автографы советских солдат на стенах рейхстага
Что стало с автографами советских солдат на Рейхстаге
Берлинский Рейхстаг – важнейший символ Третьего рейха. Едва ли найдется что-то более трогательное и символичное в отношении победы во Второй мировой войне, чем пролетарское красное знамя, водружённое на главное государственное здание нацистской Германии. Оставили на рейхстаге советские воины-победители не только свои знамена, но еще и автографы.
С тех пор минуло не одно десятилетие. Что же стало с трогательными, радостными и издевательскими подписями красноармейцев?
Рейхстаг стал главным символом нацистской агрессии. |Фото: fotoload.ru.
Сегодня, когда значение праздника 9 мая все больше выхолащивается современной пропагандой, актуальной политической повесткой и вездесущей коммерцией, становится фактически невозможным даже попытаться представить, что чувствовали советские солдаты, когда Германия подписала капитуляцию.
Современные люди могут лишь догадываться об этом, глядя на радостные и уставшие лица бойцов и командиров РККА. Некоторое представление о настроении предков дают оставленными ими надписи на руинах берлинского рейхстага.
До 1954 года рейхстаг не трогали. |Фото: hr.rbth.com.
На его стены была выплеснута вся буря эмоций людей, которые отдали 5 лет жизни страшнейшей войне в истории человечества: чувство свершившегося возмездия за павших товарищей и замученных близких, чувство гордости за советский народ, чувство облегчения, чувство радости от того, что все это наконец закончилось. Большинство красноармейцев оставляли свои автографы, указывая срок прибытия в составе армии.
Другие писали имена павших товарищей. Третьи оставляли злорадные издевки над фашистским режимом. Присутствовали в том числе и нецензурные надписи, однако едва ли за это можно судить предков, прошедших через ад Великой Отечественной. Некоторые красноармейцы даже шутили, оставляя подписи в духе «Оценка отлично» и «Развалинами рейхстага удовлетворен», что сразу же напоминает о словах героя Леонида Быкова в фильме «В бой идут одни старики».
Советские солдаты оставили внутри множество надписей. |Фото: liveinternet.ru.
Сразу после войны здание рейхстага было признано одним из символов нацистской Германии. Почти 10 лет после победы историческая постройка, в стенах которой собирались для обсуждения своих бесчеловечных планов нацисты, стояла разрушенной. Однако, в 1954 году немцы все-таки решили восстановить рейхстаг. Реконструкция затянулась до 1973 года.
Часть автографов советских солдат не дожила даже до начала строительных работ, так как в течение 10 лет после 1945 года рейхстаг находился в крайне печальном состоянии и постепенно разрушался. Сохранившие подписи красноармейцев закрыли для сохранности деревянными панелями. После реконструкции рейхстаг не использовался по назначению, в здании был организован склад. Все это время большинство автографов было закрыто от глаз панелями.
В первую реконструкцию их трогать не стали. |Фото: maxpark.com.
Только после объединения восточной и западной Германии было решено вернуть в стены рейхстага немецкий парламент. В 1990 году была начала реконструкция здания, на котором все еще оставались тысячи автографов. Встал вопрос о том, что с ними делать.
Тогда же была создана специальная немецко-советская комиссия, в которую со стороны СССР вошли главным образом дипломаты. На конференции была обсуждена дальнейшая судьба автографов. По итогам заседания было решено удалить большую часть надписей, сохранив лишь одну стену со 160 автографами в качестве памятника. При этом с нее было также решено удалить надписи, содержавшие нецензурную брань.
В 1990 году оставили одну стену в качестве памятника. ¦Фото: Twitter.
К вопросу немцы подошли с свойственной им педантичностью. Стена-памятник с оставшимися 160 автографами была не просто сохранена. Ее покрыли специальным защитным составом, чтобы сохраненные надписи не разрушались под действием природных факторов и возможных актов вандализма.
В 2002 году в Бундестаге был поднят вопрос о ликвидации памятника советским воинам на стене Рейхстага. Однако, большинством голосов предложение было отклонено. Сохранившиеся автографы победителей сохраняются по сей день. Посмотреть на них может каждый, посетив берлинский рейхстаг с экскурсией.
Материалы по теме
А вот ещё:
Откуда лучники брали стрелы и почему стреляли залпом
Если командование было грамотным, то она была способна без проблем изменить ход сражения даже тогда, когда силы было явно неравными.
Естественно, возникает немало вопросов, например, где брали столько стрел, как осуществлялись их поставки к месту сражения, что делали лучники, если вдруг стрелы заканчивались, а битва идет полным ходом, и почему стрельба совершалась залповым методом.
1. Средневековье: изготовление стрел – затратное производство
В реальности на поле боя простой лучник был эффективен всего на протяжении четырех-восьми минут, до момента, пока стрелы не заканчивались / Фото: mykhel.com
В реальности на поле боя простой лучник был эффективен всего на протяжении четырех-восьми минут, до момента, пока стрелы не заканчивались. Обычный лучник был обязан уметь за одну минуту выпустить целых 10 стрел. Хороший же стрелок успевал за это время выпустить их в несколько большем количестве, то есть его скорость стрельбы была практически молниеносной. Лучники Англии носили стрелы в связках, содержащих 24 стрелы, которые размещались на поясе двумя снопами.
С учетом этого, действительно получалось, что весь имеющийся запас боеприпасов израсходовался при условии безостановочной стрельбы за четыре, максимум восемь минут. Если говорить о цене, то стоимость одной связки составляла сумму, равносильную жалованию солдата за пять дней. Но когда осуществлялись военные походы, все расходы брала на себя корона.
После того, как Генрих V пришел к власти, он сделал важное назначение / Фото: sagy.vikingove.cz
Конечно же, в период Средневековья полностью обеспечить потребности стрелков было слишком дорого и невозможно с практической стороны.
Что касается цен непосредственно на лучников и стрелы, то они были слишком высокими. В Европе того временного периода изготовители боеприпасов сталкивались с огромными сложностями. Стрелы делали вручную. Над каждой из них трудилось несколько человек: один занимался изготовлением наконечников, другой – креплением к древку перьев и так далее.
Для тяжелых стрел, предназначенных для дальней стрельбы, кузнецы изготавливали наконечники из железа повышенной твердости / Фото: fishki.net
Для тяжелых стрел, предназначенных для дальней стрельбы, кузнецы изготавливали наконечники из железа повышенной твердости. 76-сантиметровое древко делалось плотниками из легких пород древесины. Древко должно было быть идеально прямое. В противном случае от него не было никакой пользы. Если у мастера кузнечного дела в 1100-х годах имелся доступ к прямым качественным древкам, он мог за один день сделать пять-восемь стрел.
Те стрелы, у которых дальность полета была меньше, делались из твердой древесины, например, из ясеня. Они были чуть короче и более тяжелыми, с наконечником из тонкого металла. Наконечник делался узким, что позволяло поразить цель, пробить защиту при стрельбе с короткого расстояния. Материалом для оперения выступали перья гусей, которых требовалось очень много. Флетчер, назначенный Генрихом V, в первый же месяц на новой должности оформил заказ на древки в количестве десятков тысяч и на гусиные перья в количестве более 1 000 000 штук. И это только один заказ, так сказать, разовый.
В первый же месяц флетчер на новой должности оформил заказ на древки в количестве десятков тысяч и на гусиные перья в количестве более 1 000 000 штук / Фото: goknapping.com
Естественно, во время отправления во Францию на войну экипировка Генриха V была отличной. Но далеко не все предыдущие монархи имели настолько хорошую подготовку к боевым действиям. Наиболее качественный подход к ситуации с лучниками и стрелами наблюдался во Франции.
Проблема с лучниками наблюдалась практически во всех армиях / Фото: hiking.ru
2. Почему лучники всегда выпускали стрелы залпом в сражении
Обеспечить стрелков, численность которых составляла не одну сотню, двумя связками качественных стрел, как мы уже понимаем, было не так-то просто с материальной точки зрения / Фото: fishki.net
Практически каждый из совершаемых выстрелов был «золотым». Обеспечить стрелков, численность которых составляла не одну сотню, двумя связками качественных стрел, как мы уже понимаем, было не так-то просто с материальной точки зрения. В армии, как правило, было около 2 500 лучников. Это средний показатель того, что могли позволить себе правители.
Каждый из лучников мог выпустить за одну минуту около десяти стрел / Фото: ru.littlestprettythings.com
Каждый из них мог выпустить за одну минуту около десяти стрел. Получается, что в первую же минуту сражения в полете окажется 25 000 стрел, во вторую – на землю прилетит 50 000, а спустя пять минут их число превысит 100 000. Задача лучников в первые минуты боя парализовать противника градом своих стрел, устроив хаос и суматоху. Нередки случаи, когда армия просто отступала, не выдержав такого натиска.
Залповая стрельба обеспечивает очень высокую зону атаки, а противникам придется уйти в оборону / Фото: Pinterest
Залповая стрельба обеспечивает очень высокую зону атаки, а противникам придется уйти в оборону, а именно, закрыть свои головы щитами и сделать свое движение более медленным. Очень важно сломить противника психологически, в первые мгновения боя, проредив его ряды и сэкономив половину собственных боеприпасов, а главное, сохранив и собственных лучников в максимальном количестве для последующих военных атак.
При произвольной стрельбе в среднем процент поражения пехоты врага был бы намного ниже, как и средние показатели урона / Фото: yaplakal.com
3. Если стрелы закончились, а битва в разгаре – что дальше
При условиях активной стрельбы обе армии в течение нескольких минут оставались без боеприпасов / Фото: bolivar1958ds.mirtesen.ru
При условиях активной стрельбы обе армии в течение нескольких минут оставались без боеприпасов. У них не было возможности отойти далеко от обозов, в которых находились стрелы и от оруженосцев, подносивших стрелы лучникам. Если бы кавалеристы поймали стрелков на открытом пространстве, они тут же пополнили бы ряды мертвых. Чтобы не рисковать, лучники занимали позиции на холмах, сидя на корточках.
Был и очень «грязный» момент в средневековых войнах. Естественно, в связи с дороговизной железных и бронзовых стрел, их количество даже у снабженцев было ограниченным, поэтому приходилось собирать пригодные к повторному использованию боеприпасы на поле боя. Но для этой цели туда отправляли не солдат, а крепостных, а также их детей, проживавших в ближайших деревнях.
Нередко солдаты хитрили, чтобы добыть себе дополнительные стрелы / Фото: smolbattle.ru
Нередко солдаты хитрили, чтобы добыть себе дополнительные стрелы. Эти факты имеют историческое подтверждение. Например, при правлении династии Хань (последние годы), одна из противоборствующих сторон загрузила на лодки тюки соломы и отправилась в плавание вверх по течению Желтой реки.
Со стороны казалось, что они будут атаковать. Противник с берега выпустил в лодки множество стрел, которые добросовестно остались в тюках. Таким образом, запасы были пополнены. Нечто подобное наблюдалось и в войнах между европейцами.
Из цикла «Автографы, сохраненные в Рейхстаге. ».
Людей тех нет уже в помине
С тех пор прошел не день, не год
Но говорят, еще поныне
В немецком городе Берлине
Их слава грозная живет…
Быстротекущее время все дальше уносит от нас события Второй мировой войны, неотъемлемой частью которой была Великая Отечественная война. Но время не властно над памятью о тех, кто ценой огромный лишений, страданий и самой жизни спас мир от величайшего зла ХХ века – нацизма. Тем дороже нам сведения о каждом воине, оставившем в Истории свидетельство личной причастности к великому подвигу человечества.
Вторая мировая война в Европе завершилась в ночь на 9 мая 1945 г. подписанием Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, и оставила после себя необычайно сильный социальный феномен – множество надписей воинов-победителей на стенах поверженного Рейхстага. Впоследствии они были названы в республиках бывшего Советского Союза «автографами Победы». На Западе эти надписи известны, как «русские граффити».
Тысячи солдат и офицеров многонациональной Красной Армии, воодушевленные известием о Победе, взяли в руки мел, древесный уголь, краску и доверили свои имена, мысли и чувства холодным закопченным камням полуразрушенного здания. Никто из них и не предполагал, что временные, по сути, надписи могут сохраниться на века.
Однако, жизнь рассудила иначе – многие из автографов Победы оказались увековеченными на пленках фронтовых фото- и кинооператоров. У иных и вовсе счастливая судьба – они благополучно пережили послевоенные ремонты и реконструкции здания, и стали, в итоге, органичной частью внутреннего интерьера современного здания Рейхстага – с 1999 г. постоянного места работы депутатов Бундестага Федеративной Республики Германии.
Новый импульс развития данная тема получила в конце ХХ – начале ХХI века. В 1990 г. произошло объединение Германии. Бундестаг ФРГ, заседавший ранее в Бонне, принял решение о переносе столицы в Берлин, а парламента – в Рейхстаг. Для его реконструкции был объявлен международный конкурс, который выиграл всемирно известный британский архитектор Норман Фостер.
Когда в ходе реставрационных работ в 1994 – 1999 гг. были демонтированы гипсокартонные панели, установленные на стенах во время предыдущего ремонта здания в начале 1960-х годов, удивленным взорам рабочих, инженеров и архитекторов открылись множество солдатских надписей, сохранившихся с 1945 г. в первозданном виде. См. немецкий видеоролик этого события по ссылке:
Встал вопрос – что делать? Была создана специальная объединенная комиссия, в состав которой вошли и дипломаты из России. Комиссия приняла решение о сохранении надписей, приняв во внимание, что в России, и республиках бывшего Советского Союза с Рейхстагом ассоциируется взятие Берлина, победа над Германией, и окончание Второй мировой войны в Европе в целом.
Началась реставрация автографов Победы, в ходе которой их очистили, обвели глубоко проникающим в стены клейким раствором, обдули пыль десятилетий сжатым воздухом, и затем покрыли специальным высокопрочным прозрачным раствором – для защиты от внешних воздействий.
Не все немецкие политики смирились с принятым решением, но Норман Фостер был непреклонен: «Мы не можем скрыться от истории. Для нашего общества имеет решающее значение то, сможем ли мы, лицом к лицу с будущим, сохранить память о трагедиях и страданиях прошлого. Именно поэтому для меня важно сохранить эти надписи. Следы прошлого на стенах говорят об эпохе выразительней, чем любая историческая выставка».
Таким образом, сотни сохранившихся надписей победителей вошли в историю Рейхстага, и начали жить самостоятельной жизнью, обессмертив имена более 700 их авторов.
Законным основанием для этого послужили результаты голосования депутатов Бундестага Германии, проведенного в 2002 г. Решением большинства голосов, обнаруженные и реставрированные во время реконструкции здания надписи оставлены там навсегда. В назидание потомкам, как напоминание о тех ужасах, которые принес на нашу планету нацизм.
Сохраненные надписи располагаются в Рейхстаге на стенах первого этажа Северного и Южного флигелей, на стенах и в нишах коридоров уровня Пленарного зала Северного флигеля, на стенах уровня Пленарного зала Восточной стороны, на стенах восточной и юго-западной лестничных клеток Восточной стороны, и даже на крыше.
В настоящее время победные надписи доступны для обозрения туристами со всего мира, следствием чего стало появление в интернете множества фотографий «русских граффити» (на протяжении многих лет автографы Победы воинов Красной Армии были объектом моих исследований! – авт.).
Это означает, что постоянный и устойчивый интерес к надписям из 1945-го года, а также к их авторам, предопределен на многие десятилетия вперед. Но даже через 100 лет основным вопросом у туристов, а также профессиональных историков будет: «Кто были эти люди?».
Ответ может дать только научно обоснованная идентификация авторов надписей…
Казалось бы, уже невозможно установить, кому персонально принадлежат надписи, нанесенные на стены Рейхстага в победном 1945-м году. Однако, это не так – исследователю, который владеет научно обоснованной методикой идентификации, это под силу.
Редкая фамилия, имя, отчество, их сочетание, инициалы, указанный в надписи город, воинское звание, род войск, являются именно теми «зацепками», или, говоря научным языком, идентификационными признаками, которые позволяют опытному специалисту, задействовав компьютерные технологии и доступные информационные ресурсы ЦАМО РФ, выйти на единственно верный, документально обоснованный результат идентификации, и установить подлинного автора автографа Победы (или авторов коллективной надписи).
В почетном списке победителей находятся пехотинцы, саперы, артиллеристы, связисты, танкисты, летчики, работники аэродромных служб, военные железнодорожники, автомобилисты – преимущественно представители 1-го Белорусского, и в меньшей степени 1-го Украинского фронта, участвовавшие в Берлинской операции.
Солдаты и офицеры других фронтов, в том числе и Краснознаменного Балтийского флота, представлены небольшими делегациями, оказавшимися в Берлине в служебных командировках. Как сказал Борис Леонович ЗОЛОТАРЕВСКИЙ, опознавший свой автограф в Рейхстаге лично, почти через 60 лет: «. В то время вся Красная Армия мечтала расписаться на стенах Рейхстага!».
И она расписалась, засвидетельствовав свою, солдатскую Победу! Начиная с 2-го мая 1945 г., на стенах Рейхстага практически ежедневно начали появляться сотни солдатских надписей, которые наносились в течение нескольких послевоенных месяцев.
Зачем было нужно людям, прошедшим войну, с ее трудностями, лишениями, и ежедневной опасностью для жизни, расписываться в одержанной Победе именно на стенах Рейхстага?
Это было предопределено всем ходом Второй Мировой (Великой Отечественной) войны, а также ее завершающим этапом. Рейхстаг стал тем местом, где было водружено Красное Знамя, символизирующее Победу над нацизмом не только воинов многонациональной Красной Армии, но и ее союзников по антигитлеровской коалиции (на стенах Рейхстага сохранены несколько автографов воинов из Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Канады).
Когда это свершилось, то и сам Рейхстаг стал один из символов Победы, а на его стенах произошла письменная интернациональная перекличка имен, городов и стран, причастных к Великой Победе.
Об уже известных (после идентификации) авторах бессмертных надписей, об их боевых делах я повествую на настоящем сайте, в большой серии документальных рассказов «Рейхстаг – автографы из 1945-го…».
Документальные биографические данные воинов, идентифицированных мною в ходе исследовательской работы, я дополнил выдержками из их наградных документов. Наградные строки раскрывают характер военной деятельности, а также посильный вклад в Победу каждого из авторов надписей.
Я уверен, что результаты моих многолетних, сложных в техническом отношении научных исследований, выполненных на должном профессиональном уровне (как следствие длительной работы в ЦАМО РФ, и приобретенных там навыков идентификации – авт.), не затеряются, и окажутся полезными и востребованными столь долго, сколько будут сохранены сами автографы Победы, существующие в реальном физическом виде, либо в виде фотографий (и их электронных копий).
В отличие от западных обывателей, они помогут нашим современникам и потомкам увидеть в победных надписях на стенах Рейхстага не «граффити», какими их зачастую преподносят обществу западноевропейские средства массовой информации, а автографы – подлинные автографы Победы, оставленные на память человечеству конкретными людьми, в исключительно трудных условиях военного времени, преимущественно воинами Красной Армии, которые вместе с армиями государств антигитлеровской коалиции сокрушили нацизм, и поставили окончательную победную точку (в виде автографов Победы на стенах Рейхстага!) в кровавой человеческой бойне, развязанной в 1939 г. в Европе цивилизованной и просвещенной Германией.
Победные надписи считают своей Святыней десятки семей, во многих странах мира. Они гордятся тем, что их старшие предки воевали, и волею судеб обессмертили свои имена в центре Европы.
Именно в этом я, собственно, и вижу смысл проделанной мною многолетней, весьма нелегкой и трудоемкой, но столь необходимой обществу работы по идентификации сохраненных в Рейхстаге автографов Победы.
Результаты идентификации окажутся полезными профессиональным историкам, путешественникам международных маршрутов, экскурсоводам Рейхстага, ежедневно объясняющим туристам происхождение «русских граффити», студентам вузов, а также всем, кому дорога история Отечества.
Основные биографические данные авторов сохраненных автографов Победы изложены по определенной логической схеме – этих данных вполне достаточно для безошибочного опознания воинов всеми заинтересованными лицами, включая родственников.
Разумеется, как специалист по победным надписям в Рейхстаге, я прекрасно знаком с той большой научно-исследовательской работой, которую провела на рубеже ХХ и ХХІ веков референт Службы Бундестага по работе с посетителями Карин Феликс, на протяжении почти четверти века.
Отдавая должное ее неоценимому вкладу в дело учета, изучения и сохранения автографов Победы, необходимо все же отметить, что в силу объективных причин, и определенных обстоятельств, возможности Карин Феликс в деле кардинального решения проблемы идентификации надписей были весьма ограниченными.
Спасибо ей за преданность профессии, за все то, что она сумела сделать и сохранить! Русскоязычный 20-страничный фрагмент книги Карин Феликс «Когда история оживает», которая является впервые предпринятой попыткой немецких специалистов провести «научную инвентаризацию» сохранившихся надписей, можно найти в интернете. По этическим соображениям, надписи с фамилиями, освещенные в этой книге, которые ее автор считает, как идентифицированные, я не исследовал.
Я позволил себе лишь провести дополнительное исследование двух автографов, которые в начале 2000-х гг. были опознаны ветеранами боев за Берлин – Борисом ЗОЛОТАРЕВСКИМ и Борисом САПУНОВЫМ, с целью их идентификации, а также более полного освещения фронтовых биографий бывших воинов. Их автографы Победы находятся на уровне Пленарного зала, в нише «A», и нише «D», соответственно.
По сути, это первый в мире фото-каталог, где 715 сохраненных в Рейхстаге надписей систематизированы по местам их физического местоположения, и сгруппированы в «координатной сетке» внутренних залов здания, которая позволяет быстро и точно найти в огромном здании каждую, даже самую мелкую надпись (их полный список приведен в книге).
Без такого каталога поиск необходимой надписи специалистами весьма затруднительный, а быстрый вообще невозможен.
Теперь, благодаря многолетней работе, проведенной Карин Феликс, эта проблема решена раз и навсегда.
Мое знакомство с фрау Карин Феликс лишь подтвердило, что результаты наших многолетних научных исследований, проведенных независимо друг от друга, являются «двумя сторонами той же медали».
Мы имели общий объект исследований, и общую цель – помочь семьям, чьи родственники расписались на стенах Рейхстага, узнать об этом, и по возможности быстро найти надпись в самом Рейхстаге, при его посещении.
Первую часть задачи выполняют результаты моей работы по идентификации сохраненных в Рейхстаге надписей, размещенные в интернете.
Вторую – созданный фрау Карин Феликс каталог. Его «координатная сетка» внутренних помещений здания Рейхстага присутствует, с согласия Карин Феликс, в каждой моей статье об авторах надписей.
Если кто-то из числа родственников авторов надписей случайно, ради интереса, наберет в интернете самые минимальные биографические данные своего воевавшего предка (фамилию, имя, отчество, год рождения), интернет-система, в случае наличия статьи об идентифицированном авторе, сработает, информируя о сохраненной в Рейхстаге надписи (биографические данные по каждой идентифицированной фамилии присутствуют в интернете на страницах моих научно-публицистических рассказов!).
Там же, в начале каждого рассказа, на русском и немецком языках указано и точное место нахождения надписи, благодаря каталогу фрау Карин Феликс.
Однако, перед планированием поездки в Рейхстаг необходимо учесть, что перед посещением внутренних залов здания, где находятся надписи, необходимо соблюсти некоторые формальности по оформлению разрешения на их посещение (подробнее см. в статье «Современный Рейхстаг – открыт для посещения!»: http://www.proza.ru/2019/03/20/1131 ).
Автографы солдат и офицеров многонациональной Красной Армии, армий союзников, поставивших победную точку в военных действиях в Европе в 1945 г., навсегда останутся в истории Рейхстага и Мировой истории символом, олицетворением совместного подвига народов мира во имя победы над нацизмом. К памяти воинов, победивших нацизм, а также к их посланиям из своего времени, всем нам необходимо относиться с должным уважением, независимо от расовых, национальных, политических, религиозных и иных отличий.
Фактически, весь цикл логически связанных между собой статей (более ста пятидесяти документальных рассказов!) представляет собой научно-публицистическую интернет-книгу. Первые статьи служат введением в тему, остальные знакомят с биографиями авторов сохраненных в Рейхстаге автографов Победы.
Серия рассказов, размещенная на данном сайте, является самой полной версией результатов моей научно-исследовательской работы по идентификации авторов сохраненных автографов Победы, поэтому ее с успехом можно использовать в роли интернет-справочника в данной области военно-исторических знаний.
Фото 1 (слева, в Рейхстаге): 2019 г., Рейхстаг. Карин ФЕЛИКС и Леонид ИГНАТЕНКО.
Фото 2 и 3 (в центре и справа, в Рейхстаге) найдены в интернете. Установление их подлинного авторства не представляется возможным.
Художественная обработка снимков произведена автором статьи.