баня общая мужская и женская совместная

Общие бани на Руси: почему в них не видели бесстыдства

баня общая мужская и женская совместная. Смотреть фото баня общая мужская и женская совместная. Смотреть картинку баня общая мужская и женская совместная. Картинка про баня общая мужская и женская совместная. Фото баня общая мужская и женская совместная

Маркеев Андрей. Русская баня

Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это?

Это утверждение не совсем верно. Например, в банях, которые были у крестьян в деревнях, могли посещать и мужчины и женщины, но только родственники. Попасть туда с незнакомыми людьми было нельзя, так как бани в основном строились для себя, были в каждом дворе, поэтому и мыться в них могли целой семьей. Совсем по – другому обстояла ситуация в городах, где мылись все вместе, что особенно странным явлением было для иностранцев, которые посещали Россию. Закон о том, чтобы строить отдельно женские и отдельно мужские бани выдала Екатерина II.

баня общая мужская и женская совместная. Смотреть фото баня общая мужская и женская совместная. Смотреть картинку баня общая мужская и женская совместная. Картинка про баня общая мужская и женская совместная. Фото баня общая мужская и женская совместная

Владимир Чумков-Орлеанский. Русская баня

баня общая мужская и женская совместная. Смотреть фото баня общая мужская и женская совместная. Смотреть картинку баня общая мужская и женская совместная. Картинка про баня общая мужская и женская совместная. Фото баня общая мужская и женская совместная

Иванов Александр. Баня

В деревнях бани топились в основном по субботам, а также большим праздникам. Первыми шли мыться мужчины и дети, а затем женщины. Мыться на полный желудок считалось недопустимым, так как это могло привести к появлению лишнего веса. Глава семьи подготавливал березовый веник (замачивал в горячей воде), прыскал водой на камни, крутил им над горячими камнями, пока веник не начинал истончать аромат и пар.

баня общая мужская и женская совместная. Смотреть фото баня общая мужская и женская совместная. Смотреть картинку баня общая мужская и женская совместная. Картинка про баня общая мужская и женская совместная. Фото баня общая мужская и женская совместная

Сергей Сочивко. Банный день

баня общая мужская и женская совместная. Смотреть фото баня общая мужская и женская совместная. Смотреть картинку баня общая мужская и женская совместная. Картинка про баня общая мужская и женская совместная. Фото баня общая мужская и женская совместная

Евгений Шибанов. Жить на Руси

В деревнях баня могла топиться «по-черному» и «по-белому». Когда при растапливании дым выходил наружу через трубу, значит баня топилась по-белому, если же дым шел в парную, ее проветривали, стены окатывали холодной водой, после чего парились по-черному.

баня общая мужская и женская совместная. Смотреть фото баня общая мужская и женская совместная. Смотреть картинку баня общая мужская и женская совместная. Картинка про баня общая мужская и женская совместная. Фото баня общая мужская и женская совместная

Баня по-черному

Одним из оригинальнейших способов помыться, был вариант – в печи. Мылись таким образом — после приготовления пищи в печь стелили солому, для того чтобы человек не испачкался, а на стены прыскался квас или вода.

баня общая мужская и женская совместная. Смотреть фото баня общая мужская и женская совместная. Смотреть картинку баня общая мужская и женская совместная. Картинка про баня общая мужская и женская совместная. Фото баня общая мужская и женская совместная

баня общая мужская и женская совместная. Смотреть фото баня общая мужская и женская совместная. Смотреть картинку баня общая мужская и женская совместная. Картинка про баня общая мужская и женская совместная. Фото баня общая мужская и женская совместная

Что касается городов, то там строили общественные бани, первые из которых возводили по приказу царя Алексея Михайловича. Бани представляли собой одноэтажные постройки возле реки, которые состояли из таких помещений: мыльня, раздевальные, парные. Было принято в таких банях париться вместе (мужчины, женщины и дети).

