Что означает выражение желтый китай в сельском хозяйстве
Что означает выражение желтый китай в сельском хозяйстве
Урок-практикум.
Цель урока: получить, закрепить, усовершенствовать:
знания:
• сформировать представление о роли Китая в истории мировой цивилизации и экономики;
• рассмотреть факторы и причины, определяющие важнейшие экономико-географические особенности Китая; ;
• в ходе практической работы рассмотреть важнейшие экономические проблемы Китая;
• проанализировать экономику Китая и её особенности – структуру, уровень развития, географию, направления развития;
умения и навыки:
• умение анализировать текст
• развитие коммуникативных навыков и умений. (работа в двух различных по составу группах)
• развитие устной речи при рассказе нового материала
• продолжить формирование умения работать с различными источниками информации.
• умение отстаивать свою точку зрения, при подготовке и подборе необходимого материала.
Урок – практикум с использованием элементов критического мышления при работе с текстом.
Учебно-наглядный комплекс: учебник “Экономическая и социальная география мира” (Максаковский В.П., изд. “Просвещение”, 2007), карты: политическая и экономическая Азии, компьютер, медиапроектор, экран, раздаточный материал.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Общие сведения о стране, ЭГП и ПГП. Экономика Китая: промышленность, сельское хозяйство. Работа в первичных группах.
3. Работа в группе № 2
4. Контроль качества знаний
5. Подведение итогов урока
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Работа в группах (первый состав). Анализ текста и составление общего доклада- рассказа группы.
3. Работа в группах (второй состав ). Защита своего доклада. Знакомство с докладами участников группы.
4. Контроль качества знания
( Учащимся в группах, можно предложить сделать презентацию для своего ответа, на следующий урок, или есть возможность сразу во время урока.)
По истечении времени, учащиеся меняют местоположение, собираясь по принципу от 1 до 5, для этого на столы, необходимо выставить карточки с номерами от 1 до 5. Все учащиеся с цифрой 1, собираются за столом с карточкой 1, и так далее. На столах лежит инструкция № 2.
3. Работа в группах (второй состав ).
В новом составе каждый учащийся рассказывает свою информацию, проверяя степень
освоенности, задавая наводящие вопросы.
Для выполнения этого задания отводится 20 минут.
4. Для контроля степени усвоения материала, по желанию преподавателя, можно задать уточняющие вопросы учащимся из различных групп, либо дать выполнить тесты. Примерное время 10 минут.
5. Релаксация
На доске нарисован силуэт дерева с ветками, учащиеся подходят к доске, выбирают смайлики с подходящим настроением и приклеивают их на ветки дерева.
6. Подведение итогов урока.
Достижения Китая.
• 3-ий по экономический мощи центр мирового хозяйства. 1-ый по ВВП в 2011 году, но по душевому показателю наравне с Индией.
• Первое место в мире по производству 26 видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.
• Первый запуск космического корабля в 2003 году.
• Одна из крупнейших программ развития гидроэнергетики, каскадные ГЭС на реке Янцзы
• Крупнейшая в мире ГЭС на Хуанхэ
• Сооружены первые АЭС
• Проект сооружения магистрального нефтепровода из Восточной Сибири в Дацин
• Первое место по производству телевизоров и стиральных машин
Группа № 2
Инструкция № 1
Ознакомитесь с информацией в учебнике (стр. 236). Выберите факты, показывающие, какие причины замедляют развитие различных отраслей экономики страны, как в области промышленности, так и в сельском хозяйстве.
Группа № 3
Инструкция № 1
Ознакомитесь с информацией в учебнике (стр. 236). Выберите факты, описывающие отрасли промышленности хорошо развитые в стране. Объясните, какие факторы размещения повлияли на развитие этих отраслей.
Примерные ответы.
Отрасли промышленности и факторы их размещения
1. Основу топливно-энергетического комплекса образует угольная промышленность:
— Датунский угольный бассейн – в северной части страны
2. 4/5 электроэнергии базируется на ТЭС
3. Основа металлургического комплекса крупные комбинаты полного цикла
— ориентация на собственный уголь и железную руду, или на их грузопотоки
4. машиностроение преобладание универсальных предприятий
— ориентация на крупные города, морские порты, металлургические базы
5. химический комплекс ориентируется на продукты коксо- и нефтехимии, горно-химическое и растительное сырье.
— для размещения характерно сочетание крупных комбинатов с множеством мелких и средних предприятий
— Выделяют развитие 2 направлений
производство минеральных удобрений
производство бытовой химии фармацевтики
6. Текстильная промышленность – главная в легкой промышленности
Ориентируется на местное сырье, потребление на внутренний рынок
Группа № 4
Инструкция № 1
Ознакомитесь с информацией в раздаточном материале № 1 и учебнике (стр.239), выберите факты, описывающие развитие сельского хозяйства. Опишите деление страны на районы, по степени использования в сельском хозяйстве; по необычным названиям связанными с характерными особенностями природы.
Группа № 5
Инструкция № 1
Ознакомитесь с информацией в учебнике (стр. 236),используя карты атласа, опишите экономико-географическое положение Китая. Выделите положительные и отрицательные черты его ЭГП.
Инструкция № 2
(общая для всех групп)
Вы собрались в группу, где присутствуют участники с номерами от 1до 5. Выберите последовательность рассказа вашей информации, кто первый, кто последующий. Задача каждого участника рассказать свой материал, используя при необходимости свой конспект, атлас. Каждый участник должен внимательно выслушать новый для него материал, сделав при этом необходимые краткие записи. Можно и нужно задавать вопросы докладчику для выяснения не понятных моментов.
После того, как все выступят, преподаватель предложит вам уточняющие вопросы, и тестирование, в котором нужно выбрать варианты, характеризующие Китая, стой или иной стороны развития экономики.
Каждый член группы несет ответственность перед всей группой, за рассказ материала, за освоение материала. Постарайтесь не подвести свою группу.
Дополнительный материал по сельскому хозяйству. Для группы № 4
Сельскохозяйственные районы Китая
Китай известен как один из главных мировых производителей продукции сельского хозяйства Внутри страны выделяют шесть сельскохозяйственных районов.
Первый район можно назвать преимущественно зерноводческим. Он охватывает почти весь Северо-Восток с плодородными черноземовидными почвами и ландшафтами лесостепи. Это одна из главных житниц страны с посевами яровой пшеницы и гаоляна – разновидности сорго, которая была известна в Китае еще в XII в. К этому району относится и часть Северного Китая.
Второй район имеет зерноводческо-хлопководческую специализацию. Ядром его служит Великая Китайская равнина (Северо-Китайская низменность). Идеально ровная поверхность этой равнины, образованная наносами Хуанхэ и других рек, представляет собой типичный антропогенный сельскохозяйственный ландшафт, почти полностью окультуренный. Это главная в стране область возделывания озимой пшеницы и хлопчатника, вторая после северо-восточной область возделывания сои, которая культивируется здесь уже в течение тысячелетий.
Земледелие на Великой Китайской равнине с ее субтропическим муссонным климатом, характеризующимся довольно холодной и сухой зимой, осуществляется при искусственном орошении. Поэтому воды Хуанхэ, Великого канала, пересекающего равнину в меридиональном направлении, широко используются для этой цели.
Рис. 1. Сельскохозяйственные районы Китая
На западе к Великой Китайской равнине примыкает также входящее в этот район Лёссовое плато, расположенное в среднем течении Хуанхэ; мощность лёссовых покровов здесь достигает 600 м. Площадь его превышает 600 тыс. км2, а живет на этой территории 80 млн человек. Основной зерновой культурой здесь также является озимая пшеница, но есть и посевы хлопчатника. Распространение лёссов и желтоземов привело к тому, что весь этот обширный район стали нередко именовать желтым Китаем.
Третий район имеет четко выраженную рисоводческую специализацию. Он занимает в основном ту часть Восточного Китая, которая находится в бассейне Янцзы. Климат в районе субтропический, муссонный.
Главный район поливного рисосеяния – аллювиальные низменности по нижнему и среднему течению Янцзы. В различных направлениях их бороздят каналы, которые используются для судоходства, орошения, рыболовства и служат водохранилищами в период паводковых вод. К югу от Янцзы обычно собирают два урожая риса в год. Кроме риса здесь возделывают также пшеницу, хлопчатник, различные бобовые и масличные культуры. А знаменитые чайные плантации расположены на склонах холмов, в основном к югу от долины Янцзы.
Особую роль на западе этого района играет провинция Сычуань с центром в г. Чэнду. И не только потому, что это одна из самых больших по населению провинций Китая. Но и потому, что она занимает довольно обособленную, отгороженную горами Сычуаньскую котловину, из-за распространения красноземов называемую также Красным бассейном. Жаркое, влажное лето и теплая зима обеспечивают здесь круглогодичную вегетацию растений, здесь выращивают почти все сельскохозяйственные культуры, известные в Китае, и не случайно за нею издавна закрепилось образное наименование «Тяньфу чжи го» – Страна небесного изобилия.
Самой примечательной чертой ее культурного ландшафта служат искусственные террасы, узкими лентами опоясывающие склоны холмов и гор. Это одна из житниц страны, где при искусственном орошении за год собирают по два-три урожая риса, пшеницы, овощей. Здесь возделывают также сахарный тростник, чай, табак, цитрусовые. За всем районом бассейна Янцзы и Сычуанью утвердилось название зеленый Китай.
Четвертый район охватывает тропическую часть Южного Китая, расположенную к югу от хребта Наньлин. Это область типичного муссонного климата, распространения желтоземов и красноземов, для этой области характерны ландшафты влажных тропиков. Главная зерновая культура здесь рис, который дает два и даже три урожая в год. Этот район поставляет также разнообразные тропические и субтропические фрукты. Из технических культур главная – сахарный тростник.
Пятый район имеет специализацию на пастбищном животноводстве и охватывает зону степей, пустынь и полупустынь Северо-Западного Китая и Внутренней Монголии. Земледелие здесь ведется только в оазисах, расположенных в Джунгарской и Кашгарской котловинах. Это так называемый сухой Китай.
Наконец, шестой район специализируется на отгонном животноводстве, при котором летом скот пасется на высокогорных пастбищах, а зимой в долинах. Территориально он в основном совпадает с самым обширным в мире Тибетским нагорьем, поверхность которого образуют высокогорные, преимущественно щебнистые пустыни и полупустыни. Не случайно этот район называют высоким Китаем или холодным Китаем. Основная продовольственная культура здесь – местный морозостойкий ячмень цинкэ. А посевы яровой пшеницы доходят до высоты 4000 м.
Использованная литература:
1. Учебник Максаковского В. П. Экономическая и социальная география.
2. География. Тематические тесты. Для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. 9 – 11 класс. А.Б. Эртель, Легион. Ростов-на-Дону. 2011 год
3. С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская: Развитие критического мышления на уроке. Авторский коллектив: И. В. Муштавинская, С. И. Заир-Бек Издательство: Просвещение. 2010 год.
Что означает выражение желтый китай в сельском хозяйстве
Подробное решение параграф 37 по географии для учащихся 10 класса, авторов Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский Базовый уровень 2016
Вопрос 1. По каким рекам проходит граница Китая с Россией?
Ответ. Российско-китайская граница проходит по фарватеру рек Аргунь, Амур и Уссури.
Вопрос 2. Какими морями омывается территория Китая?
Ответ. Китай омывается водами Бохайского, Желтого, Восточно-Китайского, Южно-Китайского морей Тихого океана на востоке.
Вопрос 3. Какие страны считают однонациональными?
Ответ. Моноэтническое государство (или однонациональное) — государство, на территории которого могут проживать разные народы, однако основную массу жителей составляют представители одного этноса.
Примеры мононациональных государств с более чем 95 % одного этноса: Албания, Армения, Бангладеш, Германия, Греция, Дания, Египет, Италия, КНДР, Южная Корея, Мадагаскар, Норвегия, Польша, Португалия, Сомали, Япония.
Как вы думаете
Вопрос. Может ли китайская Народная Республика стать политическим и экономическим лидером современного мира?
Ответ. Китайская Народная Республика может стать политическим и экономическим лидером современного мира. Возникнув в 1949 г., современная Китайская Народная Республика (КНР) прошла через ряд драматических этапов в своей истории, включая разрушительную «культурную революцию», чтобы в конце 1970-х гг. начать внутренние социально-экономические реформы, которые вывели страну в начале 2000-х гг. на траекторию одного из лидеров мирового экономического развития. Стремительный экономический рост Китая, его ускоренная интеграция в мировую экономику и, как следствие, настоящее и будущее влияние на международные отношения сделали анализ роли КНР в мировой политике и экономике в последние годы весьма актуальной исследовательской темой. Китай (наряду с Индией) меняет мировую конфигурацию соотношения сил, сложившуюся политическую и экономическую иерархию стран. В нашей стране Китай воспринимается почти исключительно как страна, в высшей степени удачно проводящая рыночные реформы и демонстрирующая выдающийся пример динамичного развития.
ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ
Вопрос 1. Какой город является крупнейшим по численности населения в Китае?
Ответ. Самым большим по численности населения городом Китая является Шанхай, в котором проживает более 24 миллионов человек. Шанхай центр деловой и культурной жизни Китая.
Вопрос 2. Чему равен уровень урбанизации в Китае?
Ответ. За последние 20 лет XX в. уровень урбанизации в стране вырос почти вдвое и почти достиг 50 %. Страна является рекордсменом по количеству городских жителей более 650 млн. человек.
Вопрос 3. В каких отраслях хозяйства Китай является мировым лидером?
Ответ. Современный Китай — это индустриально-аграрная страна. Доля промышленности в структуре ВВП страны составляет более 50 %. Китай является одним из лидеров в мире по выплавке стали, добыче угля, производству цемента, химических удобрений, телевизоров, производству хлопчатобумажных тканей, химических волокон.
Вопрос 4. Какая сельскохозяйственная культура является основой зернового хозяйства КНР?
Ответ. Основой земледелия являются зерновые культуры, главная из которых — рис (40 % сбора зерна). Наилучшие условия для выращивания риса — в восточных, приморских, районах с муссонным климатом, где возможен сбор двух урожаев, а на юго-востоке страны даже трёх.
Вопрос 5. Какие страны являются основными внешнеэкономическими партнёрами Китая?
Ответ. Крупнейшими торговыми партнёрами Китая являются Япония, США, Республика Корея, ФРГ и Россия.
А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ
Вопрос 1. Почему Китаю удалось сохранить свою культурную и национальную самобытность?
Ответ. Китаю удалось сохранить свою культурную и национальную самобытность:
1) долгое время государство проводило политику изолированности от взаимоотношений с другими странами
2) уважение и почитание древних обычаев и традиций, это проявилось и в религии, которую исповедует большинство населения (конфуцианство, даосизм)
3) независимость на протяжении столетий от других государств
4) отсутствие мировых войн, только внутренние конфликты
5) политика власти по отношению к населению.
Вопрос 2. Почему при значительном преобладании китайцев страну можно считать многонациональной?
Ответ. Китай — многонациональное государство.
В этническом плане более 90% населения Китая составляют ханьцы, или китайцы «хань». Кроме того, в стране проживают представители следующих национальных и этнических групп: чжуаны, уйгуры, хуэйцзу, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи. Вследствие миграционных процессов их число в районах проживания национальных меньшинств увеличивается, однако в большинстве своем они населяют Центральный и Восточный Китай
Вопрос 3. Какие природные особенности влияют на неравномерность размещения населения и хозяйства Китая?
Ответ. Неравномерность размещения населения и хозяйства Китая объясняется следующими факторами:
1. Природный фактор. Обширные районы с экстремальными природными условиями (пустыни, высокогорья) не создают благоприятных предпосылок для жизни и хозяйственной деятельности людей.
2. Исторический фактор. Тысячи лет назад, когда оседлое земледелие развивалось в долинах рек Центрального Китая, там возникли окруженные защитными стенами города, ставшие политическими, военными и культурными центрами страны. Многие из этих городов сохранили свое экономическое и политическое значение до сего дня. Начиная с 19 в. торговля с западными странами стимулировала развитие крупных портовых городов страны.
3. Демографический фактор. Население КНР характеризуется высоким средним возрастом, что является следствием политики «одна семья — один ребёнок». Количество и плотность населения быстрее всего увеличиваются в тех регионах, где наиболее высок его естественный прирост.
Сложность демографической ситуации отразилась на том, что в сельских районах где проживает 75% населения сложилась ситуация при которой страна, имеющая 7% мировой пашни кормит 24% населения мира. Сложной проблемой является перенаселенность деревни, в которой к настоящему моменту уже 1/3 всех рабочих семей является избыточной. Всего в сельском хозяйстве Китая занято более 400 млн. человек, а по числу занятых в промышленности Китай занимает первое место в мире.
4. Социально-экономический фактор. Четвертая причина — воздействие социально-экономических условий жизни людей, их хозяйственной деятельности, уровня развития производства. Если в недавнем прошлом Китай по темпам и уровням урбанизации принадлежал к числу сильноурбонизированных стран, но после 1949 года постепенно начинает увеличиваться количество городского населения, за счет строительства новых промышленных центров. В этот период в стране появляется более 500 больших городов и городов «миллионеров» (более 30), кроме того, Китай занимает первое место в мире по количеству горожан.
5. Этнический состав населения. Китай — многонациональное государство. Вследствие миграционных процессов их число в районах проживания национальных меньшинств увеличивается, однако в большинстве своем они населяют Центральный и Восточный Китай.
Вопрос 4. С чем связано большое число объектов Всемирного наследия на территории Китая?
Ответ. Китай — одна из стран мира, которые могут гордиться своей древнейшей цивилизацией. Он обладает блестящими памятниками культуры и великолепным природным наследием. Как свидетельствуют археологические раскопки, от миллиона — до 400–500 тысяч лет назад на территории Китая уже были обнаружены следы первобытных людей. Это — известные питекантропы в Юаньмоу, Ланьтянь и Пекине. В 21 веке до нашей эры в Китае появилась первая династия — Ся. С того времени китайскую историю можно проследить по летописям. Китай расположен в восточной части азиатского материка, на западном побережье Тихого океана. Его общая площадь 9,6 млн. кв. км. Китай отличается разнообразием геологических и климатических условий. Китай с разнообразнейшим животным и растительным миром характеризуется разнообразием ландшафтов. Китай — владелец богатейшего природного наследия. Древняя история оставила китайской нации ценнейшие культурные и природные достопримечательности, которые принадлежат всему миру.
Китай в отличие от других стран мира долго был закрытой страной. Сохранилась своя культура, не было смешивания с другими культурами.
В списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО находится 43 объекта из Китая. КНР ратифицировала Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 12 декабря 1985 года.
Вопрос 5. Какими преимуществами для развития экономики обладает Китай?
Ответ. В современной экономике Китая сочетаются государственная и частная формы собственности, государственное планирование и рыночное регулирование экономикой. Для Китая характерно:
1) Богатые природные ресурсы: каменный уголь, железные руды, нефть, золото. Китай занимает ведущее место в мире по запасам таких металлов, как вольфрам, цинк, литий, тантал, медь, свинец, никель
2) В последние десятилетия в стране осуществлялся перевод хозяйства от централизованно планируемой экономики к рыночным методам регулирования.
3)Большое количество населения — трудовые ресурсы Трудолюбие и умение экономить населения — национальные черты людей. Возрастание капиталовложений обеспечивалось увеличением внутренних сбережений, а также притоком иностранного капитала, который соответствовал 13% объема капиталовложений.
4) Выгодное географическое положение — протяженная береговая линия (выход к морям и Тихому океану, выход и к развитым странам и развивающимся)
5) Теплый климат позволяет снять до3 урожаев в год (зимой сажают овощи, картофель, летом рис, в межсезонье быстросозревающие культуры с малым вегетационным периодом (морковь, свекла)
6) Законы — экономически свободные зоны, снижение налогов на вновь открываемый бизнес, помощь государства для открытия своего бизнеса.
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Вопрос 1. Используя карты атласа, определите, с какими странами граничат Россия и Китай. Определите общих соседей двух стран.
Вопрос 2. С помощью текста учебника и карт атласа составьте описание размещения населения Китая.
Ответ. Пригодные для сельскохозяйственного использования земли составляют в Китае лишь 10% территории, причем располагаются они главным образом в приморских провинциях. Преобладающая часть населения сконцентрирована на приморских равнинах, в долинах главных китайских рек — Янцзы и Хуанхэ, где проживает около 90% населения страны. Плотность населения на этих территориях достигает 600 чел./км2 и больше. Наиболее плотно заселены районы нижней части дельты Янцзы и Северо-Китайской равнины. Размещение населения крайне неравномерно. Средняя плотность населения — 140 чел./км2, почти в три раза превышает среднемировой показатель. На западе страны плотность населения не превышает нескольких человек на 1 км2. Огромные периферийные территории Китая практически безлюдны.
Вопрос 3. Используя карты атласа, выделите экономические районы Китая и дайте им демографическую и экономическую характеристики.
Ответ. Всего таких регионов шесть. Из них Северо-Восточный включает в себя три провинции, Северный — две провинции и один автономный район, Восточный — шесть провинций, Центрально-Южный — пять провинций и один автономный район, Северо-Западный — три провинции и два автономных района и Юго-Западный — три провинции и один автономный район. По размерам территории среди шести регионов выделяются Северо-Западный (33 % площади Китая) и Юго-Западный (24 %), по численности населения– Восточный (30 %) и Центрально-Южный (27 %), по доле в валовой продукции промышленности — Восточный (37 %), Северо-Восточный и Северный (по 16 %), а по доле в валовой продукции сельского хозяйства — Восточный (34 %) и Центрально-Южный (26 %). Из этих цифр следует та же закономерность: по населению, промышленному и сельскохозяйственному производству лидируют Восточный регион, образующий своего рода костяк, основу Восточной экономической зоны, и Центрально-Южный регион, относящийся к Центральной экономической зоне. А Юго-Западный и Северо-Западный регионы, формирующие вместе Западную экономическую зону, особо выделяются только по размерам территории.
С целью совершенствования территориального планирования в 80-х гг. в Китае были выделены три экономических зоны. Восточная зона в экономическом отношении наиболее развита. Здесь находятся большинство промышленных центров и узлов, многие сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали, все морские порты. В Центральной зоне преобладает добыча сырья, производство топлива, электроэнергии, химических продуктов, полуфабрикатов, продовольствия. В Западной зоне предпочтение имеет животноводство, переработка минерального сырья. Одна из проблем страны — стирание различий в уровнях социально-экономического развития между Восточным и континентальным Китаем.
Итоговые задания по теме раздела (задания выполняются в тетрадях)
1. Какая из перечисленных стран Зарубежной Азии является лидером по производству автомобилей?
2. Какая религия является доминирующей в странах Юго-Западной Азии?
3. Уровень урбанизации в КНР составляет около
4. Какой из субрегионов Зарубежной Азии наиболее обеспечен лесными ресурсами?
Г – Юго-Восточная Азия
5. Какие три государства являются крупнейшими по численности населения в Зарубежной Азии? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.
В, Д, А – Индия, Китай, Индонезия
6. Сельское хозяйство каких стран специализируется на выращивании риса? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.
Б, В – Индонезия, Вьетнам
7. Расставьте страны Зарубежной Азии в порядке следования их столиц с востока на запад, начиная с самой восточной.
А, В, Б, Г – Филиппины, Непал, Ирак, Ливан
8. Установите соответствие между объектом Всемирного наследия и субрегионом Зарубежной Азии, в пределах которого он расположен.
9. Установите соответствие между страной и её столицей.
1 — в, 2 — а, 3 — б, 4 — г.
10. Установите соответствие между страной и субрегионом Зарубежной Азии, в пределах которого она расположена.
- Что означает выражение жаба душит
- Что означает выражение жить на широкую ногу