акт о протечке кровли в арендуемом помещении
Порядок действий при затоплении нежилого помещения. Образец акта, сбор комиссии и оценка ущерба
Аварийное состояние водопровода, протечка, халатное отношение соседей – все это может привести к затоплению помещения. Во многих случаях пострадавший имеет право не только на возмещение ущерба, но и на компенсацию за упущенную выгоду.
В какие организации обращаться пострадавшему? Как правильно составить необходимые документы? Как вести себя в подобной ситуации подробно изложено в данной статье.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Что делать при заливе?
Для начала – вызвать аварийную службу для устранения очага потопа. Нужно звонить в управляющую организацию, перед этим обезопасив помещение и людей – отключив подачу электричества.
Как собрать комиссию?
Определение и сбор комиссии происходит через управляющую компанию. В нее включаются собственники затопленного помещения, владелец недвижимости, откуда произошло затопление, представители управляющей компании. После осмотра составляется акт с данными и подписями всех членов комиссии.
Определение виновника
Если протечка произошла из-за неправильных действий или поломок в помещении сверху, то виновником является его законный владелец. Если здание полностью нежилое, но у него есть собственник, то именно он будет виновником.
Если торговая или иная площадь находится в аренде у государства, то определять виновника следует после технического осмотра всего здания, фиксации повреждений и проведения экспертизы.
Фиксация повреждений
После того, как затопление остановлено, необходимо тщательно зафиксировать повреждения:
Все эти подробности вносятся в акт и заверяются комиссией.
Определение причины аварии
Чаще всего собственники и арендаторы сталкиваются со следующими причинами подтоплений:
Оценка управляющей компании
Управляющая компания оценивает ущерб на основании составленного акта. Опись включает те работы, которые нужно провести, чтобы устранить нанесенные повреждения. Также в нее включается цена испорченной мебели, приборов, расходы на то, чтобы привести помещение в порядок.
Представитель управляющей компании осматривает пострадавшие площади, изучает причины и результаты потопа, фиксирует в своем отчете общую сумму ущерба. Этот документ затем предъявляется виновной стороне для возмещения ущерба. Пострадавший вправе привлечь к оценке независимых экспертов, а также включить в сумму выплат упущенную выгоду.
Акт — подтверждающий документ
Пострадавшая сторона инициирует составление акта. Участвовать в его составлении должны представители управляющей компании, собственники помещения, владельцы площади, которая стала причиной потопа (если они определены), инженеры или другие технические специалисты обслуживающей организации.
Акт должен быть составлен в кратчайшие сроки, желательно сразу после устранения аварии на месте происшествия после визуального осмотра – в течение 12 часов. Если авария произошла в нерабочее время (праздники, выходные) составить документ нужно не позднее, чем через трое суток. Законом не предусмотрена форма акта и его составитель.
Сотрудники управляющей компании могут составить документ, только находясь на месте аварии, также право составления акта есть и у пострадавшего.
Подписывают акт представители управляющей организации и собственник (в случае с нежилым помещением такое право есть и у арендатора). Акт содержит констатацию факта аварии, перечень причастных (виновных) лиц и опись нанесенных повреждений. Часто представители организаций имеют образцы и бланки подобных актов, но допускается вольное составление документа.
В акте должны быть указаны:
Если компания не хочет составлять его
Зачастую именно управляющая компания является виновником затопления и отказывается составлять акт. В этом случае акт составляется самостоятельно (в присутствии понятых) и отправляется в организацию почтой (с уведомлением о получении).
В акте при этом делается пометка о том, что организация была проинформирована о необходимости присутствия на месте аварии, но для проведения экспертизы не прислала своих представителей.
Как в таком случае рассчитать ущерб?
Если управляющая компания отказалась присутствовать на места аварии, не осмотрела пострадавшее нежилое помещение или нарушает сроки составления акта, то можно пригласить независимого оценщика. Это может быть представитель какой-либо компании или частное лицо (но обязательно должен быть членом саморегулируемой организации оценщиков и иметь страховку).
Эксперт работает, имея на руках акт об аварии и удостоверившись в праве собственности. Нежелательно проводить восстановительные работы до тех пор, пока не будет оценен нанесенный ущерб.
После окончания осмотра и экспертизы оценщик составляет заключение, где указывает сумму ущерба. Оплаты услуг независимого оценщика можно включить в сумму иска (если таковой будет создан).
Почему стоит предпочесть независимого оценщика?
Оценка ущерба, которую проводит управляющая компания, зачастую не дает полной картины: не устанавливаются виновники аварии, а лишь фиксируются факты. Независимая экспертиза может указать, почему случился потом, и кто в этом виноват.
Если необходим тщательный и внимательный подход к делу, исключающий заинтересованность любой из сторон, лучше обратиться к специалистам со стороны. Плюсы независимой экспертизы:
Претензия
Для мирного урегулирования пострадавший составляет документ, где указывает: какие его права были ущемлены, что он предлагает сделать для решения ситуации.
Куда направлять?
Претензия подается виновнику по почте заказным письмом (отправленные документы нужно описать). В компанию претензию можно отнести лично. На документе фиксируется входящий номер, дата, фамилия и имя сотрудника, принявшего бумаги. Податель также расписывается на документе.
Претензия составляется в двух экземплярах (один пострадавшему, другой – виновнику). Если не получается принести бумаги самостоятельно, то можно выслать почтой. Но обязательно заказным письмом с уведомлением о вручении.
Как составить?
Претензию составляют только в письменном виде. Ее может оформить как юрист, так и сам пострадавший по образцу. В документе указывается:
Если виновник не принимает претензию или не хочет выплачивать сумму в полном размере, то необходимо обратиться с исковым заявлением в суд. Пострадавший (собственник помещения) составляет это заявление, основываясь на ГПК РФ ст. 131 и 132. Иск должен содержать описание дела, сумму ущерба, требования к виновному.
Куда обращаться?
Иск подается по месту жительства ответчика (в данном случае – стороны, виновной в затоплении). Однако, если в случае затопления и ответчик, и истец располагаются в одном доме, иск можно подавать по адресу затопленного помещения. В районный суд может обращаться как собственник, так и его доверенное лицо.
Если была проигнорирована
Доказательством того, что пострадавшей стороной были предприняты меры к мирному урегулированию, а виновником – проигнорированы, являются следующие документы:
Эти документы следует приложить к исковому заявлению. Через 20 дней после получения вышеозначенных бумаг пострадавший может обращаться в суд (если в претензии был обозначен именно такой срок для урегулирования спора). В случае затопления нежилого помещения – даже если был нанесен большой ущерб и последствия аварии мешают работать – необходимо набраться терпения.
Только тщательная фиксация повреждений, документирование произошедшего, опись, внимательная оценка и экспертиза помогут взыскать компенсацию и добиться восстановительных работ в полном объеме.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)
Как составить акт затопления нежилого помещения: образец документа и дальнейшие действия при аварии
Затопление и протечка в нежилых помещениях может нанести серьезный вред имуществу его владельца. Именно поэтому, данное обстоятельство оценивается на законодательном уровне. Важно не только устранить аварию, но и найти виновника, устранить последствия и компенсировать ущерб. Для этого необходимо знать алгоритм действий и своевременно принять законные действия.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Что делать при аварийной ситуации?
Порядок действия подразумевает:
Вызов аварийной службы
Первый шаг при затоплении помещения – прекращение процесса залития. Конечно, нередко возникают ситуации, когда достаточно достучаться до соседа сверху и закрыть кран, а затем вычерпать воду. Гораздо сложнее остановить потоп при повреждении трубы или запорной аппаратуры. В этом случае, необходимо вызвать бригаду аварийной службы.
Позвонить можно в ТСЖ, ЖЭК, иную обслуживающую организацию или аварийную службу МЧС в зависимости от серьезности ситуации. Вызов принимает диспетчер, который должен зарегистрировать его. Дежурная бригада перекроет магистраль и примет меры по устранению протечки.
Информирование управляющей компании и протокол
Следующий шаг – информирование управляющей компании (УК) о случившемся. Она должна назначить комиссию для выяснения всех обстоятельств происшествия. Если дом имеет муниципальное подчинение, то оповещается ЖЭК. В задачу комиссии входит составление акта о затоплении нежилого помещения.
Определение комиссии
Законодательство РФ обязывает УК оформить акт затопления помещения, для чего созвать специальную комиссию. В ее состав входят:
Установление виновника
По результатам обследования комиссии определяется виновник аварии. Им могут быть признаны:
Следует учитывать, что на практике возникают ситуации, когда виновника аварии установить невозможно. Например, в многоэтажном доме кто-то выбросит в канализацию мусор, который забил стояк, что вызвало затопление помещения на первом этаже. Определить виновника в этом случае вряд ли удастся, да и УК не может быть признана виновной.
Фиксация ущерба
Важный раздел акта о затоплении – фиксация причиненного ущерба. В акте необходимо отразить следующие обстоятельства:
При фиксации ущерба указывается характер, объем и степень повреждения. Для убедительного доказательства рекомендуется приложить фото – и видеофиксацию. При составлении акта потерпевшему следует внимательно контролировать занесение в список всего поврежденного имущества. От этого будет зависеть окончательная сумма ущерба, а дополнить перечень в последующем возможности не представится.
Выявление причины залива
Для определения виновника потопа необходимо точно определить причины затопления. Они выявляются путем тщательного осмотра труб, стыков, стояков, запорного оборудования и других сантехнических и водопроводных узлов.
Обстоятельства, вызвавшие протечку описываются детально:
Как УК оценивает ущерб?
Оценка причиненного ущерба оценивается путем приглашения независимого эксперта. Это может быть представитель организации или частное лицо. Обязательное условие: членство в СРО и наличие страховки от ошибочного решения. В случае привлечения эксперта следует попросить его представить документы, подтверждающие компетентность.
Эксперту-оценщику представляется акт затопления, подписанный комиссией, и документ, подтверждающий право на помещение. До начала его работы не следует проводить ремонтные работы. Если без них невозможно было обойтись, то потребуется представить платежные документы на понесенные затраты (чеки, квитанции).
По результатам обследования оценщик представляет отчет с оценкой всех повреждений и суммой общего ущерба. Этот документ представляется виновнику для возмещения, а при отказе с его стороны – в суд.
Как составить акт?
Оформление акта затопления является обязанностью УК, а если дом находится в муниципальной собственности, то в компетенции ЖЭКа. Порядок его составления определяется Положением «О порядке проведения ремонта, связанного с повреждением жилого помещения». Составляется и подписывается акт комиссией, назначенной УК. Важно учесть, что акт, оформленный без официальной комиссии, не имеет юридической силы. Сведения о всех членах комиссии представляются в данном документе.
Согласно Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (в редакции 2019 года) акт должен быть составлен в течение 12 часов после аварии. Если происшествие попадает на выходные дни или праздники, то срок продлевается до 3 суток. Составляется документ на основании тщательного визуального осмотра места происшествия и результатов необходимых измерений.
Что должно быть указано о заливе?
В акте должны содержаться следующие пункты:
Акт составляется в 3 экземплярах (для пострадавшей стороны, виновника аварии и УК). Подписать документ должны все члены комиссии, а заверяется он печатью УК.
Как быть в случае отказа в оформлении документа?
При наличии вины УК в затоплении помещения, компания может отказаться от назначения комиссии и составления акта. Этим она нарушает закон РФ. Пострадавшая сторона должна направить официальное письмо УК (с уведомлением о вручении) с требованием составления документа. Если компания не реагирует, то письмо-уведомление направляется в обслуживающую организацию, которая должна направить своих представителей.
Действия при отказе УК от осмотра и нарушении сроков составления акта
В случае, когда обслуживающая организация не желает проводить осмотр, пострадавший может принять законные меры. Прежде всего, следует направить заявление в письменной форме и запастись доказательством, что оно доставлено адресату. Это может быть входящий номер и подпись при вручении лично или почтовое уведомление о вручении с указанием даты.
При отсутствии реакции со стороны обслуживающей компании пострадавший организует осмотр самостоятельно. Для этого приглашаются не менее 2-х свидетелей. Составляется акт, который подписывают свидетели. К документу следует приложить фотодоказательства. Обязательно указывается, что УК отказалась от своих обязанностей по освидетельствовании места аварии.
Куда обращаться для оценки повреждений?
Оценку ущерба обеспечивает официальный эксперт. Лучше всего обратиться к независимому оценщику. Как это сделать описано выше. Привлечение такого специалиста имеет важное преимущество – он не связан с УК, коммунальными службами и государственными структурами, что позволяет получить объективную оценку.
Претензия
Претензия – это документ, позволяющий обеспечить досудебное урегулирование спорной ситуации, т.е. добиться компенсации материального ущерба без обращения в суд. Законодательство РФ дает право пострадавшей стороне предъявить виновнику претензию в установленном порядке.
В каком случае оформляется?
После подписания акта затопления и оценки причиненного ущерба виновник аварии должен компенсировать все убытки от безвозвратной потери имущества, расходы на реставрацию имущества и ремонт помещения, также другие потери, например, вызванные неполучением прибыли предпринимателем в результате вынужденного простоя.
Если виновная сторона уклоняется от расчета, то первым шагом должна стать попытка мирного урегулирования конфликта путем направления претензии.
Куда направлять?
Претензия может быть направлена любому виновнику – УК, обслуживающей организации, государственному органу-арендодателю, физическому лицу (соседу). Лучший вариант – заказное письмо с уведомлением о вручении. Можно вручить претензию лично, но тогда на 2-м экземляре должна быть подпись получателя и дата. При направлении официальному органу желательно получить и входящий регистрационный номер.
Как написать претензию?
Претензия составляется обязательно в письменном виде в 2-х экземплярах. Узаконенной формы документа нет, но рекомендуемый образец можно скачать в Интернете. В документе обязательно должны присутствовать такие пункты:
Что делать, если виновник не хочет принимать требования?
Если претензия игнорируется, то это означает, что виновник не желает завершать конфликт мирным путем. Далее, пострадавший должен обратиться в суд по месту регистрации истца.
К исковому заявлению необходимо приложить такие документы:
Тип судебной инстанции зависит от суммы иска. Мировой судья рассматривает случае, когда ущерб не превышает 50000 рублей. Если сумма иска превышает 50000 рублей, то дело рассматривает городской или районный суд. Обычно рассмотрение длится от 50 до 90 дней.
После вынесения решения дается 30 дней на подачу апелляции. Далее, выполнение решения попадает под контроль судебных приставов.
Как доказать, что жалобу проигнорировали?
Суд не будет рассматривать иск без попытки мирного урегулирования конфликта. Именно поэтому необходимо доказать, что виновник проигнорировал претензию. Для этого на 2 экземпляре документа должна быть дата и подпись получателя. При направлении по почте прикладывается почтовое уведомление о вручении заказного письма адресату. Если претензия вручалась соседу лично, то желательно иметь свидетелей.
Затопление нежилого помещения может вызвать значительные убытки его собственника или арендатора. Ущерб можно полностью компенсировать, если удастся установить виновника аварии законными способами. Для решения вопроса составляется акт, и проводится оценка ущерба. Если виновная сторона отказывается в возмещении нанесенного ущерба, то окончательное решение выносит суд.
Что нужно делать, если в арендуемом офисном помещении протекла крыша?
В арендуемом офисном помещении протекла крыша (наш офис расположен на последнем этаже здания). С потолка постоянно капает. Обратился к представителю администрации, который пообещал вызвать техника и сказал, что соответствующие службы уже приезжали, но ничего внятного не сказали. Пришел техник, который предложил снять уже мокрую и набухшую панель подвесного потолка во избежание обвала. Сказал, что больше ничем помочь не может!
Пока я нахожусь в офисе, я могу хоть как-то следить за состоянием потолка. Но после окончания рабочего дня ситуация может ухудшится.
Отсюда вопрос: может быть составить акт осмотра помещения или какой-то иной документ, чтобы зафиксировать ситуацию, кто должен подписывать его со стороны арендодателя (представитель администрации уехал на «срочное» совещание). Просьба приложить образец соответствующего документа.
Здравствуйте. Приглашайте арендодателя письменно для фиксации протечки и состояния крыши. Вы внутри помещения делаете текущий ремонт, но крыша не Ваша забота. Так как она относится к общему имуществу и ремонт это обязанность собственника.
Образцов таких актов утверждённых нет. Их можно или самим составить в свободной форме или взять примерный образец в интернете. Или заказать отдельное составление.
Статья 616. Обязанности сторон по содержанию арендованного имущества
1. Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.
Нарушение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору:
произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;
потребовать соответственного уменьшения арендной платы;
потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
2. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Отсюда вопрос: может быть составить акт осмотра помещения или какой-то иной документ, чтобы зафиксировать ситуацию, кто должен подписывать его со стороны арендодателя (представитель администрации уехал на «срочное» совещание).
Андрей
Андрей, добрый день, для составления данного акта Вам необходимо пригласить представителя администрации, а также представителя арендодателя (если это разные люди).
Перед этим в письменном виде или иным способом (по электронной почте) известите арендодателя о протечке — этого будет вполне достаточно.
Кроме того, можете сфотографировать последствия протечки, приложив фотографии к извещению.
В случае, если указанные «господа» не явятся по вызову, проводите самостоятельную оценку причиненного Вам ущерба (если таковой имеется) и предъявляете требования о его компенсации.
А не могли бы Вы выложить договор аренды для ознакомления?
Здравствуйте, положения об аренде регулируются гражданским законодательством.
Организация арендует офисное помещение на третьем этаже трехэтажного офисного здания.
В ходе эксплуатации (спустя три месяца после заключения договора аренды) арендатор обнаружил, что крыша здания над арендуемым организацией помещением протекает.
Арендатор неоднократно обращался к арендодателю с требованием о ремонте крыши, однако арендодатель не выполняет требования арендатора.
Договором предусмотрено, что капитальный ремонт осуществляется арендодателем, а текущий ремонт — арендатором.
Крыша здания не является предметом договора аренды.
Невыполнение работ по устранению протечки в крыше будет являться причиной для невозможности использования организацией арендуемого имущества.
Вправе ли арендатор в рассмотренном случае самостоятельно осуществить ремонт крыши и взыскать сумму понесенных на ремонт затрат с арендодателя, если указанные ремонтные работы не будут носить характера капитальных?
Ответ: В случае если арендодатель бездействует, не устраняя недостатки принадлежащего имущества (протекание крыши), состояние которого препятствует использованию по назначению арендуемого имущества, арендатор вправе потребовать возмещения причиненных ему по вине арендодателя убытков, а кроме того, у арендатора имеются правовые основания для досрочного расторжения договора аренды в связи с невозможностью использования арендуемого имущества. Арендатор не вправе самостоятельно осуществить ремонт крыши и взыскать сумму понесенных на ремонт затрат с арендодателя.
Обоснование: В соответствии с п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают в том числе из договоров.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).
Объекты, которые могут являться предметом договора аренды, указаны в ст. 607 ГК РФ.
Согласно ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику (иному лицу, управомоченному законом или собственником).
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из п. 1 ст. 611 ГК РФ, арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
Статья 616 ГК РФ регулирует обязанности сторон по содержанию арендованного имущества. Так, согласно п. 1 указанной статьи арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды, а в силу п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 620 ГК РФ по требованию арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).
Согласно ст. ст. 15, 1064 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу п. п. 1, 2 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен не по его вине.
На основании изложенного можно сделать вывод, что организация, арендующая офисное помещение на третьем этаже трехэтажного офисного здания, обнаружившая в ходе эксплуатации арендованного имущества, что крыша здания (не являющаяся предметом аренды) над арендуемым организацией помещением протекает и указанные недостатки не были устранены арендодателем, вправе потребовать возмещения арендодателем причиненных ему по вине арендодателя убытков. Также у арендатора имеются правовые основания для досрочного расторжения договора аренды в связи с невозможностью использования арендуемого имущества. Арендатор в рассмотренном случае не вправе самостоятельно осуществить ремонт крыши и взыскать сумму понесенных на ремонт затрат с арендодателя.