Народ, расшифруйте, пожалуйста, свои сокращения: РП, ММ, ДММ, АММ и т.д
а то я новичок, читаю и не понимаю.
Комментарии (24)
Надежда
Инка Савельева
РП рабочий персонал-продавец, ММ магазин магнит, ДММ директор ММ, АММ администратор ММ.
Дмитрий Дмитриев
Рп рабочий персонал Дмк директор иагнит косметик Дмм директор магазина магнит Тмк товаровед магнит косметик Амм администратор (это директор,товаровед,старший продовец) СтРп старший рабочий персонал
Екатерина Мяновская
А почему приезд машины с РЦ, обзывают КОРПОРАТИВ?
Светлана Коротаева
Светлана Коротаева
Екатерина, потому что на утро после приёмки чувствуешь себя,как-будто всю ночь пила и танцевала, только без удовольствия))
Екатерина Мяновская
Екатерина Мяновская
Светлана Коротаева
Екатерина, привоз товара с Распределитеного Центра, куда организован совокупный сбор продукции с разных фирм, которые выкупили место на полках,чтобы их товар продавался именно там.
Екатерина Байкова
DELETED
Как то РП получил приказ от ТММ, которая получила его от ДММ, который получил его от СВ а тот от ДФ и в итоге все переделывал РП как надо по жизни а не по шизе
Эдуард Хафизов
Екатерина, есть местные поставщики (МП), а есть поставка товара с распределительных центров (РЦ) АО Тандер. Вот поставка с рц на магазины и называется «Корпоративный приход», так как осуществляется внутри компании.
Эдуард Хафизов
Светлана, как то мудрено всё у вас. Корпоративный, значит «внутренний, внутри одной компании/корпорации», не более.
Светлана Коротаева
Эдуард, ну пусть будет так, я не спорю )
Эдуард Хафизов
Светлана, ну просто не забывайте, что у Тандера ещё и своё производство есть. Было бы странным, если бы Тандер сам у себя покупал места на полках, чтобы выставить фреш с этикеткой «сельская ярмарка» или сырки «ах, полинка» и др. 😊
Обзор «Магнита»: продуктовый ретейлер, который борется за лидерство
«Магнит» (MCX, LSE: MGNT) — крупнейший по количеству магазинов и второй по выручке продуктовый ретейлер в России. Компания — один из крупнейших частных работодателей в стране со штатом более 300 тысяч сотрудников.
О компании
Бизнес «Магнита» присутствует во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного. У него самый широкий территориальный охват среди конкурентов: клиенты «Магнита» — 85% российских семей из более чем 3800 населенных пунктов.
Компания постоянно расширяет сеть магазинов, к концу 1 полугодия 2021 года их количество достигло 22 344, а торговая площадь — 7,75 млн квадратных метров. Под зонтичным брендом «Магнит» работает несколько форматов магазинов:
Кроме того, компания тестирует несколько новых форматов:
Курс о больших делах
«Магнит» вводит кластеризацию: к ключевым кластерам относятся мегаполис, город и деревня. Суть нововведения заключается в кастомизации ассортимента в магазинах одного формата в зависимости от местоположения: например, в магазинах «Косметик» для мегаполиса более широкий ассортимент косметики и парфюмерии, а в магазинах для деревни — товаров для дома и для детей.
У компании обширная логистическая инфраструктура: 39 распределительных центров суммарной площадью 1,7 млн квадратных метров и практически 4,4 тысячи грузовиков.
«Магнит» называет себя единственным продуктовым ретейлером с вертикальной интеграцией: у него 17 собственных производств продуктов питания и сельскохозяйственной продукции. Это крупнейший в России грибной комплекс, кондитерские фабрики и прочее. Например, компания покрывает 88% внутреннего спроса на орехи и сухофрукты за счет собственного производства. Суммарно в ассортименте «Магнита» около 2,5 тысячи наименований товаров собственных торговых марок (СТМ), которые дают около 10% розничной выручки. В планах компании нарастить долю СТМ до 25% к 2025 году.
Кроме того, «Магнит» активно работает с поставщиками — например, заключает контракты для более выгодного, прямого импорта. Доля товаров прямого импорта в розничной выручке составляет 7%.
Компания поддержала рыночный тренд и стала развивать e-commerce: запустила собственную службу доставки и заключила партнерства с Delivery Club, «Яндекс-едой» и Wildberries. Доставка осуществляется как из существующих магазинов, так и из специально открываемых дарксторов. По итогам первого полугодия 2021 года доставка доступна в 106 городах из 62 регионов России, в среднем выполняет 15 тысяч заказов в день.
43 млн человек зарегистрированы в программе лояльности компании, 70% покупок совершается с использованием карт лояльности. Это помогает лучше понимать потребности клиентов, прогнозировать спрос. Также компания запустила партнерские проекты с банками Тинькофф, ВТБ, «Почта-банк» по выпуску кобрендовых карт с повышенными бонусами при покупках в магазинах сети.
«Магнит» не останавливается на этом и пытается построить экосистему вокруг клиента: планируется создать суперприложение, объединяющее программу лояльности, историю покупок, доставку и дополнительные сервисы. Одним из первых шагов на этом пути был запуск платежного сервиса Magnit Pay, по итогам первого полугодия 2021 года выпустили уже 5 млн виртуальных карт сервиса. Недавно запустили кредитного брокера.
Ретейлер много вкладывается в развитие — что называется, по всем фронтам: кроме открытия новых магазинов, во многих старых проводится редизайн, активно идет цифровая трансформация, даже создали бизнес-акселератор MGNTech.
Главная стратегическая цель компании — укрепление лидерства в сегменте, с наращиванием доли рынка при сохранении доходности. В последнее время у «Магнита» это получается: доля рынка растет, сопоставимые продажи вышли из минуса. Кроме того, летом компания заключила одну из крупнейших сделок M&A на рынке ретейла — купила сеть «Дикси» из практически 2,5 тысячи магазинов и 5 распределительных центров за 97 млрд рублей. Это позволит «Магниту» еще нарастить долю рынка, в том числе серьезно — в стратегически важных столичных регионах.
Компания не отстает от глобальных тенденций: летом 2020 года представила стратегию устойчивого развития до 2025 года. Ее основные направления: сокращение выбросов парниковых газов, расхода воды и энергии, наращивание процента используемой перерабатываемой упаковки, повышение вовлеченности сотрудников и уменьшение текучки кадров.
ВТБ планирует выйти из состава акционеров розничной сети «Магнит» (MGNT), говорится в сообщении ретейлера. Сейчас банку принадлежат 17,3% акций компании, которые будут проданы по следующей схеме.
Как отметил Юрий Соловьев, первый заместитель президента — председателя правления банка ВТБ (его слова приводятся в сообщении банка), с тех пор как группа ВТБ стала акционером «Магнита» в 2018 году, «была сформирована профессиональная управленческая команда, которая проводит постоянную работу по улучшению финансовых и операционных показателей»: «Завершая свой инвестиционный цикл в качестве финансового инвестора, ВТБ приветствует решение крупнейшего частного акционера «Магнита» об участии в сделке».
Исходя из средневзвешенной цены «Магнита» на Московской бирже на 18 ноября, выкупаемый Marathon Group пакет стоит около 84 млрд руб.
Что было с «Магнитом» за последние четыре года
Акционером «Магнита» банк стал в начале 2018-го: тогда Сергей Галицкий, основатель и крупнейший акционер розничной компании, продал ВТБ 29,1% акций компании. Сумма сделки составила около 138 млрд руб., или примерно 4661 руб. за бумагу. Спустя несколько месяцев, в мае, группа продала 11,82% акций из своего пакета Marathon Group (сумма сделки не раскрывалась, но исходя из капитализации на 23 мая могла составить 62,5 млрд руб.). Затем в течение нескольких лет Marathon Group постепенно увеличивала свой пакет, и сейчас он составляет примерно 16,8%.
Сразу после сделки с банком и инвестиционной группой в «Магните» начались изменения — кадровые и на уровне стратегии. Весной 2018-го в компанию перешла Ольга Наумова, до этого долгое время руководившая сетью «Пятерочка». Специально под нового топ-менеджера была создана должность исполнительного директора, затем она стала гендиректором компании. В сентябре 2018-го Наумова представила инвесторам новую стратегию: ее суть была обозначена так — «Магнит» должен «стать выбором для каждой российской семьи, отвечая всем потребностям и желаниям покупателей в любой локации». В цифрах это означало рост доли «Магнита» на продуктовом рынке с 9 до 15% к 2023 году. Уже к концу третьего квартала 2018-го «Магнит» отчитался о росте чистой прибыли впервые за восемь финансовых кварталов. В четвертом квартале того же года впервые за двухлетний период произошел рост сопоставимых продаж. Но в июне 2019-го Наумова приняла решение покинуть свой пост из-за разногласий с советом директоров по поводу стратегии развития компании. Ее место занял президент ретейлера Ян Дюннинг.
Кроме органического роста значительно сократить разрыв с X5 по размеру бизнеса «Магниту» удалось в 2021 году за счет приобретения сети «Дикси»: ретейлер договорился купить 2612 магазинов «Дикси», а также 39 торговых точек под брендом «Мегамарт» (сумма сделки составила 87,6 млрд руб.). По итогам девяти месяцев 2021-го выручка «Магнита» составила 1,311 трлн руб. (+14,4% к аналогичному периоду прошлого года), EBITDA — 92,97 млрд руб. (+15% год к году). Выручка X5 за аналогичный период — 1,597 трлн руб. (+10,2%), EBITDA — 123,7 млрд руб. (+8,5%). На конец 2020 года X5 Retail Group занимала долю в 12,8% рынка с выручкой 1,973 трлн руб., в то же время у «Магнита» доля составила 10,9%, следовало из отчетности компаний.
Зачем Marathon Group увеличила пакет
Комментируя в 2018 году приобретение акций «Магнита», Александр Винокуров, сооснователь Marathon Group, заявлял в интервью РБК, что «Магнит» — «недооцененный актив»: «Мы верим, что при определенных усилиях со стороны менеджмента и акционеров сети удастся вернуть ее справедливую стоимость и первое место среди российских ретейлеров».
«Эта позиция, как мы видим, нашла подтверждение в жизни», — заявил РБК Александр Винокуров в четверг, 18 ноября. Он объясняет решение существенно увеличить долю в «Магните» высокими темпами роста по всем ключевым показателям, успешными сделками M&A, улучшением операционной эффективности: «Последние несколько лет мы в качестве одного из основных акционеров активно поддерживали компанию в формировании и реализации ее стратегии». По его словам, у группы нет намерения менять «направление движения компании».
Чем известна Marathon Group
Инвестиционная группа была основана Александром Винокуровым и Сергеем Захаровым, выходцами из А1, в 2017 году. Основные направления проектов были выбраны преимущественно в четырех сферах: фармацевтика, FMCG и ретейл, транспортная инфраструктура и сельское хозяйство. Группа владеет франчайзи сети кафе KFC (ее партнеры в проекте — ВТБ и группа инвесторов, в том числе арабский фонд Al Nahdha Investment), зерновой «Деметра Холдинг» (ВТБ и структуры Таймураза Боллоева), производителем антисептиков «Бентус Лаборатории», компанией IQSport (занимается спортивным сопровождением и консалтингом в пяти циклических видах спорта) и профессиональной велокомандой Marathon-Tula Cycling Team.
Что про сделку думают инвесторы
Сразу после объявления о сделке, акции «Магнита» стоимость бумаг начала снижаться — на конец торгового дня на Московской бирже они стоили 6 тыс руб. (-5,8% за день). Аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов считает, что на ретейлере сделка ВТБ по продаже акций значительно не отразится, банк хорошо заработал на компании — с учетом выплаченных дивидендов общая доходность инвестиций в акции «Магнита» составила для ВТБ около 60%, подсчитал он. Marathon Group же сможет увеличить собственную инвестицию. «Но я ожидал, что банк будет держать бумаги еще 2-3 года, потому что в результате действий новой команды менеджеров компания продолжает показывать операционные улучшения: растет плотность продаж и повышается операционная рентабельность. В результате у «Магнита» сейчас самый высокий темп роста выручки среди крупнейших ретейлеров и не только за счет приобретения «Дикси», но и за счет роста сопоставимых продаж и активного расширения сети», — объясняет Ибрагимов. Оставаясь в капитале «Магнита», банк смог бы также увидеть синергию от сделки с «Дикси», добавляет он.
Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко считает позитивной сделку по продаже ВТБ акций «Магнита». «Для ВТБ все, что связано с небанковской деятельностью — не ключевой актив и не нужно для бизнеса. В случае «Магнита» у него есть небольшое операционное взаимодействие благодаря которому «Магнит» приводит банку клиентов, но оно могло бы существовать и без владения долей в капитале ретейлера. В целом, это не дело банков владеть промышленными компаниями. Хотя путь владения «Магнитом» ВТБ и Marathon Group был не без «американских горок», даже с поправкой на ситуацию с «СИА Интернейшнл» (фармдистрибутор принадлежал Marathon Group и был продан самому «Магниту», что вызывало негодование миноритариев — РБК) это была хорошая работа. За прошлый год «Магнит» выплатил рекордные дивиденды за свою историю, а с полной консолидацией «Дикси» Магнит обойдет X5 Group по чистой прибыли в 2022 году», — считает Кривошапко.
«Магнит» сменит название своей сети крупнейших магазинов
Второй по обороту российский ретейлер «Магнит» объявил о смене бренда самого крупного формата — одноименных суперсторов. В рамках репозиционирования магазинов большого формата компания выбрала для них бренд «Магнит Экстра», сообщил ретейлер в презентации для участников дня инвесторов.
Суперсторы — крупные магазины в черте города со средней торговой площадью 3 560 кв. м, средним чеком 694 руб. и ассортиментом около 25 550 товарных наименований. Этот формат сети в 2019 году пришел на смену классическим гипермаркетам «Магнит» (более 5 тыс. кв. м). Сегодня сеть насчитывает 133 магазина.
«Магнит Экстра» проведет редизайн отдельных суперсторов под индивидуальную тематику. Так, компания уже протестировала «космический» магазин в Самаре и «кубанский» в Санкт-Петербурге. Тематические зоны компания создает с компаниями-производителями товаров повседневного спроса. В торговой матрице магазинов планируется повышать долю сезонного ассортимента. В структуре ассортимента суперсторов преобладают бакалейные товары (49%), еще 43% приходится на свежие продовольственные позиции, оставшиеся 8% — на непродовольственные товары.
В презентации также указано, что в рамках стратегии до 2025 года «Магнит» планирует открывать в год 1–1,5 тыс. «магазинов у дома», 750–1000 магазинов косметики и 5–15 супермаркетов и суперсторов. Сегодня компания — крупнейший в России ретейлер по числу магазинов, под ее управлением на конец 2020 года находилось 21 564 магазина.
Чистая розничная выручка сети «Магнит» за 2020 год в сравнении с 12 месяцами 2019 года увеличилась на 13,3%, составив 1,51 трлн руб., сообщала ранее компания в своем отчете. Чистая прибыль за тот же период увеличилась на 120,8% год к году, составив 37,8 млрд руб.
Своя грядка Зачем «Магниту» собственное производство
«Магнит» стал первым российским ретейлером, осознавшим преимущество вертикально интегрированных компаний. Сегодня это единственная из крупных российских продуктовых сетей, имеющая собственные мощности по производству продуктов питания. 15 предприятий по всей стране, которые ежегодно производят до 200 тысяч тонн различной продукции, позволяют «Магниту» полностью контролировать качество товаров по всей цепочке — от грядки до полки магазина. Ретейлер рассчитывает, что обновленные форматы магазинов, собственное производство и новая линейка товаров под своими брендами позволят компании вернуть лидерство на рынке.
Конец сентября выдался для торговой сети «Магнит» жарким, и причина не только в палящем южном солнце. 30 сентября на открытии новой фабрики «Кубанский кондитер» ждали министра промышленности Дениса Мантурова и губернатора края Вениамина Кондратьева. Отстроенная «Магнитом» кондитерская фабрика стала вторым резидентом индустриального парка «Краснодар», расположенного в 30 километрах от краевой столицы и также принадлежащего торговой сети.
«Индустриальный парк «Краснодар» стал первым предприятием, зарегистрированным в реестре Минпромторга, — заявил на торжественной церемонии открытия министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. — Мы рассчитываем, что новый кондитерский комплекс позволит обеспечить продукцией не только Краснодарский край и всю страну, но и отгружать продукцию на экспорт. У нас стоит задача к 2024 году увеличить объем несырьевого экспорта в два раза, поэтому мы всячески поддерживаем развитие подобных производств».
«Здесь уже не только качество обслуживания в магазине, но и качество своего продукта, который компания будет продавать, — заявил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. — Это новый уровень самой компании, которая выходит на новые горизонты. Уверен, что в рамках сегодняшней конкуренции это очень правильный путь развития, который позволит не только не потерять клиентов, но и максимально их привлечь».
«Собственные фабрики и тепличные комплексы дают нам возможность полностью контролировать всю цепочку — от поля до полки — и гарантировать нашим покупателям высокое качество, — говорит президент «Магнита» Ян Дюннинг. — Мы нацелены на максимальное использование этого конкурентного преимущества».
Welcome
Инвестиционное соглашение с администрацией Краснодарского края о строительстве индустриального парка руководство «Магнита» подписало в октябре 2015 года. Спустя несколько месяцев в поселке Дорожный, расположенном в 30 километрах западнее Краснодара, началось строительство. Финансировал все «Магнит», но помогало и государство — льготным кредитованием, субсидиями и налоговыми льготами.
Уже к 2018 году на территории парка площадью 236 гектаров были введены в эксплуатацию энергоцентр, два хладоцентра, очистные и водозаборные сооружения, подведен магистральный газ. Все инфраструктурные объекты оснащены современным оборудованием с высокой степенью автоматизации. Например, умные насосы отслеживают работу предприятий и подают столько тепла, сколько необходимо резидентам, а специальная система ищет утечки и сигнализирует, если они есть. А в современной производственной лаборатории ежедневно проверяется качество воды.
«Это лишь первая часть развития индустриального парка, — говорит директор по собственным производствам компании «Магнит» Вячеслав Краснояров. — Мы планируем и дальше развивать собственные производства и привлекать сторонних резидентов. Через несколько лет здесь может работать 20-25 предприятий. И работать здесь намного выгоднее, чем строить завод в чистом поле с нуля».
Конфетки, бараночки…
Первым резидентом индустриального парка «Краснодар» стал «Кубанский комбинат хлебопродуктов». Три цеха с девятью производственными линиями, а также несколько лабораторий, которые занимаются разработкой и тестированием новых видов продуктов, расположились на площади более 26 тысяч квадратных метров.
Под одной крышей здесь объединены три отдельные фабрики: по выпуску мучных кондитерских, бараночно-сухарных и макаронных изделий. Предприятие способно выпускать более 40 наименований продукции общим объемом 76 тысяч тонн в год. Не просто выпускать, а еще и корректировать ассортимент в зависимости от спроса. При этом высокотехнологичное производство позволяет внедрять новые виды продукции. Например, можно быстро расширить линейку макаронных изделий, заменив базовые виды на макароны из твердых сортов пшеницы.
Кстати, практически все операции на комбинате автоматизированы: для фасовки используются роботизированные «руки-манипуляторы», а радиошаттлы с дистанционным управлением расставляют товар на стеллажах в зоне хранения. Контроль за производством происходит в режиме онлайн с помощью компьютерных систем, а система менеджмента безопасности пищевой продукции обеспечивает проверку товаров от сырья до поставки в магазины.
Комбинат «Кондитер Кубани» — это сладкое производство. На пяти производственных линиях выпускают шоколадные конфеты, батончики, леденцы, желейные и помадные конфеты, мармелад и трюфели — всего около 20 видов кондитерских изделий, до 55 тысяч тонн продукции в год. Так же как и на комбинате хлебопродуктов внедрена система менеджмента безопасности пищевой продукции, производство контролируется в онлайн-режиме, на всех этапах установлены видеокамеры, работают несколько лабораторий, где в том числе создают новые конфеты.
По грибы
Комплекс построен с использованием передовых технологий и оборудования, на предприятии осуществляется полный цикл производства: от заготовки соломы для компоста до упаковки готовой продукции. Экологичность производства компоста достигается за счет закрытого цикла: снижается расход сырья, сводится к минимуму загрязнение окружающей среды, материалы получают вторую жизнь. Все это обеспечивает конкурентную себестоимость продукции и доступную цену для покупателей.
Фабрика производит до 6,5 тысячи тонн грибов в год, что закрывает 82 процента потребностей сети. Доля шампиньонов, выращенных «Магнитом», составляет 28 процентов от всех потребляемых в России.
Cheri, cheri lady
Кроме грибной фермы у «Магнита» есть еще два тепличных комплекса. Второй должен вот-вот заработать (его площадь составляет 26 гектаров, а планируемая производительность первой очереди — 22 тысячи тонн огурцов в год), а первый — площадью 86,4 гектара — открыт еще в 2015 году и является одним из крупнейших в Восточной Европе. Ежегодно там производится около 40 тысяч тонн огурцов и томатов и около 4 миллионов зеленных культур. Это позволяет сети закрывать на 25 процентов потребности в огурцах, на 13 процентов — в томатах черри. В этом году компания расширила ассортимент и начала выращивать баклажаны, новые сорта томатов, лук, морковь, свеклу и картофель.
Теплицы спроектированы по передовым технологиям: капельный полив, светодиодное освещение, умная вентиляция. Все это позволяет выращивать овощи и зелень круглый год. В состав комплекса входят также складские помещения с автоматической линией сортировки и упаковки продукции. В теплицах применяется защита растений биологическим методом, благодаря которому обеспечивается выращивание экологически чистой продукции. Имеется и своя агрохимическая лаборатория, где осуществляется контроль за питанием культур.
Сырьевая безопасность
Суммируя все вышеперечисленное, можно констатировать, что «Магнит» сегодня — единственная в России розничная сеть с собственными мощностями. На принадлежащих компании 11 промышленных и 4 агропромышленных предприятиях, расположенных в Краснодарском крае, Московской, Саратовской, Тверской, Самарской, Липецкой областях и Республике Башкортостан, работают более 4,5 тысячи человек.
Все вместе ежегодно они производят более 200 тысяч тонн продуктов. Но зачем это вообще нужно «Магниту»? Ведь намного проще заказывать продукты на стороне, как это делают остальные ретейлеры. «У каждого нашего производства своя собственная история создания, и все они делались под разные задачи, — рассказывает коммерческий директор сети «Магнит» Владимир Сорокин. — Например, после кризиса 2014 года и девальвации рубля шампиньоны не просто подорожали, образовался их большой дефицит, поскольку они исторически завозились из-за границы. Тогда было принято решение о строительстве собственного грибного комплекса. Он решил сразу две задачи: обеспечил нас товаром и дал возможность снизить его цену для покупателей. Аналогичная ситуация произошла с помидорами — после того, как был запрещен их ввоз из Турции. Собственное производство — это для нас вопрос сырьевой безопасности. Но что еще важнее — мы полностью контролируем качество достаточно широкого ассортимента товара на своих полках и можем обеспечить привлекательную цену, прекрасно зная, из чего она складывается».
До появления собственного грибного производства «Магнит» закупал по импорту шампиньоны, и их цена на полке магазина была 350 рублей за 1 килограмм. Сегодня их цена — 240 рублей за 1 килограмм. Выиграл потребитель. Он получает свежий продукт, в России произведенный, и при этом у компании формируется добавленная стоимость, которая обеспечивает снижение цены для покупателей.
Все свои производства компания рассматривает, как отдельный независимый и конкурентный бизнес, относится к ним так же, как к любым другим поставщикам. «У наших закупщиков нет жесткого правила покупать только продукцию собственного производства. Конечно, она имеет преимущество при прочих равных, но если нас не устроит цена, мы не поставим этот продукт на полку», — подчеркивает Владимир Сорокин.
«У нас есть огромные возможности в развитии собственного производства, которыми компания до сих пор пользовалась не слишком активно, — говорит Ян Дюннинг. — Сегодня в магазинах «Магнит», к примеру, ассортимент макарон в сегменте «первой цены» мы производим самостоятельно. Не просто производим, но и контролируем на качество всю цепочку. Мы даже знаем, где выращена пшеница, муку из которой мы используем в макаронах. Это уникальная особенность «Магнита», никто из ретейлеров этого не делает». По его словам, собственные фабрики и тепличные комплексы дают сети возможность полностью контролировать всю цепочку — от поля до полки — и гарантировать покупателям высокое качество.
«В целом мы нацелены на максимальное использование преимуществ наличия собственных предприятий в коммерческой деятельности компании, в первую очередь — в контексте развития собственных товарных марок», — подчеркнул глава компании.
Транспортный цех
«Мы стараемся обеспечить максимально быструю доставку свежих категорий продуктов от производителя до покупателя. Обновляем холодильники, расширяем автопарк», — рассказывает Владимир Сорокин. К слову, «Магнит» — это еще и одна из крупнейших логистических компаний. По всей стране она имеет 38 крупных распределительных центров (РЦ), а ее автопарк насчитывает более 5 700 автомобилей.
Но и этого Яну Дюннингу оказалось мало. Минувшей осенью компания начала привлекать для доставки продукции в магазины еще и наемный среднетоннажный транспорт. Грузовики поставлены на «короткое плечо» (где расстояние от распределительного центра до магазина составляет до 100 километров) в городах с большой плотностью магазинов, чтобы несколько раз в день доставлять продукцию покупателям. За счет этого компания планирует повысить доступность и свежесть товаров на полках магазинов, а также снизить транспортные расходы.
Дело в том, что 90 процентов автопарка «Магнита» — это крупнотоннажные автомобили грузоподъемностью свыше 20 тонн («сцепки» и большие трейлеры). Такой транспорт не всегда может вплотную подъехать к магазину и разгрузить товар. Необходимо было искать места для парковок, перегружать груз и совершать прочие манипуляции, чтобы доставить продукцию непосредственно в магазины. На этом «Магнит» терял не менее одного дня свежести товаров, а оборачиваемость транспорта была ниже, чем в среднем на рынке.
Теперь среднетоннажные грузовики (7-8 тонн) постепенно полностью закроют ежедневные поставки продуктов в городах c высокой плотностью сети. За счет наемного транспорта «Магнит» также будет закрывать логистические потребности сети в «высокий сезон».
До конца года «Магнит» привлечет около 500 среднетоннажных грузовиков по всей географии сети. Ожидается, что к 2023 году их доля в структуре автопарка может составить 25-30 процентов. Крупнотоннажные грузовики будут переориентированы на доставку в населенных пунктах с невысокой плотностью магазинов и магистральные поставки.
«Наемный транспорт — часть нашей новой логистической стратегии, которая получила название «Цепочка свежести». Ее главная цель — улучшить предложение для наших покупателей за счет большей доступности товаров на полках. Эту задачу мы будем решать не только путем оптимизации автопарка и системы доставки, но и за счет обновления IT-решений в области управления складской недвижимостью и формирования заказов», — говорит директор по цепочкам поставок «Магнита» Марья Дей.
Под собственным брендом
Расширение логистических и производственных мощностей — это лишь часть изменений в стратегии развития «Магнита», направленных на переформатирование бизнеса. Основные перемены коснулись самих магазинов, их ассортимента и линейки собственных товарных марок (СТМ).
На конец прошлого года у «Магнита» было 69 собственных торговых марок, большинство из которых пользовались слабым спросом у покупателей. Новый портфель включает в себя только 26 СТМ — это более 1 тысячи товарных позиций вместо 3,6 тысячи ранее. «Все продаваемые нами товары мы сравнили друг с другом, и от тех, что плохо продаются, мы отказываемся», — говорит Владимир Сорокин.
В первом ценовом сегменте «Магнит» создал единый бренд «Моя цена» и значительно расширил ассортимент продукции. Обновленная линейка собственных товарных марок охватывает товары первой необходимости, которые предлагаются по самым привлекательным ценам. В среднем ценовом сегменте компания запустила семью брендов «Магнит», которая охватывает несколько базовых категорий, в том числе молочную продукцию, напитки, dry-food, кулинарию и бытовую химию.
Первой из нового семейства СТМ на полки магазинов вышла линейка «Магнит Свежесть» — это 58 позиций овощей и фруктов: огурцы, томаты, шампиньоны, салаты и другие. Большая часть этой продукции производится в собственных тепличных комплексах. «Премиум» на первом этапе будет представлен такими товарами, как снеки, орехи, консервация, сыры и другая продукция. Также планируется запуск линейки товаров для поддержания здорового образа жизни.
Развитие торговых марок «Магнита» будет тесно связано с расширением собственных производственных активов. Если сегодня они работают преимущественно в сегменте «первой цены», то компания будет постепенно переориентировать предприятия на выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью и наращивать долю собственного производства в соответствующих категориях.
Одновременно «Магнит» начнет выстраивать стратегическое партнерство с внешними поставщиками продукции для СТМ, заключая с ними долгосрочные контракты. Для развития брендов в сегменте «премиум» компания также задействует возможности прямого импорта эксклюзивной продукции. При этом будет жестко контролироваться качество товара — и в распределительных центрах, и в лабораториях, и при поступлении продуктов в магазины, и, конечно, на полках.
Сейчас доля СТМ в обороте компании составляет около семи процентов. «Мы начнем продвигать СТМ «Магнит» как бренд производителя, целенаправленно повышать его узнаваемость среди покупателей и их лояльность к нему, — объясняет президент «Магнита» Ян Дюннинг. — Наша задача — сделать собственные бренды действительно эффективными, значительно увеличить их оборачиваемость, а долю в выручке нарастить до 20 процентов».
В обновленном формате
Большие изменения коснулись и формата магазинов торговой сети. «Мы провели мероприятия по улучшению магазинов, отремонтировали, где требовалось, провели перезонирование, пересмотрели ассортимент, добавили персонал, — рассказывает директор розничной сети «Магнит» Руслан Исмаилов. — Это недорогая процедура, но она дала нам существенный прирост по росту продаж и клиентского трафика». По состоянию на 30 июня 2019 года сеть «Магнит» насчитывала в 3 354 населенных пунктах страны 19 884 магазина: 14 231 магазин «У дома», 466 супермаркетов «Магнит Семейный» и 5 187 магазинов «Магнит Косметик». Кроме того, ретейлер развивает собственную сеть аптек.
Самый популярный формат магазина «Магнит» — «У дома». На него приходится 77 процентов выручки компании. Магазины «Семейный» — это классические супермаркеты и компактные гипермаркеты. Отличительной особенностью «Магнита Семейного» является то, что эти магазины сети находятся в основном в жилых зоны, куда людям не надо долго добираться. В этом году компания открыла первый «Семейный» в новом формате «суперстор» — это симбиоз гипермаркета и магазина, находящегося по соседству. В нем широко представлены товары для дома, для ухода за собой, для здоровья и для детей. Из продуктов в нем очень широк ассортимент свежих овощей и фруктов, мяса и рыбы.
В последнее время появился новый тренд: потребность в специализированных магазинах. И в этом году у «Магнита» появилась новая сеть магазинов напитков для мужчин — «Вечерний». Пока открыто два таких магазина — в Самаре и Набережных Челнах. «Это первая наша попытка создания узкоспециализированного магазина, — отмечает Руслан Исмаилов. — Формат интересный, здесь есть над чем работать». Также в этом году — пока только в Москве и Краснодаре — открылись магазины «Сити». Они скорее похожи на кафетерии, где можно не только купить продукты первой необходимости, но и быстро перекусить, выпить кофе или съесть мороженое. Еще один развивающийся формат сети — «Магнит Опт». Пока у компании 23 таких магазина.
Все свои форматы «Магнит» объединил в программе лояльности, которая будет доступна во всех регионах присутствия компании до конца года. Получать и тратить баллы можно в любом формате «Магнита», что дает больше возможностей для экономии.
Цифровизация
Чтобы оперативно адаптироваться под предпочтения покупателей, нужно прислушиваться к их пожеланиям. В некоторых аспектах «Магнит» даже опережает их фантазии. В компании уже реально происходит цифровая трансформация бизнеса, о которой сейчас так модно говорить.
Не так давно покупатели получили возможность делать покупки в «Магните» без денег, кредитной карты и даже мобильного телефона. Новая технология называется SelfieToPay — или «оплата по лицу». Достаточно один раз зарегистрироваться в этой системе, и она будет распознавать вас и обращаться к вашему банковскому счету напрямую. Большой плюс для родителей, что в ней можно зарегистрировать и детей, и отправлять их, например, за хлебом и молоком без денег. При этом можно установить ограничение по сумме покупки или на продажу определенных товаров.
Другая технология — персональные сканеры — более известна на российском рынке. Покупатель самостоятельно сканирует товары в зале после выбора, а затем на кассе самообслуживания оплачивает их за пару десятков секунд, не вынимая из корзины или тележки. Еще одна разработка «Магнита» — «Электронный сомелье». Отсканировав бутылку российского вина, покупатель получит всю информацию о напитке и рекомендации, к каким закускам и блюдам его лучше подавать.
Есть у компании свои цифровые решения и для персонала магазинов и даже для их руководителей. «Что бы я хотел как глава компании увидеть в «Магните» через два-три года? — задается вопросом Ян Дюннинг. — Чтобы российский покупатель по-прежнему считал наши магазины тем местом, где можно совершать выгодные покупки. Но более качественными, атмосферными и коммуникабельными».