баня общественная баня мужчины и женщины

Голые и в одном бассейне: как парились мужчины и женщины в бане сэнто

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Японская баня сэнто

Баня наоборот

Гигиена у японцев возведена в культ, люди здесь моются очень тщательно, буквально «до дыр». У них даже банальное принятие душа превращается в некое священнодействие и совмещается с принятием ванны. Да, именно так. Вначале они активно моются в душе, применяя всевозможные средства: мыла, гели, шампуни. И уже потом ложатся в ванну с абсолютно чистой водой, без всяческих добавок, кроме, разве что соли на вкус или ароматических масел.

Примерно по такому же принципу работает японская баня сэнто. Её посетители предварительно моются проточной водой в отдельном помещении. Тщательно отмываются, со всеми моющими средствами для бани и душа и мочалкой. И только после этого, будучи абсолютно чистыми, переходят в общий бассейн с очень и очень горячей водой (от 45 до 50 градусов).

Вспомните, как моемся мы, в обычной русской бане или в сауне. Сначала мы, как следует, распариваем тело, причём делаем несколько заходов в парилку, отдыхая между ними, затем идём мыться. Японцы же, вначале моются, затем парятся. В той самой горячей воде. Парных в бане сэнто нет.

Источник

Почему общие бани были нормой?

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Среди некоторых иностранцев и даже наших современников, ссылающихся на иностранные источники, распространилось убеждение, что бани того времени в Московской Руси, а затем и в Российской империи, были чуть ли не поголовно общими, то есть, в них мылись как мужчины, так и женщины.

Некоторые свидетели, выходцы из европейских пуританских стран, крайне удивленные существованием такого рода бань (хотя общие бани были не только у русских), были возмущены такой практикой и записали её в свидетельства развращённости.

Не приветствовала общие бани и Православная церковь на Руси.

Иностранцы, в те времена посещавшие Русь, которая ещё не прорубила «окно в Европу» (хотя контакты с ней никогда не прекращались и заимствования шли естественным путём), посещали, в первую очередь, города в торговых и дипломатических целях. И не удивительно, что именно там они встретили общие бани как массовое явление.

Как указывают историки, именно в городах общие бани и были распространены вплоть до конца XVIII века. Абсолютное же большинство в то время проживало в селах, и у каждой семьи была личная баня как обязательный атрибут. В таких частных банях, конечно, могли совместно париться мужчины и женщины, но как родственники, как члены одной семьи, что вполне естественно.

Представитель высшего сословия, обеспеченные жители страны могли позволить себе частные бани и в городах. А для остального городского населения, хотя и немногочисленного, были общие бани. Именно в них шли париться не самые обеспеченные горожане Руси, а затем Российской империи. И именно здесь могли наблюдать иностранцы «бесстыжих девок» находящихся в одном помещении с мужиками.

Но были ли эти самые городские общие бани для будущего городского класса действительно таким страшным «очагом разврата»? Конечно, Православная церковь ещё со времён Ивана Грозного боролась с этим явлением: даже для святого, такие банные процедуры могут стать источником искушения. Но добиться окончательного запрета общих парных и введения раздельных удалось лишь во времена Екатерины Второй.

То, что феномен общих бань так долго продержался в православном государстве, а затем империи, несмотря на явные возражения, показывает, что эти самые бани так и не стали источником массового разврата.

По крайней мере, серьёзных свидетельств об этом нет. Иностранные свидетели пишут лишь о совместном мытье в банях мужчин и женщин, о неизбежных шутках и «лёгком флирте» (говоря современным языком), но не более того.

Как утверждают специалисты по истории банного дела (А. Дачник «Баня. Очерки этнографии и медицины»), для русского народа общие бани не переросли в нечто большее, чем источник шуток на тему взаимоотношения полов. Это и неудивительно, учитывая, что хоть Русь и не была протестантской пуританской страной, строгость нравов здесь была не меньшей.

Традиционный общинный уклад, православные традиции, менее радикальные взгляды на взаимоотношения полов позволяли людям того времени не акцентировать внимание на таких вещах.

В этих бытовых вопросах русские никогда не скатывались в религиозный фанатизм и пуританство. Но и былая развращенность языческой эпохи была преодолена. Это слияние традиции в народном быте и в мировоззрении простых крестьян и горожан позволяли без боязни превратить общие бани в «гнездо разврата» применять подобную практику в условиях городов.

Практика общих парилок постепенно была ликвидирована властями. И надо признать, что с ростом городов, их населения, европеизацией страны, её последующей модернизацией, это было неизбежно. Но для своего времени, явление общих бань было вполне органичным.

Дубликаты не найдены

бани всегда были разными

мужчины отдельно, женщины отдельно

или утром женщины моются, вечером мужчины

никогда не было общих бань, во всяком случае в России

это выдумки сами знаете кого

Да ладно,я в субботу с женщиной мылся. Так жене и сказал, а пошли в баню.

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Немытая Европа в Тёмные века. Всегда ли можно верить преподавателям в школах и университетах?

Все слышали о римских термах и любви римлян к общественным баням. Но что случилось с гигиеной после падения Римской империи? Многие считают, что Средневековье это эпоха тотальной грязи и антисанитарии. Не раз приходилось слышать, что зачатки гигиены зародились в Европе якобы только после крестовых походов, когда традиция омовений была заимствована у исламских соседей. Например, данное утверждение встречается на исламских сайтах, на православных сайтах, в планах уроков одной из школ и даже в книгах уважаемых историков, таких как советский историк-медиевист Заборов Михаил Абрамович, который пишет в Крестоносцы на Востоке:

Со времени Крестовых походов европейцы стали носить — на восточный лад — бороду и тюрбан, устраивать горячие бани, сравнительно часто менять верхнее платье и белье (в раннее средневековье в Европе умывались только холодной водой, да и то лишь изредка,

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Frigidarium (Помещение, где чилят после терм в римской традиции), Lawrence Alma-Tadema, 1890.

Профессор МГУ Дмитриева Ольга Владимировна в своей книге Всеобщая история поддерживает данное убеждение:

Важные заимствования были сделаны в сфере материальной культуры: повысились гигиенические стандарты европейцев, в городах возродились общественные бани (которые не переставали существовать в Византии с римских времен).

А вот еще один образовательный сайт, в котором в предложенном тесте мы должны дать «правильный» ответ, который звучит так:

а) благодаря крестовым походам у европейцев появились горячие бани

После таких утверждений начинает казаться, что в Европе за пределами Византии после падения Римской империи бани были некой невиданной диковиной. Давайте выясним, не вводят ли нас религиозные проповедники, учителя и преподаватели в заблуждение?

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Габриэль д’Эстре с сестрой, неизвестный художник школы Фонтенбло, ок. 1594 года. Лувр, Париж. Википедия сообщает, что нахождение нескольких женщин в ванной не носило особенного скандального характера. В XVI веке во Франции было нормальным принимать вдвоём или втроём ванную с молоком, маслом или даже вином. Но зачем она трогает её за сосок?

В прошлом моём посте я уже рассказал о банях древних германцев и жителей Скандинавии. Но что насчёт гигиены именно в варварских королевствах Тёмных веков? Оказывается варвары, разгромившие Римскую империю, не перестали пользоваться банями. Остготы, захватившие Италию в V в., даже не думали отказываться от удовольствия понежиться в тёплой воде. Остготская королева Амаласунта была заперта в горячей бане, от чего и скончалась. Франкский епископ Григорий Турский в произведении Historia Francorum пишет по этому поводу:

Но когда он узнал, что совершила эта блудница, как она из-за слуги, которого взяла в мужья, стала матереубийцей, то натопил жарко баню и приказал запереть её там вместе с одной служанкой. Как только она вошла в баню, наполненную горячим паром, она упала замертво на пол и скончалась.

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Служанки моют в бане короля Венцеслава IV, миниатюра из Библии Венцеслава, XIV век.

Можно предположить, что это единичное недоразумение. Наверное бани при остготах были пережитком Римской империи, и после завоевания Италии в VI веке лангобардами бани исчезают уже окончательно? Но нет, лангобарды также продолжают пользоваться банями и вершить в них злодеяния. Так франкский летописец середины VII века Фредегар в своём монументальном произведении Хроники длинноволосых королей. О королевстве лангобардов внезапно сообщает, что лангобардский вождь Хильмихий был отравлен собственной женой Роземундой после посещения. бани:

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Наверняка за пределами Апеннинского полуострова с банями то вообще было никак, а католическая церковь с ними всячески боролась, как мы обычно привыкли думать? Но упомянутый выше франкский епископ Григорий Турский вместо порицания греховных омовений внезапно сообщает нам следующее:

Новое здание бани сильно пахло известью, и чтобы не повредить своему здоровью, монахини в ней не мылись. Поэтому госпожа Радегунда приказала монастырским слугам открыто пользоваться этой баней до того времени, пока окончательно не исчезнет всякий вредный запах. Баня была в пользовании слуг весь Великий пост и до Троицы

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Монахи в бане. Изображение в Йенском кодексе, Библиотека Национального музея, Прага. 1490-1510 года.

Напомню, на дворе VI век, до Крестовых походов, в которых европейцы узнают о горячих банях от мусульман еще более 500 лет. Казаков И.В. в своей статье «Повседневная жизнь франков по письменным источникам во времена Григория Турского:, болезни, медицина, гигиена и еда», опираясь на это и многие другие свидетельства делает следующий вывод:

франки не только пользовались римскими банями, но и строили новые. Баня отнюдь не была чем-то экзотическим.

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

De Balneis Puteolanis из Codice Angelico, Пьетро да Эболи, XIII век. De balneis Puteolanis («Термы Поццуоли») является первым широко распространенным путеводителем по термальным баням Поццуоли в регионе Кампи Флегрей в Кампании.

Если Григорий Турский для вас не авторитет, то дадим слово самому Бенедикту Нурсийскому, основателю первого настоящего монашеского ордена, жившего также в VI веке. Бенедикт в своём Уставе пишет:

Бани для больных готовить сколько нужно; а для здоровых, особенно молодых, пореже дозволять ее.

Если у вас возникли сомнения насчет фразы «пореже дозволять», то замечу, что речь идёт хоть и не радикально, но всё же аскетичном монашеском ордене.

Ну хорошо, может хотя бы на задворках западного мира на Британских островах люди покрывались коркой зеленой грязи и воняли как подмышки болотного тролля? Давайте посмотрим, что пишет последователь Бенедикта Нурсийского монах и отец британской истории Беда Достопочтенный в своём главном произведении Церковной истории народа англов:

Есть в этой земле соленые источники, есть и горячие, вода которых используется в горячих банях, где моются раздельно, сообразно полу и возрасту. Вода эта, как говорит святой Василий, становится теплой, протекая через различные металлы, и не просто нагревается, а даже кипит

Это уже рубеж VII-VIII вв. И речь идёт не просто о Британских островах, а о таком захолустье задворок как Оркнейские острова. Справедливости ранее этот текст Беды может быть заимствованием из более ранних источников.

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Лечебные ванны (Balneum Tripergulae) из Codice Angelico. 1250-1270 гг.

Может о банях помнили всё-таки потому что не так много времени прошло со времён краха Римской империи, а, например, при безграмотном Карле Великом за 300 лет до Крестовых походов уж точно перестали мыться? Вирджиния Смит, научный сотрудник Wellcome Institute for the History of Medicine рассказывает в своей книге Clean: a history of personal hygiene and purity и об обычаях эпохи Карла Великого.

Когда Карл Великий умер в 816 году, его наставник и хороший друг Эйнхард написал инсайдерский отчет о правлении. Среди прочего он особо отметил любовь Карла к термальным ваннам:

Он наслаждался баней на термальных источниках и любил когда мог, упражнялся в воде. Он был чрезвычайно сильным пловцом, и в этом виде спорта его никто не мог превзойти. По этой причине он построил свой дворец в Аахене и постоянно проживал там в течение последних лет своей жизни и даже до момента своей смерти. Он приглашал не только своих сыновей искупаться с ним, но и своих вельмож и друзей, а иногда даже толпу своих слуг и телохранителей, так что иногда сотня или более человек находились в воде вместе.

А после Карла Великого наступила эпоха викингов. О банях и гигиене суровых скандинавов я подробно рассказал в прошлом посте «Немытая Европа в Тёмные века. У кого бани появились раньше, у русских или у викингов?»

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Реконструкция Дворца Карла Великого в Аахене, IX век. В правом верхнем углу мы можем видеть знаменитые купальни. Carolus Thermen до сих пор являются важным туристическим брендом Аахена.

Наверное в заключение также важно сказать, что Средневековье действительно было очень грязным и вонючим. Здесь важно не перегнуть палку в противоположную сторону. Человеческое общество всегда было очень сложным, контрастным и противоречивым. Помню в детстве, когда ездил к бабушкам в деревню или в частный сектор, то местные жители мылись в бане в лучшем случае раз в неделю, помои выливали в канаву сразу за оградой, воду носили вёдрами с колонки в начале улицы, а в конце улицы была гигантская вонючая свалка. Это было начало XXI века в не самом маленьком сибирском городе.

Trust no one. Последнее десятилетие стало модно не доверять Википедии: «ведь её может править кто угодно». Но во всём ли можно верить бумажным книгам, написанным специалистами?

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

The baths of Sergius Orata, иллюстрация из книги Facta et dicta memorabilia Валерия Максима в переводе на французский Симона де Хесдина. XV век.

Литература по теме:

1) Екатерина Мишаненкова, Чумазое Средневековье. Мифы и легенды о гигиене.

2) Jenny Jochens, Women in Old Norse Society (1998, Cornell University Press).

3) Virginia Smith, Clean: a history of personal hygiene and purity

4) Lynne Elliott, Clothing in the Middle Ages

Буду рад, если вам понравятся другие мои посты об исторических мифах:

— К вопросу о достоверности энциклопедий и о том, как рождаются исторические мифы. Моё небольшое расследование

— Средневековое королевство Конго Дья Нтотила. Когда игрок в Civilization VI знает больше чем профессиональный историк?

— Покажите это, если вас упрекают за цитирование Википедии (мой первый пост на Пикабу, когда я не умел пользоваться инструментами форматирования)

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Немытая Европа в Тёмные века. У кого бани появились раньше, у русских или у викингов?

Наверное, нет человека, который не слышал про немытую средневековую Европу и серьёзные проблемы с гигиеной в ту эпоху. Статей и постов, как рассказывающих про вонючих рыцарей и королев, не мывшихся годами, так и статей, опровергающих гиперболизированные представления о тотальном отсутствии гигиены и сложившиеся мифы на эту тему, более чем достаточно. И почти всегда речь идёт о позднем Средневековье или раннем Новом времени. Мы же поговорим с вами о совсем дремучих веках эпохи кельтов и викингов. Наверное, в это время дикие европейцы вообще купались в помоях и обрастали грибами. Или всё-таки нет?

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Eldsken (Отблески пламени). Картина шведского художника Андерса Цорна, 1905 год.

Каждый день они должны умывать лицо и голову, и делают это самым грязным и грязным способом: а именно, каждое утро служанка приносит большой таз с водой; она предлагает это своему хозяину, и он моет свои руки, лицо и свои волосы, он моет их и расчесывает их в воде расческой; затем он высморкался и сплюнул в таз. Когда он заканчивает, слуга несёт таз следующему человеку, который делает то же самое. Таким образом, она несёт таз по очереди всем домочадцам, и каждый сморкается, плюётся и моет в нём лицо и волосы.

Важно отметить, что данное описание Фадлана относится к людям, которых Фадлан называл русами. Подробнее о сексуальных обычаях древних русов и других жителей территории современной России можно прочитать в моем прошлом посте.

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Вопреки данному свидетельству, викинги были достаточно чистоплотными для своего времени. По всей видимости обычай утренних омовений был общим для германцев и достаточно древним. По-крайней мере об обычаи утренних омовений сообщает Тацит в своем труде Германия, написанном в I в. н.э.

Встав ото сна, который у них обычно затягивается до позднего утра, они умываются (lavantur), чаще всего теплой водою, как те, у кого большую часть года занимает зима. Умывшись (lauti), они принимают пищу;

Викинги использовали тазы для омовений, красивые умывальники, гребни, средства для чистки ногтей, пинцеты, а следы износа зубов указывают на то, что использовались зубочистки. Есть много археологических свидетельств специальных сооружений, которые викинги могли использовать в качестве паровых бань. Например, во время раскопок поселения эпохи викингов во Фресвике, Кейтнесс, Шотландия были обнаружены помещения с большим очагом, сливом и растрескавшимися камнями, использовавшимися для получения пара. Аналогичным образом археологи предполагали наличие бани (bath-house) в поселении викингов Ярлсхофе на Шетландских островах. Хотя некоторые энтузиасты оспаривали эти выводы, утверждая, что обнаруженные помещения могли быть пивоварнями.Вот как в своей книге «Викинги. Быт, религия, культура» Жаклин Симпсон описывает бани жителей Скандинавии:

Бани викингов были парными, вроде современной финской сауны, и их устраивали в специальном домике с замощенным камнями полом и стоком для отвода воды; здесь имелась каменная печь или открытый очаг, который топили торфом. В них можно было докрасна раскалить камни для парилки. Затем на раскаленные камни лили воду, и баня наполнялась паром. Вдоль стен устраивали что-то вроде высокой платформы или полка, и те, кто хотел попотеть в самом жару, могли туда забраться. Купающиеся били себя вениками из прутьев. Зачастую банную процедуру заканчивали холодным душем или катанием по снегу. Иногда исландцы мылись и в горячих озерах своих вулканических источников.

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Girls from Dalarna Having a Bath. Картина Андерса Цорна, 1906 год.

Упоминания о водных процедурах северных германцев встречаются и в сагах викингов. Прежде чем обсудить этот момент, расскажу как меня чуть не обманула Википедия. Одно из первых упоминаний о банях на Руси встречается в Повести временных лет в эпизоде, где княгиня Ольга сжигает древлянских послов в бане (кстати, учитывая скандинавское происхождение руси, не совсем очевидно были ли эти бани славянской или скандинавской традицией). Так вот, как и многие другие эпизоды Повести временных лет эта история имеет параллели в скандинавских сагах. В Саге об Олаве сыне Трюггви есть эпизод, когда Сигрид Гордая после смерти своего мужа конунга Эрика Победоносного убивает после пира приехавших к ней свататься мертвецки пьяных женихов, сжигая их. в бане. По-крайне мере так нам сообщает Википедия. Но давайте посмотрим, как эта история звучит в оригинале:

Вечером не было недостатка в напитке, настолько хмельном, что все были мертвецки пьяны, и стражи как внутри, так и снаружи дома, заснули. И вот Сигрид велела расправиться со всеми ними огнем и мечом. Дом (stofan) и все, кто в нем был, сгорели, а те, кому удалось из него выбраться, были убиты. Сигрид сказала, что так она хочет отучить мелких конунгов от того, чтобы приезжать из других стран свататься к ней. С тех пор ее стали звать Сигрид Гордая.

Ни о какой бане в русском переводе саги не говорится, а на исландском речь идет «гостиной» (stofan). Для тех кто знает исландский вот оригинал, проверьте. То есть баня появляется лишь в русском варианте этой истории. В противном случае это могло значить, что первое упоминание бань в русской истории могло быть заимствованием из скандинавских саг (или наоборот, так как и саги свода Круг Земной и Повесть временных лет датируются XII-XIII вв., но основаны на более ранних источниках). В любом случае сам параллелизм намекает нам на то, насколько достоверны подобные сюжеты. Также интересно, что фейк о бане в истории о Сигрид попал из Википедии (дата статьи 2009 год) в книгу Андрея Дачника «Баня: очерки этнографии и медицины» 2015 года. Книгам же мы верим больше, чем Википедии, да? [табличка сарказм] О влиянии Википедии на научную литературу у меня был отдельный пост. Но мы отвлеклись, давайте вернёмся к гигиене викингов.

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век.

Водные процедуры и купальни упоминаются и в других скандинавских сагах. Например, в «Саге о людях из Лососьей Долины» рассказывается о природных геотермальных источниках в Селингсдале, которые до сих пор используются для купания.

Гест отправился в тот день верхом на восток из Саурбёра, доехал до горячего источника (laugar) в Селингсдале и там немного отдохнул. Гудрун пришла к источнику и учтиво приветствовала своего родича Геста. Гест приветливо встретил ее, и они начали беседовать друг с другом.

В Исландии были проблемы с древесиной, поэтому паровые сауны были вытеснены многочисленными горячими источниками, которые с самого начала колонизации острова позволили многим фермам иметь сауну (bath) поблизости. Вокруг источника строили укрытие либо как отдельное здание, либо как пристройку к задней части дома.

Сигурд конунг был однажды в Упплёнде на каком-то пиру, и ему приготовили баню (laugar). Когда он мылся (laug) и над ним был разбит шатер, ему показалось, что в воде рядом с ним плавает рыба, и он так захохотал, что с ним сделался припадок, и потом у него очень часто бывали такие припадки.

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Крайне забавны замечания монаха-хрониста Джона Уоллингфордского приведённые в Chronica Joannis Wallingford и раскрывающие секреты привлекательности скандинавов для женщин:

Даны, благодаря своей привычке каждый день причесываться, мыться каждую субботу, часто менять одежду и раздражать своих людей множеством таких легкомысленных уловок. Таким образом они осаждали достоинство замужних женщин и уговаривали дочерей даже знати быть их наложницами.

До XVII века сауны были распространены по всей Швеции и назывались словом bastu или kölna, которыми и сейчас в Швеции называют бани и сауны. В разных регионах были свои типы бань, имеющие свои названия. В XVII-XIX веках паровая баня становится редким явлением. В качестве рудимента древней традиции остается обычай рождественской бани в шведском и норвежском крестьянском обществе. Часто это была единственная баня в году.

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Едва ли традиция паровых бань является исключительной особенностью древней Руси, как часто у нас принято считать. Также бани и омовения не являются атрибутом цивилизованных народов, но скорее обычное явление для многих «варваров».

Обычно обсуждение немытой Европы являются частью политических холиваров. Кажется у людей подписанных на тег «Политика» не редко распространены предубеждения по поводу немытой Европы. Поэтому не могу не поставить тег Политика.

Другие мои посты про исторические мифы:

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Клуб «Арлекино»

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Ночной клуб «Арлекино», который располагался в киноцентре на Красной Пресне можно действительно назвать проклятым местом. Сам проект здания не могли одобрить целых двадцать лет. На протяжении всего этого времени в проект архитектора Владимира Гинзбурга вносили правки. Но в 1989 году здание наконец то обрело свой первоначальный вид.

Здание этого легендарного киноцентра, до последнего момента являлось самым многозальным кинотеатром России, СНГ и Восточной Европы в целом. В нем было 24 зала.
При этом возведено было здание на деньги, которые выделил Союз кинематографистов СССР еще в семидесятых годах. Но оперативному открытию киноцентра помешали среди прочего неоднократные изменения проекта на начальных стадиях, общий объем работ и дороговизна материалов.

Раньше на месте киноцентра располагались известные всему городу Пресненские бани. Именно для их расширения в 1903 году на углу улиц Дружинниковской и Красной Пресни (в то время – Прудовой и Большой Пресненской) было возведено модное по тем временам одноэтажное здание в стиле «модерн». Отделано оно было роскошной лепниной, ковкой, резными дверьми. На углу над главным входом в подковообразную нишу было помещено керамическое панно «Лебеди» работы художника Михаила Врубеля, автора знаменитого «Демона сидящего».

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Владельцем бань был купец Петр Бирюков, бывший ямщик, приобретший известность (и прозвище «Банный король») за счет открытия по всей Москве подобных заведений. Потому в народе Пресненские бани часто именовались «Бирюковскими».

В банях было два отделения: Народное — для всех, и Дворянское — для солидной публики, а также буфет, чайная, библиотека, бильярдная и зимний сад. Во время декабрьского восстания 1905 года пресненские дружинники организовали в банях госпиталь. По воспоминаниям старожилов в перерывах между боями там же дружинники и парились. Во время этих событий здание сильно пострадало от обстрелов, но деятельные Бирюковы в 1908 году под руководством известного архитектора Ивана Машкова и гражданского инженера Богдана Нилуса восстановили свои самые знаменитые бани на Пресне.

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

В отличие от других московских бань, постоянно меняющих владельцев, Пресненские бани принадлежали семье Бирюковых вплоть до 1917 года. В советское время из Пресненских бани официально стали Краснопресненскими, но по-прежнему в народе назывались Бирюковскими и пользовались большой популярностью. Сменив частного владельца на государственного, бани постепенно ветшали и к 1970-годам от их былой красоты, как и от знаменитых «Лебедей», не осталось и следа. Здание разваливалось.

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Поэтому было решено построить новое здание, в близлежащем Столярном переулке. Там в 1977 году и началось строительство Краснопресненских бань, известных сейчас тем, что во дворе был убит Отари Квантришвили. Проект этих бань делали архитекторы Гинзбург, Таранов и Филиппов по частному заказу.

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Пресненские бани были снесены при расширении улиц накануне Летних Олимпийских игр 1980 года. Хотя реконструкция Красной Пресни была начата еще в 70-х, когда увеличили ширину улиц более чем вдвое. Все старые дома по нечётной стороне улицы были снесены. В 1980 году пришла очередь бань — они прекратили своё существование на старом месте.

Киноцентр на Красной Пресне

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Внушительный комплекс был выполнен ими в экспрессивном стиле «советского модернизма. Отсюда же и роскошная по тем временам отделка: натуральный камень в облицовке фасада и окна из анодированного алюминия. Возведение здания началось в 1987 году. Строительство продолжалось два года. Сначала это был действительно киноцентр.

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Когда 31 марта 1989 года открывали большой зал, рассчитанный на 498 человек, то по такому случаю в нем показали фильм «Великий диктатор». Данный фильм киноцентру на Красной Пресне, согласно легенде, презентовали лично родственники великого британского актера Чарли Чаплина, исполнителя главной роли и режиссера знаковой сатирической картины. Позднее центру также была подарена одна из первых в стране систем DOLBY-stereo: преподнес ее сам Жан-Люк Годар, французская легенда кинематографа.

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Но с приходом рыночной экономики, сюда пришли предприниматели, уже имеющие опыт в бизнесе. Это Анатолий Гусев и его компаньон Александр Черкасов. Был еще и третий человек, который стал совладельцем Детского клуба «Арлекино» при самом диско клубе — Виктор Борисов.

Не реши предприниматели открыть такое масштабное предприятие, как первый в России ночной клуб, неизвестно, как бы сложилась судьба тех людей, которые и были причастны к жизни «Арлекино».

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Кстати, даже сам архитектор Владимир Гинзбург стал жертвой своего детища. Заслуженного архитектора России, лауреата Государственной премии, председателя совета директоров ОАО «Моспроект» похитили в августе 1997 года, после чего о нем ничего не известно. Только со слов ореховских боевиков, через многие годы станет известно, что они убили его по приказу своих старших. Но в указанном месте труп Владимира Гинзбурга найден не был.

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

С момента постройки киноцентр не был единым целым. В здании был музей кино с отдельным входом сбоку и четырьмя залами. Другие кинозалы являлись отдельными самостоятельными кинотеатрами. А остальная часть помещения сдавалась в аренду. Вот такую часть и арендовали Анатолий Гусев с партнерами в фойе киноцентра. Это было в 1991 году.

Ночной клуб «Арлекино»

Открыли в этом фойе ресторан с названием «Арлекино». На то время это был итальянский ресторан, где расплачивались валютой. А под одной крышей с рестораном, московские продюсеры раскручивали один из самых вместительных в здании кинозалов, сделав из него концертную площадку. С этим залом и стали сотрудничать Гусев и Черкасов, организовывая для него банкеты. В свою очередь, когда концертная площадка вывешивала афишы, то на них обязательно присутствовала реклама ресторана «Арлекино».

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Когда концертная площадка закрылась, то владельцы ресторана, уже имевшие по сути узнаваемый бренд, сделали из него ночной клуб. Хотя тогда он назывался ночное шоу «Арлекино». Сюда приглашались известные певцы, и место быстро обрело популярность.

Однако 2 раза зданию приходилось на время закрыться. В 1991-м году во время путча и в 1993-м, когда случился расстрел Белого дома. Но все же это не особо повлияло на популярность заведения. Люди продолжали ходить днем на кинопросмотр, а любители ночных дискотек, посещали Арлекино. Кстати, та пятнистая расцветка на фасаде клуба, в будущем ставшая символом киноцентра «Соловей», появилась благодаря еще ресторану «Арлекино».

Сейчас уже известно, что открытие ночного клуба обошлось в довольно скромную сумму, которая была отбита предпринимателями в течении нескольких недель, после чего пошла уже чистая прибыль, которую не могли не заметить и преступные группировки. С этого момента и начинается череда убийств за деньги, которые приносил клуб.

Борьба за «Арлекино»

Первые, кто начал ставить бизнесменов под свою крышу, была Бауманская группировка, во главе с вором в законе Валерием Длугачем (Глобус). Дело в том, что они имели долю с одного кинозала, открытым их подконтрольным бизнесменом. Естественно, что и эти залы приносили хорошую прибыль. Кинотеатры никогда не пустовали. Билеты там стоили недорого, поэтому при очередной премьере, распродавались практически все места. Но деятельность Арлекино также привлекла внимание законника. И к бизнесмену Гусеву пожаловали бойцы группировки, во главе с Владиславом Ваннером по прозвищу Бобон, правая рука Глобуса.

Тут наверное стоит сказать, что бауманские не терпели возражений. По крайней мере Глобус, еврей по национальности, не терпел возражений. Еще в 1991 году, сразу же после освобождения из тюрьмы, он был коронован кавказскими ворами, которые видели в нем союзника. Новоиспеченному законнику сразу же дали кураторство над одной из старейших Бауманских ОПГ.

Гусев понял, что отказываться от предложения такого человека, себе дороже, и начал снабжать Бауманских деньгами. Но, как известно, лидеры ореховских также получали с клуба проценты, так как именно они участвовали в какой-то мере в развитии «Арлекино». Еще на этапе ресторана, ореховские поставляли сюда продукты и алкоголь. И когда Сергей Тимофеев (Сильвестр) узнал, что бизнесменов начали кошмарить Бауманские, то встретился с Глобусом. Но, как известно, никакие аргументы не подействовали. Глобус не собирался идти на попятную.

Сильвестр несколько раз встречался с вором по этому поводу, пытаясь отнять эту землю у Бауманских, но Глобус был непреклонен — территория по его мнению принадлежала ему, и все, что на ней находится, тоже принадлежит ему. Неудачные попытки миром разрешить ситуацию, вызвали кровавую развязку и привлечения к устранению вора курганской ОПГ, и ее киллера Солоника.

Длугач часто посещал различные заведения, проводя время в шумных компаниях. Так и 10 апреля 1993 года он явился в Олимпийский на дискотеку. Говорят, что на днях он должен был отъехать по делам в Сибирь. Уже выходя из Олимпийского в сопровождении телохранителя, Глобус был сражен пулей в сердце, его телохранитель был ранен. А одна из шальных пуль, выпущенная из темноты, отрекошетила в колено старшего сержанта милиции, дежурившего на выходе.

На месте убийства Глобуса был найден ещё один труп — авторитет Орхелашвили по кличке «Итальянец», которого люди Длугача, подумав, что тот причастен к убийству, убили его двумя ударами ножа в грудь. По стечению обстоятельств, через два дня после убийства Глобуса, в подъезде собственного дома будет убит Анатолий Семенов (Рэмбо), также один из авторитетов бауманских. Но его убили совершенно друге люди, уставшие от вымогательств со стороны Семенова. Коммерсанты, у которых он вымогал все большие суммы денег, решили, что это самый лучший момент для ликвидации. Что на них никто и не подумает, связав убийство Рэмбо с убийством Глобуса. Так кстати и произошло. Тогда эти убийства свяжут между собой. Но только через семь лет станет известно, что убийство Глобуса и Рэмбо совершили совершенно разные люди. Хотя по некоторой информации, Семенов в любом случае был бы ликвидирован, так как его имя было в списке курганских, как человека, который был заказан лидерами группировки. И коммерсанты по сути облегчили задачу курганцам.

Когда Круглов пропал, то Тимофеев дал команду на устранение Бобона, который по его мнению и был причастен к исчезновению Бороды. Но скорее всего решающую роль сыграл все тот же «Арлекино», от которого бауманцы не отставали. За операцию отвечал Культик. С помощью курганцев было организовано наблюдение за Ваннером. 17 января 1994 года во время посещения тира он был застрелен Сергеем Ананьевским, одним из лидеров ореховских, который и курировал курганскую группировку в Москве. Контрразведчик курганцев Зеленин несколько недель следил за Бобоном, и в нужный момент отзвонился куратору. Культик прибыл вместе с Солоником, который должен был прикрывать отход в случае необходимости. Культик и устранил Бобона.
Казалось бы, что вопрос с «Арлекино» решили. Но курганская бригада, вызванная по сути для разовых акций, начала претендовать на свою долю в клубе. Сначала это были ненавязчивые намеки, которые в дальнейшем приобретали все более навязчивый характер. Просто курганцы часто посещали клуб, общались с владельцами и по сути видели, какие большие деньги он приносит. А приносил клуб действительно огромные суммы. Как бы то ни было, 13 сентября 1994 года был убит Тимофеев.

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Ночной клуб курганской бригады

Уход Тимофеева позволил курганцам претендовать на деньги «Арлекино». Лидеры бригады вошли в доверие к бизнесменам. Хотя в дальнейшем коммерсанты говорили, что не имели никаких дел с организованной преступностью. Однако во времена рэкета, было странно слышать такие речи от владельцев первого ночного клуба.

В 1995 году Анатолий Гусев пригласил выступить в «Арлекино» известную модель Наоми Кэмпбелл, именно там она дебютировала в качестве певицы. Заплатили ей 100 тысяч долларов и еще подарили бриллианты. Очередной пиар для клуба был успешным. Хоть Наоми в итоге и не стала певицей, гости заведения тогда оценили ее выступление.

4 марта 1996 года курганские убивают Культика. После этого, помимо всего прочего, начинают увеличивать свою дань с «Арлекино». Но незадолго до этого, 25 февраля, был убит Виктор Борисов. Учредителя детского клуба «Арлекино» застрелили на Верхней Радищевской улице. Как говорили оперативники, в разработке по этому убийству была курганская ОПГ. К концу года следствие казалось сдвинулось, была получена информация, что с клуба вымогали деньги курганские бандиты, и детский клуб «Арлекино» полностью был под их контролем, и Борисов воспротивился тому, что плата возрастала.

Как говорил источник, с Гусевым часто можно было видеть Олега Нелюбина и Андрея Колегова. Навряд ли конечно они помогали работе. Но факт остается фактом. Никаких предпосылок для убийства Гусева курганскими на тот момент не было.

Убийство Владимира Богача

Кстати, имеется во всей этой истории еще один случай. 10 июля 1996 года курганские были в киноцентре. Там столкнулись с участниками другой враждебной группировки. Выяснять отношения на месте не стали. Поэтому договорились встретиться через два дня у Спорткомплекса ЦСКА. Но, как известно, курганские были не любителями вести переговоры. Лидеры бригады на встречу не поехали, отправив нескольких своих людей. В итоге произошла перестрелка. И по случайности в это же время там присутствовал главный администратор армейской хоккейной команды Владимир Богач, который вероятно и стал случайной жертвой бандитов.

СМИ тогда писали, что около трех часов дня Владимир Богач собрался домой. Выходя из спорткомплекса ЦСКА, он поздоровался со знакомой, которая в это время получала в кассе полтора миллиона рублей. Узнав об этом, Богач пошутил: «Какие большие деньги. Смотри, тебя за них убьют». После этого он с женой Еленой сел в свою белую «пятерку» и отправился домой. Но тут же администратор вспомнил, что забыл сделать важный звонок, и вернулся. Автомобиль он поставил между двумя кортами позади административного здания. Жена вышла из машины и отошла в тень.

Газеты выдвигали версии — то ли погиб случайно в бандитской разборке, то ли его с кем-то перепутали, явно намекая на Нелюбина, сходство с которым несколько прослеживалось. Но была и основная оперативная версия — киллеры поджидали именно Богача. Возможно, кому-то денег задолжал. В общем, ни убийц, ни заказчиков не нашли. Но, насколько известно, там действительно в это же самое время была перестрелка, в ходе которой был ранен в ногу один из бригадиров курганских.

Когда курганских взяли силовики в оборот, то им срочно понадобились деньги. Андрей Колегов был арестован в январе 97 года, Олег Нелюбин и еще несколько активных участников группировки летом того же года. Оказавшись в СИЗО, им пришлось оплачивать не только услуги адвокатов, но и платить за свою безопасность. И по некоторым данным, на «Арлекино» начали давить оставшиеся на свободе соратники. И бизнесмены могли стать, по предположению, жертвами этой бригады. Хотя это лишь одна из многих версий. В то время и ореховские плотно опекали бизнесменов, и также считали их деньги.

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

Курганские были обезврежены, клуб «Арлекино» был закрыт в начале двухтысячных, а здание киноцентра перешло под теневой контроль измайловской опг с ее лидером Антоном Малевским.

Малевский погиб 6 ноября 2001 года — разбился во время прыжка с парашюта в ЮАР. Вообще с 1993 по 1998 годы Антон Измайловский, как его называли, находился за рубежом, так как в России на него было заведено уголовное дело. Возвратился лишь после того, как дело было успешно закрыто. Имел большое влияние, одним из первых установил, еще в начале лихих 90-х, контроль над крупными металлургическими предприятиями России. Имел связи среди власть имущих людей. И его структуры, по некоторым данным, стали опекать киноцентр. Уже никто не пытался потеснить их.

В середине 2000-х, уже после закрытия «Арлекино», здесь поочередно размещались популярные клубы «Инфинити», который в 2008 году сменил «Бархат» – это были два из десяти самых больших ночных заведений Москвы с проходимостью до пяти тысяч человек за ночь.

Кстати в 2005 году киноцентр окончательно перешел в частные руки, Союз кинематографистов вышел из числа его собственников. В том же году Музей кино был выселен из здания на Красной Пресне. В 2011 году киноцентр получил новое название «Соловей». А к 2012 году был закрыт и клуб Бархат. Именно в то время можно сказать, что киноцентр «Соловей» стал последним независимым и самым большим кинотеатром в Восточной Европе, не входящим ни в одну сеть. В нем ежедневно демонстрировалось до пятидесяти фильмов. Причем в 2018 году кинотеатр был оснащен самым современным оборудованием, ежедневно в залах демонстрировалось около 50 картин. Ну а затем власти Москвы решили снести в каком-то роде культовое здание киноцентра.

баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть фото баня общественная баня мужчины и женщины. Смотреть картинку баня общественная баня мужчины и женщины. Картинка про баня общественная баня мужчины и женщины. Фото баня общественная баня мужчины и женщины

2 декабря 2019 года Киноцентр «Соловей», в залах которого в течение 30-ти лет проведено более 325 тысяч сеансов, прекратил свою работу. Накануне в нём состоялся последний сеанс для зрителей — бесплатный показ фильма Чарли Чаплина «Великий диктатор», демонстрировавшегося и на открытии киноцентра в марте 1989 года.
Мы не считали, но если верить СМИ, то за всю свою деятельность, киноцентр унес жизни 11 человек, и не все эти жертвы были связаны с криминальным миром. Работы по сносу киноцентра «Соловей» начались 4 декабря 2019 года. Самое интересное, что документы о сносе были подготовлены более десяти лет назад. Купившие это здание инвесторы, по последним данным, собираются возвести на этом месте Гостиницу с культурно-досуговым комплексом, где также по плану должен быть кинотеатр.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *