Что означает выражение пять родов карельских детей
Что означает выражение пять родов карельских детей
Isänmaa запись закреплена
Название пяти родов влиятельных карельских феодалов, владевших территориями средневековой Корельской земли. Земельные владения корельских детей располагались преимущественно в Обонежской пятине по рекам Беломорского бассейна – Выг, Сорока, Кемь, Воньга, Шуя, Умба и Варзуга. Акты и берестяные грамоты сообщают о наличии у корельских детей пяти родов: Вымольцы, Курольцы, Ровкульцы, Валдольцы и Наволоч-род (Тиврольцы).
Основным источником сведений о корельских детях является актовый материал, представленный новгородскими купчими, поручными, данными и духовными грамотами XV в. на земельные участки в карельском Беломорье. Дополнительным источником послужила писцовая книга Водской пятины Д. В. Китаева и дьяка Н. С. Губы Моклокова, в составе которой в 7008 (1499/1500) г. был описан Корельский уезд. Кроме того, о корельских детях упоминает берестяная грамота № 248, которая происходит из слоев 1380–1390-х годов.
Понятие «корельские дети» встречается в 6 грамотах Обонежья, относящихся к периоду 60-х – начала 80-х годов XV в. (ГВНП № 222, 303, 304, 319, 327, 328). Дважды понятие фигурирует в форме «дети корельские» (№ 222 и 327). Все указанные грамоты оформляли различные имущественные сделки частных лиц с Соловецким монастырем: продажу, дарение, завещание и передачу в залог монастырю земельных владений и угодий. В более ранних грамотах конца 40-х – начала 70-х годов XV в. о корельских детях нет упоминаний: использовались такие обороты, как «межу корелою, куды все 5 родовъ володеютъ» (№ 296), «промежи пяти родовъ» (№ 301), «промежю корелои пяти родовъ» (№ 302), «межю корелои» (№ 322). Таким образом, понятие «корельские дети» как обозначение социальной группы появляется в актах не ранее 60-х годов XV в.
По ряду причин возможно рассматривать понятие «корельские дети» в качестве местного, карельского аналога понятия «дети боярские». Во-первых, понятие «дети боярские» появляется в Северо-Восточной Руси в 30-е годы XV в., однако широко употребляться в актах начинает только с 60-х годов. Вероятно, понятие перешло в актовую лексику Новгородской земли из актов Северо-Восточной Руси в 60-х – начале 70-х годов, претерпев трансформацию с учетом местных новгородских реалий, а именно – Корельской земли и проживавшего там карельского этноса. Во-вторых, понятие «дети боярские» обозначает мелкую и среднюю знать, низший разряд служилых людей. Корельские дети также имели высокий социальный статус и обладали земельной собственностью. Возможно, после присоединения Новгорода к Москве корельские дети стали местным разрядом служилых людей. В первой половине 80-х годов XV в. упоминается воевода Федор Иванович, «дети корельстии» и «вся рать каянская». Это говорит о том, что корельские дети были включены в административно-служилую систему Новгородской земли.
Формулировки духовных, купчих и данных грамот на земельные владения представителей 5 родов позволяют утверждать, что роды были объединены коллективной собственностью на землю и угодья. Об этом свидетельствуют грамоты, упоминающие владения «промежи пяти родовъ», «межю корелою, куды вся 5 родов володеють», «промежю корелои пяти родовъ». Помимо указаний на землевладение 5 родов есть сведения о владениях отдельных родов. Упоминаются участки «межю курольце и ровкульце», «промеж Вымольци», «межю Наволоча роду». В грамотах используются обороты «а то родъ Вымолоцкии», «отцина… Рокольского роду». В середине XV в. отдельные представители родов уже имели право самостоятельно, без участия других членов рода, отчуждать свои земельные владения и угодья за пределы 5 родов. Среди покупателей вотчин встречаются представители новгородской администрации.
Этническая принадлежность корельских детей устанавливается исходя из упоминания «корельских» родов, к которым они принадлежали, а также их земельных владений «межу корелою» и «промежю корелои пяти родовъ». «Корелой» в период Средневековья именовался прибалтийско-финский этнос, населявший территорию Корельской земли (с конца XV в. – Корельского уезда). О том, что корельские дети были карелами, позволяют также судить их антропонимы (имена).
Корельские дети – это местная знать (нобилитет), социальный статус и авторитет которой базировался, вероятно, ещё во многом на родовых отношениях. Во всяком случае, об этом говорит то, что они постоянно упоминаются как «роды» и владеют угодьями по родам. Однако в условиях распространения власти Новгородской «республики» на исконные территории корелы местная знать так или иначе «встраивается» в экономику и отношения собственности, принятые в Новгороде, а также в административную и военную структуру. Условием успешного включения иноэтничных элементов с относительно высоким социальным статусом в структуру Новгородской республики была, конечно, христианизация. Не случайно, что имена этой корельской знати уже христианские, а по целому ряду грамот они выступают вкладчиками в православные монастыри.
Что означает выражение пять родов карельских детей
ЛЕТОПИСНАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН
После того, как ледовый панцирь, покрывавший огромные пространства Европы, отступил на север и растаял примерно десять тысячелетий назад, началось движение групп охотников, а затем и земледельцев. Все последующие тысячелетние перемещения многочисленных племен и народностей, следуя друг за другом или одновременно, обуславливая друг друга, общим началом своим обязаны изменению до неузнаваемости климата Европы.
Общее усредненное движение этих племен должно было быть направлено на север — на освободившиеся некогда ото льда и излишней влаги территории. Но запад — из-за проявившегося тогда же влияния Гольфстрима — мог обгонять восток по темпам улучшения климата и условий, и общая тенденция переселения пересекалась и перечеркивалась, конечно, не раз и не два обратными попятными движениями.
Но климат перестал улучшаться — и в действие пришли иные механизмы.
Первоначальное направление переселения еще долго сказывалось — не так-то просто протекал противоречивый процесс заселения новых территорий. В последующие эпохи демографический пресс вытеснял на север многие племена, и они оказывались в новых условиях, часто худших по сравнению с прежними. Проявлялось это через межплеменные и — позднее — межгосударственные отношения.
Рассказывая о мифическом потопе, о сыновьях Ноя, о разделе земли между ними, русский летописец сообщает, что славяне пришли на Дунай и после этого расселились «по земле»:
«Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели» (перевод Д. С. Лихачева).
Упоминает летопись и об Иллирии, где славян якобы учил апостол Павел (Иллирия — область близ Фракии).
К Дунайской южной прародине возводят историю русов московские историки эпохи Ивана Грозного (в связи с отношениями с Византией). В созданной ими «Степенной книге» говорится о войне, которую вел против русов римский император Феодосий Великий (379 — 395гг.).
Какие источники древности попали в руки историков? Можно лишь гадать об этом. Вот это место «Степенной книги»:
«Еще же древле и царь Феодосий Великий имяше брань с русскими вои; его же укрепи молитвою великий старец египтянин именем Иван Пустынник».
Вполне возможно, что источник этот — византийский. Тон сообщения явно сочувственный по отношению к императору Феодосию, признанному другу готов. Готы же совершили нашествие в то давнее время на территорию будущей Киевской Руси и Подунавья. Вполне понятно, готский вопрос не может после этого не заинтересовать слависта. В «Степенной книге» указано самое раннее время действия русов, когда-либо зафиксированное письменными источниками. Именно здесь они прямо названы своим именем.
Воевать с Византией они могли где-то на Дунае. Мы должны быть благодарны авторам записей, составленных при Иване Грозном, за неоценимое свидетельство. Они дают ключ к пониманию событий времен готского нашествия, о котором речь ниже. Но не только. Следуя ему, нужно попытаться понять, какие же причины побудили русов воевать с Византией в столь отдаленное время. Ведь Киевская Русь возникла позднее и ее первоначальная территория была небольшой — полоса земли в Поднепровье. Продолжая историю этой Руси в прошлое, с IX века и вплоть до IV века нашей эры, трудно не только понять причины войны с Византией, но и поверить, что предшественница Киевской Руси могла воевать со столь могущественным государством. Значит, история начинается не с Киева?
Это первый вопрос, на который предстоит дать ответ. Отметим сразу, что если это так, то у киевских князей были серьезные основания сократить историю и, таким образом, отдать первенство Киеву. Что такие мотивы могли быть — в этом сомнения нет, хорошо известна, к примеру, борьба за первенство между Киевом и Новгородом, отразившаяся в древнейших наших летописях, как в зеркале.
Не было ли у Киева и Новгорода предыстории? Не связана ли была эта предыстория именно с Византией, врагом русов того давнего времени? И не могла ли именно Византия претендовать на древности русов — ведь тогда традиция замалчивания этих древностей византийскими выучениками диктовалась бы политической необходимостью. Во всяком случае, Византия — крестная мать Руси. С этого почти буквально начинается писаная история. Однако позднее могло возникнуть желание частично вернуть утраченную дохристианскую историю. Не проникли ли в летопись сведения, продиктованные этим желанием?
Собственно, ответ на этот второй вопрос может быть коротким. Да, проникли. Но только в той степени, в какой они согласовались с христианской же доктриной, утвердившейся на Руси. Иного быть, конечно, не могло. Не могло быть никаких воспоминаний о языческих именах князей, обрядах, традициях и т. д. Если такие сведения и есть в «Повести временных лет», то приводятся они с одной целью — показать приметы дохристианского варварства.
И все же мы должны быть признательны этой письменной традиции, запечатлевшей историю Киева и Новгорода и вместе с тем оставившей место для драгоценных, поистине золотых строк о Дунайском периоде истории славян, об Иллирии, о приходе славян на Дунай из других земель, на которых они обосновались после мифического потопа.
Указания летописцев и историков — авторов «Степенной книги» не могли не привлекать внимания. Затруднительно даже перечислить здесь те работы, в которых дается оценка этим указаниям. Но толкуются они часто так свободно, что летописцу приписывается желание отметить таким образом движение славян на Дунай с севера, то есть в прямо противоположном направлении. В этом же ключе разбирается вопрос о двойных именах некоторых племен, например, друговитов на Дунае и дряговичей на Припяти.
Историков порой не смущает явно дунайское происхождение многих находок на берегах Днепра. Это прежде всего многочисленные фибулы — застежки для плащей (этот вид одежды для восточных славян не был свойствен). Особенно это касается так называемых пальчатых фибул (отдаленно напоминающих своей формой раскрытую ладонь). Затем можно было бы обратить внимание на поясные наборы того же происхождения, украшения, серебряные вещи. Объяснить появление всего этого только торговыми связями не представляется возможным. И в то же время находок пока недостаточно, чтобы окончательно утвердиться в их дунайских истоках и, соответственно, в дунайской прародине славян.
В этом положении было бы неплохо получить другие данные, которые помогли бы решить вопрос. И они могут быть получены, если обратиться к югу от Дуная. Ведь в летописи сказано, что и Дунай не был родиной славянских племен, что и на Дунай они пришли спустя много времени после того, как выделились из окружающего этноса.
Но где же в таком случае нужно искать прародину славян?
Да и поможет ли такой подход справиться хотя бы с дунайской дилеммой? Казалось бы, одна неясность при этом дополняется другой — и выигрыша от этого нет и не предвидится. Но это не так. Из последующего читатель (и, надеюсь, историк) увидит, как помогает такой подход наладить связь времен. Эта связь была разорвана не намеренно, а из благих побуждений дать славянам «вечную» или почти вечную родину в лесах и болотах Припяти, верхнего и среднего Поднепровья, предгорий (обязательно северных и восточных!) Карпат.
Но попробуем все же поверить «Повести временных лет», довериться не только Нестору-летописцу, но и, возможно, его соавторам, писавшим, надо полагать, с чувством ответственности и исполненного долга.
Что означает выражение пять родов карельских детей
КОРÉЛЬСКИЕ ДÉТИ, традиц. назв. 5 родов феодальной (быв. родоплеменной) знати карел. В 14―15 вв. владели землями Карелии на правах вотчинников. По письменным источникам, включали вымольцев, курольцев, ровкульцев, валдольцев и наволоч-род (очевидно, тиврольцев), названных, видимо, по наименованию коренных земель древних карел в Приладожье.
Такое обозначение было общемировой практикой. Назв. «дети» произошло от общерус. «дети боярские» (14 в.): первонач. «дети» действительно являлись мл. сыновьями бояр и обедне-вших князей. Их потомки стали основой рос. дворянства (см. Дворяне). Определение «К. д.» четко обозначало вассалитет карел. знати и всей Корельской земли по отношению к Вел. Новгороду.
Феодальную природу карел. знати раскрывают и т. н. «сев. грамоты» 15 в. ― десятки записей частноправовых актов, совершенных К. д. в осн. на земли в сев. пол. Карелии. В них обширные владения 5 родов именуются «отцинами и дединами», т. е. на правах частной собственности перешедшими от отцов и дедов.
Вотчины эти занимали в осн. пространство будущих Лопских погостов и помор. волостей (басс. рек Чирка-Кемь, Кемь, Выг, Вирма и др.). Хотя они и разделялись между частными лицами, но формально еще сохраняли следы былого общеродового владения. Время промыслов и торговли с саами, населявшими сев. терр., также оказалось строго поделенным между вотчинниками.
С саами К. д. взимали арендную плату («празгу») за использование природных ресурсов, находившихся на терр. вотчинных владений. После присоединения Вел. Нов-города к державе Ивана III в кон. 15 в. вел. кн. конфисковал у К. д. сев. вотчины, а быв. феодально-зависимое местное карел. нас. и саами стали черносошными крестьянами.
Отд. предст. 5 родов в кольских вол. Умба и Варзуга в 16 в. продолжали владеть промысловыми угодьями и занимать видное положение среди местного нас., но офиц. статус феодалов-господ утратили. На Ю. карел. земель, в Корельском у., чл. 5 родов под общим назв. своеземцы сохранили свои феодальные права на вотчины и их нас. (см. Крестьянство).
Лит.: Переписная окладная книга по Новугороду 7008 г. Вотской пятины: Корела с уездом // Временник имп. МОИДР. М., 1852. Кн. 12: Материалы; Грамоты Великого Нов-города и Пскова / Под ред. С. Н. Валка. М.; Л., 1949; История Карелии с древнейших времен до наших дней / Под общ. ред. Н. А. Кораблева, В. Г. Макурова, Ю. А. Савватеева, М. И. Шумилова. Петрозаводск, 2001.
Боярское и монастырское землевладение
В ходе разложения родового строя у карел стали возникать обширные земельные владения, принадлежавшие карельским племенным вождям. В те времена у карел было пять знатных семей, которые и закрепляли за собой вновь освоенные земли. В новгородских документах этих знатных карел называли “пять родов карельских детей”. Именно они стали собственниками больших земельных участков от Ладожского озера до Карельского берега Белого моря.
В Посвирье и Обонежье земли принадлежали новгородским боярам. Они получали доходы за счет оброка, который им платили жившие на боярских землях крестьяне.
Самые большие земельные владения в Карелии принадлежали новгородской боярыне Марфе Посаднице. Ежегодно она получала со своих крестьян оброк беличьими шкурками и, в меньшей степени, деньгами, рожью и овсом. Кроме светских феодалов большими землями в Карелии владел новгородский архиепископ, а также местные и новгородские монастыри.
Но основную часть землевладельцев Корельского уезда составляли свободные карельские крестьяне ‑ своеземцы.
Торговля и торговые пути
В новгородский период население Карелии вело активную торговлю. Главным торговым путем был путь из Новгорода через Онежское озеро к Белому морю. Это был путь славянского заселения территории Карелии. По нему из Новгорода в Карелию везли хлеб, а из Карелии в Новгород ‑ пушнину и воск. Другой торговый путь вел из северо-западного Приладожья по рекам и озерам Финляндии до северной оконечности Ботнического залива. Этот путь иногда назывался “из корелы в лаппи”, то есть от карел к лопарям. На севере продолжал существовать путь от Белого моря по реке Кемь и дальше до Ботнического залива. Торговля играла большую роль, так как позволяла населению продать излишки своей продукции, например, меха, и приобрести то товары, в которых они остро нуждались, например, хлеб.
Для истории Карелии новгородский период (с XII века до 1478 года) имел большое значение. Именно тогда на смену родовому строю пришел более передовой для того времени феодальный строй
Вопросы и задания
Когда и почему Карелия вошла в состав Древнерусского государства?
1. В чем выражалось данническая зависимость Карелии от Новгорода?
2. Какие изменения произошли в занятиях населения?
3. Приведите факты, показывающие, что на смену родовым отношениям пришли феодальные?
4. Как вы думаете, почему в Карелии главной феодальной повинностью был оброк, а не барщина?
5. Кто такие своеземцы?
6. Обозначьте на карте территории Приладожской Карелии, Обонежья, основные торговые пути?
7. Что означает выражение «пять родов карельских детей»?
8. Какое значение для истории Карелии имел новгородский период? Что изменилось?
Карелия в составе Московского государства.
Территория и население
После присоединения территории Карелии к Московскому государству из пограничных со Швецией земель Карельского перешейка и Северного Приладожья возник Корельский уезд. Большую часть населения там составляли карелы. Они занимались земледелием, животноводством, охотой, рыболовством и железоделательным промыслом. Центром Корельского уезда был город Корела, жители которого занимались ремеслом и торговлей. В 1568 году в Кореле было 435 дворов, в которых проживало около 4 тысяч человек.
Женский труд. Миниатюра 17 века.
Вторым регионом по численности населения и экономическому развитию были Заонежские погосты. Они располагались вдоль западного, северного и восточного побережья Онежского озера. В 17 Заонежских погостах жили русские (в Заонежье и на восточном берегу Онежского озера), карелы (за западном берегу Онежского озера) и вепсы (на юго-восточном берегу Онежского озера). Население там занималось земледелием, животноводством, охотой и рыболовством, а среди карел был развит и железоделательный промысел. Хотя в Заонежских погостах не было городов, через них шел очень важный торговый путь из Новгорода до Белого моря
Западная часть территории Карелии называлась Лопские погосты. Их было всего восемь, от верховьев реки Суны до верховьев реки Кемь. Население Лопских погостов было небольшим, там жили карелы и лопари (саамы). Они занимались охотой, рыболовством, в меньшей степени земледелием, но там был развит железоделательный промысел.
Постепенно в особую административную единицу выделилось побережье Белого моря, которое стало называться поморскими волостями. Малочисленное население поморских волостей состояло из русских, карел и лопарей. Оно занималось рыболовством и охотой на морского зверя, там было развито солеварение. Постепенно поморские волости попали в подчинение Соловецкому монастырю.
Почти все население Карелии проживало в небольших деревнях по 1-2 двора.
Экономическое
развитие Карелии
После присоединения территории Карелии к Московскому государству были конфискованы земли новгородских бояр. Большая часть земель в Карелии стала государственными (черными), а большая часть крестьян ‑ черносошными.
Сельское хозяйство Карелии не могло обеспечить население продуктами питания и крестьяне активно занимались промыслами. Наиболее распространенными промыслами были рыболовства и охота. Рыбу ловили в каждом погосте.
Рыболовство и охота носили вспомогательный характер и не могли компенсировать нехватку хлеба. Чтобы найти средства для покупки зерна в Новгороде жители Карелии стали развивать солеварение и железоделательный промысел.
Торговля и торговые пути
В новгородский период население Карелии вело активную торговлю. Главным торговым путем был путь из Новгорода через Онежское озеро к Белому морю. Это был путь славянского заселения территории Карелии. По нему из Новгорода в Карелию везли хлеб, а из Карелии в Новгород ‑ пушнину и воск. Другой торговый путь вел из северо-западного Приладожья по рекам и озерам Финляндии до северной оконечности Ботнического залива. Этот путь иногда назывался “из корелы в лаппи”, то есть от карел к лопарям. На севере продолжал существовать путь от Белого моря по реке Кемь и дальше до Ботнического залива. Торговля играла большую роль, так как позволяла населению продать излишки своей продукции, например, меха, и приобрести то товары, в которых они остро нуждались, например, хлеб.
Для истории Карелии новгородский период (с XII века до 1478 года) имел большое значение. Именно тогда на смену родовому строю пришел более передовой для того времени феодальный строй
Вопросы и задания
Когда и почему Карелия вошла в состав Древнерусского государства?
1. В чем выражалось данническая зависимость Карелии от Новгорода?
2. Какие изменения произошли в занятиях населения?
3. Приведите факты, показывающие, что на смену родовым отношениям пришли феодальные?
4. Как вы думаете, почему в Карелии главной феодальной повинностью был оброк, а не барщина?
5. Кто такие своеземцы?
6. Обозначьте на карте территории Приладожской Карелии, Обонежья, основные торговые пути?
7. Что означает выражение «пять родов карельских детей»?
8. Какое значение для истории Карелии имел новгородский период? Что изменилось?