что оценивается с помощью гарвардского степ теста
Что такое степ-тест
6 минут Автор: Любовь Добрецова 1936
Для оценки степени работоспособности миокарда в середине XX века был разработан простой и доступный метод – степ-тест. Основатели методики – ученые из Гарвардского университета, изначально ставили задачу определить физический потенциал спортсменов для подбора оптимальной нагрузки на тренировках, и оценки результатов. Со временем, степ-тест стал проводиться не только среди профессионалов спорта, но и физически активными людьми, ведущими здоровый образ жизни. Сегодня, гарвардский тест практикуется в медицинских учреждениях (кабинеты лечебной физкультуры, санатории), в спортивных клубах и фитнес-центрах.
Тестирование, как диагностический метод
Гарвардский степ-тест устанавливает реальный интервал времени, во время которого человек выкладывается физически с предельной интенсивностью. Работа мышц и основного органа системы кровообращения осуществляется в режиме максимальной мощности. Кроме этого, оценивается временной диапазон, необходимый для реабилитации (восстановления) показателей сердечного ритма в первоначальное, до тренировки, состояние.
Анализ результатов уровня физической выносливости может рассматриваться, как диагностика и прогнозирование. В случае когда тестируемый человек не в состоянии выполнить свой возрастной физический максимум, это свидетельствует о дефиците сердечных резервов, следовательно, можно говорить, о перспективе, еще не диагностированной ишемической болезни. Такие нарушения не способна определить электрокардиография и сцинтиграфическое обследование миокарда.
У человека со здоровым сердцем и тренированной мышечной системой, ритмичность ударов сердца постепенно увеличивается до максимально возможной, и через определенный, интервал возвращается к исходным (нормальным) показателям. Время восстановления зависит от индивидуального уровня физподготовки.
Прерогативные аспекты степ-теста
К основным достоинствам метода исследования физических данных относятся следующие возможности:
Аудитория для степ-тестирования
Исходя из первоначальных целей разработки оценочного способа, прежде всего, тест практикуется профессиональными легкоатлетами, лыжниками и другими спортсменами. Кроме того, использование данного метода рекомендовано людям, начинающим активные тренировки для определения уровня готовности к нагрузкам, спортсменам-любителям, в целях разработки сбалансированной программы тренировок, профессиональным спасателям, пожарным, работникам ГДЗС (газодымозащитной службы).
Для последней категории людей, чаще, применяется проба PWC170 (модификация степ-теста). Аббревиатура расшифровывается, как Рhysical working capacit (в переводе с английского – физическая способность к работе), цифрой обозначаются сердечные сокращения в максимальном пределе. К тестированию допускаются дети с 8 лет. Верхней черты ограничения по возрасту нет. Также отсутствуют и гендерные критерии.
Исследование не проводится, если у человека имеются хронические болезни сосудов и сердца, диагностированные патологии опорно-двигательного аппарата. Релятивным (временными или относительными) противопоказаниями являются:
При стабилизации состояния, прохождение степ-теста разрешается.
Проведение теста
Подготовительные к исследованию мероприятия не предусмотрены. Тестируемым запрещается принимать сердечные лекарства, стимуляторы, употреблять энергетические напитки. Последний прием пищи должен быть за 3–4 часа до тестирования и не содержать тяжелых, трудноперевариваемых продуктов. Набор для степ-теста состоит из следующих предметов:
Упражнение
Рабочая частота метронома устанавливается на 120 ударов в минуту, под каждый из которых совершается шаг на скамейку, и спуск с нее. Ступенька степ-теста (платформа) должна быть устойчивой, и иметь внушительный вес, чтобы во время упражнения она не скользила под тяжестью тела человека. Основу теста составляет простой базовый шаг степ-аэробики на четыре счета. В сущности это – подъем-спуск на платформу/с платформы.
Шаг одной ногой прямо на степ-скамейку, шаг опорной ногой прямо на степ-платформу (приставить ногу). В том же порядке осуществляется спуск: шаг одной ногой со ступеньки, шаг второй ногой с платформы. Обязательным условием является постановка на ноги полную ступню, прямая спина, и предельное разгибание ног в коленях во время тренировки. Для верхних конечностей специальных упражнений не предполагается.
Чаще всего, люди совершают рефлекторные движения, как при обычной ходьбе. Кратность подъемов/спусков равняется тридцати в минуту. Время исследования – 5 минут. Иначе говоря, за время тестирования человек должен совершить 150 спуск-подъемов.
Измерение
По истечении нагрузочного времени (5 минут), тестируемый отдыхает в положении сидя на протяжении 60 секунд. Начинается реабилитационный период сердца и дыхательной системы. Далее, производится измерение частоты пульса в первые полминуты (30 сек.): на второй минуте, на третьей, и на четвертой. Данные три показателя являются основой для индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ), который установит уровень энергетических возможностей человека, и временной интервал, необходимый для восстановления организма.
Формула расчета индекса
Индекс ГСТ может быть рассчитан по основной формуле, или дополнительной (упрощенной). Буквенные обозначения расшифровываются следующим образом:
Формула расчета (основная): T х 100 / (F1 + F2 + F3) х 2
Формула расчета (упрощенная): T х 100/F х 5.5
Время, также отображается «Т», а «F» – один из показателей величины сердечного ритма.
Вычисленный индекс, является показателем функционального состояния и способности к реабилитации миокарда. Оценка производится по таблице, посредством сравнивания полученных чисел с нормативными показателями.
Оценочная таблица для разных категорий тестируемых людей
Индекс-показатель у профессиональных атлетов (особенно марафонцев) может превышать показатель в 160 единиц. Регулярное прохождение Гарвардского степ-теста дает возможность проанализировать динамику выносливости организма, и отрегулировать тренировочную нагрузку для поучения максимальных результатов, при отсутствии риска для здоровья.
Погрешности результатов
Исказить результаты исследования может неправильное поведение тестируемого человека, то есть его нечеткое выполнение указаний тренера. К частым нарушениям относятся несоблюдение ритма (ускорение или замедление шагов относительно метронома), сутулость (спина должна быть в четко вертикальном состоянии), постановка ноги не на полную стопу, а на носок, невыпрямленные в коленных суставах ноги.
Чтобы избежать ошибок, человека, проходящего степ-тест, следует подробно проинструктировать перед тренировкой. Гарвардское тестирование – способ простой, доступный и информативный. Выяснив уровень выносливости, можно сбалансировать физическую активность, для улучшения спортивных показателей сохранив при этом здоровое сердце.
Проба (индекс) Руфье-Диксона для детей и взрослых. Гарвардский степ-тест
Оглавление
Кардиореспираторная система наиболее полно отражает состояние организма на каждый данный момент времени. А чтобы снизить и свести к минимуму влияние волевого компонента при проведении тестов, лучше всего использовать так называемые нагрузочные тесты. Одни из самых хороших подобных тестов — это проба Руфье и её модификация — проба Руфье–Диксона, в которых используются значения частоты сердечных сокращений в различные по времени периоды восстановления после относительно небольших нагрузок. Изменение частоты сердечных сокращений обеспечивает адаптацию системы кровообращения к потребностям организма и условиям внешней среды. Для проведения проб нужен только секундомер или часы с секундной стрелкой.
Во многих видах спортивной деятельности, да и в обычной жизни, существует правило лимитирующих систем. Смысл его в том, что у каждого человека существует наиболее уязвимая система, которая определяет тот предел нагрузки, после которого происходит срыв этой системы и начинается заболевание. Основная проблема в том, что это «тонкое место» в организме до поры до времени никак не проявляется.
Метод позволяет оценить работоспособности сердца и тренированности организма в целом:
Проба (индекс) Руфье
У испытуемого после отдыха в положении лежа на спине в течение 5 минут (или, если невозможно лёжа, то после отдыха сидя) измеряют пульс за 15 секунд (P1); затем в течение 45 секунд испытуемый выполняет 30 приседаний. После окончания нагрузки испытуемый ложится (садится) и у него вновь подсчитывается пульс за первые 15 секунд (Р2), а потом — за последние 15 секунд первой минуты отдыха (Р3). Оценку работоспособности сердца производят по формуле:
Таблица:
Вкратце, для взрослого: если полученный индекс меньше 3 — хорошая работоспособность; 3–6 — средняя; 7–9 — удовлетворительная; 10–14 — плохая (средняя сердечная недостаточность); 15 и выше (сильная сердечная недостаточность)
Если тестирование проводят детям, то по результатам тестирования дети распределяются по физкультурным группам.
Проба (индекс) Руфье–Диксона
Это другой вариант расчета, называемый индексом Руфье–Диксона. В ней используются те же значения частоты сердцебиения, что и в пробе Руфье (смотрите выше).
Полученный индекс Руфье–Диксона расценивается как:
Ограничения методов Руфье и Руфье–Диксона — оценивается только частота пульса, на значение которого дополнительно может влиять:
То есть, сердцебиение зависит от множества внешних и внутренних факторов, уровня гормонов, состояния легких и других органов. Значения выше средних не всегда могут говорить о болезнях или недостаточности. В таких случаях рекомендуется комплексная проверка здоровья, проведенная несколькими специалистами.
Гарвардский степ-тест
Эта проба была разработана в Гарвардской лаборатории по изучению утомления под руководством D.В. Dilla (1936). Тест заключается в подъёмах на скамейку высотой 50–50,8 см (20 дюймов) с частотой 30 раз в 1 мин.
Каждый подъём выполняется на 4 счета (лучше под метроном, частоту которого устанавливают на 120 уд/мин):
В положении стоя на ступеньке ноги должны быть прямыми, туловище должно находиться в строго вертикальном положении. При подъёме и спуске руки выполняют обычные для ходьбы движения. Во время выполнения теста можно несколько раз сменить ногу, с которой начинается подъём.
Если испытуемый сбился и не в состоянии поддерживать заданный темп в течение 20 сек, то тестирование прекращают и фиксируют время, в течение которого оно совершалось.
Однако длительность упражнения не должна превышать 5 мин.
Сразу после прекращения упражнения у испытуемого, находящегося в положении сидя, измеряют ЧСС (частоту сердечных сокращений, пульс). Число пульсации подсчитывается за первые 30 секунд в интервалах между 1 мин и 1 мин 30 с (P1) между 2 мин и 2 мин 30 с (Р2) и между 3 мин и 3 мин 30 с (Р3) восстановительного периода. По продолжительности выполненной работы и количеству ударов пульса вычисляют индекс (ИГСТ), позволяющий судить о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы.
ИГСТ рассчитывается по полной или сокращенной формуле. Полная формула:
где t — время восхождения (в секундах, не больше 300 секунд, оптимально как раз 300); P1, P2 и P3 — частота пульса на 2, 3 и 4 минутах восстановления (подсчитывается в первые 30 с каждой минуты).
Результаты:
индекс менее 55 — плохая физическая подготовленность;
от 55 до 64,9 — подготовленность ниже среднего;
от 65 до 79,9 — средний уровень физической подготовки;
от 80 до 89,9 — хороший уровень;
от 90 и более — отличная физическая подготовка.
Показатели индекса гарвардского степ-теста могут доходить и до 170. Такие результаты показывают спортсмены высшего уровня, посвящающие много времени тренировкам на выносливость, например, лыжные гонщики или марафонские бегуны.
При проведении массовых обследований, когда необходимо экономить время, можно использовать другую формулу, в которую вводится значение частоты пульса, подсчитанной за 30 сек 2-й минуты периода восстановления (Р1), то есть между 1 мин и 1 мин 30 с:
где t — время восхождения в секундах, f — частота сердечных сокращений (ЧСС, пульс).
Результаты:
Индекс менее 55 — плохо.
от 55 до 64,9 — неудовлетворительно;
от 65 до 79,9 — удовлетворительно;
от 80 до 89,9 — хорошо;
90 и более — отлично.
Противопоказания
Дополнение
Как определить свой уровень здоровья — определение уровня здоровья по длительности задержки дыхания на выдохе.
Небольшой тест — тест на тренированность сердца.
Пробы Штанге, Генчи и Серкина (тесты на кислородное обеспечение организма) — самые распространённые дыхательные тесты на тренированность организма.
Гарвардский степ-тест: суть, методика проведения, результаты
Для оценки степени работоспособности миокарда в середине XX века был разработан простой и доступный метод – степ-тест. Основатели методики – ученые из Гарвардского университета, изначально ставили задачу определить физический потенциал спортсменов для подбора оптимальной нагрузки на тренировках, и оценки результатов. Со временем, степ-тест стал проводиться не только среди профессионалов спорта, но и физически активными людьми, ведущими здоровый образ жизни. Сегодня, гарвардский тест практикуется в медицинских учреждениях (кабинеты лечебной физкультуры, санатории), в спортивных клубах и фитнес-центрах.
Как проводят?
Для проведения теста нужна степ-платформа высотой 50 см для мужчин и 43 см – для женщин. В течение 5 минут в постоянном темпе нужно подниматься на скамью и опускаться вниз. Темп задает метроном с установленной на нем частотой 120 ударов в минуту. Каждое совершаемое движение должно совпадать с одним ударом метронома.
Методика проведения степ-теста
Восхождения обычно начинают с правой ноги. Количество циклов (подъем-спуск) – 30 в минуту. В каждом цикле – четыре шага:
Ознакомьтесь со статьей:Сердечно-сосудистый индекс
Таким образом, в течение 5 минут совершается 150 циклов.
Перед тем как проводить степ-тест, нужно продемонстрировать тестируемому, что нужно делать, и дать ему возможность самому попробовать. Если он не может выполнять подъемы на ступеньку в течение 5 минут, сбивается и не в состоянии поддерживать установленный темп в течение 20 секунд, тестирование прекращается, время, на протяжении которого оно проводилось, фиксируется.
Когда человек поднялся и стоит на платформе, его туловище должно быть строго в вертикальном положении, ноги прямые, руками выполняются те же движения, что при обычной ходьбе. Во время степ-теста ногу, с которой начинается подъем на скамью, можно менять несколько раз.
После завершения подъемов нужно удобно сесть и отдохнуть в течение минуты. На второй, третьей и четвертой минуте измеряется пульс в течение 30 секунд. Иначе говоря, начиная со второй минуты, пульс измеряется три раза в течение 30 секунд с последующими перерывами в 30 секунд. Таким образом, получают три значения пульса.
ЧСС за первую минуту отдыха после нагрузки не учитывают, в этом есть и плюсы, и минусы. Плюс в том, что в раннем восстановительном периоде пульс зависит от многих факторов, не связанных с работой мышц. Минус в том, что недостаточно учитывается индивидуальная реактивность сердечно-сосудистой системы на первой минуте восстановления.
Высота ступени и длительность нагрузки зависят от возраста, пола, антропометрических данных.
Группы тестируемых | Возраст | Площадь поверхности тела в кв. м | Высота степ-платформы в сантиметрах | Время подъемов в минутах |
Мужчины | старше 18 лет | 50 | 5 | |
Женщины | старше 18 лет | 43 | 5 | |
Девушки | от 12 до 18 лет | 40 | 4 | |
Юноши | от 12 до 18 лет | больше 1,85 | 50 | 4 |
Юноши | от 12 до 18 лет | меньше 1,85 | 45 | 4 |
Девочки и мальчики | от 8 до 11 лет | 35 | 3 | |
Девочки и мальчики | младше 8 лет | 35 | 2 |
Расчет индекса
Гарвардский степ-тест использует восстановление после постоянной нагрузки в качестве показателя физической подготовки. Для этого частота пульса определяется через равные промежутки времени после нагрузки. Целью теста является измерение общей аэробной выносливости, а также силовой выносливости мускулатуры ног. Поскольку испытание должно проводиться простыми средствами, оно часто используется на практике.
Испытуемый поднимается и опускается за три минуты всего 90 раз на ступеньке обеими ногами вверх и вниз. Сразу после окончания упражнения, человек, который проходит тест, садится и у него 3 раза измеряют частоту пульса в течение 30 секунд. Первый раз за промежуток от 60-й до 90-й с, второй – от 120-й до 150-й, а следующий – от 180-ти до 210-й с. Результаты тестирования получаются после подсчета индекса гарвардского степ-теста (ИГСТ): tx100/((b1+b2+b3)x2).
Как рассчитывается индекс гарвардского теста (ИГСТ)
Индекс гарвардского степ-теста показывает, как быстро происходит восстановление процессов в организме после интенсивной непродолжительной физической нагрузки. Чем быстрее восстанавливается пульс после тестирования, тем выше индекс.
ИГСТ вычисляется двумя способами.
1 способ
Для расчета применяется формула:
ИГСТ = t * 100/(f1+f2+f3) * 2
где t – это время проведения пробы (в данном случае составляет 5 минут), f1, f2, f3 – это подсчет сердечных ударов в первые 30 секунд второй, третьей и четвертой минут отдыха.
2 способ
Этот способ используют для проведения массового тестирования с целью экономии времени. Для вычисления применяется упрощенная формула:
ИГСТ = t * 100/ f * 5,5
где t – это время подъема, измеряемое в секундах, f – ЧСС (частота сердечных сокращений).
Индекс гарвардского теста рассчитывается по специальной формуле
Особенности и преимущества метода
Гарвардский тест со степ-платформой основан на том, что уровень физподготовки можно оценить по тому, как долго человек может переносить субмаксимальную нагрузку. Второй критерий – это насколько быстро после нее показатель частоты сердечных сокращений возвращается к норме.
При разработке теста была предпринята попытка заложить в методику проведения физическую активность в строго дозированном виде. Но так как не учтен фактор индивидуальной мощности выполняемых движений, то измерения считаются условно-дозированными.
К достоинствам этого способа можно отнести простоту и отсутствие надобности в специальных измерительных приборах, а также возможность определения уровня физической работоспособности, несмотря на то, что испытуемый возможно не выдержит фиксированные параметры теста.
Рекомендуем прочитать статью о проведении стресс-эхокардиографии. Из нее вы узнаете о процедуре и показаниях для ее назначения, возможных рисках, подготовке к обследованию и стоимости.
А здесь подробнее о анализах при аритмии.
Расшифровка результатов
Оценка | Индекс гарвардского степ-теста | ||
Нетренированные здоровые люди | Занимающиеся циклическими видами спорта | Занимающиеся ациклическими видами спорта | |
Плохо | ниже 56 | ниже 71 | ниже 61 |
Ниже среднего | от 56 до 65 | от 71 до 80 | от 61 до 70 |
Средне | от 66 до 70 | от 81 до 90 | от 71 до 80 |
Выше среднего | от 71 до 80 | от 91 до 100 | от 81 до 90 |
Хорошо | от 81 до 90 | от 101 до 110 | от 91 до 100 |
Отлично | выше 90 | выше 110 | выше 100 |
У спортсменов высокого уровня значения ИГСТ могут доходить до 170. Подобные результаты характерны для представителей таких видов, как лыжные гонки, марафон, где уделяется много времени тренировкам на выносливость.
При сравнении спортсменов по ИГСТ нужно учитывать, что взаимосвязь величин индекса и спортивных результатов не всегда верна. Но при повторном тестировании одного и того же атлета индекс степ-теста вполне достоверно отражает динамику состояния его сердечно-сосудистой системы и уровень физической подготовки.
Кому стоит пройти
Так как темп выполнения достаточно интенсивный, то тест проводится только здоровым людям. Второе условие – это достаточная физическая подготовка, так как если испытуемый ранее не занимался физкультурой, то достичь рекомендуемой длительности нагрузки он не сможет.
Гарвардский степ-тест используется для таких целей:
Возраст испытуемых может быть от 8 лет, участвовать в проведении разрешается девочкам и мальчикам, верхней границы возраста нет.
ГДЗС и степ-тест
Гарвардский тест применяли для оценки физической подготовленности и уровня адаптации к нагрузкам работников Газодымозащитной службы (ГДЗС) – пожарной охраны, принимающей участие в тушении пожаров в непригодных для дыхания условиях.
Для тестирования работников ГДЗС использовался метроном, секундомер, ступенька высотой 50 см и шириной 40 см, пульсотахографы, с помощью которых измеряли частоту сердечных сокращений.
Степ-тест для работников ГДЗС проводился следующим образом:
Как выяснилось, гарвардский степ-тест имеет существенные недостатки для тестирования работников ГДЗС. Это невысокая точность при дозировании физнагрузки и направленность преимущественно на качественный анализ данных, при этом наблюдаются погрешности в количественной оценке показателей.
Для более точных исследований уровня физической подготовки газодымозащитников используют степ-тест №2, в основе которого лежит метод PWС170, разработанный в Каролинском университете Стокгольма.
Аудитория для степ-тестирования
Исходя из первоначальных целей разработки оценочного способа, прежде всего, тест практикуется профессиональными легкоатлетами, лыжниками и другими спортсменами. Кроме того, использование данного метода рекомендовано людям, начинающим активные тренировки для определения уровня готовности к нагрузкам, спортсменам-любителям, в целях разработки сбалансированной программы тренировок, профессиональным спасателям, пожарным, работникам ГДЗС (газодымозащитной службы).
Для последней категории людей, чаще, применяется проба PWC170 (модификация степ-теста). Аббревиатура расшифровывается, как Рhysical working capacit (в переводе с английского – физическая способность к работе), цифрой обозначаются сердечные сокращения в максимальном пределе. К тестированию допускаются дети с 8 лет. Верхней черты ограничения по возрасту нет. Также отсутствуют и гендерные критерии.
Исследование не проводится, если у человека имеются хронические болезни сосудов и сердца, диагностированные патологии опорно-двигательного аппарата. Релятивным (временными или относительными) противопоказаниями являются:
При стабилизации состояния, прохождение степ-теста разрешается.
Проведение теста
Подготовительные к исследованию мероприятия не предусмотрены. Тестируемым запрещается принимать сердечные лекарства, стимуляторы, употреблять энергетические напитки. Последний прием пищи должен быть за 3–4 часа до тестирования и не содержать тяжелых, трудноперевариваемых продуктов. Набор для степ-теста состоит из следующих предметов:
Перед началом исследования, человеку дают несколько минут, чтобы привыкнуть к скамейке, освоить технику.
Последовательность выполнения шагов при тестировании
Упражнение
Рабочая частота метронома устанавливается на 120 ударов в минуту, под каждый из которых совершается шаг на скамейку, и спуск с нее. Ступенька степ-теста (платформа) должна быть устойчивой, и иметь внушительный вес, чтобы во время упражнения она не скользила под тяжестью тела человека. Основу теста составляет простой базовый шаг степ-аэробики на четыре счета. В сущности это – подъем-спуск на платформу/с платформы.
Шаг одной ногой прямо на степ-скамейку, шаг опорной ногой прямо на степ-платформу (приставить ногу). В том же порядке осуществляется спуск: шаг одной ногой со ступеньки, шаг второй ногой с платформы. Обязательным условием является постановка на ноги полную ступню, прямая спина, и предельное разгибание ног в коленях во время тренировки. Для верхних конечностей специальных упражнений не предполагается.
Чаще всего, люди совершают рефлекторные движения, как при обычной ходьбе. Кратность подъемов/спусков равняется тридцати в минуту. Время исследования – 5 минут. Иначе говоря, за время тестирования человек должен совершить 150 спуск-подъемов.
Измерение
По истечении нагрузочного времени (5 минут), тестируемый отдыхает в положении сидя на протяжении 60 секунд. Начинается реабилитационный период сердца и дыхательной системы. Далее, производится измерение частоты пульса в первые полминуты (30 сек.): на второй минуте, на третьей, и на четвертой. Данные три показателя являются основой для индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ), который установит уровень энергетических возможностей человека, и временной интервал, необходимый для восстановления организма.
Нормативные требования для американских школьников в сгибании туловища
Возраст, лет | Мальчики | Девочки |
6 | 12,1 | 12,4 |
7 | 11,5 | 12,1 |
8 | 11,1 | 11,8 |
9 | 10,9 | ПД |
10 | 10,3 | 10,8 |
11 | 10,0 | 10,5 |
12 | 9,8 | 10,4 |
13 | 9,5 | 10,1 |
14 | 9,1 | 10,1 |
15 | 9,0 | 10,0 |
16 | 8,7 | 10,1 |
17 | 8,7 | 10,0 |
* Примечание. По данным американских исследований, только 15% детей выполняют нормы, представленные в таблицах.
Испытуемые | Возраст, лет | |||||||||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
Мальчики | 33 | 36 | 40 | 41 | 45 | 47 | 50 | 53 | 56 | 57 | 56 | 55 |
Девочки | 32 | 34 | 38 | 39 | 40 | 42 | 45 | 46 | 47 | 48 | 45 | 44 |
Результаты заносятся в протокол по форме.
Результаты тестирования учащихся_________класса
________школы г.Москвы «____» сентября 20 г.