Ю п казаков тихое утро чему учит

«Тихое утро» — читательский дневник по рассказу Ю. Казакова

Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть фото Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть картинку Ю п казаков тихое утро чему учит. Картинка про Ю п казаков тихое утро чему учит. Фото Ю п казаков тихое утро чему учит

Рассказ Юрия Казакова «Тихое утро» был написан в 1954 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Казаков Юрий Павлович
Название произведения: «Тихое утро»
Жанр: рассказ
Год написания: 1954
Издательство: АСТ
Год издания: 2017

Главные герои и их краткая характеристика

Яшка – деревенский мальчуган, самостоятельный, уверенный в себе, добрый, отважный.
Володя – городской мальчик, приехавший на каникулы в деревню из Москвы, беспомощный, невнимательный мальчик, который ничего не знал о живой природе.

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в середине ХХ века, ранним летним утром в одной из русских деревушек.

Краткое содержание и сюжет

Деревенский мальчик по имени Яшка проснулся ранним утром, еще до первых петухов. Он оделся, позавтракал, приготовил удочки и червей. На улице все вокруг было окутано таким густым туманом, что ничего не было видно, но Яшка отлично знал дорогу. Он бегом спустился по тропинке к сеновалу, где ночевал его новый приятель Володя, приехавший на каникулы из Москвы. Яшка позвал друга свистом, но тот даже не думал просыпаться. И лишь когда он настойчиво позвал мальчика по имени, тот вышел. Володя был весь помятый, заспанный, и его вид очень разозлил Яшку – он считал, что Володя должен был проснуться, как и он, пораньше, и тщательно подготовиться к предстоящей рыбалке.

По дороге к реке Яша снисходительно пояснял Володе, далекому от сельской жизни, звуки, которые раздавались в округе: это трактор приступил к работе, то звенели дрозды, а это свистели утки. Володя завидовал своему новому другу, и в сравнении с ним чувствовал себя глупым и беспомощным.

По пути ребята остановились у старого колодца выпить воды. Когда они спустились к заветному омуту, Яша тихонько объяснил товарищу, что это страшное место, которое пользуется дурной славой среди местных жителей. По словам Яшки, омут настолько глубокий, что вода в нем была ледяная, а на самом дне жил огромный осьминог. Именно поэтому в этом омуте никто из местных ребят никогда не купался. От этих рассказов Володе стало не по себе, но он постарался не подать вида.

Расположившись на берегу, мальчики закинули удочки. Яшку раздражала беспомощность городского друга, который долго не мог справиться со своей удочкой. Злость Яши еще больше усилилась, когда у него сорвалась рыба. Впрочем, ему вскоре повезло, и он вытащил на берег крупного леща. У Володи в этот момент также начало клевать, и он, бросившись к удочке, упал в воду.

Увидев, как Володя барахтается в омуте, Яшка решил, что его затягивает на дно осьминог. Он собрался было бежать в деревню за помощью, но понял, что мальчик наверняка утонет, пока он будет бегать туда и обратно. Набравшись смелости, Яша прыгнул в омут и подплыл к тонущему другу. Однако Володя так крепко вцепился в него, что мальчики чуть было не пошли вместе ко дну. Яша с трудом отбился от друга и подплыл к берегу. Когда он оглянулся назад, Володи уже не было на поверхности. Не медля ни секунды, Яша нырнул в омут, нашел Володю и вытащил его на берег. Он принялся трясти его, давить на живот и разводить в стороны руки. Володя еще долго не мог прийти в себя, и вместо слов издавал лишь булькающие звуки. От пережитого потрясения друзья расплакались.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Яшка проснулся рано и разбудил Володю. Он смеялся над башмаками приятеля, и напоил его колодезной водой. Яшка рассказал о звуках, которые слышал Володя, и про осьминогов в омуте. Яшка вытащил леща, но Володя упал в воду и стал тонуть. Яшка запаниковал, потом попытался спасти Володю, но тот чуть не утопил Яшку. Яшка вытащил Володю на берег и мальчики дружно разревелись.

План пересказа

Основная мысль

Настоящим героя является тот, кто смог преодолеть собственный страх.

Чему учит

Рассказ учит любить природу, учит любоваться красотой раннего утра. Учит не верить слухам. Учит помогать друг другу, не бросать товарища в трудной ситуации. Учит действовать по обстоятельствам. Учит мужеству и бесстрашию.

Отзыв и что понравилось

Мне понравился этот рассказ о таких непохожих друг на друга мальчиках. Больше мне понравился Яшка, который был ближе к природе. Когда случилась беда, Яшка сумел преодолеть собственный страх, не бросил Володю, и тем самым спас другу жизнь. Яшка проявил настоящий героизм, ведь ему пришлось бороться не только со стихией, но и с собственными страхами.

Вывод и мое мнение

Сначала двух непохожих мальчишек связало общее дело — страсть к рыбалке. Теперь, после несчастного случая на воде, их дружба обязательно станет намного крепче. Вряд ли рассудительный Володя сможет забыть, как его приятель бросился в опасный омут, чтобы его выручить.

Пословицы

Цитаты из текста

«…Все исчезло, притаилось сейчас, и центром маленького замкнутого мира оказалась Яшкина изба…»
«…Яшка разозлился: он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил…»
«…У вас там, в Москве, небось босиком не ходют…»
«…А вообще в туман рыба берет — успевай таскать. »
«…Засасывает… Как ноги опустил вниз, так все…»
«…Плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось…»

Словарь новых и незнакомых слов

Пастух – человек, пасущий скот.
Сени – входная часть (прихожая) традиционного русского дома, неотапливаемое и нежилое помещение.
Ветряк – ветряная мельница.
Плетень – плетёная изгородь из прутьев, ветвей.
Кузница – мастерская, в которой производится ручная обработка металла, как правило, ковкой.
Амбар – холодное строение для хранения зерна, муки и т. п., а также вещей, товаров.
Сеновал – место, предназначенное для складирования сена и защиты его от атмосферных осадков в процессе хранения.
Труха – рассыпающаяся сухая масса.

Источник

«Тихое утро» читательский дневник

Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть фото Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть картинку Ю п казаков тихое утро чему учит. Картинка про Ю п казаков тихое утро чему учит. Фото Ю п казаков тихое утро чему учит

«Тихое утро» – поучительная история о двух друзьях, которым пришлось пережить немало страшных минут во время рыбалки у глубоководного омута, где, по преданию, жил огромный осьминог.

Краткое содержание «Тихое утро» для читательского дневника

ФИО автора: Казаков Юрий Павлович

Название: Тихое утро

Число страниц: 16. Казаков Юрий Павлович. Издательство «ИГ Лениздат». 2014 год.

Жанр: Рассказ

Год написания: 1954 год

Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть фото Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть картинку Ю п казаков тихое утро чему учит. Картинка про Ю п казаков тихое утро чему учит. Фото Ю п казаков тихое утро чему учит

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в середине ХХ века ранним летним утром в одной из русских деревушек.

Главные герои

Яшка – деревенский мальчуган, самостоятельный, уверенный в себе, добрый, отважный.

Володя – городской мальчик, приехавший на каникулы в деревню из Москвы, беспомощный, невнимательный мальчик, который ничего не знал о природе.

Сюжет

Деревенский мальчик Яшка проснулся ранним утром, ещё до первых петухов. Он оделся, позавтракал, приготовил удочки и червей. На улице всё вокруг было окутано таким густым туманом, что ничего не было видно, но Яшка отлично знал дорогу. Он бегом спустился по тропинке к сеновалу, где ночевал его новый приятель Володя, приехавший на каникулы из Москвы. Яшка звал друга свистом, но тот даже не думал просыпаться. И лишь когда он настойчиво позвал мальчика по имени, тот вышел. Володя был весь помятый, заспанный, и его вид очень разозлил Яшку – он считал, что Володя должен был проснуться, как и он, пораньше, и тщательно подготовиться к предстоящей рыбалке.

По дороге к реке Яша снисходительно пояснял Володе, далёкому от сельской жизни, звуки, которые раздавались в округе: это трактор приступил к работе, то звенели дрозды, а это свистели утки. Володя завидовал своему новому другу и в сравнении с ним чувствовал себя глупым и беспомощным.

По пути ребята остановились у старого колодца выпить воды. Когда они спустились к заветному омуту, Яша тихонько объяснил товарищу, что это страшное место, которое пользуется дурной славой среди местных жителей. По словам Яшки, омут настолько глубокий, что вода в нем ледяная, а на самом дне живёт огромный осьминог. Именно поэтому в омуте никто из местных ребят никогда не купался. От этих рассказов Володе стало не по себе, но он постарался не подать вида.

Расположившись на берегу, мальчики закинули удочки. Яшку раздражала беспомощность городского друга, который долго не мог справиться со своей удочкой. Злость Яши еще больше усилилась, когда у того сорвалась рыба. Впрочем, ему вскоре повезло, и он вытащил на берег крупного леща. У Володи в этот момент также начало клевать, и он, бросившись к удочке, упал в воду.

Увидев, как Володя барахтается в омуте, Яшка решил, что его затягивает на дно осьминог. Он собрался было бежать в деревню за помощью, но понял, что мальчик наверняка утонет, пока он будет бегать туда и обратно. Набравшись смелости, Яша прыгнул в омут и подплыл к тонущему другу. Однако Володя так крепко вцепился в него, что мальчики чуть было не пошли вместе ко дну. Яша с трудом отбился от друга и подплыл к берегу. Когда он оглянулся назад, Володи уже не было на поверхности. Не медля ни секунды, Яша нырнул в омут, нашел Володю и вытащил его на берег. Он принялся трясти его, давить на живот и разводить в стороны руки. Володя еще долго не мог прийти в себя и вместо слов издавал лишь булькающие звуки. От пережитого потрясения друзья расплакались.

Вывод и свое мнение

Преодолеть собственный сильный, «настоящий» страх совсем не просто, особенно ребёнку. Так, Яшка, как и все местные мальчишки, очень боялся осьминога, который, по преданию, жил в омуте. Однако ради спасения тонущего друга он преодолел свою фобию и совершил настоящий героический поступок.

Главная мысль

Настоящим героем является тот, кто смог преодолеть собственный страх.

Авторские афоризмы

«…Всё исчезло, притаилось сейчас, и центром маленького замкнутого мира оказалась Яшкина изба…»

«…Яшка разозлился: он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил…»

«…У вас там, в Москве, небось босиком не ходют…»

«…А вообще в туман рыба берёт – успевай таскать. »

«…Засасывает… Как ноги опустил вниз, так всё…»

«…Плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что всё хорошо кончилось…»

Толкование непонятных слов

Пастух – человек, пасущий скот.

Сени – входная часть (прихожая) традиционного русского дома, неотапливаемое и нежилое помещение.

Ветряк – ветряная мельница.

Плетень – плетёная изгородь из прутьев, ветвей.

Новые слова

Кузница – мастерская, в которой производится ручная обработка металла, как правило, ковкой.

Амбар – холодное строение для хранения зерна, муки и т. п., а также вещей, товаров.

Сеновал – место, предназначенное для складирования сена и защиты его от атмосферных осадков в процессе хранения.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

26.06.2019

Казаков Ю. «Тихое утро»

Главные герои рассказа «Тихое утро» и их характеристика

Кратчайшее содержание рассказа «Тихое утро» для читательского дневника в 6 предложений

Чему учит рассказ «Тихое утро»
Рассказ учит любить природу, учит любоваться красотой раннего утра. Учит не верить слухам. Учит помогать друг другу, не бросать товарища в трудной ситуации. Учит действовать по обстоятельствам. Учит мужеству и бесстрашию.

Отзыв на рассказ «Тихое утро»
Мне понравился этот рассказ о таких непохожих друг на друга мальчиках. Больше мне понравился Яшка, который был ближе к природе. Когда случилась беда, Яшка сумел преодолеть собственный страх, не бросил Володю, и тем самым спас другу жизнь. Яшка проявил настоящий героизм, ведь ему пришлось бороться не только со стихией, но и с собственными страхами.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Тихое утро»
С первыми петухами проснулся Яшка, оделся, перекусил и вышел на крыльцо. Деревня была скрыта туманом, но где-то уже стучал кузнец. Яшка быстро накопал червей у риги и побежал к сеновалу, где спал его друг Володя.
Володя еще спал и его неосторожное замечание про рань рассердило Яшку. Мальчик посмеялся над ботинками товарища и пожалел, что взял его на рыбалку.
Яшка повел Володю к реке, но остановился у колодца, напился холодной воды, и заставил выпить Володю. Потом он рассказал про огромного сома, которого видел завклубом и предложил как-нибудь сходить на бочаг, нужная снасть у Яшки имелась.
Вокруг было полно звуков, которые городской Володя не узнавал, и Яшка снисходительно пояснял ему: то трактор затарахтел в поле, то утки свистят, а то звенят дрозды.
Мальчики перевалили бугор, прошли полем и вышли к реке. Вскоре Яшка стал спускаться к заветному омуту. Яшка тихо пояснил Володе, что омут бездонный, что вода в нем как лед, а на дне сидят осьминоги.
Мальчики расположились на берегу и закинули удочки. Первая поклевка не удалась, рыба сорвалась. Но вторая была удачней и Яшка с немалым трудом выкинул на берег здорового леща.
Володя увидел, что его удочку кто-то потащил и успел схватить удилище, но ком земли под ногами мальчика поехал, и он упал в воду.
Яшка было рассердился, но увидев, что Володя барахтается в трех метрах от берега, похолодел от ужаса. Он бросился карабкаться вверх по берегу, решив, что Володю утягивают осьминоги.
Выбравшись наверх, Яшка было рванул к деревне, но тут же остановился и вернулся к краю обрыва. Володя еще виднелся на поверхности, но позвать на помощь Яшка не успевал. Он сбросил штаны и бегом бросился в воду.
Подплыв к Володе, Яшка ухватил того за рубаху, а Володя стал наваливаться на Яшку, бестолково мыча. Яшка понял, что сейчас они утонут вместе и ударил Володю. Вырвавшись, Яшка подплыл к берегу и обернулся. Володи не было видно.
Яшка нырнул и вскоре увидел Володю, который казалось застрял в водорослях. Он схватил мальчика и всплыл на поверхность.
Вытащив Володю на берег, Яшка стал давить ему на живот, трясти и разводить руки в стороны. Наконец изо рта Володи хлынула вода и он закашлялся.
Яшка вдруг заревел, от радости и от пережитого страха, оттого, что в бочаге не оказалось осьминогов. Володя недоуменно посмотрел на приятеля, но вспомнил, как тонул, и тоже зарыдал.

Источник

Чему учит рассказ Казакова «тихое утро»?

Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть фото Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть картинку Ю п казаков тихое утро чему учит. Картинка про Ю п казаков тихое утро чему учит. Фото Ю п казаков тихое утро чему учит

В этом рассказе автор нам поведал историю дружбы двух ребят Володи и Яши, которые вместе проводили время в деревне. Володя был городским жителем и оказавшись в деревне, ему многое было неведомо и Яша стал своего городского друга обучать всем сельским «премудростям».

Отправившись на рыбалку, Володя чуть не утонул и только смелость Яши, его решительность, помогли избежать трагедии.

Этот рассказ нас учит в необходимости преодоления человеческих страхов и только победа над этой слабостью может спасти человека. Не нужно чтобы инстинкт самосохранения преобладал над нашей волей и совестью. Нужно использовать все свои знания, чтобы спасти другую жизнь.

Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть фото Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть картинку Ю п казаков тихое утро чему учит. Картинка про Ю п казаков тихое утро чему учит. Фото Ю п казаков тихое утро чему учит

Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть фото Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть картинку Ю п казаков тихое утро чему учит. Картинка про Ю п казаков тихое утро чему учит. Фото Ю п казаков тихое утро чему учит

Кроссворды, несомненно, развивают память, так как приходится всё время что-то доставать из памяти. Но если ещё искать ответы на вопросы, на которые не знаешь ответ, то ещё узнаёшь что-то новое. Тут развиваешься независимо о того, для кроссворда это делаешь или для БВ.

В кроссвордах всё сухо и строго: либо знаешь конкретное слово, либо нет. Отвертеться не получится. На БВ можно много написать, но по существу ничего так и не сказать. Однако на БВ развивается знание русского языка, то есть правописание. Однако может расшатываться психика из-за злых комментариев, но от этого же и закаляться, так как ко всему привыкаешь. Это может пригодиться и в жизни. Плюс на БВ может некоторым образом развиваться красноречие.

Вообщем для разностороннего развития полезно и то и другое.

Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть фото Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть картинку Ю п казаков тихое утро чему учит. Картинка про Ю п казаков тихое утро чему учит. Фото Ю п казаков тихое утро чему учит

Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть фото Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть картинку Ю п казаков тихое утро чему учит. Картинка про Ю п казаков тихое утро чему учит. Фото Ю п казаков тихое утро чему учит

В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий под ударением пишем букву о, без ударения— е. Например: плечОм, за рубежОм, горячО, голышОм, тИше. Исключением является наречие ещЁ.

Следует отличать отглагольные существительные:

Во всех глагольных формах поле шипящих напишем ё: печёт, ожёг руку ( но ожог руки ), разжёг костер, острижёшь, увлечённый, освещён,а также в отглагольных существительных копчёнка, тушёнка, сгущёнка. Исключения: распашонка, трещотка.

Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть фото Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть картинку Ю п казаков тихое утро чему учит. Картинка про Ю п казаков тихое утро чему учит. Фото Ю п казаков тихое утро чему учит

Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть фото Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть картинку Ю п казаков тихое утро чему учит. Картинка про Ю п казаков тихое утро чему учит. Фото Ю п казаков тихое утро чему учит

Всё дело в омонимах – словах, одинаково пишущихся и произносящихся, но никак не соприкасающихся в лексических значениях: нота – и знак для записи музыкального звука, и сам звук, и интонация, оттенок речи; нота – дипломатический документ. Это полные омонимы, а есть омонимы частичные. К ним относятся:

Давайте теперь в свете сказанного посмотрим на слово буря. Конечно, под его буквенной оболочкой скрываются две омоформы, не имеющие ничего общего в значениях. относящиеся к резным частям речи, отличающиеся местом ударения. И корни бур- в каждом из этих слов совпадает только в написании – значения у них разные:

Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть фото Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть картинку Ю п казаков тихое утро чему учит. Картинка про Ю п казаков тихое утро чему учит. Фото Ю п казаков тихое утро чему учит

Теперь о значениях этих омоформ и о родственных им словах.

Существительное бу́ря

Бу́ря – ветер разрушительной силы, чаще всего сопровождаемый снегом, дождём или градом. Это основное значение данной лексемы. Есть и другие, появившиеся на основе сопоставления этого природного явления с общественными явлениями, с чувствами человека, поэтому бу́ря – это ещё и:

Естественно, носителем этих значений является корень бур- как главная морфема в слове, поэтому они присущи всем однокоренным словам, к какой бы части речи они ни относились, дополнительные значения в производные слова вносят словообразующие морфемы.

Корень с этими же значениями (или с основным, первым значением) имеют следующие лексемы (буквой Д обозначены примеры, зафиксированные только в словаре Даля):

Кроме того, Владимир Даль в своём словаре как родственные существительному бу́ря даёт такие слова: бурлить (о стихиях и о человеке) – от этого глагола можно образовать производные с приставками вз-, за-, от-, по-, бурливый, бурливость, бурлан и бурлака (задира; тот, кто шумит, бранится, буянит), бурливо.

В школе говорят о корневых чередованиях б//бл (любить – влюблён), п//пл (покупка – купленный), в//вл (ловить – ловлю), ф//фл (графить – графлю), м//мл (кормить – кормление), но о чередовании р//рл умалчивают. В то же время автор самого знаменитого этимологического словаря Макс Фасмер предполагает родственную связь слов бурлить и бу́ря, а Владимир Даль, как видим, в словарной статье «Бу́ря» называет родственными лексемы как с вариантом корня бур-, так и с вариантом бурл-. Так что, думаю, слова с вариантом корня бурл- можно причислить к словарному гнезду «Буря». Хотя это и спорно, во всяком случае, наш главный знаток русского словообразования А.Н. Тихонов лексемы бу́ря и бурлить с их производными располагает в разных словарных статьях, то есть рассматривает морфемы бур- и бурл- как разные корни, а не варианты одного и того же корня с чередованием.

Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть фото Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть картинку Ю п казаков тихое утро чему учит. Картинка про Ю п казаков тихое утро чему учит. Фото Ю п казаков тихое утро чему учит

Деепричастие буря́

Буря́ – особая форма глагола бурить, который имеет значения сверлить, пробивать буром какой-либо грунт, горную породу.

Естественно, что этот глагол со своей особой формой буря́ относится к другому словарному гнезду и у него иного рода родственники. Среди них тоже слова разных частей речи:

Причастия и деепричастия не привожу, но их можно образовать от каждого глагола.

Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть фото Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть картинку Ю п казаков тихое утро чему учит. Картинка про Ю п казаков тихое утро чему учит. Фото Ю п казаков тихое утро чему учит

Из тех слов, которые Вы записали в дополнении к вопросу, за пределами нашего внимания пока осталось слово бурый. Оно не относится ни к одному из уже названных словарных гнёзд. В нём ещё один омонимичный корень бур-.

Бурый – это цвет, причём весьма разнообразный:

Родственные слова к слову бурый:

Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть фото Ю п казаков тихое утро чему учит. Смотреть картинку Ю п казаков тихое утро чему учит. Картинка про Ю п казаков тихое утро чему учит. Фото Ю п казаков тихое утро чему учит

Итак, среди слов Вашей подборки есть слово одного корня с существительным бу́ря – прилагательное бурный и три слова одного корня с деепричастием буря́ – существительные бур, бурение и глагол бурить, который, если строго следовать школьной программе, является даже не однокоренным словом, а начальной формой данного деепричастия.

Почему же интернетовские сайты вводят нас в заблуждение, называя все эти лексемы, а также прилагательное бурый и многие другие слова, либо имеющие омонимичный корень бур- (бура), либо корни, начинающиеся с бур- (бурав, буравчик, буравить – корень бурав-; бурак, бурачок (свёкла) – корень бурак-// бурач- с чередованием к//ч)?

На мой взгляд, причина в том, что в создании сайтов, претендующих на статус справочных пособий по русскому языку, принимают участие разные люди:

Источник

Анализ рассказа «Тихое утро» (Ю. П. Казаков)

Юрий Павлович Казаков, известный советский писатель в жанре рассказа, современному читателю практически незнаком. Несмотря на то, что героями его являются обычные люди с близкими для каждого проблемами, имя его, как литератора, можно услышать очень и очень редко. Многомудрый Литрекон предлагает проанализировать одно из произведений автора под названием «Тихое утро» по предложенному ниже плану, чтобы мы смогли восполнить этот пробел и открыть для себя нового (хорошо забытого старого) автора.

История создания

Считается, что рассказы писателя автобиографичны. Много путешествуя по разным городам и странам, он записывал наиболее интересные сюжеты, искал запоминающиеся образы, чтобы затем перенести их на бумагу. Скорее всего, именно во время одной из таких поездок по России он и нашел вдохновение для «Тихого утра».

Напечатан рассказ был в 1954 году, когда Казаков учился в Литературном институте имени Горького. Это была одна из дебютных его работ в большой литературе.

Жанр, направление

Небольшой объем текста, два центральных персонажа, всего один значимый эпизод из их жизни, помогающий раскрыть характеры – все это говорит о принадлежности «Тихого утра» к жанру рассказа.

Направление же определяется как реалистическое. Герои – обычные люди, ведут себя типично. К тому же, сюжет пересказывает то, что произошло с реальными людьми. Особую роль играют пейзажные и портретные детали, которые дополняют представления читателя.

Смысл названия

Произведение «Тихое утро» названо по времени действия. И окружающий мир действительно спокоен: природа продолжает свою размеренную жизнь независимо от действий персонажей.

Для героев же тихим утро назвать сложно – за несколько часов они успевают поссориться, чуть не погибнуть и примириться. В финале же, когда опасность остается позади, а все конфликты разрешаются, приятели вновь могут почувствовать себя умиротворенными.

Суть: о чем рассказ?

Деревенский мальчишка по имени Яшка просыпается на рассвете, чтобы подготовиться к рыбалке с новым другом. Быстро завтракает хлебом и молоком, набирает червей для приманки и отправляется будить напарника. Тот встречает друга недовольством – в Москве он так рано не встает. Яшка обижается на нерадостный прием и выплескивает гнев с помощью едких замечаний.

Наконец, добираются до речки. Клюет редко, но рыбу не удается довести до берега. Яшка вновь злится, мысленно обвиняя во всех неудачах неопытного товарища. Вдруг за крючок цепляется крупный лещ, и на этот раз добыча попадает в руки юных рыбаков. Но тут Володя чуть не теряет удочку, и, пробуя достать ее из воды, тонет сам. Недолго подумав: стоит ли звать на помощь, Яшка все же ныряет следом, так как понимает, что добежать за взрослыми не успеет.

Дважды он пытается вытащить незадачливого Володю, почти сдается, но, в конце концов, оба оказываются на берегу, где мирятся и радуются счастливому исходу. Подробное краткое содержание с отзывом для читательского дневника Вы найдете здесь.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Тихое утро» перечислены в этом списке:

Автор раскрывает в рассказе несколько близких для читателей тем: это и детская дружба, и конфликты, происходящие между людьми, и поведение личности в нестандартных, неожиданных ситуациях. Затрагиваются и важные качества зрелой личности: справедливость, сострадание, моральная ответственность. Рассмотрим основные темы в рассказе «Тихое утро» более подробно:

Если темы рассказа «Тихое утро» представлены не в полном объеме, напишите об этом в комментариях, и мы все добавим.

Проблемы

Проблематика рассказа «Тихое утро» представлена в списке:

Основная идея

Главная мысль рассказа «Тихое утро», которая встречается у многих писателей, заключается в том, что любой способен совершить подвиг в экстренной ситуации. Не важны возраст или социальное положение, на первом месте всегда стоит желание помочь ближнему. Мальчик отступается от эгоцентричных принципов, отпускает обиду и проявляет наилучшие качества человека.

Смысл рассказа «Тихое утро» в том, что каждый человек должен выиграть борьбу с собой и встать на сторону гуманизма, порядочности, добра.

Чему учит?

В «Тихом утре» Казаков заставляет задуматься о товариществе и призывает читателей вспомнить о роли дружбы в жизни каждого человека. Замечает, что иногда лучше уступить, сдержать гнев, чтобы сохранить хорошие отношения. Потому что в любой момент их может разрушить какая-нибудь трагическая случайность.

Рассказ «Тихое утро» учит нас превозмогать страх и эгоизм ради высших целей. Всегда лучше прислушаться к голосу совести и сделать то, что мы считаем правильным и достойным.

Художественные особенности

Язык произведения «Тихое утро» живой, красочный. Много описаний деревенской природы, которая окружает героев.

«Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь, и как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг; еще отчетливей стала видна седая роса на елках и кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена, темные на дымчатом фоне близкого теперь леса…»

Встречается множество глаголов, которые придают повествованию динамичность: «страдал», «сердился», «думал», «поглядывал», «завидовал». Помимо указания на конкретные действия, они дополнительно дают характеристику героям.

Диалоги и отдельные реплики содержат в себе вопросы или восклицания: «Врешь!», «Трактор? Но почему же он трещит?», «Сам знаю!». Речь отрывистая, эмоциональная, что соответствует возрасту и образу мальчишек.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *