что относится к потребительским расходам для россии
Потребительские расходы
Опубликовано 22.06.2021 · Обновлено 22.06.2021
Что такое потребительские расходы?
Потребительские расходы – это общая сумма денег, потраченных на конечные товары и услуги отдельными лицами и домашними хозяйствами для личного использования и удовольствия в экономике. Современные показатели потребительских расходов включают все частные покупки товаров длительного пользования, товаров краткосрочного пользования и услуг. Потребительские расходы можно рассматривать как дополнение к личным сбережениям, инвестиционным расходам и производству в экономике.
Ключевые выводы
Понимание потребительских расходов
Потребление конечных товаров (т. Е. Не капитальных товаров или инвестиционных активов) является результатом и конечной мотивацией экономической деятельности. Это потому, что все потребляемые товары должны быть сначала произведены. Потребительские расходы – главный компонент спроса и предложения; производство потребительских товаров также является важной частью предложения. Потребители решают, тратить ли свой доход сейчас или в будущем. Потребительские расходы обычно относятся только к расходам на потребление в настоящем. Доход, оставшийся для будущих расходов, называется сбережениями, которые также финансируют инвестиции в производство будущих потребительских товаров.
Многие экономисты, особенно придерживающиеся традиций Джона Мейнарда Кейнса, считают, что потребительские расходы являются наиболее важным краткосрочным фактором, определяющим экономические показатели, и основным компонентом совокупного спроса. Потребительские расходы являются крупнейшим компонентом валового внутреннего продукта (ВВП) и целью кейнсианской денежно-кредитной политики в макроэкономике. Другие экономисты, которых иногда называют сторонниками предложения, принимают закон рынка Сэя и считают, что частные сбережения и производство более важны, чем совокупное потребление. Если потребители тратят слишком большую часть своего дохода сейчас, будущий экономический рост может быть поставлен под угрозу из-за недостаточных сбережений и инвестиций.
Потребительские расходы, естественно, очень важны для бизнеса. Чем больше денег потребители тратят в той или иной компании, тем лучше она работает. По этой причине неудивительно, что большинство инвесторов и предприятий уделяют большое внимание цифрам и структуре потребительских расходов. Инвесторы и бизнес внимательно следят за статистикой потребительских расходов при составлении прогнозов.
Современные правительства и центральные банки часто изучают модели потребительских расходов при рассмотрении текущей и будущей фискальной и денежно-кредитной политики. Потребительские расходы часто измеряются и распространяются официальными правительственными учреждениями. В Соединенных Штатах Бюро экономического анализа (BEA) при Министерстве торговли регулярно публикует данные о потребительских расходах, которые называются « расходы на личное потребление » (PCE). Ежегодно в Соединенных Штатах Бюро статистики труда (BLS) проводит обследования потребительских расходов, чтобы помочь измерить расходы. Кроме того, BEA оценивает потребительские расходы за месячный, квартальный и годовой периоды.
В большинстве официальных агрегированных показателей, таких как валовой внутренний продукт (ВВП), преобладают потребительские расходы. Другие, включая гораздо более новые данные о валовых внутренних расходах (GDE) или «валовом выпуске» (GO), о которых сообщает BEA, также включают экономику производства и меньше подвержены влиянию краткосрочных потребительских расходов. По самой своей природе потребительские расходы раскрывают только экономику «использования» или готовые товары и услуги. Это отличается от экономики производства, относящейся к цепочке поставок и промежуточным этапам производства, необходимым для производства готовых товаров и услуг.
Потребительские расходы как индикатор инвестиций
Американская ассоциация индивидуальных инвесторов считает реальный ВВП самым важным экономическим индикатором, за которым следует следить. Если потребители обеспечивают меньший доход для данного бизнеса или в данной отрасли, компании должны приспосабливаться за счет снижения затрат, заработной платы или внедрения инноваций и внедрения более новых и лучших продуктов и услуг. Компании, которые делают это наиболее эффективно, получают более высокую прибыль и, если их акции торгуются на открытом рынке, как правило, демонстрируют лучшие результаты на фондовом рынке.
Потребительские расходы в России
2020: Снижение потребительских расходов в России на 9% (рекордный спад за 5 лет)
Расходы россиян в 2020 году упали рекордно высокими темпами за последние 5 лет — на 9% в сравнении с 2019-м. Об этом свидетельствуют данные аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
Согласно оценкам эксперты, среднемесячные траты граждан РФ в 2020 году составили 26 900 рублей. Россияне умерили свои расходы на 1,68 тыс. рублей в месяц, или на 20,2 тыс. рублей за целый год, сообщает ТАСС Информационное агентство России со ссылкой на исследование FinExpertiza.
Совокупные потребительские расходы в России по итогам 2020 года уменьшились примерно на 2,77 трлн рублей. Аналитики назвали причинами сокращения падение располагаемых доходов и карантинные ограничения, которые привели к вынужденному уменьшению трат на питание и досуг вне дома, транспорт, услуги и т.д.
Наибольшее падение потребительских расходов зафиксировали в Свердловской области. Там они снизились на 13,7%, до 29 700 рублей в месяц. В Москве показатель сократился на 13,2%, до 50 300 рублей. В то же время в двух регионах зафиксировали рост расходов: на 0,3% в Чукотке (до 31 870 рублей) и на 0,2% в Калмыкии (до 11 700 рублей).
Минимально снизили свои расходы жители Ленинградской области (на 0,3% с учетом инфляции, до 26,7 тыс. рублей), Хакасии (-0,8%, до 20,78 тыс. рублей), Республики Алтай (-1,2%, до 14,74 тыс. рублей) и Челябинской области (-1,3%, до 19,6 тыс. рублей).
За редкими исключениями, потребительские расходы сокращали жители более благополучных регионов, а неизменными они оставались в бедных, где люди не могли позволить себе тратить еще меньше. Президент FinExpertiza Елена Трубникова объяснила, что антикризисные социальные выплаты позволили малообеспеченным гражданам поддержать минимальное потребление в условиях роста цен, что и привело к некоторому росту расходов. [1]
Потребительские расходы
Понятие потребительские расходы, государственные потребительские расходы
Объем потребительских расходов, личные потребительские расходы, потребительские расходы населения, структура потребительских расходов, рост потребительских расходов
Содержание
Потребительские расходы – это расходы на покупку товаров и оплату услуг
Потребительские расходы – это часть национального товара; общие расходы домохозяйств на потребительские услуги и товары длительного и кратковременного пользования, произведенные внутри страны и импортированные из-за границы. Личные расходы на потребление состоят из автономного потребления и индуцированного потребления.
Суть потребительских расходов
потребительские расходы охватывают все текущие расходы на товары и услуги независимо от того, полностью или частично они были оплачены в течение обследуемого периода и предназначались ли они для потребления внутри домашнего хозяйства. Потребительские расходы состоят из затрат на покупку продуктов питания ( в том числе расходы на питание вне дома), алкогольных напитков, непродовольственных товаров и издержек на оплату услуг.
Изменения совокупного спроса. Детерминанты совокупного спроса. факторы, смещающие кривую совокупного спроса. Изменения потребительских расходов могут быть вызваны ожиданиями потребителей относительно будущих перспектив. Когда люди ожидают увеличения в будущем своего реального выгоды, они готовы тратить значительную часть своего нынешнего наживы. Текущие потребительские расходы в подобном случае возрастают ( текущие сбережения сокращаются), и кривая совокупного спроса смещается вправо. Вместе с тем ожидание уменьшения в будущем реальных доходов ведет к сокращению текущих потребительских расходов, а следовательно, и к падению совокупного спроса.
Структуры потребительских расходов различаются не только у разных людей, но и в разных странах. Одна поразительная особенность заключается в том, что хотя в богатых странах домохозяйства тратят на продукты питания больше средств в абсолютном выражении, чем в беднейших странах, но в этих последних расходы на питание занимают значительно большую долю в семейных бюджетах.
Структура объема реализации продукции конечным потребителям в рамках сегмента товародвижения в 1997г. Сокращение потребительских расходов и повышение эффективности функционирования торгово-посреднических предприятий могут явиться следствием различных, но, безусловно, оптимизационных преобразований в фирмы и технологии процессов товародвижения. При этом вероятность успеха подобных преобразований повышается, если их характер сообразен природе тех объективно целесообразных, прогрессивных экономических процессов, которые составляют основу общественного развития. Среди таких процессов одним из наиболее характерных является интеграция.
Структура потребительских расходов резко различается в семьях с разным уровнем душевого профита. У бедных семей покупка товаров, в основном, концентрируется на продовольственных, причем, преимущественно на дешевых продуктах. В семьях с высоким достатком, напротив, большая доля расходов идет на дорогостоящие предметы длительного пользования, на личные транспортные средства, на жилье, а также на разнообразные услуги.
Воздействие неценовых факторов на кривую совокупного спроса. Снижение потребительских расходов происходит вследствие уменьшения реального выгоды, что понижает совокупный спрос и сдвигает его кривую влево. Факторами снижения реального наживы и совокупного спроса являются снижение благосостояния потребителя, например вследствие падения цен на недвижимость, пессимистический прогноз в отношении будущих реальных доходов, увеличение задолженности по потребительским кредитам, так как часть профита будет тратиться на погашение долга, увеличение ставок подоходного налога.
Индекс потребительских расходов (ИПР) основанный на данных об объеме розничной торговли, важен для валютного рынка Forex, так как он показывает силу потребительского спроса и уверенности потребителей, которые являются исходными данными при расчетах других экономических индикаторов, таких как ВНП и ВВП.
График потребления ( а и пороговая линия ( Ь.
На уровень потребительских расходов влияет много факторов, однако самым важным фактором является профит после уплаты налогов.
В структуре потребительских расходов населения основная их доля, как и до реформы приходится на покупку товаров первой необходимости, особенно продуктов питания.
Какую структуру имеют потребительские расходы домашнего хозяйства.
Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители. Например, когда люди считают, что в будущем их реальный профит увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего наживы. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают ( сбережения в это время уменьшаются) и кривая совокупного спроса смещается вправо.
Какие факторы влияют на потребительские расходы домашнего хозяйства.
Кривая потребления характеризует отношение потребительских расходов к выгоде в их движении. Кривая сбережения показывает отношение сбережений к наживе в их движении.
Более половины общего объема потребительских расходов приходится на долю услуг.
В среднедушевом потреблении статистикой отслеживаются потребительские расходы и их структура. В расходы включаются все издержки на поддержание жизненного уровня ( кроме затрат на уплату налогов и др. обязательные платежи); их величина зависит как от доходов, так и от состояния потребительского рынка, который создает возможности для реализации доходов населения.
В те периоды, когда потребительские расходы превышают текущий располагаемый профит. Такая ситуация возможна либо в результате расходования части имевшегося запаса сбережений, либо привлечения заемных средств.
То, что мы назвали потребительские расходы домохозяйств, в системе учета национального наживы определяется как личные потребительские расходы.
Влияние этого фактора на величину потребительских расходов при данном уровне профита, однако, довольно сомнительно. В классической теории процента, которая основывалась на представлении о том, что норма процента служит фактором, приводящим в равновесие предложение сбережений и спрос на них, удобно было предполагать, что расходы на потребление при прочих равных условиях обнаруживают обратную зависимость от нормы процента, так что всякий рост нормы процента повлечет за собой существенное сокращение потребления. Однако уже давно было признано, что воздействие, в конечном счете оказываемое изменением нормы процента на готовность, с которой люди расходуют на текущее потребление ту или иную часть своего выгоды, оказывается сложным и неопределенным: такие изменения приводят в действие противоборствующие тенденции, поскольку некоторые из субъективных стимулов к сбережению приобретают большую силу с ростом нормы процента, тогда как другие мотивы ослабевают. На протяжении длительных промежутков времени существенные изменения нормы процента, вероятно, значительно меняют общественные привычки и влияют, таким образом, на субъективную склонность к расходованию, хотя и трудно заранее предсказать, в каком направлении осуществится такое воздействие. Это удается выяснить только в свете накопленного опыта. Обычные же кратковременные колебания нормы процента вряд ли оказывают каким-либо путем сильное непосредственное влияние на величину затрат.
Влияние этого фактора на величину потребительских расходов при данном уровне наживы, однако, довольно сомнительно.
В результате сбережения растут, а потребительские расходы и инвестиции уменьшаются. Любой держатель финансового ресурса с неизменной номинальной ценой ( например, срочного вклада в банке) получает реальный и притом безрисковый профит. Инвестирование в снижающуюся экономику и крупные потребительские траты, напротив, сопряжены с повышенным риском.
В зависимости от социально-экономической категории до-мохозяйств потребительские расходы резко меняются. Десятипроцентная группа домашних хозяйств с наименьшими располагающими ресурсами в 1998 г. расходовала в месяц на одного члена 188 2 руб., из них 70 6 % уходило на продовольствие и лишь 13 4 % на непродовольственные товары.
Из формулы видно, что увеличение потребительских расходов, инвестиций, государственных затрат и экспортирования приводит к росту ВНП. Увеличение инвестиций и государственных издержек обладает мультипликативным влиянием на этот рост.
Высокий уровень потребительской задолженности стимулирует рост потребительских расходов и совокупного потребления.
Отражает изменение рыночной стоимости основной части потребительских расходов, обусловленное ростом цен на товары и тарифов на услуги.
Отражает изменение рыночной стоимости основной части потребительских расходов, обусловленное изменением цен на товары и тарифов на услуги.
Согласно этой теории, совокупный объем послена-логовых потребительских расходов ( Са), валовых инвестиций ( / s), чистого экспортирования ( Х) и государственных затрат ( G) определяет общую стоимость проданных товаров и услуг.
Расходы подразделяются на:
а) потребительские расходы;
б) налоги, другие обязательные платежи и добровольные взносы;
в) денежные накопления и сбережения.
Источники
Тема 3. Государственные расходы
Целью изучения темы является ознакомление с сущностью и структурой государственных расходов.
Достижение цели предусматривает решение следующих задач :
Оглавление
3.1. Понятие и принципы организации государственных расходов
При возникновении финансовой науки внимание учёных было занято преимущественно процессами формирования доходов. Только во II половине XIX в. появляются так называемые цивильные листы, где отражались расходы на содержание монарха и членов его семьи, расходы на народное образование, пенсии по старости, расходы на развитие народного хозяйства. К концу же XIX в. ситуация изменилась на противоположную – учеными было признано, что в финансовом хозяйстве не доходы, а расходы имеют решающее значение, т. к. частное хозяйство не может тратить больше, чем у него есть доходов.
Государственные расходы – это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием фондов финансовых ресурсов субъектов экономических отношений в целях финансирования основных затрат расширенного воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей.
Специфика общественного назначения государственных расходов состоит в обеспечении финансирования государственной деятельности: экономической, социальной, управленческой, военной и т. д.
Объём и структура государственных расходов в ВВП зависят от следующих факторов:
Государственные расходы осуществляются из различных фондов: как централизованных (бюджеты различных уровней, а также государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фонды государственных предприятий).
В настоящий период в странах со смешанной экономикой определяющими остаются централизованные государственные расходы, а государственный бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых для осуществления государством своих конституционных функций. Таким образом, расходы государственного бюджета уже государственных расходов. Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для их последующего перераспределения и использования в целях государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на всей её территории.
Основная часть расходов местных бюджетов приходится на социальные мероприятия и управление местным хозяйством: финансирование муниципального строительства, дорожного хозяйства, общественного транспорта, затрат на просвещение, здравоохранение.
Финансовое звено внебюджетных фондов осуществляет расходы, обусловленные назначением этих фондов. Сюда относятся расходы по социальному обеспечению и социальному страхованию граждан страны, обязательному медицинскому страхованию, занятости населения, проведению различных экономических мероприятий и пр.
Расходы, относящиеся к финансам государственных предприятий, включают два вида затрат – текущие, которые связаны с обеспечением функционирования этих предприятий, и капитальные, т. е. инвестиции, идущие на обновление и расширение основного капитала. В составе текущих расходов основное место занимает заработная плата, а также затраты по различным элементам, обеспечивающим производство продукции или предоставление услуг. Среди инвестиций наиболее крупные расходы относятся к пополнению парка оборудования, строительно-монтажным работам. Расходы государственных предприятий подчинены задаче обеспечения воспроизводства общественного капитала, стимулирования получения монополиями высоких прибылей.
Финансирование осуществляется в различных формах, зависящих от субъекта, которому предназначаются государственные средства. Формы и методы финансирования государственных расходов определяются сущностью производственных отношений, экономической природой и функциями государства.
Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Организационное построение данной системы базируется на определённых принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся: целевое направление средств, безвозвратность расходования государственных ресурсов, бесплатность, соблюдение режима экономии, контроль за их использованием.
Целевое направление средств означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой – заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т. п.
Государство устанавливает приоритетность тех или иных потребностей, регламентируя порядок их удовлетворения, исходя из экономической политики и имеющихся ресурсов.
Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, выделяемые на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к итогу использования государственных ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.
Бесплатность означает, что выделение бюджетных средств производится без уплаты государству каких-либо доходов в виде процентов или других видов оплаты ассигнований.
Принцип соблюдения режима экономии может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.
Контроль направлен на борьбу с бесхозяйственностью и расточительством, на соблюдение законности и требований финансовой дисциплины при расходовании средств.
3.2. Виды государственных расходов
Государственные расходы могут классифицироваться по различным признакам. Дадим характеристику основных видов госрасходов (рис. 1).
Риc. 1. Классификация государственных расходов
В отношении экономических результатов государственные расходы делятся на производительные и непроизводительные. Производительные – это те расходы, которые или увеличивают преимущественное достояние государства или укрепляют экономические основы частного хозяйства. Непроизводительные расходы – это те, которые не дают ни одного из этих результатов, но не являются бесполезными.
По характеру потребностей расходы делятся на обыкновенные и чрезвычайные. Обыкновенные – отвечают постоянным потребностям государства и возобновляются с каждым финансовым годом. Чрезвычайные – обусловлены случайными и изменчивыми потребностями. Обыкновенные расходы покрываются обыкновенными доходами (налогами, пошлинами и пр.), а чрезвычайные – посредством чрезвычайных поступлений (продажа государственного имущества или заключение займа).
В самом общем виде расходы государства могут быть разделены на две большие группы:
Основную часть расходов составляет первая группа. Лишь в случае войны или внешнеэкономической экспансии доля второй группы может возрасти.
По целевому назначению расходы государства подразделяются на три группы: текущие расходы (бюджет текущего потребления), капитальные (бюджет развития) и расходы, связанные с образованием и обслуживанием страховых и резервных фондов. Каждая группа расходов утверждается отдельно.
Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, услуг народному хозяйству, выплату процентов по государственному долгу – внутреннему и внешнему, бюджетные ссуды на текущие нужды и др.
Капитальные расходы включают в себя затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, т. е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.
По общественному назначению расходы государства могут быть поделены на следующие группы:
Кратко рассмотрим каждую из них.
Экономические расходы – имеют важное народно-хозяйственное значение: они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства. Важное место принадлежит инвестициям. Они расходуются на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь, дороги, мелиорацию), которые требуют огромных капиталовложений, поскольку низко рентабельны; финансирование новых прогрессивных отраслей, таких как атомная, космическая и т. д.; финансирование убыточных отраслей – угольно-добывающих, сельского хозяйства, научно-исследовательских работ, особенно фундаментальных исследований, требующих крупного сосредоточения финансов.
Расходы на оборону страны (военные расходы) относятся к важнейшим государственным расходам. В их состав всегда включаются такие основные группы расходов: на содержание личного состава, вооружение, материально-техническое оснащение; на строительство военных объектов, на военные исследования и разработки; на пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей; на подготовку кадров; на создание запасов и ресурсов на случай войны и др. Это – прямые военные расходы. Существуют косвенные военные расходы, т. е. расходы на ликвидацию последствий войны и милитаризации, пенсии и пособия участникам войны, на восстановление разрушенного хозяйства, затраты на перевод экономики на мирные рельсы. Скрытые военные расходы включают в себя исследовательские расходы, расходы на подготовку к мобилизационным мероприятиям, по подготовке населения на случай ведения войны. При формировании военного бюджета следует учитывать его безвозвратный и непроизводительный характер. Лишь часть затрат, а именно затраты на военные исследования и разработки, могут косвенно принести экономический эффект. Доходы государства, получаемые от реализации третьим странам военной техники и технологий, не сокращают военных расходов, поскольку предприятия, производящие вооружение, как правило, не относятся к военному ведомству, однако составляют значительную часть доходов бюджета.
Расходы на управление – сюда входят расходы на содержание законодательных органов, правительства, местных органов власти и управления, милиции, органов судопроизводства и прокуратуры.
Внешнеэкономические расходы связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это – прямые субсидии компаниям из бюджета (субсидируют некоторые виды товаров, в частности, имеющих важное значение для военно-промышленного комплекса), освобождение экспортёров от налогов, предоставление кредита экспортёру или импортёру на льготных условиях, страхование экспорта и т. п. В эту группу можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей.
Среди расходов федерального бюджета России особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Данный вид затрат зачастую включается в состав внешнеэкономических расходов. Государственный долг возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита. Его появление связано с превышением бюджетных расходов над его доходами, т. е. государство становится заёмщиком финансовых средств или у населения, банков и предприятий, и в этом случае возникает внутренний государственный долг, или у другого государства или международных финансовых организаций, когда возникает внешний государственный долг. Формами привлечения заёмных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.).
Государственные расходы по признаку участия в общественном воспроизводстве подразделяются на средства государства, направляемые на финансирование материального производства и непроизводственной сферы. Такое разграничение в направлении средств характеризует совокупную роль государства в регулировании экономического и социального развития общества.
По отраслевому признаку расходы группируются в материальном производстве по отраслям народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т. д. В непроизводственной сфере выделяются расходы на социально-культурные мероприятия:
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
Законодательные и инструктивные материалы
Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
«Практикум» содержит методические указания и задания для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов по 3 теме дисциплины «финансы»