что относится к непрограммной инструментально симфонической музыке

Как научиться понимать классическую музыку? Ещё одно интересное мнение…

что относится к непрограммной инструментально симфонической музыке. Смотреть фото что относится к непрограммной инструментально симфонической музыке. Смотреть картинку что относится к непрограммной инструментально симфонической музыке. Картинка про что относится к непрограммной инструментально симфонической музыке. Фото что относится к непрограммной инструментально симфонической музыкеЭто поразительно, но на фоне однообразия современной поп-музыки серьёзную классическую музыку некоторые почему-то считают скучной. Давайте разберёмся, почему так происходит? В первую очередь, те, кто утверждает, что классическую музыку невозможно слушать, скорее всего с академической музыкой толком никогда и не соприкасались.

И дело даже не в том, что они не имеют основ специального музыкального образования. Просто для того чтобы научиться понимать классическую музыку, нужно быть готовым кинтеллектуальной работе, к сопротивлению обыденности, а этого сегодня не многим хочется.

Современная эстрадная музыка потому стала популярной, что является, в подавляющем большинстве, легковесной музыкой – она, как правило, не заставляет думать. И все же, направление данной статьи вовсе не сводится к тому, чтобы в итоге сказать: «Классика – это шедевры, а современная музыка только на помойку годится» – конечно нет! В истории культуры и искусства и для современного музыкального творчества должно быть место и оно будет! Тем более, что есть настоящие шедевры и в музыке современности.

Молодежь не знает, что делать с классической музыкой только потому, что ей элементарно не объяснили этого! Мне не раз встречались молодые люди с репликами: «Бах? О ужас, это же убийственно скучно!» Но если б им только научиться понимать классическую музыку…

Научиться понимать классику? Просто начните слушать!

И это на самом деле так! Причем необязательно сразу обзаводиться стопой музыковедческих книг! Главное начать слушать. И вот здесь есть свои правила, следуя которым, вы откроете для себя новый удивительный мир!

Если вы решили научиться слушать классическую музыку, то скорее всего вас приведут в восторг русские композиторы – Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Танеев, Свиридов и многие другие.

Концепция классической музыки: образность и абстрактность

Как научиться понимать классическую музыку, разбираться в ней и полюбить её? Композиторы-классики создавали музыку под впечатлением каких-либо образов, сюжетов, философских изысканий и жизненных впечатлений. В некоторых произведениях даже новичок услышит то явления природы: шум прибоя, крик чаек, грозу, а то и социальные портреты: песню шарманщика, серенаду рыцаря, а то и поступь войска. К музыкальным произведениям о природе в какой-то мере относится и знаменитый цикл Сен-Санса “Карнавал животных”.

Программная и непрограммная музыка

Всю музыку условно разделяют на три большие категории:

Программная музыка имеет название (например – Зима, или Пилигримы, или Звёздная ночь и т.д.) или изложенное словами содержание. Непрограммная музыка не сообщает ни того, ни другого.

К программной относят те произведения, которые имеют какой-то немузыккальный подтекст. Программная музыка, как правило, уже даже в своём названии определяет содержание, а нам остается только улавливать и воспринимать звуковые ассоциации, которые хотел передать композитор.

Непрограммная музыка гораздо сложнее в силу своей абстрактности. Она предназначена для более серьёзной, подготовленной аудитории. Но она и интереснее, загадочнее. Она дает огромный простор воображению. К области непрограммной музыки относятся, например, фуги – полифонические произведения, в которых нужно уметь слышать темы и следить за их развитием, или сюда же относятся симфонии без названия – музыкальные закадки, философский смысл которых нужно разгадывать.

Научиться понимать классическую музыку дано тем, кто этого действительно желает, кто слушая, умеет размышлять, улавливать ассоциации, искать новые впечатления. Старайтесь и всё получится!

Автор – Ольга Фелициани

Источник

Жанры симфонической музыки

Симфоническая музыка –существует почти три столетия. Музыкальные произведения, в которых композиторы в той или иной форме разъясняют слушателям их содержание.

Жанры симфонической музыки:

Симфония –музыкальное произведение для симфонического оркестра.

Симфония, которая имеет четыре части–классическая.

Первая часть-быстрая, активная, иногда с медленным вступлением. Она пишется в сонатной форме.

Вторая часть – медленная–обычно задумчивая, элегическая (посвящена мирным картинам природы).

Третья часть –менуэт, а позднее, у Бетховена –скерцо.

Четвертая часть–финал, итог всего цикла.

Встречаются симфонии и с меньшим и с большим количеством частей.

Симфония как самостоятельный музыкальный жанр возникла в конце XVIII–начале XIXвека. Иногда в симфонии используется хор, певцы-солисты.

Существуют симфонии и для струнного оркестра, духового оркестра и для оркестра народных инструментов.

СИМФОНИЕТТА – появились в XIX в. (итал. sinfonietta, уменьшит. от sinfonia) – жанр симфонической музыки, отличающийся от симфонии меньшим масштабом цикла и оркестровым составом (малый симфонический или камерный оркестр). Для Cимфониетты характерна светлая, нередко народно-жанровая образность.

СЮИТА –от французского слова (suite) –ряд, последовательность.

Вначале в сюиту вошли четыре разнохарактерных танца. Иногда появлялись в сюите и нетанцевальные части-прелюдии, ария, каприччио, рондо.

Старинные сюиты писали многие композиторы. Наиболее известные сюиты И.С. Баха и Й. Генделя. Такие произведения писали и для отдельных музыкальных инструментов, и для небольших оркестровых составов.

Широко известны оркестровые сюиты П.И. Чайковского, сюиты для двух фортепиано С.В. Рахманинова. Другие носят программный характер, например “Каринки с выставки” М. Мусоргского.

Позднее появились сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам. Например музыка к драматическому спектаклю – “Пер Гюнт” Э. Грига, из кинофильма – “Овод” Д. Шостаковича.

УВЕРТЮРА –от французского слова (ouverture) –открытие, начало.

Увертюра –в опере исполняется при закрытом занавесе и в общих чертах рассказывает слушателям, какого рода спектакль развернется перед нами: с легкими переживаниями или серьезными, бурными или достаточно спокойными. Увертюра встречается не только в опере. С увертюры начинается оперетта, нередко драматический спектакль, кинофильм.

что относится к непрограммной инструментально симфонической музыке. Смотреть фото что относится к непрограммной инструментально симфонической музыке. Смотреть картинку что относится к непрограммной инструментально симфонической музыке. Картинка про что относится к непрограммной инструментально симфонической музыке. Фото что относится к непрограммной инструментально симфонической музыкеФ.Лист (1811-1886)

Это понятие появилось в музыкальном искусстве в 1854 году: венгерский композитор Ференц Лист дал определение «симфоническая поэма» своему оркестровому сочинению «Тассо», первоначально задуманному как увертюра. Этим определением он хотел подчеркнуть, что «Тассо» – не просто программное музыкальное произведение. Чрезвычайно тесно связано оно с поэзией своим содержанием. В дальнейшем Лист написал еще двенадцать симфонических поэм. Самая известная среди них – «Прелюды». В основе ее стихотворение французского поэта-романтика Ламартина «Прелюды» (точнее «Прелюдии»), в котором вся жизнь человеческая рассматривается как ряд эпизодов – «прелюдий», ведущих к смерти.

В творчестве Листа сложилась и форма, наиболее характерная для симфонической поэмы: свободная, но с явными чертами сонатно-симфонического цикла (см. рассказ о симфонии), если его исполнять без перерыва между частями. В разнохарактерных эпизодах симфонической поэмы есть сходство с основными разделами сонатной формы: главной и побочной партиями экспозиции, разработкой и репризой. А в то же время отдельные эпизоды поэмы могут восприниматься как части симфонии.

После Листа многие композиторы обращались к созданному им жанру. У классика чешской музыки Бедржиха Сметаны есть цикл симфонических поэм, объединенный общим названием «Моя Родина». Очень любил этот жанр немецкий композитор Рихард Штраус. Широко известны его «Дон-Жуан», «Дон-Кихот», «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля». Финский композитор Ян Сибелиус написал симфоническую поэму «Калевала», в основе которой, в качестве литературного источника, лежит финский народный эпос.

СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА родственна симфонической поэме. Она так же 1-частна и является жанром программной музыки. Однако, в отличие от поэмы, для которой характерно наличие лирико-философского начала, в картине главенствуют колористические, иллюстративные элементы.

Как правило, симфоническая картина посвящается изображению какого-либо одного события. Так, картина Римского-Корсакова «Садко» основана на одном из эпизодов былины о славном новгородском госте. Произведение повествует о похищении Садко Морским царем, подводной вакханалии и вызванной ею буре.

Содержание иных картин имеет чисто пейзажный характер, ярким примером такой симфонической картины является «Волшебное озеро» Лядова. К симфоническим картинам можно отнести три эскиза Дебюсси «Море», скерцо Дюка «Ученик чародея», фантазию «Лес» Глазунова.

Специфика жанра симфонической картины особенно благоприятствует развитию изобразительных средств музыки. Как правило, симфонические картины отличаются богатством звука, красочностью гармонии, яркостью тембрового колорита. Их образы наглядны, рельефны, вызывают разнохарактерные зрительные ассоциации.

Симфоническая фантазия отличается большей свободой построения, часто–присутствием в программе фантастических элементов.

Тем не менее, в тех случаях, когда строение 1-частных программных пьес оказывалось своеобразным, резко не совпадало ни с одной из общепринятых музыкальных форм, композиторы подчеркивали это обстоятельство, называя такие сочинения фантазиями.

Существует и другой вид произведений, обозначаемых таким же наименованием. Это пьесы, построенные на свободной разработке народных песен. Примеры таких фантазий следующие:

КОНЦЕРТ –от латинского слова (concertare) состязаться.

Концерт –это музыкальное произведение для симфонического оркестра и солирующего инструмента. Инструментальные концерты обычно состоят из трех частей.

Первая часть –быстрая, с бурными событиями.

Вторая часть –медленная, с глубокими переживаниями.

Третья часть –снова быстрая, праздничная.

Заложили эту структуру Й. Гайдн и В.А. Моцарт, а в дальнейшем она утвердилась в творчестве Л.ван Бетховена.

Встречаются также концерты из большего количества частей, бывают они и одночастными. Встречаются концерты и для голоса с оркестром, а так же для двух или трех солирующих инструментов – тогда они называются двойными или тройными.

Развитие жанра концерта как сочинения для одного или нескольких
солирующих инструментов с оркестром продолжилось в XIX веке в
творчестве Н. Паганини, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, И. Брамса, Ф. Листа,
П. Чайковского, М. Бруха и многих других композиторов.

К жанру концерта композиторы часто обращались и в XX веке: широко
известны фортепианные и иные концерты С. Рахманинова, С. Прокофьева, Д.
Шостаковича, И. Стравинского, Б. Бартока, Д. Мийо, П. Хиндемита, А.
Шёнберга, А. Берга, А. Веберна.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

как называется инструментально симфоническая музыка написанная на какой либо литературный сюжет

Как называется инструментально симфоническая музыка написанная на какой либо литературный сюжет

6 кл. Тест по музыке. 15.01.2021.

ФИ_____________________________________________

1. По условиям (месту) исполнения и восприятия музыкальные произведения делятся на …

а) вокальные и инструментальные.

б) народные и композиторские.

в) камерные и симфонические.

2. По способу исполнения музыкальные произведения подразделяют на…

а ) вокальные и инструментальные.

б) народные и композиторские.

в) камерные и симфонические.

3. Инструментально-симфоническая музыка бывает …

а) вокальная и инструментальная.

б) программная и непрограммная.

в) камерная и симфоническая.

4. Произведения, написанные на какой-либо литературный сюжет – это…

а) непрограммная музыка.

в) программная музыка.

5. Произведения, не имеющие конкретных названий – это…

а) непрограммная музыка.

в) программная музыка.

6. Музыкальные произведения, написанные для исполнения в небольших помещениях, для небольшого количества исполнителей относятся к …

а) непрограммной музыке.

в) программной музыке.

7. С творчеством какого композитора продолжили знакомство на уроке?

8. Небольшое произведение, выполняющее роль вступления, а затем самостоятельное произведение, раскрывающее один образ – это …

10. Для какого инструмента писал произведения Ф. Шопен?

11. В каком жанре не писал композитор Ф. Шопен?

12. «Великий пеший танец» — это…

13. Музыкальный символ Польши – это …

14. Как творческий отклик на происходящие в Польше события появились…

15. Музыкальное сочинение, которое было предназначено для выработки техники и виртуозности – это…

Программная музыка

Полезное

Смотреть что такое «Программная музыка» в других словарях:

Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое либо явление… … Википедия

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — новейшая «описательная» или «изобразительная» музыка (Вагнер и его последователи), стремящаяся в звуках передавать движение, различные действия и т. д., нуждается в программе для того, чтобы она была вполне понятна слушателям; отсюда программная… … Словарь иностранных слов русского языка

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений … Большой Энциклопедический словарь

Программная музыка — (нем. Programmusik, франц. musique а programme, итал. musica a programma, англ. programme music) муз. произведения, имеющие определённую словесную, нередко поэтич. программу и раскрывающие запёчатлённое в ней содержание. Явление муз.… … Музыкальная энциклопедия

программная музыка — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей содержание. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений. * * * ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА,… … Энциклопедический словарь

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — Как вы думаете, чем отличается фортепианный концерт Чайковского от его же симфонической фантазии «Франческа да Римини»? Конечно, вы скажете, что в концерте солирует фортепиано, а в фантазии его нет вовсе. Может быть, вы уже знаете, что концерт… … Музыкальный словарь

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — (от нем. Programmusik), музыка, задача которой – изобразить состояние внутреннего или внешнего мира, более или менее точно определенное в приложенном к композиции тексте ( программе ). Под влиянием последнего, слушатель, внимая п й м е, не… … Музыкальный словарь Римана

программная музыка — инструментальная и оркестровая музыка, связанная с воплощением заимствованных из внемузыкальной сферы идей (литература, живопись, явления природы и т.д.). Название происходит от программы – текста, которым композиторы часто сопровождали… … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА

Про­грам­мой мо­жет слу­жить за­гла­вие, ука­зы­ваю­щее на что-ли­бо вдох­но­вив­шее ком­по­зи­то­ра; бо­лее под­роб­ные про­грам­мы обыч­но пред­став­ля­ют со­бой литературный сю­жет.

В программной музыке ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся зву­ко­изо­бра­зи­тель­ность, кон­кре­ти­за­ция че­рез жанр. Раз­ли­ча­ют­ся кар­тин­ная (музыкальные кар­ти­ны при­ро­ды, народных празд­неств, битв и другие) и сю­жет­ная про­грамм­ность. Раз­ви­тие музыкальных об­ра­зов в сю­жет­но-про­грамм­ной му­зы­ке в той или иной сте­пе­ни от­ве­ча­ет кон­ту­рам сю­же­та (как пра­ви­ло, за­им­ст­во­ван­но­го из ху­дожественной литературы), по­рой да­ёт­ся лишь музыкальная ха­рак­те­ри­сти­ка основных об­ра­зов.

Про­грамм­ность в соб­ст­вен­ном смы­с­ле бе­рёт на­ча­ло в эпо­ху ба­рок­ко в про­из­ве­де­ни­ях К. Фа­ри­ны (сборник «При­чуд­ли­вое ка­прич­чио», издан в 1627 году в Дрез­де­не), А. По­льет­ти (сюи­та для кла­ви­ра «Вос­ста­ние в Ве­нг­рии», 1671 год), И.Я. Фро­бер­ге­ра, Г.И.Ф.Би­бе­ра, И. Ку­нау. Сре­ди про­грамм­ных про­из­ве­де­ний XVIII века: «Ка­прич­чио на отъ­езд воз­люб­лен­но­го бра­та» И.С. Ба­ха, цикл скри­пич­ных кон­цер­тов «Вре­ме­на го­да» А. Ви­валь­ди, кла­ве­син­ные ми­ниа­тю­ры Ф. Ку­пе­ре­на, Ж.Ф. Ра­мо. Ряд про­из­ве­де­ний программной музыки соз­дал Л. ван Бет­хо­вен: 6-я сим­фо­ния («Пас­то­раль­ная»; все час­ти име­ют на­зва­ния), увер­тю­ра «Ко­рио­лан» и другие.

Круп­ный вклад в программной музыки вне­сли русские ком­по­зи­то­ры: симфоническая кар­ти­на «Ива­но­ва ночь на Лы­сой го­ре», фортепианный цикл «Кар­тин­ки с вы­став­ки» М.П. Му­сорг­ско­го, симфоническая сюи­та «Шехе­ра­за­да» Н.А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, сим­фо­ния «Ман­фред», увер­тю­ра-фан­та­зия «Ро­мео и Джуль­ет­та», фан­та­зия для ор­ке­ст­ра «Фран­че­ска да Ри­ми­ни» П.И. Чай­ков­ско­го и другие; программная музыка пи­са­ли А.К. Гла­зу­нов, А.К. Ля­дов, А.Н. Скря­бин, С.В. Рах­ма­ни­нов, Н.Я. Мяс­ков­ский, Д.Д. Шос­та­ко­вич.

Как называется инструментально симфоническая музыка написанная на какой либо литературный сюжет

6 кл. Тест по музыке. 15.01.2021.

ФИ_____________________________________________

1. По условиям (месту) исполнения и восприятия музыкальные произведения делятся на …

а) вокальные и инструментальные.

б) народные и композиторские.

в) камерные и симфонические.

2. По способу исполнения музыкальные произведения подразделяют на…

а ) вокальные и инструментальные.

б) народные и композиторские.

в) камерные и симфонические.

3. Инструментально-симфоническая музыка бывает …

а) вокальная и инструментальная.

б) программная и непрограммная.

в) камерная и симфоническая.

4. Произведения, написанные на какой-либо литературный сюжет – это…

а) непрограммная музыка.

в) программная музыка.

5. Произведения, не имеющие конкретных названий – это…

а) непрограммная музыка.

в) программная музыка.

6. Музыкальные произведения, написанные для исполнения в небольших помещениях, для небольшого количества исполнителей относятся к …

а) непрограммной музыке.

в) программной музыке.

7. С творчеством какого композитора продолжили знакомство на уроке?

8. Небольшое произведение, выполняющее роль вступления, а затем самостоятельное произведение, раскрывающее один образ – это …

10. Для какого инструмента писал произведения Ф. Шопен?

11. В каком жанре не писал композитор Ф. Шопен?

12. «Великий пеший танец» — это…

13. Музыкальный символ Польши – это …

14. Как творческий отклик на происходящие в Польше события появились…

15. Музыкальное сочинение, которое было предназначено для выработки техники и виртуозности – это…

Симфоническая музыка

1. Запишите в тетрадь тему урока: «Симфоническая музыка»

2. Прочитайте текст. Найдите в тексте и выпишите в тетрадь определение «симфония» и её строение.

Симфония (от греч. symphonia — созвучие) — ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное произведение, достигла совершенства в XVIII в. в сочинениях венских классиков Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена.

Йозеф Гайдн считается основоположником жанра симфонии, всего им было создано 104 симфонии.

Хотя Моцарт написал более 50 симфоний, некоторые из них (ранние) были утеряны. Сегодня нам известны 41 симфония композитора. Известно, что свои первые симфонии он написал исключительно внутренним слухом, не притрагиваясь к инструменту в восьмилетнем возрасте.

У Бетховена 9 симфоний. С его Третьей, Героической симфонией мы знакомились в 3 классе. Продолжая традиции классической симфонии, он привнёс новизну в этот жанр. Например в его 9-ой Симфонии в финале участвует смешанный хор, который исполняет оду «К радости» Шиллера.

Как строится симфония?

Классическая симфония сформировалась как цикл из четырёх частей, которые воплощали в себе разные стороны человеческой жизни.

1-я часть — быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Она, как правило, пишется в уже знакомой вам сонатной форме (в форме сонатного аллегро).

2-я, медленная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям. Она может быть пасторальной, элегичной, скорбной или трагической по настроению.

3-я часть — менуэт ( старинный народный французский грациозный танец ) — это игра, веселье, картинки народной жизни.

4-я — быстрый финал, близкий народной песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке. Он как итог всех частей отличается, как правило, победным, торжественным, праздничным характером.

Так в процессе борьбы, острых, конфликтных столкновений, видоизменений утверждается музыкальная идея произведения. В такой форме писались симфонии Гайдна.

3. Прочитайте текст

Йозеф Гайдн. Симфония №103 «С тремоло литавр»

Основное историческое и художественное значение приобрела инструментальная музыка Гайдна симфоническая и камерная, а также оратории «Сотворение мира» и «Времена года». С творчеством композитора связан расцвет таких жанров, как симфония, струнный квартет, клавирная соната.

Одной из главных исторических заслуг Гайдна является то, что именно в его творчестве приобрела окончательный вид симфония. Над этим жанром он работал в течение тридцати пяти лет, отбирая самое необходимое, совершенствуя найденное. Его творчество предстаёт как сама история формирования этого жанра.

4. Запишите слушание: Йозеф Гайдн. Симфония №103 «С тремоло литавр», фрагмент 1-ой части»

Первая часть симфонии открывается медленным вступлением, оттеняющим весёлое и стремительное allegro. Композитор начинает симфонию дробью литавр, напоминающей раскаты грома. Главная тема в экспозиции (Allegro) очень напоминает картину народного праздника. В его основе лежат две темы танцевального характера (начинает звучать со 2 мин 12 сек., дослушать до 3 мин.).

Источник

«Программная и непрограммная музыка»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Программная и непрограммная музыка»

Данное мероприятие предназначено для детей младшего школьного возраста, требует предварительной подготовки разучивания музыкальных произведений.

Цель: научить различать понятия программная и непрограммная инструментальная музыка.

-Расширить музыкальный кругозор в области музыкальной культуры

-Развить способность к целостному восприятию музыкального произведения;

-Активизировать внимание, мышление, воображение;

-музыкальный центр, CD- диски

Здравствуйте дорогие ребята и дорогие гости! Сегодня мы собрались с вами все вместе для того, чтобы окунуться в волшебный мир искусства, мир музыки!

И не случайно наша с вами встреча начинается под звуки этой чудесной музыки под названием «Апрель» великого русского композитора П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года».

-Какая музыка по характеру?

-Правильно, светлая, жизнерадостная…Нежная мелодия передает живое дыхание весны. Журчит ручеек, звенит капель, маленький беспомощный цветок пробивается к свету из под снега…Весна – прекрасная пора года, когда природа оживает, а вместе с ней вдохновляется человек, становится чище и добрее.

-Композиторы, сочиняя музыкальные произведения, часто давали им названия.

Только не надо думать, что программная музыка более содержательна и доступна, чем музыка непрограммная. Композитор не может сочинять, думая лишь о нотах. Его мысли, чувства отображены в музыкальных звуках. Музыка композитора наглядно рисует музыкальные образы, заставляет сопереживать, мыслить, воображать.

А сейчас, уважаемые гости, перед вами выступят воспитанники музыкальной студии «Лира», и мы более подробно поговорим о программной и непрограммной музыке.

Начнем наше выступление с музыкальной пьесы под названием «Этюд».

Композиторы, сочиняя этюды, не только учили искусству игры на инструменте, но и стремились доставить своей музыкой настоящее удовольствие.

Прослушаем «Этюд» датского композитора и пианиста XIX века Людвига Шитте.

(Исполняется этюд Л. Шитте)

-А какой характер у этой музыки?

-Правильно! Радостный, задорный, игривый..Мелодия нарисовала в нашем воображении картину веселья.

-А сейчас мы прослушаем еще один этюд замечательного австрийского композитора, пианиста и выдающегося педагога XIX века Карла Черни.

(Исполняется этюд К.Черни)

Скажите, а мелодия этого музыкального произведения отличается по характеру?

-Верно, музыка стала энергичной, стремительной.. чувствуется какое-то волнении, накал страстей..

Ребята, что такое «Этюд» мы уже знаем, а теперь давайте дальше знакомиться с непрограммной музыкой и поговорим о музыке полифонической.

Полифония (греч.) – многоголосие. Это как «беседа» друзей..Нет ни главных, ни подчиненных… Все голоса в полифонической музыке равноправны и выразительны.

Полифоническая музыка возникла давно. Вначале она была исключительно церковно-хоровой. Композиторы, сочиняя полифоническую музыку, делали хитроумные вычисления по строгим правилам и, не удивляйтесь, сравнивали ее с математикой.

Вначале полифоническая музыка была исключительно хоровой. А в XVIII веке полифоническая музыка достигла наивысшего расцвета в творчестве великого немецкого композитора И.С.Баха. Гений! Неиссякаемый источник человеческого духа! Его полифоническая музыка наполнилась переживаниями, страстями, стала более свободной и живой.

Инвенция (полифоническая музыка) означает изобретение, выдумка, построена на приеме имитации, т.е. «подражании».

Сейчас прозвучит инвенция композитора И.С.Баха

-Ребята, а сколько голосов вы услышали в этой инвенции?

Правильно, это 2-хголосная инвенция. А вы заметили, как характер пьесы определяет одна тема. Она подвижна, жизнерадостна, волнующая…заставляет нас думать о возвышенном, любви и счастье.

-Сейчас вы прослушаете еще одно полифоническое произведение под названием «Фуга»

выдающегося композитора, педагога XX века Н.Я. Мясковского.

(Исполняется Фуга –Н. Мясковского)

-Слушая инвенции, фуги и другие полифонические произведения, мы можем с вами получать удовольствие, вовсе не зная что такое «полифония», но если внимательно прислушаться к искусному плетению голосов, то удовольствия от прослушанной музыки у нас только прибавиться.

Это джазовое произведение. Корни джазовой музыки уходят в народную музыку африкансикх негров. Большая свобода импровизирования, искусство ритма (синкопированный ритм-свинг), акценты на слабой доле, яркая гармония, смена тональностей – все это характерно для джазовых произведений. Излюбленные инструменты джаза – саксофон, труба.

-Но и для фортепиано сочиняли джазовые пьесы. Они по-своему интересны и доставляют огромную радость.

(Исполняется «Пьеса»- М. Шмитца)

Продолжаем нашу беседу о непрограммной музыке и поговорим о танце..

Танец-искусство выразительных движений в определенном ритме. Музыка и танец –неразлучные друзья. Есть танцы народные, бальные, старинные.

Бурре, полонез, менуэт, сарабанда, контрданс… Слава этих старинных танцев гремела когда-то по всей Европе. А при короле Людовике XIV в XVII веке в Париже была открыта специальная королевская Академия танца!

Старинный придворный танец «Куранта» пользовался в 16-17 веке большой популярностью, как танцевальная игра, очень живая и веселая.

А давайте, представим «Бал»… Какая-то церемония галантных, затейливых приветствий. Кавалеры расшаркиваются, приседают в реверансе, движения плавные, скользящие..

Кто хорошо танцевал «Куранту», тому казались легкими и все остальные танцы – ее можно назвать грамматической основой танцевального искусства.

Ну и как же нам не поговорить о «Вальсе»?

Музыка этого танца плавная, гибкая, выразительная..написана в трехдольном размере. Танцующие пары словно скользят по кругу – вальсируют. А королем вальса называют автрийского композитора Иоганна Штрауса.

-А сейчас уважаемые гости мы поговорим о программной музыке.

-Ребята, а вы любите сказки? Французский композитор и дирижер XX века, Анри Томази, сочинил музыкальное произведение и назвал его «Сказка о короле-волшебнике». И уже само программное название говорит, с каким настроение, с какими мыслями мы будем слушать музыку».

(Исполняется муз. пьеса А.Томази «Сказка о короле-волшебнике»)

-А какой характер у этой музыки?

Продолжаем беседу о программной музыке и поговорим о теплой, солнечной стране, которая находится на Востоке- Япония. В этой стране в ней много гор, зелени..В Японии, как и в другой стране, своя культура жизни людей, свои обычаи, традиции…

Мы с вами прослушаем музыкальную пьесу японского композитора Канэда Бина «Давным-давно» и мысленно попробуем побывать на экскурсии по этой стране.

(Исполняется муз. пьеса «Давным-давно-К.Бин)

-А какя музыка по характеру в прослушанном вами поизведении?

-Правильно…Светлая, веселая песенная мелодия, своеобразный колорит музыкального языка, гармонии изобразили солнечную страну Японию во всей красе, и ее миролюбивых жителей, любящих свою Родину.

-В жизни каждого человека есть радостные моменты, счастливые дни. но человеку свойственно и грустить, печалиться.

У русского композитора XIX века Василия Калинникова есть музыкальное произведение под названием «Грустная песенка»

И конечно же название музыкального произведения уже настраивает нас на грустную, напевную мелодию..

(Исполняется «Грустная песенка»-В.Калинников)

-Ребята, а вот если бы вы были художниками..какое бы время года вы нарисовали.

-Я с вами согласна…я бы тоже нарисовала «Осень».. дует ветерок..опадает с деревьев листва, солнышко выглядывает все реже, дни становятся короче, холоднее, и от этого нам становится грустно…Но мы всегда надеемся, что после дождика выглянет солнышко, после грусти наступит время радости и счастья!

-А что за праздник без веселья, улыбок и смеха? Новый год-самый чудесный, волшебный праздник..мы загадываем желания и верим, что они обязательно исполнятся.

«На елке у Гюзель»-так называется музыкальная пьеса татарского композитора, педагога XX века Рустема Яхина.

Название нас настраивает на восприятие музыкального образа?

-Правильно…мы уже заранее можем представить нарядную елку, украшенную разноцветными шарами, гирляндой, мишурой; добрую девочку Гюзель и ее друзей на новогоднем празднике.

(Исполнеяется муз. пьеса «На елке у Гюзель»—Р.Яхин)

И в заключении нашего концерта прозвучит еще одно программное ансамблевое произведение австрийского композитора-классика XVIII века Й. Гайдна, и называется оно «Учитель и ученик»

-Ребята, это произведение можно назвать юмористическим?

-Конечно…смешные интонации, повторение темы в разных регистрах, акценты, нарастание динамики. И если пофантазировать, то можно представить в нашем воображении важного, требовательного педагога и шаловливого ученика.

И это не случайно, так как Й. Гайдн очень любил шутить, и это чувство юмора помогало ему в самых трудных моментах жизни.

Вот и закончился наш концерт,-беседаю и, я думаю, вы научились различать программную музыку от непрограммной.

Спасибо всем! До свидания!

Творческие портреты композиторов: Популярный справочник.- М.: Музыка, 1990.- 444 с.

Финкельштейн.Э. «Занимательное чтение с картинками и фантазиями»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *