ста­ло ясно, что рус­ский рок, кото­рый тра­ди­ци­он­но счи­тал­ся бун­тар­ской куль­ту­рой, на деле ока­зал­ся кон­сер­ва­тив­ным. Вне­зап­но выяс­ни­лось, что рок — сосре­до­то­чие нор­ма­тив­но­сти, кото­рая тре­бо­ва­ла от людей совер­шен­но кон­крет­но­го поведения.

В песне «Нау­ти­лу­са» хоро­шо чув­ству­ет­ся рефлек­сия на эту тему, где вме­сто при­выч­ных про­яв­ле­ний рус­ско­го рока, как пред­при­я­тия слож­но­го, важ­но­го и эпи­че­ско­го, чёр­ным по бело­му задаётся:

В этом отно­ше­нии, без­услов­но, Буту­сов ока­зы­ва­ет­ся «нашим Брай­ном Фер­ри», кото­рый во мно­гом изве­стен, как весь­ма иро­нич­ный ком­мен­та­тор рок-н-ролла.

«Говнорок». «Ноль»

Сло­во «гов­но­рок» вошло в лек­си­кон и поро­ди­ло небезыз­вест­ное скеп­тич­ное назва­ние поклон­ни­ков рус­ско­го рока. Если у «Нау­ти­лу­са» отно­ше­ние к року иро­нич­ное, что чув­ству­ет­ся бла­го­да­ря инто­на­ции Буту­со­ва и слег­ка цир­ко­вой музы­ке, то с Чистя­ко­вым ров­но про­ти­во­по­лож­ная ситу­а­ция. К рус­ско­му року у него отно­ше­ние не менее «обну­ля­ю­щее» (мож­но услы­шать, как эта пес­ня сло­жи­ла коор­ди­на­ты уже упо­мя­ну­тых песен Шну­ра), но мане­ра испол­не­ния у него оче­вид­но аутен­тич­ная, а пото­му и вос­при­ни­ма­ет­ся как пре­дель­но лич­ное пере­жи­ва­ние. А что может быть тра­ги­ко­мич­нее, чем иско­ре­не­ние рус­ско­го рока из себя самого?

«БГ». Егор Летов

Мне­ние Лето­ва о Гре­бен­щи­ко­ве меня­лось неод­но­крат­но, в отли­чие от все­гда лишён­но­го кон­крет­но­сти мне­ния Бори­са о Его­ре. В раз­ные годы жиз­ни Летов давал раз­ные оцен­ки и твор­че­ству «Аква­ри­ума», и чело­ве­че­ским каче­ствам его лиде­ра. Напри­мер, широ­ко извест­на кри­ти­ка Лето­ва вто­рич­но­сти рус­ско­го рока, кото­рая неиз­мен­но сопро­вож­да­лась скеп­си­сом в сто­ро­ну Гребенщикова:

«Конеч­но, хоро­шо для сов­де­па тира­жи­ро­вать Бола­на, Мор­ри­со­на, но ведь иной раз — чистые под­строч­ни­ки, и музы­ка — ноль. „Сер­гей Ильич“, напри­мер, снят с „Cat Black“ T. Rex вчи­стую. А то, что он дела­ет сей­час, мне вооб­ще совер­шен­но не нравится».

Через мно­го лет Летов запи­шет кавер-вер­сию «Элек­три­че­ско­го пса», кото­рая долж­на была вой­ти в три­бьют-аль­бом Гребенщикову.

Но если всё это свой­ствен­ные Лето­ву пере­ме­ще­ния из край­но­сти в край­ность, то есть и более амби­ва­лент­ное выска­зы­ва­ние — пес­ня, соб­ствен­но, о Гребенщикове.

Если верить вдо­ве Лето­ва Ната­лье Чума­ко­вой, Егор напи­сал эту пес­ню, «…насмот­рев­шись на сво­е­го при­я­те­ля, кото­рый раз­го­ва­ри­вал цита­та­ми из „Аква­ри­ума“ — быва­ет такая фиш­ка у фана­тов. Пес­ня, кста­ти, хоро­шая — в ней, как водит­ся, толь­ко доля шут­ки, если вдуматься».

Исто­рия гла­сит, что эта пес­ня напи­са­на не про Бори­са Бори­со­ви­ча, но едва ли это оче­вид­но из тек­ста. Пони­мал ли это Егор Летов, или же ему как твор­цу было важ­нее думать об изна­чаль­ной идеи, а не о том, как её могут вос­при­нять окру­жа­ю­щие — вопрос без отве­та. Одна­ко «сама по себе» пес­ня выгля­дит едкой издёв­кой над обра­зом Гребенщикова.

все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Смотреть фото все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Смотреть картинку все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Картинка про все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Фото все потеряло смысл бьюсь головой об пол

В «БГ» Летов неод­но­крат­но цити­ру­ет Гре­бен­щи­ко­ва, вос­про­из­во­дя все харак­тер­ные для его ими­джа обра­зы — и джа, и Вави­лон, и две­ри тра­вы. Но глав­ным оста­ёт­ся рефрен «Если б я мог выби­рать себя, я был бы Гре­бен­щи­ков», что есть пря­мой ответ Бори­су Бори­со­ви­чу из «25 к 10»:

«Я инже­нер на сот­ню рублей,
И боль­ше я не получу.
Мне 25, и я до сих пор
Не знаю, чего хочу.
И мне кажет­ся, нет ника­ких оснований
Гор­дить­ся сво­ей судьбой,
Но если б я мог выби­рать себя,
Я сно­ва бы стал собой».

БГ опи­сы­ва­ет интел­ли­ген­та, чья жизнь и судь­ба сло­жи­лись не самым при­ят­ным обра­зом, но лири­че­ский герой, как и при­су­ще интел­ли­ген­ту с широ­ким серд­цем, не про­ме­нял бы невзго­ды, лишь бы сохра­нить своё лицо. Думаю, даже тем, кто вдруг не слы­шал пес­ню, по одно­му лейт­мо­ти­ву не труд­но дога­дать­ся, что зву­чит она «хоть у кост­ра играй».

В свою оче­редь в песне у Лето­ва хоть и не типич­но агрес­сив­ный тон, но всё ещё мученический:

«Мне задра­ли руки мне заби­ли рот
Мне заби­ли руки мне задра­ли рот
Я знаю что мне оста­лось недолго
И мне уже всё равно…
Но если б я смог выби­рать себя
Я был бы Гребенщиков».

Всё это не труд­но про­чи­тать, как напад­ку на интел­ли­гент­ский образ рус­ско­го рока, кото­рый был пер­со­ни­фи­ци­ро­ван БГ: герой Лето­ва сра­зу же начи­на­ет с того, что пока­зы­ва­ет муче­ни­че­ство. Оче­вид­но, его поло­же­ние гораз­до хуже мелан­хо­лии героя Гре­бен­щи­ко­ва (и всё же, в отли­чие от БГ, муче­ни­че­ство лишён­ное ука­за­ния на при­чи­ну). А то, что вме­сто «Я сно­ва бы стал собой» появ­ля­ет­ся имя того, кто напи­сал эти строч­ки, выгля­дит осо­бен­но эффект­ной нападкой.

Летов мог тыся­чу раз ругать­ся на рус­ский рок, но не так уж и силь­но от него отли­чал­ся, будучи таким же по-мес­си­ан­ски сло­жен­ным чело­ве­ком. И когда в 2010 году у Бори­са Гре­бен­щи­ко­ва спро­си­ли: «Суще­ству­ет ли рус­ский рок? Егор Летов про­сил не при­чис­лять его к рус­ско­му року нико­гда», Борис Бори­со­вич совер­шен­но спра­вед­ли­во задал встреч­ный вопрос: «Если Его­ра Лето­ва не назы­вать рус­ским роком, то кого ж назы­вать?». Вот такой вот КБГ-Рок, так сказать.

«Russian Paradise». Ноггано feat AK-47

Забав­но, что един­ствен­ная пес­ня из спис­ка, кото­рую мож­но было бы опре­де­лить как «само­иро­нич­ную», отно­сит­ся к хип-хопу. Как пра­ви­ло, и без того ред­кие само­иро­нич­ные пес­ни в жан­ре ока­зы­ва­ют­ся таки­ми толь­ко в той сте­пе­ни, в какой рэпе­ру тре­бу­ет­ся дока­зать свою кру­тиз­ну. Хип-хоп тра­ди­ци­он­но отно­сит­ся к себе серьёз­но, да и как ина­че — на ули­цах по-дру­го­му не быва­ет. Тем и отли­ча­ет­ся паро­дия на клас­си­ку Coolio «Gangsta’s Paradise» от Ногган­но и АК-47: здесь одно­вре­мен­но и про ули­цу, и с само­иро­ни­ей, но без како­го-либо рас­ша­ты­ва­ния ауди­тор­ных ожи­да­ний хип-хопа.

Это очень мно­го­слой­ная (и в чём-то слож­ная) иро­ния, но, в отли­чие от преды­ду­щих при­ме­ров, это иро­ния не над жан­ром. Сна­ча­ла может пока­зать­ся, что сме­ше­ние ощу­ще­ния рус­ско­сти (наро­чи­тый акцент и мотив) с оче­вид­ны­ми ссыл­ка­ми на Аме­ри­ку — явная иро­ния над хип-хопом. Одна­ко послед­няя стро­ка пес­ни «У тебя там пара­дайс, а тут ху*во» рез­ко обры­ва­ет всё преды­ду­щее повест­во­ва­ние, и вся паро­дий­ная ситу­а­ция сно­ва обо­ра­чи­ва­ет­ся кано­ном жанра.

Что инте­рес­но, рэпе­ры, как бы игра­ясь с чужой пес­ней (как с сим­во­лом куль­ту­ры, кото­рой они поль­зу­ют­ся), отно­сят­ся к ней одно­вре­мен­но по-раз­но­му. С одной сто­ро­ны иро­нич­но, с дру­гой — в каче­стве цитат­ни­ка, а с тре­тьей — как к роди­тель­ско­му выска­зы­ва­нию, кото­рое нуж­но спа­ро­ди­ро­вать без цели пол­но­стью опро­верг­нуть авто­ри­тет роди­те­ля, но что­бы задать дистан­цию. И эта дистан­ция и есть при­чи­на, по кото­рой, несмот­ря на иро­нич­ный и паро­дий­ный тон, сохра­ня­ет­ся пие­тет к жан­ро­во­му кано­ну и отсут­ству­ют обви­не­ния в куль­тур­ном присвоении.

«DONBASSBORN». «BIG BABY PRILEPIN» (Слава КПСС)

Сла­ва КПСС изве­стен сво­и­ми дис­са­ми на дру­гих рэпе­ров, но есть один, кото­рый пред­став­ля­ет собой пол­но­цен­ную паро­дию, а не про­сто пред­лог для разборки.

Как в разо­шед­шей­ся на мемы цита­те Big Baby Tape (помни­те, был такой?) про «я взял твою бу», Сла­ва КПСС ана­ло­гич­но берёт аль­бом Big Baby Tape. Вме­сто фак­бо­ев в текстах песен При­ле­пин, вме­сто трэп­ха­ты — Дон­басс. «Я взял твой Сла­вянск, я стре­ляю „Град“» — так здесь зву­чит узна­ва­е­мая цитата.

Это не пер­вая паро­дия от Сла­вы. Мож­но вспом­нить его дисс на Хас­ки, где рэпер при­ме­ря­ет на себя образ, напо­ми­на­ю­щий о Диме Куз­не­цо­ве (насто­я­щее имя Хас­ки) из кли­пов вро­де «Чёр­ным-чер­но» и «Панель­ки».

Но злая иро­ния в том, что кри­ти­куя Миро­на за отвод хип-хопа от его аутен­тич­ной тема­ти­ки, и Хас­ки за гра­фо­ман­ство, Сла­ва запи­сал аль­бом «Солн­це Мёрт­вых», кото­рый вышел мало чем отлич­ным от глав­ных кри­ти­ку­е­мых им репе­ров. Вывод из это­го сле­ду­ю­щий: по мень­шей мере стран­но, что ещё нет паро­дии на само­го Сла­ву, ведь пер­со­наж он фак­тур­ный, а любая паро­дия, как писал С. Рейнольдс:

«… это дву­смыс­лен­ный ком­пли­мент: вы може­те быть кари­ка­тур­но изоб­ра­же­ны толь­ко в том слу­чае, если вы отличительны…».

«Русский рок». Валентин Стрыкало

Как гово­рит­ся, «это уже было в Симп­со­нах». Ещё задол­го до того, как тер­мин «пости­ро­ния» стал глав­ным опре­де­ле­ни­ем интер­нет-моду­са деся­тых, Вален­тин Стры­ка­ло вовсю разыг­ры­вал её в сво­их пес­нях, кли­пах, интер­вью, сло­вом — везде.

Едва ли вы не встре­ча­ли людей, кото­рые слу­ша­ли пес­ню про яхту и парус, при­ни­мая её за чистую моне­ту и, соот­вет­ствен­но, начи­сто игно­ри­руя юмор и харак­тер­ное стры­ка­лов­ское «под­ми­ги­ва­ние».

Более оче­вид­но сати­ри­че­ская, но не лишён­ная от это­го силы пес­ня «Рус­ский рок» — один из глав­ных хитов Стры­ка­ло. И если сего­дня «коро­ля­ми пости­ро­нии» назы­ва­ют Сла­ву КПСС и Миха­и­ла Ели­за­ро­ва, то Стры­ка­ло мож­но уве­рен­но назвать ана­ло­гом запад­но­го каме­ди-рок вро­де «Weezer».

«Макаревич». Padla Bear Outfit

Куль­ту­ро­лог Артём Рон­да­рев в лек­ции о груп­пе Арсе­ния Моро­зо­ва пред­по­ло­жил, что обра­ще­ние к Мака­ре­ви­чу в этом тек­сте — вой­на за сим­во­ли­че­скую тер­ри­то­рию. Сомне­вать­ся в этом мож­но хотя бы пото­му, что Моро­зов отно­сит­ся к рус­ско­му року с ува­же­ни­ем (во вся­ком слу­чае если речь о БГ), да и музы­ку PBO как-то раз назвал «рус­ским роком» (иро­нич­но или нет — уже на ваше усмот­ре­ние). Но какую бы цель не пре­сле­до­вал Моро­зов, его пес­ня ста­ла, кажет­ся, одним из пер­вых обра­ще­ний к поко­ле­нию пер­вых роке­ров, что осо­бен­но фак­тур­но замет­но на фоне почти пол­но­го игно­ри­ро­ва­ния рус­ско­го рока в нулевые.

«Где ты, разум мой (Егор и пикси)». «Дом престарелых аутистов»

В 2013 году про­ект «Дом пре­ста­ре­лых аути­стов» выпу­стил релиз с про­стран­ным назва­ни­ем «Аха­ха­ха­хах паро­дии)))))». По сло­вам группы:

«Выду­мы­ва­ние музы­ки, как пра­ви­ло, начи­на­ет­ся с под­ра­жа­ния и даже копи­ро­ва­ния уже выду­ман­но­го рань­ше. Отсю­да выте­ка­ют все на све­те кли­ше, сте­рео­ти­пы, пла­ги­а­ты и так далее. А самое груст­ное — жан­ры, кано­ны, фор­ма­ты огра­ни­чи­ва­ют воз­мож­но­сти в твор­че­стве. Попыт­ки прыг­нуть выше голо­вы порож­да­ют что-то аут­сай­дер­ское или вся­кий аван­гард, нойз и тому подоб­ное. Мы реши­ли дове­сти под­ра­жа­ние до абсурд­но­го пре­де­ла, то есть до паро­ди­ро­ва­ния. Воз­мож­но, что кое-где мы пере­ста­ра­лись. Про­сти­те, ради Хри­ста. Это доб­рая шутка».

В чис­ло паро­дий попа­ли груп­пы «Sonic Death», «Slackers», «Velvet Underground» и «Спа­си­бо». Но самой отли­чи­тель­ной паро­ди­ей ста­ла меша­ни­на той самой пес­ни «Pixies» и Его­ра Лето­ва. Бук­валь­но вся пес­ня зву­чит так, буд­то её не «пере­пел», а «напи­сал» лидер «Граж­дан­ской Обо­ро­ны». Вме­сто пла­ва­нья сре­ди кариб­ских ост­ро­вов — пру­дик у леса, вме­сто гово­ря­ще­го кар­па — птич­ки и зве­рюш­ки, попря­тав­ши­е­ся в туман. Весе­ло и сердито.

«Невеста». «8ая марта»

Пес­ня, уже всплы­вав­шая в кон­тек­сте «Ленин­гра­да», и уже упо­мя­ну­тая груп­па в кон­тек­сте Моне­точ­ки, хоро­ший повод замкнуть спи­сок. В вер­сии «Вось­мой мар­ты» повест­во­ва­ние идёт от лица неве­сты, при­том, что пес­ня не меня­ет­ся никак, кро­ме пер­спек­ти­вы и, разу­ме­ет­ся, музы­каль­но­го содер­жа­ния. Если балов­ной мотив «Мумий Трол­ля» как бы созда­ёт ощу­ще­ние, что Лагу­тен­ко кокет­ни­ча­ет с девуш­кой, то «Вось­мая мар­та» зву­чат так, буд­то наг­ло этим поль­зу­ют­ся — чем и хороши.

Источник

Пугающие симптомы панического расстройства

все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Смотреть фото все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Смотреть картинку все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Картинка про все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Фото все потеряло смысл бьюсь головой об полПаническое расстройство, наряду с посттравматическим стрессом, синдромом навязчивых состояний и общей тревожности, социофобии и т.д., является разновидностью тревожного расстройства и причисляется к невротическим заболеваниям.

Почему к невротическим? Да потому что патологические ощущения, возникающие во время расстройства, не изменяют сознания человека. Больной отдает отчет происходящему, осознает, что болен и нуждается в помощи.

Как охарактеризовать расстройство

Главным симптомом панического расстройства становится приступ панической атаки. Но единичный приступ еще не означает наличия расстройства. Для постановки диагноза необходимо, чтобы случаи атаки происходили с периодичностью 2–3 за месяц, не менее.

Панические приступы должны соответствовать нескольким критериям. Они возникают как при определенных обстоятельствах, так и при отсутствии видимых причин. Между атаками характерно наличие свободных от тревоги, светлых промежутков.

Паническое расстройство не зря называют тревожным. В его основе – чувство гипертрофированного, неуместного страха, не поддающегося контролю. Причина его возникновения – сбой в анализе опасной ситуации.

Префронтальная часть коры головного мозга первая дает оценку ситуации, с которой столкнулся человек, и передает ее по другим инстанциям. Конечной точкой становится миндалевидное тело, которое, при наличии определенных импульсов, реагирует на опасность стимуляцией выработки соответствующих гормонов: адреналина, кортизола и др. Они выполняют защитную, адаптационную функцию, помогают нам достойно встретить опасность. Вся система работает под чутким руководством нейромедиатора серотонина.

Проблемы начинаются, когда его количество выходит за пределы нормы. В таких случаях человек не в состоянии адекватно оценить ситуацию. Его миндалевидное тело становится слишком чувствительным и реагирует на опасность даже там, где ее нет. Развивается приступ панической атаки. Симптомы его разнообразны, однако можно выделить основные, наличие которых обязательно:

Приступ длится от 5 до 30 минут и бывает разным по степени выраженности. Систематическое его повторение носит название «паническое расстройство».

Предпосылки развития

Доподлинно неизвестно, почему развивается это расстройство. Имеется много теорий, пытающихся раскрыть механизм его развития. Точно установлено, что особенно склонны к формированию такого состояния люди с лабильной (неустойчивой) нервной системой. У них быстрее развивается тахикардия под действием эмоций или физических нагрузок, они сильно потеют, раздражительны, краснеют при волнении. В помещении им душно, они всегда норовят открыть окна.

Люди с акцентированной тревожностью в характере тоже склонны к возникновению заболевания. В некоторой степени играет роль и наследственность.

Обязательное условие для созревания расстройства – наличие психотравмирующих факторов, стрессоров, расстраивающих работу нервной системы. Обычно именно они предшествуют появлению первого признака панической атаки.

Первый приступ паники настиг Анастасию, когда она готовилась отойти ко сну. Ее внезапно охватило ощущение, что она падает стремительно с обрыва, в пустоту. Она не могла пошевелить руками и ногами, как будто они не принадлежали ей. Появилось стойкое чувство, что она сейчас умрет. Ей стало невообразимо страшно.

Затем начало колотиться сердце. Казалось, что она не могла контролировать дыхание. Оно было сбивчивым, частым, было трудно вдохнуть, постоянно не хватало воздуха. Такое состояние продолжалось до самого утра, и уснуть в эту ночь Анастасии так и не посчастливилось.

Следующий приступ случился через 4 дня. Затем частота приступов увеличилась, и они одолевали молодую женщину по несколько раз на день. Между ними она чувствовала себя выжитой и обессиленной. У нее появилось непоколебимое чувство страха засыпания, поскольку первый случай атаки случился перед сном. Она мучилась бессонницей, а вскоре и процесс поглощения пищи давался с трудом. Случалось, что идя по улице или находясь в многолюдном месте, она чувствовала головокружение и спёртое дыхание.

все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Смотреть фото все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Смотреть картинку все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Картинка про все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Фото все потеряло смысл бьюсь головой об полЗатем приступы атаки стали не такими яркими, ограничивались сердцебиением и ощущением тревоги, проходящей через все тело. На протяжении всего лечения ей трудно было смириться с мыслью, что ее проблема носит чисто психологический характер. Ей казалось, что врачи пропустили в ее теле какую-то болезнь.

Анализируя ситуацию в беседе с психотерапевтом, женщина указала, что за 5 месяцев до первого атакующего случая она потеряла работу, а за 2 месяца до этого тяжело заболел ребенок. Таким образом, потеря источника дохода, а затем страх за жизнь своего чада стали мощнейшими стрессовыми факторами, запустившими патологический процесс.

Такое патологическое состояние чаще формируется у молодых людей в возрасте 20–35 лет. Женщины страдают от него в 2 раза чаще, нежели мужчины.

Характерные черты расстройства

Симптомы расстройства можно поделить на две группы. К первой мы отнесем признаки непосредственно панической атаки, заставляющие испытывать человека тревогу и страх, а также неприятные ощущения в теле.

Вторая группа симптомов относится к проявлению сформированного расстройства в общем. В ее состав входит множество признаков. Они сопровождают не всех и не всегда, и проявляются в разной степени.

Главный признак панического состояния – формирование так называемого охранного поведения.

Паническая атака обходится больному большим эмоциональным напряжением, психическим истощением. Перенеся цепочку таких приступов, у человека появляется выжидательная позиция. Он с опаской ждет повторения атаки. А, ожидание, как известно, хуже, чем само событие. Оно сопровождается состоянием повышенной тревожности, как будто что-то вот-вот случится. Казалось бы, приступ отступил, и самое время расслабиться. Но состояние тревоги сохраняется.

Некоторые паникеры путают такое положение дел с самим приступом. И рассказывают, что он длится у них несколько дней. Это ошибочно, поскольку приступный период способен продолжаться максимум пару часов.

Другой важный признак расстройства – формирование фобий. И прежде всего, это страх умопомешательства и смерти. Такие фобии сопровождают практически каждого паникера. Однако они абсолютно бесперспективны.

Страх лишиться рассудка, перестать себя контролировать и адекватно вести себя часто сопряжен с беспокойством заполучить шизофрению. Но нужно успокоить тех, кто терзается такими мыслями: больной шизофренией не будет беспокоиться о том, что он сходит с ума.

Страх смерти также иллюзорен. Те вегетативные нарушения, которые испытывает больной во время атаки, никак не являются смертельными, хотя некоторые дискомфортные ощущения они все-таки оставляют. Это может быть ощущение тяжести в голове, чувство напряжения в груди, боли в сердце. Из-за чего способны возникнуть мысли о наличии соматического заболевания. все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Смотреть фото все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Смотреть картинку все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Картинка про все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Фото все потеряло смысл бьюсь головой об пол

Паническое расстройство могут сопровождать и страхи, откладывающие отпечаток на социальной жизни больного. Сюда, в первую очередь, относят страх открытого (агорафобия) или закрытого пространства, боязнь езды в лифте, авиаперелетов, публичных выступлений и т.д. Как правило, фобии формируются, отталкиваясь от ситуации, в которой впервые возник приступ атаки.

Парень, страдающий расстройством уже около 10 лет, в начале его зарождения боялся выходить на улицу. Он целый год просидел дома. Друзья приносили ему еду и уносили мусор.

Отпечаток на психике

Такое состояние нервного напряжения не может не сказаться на психоэмоциональном фоне паникера. Он становится раздражительным и беспокойным, настроение его резко меняется, вздрагивает при любом постороннем звуке.

Бессонница – вечный спутник панического расстройства. Развиться она может как следствие нервного перенапряжения или как результат страха сна, если приступы одолевают в ночное время. Бывает так, что бессонница развивается на фоне опасения о том, что можно не уснуть.

Наверное, каждый человек видел сон, когда он падал в пустоту. Итогом такого сновидения становится вздрагивание во сне, кто-то просыпается. При ПР количество таких вздрагиваний за ночь доходит до 5 и более.

Напряжение, чувство тревоги и страха, неприятные и непонятные ощущения в теле, невозможность побороть болезнь приводят человека к состоянию апатии и беспомощности, перерастающие в депрессию.

О чем молчат паникеры

Как правило, главные симптомы панического расстройства, о которых говорят люди, страдающие им – это страх, тревога, неприятные ощущения в теле. Но мало кто указывает на такие признаки, как деперсонализация и дереализация.

все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Смотреть фото все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Смотреть картинку все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Картинка про все потеряло смысл бьюсь головой об пол. Фото все потеряло смысл бьюсь головой об полДереализация – нереальное восприятие мира, проявляется как ощущение тумана, окутывающего больного. Сквозь него ему все кажется каким-то далеким, расплывчатым, отстраненным.

Девушка описывает свои приступы дереализации, как чуждое восприятие всего, что привычно окружает ее. Даже когда она находится в своей комнате, она не узнает ее. Как будто она пришелец, случайно спустившийся сюда из космоса. Вещи вокруг – нечеткие и безжизненные. Хочется найти какую-то опору, ориентир, но не удается. Близкие люди смотрятся как незнакомцы.

Деперсонализация ощущается ею как существование вне своего тела, вроде она смотрит на себя со стороны. В такие моменты она не может управлять своими мыслями и движения, все выполняет автоматически.

А еще нередко у людей с ПР случаются слуховые и зрительные галлюцинации, особенно перед сном. Они проявляются в виде отчетливого писка или шороха, зрительных размытых образов, переговаривающихся между собой голосов.

Степени проявления

Для кого-то расстройство, со слов самих больных, становится настоящим адом, кошмарным сном, при котором не удается проснуться. Тогда как на других оно мало отражается.

Существует несколько степеней развития заболевания:

Несмотря на то, что паническое расстройство – распространенное явление, обществом оно воспринимается тяжело. Многие считают этих людей слабовольными либо симулянтами, сетуют на то, что они не могут держать себя в руках, хотя на самом деле приступ панической атаки неподвластен разуму. Поэтому часто больные испытывают неловкость, стесняются своего поведения в приступный период. Нагнетает обстановку и то, что им тяжело справиться с атакой. И человек на фоне этого начинает избегать людей, даже увольняется с работы, вводит себя в глубокое депрессивное состояние.

Паническое расстройство – это не что иное, как страх и тревога, гипертрофированные в сознании человека. Постепенно осознавая это, овладевая навыками самопомощи и пользуясь помощью адекватного специалиста, избавиться от пугающего расстройства вполне реально.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *