Юникод utf 8 что это
Символы Unicode: о чём должен знать каждый разработчик
Если вы пишете международное приложение, использующее несколько языков, то вам нужно кое-что знать о кодировке. Она отвечает за то, как текст отображается на экране. Я вкратце расскажу об истории кодировки и о её стандартизации, а затем мы поговорим о её использовании. Затронем немного и теорию информатики.
Введение в кодировку
Компьютеры понимают лишь двоичные числа — нули и единицы, это их язык. Больше ничего. Одно число называется байтом, каждый байт состоит из восьми битов. То есть восемь нулей и единиц составляют один байт. Внутри компьютеров всё сводится к двоичности — языки программирования, движений мыши, нажатия клавиш и все слова на экране. Но если статья, которую вы читаете, раньше была набором нулей и единиц, то как двоичные числа превратились в текст? Давайте разберёмся.
Краткая история кодировки
На заре своего развития интернет был исключительно англоязычным. Его авторам и пользователям не нужно было заботиться о символах других языков, и все нужды полностью покрывала кодировка American Standard Code for Information Interchange (ASCII).
ASCII — это таблица сопоставления бинарных обозначений знакам алфавита. Когда компьютер получает такую запись:
то с помощью ASCII он преобразует её во фразу «Hello world».
Один байт (восемь бит) был достаточно велик, чтобы вместить в себя любую англоязычную букву, как и управляющие символы, часть из которых использовалась телепринтерами, так что в те годы они были полезны (сегодня уже не особо). К управляющим символам относился, например 7 (0111 в двоичном представлении), который заставлял компьютер издавать сигнал; 8 (1000 в двоичном представлении) — выводил последний напечатанный символ; или 12 (1100 в двоичном представлении) — стирал весь написанный на видеотерминале текст.
В те времена компьютеры считали 8 бит за один байт (так было не всегда), так что проблем не возникало. Мы могли хранить все управляющие символы, все числа и англоязычные буквы, и даже ещё оставалось место, поскольку один байт может кодировать 255 символов, а для ASCII нужно только 127. То есть неиспользованными оставалось ещё 128 позиций в кодировке.
Вот как выглядит таблица ASCII. Двоичными числами кодируются все строчные и прописные буквы от A до Z и числа от 0 до 9. Первые 32 позиции отведены для непечатаемых управляющих символов.
Проблемы с ASCII
Позиции со 128 по 255 были пустыми. Общественность задумалась, чем их заполнить. Но у всех были разные идеи. Американский национальный институт стандартов (American National Standards Institute, ANSI) формулирует стандарты для разных отраслей. Там утвердили позиции ASCII с 0 по 127. Их никто не оспаривал. Проблема была с остальными позициями.
Вот чем были заполнены позиции 128-255 в первых компьютерах IBM:
Какие-то загогулины, фоновые иконки, математические операторы и символы с диакретическим знаком вроде é. Но разработчики других компьютерных архитектур не поддержали инициативу. Всем хотелось внедрить свою собственную кодировку во второй половине ASCII.
Все эти различные концовки назвали кодовыми страницами.
Что такое кодовые страницы ASCII?
Здесь собрана коллекция из более чем 465 разных кодовых страниц! Существовали разные страницы даже в рамках какого-то одного языка, например, для греческого и китайского. Как можно было стандартизировать этот бардак? Или хотя бы заставить его работать между разными языками? Или между разными кодовыми страницами для одного языка? В языках, отличающихся от английского? У китайцев больше 100 000 иероглифов. ASCII даже не может всех их вместить, даже если бы решили отдать все пустые позиции под китайские символы.
Эта проблема даже получила название Mojibake (бнопня, кракозябры). Так говорят про искажённый текст, который получается при использовании некорректной кодировки. В переводе с японского mojibake означает «преобразование символов».
Пример бнопни (кракозябров).
Безумие какое-то.
Именно! Не было ни единого шанса надёжно преобразовывать данные. Интернет — это лишь монструозное соединение компьютеров по всему миру. Представьте, что все страны решили использовать собственные стандарты. Например, греческие компьютеры принимают только греческий язык, а английские отправляют только английский. Это как кричать в пустой пещере, тебя никто не услышит.
ASCII уже не удовлетворял жизненным требованиям. Для всемирного интернета нужно было создать что-то другое, либо пришлось бы иметь дело с сотнями кодовых страниц.
