Что означает конституционный принцип светскости
Что означает конституционный принцип светскости
Статья 4. Государство и религиозные объединения
2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:
не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 68-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 117-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:
создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями;
(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 119-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.
6. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав участников указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 68-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
Богословское заключение и светское государство: правовые аспекты
Недавно Совет улемов Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман РФ (ДУМ РФ) опубликовал на своем сайте Богословское заключение № 5/19 о межконфессиональных браках. Примечательно, что сам документ был принят улемами (т.е. авторитетными знатоками теоретических и практических сторон ислама) еще 19 ноября 2019 г.
Совет улемов указал, что межконфессиональные браки – в частности, с представительницами «людей Писания» – на территории России недопустимы и возможны лишь в определенных – единичных – случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства конкретной ситуации.
Отмечу, что «людьми Писания» мусульмане называют христиан и иудеев. При этом представляется несколько необычным, что «люди Писания» объявлены, по сути, частным случаем всех остальных – т.е. «язычников» (по терминологии мусульман). Коран ставит «людей Писания» в особое положение, отделяя их от «язычников». Люди, почитающие Божественные Писания – книги Таурат (Тора), Забур (Псалтирь) и Инджиль (Евангелие), – в классическом исламе пользуются покровительством мусульман. Однозначного запрета на браки мужчин-мусульман с христианками или иудейками не существует.
Если уважаемые российские улемы хотят сказать новое слово в исламе, исходя из понятной заботы о единоверцах, вряд ли кто-то будет против. Обращу внимание также на то, что в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон о свободе совести) государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если они не противоречат законодательству РФ.
В то же время Россия – светское государство (ч. 1 ст. 14 Конституции РФ). Согласно п. 5 ст. 4 Закона о свободе совести в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства первые не выполняют функции органов государственной власти, других госорганов, госучреждений и органов местного самоуправления. В России признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 1 Семейного кодекса РФ). То есть религиозные объединения в нашей стране не наделены правом регистрировать браки.
В связи с этим столь прямолинейное утверждение в Богословском заключении о недопустимости межконфессиональных браков требует, на мой взгляд, более подробного толкования. Именно с таким толкованием выступил 11 ноября имам г. Москвы Ильдар Аляутдинов: «Согласно принятому документу, на территории Российской Федерации мусульманин может вступить в брак только с мусульманкой, за исключением некоторых случаев, если местный муфтий посчитает такой брак возможным. Например, если женщине близок ислам, она уважает его каноны и не будет препятствовать мужу воспитывать детей в традициях ислама».
Отмечу, что Дамир Мухетдинов называет богословское заключение фетвой, то есть подчеркивает в большей степени не характер богословской рекомендации, а определяет данный документ как нормативный правовой источник исламского права. Разумеется, с этим разъяснением в светском обществе согласиться легче, поскольку первый зам. председателя ДУМ РФ прямо указал, что данное предписание относится к членам мусульманской общины и к религиозным бракам, заключаемым по законам ислама, и не подменяет собой светские браки, заключаемые в органах ЗАГС.
В связи с этим напомню положения п. Х.2 Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, касающиеся аналогичного вопроса: «В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве». В данном случае речь идет о венчании, то есть церковном браке, являющемся таинством и внутренним установлением РПЦ. При этом Основы признают браки, заключенные в органах ЗАГС (в том числе с нехристианами), в качестве законных.
Статья 14 Конституции России
Текст Ст. 14 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:
1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Комментарий к Ст. 14 Конституции Российской Федерации
Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.
В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияние на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.
Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).
В соответствии с конституционным принципом светского государства и отделения религиозных объединений от государства оно:
Реализация конституционного права на свободу совести, а также отношения между государством и религиозными объединениями регулируются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».
Есть государства, где провозглашено равенство всех религий (ФРГ, Италия, Япония и др.). Однако в таком государстве одна из наиболее традиционных религий, как правило, пользуется определенными привилегиями, оказывает известное влияние на его жизнь.
В мире имеется также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство с церковью не слито. Однако церковь через институты, установленные в законодательстве, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Таким государством является, например, Иран.
Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях, где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.
Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям.
Оно не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвует в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь.
В Российской Федерации как демократическом и светском государстве религиозное объединение не может подменить политическую партию, оно надпартийно и неполитично. Но это не означает, что духовенство вообще не может избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако священнослужители избираются в эти органы не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви.
Принцип светского государства в понимании, сложившемся в странах с моноконфессиональным и мононациональным устройством общества и с развитыми традициями религиозной терпимости и плюрализма, позволяет допустить в некоторых странах политические партии, основанные на идеологии христианской демократии, поскольку понятие «христианский» в данном случае выходит за конфессиональные рамки и обозначает принадлежность к европейской системе ценностей и культуре.
В многонациональной и многоконфессиональной России такие понятия, как «православный», «мусульманин», «русский», «башкирский» и т.д., ассоциируются в общественном сознании скорее с конкретными конфессиями и отдельными нациями, чем с системой ценностей российского народа в целом.
Поэтому конституционный принцип демократического и светского государства применительно к конституционно-историческим реалиям, сложившимся в России, не допускает создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности. Такой запрет соответствует аутентичному смыслу ст. 13 и 14 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 19, ст. 28 и ст. 29 и является конкретизацией содержащихся в них положений.
Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничение прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.
Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является упомянутый Закон о свободе совести и о религиозных объединениях.
Согласно этому Закону религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного вероисповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции или его территориальным органом в порядке, установленном действующим законодательством.
Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).
Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.
Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.
Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.
По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в России вправе объявить религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Такими праздничными днями объявлены, например, Рождество Христово, ряд мусульманских религиозных праздников.
Религиозные организации вправе:
В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.
Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Принцип светского государства и право на свободу вероисповедания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика светского государства
Светское государство — это государство, в котором нет официальной государственной религии, ни одно из вероучений не признается единственно верным или обязательным к исповеданию.
В условиях светского государства догматы и каноны религии, любые религиозные объединения не могут оказывать влияние на государственный строй, на систему государственных объединений и образований, на функционирование государственных органов и должностных лиц, на иные сферы деятельности государства.
Основные черты светского государства:
Государство регулирует и контролирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает материальную поддержку в реставрации, содержании и охране объектов и зданий, являющихся религиозными памятниками истории и культуры.
Светское государство — это государство, обеспечивающее органическую сбалансированность и независимость интересов религиозных объединений и публичных институтов. В светском государстве наблюдается неучастие религии в главных вопросах государственной политики и жизни. Государство является гарантом сбалансированности интересов разных социальных групп, оно провозглашает конституционно свободу совести, принимает соответствующие меры для ее реализации.
Признаки светского государства
Любому светскому государству характерны определенные признаки:
Готовые работы на аналогичную тему
Дополнительные признаки проистекают из перечисленных. К ним относятся: сохранение светского характера образования; запрет возлагать на религиозные объединения функции органов государственной власти; невмешательство государства в религиозное самоопределение граждан; отказ в приеме на работу по религиозным мотивам; запрет государственным служащим использовать свое должностное и служебное положение в интересах каких-либо религиозных объединений; гарантии прав на замену военной службы альтернативной службой по религиозным мотивам.
Религиозные объединения не принимают участия в выборах в государственные органы власти, не принимают участия в деятельности политических партий и объединений. Представители религиозных объединений сохраняют все свои общегражданские права. Они могут участвовать в выборах, выдвигаться, но не как представители религиозных объединений.
Функции светского государства
Основные направления деятельности государства, то есть его функции имеют разностороннюю направленность.
Основные функции светского государства:
Законодательная функция состоит в том, что государство создает правовое пространство для деятельности религиозных организаций и объединений, государства и общества, юридически гарантирует свободу вероисповедания и совести, устанавливает правовой статус объединений, закрепляет принципы их взаимодействия с властями разного уровня и разных ветвей.
Охранительная функция подразумевает охрану законной деятельности религиозных объединений и исполнение законодательства о свободе вероисповедания и совести; согласно конституции светского государства, каждый может свободно исповедовать какую-либо религию, или не исповедовать никакой религии.
Стимулирующая функция — оказание материальной, финансовой или какой-либо помощи религиозным организациям и объединениям, предоставление налоговых льгот, субсидий, содействие в преподавании в религиозных образовательных учреждениях общеобразовательных дисциплин.
Регулирующая функция состоит в том, что государство регулирует государственно-церковные отношения, регистрирует религиозные объединения и организации, определяет правовой статус религиозных организаций и объединений, контролирует и регулирует процесс вероисповедной политики, регулирует проведение отдельных религиозных церемоний и обрядов, благотворительных мероприятий и др.
Запрещающая функция состоит в том, что государство через соответствующие законы запрещает создание и дальнейшую деятельность религиозных организаций и объединений, функционирование которых направлено на разжигание религиозной розни, подрыв и угрозу безопасности государства, на пропаганду войны, принуждение к разрушению родственных связей и семьи, нанесение вреда и ущерба здоровью и нравственности граждан и т.д.; запрещено воспрепятствовать проведению религиозных обрядов и богослужений в культовых зданиях; список санкций достаточно широк — исправительные работы, штраф, арест и лишение свободы.
Социальная функция состоит в том, что государство реализует меры по обеспечению связи и взаимодействия с религиозными организациями для улучшения социальной жизни граждан, обеспечение таких условий жизни, которые соответствовали бы международным стандартам, совместное действие государства и религиозного объединения в сфере защиты материнства и детства, борьбы с наркоманией и алкоголизмом, иными противоправными проявлениями.
Воспитательная функция состоит в том, что государство помогает нравственной, эмоционально-психологической, интеллектуальной консолидации общества, включая нравственное воспитание подростков и молодежи, военнослужащих, беженцев и т.д.; способствует укреплению семейно-брачного института; защиты тайны исповеди; противодействия нравственному развращению; объявления нерабочими днями религиозных праздников; противодействия алкоголизации населения, распространению наркомании, тунеядства, проституции, преступности.
Светскость государства как категория конституционного права: понятие и принципы
Баев Валерий Григорьевич, профессор Юридического института Тамбовского государственного технического университета, доктор юридических наук.
Мещерякова Светлана Владимировна, доцент Юридического института Тамбовского государственного технического университета, кандидат психологических наук.
Авторы обращают внимание на то, что категория «светскость» практически выпала из зоны внимания конституционалистов; ее изучение отличается недостаточной глубиной, в то время как производные от нее термины («светский», «светское», «светская») присутствуют в нормативных актах высшей юридической силы.
Ключевые слова: теория права, категория, светскость, светский.
Urbanity of the state as a category of constitutional law: concept and principles
V.G. Baev, S.V. Meshcheryakova
Baev Valerij G., professor, Juridical Institute, Tambov State Technical University, doctor of juridical sciences.
Meshcheryakova Svetlana V., assistant professor, Juridical Institute, Tambov State Technical University, candidate of psychological sciences.
The authors note that the category of «secularism» almost «fell» from the zone of attention constitutionalists, her study differs insufficient depth, while its derivatives terms («secular», «secular», «secular») are present in the normative acts of higher legal force.
Key words: theory of law, category, secularism and secular.
Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
В свою очередь, религиозные объединения:
Как мы можем видеть, содержание светскости, т.е. правоотношения, возникающие между государством, его институтами и религиозными объединениями при осуществлении ими своих полномочий и реализации компетенций, довольно подробно урегулированы нормами Закона. Вместе с тем, как ни парадоксально, на законодательном уровне не выработано определение самого понятия светскости. Вероятно, такая ситуация сложилась вследствие того, что современная правовая мысль рассматривает светскость исключительно как атрибутивную характеристику других явлений (государство, образование, вооруженные силы), но не как самостоятельный правовой институт. Так что же представляет собой с точки зрения теории права светскость?
Существующие определения понятия светскости имеют две схожие черты: они либо делают акцент на этимологии термина, не уделяя должного внимания его юридической стороне, либо определяют его через взаимосвязь с другими самостоятельными правовыми институтами, как правило, государством и образованием. Этим самым под сомнение ставится само существование светскости как самостоятельного явления.
Для корректного понимания государственно-конфессиональных отношений представляется важным установить именно правовую сущность светскости. Светскость может выступать в нескольких ипостасях: как основа конституционного строя, как конституционный принцип, как конституционная характеристика государства, как правовой институт и др. Как основа конституционного строя светскость представляет собой норму-принцип, которая закрепляет и гарантирует независимость и суверенность государства и религиозных объединений. Как конституционная характеристика государства это устойчивое качество, отражающее независимость и суверенность государства и религиозных объединений. С точки зрения науки теории государства и права наиболее корректно рассматривать светскость именно как правовой институт.
Понкин И.В. Светскость государства. М.: Издательство Учебно-научного центра довузовского образования, 2004. С. 22.
Таким образом, светскость может быть представлена в виде правового института, состоящего из обособленной группы юридических норм, регулирующих отношения между государственными институтами, с одной стороны, и религиозными объединениями, а также их членами, с другой, в ходе соответственно исполнения властных полномочий и религиозной деятельности, а также индивидуальных форм реализации права на свободу совести.
Таранюк Ж.П. Принцип отделенности церкви от государства как базовый элемент светскости государства. URL: http://izvestia.asu.ru/2011/4-1/pols/TheNewsOfASU-2011-4-1-pols-08.pdf (дата обращения: 24.02.2013).
Политическая отделенность выражается в следующих важнейших ограничениях правоспособности субъектов государственно-конфессиональных правоотношений:
Экономическая отделенность предполагает, что:
С точки зрения идеологического отделения важным представляется соблюдение следующих условий:
И наконец, юридическая грань отделения государства от церкви предполагает:
Таким образом, представление И.В. Понкина о превалировании коллективных прав представителей традиционных конфессий над коллективными правами членов религиозных меньшинств, с нашей точки зрения, несостоятельно.
С другой стороны, согласно ч. 2 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязательства, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Очевидно, что данные нормы, действующие во взаимосвязи, приводят исследователя к выводу, что простая сумма равных по объему индивидуальных прав, как ни странно, не зависит от количества слагаемых. А потому мы вправе полагать, что конституционный принцип равенства религиозных организаций предполагает именно их равноправие, как и доказывает в своих работах А. Верховский.
Отдельного внимания в рамках настоящей статьи заслуживает такой принцип светскости государства, как свобода вероисповедания. К правовым основам свободы вероисповедания относится ст. 28 Конституции РФ, а также ряд актов международного права: Всеобщая декларация прав человека 1948 года (ст. 19), Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 года и др.
Обратим внимание и на другие встречающиеся в научных работах принципы светскости: гарантия прав граждан на замену воинской службы альтернативной гражданской по религиозным мотивам; государство признает за религиозными объединениями право собственности не только на предметы культа, но и на землю, здания, сооружения и др.
Таким образом, опираясь на выводы, изложенные в научных исследованиях, можно выделить четыре базовых принципа светскости:
Подробнее хотелось бы остановиться на первом и третьем принципах.
Рассматривая вопрос об отделении церкви от государства, следует иметь в виду, что одной из сторон правоотношений в данном случае выступает не столько государство как территориальное образование и даже не государство как способ единой территориальной организации политической власти, но отдельные государственные институты. Речь прежде всего идет о таких из них, как образование, государственная и муниципальная служба, избирательная система, вооруженные силы и т.д. Вместе с тем отдельные институты права, например институт охраны объектов культурного наследия, зачастую носят не просто не светский, но и откровенно конфессиональный характер. Повсеместны случаи, когда к памятникам, подлежащим государственной охране, относят объекты религиозного культа той или иной деноминации. Тем не менее в исследованиях, посвященных государственно-конфессиональным отношениям, требование о светскости культуры, пусть даже факультативном признаке светского государства, не встречается.
Учитывая этот и иные примеры, считаем правильным отметить: при определении правовой сути светскости государства через призму данного принципа следует указывать именно на отделение от церкви отдельных государственных институтов, а не государства в целом. Скажем более определенно: категория «отделение государства от религиозных объединений» является широко распространенной и общепринятой юридической фикцией, т.е. заведомо не существующей, но воспринимаемой как данность теоретико-правовой категорией.
Постулируя в качестве принципа светскости государства отсутствие государственной, официальной или обязательной религии, а также иного идеологического учения, мы рассматриваем его как производный от принципа равноправия религиозных объединений. Действительно, любая из названных выше форм нормативного превосходства предполагает законодательное наделение того или иного религиозного объединения преимущественными (а подчас исключительными) правами или, наоборот, избыточными обязанностями.
Все выше обозначенные признаки представляют светскость как характеристику государственных институтов. При этом в юридической литературе практически отсутствует содержательный анализ светскости как самостоятельного правового института. Вместе с тем фиксация признаков светскости, характеризующих ее именно в качестве такового, представляется нам наиболее интересным и наименее изученным вопросом. Подводя итог, сформулируем признаки светскости как самостоятельного правового института: