Что означает всем вам крышка
Урок литературного чтения Э.Шим «Всем вам крышка»
Оборудование: интерактивная доска, проектор (презентация), учебник «Литературное чтение» 1 часть, автор Л. А. Ефросинина, раздаточный материал: конверты с иллюстрациями, клей, листы формата А 3.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
I. Организационный момент. |
Приветствие и подготовка учащихся к работе на уроке.
II. Мотивация. (создание эмоционального фона урока).
1 слайд: на экране зимняя картина и стихотворение.
Учитель выразительно читает стихотворение.
— Почему зимнее время года называют волшебным?
Предварительная работа: на предыдущих уроках составлялись красивые предложения о зиме.
— Такому волшебному времени года посвящены художественные произведения, с которыми мы знакомились на уроках литературного чтения.
III. Актуализация знаний.
— Что было задано на дом?
— Какие картинки нарисовал нам И. Соколов- Микитов?
На доске картинный план.
IV. Знакомство с новым произведением.
2 слайд: портрет писателя Э. Шима и обложки его книг.
— Познакомимся с ещё одним писателем и его произведением о зиме.
— Прочитайте названия книг.
— Э. Шим рассказывает детям в занимательных формах, с помощью необычных образов о природе, которая нас окружает.
— Хотите прочитать такое произведение?
— Э. Шим «Всем вам крышка!»
3 слайд: фамилия автора и название произведения.
— Как вы понимаете такое высказывание: «Всем вам крышка!»?
— В этом произведении встретятся такие слова: Властелин, вмиг, мальки-сеголетки, неспособно.
Значение этих слов сначала не дано, оно появляется после того, как учащиеся сами объясняют его.
-Объясните значение этих слов.
V. Постановка проблемы.
Учитель читает самое начало:
«Шёл Морозко первый раз по лесу:»
-Ребята, кто такой Морозко?
-В каких произведениях встречается?
-Каким он обычно бывает в сказках?
Учитель читает 1 и 2 абзац текста до слов: «рассердился».
-Ребята, Морозко всегда такой весёлый, добрый, справедливый.
-Да ещё обещает: «Всем вам крышка!».
— А как вы, ребята, думаете, кому мог грозить Морозко?
— А что ещё можно предположить?
-На какой вопрос нам надо найти ответ?
5 слайд: проблемный вопрос
Кому Морозко грозит?
VI. Проверка гипотезы.
-Как мы поступим, чтобы найти ответ на этот вопрос?
Кому Морозко грозит?
— План наших действий наметили?
Смысловое (аналитическое) чтение текста.
-Откройте учебники на стр.123.
-Прочитайте ещё раз автора и название.
-Вы, помните, почему Морозко рассердился?
-Найдите ответ в тексте.
— С этого всё и началось.
Ставится карточка с названием части сюжета.
— Зачем Морозко начал рукавицами друг о дружку похлопывать?
На 6 слайде появляются замороженные лужицы.
-Дочитайте 1 часть до конца и узнаете, какое необычное происшествие случилось.
— Как поступил Морозко?
-Каким вам представляется вам Морозко?
-Хотите узнать, что ещё сделал Морозко?
-Понравились ли вам поступки Морозко?
-Так развивалось действие сюжета.
Учитель читает самое начало 3 главы:
«Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.
-Я один тут властелин!
— Ребята, как, вы, думаете, удалось ли Морозко расправиться с жителями водоёмов?
Учитель читает следующее предложение: «И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались.»
— Кто из вас был прав?
-Как, вы, думаете, удалось ли спастись водяным жителям?
-Давайте проверим ваши версии.
-Чем всё закончилось?
VII. Выражение решения.
— Нашли ли мы ответ на наш главный вопрос?
— На кого же рассердился Морозко?
— А теперь, я, хочу задать вам такой вопрос: «Что могло произойти, если бы болота и озёра не замерзали?»
— Так ли неправильно поступил Морозко?
— Так какими мыслями хотел поделиться с вами Э. Шим?
— Э. Шим в занимательной форме рассказал детям о таком явлении природы как замерзание водоёмов. Всё в природе продумано, никто не погибнет зимой. Водоёмы не промерзают до самого дна. Под толщей льда жители водоёмов спокойно переживают зиму.
— Так какая же тема урока была сегодня?
— К какому жанру относится это произведение?
— На сколько частей разделена сказка?
— А теперь, я, хочу проверить, как вы запомнили сюжет сказки.
VIII. Реализация продукта.
— Какая группа справилась с заданием?
— Почему им это удалось?
— Интересно было читать такое произведение?
— Хотите услышать его ещё раз?
Повторное выразительное чтение учителем.
— Выполнили ли мы план наших действий?
— Сумели ли проследить за развитием сюжета?
— Морозко приготовил вам сюрприз: снежинки. Если вам понравилась сказка и наш урок, то на переменке можно взять себе на память снежинку.
Прочитать сказку, приготовить пересказ любой части по плану.
Учащиеся вспоминают составленные предложения о зиме.
Какой смысл выражения «всем вам крышка», синонимы и антонимы к нему?
Косвенно крышка в этом выражении подразумевает крышку гроба, т.е конец.
Оно адресуется человеку и группе людей, которые провалили дело или мероприятие и никаких возможностей выйти из сложившейся ситуации нет.
Синоним: сушите весла, сливайте воду, полный пипец.
Антонимы: пронесло, беда стороной прошла, проскочили.
Хочется привести несколько строчек из песни-стихотворения В.С.Высоцкого «Дорожная история»:
«Пусть этот МАЗ огнём горит!
Так заровняет, что не надо хоронить!»
Антонимы предлагаю такие: увидеть свет в конце тоннеля; выйти сухими из воды; удержаться на плаву(то есть, удачно спастись, избежать тяжёлой участи, отвести беду.)
Также есть альтернативная версия этимологии этого выражения, и в этой версии Испания оказывается вообще не при чем. Тут в языковой игре участвует иврит. А звуковая часть испа-, которая намекает на Испанию, по версии автора, просто переводится как осина, и далее библейская трактовка. Мне эта версия кажется очень странной, но тем не менее она тоже имеет место быть.
а про спинной мозг красиво озвучил Геннадий Хазанов в миниатюре «Стриптиз», там, находящийся в «приподнятом настроении»- грузин, точно » спинным мозгом» определил, что танцовщица- «бландынка». И пошло, с тех пор, данное понятие в люди и в массы.
А чувствовать чем- то чужой взгляд, чужие мысли и устремления, большое умение- из области тонких материй и не каждому дадено.
Например: «Ты на арапа-то меня не бери, ничего у тебя ж не получится!».
Умники и умницы
Умные дети — счастливые родители
Э. Шим. Всем вам крышка
Снежок порхает, кружится…
Ответы к стр. 60 — 61
Эдуард Шим
Всем вам крышка
1
Шёл Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле ещё осенние лужи были, в болотах — воды полно, а лесные озёра от ливней даже из берегов вышли.
А у Морозки ноги в валенках. Неспосóбно шлёпать.
Зачихал Морозко, носом захлюпал. А потом рассердился и начал рукавицами друг о дружку похлопывать. Как хлопнет — так ледяная крышка готова.
Для луж маленькие крышечки понаделал.
Для болот — побольше крышки.
Для прудов и озёр — совсем большие крышки крепкого зелёного льда.
Взял их Морозко в охапку и пошёл воду запечатывать.
— Сейчас, — говорит, — всю эту слякоть прикрою.
Наклонился над лужицей, крышечку примеривает. А из лужицы слабенькие голосишки:
— Морозко, Морозко, не запечатывай лужу, не опускай крышечку!
Смотрит Морозко, а в луже всякой живности полно: тут и жуки-плавунцы, и жуки-водолюбы, и жуки-вертячки, тут водяные паучки, блошки да личинки… Снуют-суетятся!
— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили. Всем вам крышка!
Примерился — хлоп! — и вмиг лужу запечатал.
2
Дальше идёт. К болоту выбрался.
— Сейчас, — говорит, — и здесь подберу крышечку!
А из болота голоса слышны:
— Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай болото!
Глядь — и тут жителей полно: лягушки, тритоны, улитки копошатся.
— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили. Всем вам крышка!
Примерился — хлоп! — и вмиг болото запечатал. Дальше идёт. На озеро вышел.
— Сейчас, — говорит, — самую большую крышку подыщу!
А из озера голоса слышны:
— Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай озеро!
Глядь — рыб в озере полно. Тут и щуки, окуни, и пескари, и мелюзга всякая, мальки сеголетки.
— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили! Всем вам крышка!
Примерился, прицелился — хлоп! — и легла на озеро толстая ледяная крышка.
— Вот так! — Морозко говорит. — Теперь моё времечко — по лесам да полям разгуливать. Захочу — помилую, а захочу — так всех погублю.
3
Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.
— Я один тут властелин!
И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались.
Жуки да личинки на дно опустились, в мягкий ил закопались.
Лягушки в тину зарылись, улитки вход в раковину известковыми дверцами закрыли.
Рыбы яму отыскали поглубже, улеглись рядком, спят.
А для тех, кто не спит, люди прорубь во льду устроили.
— Дышите себе, — говорят, — на здоровье!
Конечно, не слишком весёлое житьё подо льдом. Но ничего. До весны дотянуть можно.
А весна придёт — все Морозкины крышечки распечатает!
1. Допиши предложения словами из текста.
Для луж — маленькие крышечки понаделал.
Для болот — побольше крышки.
Для прудов и озёр — совсем большие крышки крепкого зелёного льда.
Всем вам крышка — Пришёл конец! Морозко вмиг запечатал лужу, болото озеро крышками.
Я один тут властелин — Я — хозяин, повелитель!
1. Морозко лужу запечатал. | 2. Болото и озеро запечатал. | 3. Весна придёт — все Морозкины крышечки распечатает! |
жуки-плавунцы
жуки-водолюбы
жуки-вертячки
Конспект урока по литературному чтению Э. Шим «Всем вам крышка» 2 класс
Выбранный для просмотра документ Презентация1.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Ночью ветер волком выл И по крыше палкой бил Утром глянули в окно, Там – волшебное кино: Раскатала белый холст, Набросала белых звезд. И папахи на дома Нахлобучила зима. В. Фетисов
Эдуард Юрьевич Шим 1930 – 2006
Э. Шим «Всем вам крышка»
Словарная работа Властелин – Вмиг – Мальки-сеголетки – Неспособно – хозяин, повелитель. сразу. мальки (рыбки) этого (сего) года.. здесь: неудобно.
Кому Морозко грозит?
Кому Морозко грозит? План: Читать. Наблюдать. Рассуждать. Сделать вывод.
Выбранный для просмотра документ Урок литературного чтения.docx
Урок литературного чтения
по программе «Начальная школа 21 века» 2 класс
Тема урока: Э. Шим «Всем вам крышка».
Цели: 1. Познакомить с произведением Э. Шима о зимних явлениях в природе.
2. Учить анализировать художественный текст.
3. Расширять кругозор учащихся, воспитывать любовь к родной природе.
1 слайд : На экране зимняя картина и стихотворение.
Ночью ветер волком выл
И по крыше палкой бил
Утром глянули в окно,
Там – волшебное кино:
Раскатала белый холст,
Набросала белых звезд.
Учащиеся вспоминают составленные предложения о зиме.
III . Актуализация знаний.
На доске: картинный план.
Учащиеся: формулируют 3 пункта плана.
Учащиеся: пересказ произведения.
IV . Знакомство с новым произведением.
2 слайд: Портрет Э.Шима и обложки его книг.
— Прочитайте название книг.
Учитель: подводит итог. Э.Шим рассказывает детям в занимательных формах, с помощью необычных образов о природе, которая нас окружает.
— Хотите почитать такое произведение?
— Э.Шим «Всем вам крышка!»
— Как вы понимаете такое высказывание: «Всем вам крышка»?
Учащиеся: Кого то накажут; Всем вам конец.
Учащиеся: объясняют значение каждого слова.
V . Постановка проблемы.
Учитель: читает самое начало: «Шел Морозко первый раз по лесу. »
— Как еще называют Мороз?
— Каким он обычно бывает в сказках?
Учащиеся: добрый, любит детей, дарит всем подарки, украшает деревья, разрисовывает стекла окон.
Идет, по деревьям шагает
По веточкам палицей бьет,
А сам про себя удалую
Хвастливую песню поет.
Учитель читает текст до слов “рассердился”.
Учитель: Мороз всегда веселый, добрый, справедливый.
— Да еще обещает: “Всем вам крышка”.
Кому Морозко грозит?
VI . Поиск решения проблемы.
1. Высказывание гипотез
— Какие еще есть мнения?
2. Проверка гипотез.
Смысловое (аналитическое) чтение текста.
— Прочитайте еще раз автора и название.
— Вы, помните, почему Морозко рассердился?
— Найдите ответ в тексте.
Учащиеся: читают первый и второй абзац, ищут ответы, зачитывают.
Учащиеся: читают вслух 4 предложения.
Учащиеся: самостоятельно читают про себя.
— Как поступил Морозко?
Учащиеся: перечитывают эту часть главы вслух.
Учащиеся: злой, сердитый, жестокий, безжалостный
Учащиеся: вторую главу читают два хорошо читающих ученика. Один про болото, второй про озеро.
Учитель: читает начало третьей главы: Похваляется Морозко, идет по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.
— Я один тут властелин!
Учащиеся: высказывают свое мнение.
Учитель: читает следующее предложение.
Учащиеся: высказывают предположения.
Учащиеся: читают текст до конца.
развитие действия продолжение действ.
3. Выражение решения.
— На кого же рассердился Морозко?
4. Реализация продукта
Учащиеся: работают в группах. Составляют картинный план произведения из разрезанных деталей картинок. Полученные работы вывешиваются на доску.
— Кому хорошо удавалось находить в тексте ответы на вопросы?
— Сумели ли мы проследить за развитием сюжета?
-Дали ли мы характеристику главному герою (персонажу)?
— К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?
Морозко – сильный зимний мороз. В произведении Э.Шима Морозко – юмористический, смешной образ, а совсем не жестокий и безжалостный. Никто его не боится. А сердитый он был, потому что слякотно, сыро кругом.
VII . Оценка и домашнее задание.
Домашнее задание: подготовить пересказ любой главы по плану.
Цель: Подготовить учащихся к работе на уроке.
Цель: Создание эмоционального фона урока.
Прием – художественное слово.
Предварительная работа на предыдущих уроках составлялись предложения о зиме.
Проверка выполнения домашнего задания. Правильность выполнения, степень усвоения материала. Зимние особенности природы.
Что означает всем вам крышка по рассказу э?
Что означает всем вам крышка по рассказу э.
Морозка положительный герой.
О чем рассказ Шим?
Составь план к рассказу Э?
Составь план к рассказу Э.
Шим «Всем вам крышка».
СоставЬ планк рассказу Э?
СоставЬ планк рассказу Э.
Шим «Всем вам крышка».
Составить план всем вам крышка э?
Составить план всем вам крышка э.
Шим «всем вам крышка»что означает Я один тут властелин?
Шим «всем вам крышка»что означает Я один тут властелин?
Как называется дом муравьев в рассказе Э?
Как называется дом муравьев в рассказе Э.
Запиши план рассказа хлеб растёт Э?
Запиши план рассказа хлеб растёт Э.
Составь план к рассказу Э?
Составь план к рассказу Э.
Шим «Всем вам крышка».
Э. Шим?
Объясни значение выражений.
План текста к тексту Э?
План текста к тексту Э.
Шим. Всем вам крышка.
Однажды Маша сидела у окна и мечтала. «Ах, как хорошо бы сейчас оказаться в стране фей! Я так хочу посмотреть на них и узнать побольше. » Словно услышав её зов, из ниоткуда появился клубок шерсти. Он ниткой показал вперёд, мягко обвил Машу и понё..
Основная тема многих рассказов Астафьева — тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, опис..
Итак ответ к этому вопросу В).
Колдунья И желаю тебе чтобы ты хорошо училась.
То что дружба это огромное богатство. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей! » Мальчика спасла его дружба от дремучего медведя•••••••.
Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь. Любовь к Родине сильнее смерти. На чужой стороне Родина милей вдвойне. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет. Береги землю родимую, как ма..
Родной край – сердцу рай. Нет в мире краше Родины нашей. Человек без Родины, что соловей без песни. Одна у человека мать, одна у него и родина. У народа один дом – Родина. Нет сына без отчизны. Родина – всем матерям мать. Родина – мать, чужбин..
Утро можно сделать волшебным так : встать улыбнуться, поприветствовать всех окружающих, сделать зарядку.
- Что означает всем большой рахмет
- Что означает всем кисам пис