Что означает время как философская категория
Время глазами философов
Когда мы говорим о вечности, чаще мы имеем в виду не бессмертие, а время.
Каждый человек хотя бы раз задумывался о значении данного понятия. Первоклассник, шагая за знаниями, рассуждает, когда ему возвращаться домой. Беременная женщина мечтает о моменте встречи с долгожданным малышом. Взрослый с внутренней дрожью боится той минуты, когда уйдут из жизни родители. Старец, уставший от забот, вспоминает свои счастливые дни и уже не боится конца. Такие мысли есть рассуждения о времени.
Философы пошли дальше – решили изучить его сущность, разработать концепции.
Как философия объясняет время
Понятие имеет неопределенную, неосязаемую сущность. Оно подобно точке отсчета. Если говорить об определении, то время в философии – это безвозвратное чередование прошлого, настоящего, будущего. В границах чередования заключаются события человеческого бытия. Но даже настолько понятными словами невозможно дать точное описание. Веками человечество гадает о природе понятия, различные поколения, культуры высказывали предположения на этот счет. По сей день не существует конкретного доказанного определения.
Некоторые мыслители считают время объективным понятием, другие субъективным. Древние цивилизации заметили цикличность. Восход — закат (день), весна – зима (год). Позже мыслительный человеческий процесс констатировал его линейность, взаимосвязь с пространства. Средневековые мудрецы открыли междисциплинарное направление – темпорологию. Существовала даже Международная исследовательская организация, президент которой (Дж.Т. Фрезер) выдвинул теорию универсальности понятия. В стенах общества, основываясь на теоритических междисциплинарных материалах, происходили колоссальные исследования. Опыты только подтвердили невозможность однобокого изучения.
История развития общества прослеживает четыре концепции: реляционную, субстанциальную, статическую, динамическую.
Концепции разнятся выражением взаимосвязи между объектами и временем.
Представление времени в литературе
В литературе понятие определяется, как временное построение, передаваемое разными ракурсами перевоплощения, действия и понимания через литературные произведения, как разновидности искусства. Искусство выступает информационным средством.
В литературном произведении действие происходит между тремя субъектами – автор, главный герой, читатель. Из этого следует, что текст связан с временем следующими координатами:
Время нахождения литературного издания никак не связано с временем, которое оно отображает, так как произведение есть объект эстетического осмысления. Он показывает временное расстояние: изображение реальности, как целостной картины; передача условий существования предмета; отображение прошедшего, настоящего, будущего; изменения одного и того же художественного образа. Объект не эстетического осмысления не передает динамику.
Существует четвертая координата – художественное время (внешний событийный фон художественной реалии произведения). Фабульное (возможность действий, реакции, жесты персонажа) выступает его частью. Оно необходимо для конкретной датировки действий, ощущения реальности созданной действительности.
На самом деле для автора понятие выступает способом изображения главного персонажа жизни.
Свойства времени
Свойства разнообразны. Но их легко получится свести к следующим понятиям:
Вечность. Никто не знает, когда произошел мир. О том, было ли начало устали спорить гениальные умы. Поэтому проблема «начала» остается нерешенной. Существует теория «Большого взрыва», последствием которого стало возникновение Вселенной. Взято за основу, что мир всегда был, есть, будет, то есть констатируется вечность бытия.
Длительность. Она характеризуется продолжительностью бытия, сроком бытия от его начала до конца. Длительность воспринимается, как событийный процесс, определяющий собственную жизнь человека. Ее отражает мгновение, но оно же является ее антиподом. Длительность — универсальное свойство времени, которое можно измерить часами. Суть измерения заключается в сравнении разных длин.
Необратимость. Это не универсальное свойство отражает цикличность, которую удобно рассмотреть на примере «Колеса фортуны» — когда удача сменяется неудачей, а судьба требует терпеливости.
Упорядоченность. Упорядоченность характеризуется полярностью, которая гласит, что прямое и обратное направления не совпадают, потому что стрела часов имеет четкий курс на будущее, но не обратно.
Непрерывность. Парадоксальное качество, подразумевающее, что стрела времени способна хотя бы на мгновение находиться в покое. Миф был развеян Аристотелем: «существует момент бытия, не его остановка», а из этого следует вывод, что парадокса нет.
Специфичность. Свойство характеризуется качеством, количеством. Качество времени отражает состояние объекта, его изменения. Количество является отношением определенного момента (события) к общему.
Временные концепции
Практика трехтысячелетнего изучения времени разработала четыре основные концепции, о которых уже упоминалось выше. Рассмотрим их подробнее.
Реляционная(относительная). Время не существует отдельно от объектов, поскольку является проявлением их свойств. Ввел реляционную концепцию Аристотель на основании передвижения физических тел во времени. Его высказывание детализирует: «время – количество движений по отношению к прошлому, будущему». Теория относительности подтверждает сущность концепции, согласно которой оно является отношением между физическими моментами и объектами.
Субстанциальная. Ее определяет время независимо существующей действительностью, так же как пространство и материя. Декарт считал его пустотой, содержащей все разнообразие Вселенной. Ньютон видел понятие независимым от объектов, событий фоном.
Статическая. Принимает события действительности реальными моментами настоящего. Временная стрела отсутствует. Писатель Лайтман на основании статической концепции предположил существование большого количества Вселенных.
Динамическая. Динамическая концепция предполагает временную шкалу, которая содержит прошлое, настоящее, будущее. Система подтверждает четкую их взаимосвязь, сохранение цельности на фоне изменений, влияние прошедшего на грядущее. Динамическая тенденция вносит в концепцию большую фундаментальность, чем материя и пространство за счет линейной формы.
Физика, ее нерешенные проблемы
Философствование о времени затронуло и научную сферу. Поскольку сущность его тесно связана с физическими процессами, детальным изучением явления занялась физика. Исследования привели к ряду проблем, которые то решались, то снова имели место быть.
Проблема абсолютности. Свойство абсолютности, то есть состояния везде, всегда быть одной и той же длинны, заметил Ньютон. Из него вытекает следующее правило – движение в обратном направлении не повлияет на уравнение механики. Но Эйнштейн своей теорией относительности доказал его неразрывность с пространственным измерением. Солнце своей огромной массой, искажает временное пространство, из-за чего Земля совершает эллиптические вращения вокруг светила.
Проблема сингулярности. Но теория относительности тоже оказалась спорной, она породила проблему сингулярности – состояния Вселенной в период начального расширения. Хокинг имел на данный аспект такой взгляд: «Общепринятое определение времени заменяется понятием мнимого. Оно входит в уравнение наряду с пространственными координатами, поэтому исчезает разница между временной осью, направлениями координат». По-другому проблему сингулярности решает теория гравитации – сущность пространства и времени применима только до минимальных планковских масштабов.
Проблема свойств. В теории физического вакуума возникает понятие временного кванта, который с помощью бюонов формирует трехмерное пространство. Это противоречит концепции многомерных пространств.
Временной отсчет
Философия отсчета времени предполагает – все системы зависят от него, происходят в нем, поэтому возникла необходимость отсчета. Для этого ввели единицы измерения: секунды, минуты, часы. А также сутки (день, ночь), месяцы, годы.
Позже появилось понятие собственного времени, которое измеряется часами передвигающимися вместе с физическим телом, то есть в собственной системе отсчета.
Помогите пожалуйста с ответами на тест по философии
1. Что означает понятие «материя» :
1) материя — философская категория для обозначения материальной основы бытия;
2) материя — фундаментальная исходная категория философии для обозначения объективной реальности, данной
нам в ощущениях;
3) материя есть лишь символ, который отражает
ощущения различных наших чувств;
2. Какое из приводимых
ниже определений сознания принадлежит метафизическому материализму:
1) сознание — такой же
материальный продукт деятельности мозга,
как желчь — продукт печени;
3)
сознание — это этап в развитии абсолютной идеи, на котором она
приближается к самой себе; 4)
сознание — божественный дар человеку.
19:43
3. Что означает время как философская категория:
1) время существует не в самих вещах, а только в мышлении,
осуществляемом нашим разумом;
2)
время — текущая длительность, в которой все возникает и исчезает;
4)
время — это всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом
вместе с материей.
4.
Что характеризует пространство как философскую категорию:
1)
пространство — бесконечная протяженность, вмещающая в себя
всю материю;
2)
пространство — это форма существования материальных объектов,
характеризующаяся протяженностью и объемом;
3) пространство — всеобщее внешнее условие бытия тел,
созданное богом вместе с материей;
4) пространство — это не реальность мира явлений, а
способ, которым мы воспринимаем вещи.
19:44
5. Что такое
диалектика:
1) искусство ведения спора;
2)
представление о вечном становлении мира;
3) универсальная теория и метод познания мира;
4) учение о противоречиях.
6.
Что такое метафизика:
1) другое название философии;
2) отрицание развития;
3)
признание развития за счет внешнего толчка;
7. Какой, по вашему мнению, ответ является правильным:
1)
противоречия — это противоречия в мышлении человека, т. е. логические
противоречия;
2)
противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению;
3) противоречие — это взаимодействие противоположных
сторон предметов и явлений;
4) противоречие — это мистическое совмещение противоположностей,
постигаемое только интуицией.
8. Какая,
по вашему мнению, трактовка закона является наиболее правильной:
1) законы науки — утверждения, имеющие общезначимый смысл;
2)законы науки —
выражение мирового разума, воплощенное в
природе и обществе;
3) законы науки — следствие законов человеческого разума,
организующих эмпирический материал;
9.
Что означает термин «агностицизм» :
1)
представление о непознаваемости мира;
2) представление о несовершенстве знаний и их
изменчивости;
3)
представление о том, что познание полно и адекватно отражает
действительность;
10.
Какое познание основано на ощущении:
1) чувственное познание;
2) логическое познание;
11.
Отметьте формы, в которых осуществляется логическое познание:
24. Что есть время?
Прежде всего, следует отметить, что время само в себе бессодержательно, является чистой формой, в которой осуществляется любая динамика. Время является априорным условием любой динамики вообще, любого движения, процесса, изменения, события, акта: «Время – форма протекания всех механических, органических и психических процессов, условие возможности движения, изменения, развития» [1, с. 450].
В истории философии и науки проблема времени приобрела множество форм и контекстов. В современном знании категория времени применяется как темпоральная характеристика различных уровней бытия. Исследователи выделяют время физическое, биологическое, психологическое, социальное [2]. Также различают время космологического, биологического, индивидуального, социального и исторического бытия [3]. Или: время онтологическое, психологическое и физическое [4]. Анализируется время как особая форма бытия культуры, как теоретическая возможность и необходимое условие познания многообразия форм культуры [5]. С различных позиций осмысливаются линейная и циклическая модели времени [6]. М. Элиаде обстоятельно проанализировал особенности мифологического мышления, для которого характерно фундаментальное различение двух времен – сакрального и профанного [7]. Разнообразные варианты философской рефлексии проблемы времени позволяют говорить о художественном времени, об экзистенциальном времени, о соотношении времени локальных культур и непрерывного общемирового развития [8] и т.д. М.Д. Ахундов выделяет ряд основных концепций времени: субстанциальную, атрибутивную (которая разделяется на экстенсионную и реляционную), динамическую, статическую, континуальную, атомистическую и т. д. – зародившихся еще в античности и эволюционирующих до нашего времени [9]. Акцентирование систем отсчета как вариантов эпистемологической перспективы снабжает проблему времени (и пространства) контекстом масштаба, позволяя исследовать свойства времени в макро-, мега- и микромире [10].
Рассмотрим коротко эволюцию представлений о времени в европейской философской традиции [11]. Для античной классики в целом было характерно космоцентрическое понимание времени – оно связывалось с движением небесного свода. Представление Платона о времени неотделимо от его учения о бытии и становлении. Бытие вечно, поэтому время есть свойство становления, делающее его изменчивым, появляющимся и уничтожающимся. Время является «движущимся подобием вечности» [12, с. 439]. В связи с этим, Платон выделяет существующее вечно Единое, сотворенный демиургом неуничтожимый космос (сотворенный вместе со временем) и изменчивые, временные явления эмпирического мира.
Согласно Аристотелю, время проявляется в изменении и движении, раскрывается через исчисляемость движения по отношению к предыдущему и последующему. Таким образом, из непрерывности движения следует и непрерывность времени. Определение времени, которое непрерывно, возможно благодаря дискретному «теперь», которое не только разделяет время на части, но и соединяет их [13].
Плотин определял время через вечность – самотождественное недвижимое бытие, которое всегда «есть». Время, связанное с движением, понимается им как длительность мировой души [14].
Эпоха эллинизма и патристики знаменуется переходом от космологического к психологическому и историческому способам интерпретации времени. Согласно Августину, время соотносится с вечностью и возникает по Божьему помыслу вместе с творением. Также Августин связывает время с жизнью индивидуальной души, трактует его как «растяжение души». Время складывается из трех модусов, удерживающихся в сознании: настоящего прошедшего, настоящего настоящего и настоящего будущего. Первое связано с памятью, второе – с непосредственным восприятием, третье – с ожиданием [15]. Время в качестве свойственной душе бытийной формы, выражающейся единством воспоминаний, переживаний и ожиданий, осмысливается также Василием Великим и Григорием Нисским.
Христианские учения о Боге и человеке, таким образом, открывают возможность соотнесения исторического времени и божественной вечности. Это выражается в характерном для средневековья представлении о времени как способе тварного бытия и вечности как атрибуте бытия божественного.
Фома Аквинский, подобно Аристотелю, определяет время как число или меру движения по отношению к предыдущему и последующему, т.е. время связано с движением как последовательностью. Таким образом рассматриваемое время выступает акциденцией субстанции материальных вещей, поскольку они изменчивы. Субстанции неизменных нематериальных вещей соответствует уже не время, а бесконечная длительность. Наконец, Богу, как неизменной полноте бытия, соответствует вечность [16].
В XIII веке происходит переориентации способов трактовки времени. Метафизическое его толкование уступает место психологическому и трансцендентальному. В позднем средневековье, в номинализме, время рассматривается в качестве продукта субъективности человека, а уже в Новое время Р. Декарт предлагает длительность как объективную сторону субъективной категории времени, соотнося их как модус вещи и модус мышления [17]. В философских системах мыслителей Нового времени категория длительности занимала промежуточное место между категориями времени и вечности, иногда охватывая их.
В эмпирико-сенсуалистической традиции эмпирический мир понимается как единственная реальность и нивелируется различие между временем, длительностью и вечностью. Например, у Дж. Локка время и вечность являются модусами текучей протяженности, или продолжительности [18]. Д. Юм не проводит различия между длительностью и временем и сводит его к последовательности восприятий: «[…] из последовательности идей и впечатлений мы образуем идею времени, время же само по себе никогда не может предстать перед нами или быть замечено нашим умом» [19].
И. Кант отказывается от метафизического толкования времени в пользу трансцендентального. По его мысли, время является формальным условием опыта, принадлежит трансцендентальному субъекту как априорная форма чувства, делающая возможной явления вообще, как внешние, так и внутренние [20].
Для И.Г. Фихте Субъект (Я) выступает как отношение, а не как субстанция. Поэтому проблему времени он связывает с душой, понимаемой диалектически как место развертывания противоборствующих сил. Поскольку субъект – носитель длительности, постольку время – сущность души. И.Г. Фихте предлагает интересное диалектическое понимание длительности и последовательности: одномерное бесконечное время остается единым, несмотря на череду бесконечно сменяющих друг друга взаимоисключающих содержаний. Как части единого времени, эти содержания одинаковы и лишь выполняют различающую функцию внутри времени [21].
Отрицание «онтологии субстанции» и дальнейшее развитие диалектических идей приводит Шеллинга и Гегеля к утверждению и абсолютизации становления. История как процесс становления Бога или саморазвития Абсолюта включает в себя противоположности (вечность и временность, бытие и становление), переходящие в тождество. Процессуальность и историцизм в понимании времени Шеллингом явно выражается в его определении: «[…] время – оно единое время, действительное не в себе самом (как последовательность времен), но становящееся временем лишь относительно последующего (когда само оно становится прошлым)» [22]. Гегель измерения времени (прошедшее, настоящее, будущее) связывает со становлением – взаимопереходами бытия и ничто [23].
Благодаря эволюционно-позитивистской программе (Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер) в XIX веке время лишается надвременных, неизменных основ (вечности) и на первый план выступает его «временность» – необратимое, целенаправленное развитие. Организующим моментом времени становится уже будущее, а не настоящее («теперь»), как прежде. В контексте абсолютизации становления время становится формой развития в истории, что превозносит принцип историчности.
Большое влияние на современную философскую мысль оказали новые концепции времени А. Бергсона, В. Дильтея, Ф. Брентано, Р. Лотце, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера.
Сущностью жизни, по А. Бергсону, является длительность, характеризующаяся неделимостью, непрерывностью, развитием и становлением, творческим порывом. Это – качественные характеристики конкретного, живого времени, в противоположность времени «абстрактному» (которое изучается в естествознании), к которому применимы только количественные характеристики. Текучесть жизненного времени (время – жизнь души), длительности, доступна только интуитивному самосозерцанию. Также длительность понимается Бергсоном как единство жизни души [24].
В. Дильтей, во многом следуя установкам философии жизни А. Бергсона, все же размежевался с ним в основном вопросе о природе времени – у Дильтея время является реальностью не столько психической, сколько культурно-исторической.
Р. Лотце утверждал независимость времени от сознания и временность вещей самих по себе. При этом вещи реальны только в «теперь», настоящем, а модусы прошлого и будущего даны в представлении.
Сходным образом Ф. Брентано различал время онтологическое, в котором реальны единичные вещи, данные в настоящем, и психологическое, связывающее модусы времени с воспоминаниями, переживаниями и ожиданиями [25].
По Э. Гуссерлю, темпоральный поток есть абсолютная субъективность, выраженная в переживании настоящего, актуального момента «теперь». Длительность, абсолютная темпоральность трансцендентального субъекта составляет его глубинный уровень [26].
М. Хайдеггер провозгласил конечность в качестве важнейшей характеристики подлинной временности, «временящей» из будущего (в отличие от естественнонаучного времени с его организующим принципом «теперь»). Человеческое существование открыто бытию благодаря своей конечности; «бытие к смерти» является действительным условием экзистирования, выхода за свои пределы. Хайдеггер также предлагает интересную и нетривиальную трактовку мирового времени. Оно, по его мысли, «не налично ни в “субъекте” ни в “объекте”, ни “внутри” ни “вне” и “есть” “раньше” всякой субъективности и объективности, ибо оно представляет условие для самой возможности этого “раньше”» [27].
Таким образом, в истории европейской философии проблема времени обнаруживается в различных контекстах, определяющих ее понимание: космологическом, теологическом, психологическом, трансцендентальном, культурно-историческом, экзистенциальном и т. д. Важным при этом является разработка категорий времени, длительности, вечности. При этом сами эти категории, как и их соотношение, определялись неодинаково в разных направлениях. Общим для их анализа оказывается необходимость обращения к понятиям прошлого, настоящего и будущего, последовательности/непрерывности и изменчивости/неизменности.
Несмотря на все многообразие представлений о времени в истории науки и философии, выделяются две пары базовых концепций, на которых надстраиваются частные. Это субстанциальная и реляционная, статическая и динамическая концепции времени [28].
В субстанциальной концепции время (восходящей в Фалесу и Анаксимандру) наделяется абсолютным существованием, самостоятельным и не зависимым от наполняющих его событий. Образ времени в субстанциальной концепции – чистая длительность. Отсюда следует вывод, что и свойства времени не повержены влиянию наполняющих его событий. В завершенной форме субстанциальная концепция времени получила развитие у Ньютона (разделявшего при этом абсолютное и относительное время) [29].
В реляционной концепции времени, разрабатывающейся Лейбницем и, отчасти, еще Аристотелем, время понимается как координация длительностей и последовательностей в системе отношений явлений и событий. Вне этих явлений и событий времени не существует, оно лишено самостоятельного существования. Соответственно, и свойства времени определяются соотношением событий, явлений и процессов. Так, Г.В. Лейбниц определяет время как «порядок вещей, а не абсолютную сущность» [30].
Пересмотреть научные представления о природе времени (и пространства), отказавшись от его субстанциальных трактовок, заставила созданная в начале XX веке А. Эйнштейном теория относительности [31]. Разработка теории относительности привела к важным философским следствиям, поставив под сомнение существование абсолютного времени, трактуя время как форму существования материи, ставя его в зависимость от характера движения материальных систем и их взаимодействия. Подробному исследованию философских аспектов теории относительности посвящены работы Д.П. Грибанова и Э. Кассирера [32].
В статической концепции времени (восходящей к Пармениду) утверждается реальное существование трех темпоральных модусов: прошлого, настоящего и будущего. Моменты прошлого, равно как и будущего, всегда существовали и будут существовать.
В динамической концепции времени (восходящей к Гераклиту) постулируется реальность только модуса настоящего, поскольку прошлого уже не существует, а будущего еще не существует. Время непрерывно длится, «временится» в настоящем, и уподобляется течению.
Образы времени в динамической и статической моделях сопоставимы с представлением о времени-Хроносе и времени-Эоне Ж. Делеза. Так, «согласно Хроносу, только настоящее существует во времени. Прошлое, настоящее и будущее – не три измерения одного времени. Только настоящее наполняет время, тогда как прошлое и будущее – два измерения, относительные к настоящему. Другими словами, всякое будущее и прошлое таковы лишь в отношении к определенному настоящему (определенному протяжению и длительности), но при этом сами принадлежат более обширному настоящему, с большей протяженностью и длительностью. Всегда есть более обширное настоящее, вбирающее в себя прошлое и будущее. Значит, относительность прошлого и будущего к настоящему влечет относительность самих настоящих по отношению друг к другу» [33, с 213]. В противоположность Хроносу, согласно Эону «только прошлое и будущее упорствуют или содержатся во времени. Вместо настоящего, устраняющего прошлое и будущее, здесь прошлое и будущее делят каждый момент настоящего, дробят его до бесконечности на прошлое и будущее – в обоих смыслах-направлениях сразу. Именно этот момент без толщины и протяжения разделяет каждое настоящее на прошлое и будущее, а не обширные и толстые настоящие содержат будущее и прошлое в их взаимном соотношении» [33, с 216].
Подобные интеллектуальные пассажи напоминают о том, что концепции и модели – это всего лишь концепции и модели, или способы рассмотрения явления. Истинность и правдоподобность этих концепций-репрезентаций определяется степенью соотношения «территории» и обозначающей ее «карты» (А. Коржибский). При этом способы соотношения «территории» и «карт» научно-конвенциональны, а сами «карты» поставляются господствующей научной парадигмой. В постнеклассическом дискурсе категория времени получает столько равноправных способов экспликации, сколько потенциальных исследовательских позиций. Таким образом, речь идет о плюралистичном сосуществовании множества способов концептуализации времени [34].
Обозначим свойства времени, общезначимые для философии и науки. Необратимость времени связана с его направленностью. Это означает, что время одномерно, длится из прошлого к будущему. Время имеет направление, и его образом выступает «стрела времени». Необратимость означает невозможность обернуть вспять стрелу времени. Проблема необратимости времени сопряжена с проблемой необратимости материальных процессов и проблемой детерминизма, поскольку причинно-следственные связи между объектами и процессами материального мира возможны только в условии необратимого и направленного времени. Помимо представленных свойств время имеет длительность и последовательность. Эти свойства выражают непрерывность дления и смены состояний вещей, «длящуюся последовательность». Выражая противоположные по смыслу значения, категории длительности и последовательности как свойства времени приходят к диалектическому единству, подчеркивая континуально-дискретный характер времени. Как пишет Я.Ф. Аскин, «непрерывность находится в неразрывном единстве с прерывностью времени, инфраструктурой которой является дискретность событий, образующих своей сменой течение времени» [35]. Важными являются также такие характеристики времени, как темп и ритм. Темп обычно связывается со скоростью и интенсивностью развития процесса или смены состояний, ритм – с «пульсацией», тактом и размеренностью, моментами «событийных свершений» во времени и их частотой.
В контексте анализа сознания и предложенной для его осуществления онто-гносеологической интеракционной концепции следует осуществить разграничение смыслов категории «время» и уточнить ту специфическую область, которая будет интересовать нас в первую очередь. Следуя Гуссерлю, будем различать время «объективное», или космическое, и время феноменологическое, выступающее «единой формой всех переживаний в одном потоке переживания (в потоке переживания одного чистого Я)» [36, с. 253].
Проблема необычных состояний сознания является прежде всего проблемой переживания Я, поэтому такое различение приобретает большую значимость. Назвать время феноменологическое сугубо «субъективным» было бы неправильно, поскольку оно не сводимо к времени психологическому и имеет онтологические основания [4, с. 400-401], отражающие объективную сторону психологического времени. Поэтому корректнее называть это время «субъектным», как сопринадлежащим субъекту. Отличительный же признак феноменологического времени – принципиальная его неизмеримость; никакие средства физики не в состоянии измерить «теперь», «до», «после» и другие модусы данности времени [36, с. 253]. Очевидно, дело обстоит именно так потому, что время мыслимо через сознание, соответственно и «темпоральные различия, темпоральные смыслы (“раньше”, “теперь”, “позже” и др.) […] конституируются во внутреннем сознании».
Физическое время, интересующее физиков, является проекцией времени на пространство, «вопространствленным» временем, проявляющемся через движение. Именно движение как пространственное свойство материальных систем делает возможность измерения «физического» времени. Онтологическое же время явлено как изменение. В свою очередь, изменение «можно определить как единство исчезающего, пребывающего и появляющегося» [4, с. 400], или прошлого, настоящего и будущего. Именно это единство возможно только в сознании и через сознание, без которого оно заменяется просто рядоположением взаимоиных моментов.
Таким образом, время есть изменяемость бытия и «оживляющий» его принцип, данный также в сознании. Само пространство выступает для человека в качестве живой изменяющейся среды, в которой его жизнь течет, благодаря его (пространства) «овременению». Так понимаемое время является коррелятом бытия человека и мира, организующим принципом их онтологического единства и взаимодействия.