баня общая мужская и женская совместная. Смотреть фото баня общая мужская и женская совместная. Смотреть картинку баня общая мужская и женская совместная. Картинка про баня общая мужская и женская совместная. Фото баня общая мужская и женская совместная

Апполинарий Михайлович Васнецов. Обшественные бани в Москве в XVII веке

баня общая мужская и женская совместная. Смотреть фото баня общая мужская и женская совместная. Смотреть картинку баня общая мужская и женская совместная. Картинка про баня общая мужская и женская совместная. Фото баня общая мужская и женская совместная

баня общая мужская и женская совместная. Смотреть фото баня общая мужская и женская совместная. Смотреть картинку баня общая мужская и женская совместная. Картинка про баня общая мужская и женская совместная. Фото баня общая мужская и женская совместная

По словам путешественников: «там ходят женщины разного возраста, не стыдясь, да еще и шутят над своей нескромностью». Удивительным для зарубежных гостей было и то, как распаренные женщины и мужчины выбегали, в чем мать родила на улицу, и окунались в ледяную воду реки.

баня общая мужская и женская совместная. Смотреть фото баня общая мужская и женская совместная. Смотреть картинку баня общая мужская и женская совместная. Картинка про баня общая мужская и женская совместная. Фото баня общая мужская и женская совместная

баня общая мужская и женская совместная. Смотреть фото баня общая мужская и женская совместная. Смотреть картинку баня общая мужская и женская совместная. Картинка про баня общая мужская и женская совместная. Фото баня общая мужская и женская совместная

Просуществовали такие бани примерно одно столетие: так уже в 1743 году мужчинам и женщинам стало запрещено париться вместе. Но существовал этот запрет только на бумаге, а окончательный раздел бань случился тогда, когда стали возводить парные с разными отделениями для женщин и мужчин.

баня общая мужская и женская совместная. Смотреть фото баня общая мужская и женская совместная. Смотреть картинку баня общая мужская и женская совместная. Картинка про баня общая мужская и женская совместная. Фото баня общая мужская и женская совместная

Е.М. Корнеев. Русская баня, 1812 год.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Общая баня: долой индивидуальность

Чтобы ни говорили ученые умы, а человек был, есть и, наверняка, будет существом общественным. Редкие затворники, воспринимаются обществом, как нечто особенное, из рамок вон выходящее. О таких в нашей провинции говорят: «Либо святой, либо сумасшедший«.Типичнейший пример — баня. Ну какой же здравомыслящий русский человек будет принимать вожделенные процедуры обособленно и уединенно. Нет. Нам нужно солидное общество и веселая компания. И, даже, если у вас нет личной бани и нет устоявшейся годами банной компании не отчаивайтесь. Общая баня гарантирует вам и то и другое, причем, с избытком.

баня общая мужская и женская совместная. Смотреть фото баня общая мужская и женская совместная. Смотреть картинку баня общая мужская и женская совместная. Картинка про баня общая мужская и женская совместная. Фото баня общая мужская и женская совместная

Как все начиналось

Чтобы ни говорили некоторые, особенно патриотически настроенные граждане, а Рим действительно дал человеческой цивилизации немало, и из этого немалую часть действительно хорошего и полезного. Типичнейший и ярчайший пример — общие бани.

Гордость Империи

Наследники бань древней Греции, римские термы стали центром общественной жизни тогдашней империи. Первые термы выстроил Агриппа и то ли по доброте душевной, то ли, наоборот, из за непомерного честолюбия завещал их в бесплатное пользование римским гражданам. Римские бани общие того времени это целый комплекс инженерно-технических сооружений, которые и в нынешнее технологически продвинутое время вызывает восхищение, и, чего уж там, скромничать, немалое уважение римской технической мысли. Предоставим краткий перечень функциональных зон классической римской термы:


После прочтения данного раздела мы можем уяснить для себя две немаловажные вещи. Первое, что мы здорово подтянули уровень владения латинским языком, что можно смело отражать, в разного рода анкетах. И второе — римляне прекрасно осознавали важность постепенного вхождения организма в зону максимальных температур и выхода из него. Да, велик был Древний Рим, несмотря на его древность, а что же у нас?

Деревянные бани Руси

Общие бани на Руси хотя не имеют такого инженерного изыска, тем не менее, могут похвалиться давними, и, самое главное, весьма крепкими традициями. На римский мрамор, скульптуры и мозаику у нас отвечали деревом, крепким, забористым паром и уютным, порой, до самой глубины души предбанником. Уют, стерильность и общая атмосфера русской бани были настолько впечатляющими, что там не только осуществляли сугубо гигиенические процедуры, там еще принимали роды, выхаживали новорожденных и больных, мяли лен, сушили полотно и отправляли в последний путь тех, кто навсегда покинул этот бренный мир.

Русские бани того времени, прежде всего — бани семейные. Устроить в традиционный банный день семейный поход в баню считалось, вполне себе, в порядке вещей. Совместная баня с детьми не считалась зазорной и не осуждалась канонической церковью. По крайней мере ни информационных, ни практических гонений со стороны церковников на такую практику не предпринимались, по крайней мере, на уровне официальных позиций.

Важно! В то же время в Европе, в частности на британских островах в эпоху средневековья существовала и противоположная практика: «Британия — это остров среди океана, называвшийся прежде Альбионом. Есть в этой земле соленые источники, есть и горячие, вода которых используется в горячих банях, где моются раздельно, сообразно полу и возрасту».

Историческая практика показывает, что законы того времени прямо запрещали совместное мытье мужчин с женщинами, и помещения общественных бань строго делились на мужские и женские, или же вводились специальные мужские или женские дни. Вот цитата: «Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду. Если мужчина войдет в баню или в одно из помещений бани в женский день, то пусть заплатит штраф».

баня общая мужская и женская совместная. Смотреть фото баня общая мужская и женская совместная. Смотреть картинку баня общая мужская и женская совместная. Картинка про баня общая мужская и женская совместная. Фото баня общая мужская и женская совместная

В позднее Средневековье были приняты «Правила Стоглавого Собора», которые прямо запрещали совместное принятие банных процедур мужчинами и женщинами, которые так же в пределах Руси простым народом повсеместно игнорировались без особых правовых или иных последствий.

Позднее, в эпоху императора Петра Великого иностранные граждане, не желая принимать участие в «дикости и разврате» которыми им представлялась общая баня для мужчин и женщин, организовали в Немецкой слободе свою собственную баню, в которых посещение лицами разного пола было разделено и во времени и в пространстве. Еще позднее, попав под влияние философских мыслей своего французского друга Вольтера, императрица Екатерина Великая издает Устав благочиния, в котором дозволяет свободный вход в женскую баню исключительно мальчикам до 7 лет, медикам и непосредственно служителям этого банного заведения. Однако, приверженный старым традициям простой народ обильно плевал слюной и на этот самодержавный акт.

Со временем, совместные бани, на наших отечественных просторах были активно вытеснены банями раздельными и немалую роль в этом процессе сыграла советская идеология воспитания гражданина высоких моральных качеств, а в Европе, процессы пошли в обратном направлении, что воплотилось в ставшей уже легендарной немецкой бане.

Сделано в Германии

Немецкие автомобили, немецкое пшеничное пиво и немецкая киноиндустрия прославили Германию далеко за ее пределами. После падения «железного занавеса» неискушенный отечественный турист шел в немецкую баню с широко открытыми глазами и крепко закрытым ртом, дабы эмоциями своими не проявить неуместное, в данном конкретном случае, дремучее бескультурье. Мужчины и женщины в общей бане, для советского человека, воспитанного на «Пионерской зорьке», «Комсомольской правде» и необыкновенно проникновенных речах дорогого Леонида Ильича были ударом если не под дых, то под сердце. Не выдержав сердечных мук, многие из тех самых неискушенных туристов решили, там же остаться и зажить по полной, в чем некоторые и преуспели. Перестройка и рынок, правда, породили новый тип отечественного обывателя, который на немецкую баню смотрит так же широко открытыми глазами, но уже и эмоции не скрывает. На самом деле, бани Германии продукт открытого общества, крепкой семьи и большого, по нашим меркам, достатка.

баня общая мужская и женская совместная. Смотреть фото баня общая мужская и женская совместная. Смотреть картинку баня общая мужская и женская совместная. Картинка про баня общая мужская и женская совместная. Фото баня общая мужская и женская совместная

Словечко от Бывалого! Семейный отдых в сауне для немцев — понятие такое же обыденное, как для нас поход в булочную за пивом. Прекрасная инженерия, роскошная отделка, уникальное музыкальное сопровождение в немецкой бане делают ее желанным местом проведения семейного досуга, в котором не будет скучно не маленьким, не взрослым. Масса заведений, считает своим долгом включить в пакет услуг небольшую приятную мелочь, например в виде бесплатного фирменного мороженого оригинальной рецептуры, а что как неприятные мелочи умеют создавать хорошее настроение. Обилие термальных источников природного происхождения делают немецкую баден так же весьма и весьма недурственным местом комфорта, продуманности и добротности, тем самым, в котором понятие общая сауна уступает понятию семейная баня.

А что сейчас

Семейная банька медленно, но уверенно завоевывает популярность на наших широких просторах. Современная банная индустрия вовремя прочувствовала конъюнктуру и спрос на качественный семейный отдых и по мере сил, смекалки и возможностей пытается этот спрос удовлетворить. Хорошим подспорьем служит здесь и зарубежный опыт эксплуатации заведений подобного рода. Тенденция стала настолько модной и своевременной, что многие заведения имевшие репутацию полубандитского притона с блек джеком и девушками низкой социальной ответственности спешат исправить имидж и встать на путь истинный, который исповедует баня для семьи. Вообще, чем хороша и привлекательна общественная баня семейного типа:

Заключение

Говорить о том, что совместная баня, кроме бани семейного типа в нашей стране может возродиться и ее ждет скорая реинкарнация по типу, к какому относились совместные бани образца Руси раннего Средневековья преждевременно и вряд ли обоснованно. Ситуация по странам Европы на сегодняшний день следующая. В Австрии и Германии общие бани для мужчин и женщин составляют примерно немногим более 75 % от общего количества зарегистрированных банных заведений. В Нидерландах и пограничных с ними районах Бельгии их более 95 %, в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и Эстонии порядка 20 %. Большое количество совместных бань в Германии и странах Бенилюкса можно объяснить, помимо всего прочего, сугубо экономическими интересами. Банное сооружение современного уровня конструкция очень дорогостоящая, поэтому тратить финансы на дублирование отдельно для мужчин и отдельно для женщин рачительные немцы и голландцы позволить себе не могут. Скандинавы и финны, вопреки расхожему мнению, очень тонко чтут культ семьи, поэтому общие бани у них не так распространены. У нас же. В последнее время, благодаря социальным сетям такое явление распространяется исключительно в закрытом, «клубном» формате. Энтузиасты на долговременной основе арендуют подходящее по формату банное помещение один раз в неделю, туда приглашаются любители совместных процедур по знакомству и поручительству. Как правило, случайных «уличных прохожих» там нет. Выйдет ли такое явление за рамки «клубного» формата? Время покажет. А если кому то ну очень не терпится, то Германия и Нидерланды всегда рады платежеспособным туристам. Да и немецкое пшеничное — страсть как хорошо.

Источник

Голые и в одном бассейне: как парились мужчины и женщины в бане сэнто

баня общая мужская и женская совместная. Смотреть фото баня общая мужская и женская совместная. Смотреть картинку баня общая мужская и женская совместная. Картинка про баня общая мужская и женская совместная. Фото баня общая мужская и женская совместная

баня общая мужская и женская совместная. Смотреть фото баня общая мужская и женская совместная. Смотреть картинку баня общая мужская и женская совместная. Картинка про баня общая мужская и женская совместная. Фото баня общая мужская и женская совместная

Японская баня сэнто

Баня наоборот

Гигиена у японцев возведена в культ, люди здесь моются очень тщательно, буквально «до дыр». У них даже банальное принятие душа превращается в некое священнодействие и совмещается с принятием ванны. Да, именно так. Вначале они активно моются в душе, применяя всевозможные средства: мыла, гели, шампуни. И уже потом ложатся в ванну с абсолютно чистой водой, без всяческих добавок, кроме, разве что соли на вкус или ароматических масел.

Примерно по такому же принципу работает японская баня сэнто. Её посетители предварительно моются проточной водой в отдельном помещении. Тщательно отмываются, со всеми моющими средствами для бани и душа и мочалкой. И только после этого, будучи абсолютно чистыми, переходят в общий бассейн с очень и очень горячей водой (от 45 до 50 градусов).

Вспомните, как моемся мы, в обычной русской бане или в сауне. Сначала мы, как следует, распариваем тело, причём делаем несколько заходов в парилку, отдыхая между ними, затем идём мыться. Японцы же, вначале моются, затем парятся. В той самой горячей воде. Парных в бане сэнто нет.

Источник

Баня общая мужская и женская совместная

Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это?
Это утверждение не совсем верно. Например, в банях, которые были у крестьян в деревнях, могли посещать и мужчины и женщины, но только родственники. Попасть туда с незнакомыми людьми было нельзя, так как бани в основном строились для себя, были в каждом дворе, поэтому и мыться в них могли целой семьей. Совсем по – другому обстояла ситуация в городах, где мылись все вместе, что особенно странным явлением было для иностранцев, которые посещали Россию. Закон о том, чтобы строить отдельно женские и отдельно мужские бани выдала Екатерина II.

В деревнях бани топились в основном по субботам, а также большим праздникам. Первыми шли мыться мужчины и дети, а затем женщины. Мыться на полный желудок считалось недопустимым, так как это могло привести к появлению лишнего веса. Глава семьи подготавливал березовый веник (замачивал в горячей воде), прыскал водой на камни, крутил им над горячими камнями, пока веник не начинал истончать аромат и пар. Когда листья становились мягкими, и не липли к телу, начинали париться и мыться.

В деревнях баня могла топиться «по-черному» и «по-белому». Когда при растапливании дым выходил наружу через трубу, значит баня топилась по-белому, если же дым шел в парную, ее проветривали, стены окатывали холодной водой, после чего парились по-черному.

Что касается городов, то там строили общественные бани, первые из которых возводили по приказу царя Алексея Михайловича. Бани представляли собой одноэтажные постройки возле реки, которые состояли из таких помещений: мыльня, раздевальные, парные. Было принято в таких банях париться вместе (мужчины, женщины и дети).

По словам путешественников: «там ходят женщины разного возраста, не стыдясь, да еще и шутят над своей нескромностью». Удивительным для зарубежных гостей было и то, как распаренные женщины и мужчины выбегали, в чем мать родила на улицу, и окунались в ледяную воду реки. Просуществовали такие бани примерно одно столетие: так уже в 1743 году мужчинам и женщинам стало запрещено париться вместе. Но существовал этот запрет только на бумаге, а окончательный раздел бань случился тогда, когда стали возводить парные с разными отделениями для женщин и мужчин.

Источник

Общие бани на Руси: почему в них не видели бесстыдства

баня общая мужская и женская совместная. Смотреть фото баня общая мужская и женская совместная. Смотреть картинку баня общая мужская и женская совместная. Картинка про баня общая мужская и женская совместная. Фото баня общая мужская и женская совместная

Русские бани. Место омовения или разврата?

Русские бани долгое время не давали покоя иностранцам. Так что все-таки делают там русские? Моются или развратничают? И чему способствует такая простота нравов: развращению народа или, напротив, его целомудрию? Мнения разделились.

Казанова, всемирно известный покоритель женщин, чье имя стало нарицательным, высказался следующим образом.
«По субботам я ходил с ней (с любовницей – К-К) в русские бани, дабы помыться в обществе еще человек 40, мужчин и женщин, вовсе нагих, кои ни на кого не смотрели и считали, что никто ни них не смотрит. Подобное бесстыдство проистекало из чистоты нравов».
Дж. Казанова «Воспоминания»

Ж. Делабарт Вид Серебренических бань в Москве (или «Серебренические бани на берегу р. Яузы с изображением обряда русской свадьбы») 1796. Русский музей.

Венесуэлец Франциско де Миранда, посетивший Россию в 1786-1787 гг., похоже, был не в большом восторге от увиденного и происходящее его шокировало. Хотя, судя по частому упоминанию в мемуарах походов к дамам легкого поведения, особым целомудрием путешественник не страдал.
«Оттуда поехали в Большие бани, мужские и женские, что на Москве-реке. Зашли сначала в мужские, где увидели великое множество голых людей, которые плескались в воде безо всякого стеснения. Через дверцу в дощатой перегородке проследовали в женскую часть, где совершенно обнаженные женщины прохаживались, шли из раздевальни в парильню или на двор, намыливались и т.д. Мы наблюдали за ними более часа, а они как ни в чем не бывало продолжали свои манипуляции, раздвигали ноги, мыли срамные места и т.д. …

В конце концов, пройдя сквозь толпу голых женщин, из коих ни одна не подумала прикрыться, я вышел на улицу и дошел до другого входа в ту же баню, откуда все было видно как на ладони, а потом снова зашел внутрь, и банщицы, взимавшие плату у входа, даже не подумали меня остановить. Тела беременных из-за огромного живота напоминали бесформенную массу. Поистине, разглядывая всех этих обнаженных женщин, всех возрастов и с самыми разнообразными формами, я не смог отыскать в них большого сходства с «Венерой» из собрания Медичи… В этой бане бывает более 2 тысяч посетительниц, главным образом по субботам, и с каждой берут всего две копейки; однако меня уверяли, что хозяин получает большой доход. Оттуда мы вышли наружу и проследовали к реке, чтобы посмотреть на женщин, которые после бани идут туда купаться. Их было очень много, и они спускались к воде без малейшего стыда. А те, что были на берегу и еще мылись, кричали нам по-русски: «Глядеть гляди, да не подходи!» Мужчины там купаются с женщинами почти вперемешку, ибо, если не считать шеста, их в реке ничто не разделяет… В деревнях еще сохраняется обычай купаться вместе мужчинам и женщинам, и нынешняя императрица первой позаботилась о том, чтобы соблюдались приличия и купание было раздельным. »

Гравюра Эйхлера по картине Делабарта. 1799.

Внес свои пять копеек и наш соотечественник, А.Н.Радищев.
«Бани бывали и ныне бывают местом любовных торжествований. Путешественник, условясь о пребывании своем с услужливою старушкою или
парнем, становится на двор, где намерен приносить жертву всеобожаемой Ладе. Настала ночь. Баня для него уже готова. Путешественник раздевается, идет в баню, где его встречает или хозяйка, если молода, или ее дочь, или свойственницы ее, или соседки. Отирают его утомленные члены; омывают его грязь. Сие производят, совлекши с себя одежды, возжигают в нем любострастный огнь, и он препровождает тут ночь, теряя деньги, здравие и драгоценное на путешествие время. Бывало, сказывают, что оплошного и отягченного любовными подвигами и вином путешественника сии любострастные чудовища предавали смерти, дабы воспользоваться его имением. Не ведаю, правда ли сие, но то правда, что наглость валдайских девок сократилася. И хотя они не откажутся и ныне удовлетворить желаниям путешественника, но прежней наглости в них не видно.»

Высказал свое мнение по этому поводу и Ш.Массон.
«Хотя русские бани и описывались много раз, но я все же считаю нелишним поговорить о них здесь, так как они сильно влияют на характер и нравы женщин из простонародья. Приехав в Россию, я решил сам лично проверить то представление, которое у меня сложилось на основании рассказов путешественников и которому я не очень доверял… Итак, однажды с одним из друзей я отправился на берег Невки к общественным купальням; идти далеко не пришлось, чтобы убедиться, что русские красавицы привыкли выставлять свои прелести перед прохожими. Толпа женщин всех возрастов, привлеченных июньской жарой, не сочла даже нужным идти в ограду купальни. Раздевшись на берегу, они тут же плавали и резвились…

С тех пор я много раз бывал в банях и видел то же, что и на берегу островов Невы. Но после набросанной выше картины большие подробности были бы слишком непристойны. Правда, целомудренная Екатерина издала указ, предписывающий предпринимателям публичных бань строить их для обоих полов раздельно и в женские пускать только тех мужчин, которые необходимы для их обслуживания, да еще художников и врачей, приходящих туда для изучения своего искусства; чтобы проникнуть туда, охотники попросту присваивают себе одно из этих званий. Итак, в Петербурге бани и купальни разделены для обоих полов перегородкой, но многие старые женщины всегда предпочитают вмешиваться в толпу мужчин; да кроме того, вымывшись в бане, и мужчины и женщины выбегают голышом и вместе бегут окунуться в протекающей сзади бани реке. Тут самые целомудренные женщины прикрываются березовым веником, которым они парились в бане. Когда мужчина хочет вымыться отдельно, его часто моет и парит женщина: она тщательно и с полным равнодушием исполняет эти обязанности. В деревне устройство бань старинное, то есть там все полы и возрасты моются вместе, и семья, состоящая из сорокалетнего отца, тридцатипятилетней матери, двадцатилетнего сына и пятнадцатилетней дочери, ходит в баню, и члены ее взаимно моют и парят друг друга в состоянии невинности первых человеков.

Эти обычаи не только кажутся нам оскорбительными, но они и действительно оскорбительны у недикого народа, уже носящего одежду, но, в сущности, они вовсе не являются результатом развращенности и не свидетельствуют о распутстве. Скажу больше, вовсе не эти бани доводят народ до распутства, наоборот, они, несомненно, очень полезны для него. Сердце русского юноши не трепещет и кровь не кипит при мысли о формирующейся груди. Ему нечего вздыхать о тайных, неведомых прелестях — он уже с детства все видел и все знает. Никогда молодая русская девушка не краснеет от любопытства или от нескромной мысли, от мужа она не узнает ничего для себя нового…»

P.S. В посте отражено положение вещей во времена Екатерины II.

Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это?

Это утверждение не совсем верно. Например, в банях, которые были у крестьян в деревнях, могли посещать и мужчины и женщины, но только родственники. Попасть туда с незнакомыми людьми было нельзя, так как бани в основном строились для себя, были в каждом дворе, поэтому и мыться в них могли целой семьей. Совсем по – другому обстояла ситуация в городах, где мылись все вместе, что особенно странным явлением было для иностранцев, которые посещали Россию. Закон о том, чтобы строить отдельно женские и отдельно мужские бани выдала Екатерина II.

В деревнях бани топились в основном по субботам, а также большим праздникам. Первыми шли мыться мужчины и дети, а затем женщины. Мыться на полный желудок считалось недопустимым, так как это могло привести к появлению лишнего веса. Глава семьи подготавливал березовый веник (замачивал в горячей воде), прыскал водой на камни, крутил им над горячими камнями, пока веник не начинал истончать аромат и пар. Когда листья становились мягкими, и не липли к телу, начинали париться и мыться.

В деревнях баня могла топиться «по-черному» и «по-белому». Когда при растапливании дым выходил наружу через трубу, значит баня топилась по-белому, если же дым шел в парную, ее проветривали, стены окатывали холодной водой, после чего парились по-черному.

Одним из оригинальнейших способов помыться, был вариант – в печи. Мылись таким образом — после приготовления пищи в печь стелили солому, для того чтобы человек не испачкался, а на стены прыскался квас или вода.

Что касается городов, то там строили общественные бани, первые из которых возводили по приказу царя Алексея Михайловича. Бани представляли собой одноэтажные постройки возле реки, которые состояли из таких помещений: мыльня, раздевальные, парные. Было принято в таких банях париться вместе (мужчины, женщины и дети).

По словам путешественников: «там ходят женщины разного возраста, не стыдясь, да еще и шутят над своей нескромностью». Удивительным для зарубежных гостей было и то, как распаренные женщины и мужчины выбегали, в чем мать родила на улицу, и окунались в ледяную воду реки. Просуществовали такие бани примерно одно столетие: так уже в 1743 году мужчинам и женщинам стало запрещено париться вместе. Но существовал этот запрет только на бумаге, а окончательный раздел бань случился тогда, когда стали возводить парные с разными отделениями для женщин и мужчин.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *