адрес квартиры в мастере и маргарите
Нехорошая квартира
Все места, связанные с мистикой труднодоступны, а все туристические места скучные. Как думаете, это так и есть? Возможно, в большинстве случаев — да, но сегодня речь про исключение.
Я знаю одно место практически в центре Москвы, где это правило абсолютно точно не работает.
Это музей Булгакова и нехорошая квартира. Здесь интересно, познавательно и атмосфера самая таинственная и мистическая.
Кстати, я не просто так разделил эти два названия. Нехорошая квартира и музей Булгакова – это два совершенно разных заведения, хоть и находятся они практически по одному адресу.
Но давайте обо всем по порядку.
Как найти нехорошую квартиру и музей Булгакова
Адрес дома почти такой же, как у «нехорошей квартиры» из романа «Мастер и Маргарита». Михаил Афанасьевич жил по адресу: улица Большая Садовая дом 10, квартира 50.
Согласно сюжету романа, Воланд со свитой остановился в квартире, расположенной по адресу: Москва, Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, квартира № 50.
Заметили? Сходится все, кроме номера дома.
Чтобы попасть в самую мистическую квартиру Москвы нужно доехать на метро до станции Маяковская. Дальше все очень просто.
Найти нехорошую квартиру, по крайней мере для меня, было гораздо проще, чем ротонду на Гороховой улице в Санкт-Петербурге.
Выходим из метро на Триумфальную площадь. Направляемся по улице Большая Садовая в сторону уменьшения нумерации домов, по внутренней стороне Садового Кольца. Идти совсем не далеко.
Проходите мимо Московского академического Театра Сатиры и сада «Аквариум». Кстати, сад очень уютный и спокойный. Если будете там летом, можно просто зайти и отдохнуть, посидеть на лавочке.
В следующем доме находится какая-то военная часть, а сразу за ней вход в арку. В часть вас не пустят в любом случае, а в арке ворота могут быть закрыты, но всегда открыта калитка. Нам как раз сюда.
При входе во двор на старинной большой табличке указан тот самый адрес: Большая Садовая 302-бис. Кто помнит «Мастера и Маргариту», сразу поймет, что это тут.
Открываете ворота и заходите во внутренний двор. Скорее всего там будет стоять автобус с наклейками «Булгаковская Москва».
Сразу по левую руку стоит скульптурная композиция «Кот Бегемот и Коровьев». С ней фотографируется практически каждый.
Стоит она здесь с 2011 года. Ее установили в честь 120 лет со дня рождения писателя.
Вообще двор достаточно интересный. Там даже капсула времени зарыта, о чем свидетельствует табличка на брусчатке.
Культурный центр посвященный Булгакову
Да, именно так на сайте официального дома-музея называют то, что вы увидите в первую очередь. В самом первом подъезде на первом этаже находится коммерческий музей, посвященный творчеству писателя.
Многие ошибаются, думая, что это и есть та самая нехорошая квартира. Но нет, это именно коммерческий музей. Он тоже интересный и его однозначно стоит посетить.
Обставлено здесь все как надо. Мистическую атмосферу создает полумрак, тяжелые шторы, темная драпировка на мебели, и конечно, многочисленные экспонаты. Все что не за стеклом можно трогать.
Есть даже кафе, в котором можно купить кофе, чай, пирожные и сувенирную продукцию. Здесь проводятся экскурсии и про жизнь писателя можно узнать очень многое.
Есть темная комната с проектором, в которой показывают сюжетные композиции из «Мастера и Маргариты».
В одном из залов есть небольшая сцена для мини-спектаклей. Когда я был там, встретил большого черного кота. Говорят, он там живет.
А может это сам Бегемот приходит посмотреть, как сохраняется наследие прошедшей эпохи.
Дом-музей Булгакова…
После осмотра этого замечательного места выходите на улицу, но не выходите из двора. Наоборот, идите налево, к следующим подъездам.
В подъезде №6 как раз и расположена квартира писателя. Дверь в подъезд закрыта, надо звонить по домофону в квартиру №50. Попав в подъезд дома, вы сразу поймете, что оказались в нужном месте.
Музей Булгакова в котором вы скорее всего побывали как только вошли во двор, как ни странно не имеет никакого отношения к нехорошей квартире.
На самом деле Михаил Афанасьевич жил именно тут, в шестом подъезде – квартире под номером пятьдесят. Именно это место послужило прототипом «нехорошей квартиры», в которой останавливался Воланд со свитой и которая так подробно описана в романе «Мастер и Маргарита».
Именно там, в бывшей квартире писателя находится официальный, государственный дом-музей Булгакова.
Сразу хочу сказать, что подниматься на пятый этаж и разглядывать стены подъезда, пожалуй, даже интереснее, чем осматривать саму квартиру. Настенное творчество поклонников романа поистине вызывает восхищение!
На третьем или четвертом этаже на момент моего посещения работал эзотерический магазин. Вот тут меня прям взяла зависть!
Хотел бы я, иметь возможность расположить и наш магазинчик в таком замечательном месте. А пока можно посмотреть его только в интернете, вот на него ссылка.
…и нехорошая квартира
Сама квартира — вполне обычная бывшая коммуналка. Таких много сохранилось в старой Москве.
На входе покупаем недорогой билет и начинаем осмотр.
Сразу попадаем в длинный коридор, по обе стороны которого расположены небольшие комнаты. Каждая из них имеет свое название:
Интерьер отображает быт и моду эпохи Булгакова. Сотрудникам удалось собрать предметы быта и вещи, принадлежавшие писателю.
Сохранился даже рабочий стол с настольной лампой. Можно увидеть портреты его самого и его женщин.
Вы знали, что Михаил Афанасьевич очень любил женщин и был не один раз женат?
Прежде всего тут важно само осознание факта, что именно здесь жил и творил Мастер.
Музей как я уже писал, государственный. Возможно, именно благодаря этому сохранились в целости паркет, двери, окна и всякие бытовые мелочи.
Можно посмотреть на личные вещи Булгакова и экспонаты той, кажущейся уже такой далекой, эпохи.
По меркам типового современного жилья, квартира кажется очень просторной, но на самом деле территория не большая. При этом тут проводятся экскурсии, чтения и даже концерты.
Кстати, любой может загадать здесь желание. Для этого есть специальное место. Там лежит ручка, бумажки и стоит большая, закрытая урна.
Пишите желание на бумажке и бросайте его в урну. Еще несколько лет назад, в последние выходные лета все бумажки доставали и на воздушных шариках отпускали в небо.
Что делают с бумажками сейчас, я не знаю. Возможно все тоже самое.
Говорят, все желания обязательно сбываются!
Уже более десяти лет:
Изучаю история карт Таро и их практическое применение в современном мире. Гадаю, консультирую, разбираю ситуации.
Делаю руны и работаю с ними. Практика и теория рунической системы.
«Нехорошая квартира» – таинственный музей-квартира М.А. Булгакова
Фото музея М.А. Булгакова
Время: вт-ср 12:00-19:00, чт 14:00-21:00, пт-вс 12:00-19:00.
Стоимость: 300 р. (возможность льгот можно уточнить при покупке).
Маяковская, Пушкинская, Тверская
Московский Государственный музей им. Булгакова – первый и пока что единственный в России мемориальный музей, который посвящен жизни и творчеству русского писателя М.А. Булгакова. Экспозиция уникальна, прежде всего, благодаря царящей в ней атмосфере магии, волшебства и тайн, которая одновременно зачаровывает и затягивает.
«Нехорошая квартира» – относительно молодой музей, учрежденный Правительством г. Москвы 26 марта 2007 года по адресу ул. Большая Садовая, д. 10, кв. 50 – первому месту проживания писателя в Москве. Название «Нехорошая» квартира получила после выхода в мир книги «Мастер и Маргарита»: седьмая глава произведения так и называется «Нехорошая квартира». По сюжету именно здесь, в квартире №50, частично проходило действие романа – Великий бал у Сатаны (Гл. 23).
Осенью 1921 г., прибыв в столицу, тридцатилетний писатель вместе со своей супругой поселился в коммунальной квартире на Большой Садовой, заняв в ней одну небольшую комнату. Именно здесь до переезда в 1924 г. Михаил Афанасьевич писал свои московские произведения – «№13. – Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Самогонное озеро», «Зойкина квартира», «Псалом» – труды, обессмертившее дом и его жильцов. Музей им. М.А. Булгакова – место, в котором посетители погрузятся в среду того периода жизни писателя, когда он жил и писал свои произведения в Москве.
Гардероб
Экспозиция начинается с гардероба, места, в котором посетитель сразу же попадает в таинственное прошлое квартиры. Здесь собрано множество старинных саквояжей и чемоданов, шляп и зонтов, успевших попутешествовать по свету.
В гардеробе собрана коллекция вешалок, крючков и полок разного времени. Самая главная вешалка – из квартиры писателя – сразу же бросается в глаза, поскольку висит выше всех других, под самым потолком. Когда-то на ней висели шляпы и плащи самого Булгакова.
Синий Кабинет
На основе воспоминаний родственников и близких друзей писателя, в стенах музея был воссоздан образ последнего рабочего кабинета Михаила Афанасьевича в квартире по адресу Нащокинский переулок, 3/5. В комнате собрана часть мебели писателя, которая спустя 70 лет после его смерти поступила в музей.
Здесь представлено издание романа «Золотой осел» (11 книг), автором которого является древнеримский писатель II в. н. э. Ампулей. Это единственный античный роман на латинском языке, который полностью дошел до нашего времени. По-видимому, Булгаков с этим произведением был отлично знаком, поскольку в романе «Мастер и Маргарита» иногда появляются сюжеты, которые схожи с сюжетной линией «Золотого осла».
В углу Синего кабинета размещен принадлежавший супруге Булгакова гардероб.
Следующий экспонат кабинета – радиоприемник. Трудно предположить, что Булгаковы слушали какие-либо официальные трансляции, но любовь к классическим музыкальным произведениям, наверное, заставляла периодически включать приемник.
Секретер, размещенный в кабинете, ранее находился в Нащокинской квартире Булгакова. Имеет большое количество секретных, потайных полостей и отделений. Судя по фотографиям, именно за этим секретарем трудился писатель в 1930-х гг., а если это действительно так, то получается, что на его поверхности, покрытой красноватой кожей, работал Булгаков над романом «Мастер и Маргарита».
Здесь же находится шкаф-бюро «монашка», находившийся в квартире в Нащокинском переулке, где стоял в гостиной и ласково назывался семьей Булгаковых «пузатиком».
История дома Пигит
Первым владельцем дома, в котором проживал М. Булгаков, был известный московский предприниматель и общественный деятель, владелец табачной фабрики Пигит Илья Давидович. После революции дом пришлось продать, но его название «Дом Пигит» так и осталось неизменным.
В комнате, где представлена экспозиция «История дома Пигит», собраны воспоминания о ранее роскошных интерьерах дома. Выставлены здесь чертежи, фотографии, документы, старинные обои с тиснением, монументальные батареи и лепнина – это всего лишь скромная попытка сохранить историю дома №10.
В начале ХХ века чугунные батареи с фигурными ножками обозначили новый уровень технического развития и комфорта в доме Пигит – здесь работала центральная система отопления. Низкие батареи ставились под окнами, высокие – на лестничной клетке и в углах комнат.
Представленные в Музее лепные розетки и карнизы из гипса – уникальны. В прошлом они украшали интерьеры квартир Ильи Пигита. К примеру, отдельные комнаты квартиры №5, размещенной на третьем этаже, были оформлены в стиле модерн, барокко, часть комнат была оформлена классицистическим декором.
Зал квартиры №5 украшали роскошные обои с теснением и орнамент в стиле модерн. Они отлично сочетались с расписной лепниной и деревянными панелями. Наклеены обои были на газете «Русская правда» от 1904 г. с многочисленной рекламой и хроникой русско-японской войны.
Комната Булгакова
Комната Булгакова – уникальное место, где писатель провел невероятно плодотворные годы. Именно здесь он работал над «Записками юного врача», «Роковыми яйцами», «Дьяволиадой», «Морфием» и «Белой гвардией».
Вид из окна – единственное, что не изменилось с тех времен, когда за столом ночами напролет сидел Михаил Афанасьевич и работал над «Днями Турбиных» и «Белой гвардией». Потом этот вид из окна, ночную атмосферу дома и двора писатель опишет в произведениях «Тайному другу» и «Театральном романе».
Любовь к чтению у Булгакова была воспитана с самого детства. Книги были слабостью писателя, потому он и покупал их при любой возможности. В экспозиции представлены собрания русских и зарубежных классиков, словари и энциклопедии.
Обживая комнату в коммунальной квартире №50, семья Булгаковых старалась хоть как-то украсить небогатый интерьер. Так, со временем в комнате появилась оригинальная книжная полка, боковинами которой были два сфинкса.
Машинопись пьесы Булгакова «Мольер» с автографом писателя – один из самых ценных экспонатов музея.
Находящееся в комнате псише заменяло супруге писателя Елене Булгаковой бюро, где в ящиках хранились документы, а на его боковых тумбах стояли, как и сегодня, синие вазочки.
Массивный резной стол никогда ранее не стоял в комнате Булгакова, он принадлежал врачу Н.М. Покровскому, дяде писателя. Михаил Афанасьевич часто бывал в гостях у родственника и, вне всяких сомнений, стол был ему хорошо знаком. Считается, что такой же стол был у профессора Преображенского, еще у одного булгаковского персонажа.
Кухня
Квинтэссенцией духа «Нехорошей квартиры» является коммунальная кухня. В этом месте шипели примусы и сушилось белье, в печке сгорал пигитовский паркет, устраивались пения под гармонику, происходили соседские скандалы. Кухня была самым пеклом квартиры №50, она стала для Булгакова неиссякаемым источником образов и впечатлений, ведь именно здесь разговаривали и шумели будущие персонажи «Мастера и Маргариты», «Собачьего сердца», «Самогонного озера», «Дьяволиады», «№13. – Дома Эльпит-Рабкоммуны».
Интересный кухонный экспонат – увеличенная копия фотокарточки одной из соседок писателя по коммунальной квартире, сплетницы и скандалистки Аннушки-Чумы, постоянного персонажа «Мастера и Маргариты» и «№13. – Дома Эльпит-Рабкоммуны».
Большой трехстворчатый буфет в 1930-е гг. находился в Нащокинской квартире Булгакова.
Одним из старейших экспонатов-старожилов музея, находившегося на кухне, является никелированная пожарная каска.
Кухня коммунальной квартиры 1920-30-х гг. просто немыслима без такого чрезвычайно важного и незаменимого предмета, как примус.
Гостиная
Квартира №50 не всегда была «нехорошей». В 1904 г. на левом крыле дома №10 было открыто общежитие, в котором проживали слушательницы Московских высших курсов Герье. В связи с этим, было попарно соединено квартиры, к примеру, №41 и №50, в результате чего получился длинный коридор с комнатами направо и налево. Скорее всего, Гостиная, которая находится в конце коридора, была местом, где курсистки могли позаниматься и отдохнуть. Среди старой дореволюционной мебели, старинных фотографий, гравюр, фортепьяно XIX века и сейчас проходят спектакли и концерты.
Здесь же размещен журнальный столик, который принадлежал дяде Булгакова Н.М. Покровскому. Данный предмет интерьера был одним из самых распространенных типов журнальных столиков, бытовавших в кон. XIX – нач. XX ст.
Фаянсовая супница когда-то была частью одного большого сервиза «Пионерия». Несмотря на то, что ее формы выглядят вполне «буржуазно», на ней изображены задумчивые пионер и пионерка, натюрморты с барабаном и горном.
Швейная машинка «Zinger» – самая надежная из швейных машин, изготовлявшихся в Европе и Америке в кон. XIX – нач. XX ст., принадлежала известному столичному врачу-венерологу, дяде писателя Н.М. Покровскому.
Белый зал
Белый зал – выставочное пространство, в котором часто проходят разнообразные временные выставки, проводятся семинары, лекции и концерты.
Коридор
В Музее Булгакова – длинный, хорошо обустроенный коридор, по обе стороны которого размещены комнаты.
Благодаря фотографиям квартиры писателя в Нащокинском переулке, известно наверняка, что именно этот столик стоял в прихожей у Булгаковых.
Два овальных окна вызывают у посетителей недоумение и множество фантастических догадок. Однако, на самом деле все довольно просто – напротив находились туалеты, также с окнами, и это было возможностью сэкономить электричество и дополнительно осветить санузел. Такой системой пользовались в жилых домах до 1960-х гг.
В коридоре находится стойка для зонтов и тростей, которая принадлежала семье Булгаковых, когда они проживали в квартире в Нащокинском переулке.
Редакция
Открывшаяся в Музее в 2010 г. временная выставка редакции газеты «Гудок», в которой в 1920-е гг. трудился Булгаков, стала постоянной экспозицией. В комнате представлена мебель, архивные документы, журналы, газеты и фотографии.
“Что делать с этой сволочью?”. Подлинная история «нехорошей квартиры» Булгакова
“Умный журнал” рассказывает настоящую историю одной из самых популярных литературных квартир в Москве.
Дом на Большой Садовой
После провозглашения советской власти бывший дом Пигита превратился едва ли не в первую в Москве рабочую коммуну. В основном сюда заселялись рабочие из бывшей типографии Ивана Машистова, находившейся прямо через дорогу, на другой стороне Большой Садовой. В эту компанию и попал будущий великий писатель, в конце сентября 1921 года переехавший в столицу с юга страны с твёрдым намерением осесть тут навсегда.
Прибытие Мастера
Свой приезд в Москву и поиски жилья Булгаков впоследствии описал в рассказе “Воспоминание…”, написанном по поводу смерти Ленина в 1924 году. Жить ему было негде, и от отчаяния и решения покинуть столицу его спас счастливый случай. Оказалось, что муж сестры писателя, филолог Андрей Земский, как раз в это время уезжал в Киев и разрешил Булгакову с супругой поселиться в его комнате. Это и была комната в той самой квартире № 50. Правда, исходя из текста рассказа, зять сразу предупредил писателя, что на новом месте их не пропишут. Так и оказалось: домоуправление упёрлось и входить в положение молодой семьи не желало.
Жена писателя вспоминала: “ …В домоуправлении были горькие пьяницы, они все ходили к нам, грозили выписать Андрея и нас не прописывали, хотели, видно, денег, а у нас не было”. Разрешилась ситуация весьма интересным образом: Булгаков, устроившийся на работу в литературный отдел Главполитпросвета, сумел обратиться с просьбой о помощи к возглавлявшей эту организацию Надежде Крупской, и жена вождя помогла. Писателя с супругой всё-таки прописали в “нехорошей квартире”, и после смерти Ленина Булгаков в жанре иронического воспоминания рассказал о своём опыте общения с первыми лицами страны. Хотя благодарность его была, надо думать, всё же искренней.
Соседи из другого мира
Однако главной проблемой Булгакова были люди, населявшие другие комнаты коммуналки (которых насчитывалось семь). Большинство жильцов любили выпить, следствием чего становились разнообразные эксцессы, выводившие литератора из себя. Татьяна Николаевна вспоминала: “ …Помню, что там не было покоя ни днем ни ночью… Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: „Спасите! Помогите!“. Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А милиция приходит – они закрываются на ключ и сидят тихо. Его даже оштрафовать хотели”. В отчаянии Булгаков записал в дневнике такие слова: “Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру”. И даже сочинял горько-иронические стихи:
На Большой Садовой
Стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат
И я затерялся между пролетариатом
Как какой-нибудь, извините за выражение,
Константин Паустовский, знакомый Булгакова ещё по Киевской гимназии, рассказал такой эпизод, связанный с квартирой на Садовой: “ Соседи Булгакова привезли из деревни петуха. Он смущал Булгакова тем, что пел ночью без времени. Жизнь в городе сбила петуха с толку”.
Этот эпизод Булгаков вставил в свой рассказ “Самогонное озеро”, написанный в 1923 году и представляющий собой зарисовку типичного дня из жизни обитателей квартиры. В персонажах, безумствующих в пьяном угаре во время Пасхи, нам в почти незашифрованном виде предстают настоящие жильцы коммуналки.
Роковая Аннушка
Появляется в “Самогонном озере” и легендарная Аннушка, а также “аннушкин Мишка”. Это находящаяся на иждивении мужа 53-летняя Анна Фёдоровна Горячева и её сын (?), 20-летний Михаил Николаевич Горячев, слушатель рабфака Покровского. В этом рассказе Аннушка упоминается вскользь, однако играет заметную роль в других произведениях Булгакова.
В “Мастере и Маргарите” она, как известно, разбивает банку с подсолнечным маслом на трамвайных путях, в результате чего несчастному Берлиозу отрезает голову. Не менее роковая роль отведена ей и в рассказе “ № 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна”. Это произведение было одним из первых, написанных Булгаковым после приезда в Москву, и первым, где появился знаменитый дом и его жильцы. В нём писатель рассказывает о славной истории “дома Эльпит” (разумеется, это изменённый “дом Пигит”) до революции и его печальной судьбе после. Когда жильцам отключают отопление, именно Аннушка, несмотря на строгий запрет домоуправления, разжигает в своей комнате костёр для обогрева, в результате чего весь дом сгорает в жутком пожаре. В конце рассказа немного прозревшая героиня произносит сакраментальную фразу, выражающую хорошо известное отношение автора к пролетариату: “Люди мы темные. Темные люди. Учить нас надо, дураков…”. А тот факт, что дом с “нехорошей квартирой” Булгаков сжёг и в “Мастере и Маргарите”, говорит о его впечатлениях от этого периода жизни ещё более красноречиво.
Квартира после Мастера и последующее воссоединение
В августе 1924-го Булгаков с женой съехали в другую квартиру этого же дома: № 34, тоже на четвёртом этаже, но в подъезде напротив. В ней жила богатая интеллигентная чета Манасевичей, которым порекомендовали писателя с супругой, чтобы не пришлось подселять к себе рабочих. Вероятно, именно благодаря им “нехорошая квартира” в “Мастере и Маргарите” населена всё-таки не рабочими, а литературными чиновниками Берлиозом и Лиходеевым. Однако в это время Булгаков числился в доме № 10 уже исключительно формально. У него начался роман с его будущей второй женой Любовью Белозерской, с которой он и жил по другому адресу. В ноябре 1924-го писатель забрал свои вещи и окончательно распрощался с бывшим домом Пигита.
Ещё в 70-х поклонники “Мастера и Маргариты” узнали про реальное расположение “нехорошей квартиры”, и к дому на Большой Садовой потянулся людской ручеёк. Вскоре шестой подъезд стал местом встреч не только булгаковоманов, но и самой разной неформальной молодёжи. Начались посиделки под гитару, сильно раздражавшие оставшихся в доме жильцов, а на стенах появились первые рисунки, с тех пор давно ставшие фирменным знаком этого места.
Когда квартира № 50 оказалась свободной, московские хиппи нашли доступ внутрь и организовали там так называемый “сквот”. В первой половине 90-х это место было широко известно в столице, и туда нередко заскакивали различные рок-знаменитости вроде Юрия Шевчука, чтобы дать импровизированный концерт.
Однажды новые жильцы устроили в бывшей коммуналке Булгакова нешуточный пожар, и московская милиция решила наконец-таки разогнать “притон”. В квартире обосновалась пара мелких фирм, а образованный ещё в 1990 году Фонд имени Булгакова стал бороться за право создать там полноправный музей. Наконец организация победила, и с 2007 года первый московский приют писателя, столь им нелюбимый, стал первым и единственным государственным музеем в России, носящим его имя. Ирония, которую сам Булгаков несомненно бы оценил.