что оценивать в рамках качества результатов освоения ооп
Статья «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Система оценки достижения планируемых результатов
Кожина Н.Н., учитель высшей категории КГАОУ «Краевой центр образования», г. Хабаровск, 2015 год.
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени основного общего образования, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися ООП.
Система оценки достижения планируемых результатов ООП представляет собой один из механизмов управления реализацией основной образовательной программы основного общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.
Качество как соответствие стандарту, эталону.
Качество как соответствие назначению, ожиданию потребителей.
Качество как абсолютная оценка, синоним превосходства.
Качество как соответствие стоимости, эффективность, соотношение результатов и ресурсов.
Учитывая сложности понятия качества образования, к его изучению необходим системный подход, позволяющий рассмотреть проблему в целом, то есть выявить факторы, влияющие на проблему; установить степень влияния этих факторов на проблему и друг на друга; принять решение с учетом этих влияний и взаимовлияний.
Новое поколение стандартов образования предполагает:
в начальной школе – педагогически организованный процесс развития ребёнка, охрана и укрепление его здоровья, поддержка индивидуальности, желания учиться;
в основной школе – профессиональные и жизненные пробы, опыт субъектности, саморегуляци в разнообразных видах деятельности;
в старшей школе – создание условий для профессионального самоопределения, развитие самостоятельности и познавательных интересов
На этапе основного общего образования система оценивания приобретает новый виток качества. На этом этапе любая отметочная система оценивания (пятибалльная, многобалльная и др.) не имеет принципиального значения, как это было в начальной школе. Акцент делается на формирующем оценивании и экспертной качественной оценки со стороны взрослого, в том числе и педагога.
Система оценки достижения планируемых результатов предполагает вовлеченность в оценочную деятельность и обучающихся.
В качестве основных принципов построения системы оценки достижения планируемых результатов, является ее соответствие Стандарту и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. Система оценки обеспечивает единство образования в условиях широкой вариативности образовательных программ и индивидуальных образовательных траекторий, выполняет функцию мотивации учебной деятельности школьников.
Оценка результатов деятельности по реализации ООП ООО осуществляется по трём основным направлениям:
— оценка результатов деятельности обучающихся по освоению ООП ООО;
— оценка деятельности педагогов и ОУ;
— оценка результатов деятельности муниципальной, региональной, федеральной систем образования по реализации ООП ООО.
Система оценки достижения планируемых результатов в рамках реализации ФГОС строится на основе сочетания внутренней и внешней оценки.
Аттестационные процедуры, осуществляемые в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, являются внутренней оценкой (результаты промежуточной аттестации).
Субъектами оценивания могут быть учитель, ученик, ОУ, родители.
Аттестация, аккредитация, мониторинговые исследования, осуществляемые внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, является внешней оценкой.
Субъектами оценивания могут быть государственные службы, общественные экспертные организации, осуществляющие аттестацию ОУ, педагогов, выпускников, мониторинг системы образования.
Интерпретация результатов оценки ведется на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса.
В соответствии с требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной.
Основным объектом оценки образовательных достижений обучающегося на ступени основного общего образования и ее содержательной базой выступают планируемые результаты освоения ООП ООО. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает три группы образовательных результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Процедуры оценки должны быть ориентированы на более широкие образовательные результаты, нежели знания в рамках учебных дисциплин. В основе оценивания результатов образования должна лежать не изначально заданная норма, а положительная динамика изменений достижений обучающегося.
Эффективная система оценки должна строиться на сочетании разнообразных методов оценки. Стандартизированное тестирование – всего лишь один из используемых подходов для определения образовательных результатов. Анализ результатов оценки учебных и внеучебных достижений должен проводиться с учетом факторов, оказывающих влияние на эти результаты.
Комбинация внутренней и внешней оценки деятельности школы – базовый подход для оценки ее деятельности. Описание предметных и метапредметных достижений носит уровневый характер.
Объектом оценки личностных результатов является:
сформированность универсальных учебных действий (УУД);
основ гражданской идентичности личности;
готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
сформированность социальных компетенций (ценностно-смысловых установок и моральных норм и др.).
Основным объектом оценки метапредметных результатов являются:
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе
Стартовая диагностика: уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.
Текущая диагностика: учебные исследования, учебные проекты, учебно-практические и учебно-познавательные задания.
Промежуточная диагностика: комплексные работы на межпредметной основе, тематические работы по всем предметам.
Итоговая диагностика: итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных учебно-практических задач, основанных на работе с текстом; защита итогового индивидуального проекта. Защита итогового индивидуального проекта является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
В ходе изучения средствами всех предметов у выпускников будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии, будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, осуществляется в школе при выделении базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Оценка достижений планируемых результатов освоения ООП НОО и ООО как средство обеспечения качества образования
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Оценка достижений планируемых результатов освоения ООП НОО и ООО как средство обеспечения качества образования
Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку – оценку, осуществляемую внешними по отношению к образовательной организации службами; внутреннюю оценку – оценку, осуществляемую самой образовательной организацией — обучающимися, педагогами, администрацией.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП должна: 1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; 2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов НОО и формирование УУД; 3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; 4) предусматривать оценку достижений и оценку эффективности деятельности ОУ; 5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.
Основные особенности системы оценки Планируемые результаты – содержательная и критериальная основа обучения и оценки Индивидуальная оценка предметных и метапредметных результатов Оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи Использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.) Проектная деятельность как элемент итоговой оценки Оценка динамики учебных достижений Введение мониторинговых исследований на разных уровнях
Основные особенности системы оценки устные и письменные; для проектной деятельности; для стандартизированных итоговых работ и для текущей (накопленной) оценки для индивидуального, парного или коллективного выполнения; комплексного характера, позволяющие оценить все умения характеризующие достижение данного результата; комплексного характера, позволяющие в зависимости от уровня выполнения оценить достижение планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровне; допускающие возможность адаптации к особенностям образовательной программы; региональным особенностям; к индивидуальным особенностям ребенка; допускающие возможность использования справочной литературы.
Принципы безотметочного обучения Дифинренцированныйподход При осуществлении оценочных и контролирующих действий Критериальность Содержательный контроль и оценка строятся накритериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Приоритет самооценки Формируетсяспособность учащихся самостоятельно оценивать свою деятельность Непрерывность Предполагается переход от традиционнойоценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. Гибкость и вариативность инструментария оценки Используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагироватьна прогресс или регресс а успеваемости Сочетание качественной и количественной составляющихоценки Дают полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом индивидуальных особенностей Естественность процесса контроля и оценки Контроль и оценка проводятся в естественных условиях, снижающих стресс и напряжение.
Критерии самоконтроля и контроля, оценки и самооценки. усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта; сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу); развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания; сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.
«Портфель достижений» – современная эффективная форма оценивания, действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее: поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся; формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
В основу структуры портфолио положены основные компетентности, которые должны быть сформированы у обучающихся готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражение их индивидуально-личностной позиции, социальные компетенции; освоение обучающимися УУД, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Функциональные обязанности участников образовательного процесса при работе с портфолио Администрация Разрабаываети утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио Распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности Осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации портфолиов практике ОУ Родители Помогают в заполнении портфолио, в структурировании материалов Принимают участие в подготовке и проведении презентациипортфолио Участвуют в анализе и оценивании портфолио
Функциональные обязанности участников образовательного процесса при работе с портфолио Классный руководитель Является консультантом и помощником, выстраивающим взаимодействиес обучающимися на принципах сотрудничества, поэтапного обучения основам ведения портфолио Координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации, информирует обучающихся о конкурсах и олимпиадах различного уровня Способствует вовлечению обучающихсяв различные виды деятельности Проводит информационную работу с родителями по формированию портфолио Подтверждает достоверность образовательных достижений обучающихся Осуществляет посредническую функцию между обучающимися, педагогамидополниельногообразования и представителями социума Учащиеся Собирают материал для портфолио обсуждая с учителями и родителями (законными представителями)
Внутренняя оценка образовательных результатов учащихся включает в себя: указание технологии оценивания, которая будет использоваться в ходе образовательного процесса. краткие сведения о способах оценивания, которые будут использоваться, а также указание на то, когда и каким образом будет происходить (включая все элементы процесса оценивания); сведения о том, каким образом предполагается обеспечить дифференцированный подход к обучению, т.е. каким образом будут варьироваться организация класса/ методики обучения, учебные ресурсы и оценка знаний учащихся с целью развития всего спектра способностей учащихся; сведения о том, каким образом предполагается производить анализ полученных результатов.
Педагогическая задача 2) обеспечить самоконтроль за выполнением всех указанных выше условий. контрольно-оценочная деятельность учителя сосредоточена на: выборе учащимися заданий для самостоятельной работы над конкретной темой; определении сроков выполнения заданий и предъявлении результатов самостоятельной работы на оценку; способах планирования учащимися самостоятельной работы; сформированности различных видов оценок (ретроспективной, рефлексивной и прогностической) способах работы учащихся с различными источниками информации; использовании ими всевозможных графико-знаковых моделей в качестве средства решения той или иной задачи и источника самостоятельной постановки новой задачи; выборе «пространства» действия (мастерские, творческие лаборатории и т.п.); на выполнении контрольных заданий по ведущим умениям и знаниям темы; оценке готовности к сдаче зачетов по теме и определение сроков их сдачи; оценке индивидуального прогресса в обучении и учении.
Для формирования контрольно-оценочных действий учащихся в рамках образовательного процесса педагогами используются: Оценочные листы Основная цель оценочных листов – выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня ихсформированностисамими детьми. Задания для самоконтроля Задания для самоконтроля помогают самим учащимся оценить каждое необходимое умение или знание темы и обоснованно заполнить оценочный лист темы. Творческие задания по теме Творческие задания являются второй составляющей самостоятельной работы подростков и выполняются исключительно по желанию школьников. Проверочныеработы разного характера Проверочные работы (стартовая, итоговая и текущие тематические работы) ставят одной из задач соотнести оценку школьника с оценкой учителя и внести определенные учебные коррективы в случае расхождения данных оценок.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения ООП НОО и ООО, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Сафронова Ирина Михайловна, Учитель русского языка и литературы МБОУ «Мозжухинская ООШ»
Система оценивая для ООП
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.
На основании Закона «Об образовании» осуществление текущего контроля и промежуточной
аттестации учащихся относится к компетенции школы
Цель : сформировать основные направления оценочной деятельности.
Система оценивания в школе организована так, что с ее помощью можно:
— устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;
— давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
— отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в
достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;
— обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей (законных представителей);
— отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
В соответствии с Концепцией стандарта система оценивания строится на основе следующих общих принципов:
оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
оценивание является критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты.
оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
в оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательных отношений – за счет выбора процедур, форм, содержания оценочной деятельности.
Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на уровне начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускники научатся» для каждой учебной программы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения учащимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты выпускника начальной школы не подлежат итоговой оценке, но могут использоваться при написании характеристик (на основе внешних мониторинговых исследований).
Психолого-педагогическую диагностику осуществляет школьный психолог. Личностная оценка осуществляется только по запросу родителей.
Объект оценки метапредметных результатов – это сформированность регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных действий.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг умения учиться.
Предмет оценки: сформированность регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Задача оценки: определение уровня освоения учащимися определенных универсальных учебных действий, как средства анализа и управления своей познавательной деятельностью.
Субъекты оценочной деятельности: администрация, учитель, психолог, учащиеся.
Форма проведения процедуры.
Неперсонифицированные мониторинговые исследования проводит администрация школы:
Заместитель директора по воспитательной работе в рамках изучения уровня воспитанности учащихся школы, анализа воспитательной работы.
Заместители директора по УВР, ВР в рамках внутришкольного контроля:
по изучению состояния преподавания предметов, организации внеурочной деятельности;
в рамках промежуточной аттестации (проведение трех контрольных работ: русский язык, математика, комплексная работа на метапредметной основе);
Психолог в рамках преемственности с ДОУ и при переходе учащихся в школу (коммуни-кативные, регулятивные, познавательные).
Персонифицированные мониторинговые исследования проводят: Учитель в рамках:
внутришкольного контроля, когда предлагаются административные контрольные работы и срезы;
тематического контроля по предметам и текущей оценочной деятельности;
Психолог в рамках выполнения специальных методик, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий и в рамках проведения коррекционной работы с детьми, которые испытывают трудности в обучении.
Ученик в результате самооценки на уроке, внеурочной деятельности.
Диагностические задачи по проверке отдельных видов универсальных учебных действий, которые нельзя оценить в ходе стандартизированной контрольной работы (по А.Г Асмолову и др.)
Комплексные работы на межпредметной основе.
3. Олимпиадные и творческие задания, проекты.
4. Анкеты, психологические методики
Методы оценки: фронтальный, письменный опрос, индивидуальная беседа, анкетирование,
Результаты продвижения в формировании метапредметных результатов заносятся в карты «Карта формирования метапредметных результатов».
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения учащимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Содержательной и критериальной базой оценки предметных результатов служат планируемые результаты начального образования
Предмет оценки: сформированность действий учащихся с предметным содержанием (предметных действий); наличие системы опорных предметных знаний; наличие системы знаний, дополняющих и расширяющих опорную систему знаний
Задача оценки данных результатов :
определение достижения учащимися опорной системы знаний по предметам; определение возможностей индивидуального развития учащихся .
Субъекты оценочной деятельности : администрация, учитель, учащиеся.
форма проведения процедуры: неперсонифицированные мониторинговые исследования, проводит администрация школы: заместитель директора по УВР в рамках внутришкольного контроля: по изучению состояния преподавания предметов;
в рамках промежуточной аттестации (три работы: русский язык, математика, ком-плексная работа на межпредметной основе);
на этапах рубежного контроля (входной диагностической работы, по полугодиям). Персонифицированные мониторинговые исследования проводят:
Учитель в рамках: внутришкольного контроля (административные контрольные работы и срезы); тематического контроля по предметам, текущей оценочной деятельности; по итогам четверти, промежуточной аттестации.
Ученик через самооценку результатов текущей успеваемости.
Оценивание предметных результатов проводятся согласно положению « О формах, перио-дичности и порядке текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся ».
Результаты продвижения в формировании предметных результатов заносятся в классный журнал и электронный журнал.
Аттестация учащихся 1-х классов осуществляется на безотметочной основе.
В 1 классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:
учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,
ученик использует шкалу самооценки
Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания. Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.
Характеристика и особенности оценивания работ,
проводимых в рамках промежуточной аттестации.
Контрольная работа по русскому языку и математике состоит из 2 уровней: задания 1 блока относятся к базовому уровню, 2 блок относится к максимальному уровню. Система оценки выполнения работы, уровень достижения планируемых результатов по предмету:
Комплексная работа на межпредметной основе .
Все итоговые комплексные проверочные работы на межпредметной основе имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика.
Они строятся на основе несплошного текста, к которому дается от 11 (в первом классе) до 16 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7 дополнительных заданий.
Выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они выполняются детьми только на добровольной основе. Негативные результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат. Выполнение заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка.
Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения – русский язык, чтение, математика; может добавляться и окружающий мир.
Выполнение более 50% заданий на базовом и повышенном уровне комплексной работы на межпредметной основе означает, что «стандарт выполнен». Комплексная проверочная работа не предусматривает балловое оценивание.
Результаты проведения комплексной проверочной работы на межпредметной основе отражаются в «Картах формирования метапредметных результатов», анализируются учителем, администрацией, так же данные отражаются в характеристике учащегося
Портфолио достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях.
В состав портфолио младшего школьника для характеристики сторон, связанных с его учебной и внеучебной деятельностью, могут входить:
результаты выполнения итоговых, комплексных работ;
Итоговая оценка выпускника и ее использование при переходе
от начального к основному общему образованию.
На итоговую оценку начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения ООП НОО, относятся:
ценностные ориентации обучающегося;
индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
При получении начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями: речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией; коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с у учителем и сверстниками. Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфолио достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов по предмету.
Выводы о достижении планируемых результатов по предмету:
1) Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимы-
ми для продолжения образования на следующем уровне общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.
2) Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующем уровне общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причѐм не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выпол-нение заданий повышенного уровня.
3) Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующем уровне общего образования.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.
Педагогический совет на основе выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы начального общего образования и переводе его для получения общего образования.
В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе принимается педагогическим советом с учѐтом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.
Характеристика выпускника начальной школы
В характеристике выпускника
отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;
определяется личностное развитие учащегося с учѐтом как достижений, так и психоло-гических проблем развития ребѐнка;
могут даваться психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующем уровне обучения,
прописан выводы о достижении планируемых результатов по русскому языку и математике.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику подтверждаются материалами портфолио и другими объективными показателями.
Содержательный контроль и оценка учебных достижений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
С целью фиксации результатов тестовых, самостоятельных, творческих работ эти результаты заносятся учителем в классный и электронный журналы.
График проведения контрольных и диагностических работ в 1-4 классах
Вид контрольной работы
Входная контрольная по математике и русскому языку (диагностическая стартовая работа)
Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также позволяет спланировать коррекционную работу в зоне актуальных знаний.
Диагностическая контрольная по математике и русскому языку (тест)
До и после изучения темы
Направлена на проверку, которыми овладели учащиеся в рамках изучения темы
Контрольная работа (диктант списывание)
После изучения темы (2-4 классы)
предметных способов действия изученной темы.
Итоговые контрольные (диагностические) по математике и русскому языку (диагностическая стартовая работа)
Включает основные темы учебного года. Задания разного уровня сложности.
Комплексная контрольная работа
Задания рассчитаны на определение уровня предметных и метапредметных результатов.
Особенности контроля и оценки по учебным предметам в 1-4 классах
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Классификация ошибок и недочетов
нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
-употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
— отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
отсутствие «красной» строки;
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
Критерии оценивания контрольных работ по русскому языку
Учёт ошибок в диктанте: повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку
(например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»); ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка»).
— нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск,
отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание: при оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
Допустимое количество ошибок
ошибка и 1 исправление.
ошибки и 1 исправление.
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.
Отметка «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка «3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка «2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка «5» – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка «4» – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка «3» – имеются 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.
Отметка «2» имеются 6 и более орфографические ошибки и 1-2 исправления.
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка «5» – логически последовательно раскрыта тема.
Отметка «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь Отметка «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов,
главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей,
отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка «5» – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка «4» – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка «3» – имеются 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
Отметка «2» – имеются более 6 орфографических ошибок.
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение. При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые пр иоритеты .
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
— в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года);понимания значения отдельных слов и предложений;
— во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
— в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту («про себя»); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;
— в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120
слов в минуту («про себя»); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.
Классификация ошибок и недочетов:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более 2);
чтение всею текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
-монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
-неточности при формулировке основной мысли произведения;
— нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Особенности организации контроля по чтению
Схема учета навыка чтения в 1 классе