��� Если только ������ вы не хотели ��� бы ��� читать подобные параграфы. �֎֏0590��׀ׁׂ׃ׅׄ׆ׇ
Так появился Unicode
Unicode расшифровывают как Universal Coded Character Set (UCS), и у него есть официальное обозначение ISO/IEC 10646. Но обычно все используют название Unicode.
Этот стандарт помог решить проблемы, возникавшие из-за кодировки и кодовых страниц. Он содержит множество кодовых пунктов (кодовых точек), присвоенных символам из языков и культур со всего мира. То есть Unicode — это набор символов. С его помощью можно сопоставить некую абстракцию с буквой, на которую мы хотим ссылаться. И так сделано для каждого символа, даже египетских иероглифов.
Кто-то проделал огромную работу, сопоставляя каждый символ во всех языках с уникальными кодами. Вот как это выглядит:
Префикс U+ говорит о том, что это стандарт Unicode, а число — это результат преобразования двоичных чисел. Стандарт использует шестнадцатеричную нотацию, которая является упрощённым представлением двоичных чисел. Здесь вы можете ввести в поле что угодно и посмотреть, как это будет преобразовано в Unicode. А здесь можно полюбоваться на все 143 859 кодовых пунктов.
Уточню на всякий случай: речь идёт о большом словаре кодовых пунктов, присвоенных всевозможным символам. Это очень большой набор символов, не более того.
Осталось добавить последний ингредиент.
Unicode Transform Protocol (UTF)
UTF — протокол кодирования кодовых пунктов в Unicode. Он прописан в стандарте и позволяет кодировать любой кодовый пункт. Однако существуют разные типы UTF. Они различаются количеством байтов, используемых для кодировки одного пункта. В UTF-8 используется один байт на пункт, в UTF-16 — два байта, в UTF-32 — четыре байта.
Но если у нас есть три разные кодировки, то как узнать, какая из них применяется в конкретном файле? Для этого используют маркер последовательности байтов (Byte Order Mark, BOM), который ещё называют сигнатурой кодировки (Encoding Signature). BOM — это двухбайтный маркер в начале файл, который говорит о том, какая именно кодировка тут применена.
В интернете чаще всего используют UTF-8, она также прописана как предпочтительная в стандарте HTML5, так что уделю ей больше всего внимания.
Этот график построен в 2012-м, UTF-8 становилась доминирующей кодировкой. И всё ещё ею является.
Что такое UTF-8 и как она работает?
UTF-8 кодирует с помощью одного байта каждый кодовый пункт Unicode с 0 по 127 (как в ASCII). То есть если вы писали программу с использованием ASCII, а ваши пользователи применяют UTF-8, они не заметят ничего необычного. Всё будет работать как задумано. Обратите внимание, как это важно. Нам нужно было сохранить обратную совместимость с ASCII в ходе массового внедрения UTF-8. И эта кодировка ничего не ломает.
Как следует из названия, кодовый пункт состоит из 8 битов (один байт). В Unicode есть символы, которые занимают несколько байтов (вплоть до 6). Это называют переменной длиной. В разных языках удельное количество байтов разное. В английском — 1, европейские языки (с латинским алфавитом), иврит и арабский представлены с помощью двух байтов на кодовый пункт. Для китайского, японского, корейского и других азиатских языков используют по три байта.
Если нужно, чтобы символ занимал больше одного байта, то применяется битовая комбинация, обозначающая переход — он говорит о том, что символ продолжается в нескольких следующих байтах.
И теперь мы, как по волшебству, пришли к соглашению, как закодировать шумерскую клинопись (Хабр её не отображает), а также значки emoji!
Подытожив сказанное: сначала читаем BOM, чтобы определить версию кодировки, затем преобразуем файл в кодовые пункты Unicode, а потом выводим на экран символы из набора Unicode.
Напоследок про UTF
Коды являются ключами. Если я отправлю ошибочную кодировку, вы не сможете ничего прочесть. Не забывайте об этом при отправке и получении данных. В наших повседневных инструментах это часто абстрагировано, но нам, программистам, важно понимать, что происходит под капотом.
Если HTML-документ не содержит упоминания кодировки, спецификация HTML5 предлагает такое интересное решение, как BOM-сниффинг. С его помощью мы по маркеру порядка байтов (BOM) можем определить используемую кодировку.
Это всё?
Unicode ещё не завершён. Как и в случае с любым стандартом, мы что-то добавляем, убираем, предлагаем новое. Никакие спецификации нельзя назвать «завершёнными». Обычно в год бывает 1-2 релиза, найти их описание можно здесь.
Если вы дочитали до конца, то вы молодцы. Предлагаю сделать домашнюю работу. Посмотрите, как могут ломаться сайты при использовании неправильной кодировки. Я воспользовался этим расширением для Google Chrome, поменял кодировку и попытался открывать разные страницы. Информация была совершенно нечитаемой. Попробуйте сами, как выглядит бнопня. Это поможет понять, насколько важна кодировка.
Заключение
При написании этой статьи я узнал о Майкле Эверсоне. С 1993 года он предложил больше 200 изменений в Unicode, добавил в стандарт тысячи символов. По состоянию на 2003 год он считался самым продуктивным участником. Он один очень сильно повлиял на облик Unicode. Майкл — один из тех, кто сделал интернет таким, каким мы его сегодня знаем. Очень впечатляет.
Надеюсь, мне удалось показать вам, для чего нужны кодировки, какие проблемы они решают, и что происходит при их сбоях.
Юникод utf 8 что это
Содержание
Принцип кодирования
Правила записи кода одного символа в UTF-8
1. Если размер символа в кодировке UTF-8 = 1 байт
Код имеет вид (0aaa aaaa), где «0» — просто ноль, остальные биты «a» — это код символа в кодировке ASCII;
2. Если размер символа в кодировке в UTF-8 > 1 байт (то есть 2 — 6):
2.1 Первый байт содержит количество байтов символа, закодированное в единичной системе счисления;
2.2 «0» — бит терминатор, означающий завершение кода размера 2.3 далее идут значащие байты кода, которые имеют вид (10xx xxxx), где «10» — биты признака продолжения, а x — значащие биты.
В общем случае варианты представления одного символа в кодировке UTF-8 выглядят так:
Код BOM для UTF-8 = FEFF(16) = 1111 1110 1111 1111(2)
1 байт | 2 байт | 3 байт | |
---|---|---|---|
(3 байта) | 1110 xxxx | 10xx xxxx | 10xx xxxx |
bin | 1110 1111 | 1011 1011 | 1011 1111 |
hex | EF | BB | BF |
Определение длины кода в UTF-8
Количество байт UTF-8 | Количество значащих бит |
---|---|
1 | 7 |
2 | +4 11 |
3 | +5 16 |
4 | +5 21 |
5 | +5 26 |
6 | +5 31 |
В общем случае количество значащих бит, кодируемых n байтами UTF-8 определяется по формуле:
Преобразование из UTF-32BE в UTF-8
Значащие биты в форме записи UTF-32BE располагаются подряд начиная с заполнения младшего байта. Задача преобразования UTF-32BE в UTF-8 сводится к выбору соответствующей формы UTF-8 и копированию значащих битов UTF-32BE без каких либо дополнительных преобразований. Если вам требуется быстро реализовать кодирование и раскодирование, то можете воспользоваться следующей схемой:
Числа на схеме означают:
1 — Дипазон значений в UTF-8 2 — (в скобках) количество значащих бит 3 — Инвертированная битовая маска (бесполезно для языка Си). [5]
4 — Дипазон значений (в десятичной системе счисления) для UTF-32BE (бесполезно для языка Си). [6]
Очень часто требуется проверять наличие старших битов числа.
Следующий код на языке Си исключает случайные описки при наборе маски Предыдущий код будет заменен препроцессором на этот:
Примеры последовательностей
В таблице ниже значения представлены в шестнадцатеричной системе счисления. Порядок байт в значении больше байта: Little Endian. На практике для каждого значения выбирается представление с минимальной длиной байт (большие — не рациональны; остальные представлены для наглядности и тестов кодировщиков).
Значение | 1 байт | 2 байта | 3 байта | 4 байта | 5 байт | 6 байт |
---|---|---|---|---|---|---|
0000 (NUL) | 00 | C0 80 | E0 80 80 | F0 80 80 80 | F8 80 80 80 80 | FC 80 80 80 80 80 |
0073 (малая латинская «s») | 73 | C1 B3 | E0 81 B3 | F0 80 81 B3 | F8 80 80 81 B3 | FC 80 80 80 81 B3 |
041A (большая кириллическая «К») | — | D0 9A | E0 90 9A | F0 80 90 9A | F8 80 80 90 9A | FC 80 80 80 90 9A |
0BF5 («௵» — год на тамильском ) | — | — | E0 AF B5 | F0 80 AF B5 | F8 80 80 AF B5 | FC 80 80 80 AF B5 |
D7FF (последний символ перед суррогатом UTF-16) | — | — | ED 9F BF | F0 8D 9F BF | F8 80 8D 9F BF | FC 80 80 8D 9F BF |
D800 (первый символ суррогатов UTF-16) | — | — | ED A0 80 | F0 8D A0 80 | F8 80 8D A0 80 | FC 80 80 8D A0 80 |
DFFF (последний символ суррогатов UTF-16) | — | — | ED BF BF | F0 8D BF BF | F8 80 8D BF BF | FC 80 80 8D BF BF |
E000 (первый символ после суррогатов UTF-16) | — | — | EE 80 80 | F0 8E 80 80 | F8 80 8E 80 80 | FC 80 80 8E 80 80 |
26218 («𦈘» — китайский иероглиф) | — | — | — | F0 A6 88 98 | F8 80 A6 88 98 | FC 80 80 A6 88 98 |
10FFFF (максимальный код Unicode) | — | — | — | F4 8F BF BF | F8 84 8F BF BF | FC 80 84 8F BF BF |
110000 (первый код после максимального Unicode) | — | — | — | F4 90 80 80 | F8 84 90 80 80 | FC 80 84 90 80 80 |
ABCDEF (произвольное 5-байтовое) | — | — | — | — | F8 AA BC B7 AF | FC 80 AA BC B7 AF |
7FFFFFFF (максимальный код UCS-4) | — | — | — | — | — | FD BF BF BF BF BF |
Максимальный потенциал
До этого рассматривалось кодирование в UTF-8 лишь 32-битных целых без отрицательных значений. Следует отметить, что в стандарте Unicode используются символы лишь до кода 001FFFFF16 включительно. Поэтому даже 32-битных значений может вполне хватить, но этот раздел был включён для полноты изложения в случае использования UTF-8 для кодирования несимвольных данных.
Алгоритм UTF-8 технически позволяет записывать код любой длины. Но для эффективной и надёжной работы алгоритма необходимо ограничение длины кода. Действующий стандарт Unicode 6.х предполагает использование кода до 21-го бита, то есть до четырех байт в UTF-8.
Кодирование битовых цепочек
Диапазоны Unicode
В таблице ниже представлены диапазоны кодирования символов Unicode в UTF-8.
Отличительные значения байтов
Все значения представлены в шестнадцатеричной системе счисления. Под значением «сильно маловероятен» в колонке «статус» следует рассматривать использование кодировщика, который не отбрасывает лидирующие нули.
Значение байта | Статус | Значение |
---|---|---|
00..7F | без сомнений | ASCII-символы. |
80..BF | без сомнений | Любой не первый байт символа. |
С0..C1 | избыточное кодирование | Первый байт двухбайтового символа, который содержит ASCII-код. |
C2..DF | без сомнений | Первый байт двухбайтового символа. |
E0 | небольшие сомнения | Первый байт трёхбайтового символа, но им же могут начинаться символы с избыточным кодированием (последовательности E0 80 и E0 81). |
E1..EF | без сомнений | Первый байт трёхбайтового символа. |
F0 | небольшие сомнения | Первый байт четырёхбайтового символа, но им же могут начинаться символы с избыточным кодированием (последовательности F0 80 A0 и ниже по последнему байту). |
F1..F7 | без сомнений | Первый байт четырёхбайтового символа. |
F8 | небольшие сомнения | Первый байт пятибайтового символа, но им же могут начинаться символы с избыточным кодированием (последовательности F0 80 и F0 87). |
F9..FB | без сомнений | Первый байт пятибайтового символа, не используется для кодирования Unicode. |
FC | небольшие сомнения | Первый байт шестибайтового символа, но им же могут начинаться символы с избыточным кодированием (последовательности FС 80 и F0 83). |
FD | без сомнений | Первый байт шестибайтового символа, не используется для кодирования Unicode. |
FE..FF | не возможны при кодировании вплоть до 31 бита | У первого байта символа устанавливается столько старших битов, сколько байтов отводится под символ. Их конец обозначается терминальным битом 0, а оставшиеся биты соответствуют старшим битам значения. Байты 254 и 255 в двоичной системе: 111111102 и 111111112 соответствуют длинам 7 и 8, а длина 31 бит может быть закодирован шестью байтами. |
UTF-8 и ошибки кодирования/раскодирования
Примеры ниже приведены для быстрой ориентации в случаях не корректного раскодирования текста (так называемые кракозябры ).
Так выглядит фраза «Человек сейчас увидит лишь то, что ожидает увидеть.» если она воспринята раскодировщиком в кодировке Windows-1251, а не UTF-8:
Человек сейчас увидит лишь то, что ожидает увидеть.
Фраза «Человек сейчас увидит лишь то, что ожидает увидеть.» при двойном кодировании UTF-8 в UTF-8:
Человек сейчас увидит лишь то, что ожидает увидеть.
Самосинхронизация и UTF-16
Самосинхронизацию в UTF-8 можно рассмотреть когда вашей программе подаются случайные байты и вам нужно определить начало первого символа. Первичным признаком является сброшенный старший бит байта — это ASCII-символ. Если же он установлен, то пропускаем те байты, у которых сброшен бит перед старшим. В остальных случаях можно продолжать посимвольное поточное раскодирование.
См. также
Примечания
UTF-8 vs UTF-16. Несколько советов программистам
Введение
С появлением первых устройств цифровой передачи информации и электронно-вычислительных машин возникла задача кодирования текстовых символов с помощью последовательностей единиц и нулей. Минимальная единица представления информации – байт. Исходя их этого в 1963 году в США разработана, стандартизована, а впоследствии расширена кодовая таблица ASCII (American standard code for information interchange), использовавшая 8 битную кодировку. В первую очередь с помощью этой таблицы предполагалось кодирование цифр и букв английского языка. Первые 128 символов таблицы представлены на рис.1:
Рис.1. Первые 128 символов таблицы ASCII.
Номер ячейки в таблице (рис.1) является кодом символа. В качестве примера рассмотрим кодирование слова Hello. Номера ячеек таблицы ASCII, в которых размещены буквы: 72 (H), 101 (e), 108 (l), 111 (o). Код слова в бинарном представлении выглядит следующим образом:
00010010 (H) 10100110 (e) 00110110 (l) 00110110 (l) 11110110 (o) (старший бит справа).
Выделенные подчеркиванием и жирным коды в двоичном представлении соответствуют номерам ячеек в таблице (рис.1). Алгоритм формирования кода следующий:
1. Выделены жирным – биты управления кодированием (префикс). 010 – кодируется заглавная буква алфавита, 011 – строчная.
2. Выделены подчеркиванием – порядковые номера букв в английском алфавите.
Таким образом, с помощью первых 128 ячеек таблицы ASCII могли быть закодированы основные символы, цифры и буквы английского языка. Остальные 128 ячеек (8 битная кодировка позволяет закодировать 256 символов) могли использоваться для кодирования других языков. Однако, учитывая разнообразие символов и языков, 8 бит недостаточно.
Стандарт Юникод
Консорциум Unicode (Юникод) – некоммерческая организация, главной задачей которой являлась разработка стандарта кодирования (стандарт Юникод) с поддержкой наибольшего числа языков и символов служебного характера. Принцип кодирования на основе таблицы сохранился, а таблица (таблица Юникод) была значительно расширена.
Стандарт Юникод предоставляет пользователям таблицу Юникод и способы кодирования символов.
Символы таблицы Юникод являются элементами «универсального набора символов» UCS (Universal Coded Character Set), определенного международным стандартом ISO/IEC 10646. Таблица Юникод каждому символу UCS сопоставляет кодовую точку, которая является номером ячейки таблицы, содержащей символ.
Способы кодирования символов таблицы Юникод, т.е. преобразования номеров ячеек таблицы Юникод в бинарные коды, составляют кодовое пространство, состоящее из трех кодов семейства UTF (Unicode Transformation Format): UTF-8, UTF-16 и UTF-32
UTF-8 – стандарт кодирования, преобразующий номера ячеек таблицы Юникод в бинарные коды с использованием переменного количества бит: 8, 16, 24 или 32.
UTF-16 – стандарт кодирования, преобразующий номера ячеек таблицы Юникод в бинарные коды с использованием переменного количества бит:16 или 32.
Коды UTF-8 и UTF-16 используют разные алгоритмы кодирования набора символов UCS.
Стандарт кодирования UTF-8
Стандарт закреплен в RFC (Request For Comments) 3629. Алгоритм кодирования согласно RFC:
0xxxxxxx
110xxxxx 10xxxxxx
1110xxxx 10xxxxxx 10xxxxxx
11110xx 10xxxxxx 10xxxxxx 10xxxxxx
Старший бит слева. Началом кода является управляющий символ (выделен жирным):
0 – используется 8-битная кодировка,
110 – используется 16-битная кодировка,
1110 – используется 24-битная кодировка,
11110 – используется 32 битная кодировка.
В начале каждого последующего байта – биты 10 – управляющий символ (выделен подчеркиванием), означающий продолжение кодирования.
Первые 128 ячеек таблицы Юникод повторяют таблицу ASCII. Для кодирования заглавных и строчных букв русского алфавита используются ячейки с номерами 1040-1103.
Рассмотрим пример кодирования фразы «Папа Hello».
Код в бинарном виде (старший бит справа):
00001011 11111001 (П) 00001011 00001101 (а) 00001011 11111101 (п) 00001011 00001101 (а) 00000100 (пробел) 00010010 (H) 10100110 (e) 00110110 (l) 00110110 (l) 11110110 (o).
Букве П русского алфавита согласно таблицы Юникод соответствует номер 1055, в бинарном представлении 10000011111 – 11 бит. Соответственно данный символ может быть закодирован двумя байтами с использованием префикса 110 – для первого байта и 10 – для второго байта. Английские буквы слова Hello кодируются 1 байтом, а коды совпадают с кодами в таблице ASCII.
Основными преимуществами способа кодирования UTF-8 являются многообразие символов, которые могут быть закодированы, а также возможность кодирования переменным количеством бит, что позволяет сэкономить количество информации, передаваемое в канале связи.
Стандарт кодирования UTF-16
В феврале 2000 года опубликован документ RFC 2781, в котором закреплен стандарт UTF-16, позволяющий кодировать символы таблицы Юникод с помощью 16 или 32 битных значений. Символы с номерами 0-55295 и 57344-65535 кодируются с помощью 16 бит без изменений (без использования префиксов), а остальные символы, номера которых в двоичном представлении формируются количеством бит больше 16, кодируются 32 битами с использованием специального алгоритма. Рассмотрим пример кодирования фразы «Папа Hello».
Код в бинарном виде (старший бит справа):
11111000 00100000 (П) 00001100 001000000 (а) 11111100 00100000 (п) 00001100 001000000 (а) 00000100 00000000 (пробел) 00010010 00000000 (H) 10100110 00000000 (e) 00110110 00000000 (l) 00110110 00000000 (l) 111110110 00000000 (o).
Номера букв русского и английского алфавитов таблицы Юникод передаются без изменений при помощи 16 бит, старшие незначащие биты принимают нулевое значение.
Рассмотрим подробнее алгоритм кодирования символов, номера которых превышают значение 65535. Для примера в качестве символа используем букву древнетюркского алфавита, представленную на рис.2:
Рис.2. Буква древнетюркского алфавита.
Номер предложенного символа в таблице Юникод – 68620 (0х10COC).
Алгоритм преобразования номера символа в код UTF-16 состоит из нескольких шагов:
Из значения номера символа вычесть число 0х10000. Данная операция позволяет привести размерность бинарного представления номера символа к 20 битам. Для предложенного символа получим: 0х10COC – 0x10000 = 0xC0C.
Для полученного значения выделить старшие 10 бит и младшие 10 бит. В примере число 0хС0С в бинарном виде представляется, как 00000000110000001100, где жирным выделены 10 старших бит, а подчеркиванием – 10 младших.
К шестнадцатеричному значению 0xD800 (11011000 00000000) прибавить значение 0х03 (00000000 00000011), сформированное 10 старшими битами, полученными на предыдущем шаге. 0xD800 + 0х03 = 0хD803 (11011000 00000011) – 16 старших бит кодового слова UTF-16.
К шестнадцатеричному значению 0xDC00 (11011000 00000000) прибавить значение 0х0C (00000000 00001100), сформированное 10 младшими битами, полученными на шаге №2. 0xDС00 + 0х0С = DС0С (11011100 00001100) – 16 младших бит кодового слова UTF-16.
Кодовое слово UTF-16, соответствующее символу в примере, формируется из бит, полученных на шагах 3 и 4: 0хD803DC0C (11011000 00000011 11011100 00001100).
Сравнение стандартов UTF-8 и UTF-16 с точки зрения объема машинной памяти, используемой кодом для представления символов
Результаты сравнения стандартов представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты сравнения стандартов.
В ячейках таблицы 1 содержится количество бит, требуемое для кодирования одного символа из таблицы Юникод. Видно, что для диапазонов номеров ячеек 128-2047, 65535-1048575 стандарты UTF-8 и UTF-16 используют одинаковое количество бит. Для диапазона 0-127 выгодно использование стандарта UTF-8, например, в случае, если программисту поручили реализовать кодер букв английского алфавита. Для диапазонов 2048-32767 и 32768-65535 выгодно использование стандарта UTF-16, например, в случае, если программисту поручили реализовать кодер иероглифов Бопомофо (занимают в таблице Юникод диапазон ячеек 12549-12589). Кодирование символов таблицы Юникод, расположенных в ячейках, номера которых начинаются от 1048575 возможно только с использованием кодировки UTF-16.
В предыдущих главах приведены примеры кодирования фразы «Папа Hello» стандартами UTF-8 и UTF-16. Кодировкой UTF-8 используются 14 байт, кодировкой UTF-16 20 байт, что связано с избыточностью кодирования англоязычных символов во втором случае из-за использования дополнительного байта 0х00. Можно сделать вывод, что для кодирования текста содержащего набор букв русского и английского алфавитов, предпочтительно использование кодировки UTF-8.
Вывод: в зависимости от языка алфавита может быть выбрана как кодировка UTF-8, так и кодировка UTF-16. Для английского алфавита однозначно более выгодно использование кодировки UTF-8, для русского алфавита буквы представляются одинаковым количеством бит при использовании как одной, так и другой кодировки.
Несколько советов программистам
Допустим, программист решил реализовать текстовый редактор, поддерживающий алфавит языка Бопомофо. Символы данного языка располагаются в таблице Юникод в диапазоне 12549-12589 и, следовательно, программисту необходимо выбрать стандарт UTF-16 для кодирования. Предположим, что для ввода символов решено использовать программную клавиатуру, состоящую из кнопок, каждая из которых соответствует букве алфавита языка. Кнопки – объекты класса button. Нажатие пользователем на какую-либо из кнопок порождает событие, в результате которого приложению становится известен номер ячейки таблицы Юникод. Программисту рекомендуется:
1.Хранить в памяти приложения символы таблицы Юникод и номера ячеек, соответствующие только языкам, поддержка которых планируется в текстовом редакторе. Это уменьшит объем памяти, занимаемой приложением, а также повысит скорость его работы, сузив область поиска номера ячейки.
2. При реализации приложения заранее выполнить преобразование всех номеров ячеек в их бинарные коды. Результат преобразования сохранить в файле, в формализованном виде. При загрузке приложения выполнить считывание в память номеров ячеек и их бинарных кодов UTF-16. Это позволит снизить вычислительную нагрузку приложения в ходе его работы.
3. Для хранения номеров ячеек и их бинарных кодов использовать объект класса, позволяющего осуществить это в виде ключ-значение, где ключ – номер ячейки, а значение – бинарный код. Классы, реализующие в языках программирования данный функционал, организуют работу таким образом, чтобы минимизировать время поиска ключа, используя сортировку ключей или хеширование.
Отметим проблему кодирования составных символов, которая является важным техническим аспектом. Например, символ ü может быть интерпретирован, как самостоятельный символ, которому соответствует номер ячейки 252 или может быть скомпонован из двух символов: u, которому соответствует номер ячейки 117 и символа ¨, которому соответствует номер ячейки 776. Программист должен строго придерживаться одного из вариантов представления таких символов иначе побайтовое сравнение строк будет невозможно. Рекомендуется использование второго варианта, который может облегчить поиск составных символов в тексте. Например, если пользователь осуществляет поиск символа u, то ему может быть выведен в качестве результата, как составной символ ü, так и самостоятельный u.