Что означает гуо в ржд
Что означает гуо в ржд
Впервые попавшему на железнодорожный транспорт – учащемуся или работнику, пришедшему со стороны, – долгое время непонятны сокращенные названия тех или иных служб, подразделений, предприятий. Ну, например, что кроется за таинственными буквами ПЧ, НГЧ, ВЧД? И зачем так все усложнять?
Железнодорожные аббревиатуры – непаханое поле для лингвистов и любителей железнодорожного транспорта. В научных книгах и статьях вы не найдете историю их создания и дальнейшего преобразования (где последнее имело место). Расшифровку – да! Но именно она и наводит на мысль, почему, скажем, дистанция пути звучит как ПЧ, а локомотивное депо – ТЧ. Это ли не тема для поисков?
Одна из самых первых и самых популярных железнодорожных аббревиатур ведет свою историю с 16 июля 1865 года, когда Главное управление путей сообщения России было преобразовано в Министерство путей сообщения. Но если МПС, как и РЖД, действительно не что иное, как аббревиатуры (буквенные сокращения слов), то наименования входящих в них структур, скорее, код – система условных знаков.
Например – П. Впервые в России понятие «путь» применительно к верхнему строению железной дороги было введено профессором Н.И.Липиным в статье, опубликованной в «Журнале путей сообщения» в 1840 году. С тех пор этот термин применяется на железнодорожном транспорте. По поручению первого министра путей сообщения Петра Мельникова прошла отработка необходимых документов, регламентирующих эксплуатационную деятельность железных дорог. Тогда же было введено деление персонала на службы. И одной из первых появилась служба пути и зданий — П.
Вторая половина ХIХ века – время создания первых служб на железных дорогах России. Для обеспечения оперативного руководства предприятиями, быстрой связи между всеми подразделениями была принята система телеграфных кодов: Д — служба движения, Т — тяги (нынешнее локомотивное хозяйство), Ш — сигнализации и связи. По поводу последнего кода сами связисты говорят: Ш ¬ значит шнуровая. А шнуров на телеграфе и телефоне позапрошлого века хватало.
Интересно наименование пассажирского хозяйства железных дорог. Что такое Л? Представьте, совсем как в древнерусской кириллице: Л – люди. В нашем случае пассажиры.
Локомотив во главе поезда – символ магистрали. История развития железнодорожного транспорта началась с появления первых локомотивов. Наши предшественники будто предвидели дальнейшее совершенствование средств тяги, выбрав именно Т. Тут какой вид ни возьми, все подойдет. Хотя, с другой стороны, и воспользоваться П (например, существующая на тот момент паровозная тяга) уже не могли – код был занят путейцами.
Но, скажет читатель, ведь в наименовании железнодорожных предприятий есть еще пресловутая буква Ч. Это – Часть, как область какой либо деятельности, специальности и отдельная отрасль управления. В этом смысле может быть интересна аббревиатура ВЧД.
Наименование службы В понятно. Но как быть с наименованием предприятий? Известно, что вагонные мастерские строились на базе паровозных (мастерских, затем – депо), то есть были частью этих подразделений. С преобразованием в отдельную структуру вагонники стали Вагонной Частью Депо (читай – локомотивного). Хотя фактически это самостоятельное подразделение, не имеющее отношения к службе тяги. А с разделением депо на ремонтные и эксплуатационные к последним добавилась еще буква Э.
И такие аббревиатурные хитросплетения на каждом шагу. Сегодня «строительство» новых кодовых названий с точки зрения современного русского языка более логичное. ДЦФТО – Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания, ЕДЦУП – Единый дорожный центр управления перевозками, ДОП – Дирекция по обслуживанию пассажиров… Другое дело, что как телеграфный код эти аббревиатуры более отягощены буквенной символикой.
Что означает гуо в ржд
1.1 Основные документы
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации – федеральный закон, определяющий права, обязанности и ответственность железных дорог, юридических лиц и граждан, в том числе экспедиторских и иных организаций, действующих от их имени, пользующихся услугами железнодорожного транспорта и предприятий других видов транспорта, участвующих в прямом смешанном сообщении.
Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, и регулируют условия перевозок грузов с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также экологической безопасности.
1.2. Основные понятия
Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее – инфраструктура) – технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Владелец инфраструктуры – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующих лицензии и договора.
Грузоотправитель (отправитель) – физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе.
Грузополучатель (получатель) – физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа.
Груз-объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах.
Опасный груз – груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Железнодорожные пути общего пользования – железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.
Железнодорожные пути необщего пользования – железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Владелец железнодорожного пути необщего пользования – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.
1.3. Типы перевозок
Перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта – перевозки в прямом и непрямом международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории Российской Федерации, в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж пересекают Государственную границу Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.:
Перевозки в прямом международном сообщении – перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые между железнодорожными станциями в различных государствах или несколькими видами транспорта в различных государствах по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования.
Перевозки в непрямом международном сообщении – перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые через расположенные в пределах приграничной территории железнодорожные станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.
Перевозки в прямом железнодорожном сообщении – перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной и более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования.
Перевозки в прямом смешанном сообщении – перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (транспортная накладная), оформленному на весь маршрут следования.
Перевозки в непрямом смешанном сообщении – перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.
Специальные железнодорожные перевозки – железнодорожные перевозки, предназначенные для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд, а также железнодорожные перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Воинские железнодорожные перевозки – железнодорожные перевозки воинских частей и подразделений, воинских грузов, воинских команд и отдельных лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов федеральной государственной службы безопасности.
1.3.1. Международные соглашения
Международные железнодорожные перевозки осуществляются на основании двухсторонних и многосторонних соглашений, которые заключают соответствующие органы государств-участников.
Соглашения, в которые входит РФ:
СГМС – Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении стран. Осуществление перевозок в прямом международном железнодорожном сообщении между странами участниками СГМС:
— Социалистической Республики Вьетнам,
— Исламской Республики Иран,
— Китайской Народной Республики,
— Корейской Народно-Демократической Республики,
Россия-Финляндия – Перевозки в прямом международном железнодорожном сообщении Россия-Финляндия.
1.4. Тарифы и сборы
— ТП – Тарифная политика.
— Прейскурант N 10-01.
Участниками Тарифного Соглашения являются Железные дороги государств:
— Азербайджанской Республики – АЗ,
— Республики Армения – АРМ,
— Республики Беларусь – БЧ,
— Республики Казахстан – КЗХ,
— Кыргызской Республики – КРГ,
— Республики Молдова – ЧФМ,
— Российской Федерации – РЖД,
— Республики Таджикистан – ТДЖ,
— Республики Узбекистан – УТИ,
— Эстонской Республики – ЭВР.
Ставки Тарифной политики установлены на базе Международного железнодорожного транзитного тарифа (МТТ) и Единого транзитного тарифа (ЕТТ). Валютой тарифа является швейцарский франк.
МТТ – Международный железнодорожный транзитный тариф – тарифное руководство на железнодорожные перевозки (западное направление). Участниками МТТ являются:
— Белорусская железная дорога (БЧ),
— Болгарские Государственные железные дороги (БДЖ),
— Грузинская железная дорога (ГР),
— Железные дороги Республики Казахстан (КЗХ),
— Латвийская железная дорога Государственное акционерное общество (ЛДЗ),
— Литовские железные дороги Акционерное общество
— специального назначения (ЛГ),
— ГП «Железная дорога Молдовы» (ЧФМ),
— Монгольские железные дороги (МТЗ),
— Польские Государственные железные дороги Акционерное общество (ПКП),
— Российские железные дороги (РЖД),
— Железнодорожное общество Акционерное общество (Словацкая Республика) (ЗССК),
— Узбекские железные дороги (УТИ),
— Украинские железные дороги (УЗ),
— Чешские железные дороги (ЧД),
— Эстонская железная дорога (ЭВР).
ЕТТ – Единый транзитный тариф (ЕТТ).
Прейскурант N 10-01 – Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами.
1.5. Перевозочные документы
Перевозочный документ – документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза (транспортная железнодорожная накладная) или удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира, багажа, грузобагажа (проездной документ (билет), багажная квитанция, грузобагажная квитанция).
Перевозки грузов повагонными и мелкими отправками оформляются транспортной железнодорожной накладной (накладная) либо комплектом перевозочных документов, состоящим из накладной, дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости и квитанции о приеме груза.
Перевозки грузов повагонными отправками могут оформляться с использованием транспортной железнодорожной электронной накладной ( электронная накладная ).
1.5.1. Заявки
1.6. Отправка
Железнодорожная отправка – железнодорожная перевозка груза по одной товарно-транспортной накладной. Перевозки грузов могут осуществляться повагонными, контейнерными, мелкими, групповыми и маршрутными отправками.
Повагонной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной транспортной железнодорожной накладной (далее – накладная) груз, для перевозки которого требуется предоставление отдельного вагона.
Контейнерной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для транспортировки которого требуется предоставление отдельного контейнера.
Мелкой отправкой считается предъявляемый по одной накладной груз, для перевозки которого не требуется предоставление отдельного вагона или контейнера.
Групповой отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление более одного вагона, но менее маршрутной отправки.
Маршрутной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление вагонов в количестве, соответствующем нормам, установленным для маршрутов по массе или длине.
Сборной повагонной отправкой считается предъявляемый по одной накладной груз разных наименований и позиций номенклатуры грузов в адрес одного грузополучателя.
1.7. Номенклатуры грузов
Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов (ЕТ СНГ) – базисная номенклатура грузов для всех видов транспорта общего пользования, обеспечивающая увязку автоматизированных систем обработки данных о перевозках грузов и взаимодействие перевозчиков с грузоотправителями и грузополучателями при определении провозных платежей. Предназначен для расшифровки обозначения грузов, перевозимых по железной дороге в пределах России.
Гармонизированная номенклатура грузов (ГНГ) служит для описания и кодирования грузов в международном грузовом сообщении стран – членов ОСЖД (Организацией сотрудничества железных дорог), участвующих в СМГС (Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении) или применяющих положения СМГС.
ГНГ создана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) Всемирной таможенной Организации (WCO) и соответствует Гармонизированной номенклатуре грузов Международного союза железных дорог (NHM, 2003г.). Наименования разделов, глав и позиций соответствуют тексту ГС.
РЖД открывают железнодорожные классы
С 1 сентября 58 школ по всей стране заработали в новом статусе – как опорные школы ОАО «РЖД»
В новом учебном году 37 муниципальных общеобразовательных учреждений и все ведомственные школы – их сейчас 21 – получили статус опорных школ ОАО «РЖД». Во всех учебных заведениях откроются инженерно-железнодорожные классы с углублённым изучением физики, математики и информатики. В школьных расписаниях также появятся факультативы, предназначенные для знакомства учащихся с железнодорожным транспортом.
Основная цель опорных школ – заинтересовать ребят перспективами дальнейшего построения карьеры на железнодорожном транспорте и обеспечить высокий уровень подготовки подростков по техническим предметам, необходимым для поступления в университеты путей сообщения. «В современном мире идёт постоянная борьба за специалистов. Крупные компании, например «Росатом», СИБУР, «Яндекс», готовят будущие кадры уже со школьной скамьи. РЖД также активно работают со школьниками: через сеть образовательных учреждений и Детские железные дороги мы ежегодно привлекаем более 30 тыс. талантливых молодых ребят, но можем больше. С помощью опорных школ мы рассчитываем увеличить охват профориентационными мероприятиями практически вдвое», – отметил начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов.
На первом этапе, который стартовал 1 сентября, статус опорных школ был присвоен 58 учебным заведениям. Помимо собственных образовательных учреждений РЖД его получили 37 муниципальных школ с сильной физико-математической подготовкой. При отборе партнёров учитывалось также их территориальное расположение: как уточнили в Департаменте управления персоналом ОАО «РЖД», приоритет отдавался школам из тех регионов, где прогнозируется сокращение трудоспособного населения (например, Дальний Восток), и из населённых пунктов, которые являются важными транспортными узлами сети железных дорог. В результате на полигоне каждой магистрали в новом учебном году будут действовать по две-три опорные школы.
«Это только первый шаг. К 2025 году планируется открыть инженерно-железнодорожные классы в 120 муниципальных школах в разных регионах. Таким образом, мы сформируем сеть из опорных школ, которой охватим всю страну», – подчеркнул заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский.
В этом году обучение по профильной программе начнут ребята из 8–9-х классов. Как рассказала «Гудку» директор лицея в Усть-Куте Ирина Шерстянникова, здесь уже сформирован один инженерно-железнодорожный класс, в котором будут заниматься почти 20 восьмиклассников. «Когда нам предложили стать опорной школой для РЖД и открыть железнодорожный класс, мы с радостью согласились, потому что это как раз то, в чём мы видим нашу миссию: углублённая подготовка по физике, информатике, математике. В своё время лицеи создавались в России именно для подготовки ребят к поступлению в технические вузы, – комментирует Ирина Шерстянникова. – Как правило, разделение на профили предусмотрено для старшеклассников. У нас, например, это три направления – физико-математическое, информационно-коммуникационное и естественно-научное. Однако мы согласны с подходом РЖД: чем раньше начнёшь обучение – тем более обширный багаж знаний получит ребёнок. Даже если он в итоге не пойдёт на железную дорогу, физика, математика и информатика ему всегда пригодятся».
Для знакомства школьников с отраслью в РЖД разработали образовательную программу «Страна железных дорог». Над её созданием трудилась команда, в которую входили сотрудники отдела обучения и профориентации Департамента управления персоналом, педагоги образовательных учреждений Восточно-Сибирской железной дороги и детского технопарка «Кванториум РЖД» в Иркутске. «Программа «Страна железных дорог» предусматривает целый комплекс мероприятий, более чем 20 видов активностей. У нас есть годовое расписание, которое комбинирует образовательную и профориентационную деятельность. В среднем в месяц внеурочная деятельность не должна превышать 20 часов. Во всех опорных школах занятия по профилю должны начаться к октябрю», – уточнил «Гудку» Александр Збарский.
В учебный план Усть-Кутского лицея, по словам Ирины Шерстянниковой, уже включены железнодорожные занятия. Один из факультативов – «Физика на железнодорожном транспорте». Специально для школьников в РЖД подготовили курс, включающий цикл видеороликов, где все физические процессы объясняются на примере работы железной дороги. На этих занятиях ребята изучат, как движется поезд, что такое колёсная пара.
«Все физические процессы лучше воспринимаются, когда рассматриваются на примерах из жизни. Железная дорога, пожалуй, как ни одна другая область, подходит для того, чтобы показать детям, как всё то, что они изучают на физике в теории, реализуется на практике. Мы не дублируем школьную программу, а идём дальше – с помощью интересных и познавательных лабораторных работ, на которые у педагогов на уроках нередко не хватает времени, погружаем ребят в мир физики и мир железных дорог», – отметила начальник отдела обучения и профориентации детей Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Анна Салихова.
По соглашению между школами и РЖД учебное заведение выделяет для занятий по железнодорожному профилю один или несколько кабинетов, а компания со своей стороны оборудует там брендированную зону и закупает всё необходимое для практических занятий оборудование.
«Предполагается брендирование класса с использованием корпоративной символики и выделение функциональных зон для занятий. Если оборудование в данный момент не нужно, его можно будет быстро и просто убрать. Столы и стулья установят модульные – это позволит делать как стандартную рассадку, так и без проблем сдвигать мебель, чтобы проводить командообразующие мероприятия. Таким образом, класс можно будет трансформировать в зависимости от цели занятия», – говорит Анна Салихова.
Как отметила Анна Салихова, современное инженерное образование предполагает подготовку профессионалов, способных к комплексной исследовательской, проектной и предпринимательской деятельности, поэтому программы опорных школ нацелены на развитие инновационной, творческой деятельности учащихся, обучение их методам учебно-исследовательской, проектной работы.
Каждая опорная школа также включает в свои образовательные программы предметы, направленные на профориентацию ребят: «Добро пожаловать на железнодорожный транспорт», «Твоя будущая профессия», «Выбор профессии», «Общий курс железных дорог». Это предусмотрено положением, регулирующим их работу, которое в РЖД утвердили ещё в феврале.
Считается, что один из наиболее эффективных способов обучения поколения Z – игра. В профориентационном блоке образовательной программы РЖД активно используется принцип edutainment (education + entertainment): обучение как игра, обучение как открытие, обучение как исследование. В частности, для изучения железнодорожных специальностей разработан комплекс игр и квестов. Поскольку преподавать вводный курс в профессию, как и остальные профильные занятия, будут педагоги муниципальных школ, все учебные материалы включают пошаговые инструкции и всё необходимое для их реализации.
«Мы подготовили материалы таким образом, чтобы минимизировать риск ошибки при их подаче. Модуль «Страна железных дорог» содержит подробное описание занятий, поэтому любой педагог, даже тот, кто не имеет отношения к железной дороге, способен данный материал объяснять. При этом РЖД, безусловно, будут оказывать педагогам муниципальных школ поддержку. Планируется, в частности, провести ряд обучающих вебинаров. В перспективе возможно обучение педагогов по дополнительным программам повышения квалификации, проведение конкурсов профессионального мастерства, грантовая поддержка», – рассказала Анна Салихова.
Чтобы школьники могли вживую увидеть то, о чём им рассказывают на профильном курсе, в программе предусмотрено время на экскурсии на предприятия железнодорожного транспорта. По словам Ирины Шерстянниковой, Усть-Куту есть чем гордиться в этом плане – 46 лет назад именно отсюда началось строительство Байкало-Амурской магистрали, а сейчас здесь расположен крупный железнодорожный узел.
«Нам есть куда повести детей и что им показать. Кроме того, недалеко от нас находится другой «железнодорожный» город – Северобайкальск. Есть идея совместно с родителями организовать поездку в Иркутск, чтобы побывать в аудиториях Университета путей сообщения, посетить Малую железную дорогу и «Кванториум», – заметила Ирина Шерстянникова.
С учётом нестабильной эпидемиологической обстановки в мире потоки детей в текущем учебном году по требованию Роспотребнадзора должны быть максимально разведены, поэтому часть занятий по железнодорожным предметам может перейти в онлайн. По словам Анны Салиховой, в образовательном блоке компании готовы изучить опыт проведения онлайн-смен в детских оздоровительных лагерях «Страна железных дорог», чтобы в перспективе проводить общесетевые онлайн-мероприятия для детей на данной платформе.
«Сейчас мы только начинаем, и у нас есть возможность посмотреть, что ребятам интересно и в каком формате. Далее будем анализировать и при необходимости корректировать образовательные модули», – заявила она.
Опорные школы, по задумке РЖД, должны стать точками притяжения талантливых ребят в регионах. С их помощью в компании рассчитывают сформировать у подрастающего поколения образ РЖД как современного и инновационного холдинга. «Система профориентации ОАО «РЖД» должна обеспечить уход от стереотипного взгляда на отдельные железнодорожные профессии, ориентировать детей и молодёжь на позитивные ценности отрасли, такие как масштабность решаемых задач, технологическое развитие железнодорожного транспорта, цифровизация профессиональной деятельности, стабильность работы, возможности профессионального и карьерного роста. Эти цели прописаны в нашей Концепции развития профориентационной деятельности, и к этому мы сейчас стремимся», – подчеркнул Сергей Саратов.