Что означает зеленый цвет в геральдике
Зеленый цвет в геральдике
Кроме того, этот цвет олицетворяет та кие понятия, как любовь, дружба, изобилие, вежливость и обходительность, воспитание и честь, стремление к победе. На турнирах зеленый цвет обозначал надежду (что касается рыцарских турниров в Италии, то зелено-желтые или наполовину зеленые ленты символизировали слабую, умирающую надежду, близкую к отчаянию). Странствующие рыцари пред почитали именно зеленое облачение. В средневековой Италии этот цвет имел, помимо все го прочего, политическое значение, будучи цветом гибеллинов.
Зеленый цвет в геральдике ассоциируется с изумрудом, или смарагдом (старинное название изумруда), а также с планетой Венерой (зеленый цвет обозначался знаком этой планеты). Зеленые геральдические фигуры, присутствуя в одеянии королей и принцев, назывались «изумрудом» или «Венерой» (emerald, Venus). Когда речь шла об одежде простых дворян, то использовался простой «зеленый цвет» (vert).
Зеленый — один из наиболее редких цветов. Зеленый цвет в геральдике появился довольно поздно (первое документальное свидетельство относится к 1415 году); на европейских флагах этот цвет также можно встретить нечасто, в отличие от мусульманских стран, где зеленый цвет считается цветом пророка.
Зеленый круг назывался «pomeis» у англичан и «pomme» или «volet» у французов.
Французский термин «sinople» заменил ранее существующую форму «prasina» (цвет од ной из группировок римского цирка, прасинов). Некоторые исследователи считают, что этот термин ведет свое происхождение от названия турецкого города Синоп, расположенного на Черном море, где было много зеленых лесов. Именно эта местность была богата место рождениями темно-красного кварца, железистого минерала, из которого добывалась охра — природный пигмент.
Листва, как правило, передавалась зеленым, то есть своим «естественным» цветом, за исключением некоторых специфических случаев; подобным же образом изображались земля, покрытая травой, и зеленые луга. В данном случае зеленый передавал естественную, при родную окраску, поэтому мог наноситься на другой цвет.
Графически зеленый цвет в геральдике изображался посредством диагональных линий, проведенных справа налево; при окраске щитов использовалась изумрудная зелень, а для передачи тени и выделения контуров применялся оксид-хрома.
Значение цвета в геральдике
ЗАО «Образъ». Гербы, плакетки, панно из металла на заказ. 25-летний опыт работы.
www.obrazz.ru https://www.youtube.com/wwwobrazzru
Геральдика (лат. heraldus — глашатай) — гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов.
Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и т. д., объясняет значение тех или иных символов. Корни геральдики уходят в Средние века, когда требовалось получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом. По этой причине геральдическая символика была легко читаемой, без сложных рисунков и надписей, зато с крупным цветным полем. Такие гербы обобщённо назывались блазонами (от фр. blason — щит).
В России геральдика заимствована с Запада во второй половине XVII века. Первые сочинения представляли собой собрания гербов («Титулярник», 1672 год). По указу императора Петра I, в 1722 году была создана Герольдия, в 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797 года составлялся «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» (20 томов, включает около 5 тысяч гербов). Теория геральдики — свод правил составления и описания гербов — разрабатывалась с середины XIX века.
Цвета в геральдике
Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали или тинктуры). В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета — красный, синий, черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зелёный, жёлтый и пурпурный. Жёлтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Особым типом геральдических цветов являются меха — горностаевый и беличий.
Символика цветов
Можно предположить, что только самые первые гербы несли произвольно взятые изображения, не наделённые каким-то особым смыслом. Но в проникнутую духом мистицизма эпоху средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.
Но символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции.
В геральдике также существует градация цветов по степени «благородства». Первым идёт золотой, затем голубой, потом белый, красный… и т. д. последним считается чёрный.
Цвет в геральдике
Тинктуры — эмали (финифти) и металлы.
Соответвия по Petra Sancta p. 25, 28 чернь белый лазурь червлень земля вода воздух огонь холод влажность сухость теплота скромность величие храбрость образованность красота мужество печаль ясность неустрашимость
Couleur Se dit des cinq couleurs, azur, gueules, sinople, sable et pourpre. Le terme Couleur peut faire référence aux émaux, métaux et fourrures. 1694 Sub. f. Couleur, en matiere de blason. Couleur sur metal, & metal sur couleur &c. 1772 Ce mot sert à faire une des principales désignations des pieces de l’écu. On n’admet que cinq couleurs, gueules, azur, synople, le sable, et le pourpre, qui est mélangé d’azur et de gueules. On ne doit point mettre couleur sur couleur, non plus que métal sur métal. 1798 Couleur, se dit des cinq couleurs, azur, gueules, sinople, sable et pourpre. Couleur sur métal. Métal sur couleur. 1864 Nuance des émaux. Les quatre couleurs doivent alterner avec les métaux ou les deux fourrures. On ne met pas de couleur sur couleur en blasonnant. 1899 Il y a cinq sortes de couleurs en blason : le bleu, le rouge, le vert, le noir et le violet que l’on nomme en héraldique : l’azur, le gueules, le sinople, le sable et le pourpre ; c’est sous cette désignation que, dans le présent ouvrage, un article spécial est consacré à chacune d’elles. Email est plus héraldique que couleur. Dans les armoiries anglaise, on fait usage de deux autres couleurs, qui sont l’orangé et la sanguine ; ces émaux n’ont jamais été utilisés dans la création des armes françaises ; si donc on en rencontre l’emploi dans quelqu’une (le cas en est fort rare), ce n’est que dans un Ecu écartelé, dont les armes d’une famille anglaise occupent un des quartiers par suite d’alliance. 1901 Elles sont au nombre de cinq : Gueules, Azur, Sinople, Sable et Pourpre. Les Anglais et les Allemands ont de plus l’Orange et d’autres couleurs aux teintes mixtes représentées par des hachures spéciales. Le terme technique est Émail.
Petit-gris Fourrure dont la couleur était grise. 1864 Fourrure dont on a fait l’émail qui se nomme le vair et le manteau des magistrats.
———— рус — оттенок фр. — teinté
Teinté: «Peut indiquer un émail qui colore partiellement un meuble ou une figure. Souvent teinté de gueules (de sang)».
———— рус — жёлтый фр. — jaune англ. — yellow
Дополнительный цвет, не являющийся синонимом для золота, используется (однажды — Бр. Тиммс) для обозначения цвета воска. Возм., вариант натурального цвета финифти.
———— рус — небесно-голубой фр. — bleu céleste англ. — bleu celeste, sky blue
У ряда геральдистов — одно из наименований лазури и её оттенок, не имеющий самостоятельного значения. Иногда — обозначение голубой финифти как дополнительного геральдического цвета. В английской геральдике сравнительно недавно используется в последнем качестве, например в гербах, связанных с Королевскими ВВС (Royal Air Force). Иногда встречается во французской геральдике.
———— рус — стальной фр. — aciéré
Обозначение для фигур, изображающих металлические предметы. Во французской геральдике синонимичен термину «ferré» — железный; относится г.о. к вооружению, фактически передаётся чернью и к геральдическим металлам не относится. В немецкой геральдике термин стальной относится дополнительному серо-голубому цвету, относительно принадлежности которого к металлу, эмали или натурального цвета финифти мнения расходятся.
Colombine Couleur amarante, mélange entre le rouge et le violet.
Columbine Voir Colombine. 1905 Voir Colombine.
———— рус — железный фр. — fer; ferré
Fer: «Métal rarement utilisé dans les armes françaises. Il est représenté en gravure par des diagonales dans les deux sens».
Ferré: «Indique l’émail de la partie en fer, d’une arme, du sabot d’un cheval, etc…»
———— рус. — апельсин / оранжевый цвет фр. — orange, orangé англ. — orange / tenné, tawny (редк.)
Tanné Email de même couleur que l’orangé ; usité principalement dans les armoiries anglaises et allemandes. 1899 Email de même couleur que l’orangé ; usité principalement dans les armoiries anglaises et allemandes.
оранжевый (редко встречается, но используется, по меньшей мере в двух коммунальных гербах). Данный термин, возможно, происходит от Кельтского Вретонского — дуб (? сравните с англ. желтовато-коричневый, дубленый, хотя слово tannenbaum в нем. означает пихту, ель, а не дуб). tenny, tawny (rare, but used in at least two communal arms). The word is perhaps derived from the Celtic Breton tann, oak tree (?cp Eng. tanned; although the word tannenbaum in German has the meaning of fir, not oak, tree). /Frenchgloss/
(ten’-nay) A tincture of a bright brown, which is considered to represent orange color. This color is almost unknown in English heraldry. In engraving it is represented by diagonal lines from sinister to dexter, traversed by horizontal ones — a compound of purpure and azure.
Grivelé Qui est mêlé de gris et de blanc. 1905 Qui est mêlé de gris et de blanc.
В российской геральдике употребляются два металла — золото и серебро и 5 цветов, или эмалей, — червлень (красная), лазурь (синяя), зелень, чернь и пурпур. Кроме того, в геральдике применяются два меха: горностаевый и беличий. Существует также некоторое количество так называемых дополнительных цветов, из которых в муниципальных символах Свердловской области представлен только оранжевый. Герб неотделим от присущего ему цвета, который нередко только и отличает одну гербовую композицию от другой. Поэтому цвет в гербах обозначается даже при невозможности введения в геральдическое изображение красок. Этой цели служит система специального вида штриховок — шраффировка. Её направление должно всегда согласовываться с направлением гербового щита. Так, при скошенном положении гербового щита на листе вертикальные штрихи, обозначающие красный цвет, должны быть параллельны краям щита, а не листа — иначе гербовое поле из красного грозит «превратиться» в зеленое или пурпурное. Ядро геральдической цветовой символики сформировалось в эпоху Средневековья, став своеобразным слепком мировоззрения и миропонимания того времени. В качестве примера приведем цитату из Ансельма (Le P. Anselme «Palais d’honneur», Paris, 1686), которая интересна тем, что используется для объяснения символики цвета до сих пор: «Золото означает христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение и мирские качества: могущество, знатность, постоянство, а также богатство. Серебро из добродетелей означает: чистоту, надежду, правдивость и невинность, а из мирских свойств — благородство, откровенность, белизну. Красный цвет соответствует любви, мужеству, смелости и великодушию; черный — осторожности, мудрости и постоянству в испытаниях; синий — целомудрию, честности, верности и безупречности. Зеленый — надежде, изобилию, свободе и радости. Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство. Наконец, горностай, в виде геральдического меха, издавна служит символом чистоты». При наличии большого числа весьма «жестких» рекомендаций по символической интерпретации цвета в геральдике она претерпевала и претерпевает значительные изменения с течением времени и переменой обстоятельств (религиозных, культурных, национальных и политических). Поэтому следует иметь в виду, что однозначная трактовка цветовой символики не всегда возможна и не всегда приемлема.
Применение цвета при изображении щита и фигур позволяет качественно и количественно разнообразить спектр гербовых фигур, улучшает их аттрактивность и смысловую нюансировку.
функции цвета и его смысловые слои
увеличение количества вариантов герб фигур и эмблем
отличение знаков друг от друга
в устойчивых сочетаниях с определенного вида фигурой — образует коммуникативные специфические знаки
символическое значение собственно цвета
национальные особенности цветовой символики и национальные цвета
политические и династические символы
нюансировка символики фигур в зависимости от цвета
оккультная и мистическая символика
психологический и архетипический аспекты
NB! весьма зависима от контекста исторического, этнографического, политического и т. д.!«
Иерусалимского*. илл. Одиночные*, однородные* и (или) однотипные* герб, фигуры, помещающиеся в несшш полях различных металла и финифти, изобраха втся и называются переменными с полями металла и финифти*. ИЛЛ.
КРОВАВО-КРАСНЫЙ С: кровяной F: Sanguine Ираффируется пересекающимися диагоналями. Используется в английской геральдике.
Соответвия по Petra Sancta p. 25, 28 чернь белый лазурь червлень земля вода воздух огонь холод влажность сухость теплота скромность величие храбрость образованность красота мужество печаль ясность неустрашимость Зелень — надежда, изобилие, свобода Золото — богатство, сила, верность, чистота, постоянство Серебро — невинность, белизну, девственность Пурпур — достоинство, силу, могущество
Что означает зеленый цвет в геральдике
Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали или тинктуры).
Для того чтобы можно было отображать геральдические цвета на гравюрах, то есть в чёрно-белом изображении, с XVII века была принята система Сильвестра Петра-Санкта, так называемая шафировка. Этот итальянский герольд предложил графически отображать цвета с помощью линейной штриховки (далее эта система приводится).
Металла два: золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается жёлтым цветом, а серебро белым. Графически золото показывается точками, а серебро не имеет графического эквивалента и обозначается пустым пространством.
Главных геральдических финифтей (тинктур, эмалей) пять:
В геральдике есть также несколько редких тинктур, вошедших в употребление с 1600 года: Orange, Tenne, Murrey и Sanguine, причём в некоторых источниках Orange отождествляется с Tenne, а Murrey с Sanguine. Есть разночтения и в их графическом обозначении.
Tenne (краснобуро-оранжевый) который показывается пересекающимися диагональными линиями справа, как зелень, и вертикальными линиями, как красный (или диагональными линиями слева, как пурпур, и горизонтальными линиями, как лазурь).
Murrey (багрово-пурпурный) который графически показывается пересекающимися правыми и левыми диагональными полосами;
Sanguine (тёмно-кровяной) пересекающимися горизонтальными линиями, как лазурь и диагональными линиями справа, как зелень.
А также:
Bleu-celeste (небесно-голубой).
Brunatre (коричневый).
Cendree (пепельно-серый).
Rose (розовый).
В описании герба цвет называется строго определённо, независимо от его оттенка на рисунке. В геральдических правилах ничего не сказано об оттенках цветов, так как эту область невозможно регламентировать (разные художники, изображающие герб по стандартному описанию, один и тот же цвет могут отобразить по-разному). Поэтому художник волен выбирать оттенки геральдических тинктур на свой вкус.
Меха два: горностаевый и беличий. Традиция использовать в геральдике меха происходит, вероятно, от древнего обычая обивать щиты мехом животных.
Ermine
Ermines
Erminois
Pean
Vair
Countervair
Countervair inv.
Vair en point
Vair in pale
Vair in pale invert
Vairy
Countervairy
Vairy en point
Vairy in pale
Potent
Counterpotent
Potent en point
Buntfeh
Можно предположить, что только самые первые гербы несли произвольно взятые изображения, не наделённые каким-то особым смыслом. Но в проникнутую духом мистицизма эпоху средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.
Золото, король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
Серебро символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.
Красный цвет означает храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.
Лазурь означает великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.
Зелень символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую трав.
Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.
Но символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирался не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с элементарными принципами составления композиции.
Мех, в соответствии со средневековыми нормами, мог использоваться только королевскими и дворянскими семействами в знак их исключительности и превосходства (в наши дни горностаевая шуба у привелигированных членов общества выполняет ту же функцию).
Что означает зеленый цвет в геральдике
В современной РФ возникла своеобразная путаница с символами. Различные политические силы используют в качестве национальной символики синие или красные знамена, бело-сине-красный или черно-желто-белый триколор. Какой же цветовой символ принять язычникам в качестве своего?
О синем цвете, используемом сейчас ЕР, ЛДПР и КПЕ, мы говорить не будем просто потому, что синий является официальным геральдическим цветом Израиля.
Бело-сине-красный триколор также не является историческим флагом России. Петр Великий впервые принял его только в качестве флага российского невоенного флота, но не как официальный стяг Российской империи. Национальным – но не государственным – флагом России он был утвержден лишь при Николае Втором в 1896 году. Сама же расцветка флага была позаимствована Петром у голландцев..
Черно-желто-белая расцветка стяга была принята по разработке Б.В.Кёне лишь в 1858 году как чередование геральдических цветов Империи и дома Романовых. Флагом России она так и не стала, но указанное сочетание использовалось как династический флаг дома Романовых. То есть черно-желто-белый флаг еще менее историчен для России, чем нынешний триколор – и более или менее официально данная расцветка использовалась лишь 25 лет – с 1858 по 1883 год.
В 1907 году по инициативе Николая II была создана специальная Комиссия министерства Юстиции по выработке рекомендации для принятия официального государственного флага Империи.
И в 1912 году она оформила свое заключение: считать красный цвет русским геральдическим цветом и цветом флага России.
Разумеется, не потому, что в ней оказались собранными революционеры и их сторонники. Комиссия исходила из слдующих постулатов:
Второе. Красный цвет – это цвет стягов и вымпелов Московского Великого княжества и Царства. Исторический Герб Москвы – Всадник, поражающий Дракона на красном фоне. Кстати, именно поэтому Флагом Москвы стал красный флаг с изображением Георгия Победоносца.
Третье. Красный цвет – самый исторически самый популярный цвет в России. Красная рубаха считалась самой нарядной. Словом «Красная» (площадь, девица и т.д.) обозначалась высшая степень оценки.
Кстати, русские воины древности в бою одевали красные рубахи, чтобы не было видно их ранений и враг не мог испытывать радость от того, что он пролил кровь русского витязя.
А с точки зрения целого ряда филологов, само слово «русь» имеет значение красный, рыжий, красно-коричневый.
Выдержки из книги Станислава Свиридова ”Словарь Славянских символов”
Цветовые символы в Славянской мифологии
Славяне очень ответственно относились к выбору в своей жизни того или иного цвета. Для повседневной жизни выбирали одни цвета, для религиозно – обрядовой другие, в соответствии со своим полом, социальным статусом и даже настроением.
В Славянской мифологии цвета тоже обладают чётким значением.
Но всё это разнообразие цветовых значений достаточно просто выстроить в логическую цепочку, и сразу начинает прорисовываться вся многозначность и занимательность трактовок того или иного цвета.
Немного символами цвета занимался исследователь мировоззрения древних Славян М.В.Попович. Нам интересны не только символы цвета, используемые в одежде древними Русичами, но и цветовая символика, используемая в мифах, былинах, сказках.
Белый цвет – это солнце, воздух, прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священность, спасение, духовная власть. Зима. Этот цвет обозначает светлое время суток. Время труда и благих дел.
Белый цвет – абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей. Белый – также разрешение проблем, новое начало.
В пантеоне богов присутствовал Белбог, как олицетворение всех светлых сил.
Символом Святовита, является белый цвет. Это связано с тем что, Белбог и Святовит в традиции одна и та же сила, только в разных воплощениях, соответственно и значение у них одинаковое.
В мифах часто встречаются фразы: «бел шатёр» – для обозначения славянского воинства, «белые руки» – для отмежевания славянина от печенега. Эпитет реки Дунай – «белая река». Так же эпитет «белый» связан с «живой водой». «Белая уточка» – всегда в сказке положительный герой, восходящий к уточке прародительницы из мифа о сотворение мифа. «Белая берёза» – постоянный эпитет в мифологии называет одно из славянских священных деревьев.
«Бел – горюч камень» (Алатырь) – в мифологии священное чистое место.
«Палаты белокаменные» – чистое, светлое, надежное жилое место.
В народном календаре «белые» дни – это масленичные дни у сербов и македонцев («белая неделя»); святочные дни (когда нет поста) в Сербии и Поморавье («белые дни»); Страстная неделя у украинцев и белорусов (Бiлий тиждень, Бiела няделя); Страстная суббота у хорватов, словенцев, чехов и словаков («Белая суббота»).
Рубаха белого цвета, использовалась Славянами в религиозно – обрядовых целях, например, одевалась перед битвой под кольчугу или без оной, просто на чистое тело.
Голубой – день, небо, жизнь.
Сварог – небесно-голубой. Здесь всё понятно, Сварог – это поднебесный князь. Цвет Славянских Вед.
Выбор одежды Голубого тона характеризует, тот факт, что человек достиг удовлетворения или стремится не выделяться. Часто девушки используют в своих нарядах голубые цвета.
По голубому цвету, глаз Славяне выделялись из других народностей.
Желтый – это свет солнца, интеллект, интуиция, вера, мёд. Темно-желтый означает предательство, измену, ревность, амбиции, скупость, скрытность, обман, неверие, воровство. Золотисто-желтый является символом солнца и божественности. Это цвет Благородства и достоинства.
Золото есть образ света, оно символизирует свет солнца и в связи с этим является атрибутом русских князей. Солнце, золото, русские князья – все они излучают свет: солнце «светлое» и «тресветлое».
Желтый цвет имеет и негативное значение, часто осмысляется как символ смерти (появление желтого пятна на руке предвещает смерть; в желтый цвет окрашивают яйца, предназначенные для поминовения). Для мифологических персонажей характерны желтые волосы (домовой, женские лесные духи – «повитрули»); душа вештицы может превращаться в желтую бабочку. Растения с желтыми цветами (корнями, соком) и предметы желтого цвета используются при лечении «желтых» болезней (желтуха, лихорадка).
Цветовой Символ Дажьбога – золото. Это связано с тем, что Дажьбог – это образ малого солнцеворота (день). Многие художники изображают его в золотых тонах.
«Желтые кудри» в мифологи используются для обозначения персонажа, как Славянина.
Выбор одежды жёлтых тонов характеризует свободу. М.В.Попович считает, что в одежде золотой цвет связан – с идеей сакральности, с блеском и славой. Белый близок золотому как его смысловой нюанс.
Зелёным обозначалось Древо мира. Так же это цвет лешего. Но самое главное – это символ Леса. Так же символ засеянного поля, молодых всходов всегда наносился зелёным цветом.
Зеленый цвет соотносится с растительностью, изменчивостью, незрелостью, обладает продуцирующей символикой (у сербов преобладание зеленого цвета в радуге означает урожай злаков; в Родопах вечнозеленые растения использовались на помолвках и свадьбах).
В то же время зеленый цвет – атрибут «чужого» пространства, где обитает нечистая сила: в южнославянских заговорах на «зеленую гору», «зеленую траву», «зеленое дерево» изгоняются злые духи. Зеленый цвет характеризует персонажей народной мифологии: зеленые волосы у лешего, русалки, водяного; зеленого цвета водяной; зеленые глаза имеют леший, русалки, вилы, водяные.
«Зелёный сад» – в мифологии обычно употребляется в метафорическом значении «цветущая жизнь».
«Глухоморья зелёного» – обычно этот оборот близок по значению с таким как «В тридевятом царстве» то есть очень далеко.
«Зелено вино» – хлебное молодое вино. Близко по семантическому значению «зелёный змей» – сильное, до галлюцинаций опьянение.
В Белоруссии в национальной одежде преобладает зелёный цвет.
Символ вечнозелёной природы.
В одежде данный цвет использовался редко и поэтому не приобрел чёткой символики.
Богатыри на Руси обычно предпочитали красные одежды (штаны, сапоги, кафтан, плащ и т.д., только рубаха обычно – белая) отсюда былинное «красно молодец», а в значение «красна девиц» – красивая.
Цвет Ярилы, солнца красный в первую очередь связан с весной, плодородием, жизнью и конечно, возрождающим природу к жизни весенним солнцем.
«Весна красна»- в былинах и сказках обозначает приход Весеннего солнца Ярилы.
Выбор одежды красного тона характеризует тот факт, что хозяин уверен в себе.
Серебряный – цвет умеренности, цвет старости, знания и мудрости, приобретённой многими летами. Многие атрибуты волхвов делались из серебра, тем самым, подчёркивая их значимость, да и владельца они характеризуют соответствующим способом. Серебрили бороду Перуну, то есть – старили.
Серебро обладает мощным обеззараживающим свойством, поэтому Славяне, прекрасно осведомленные об этом свойстве, использовали посуду из серебра.
Именно серебро – металл богини Лели. Он символизирует любовь, которая, по определению, истинная и, соответственно, мудрая.
На одежде серебряную тесьму часто носили волхвы, проводящие праздники.
Это нейтральный цвет, обладающий утонченной красотой. Цвет неприметности, скрытности. Серый цвет практически так же хорошо сочетается с другими цветами как черный или белый, но при этом является зачастую более выразительным. Цвет некрашеного льна. Такие одежды носили Славяне в быту, и замарать не страшно, и не приметно. Такой цвет одежды подчёркивал повседневность.
В мифологии эпитетом «серый» могут наделить и зайца и волка.
С одной стороны – трусливый зверёк, а с другой – хищник, и обоих наделяют одним и тем же эпитетом. Это связано с умением зверей сливаться с окружающим их миром.
Серый – цвет Стрибога. Он максимально точно характеризует нейтралитет, цветовую незаметность ветра.
Серые цвета в одежде предпочитают те, кому присуща повышенная чувствительность или грубость.
Синий цвет наиболее часто рассматривается как символ всего духовного. В отличие от энергичного красного цвета синий воздействует ”сдерживающе” и настраивает большинство людей на задумчивость. Это цвет мудрости. Бесконечность, вечность, истина, преданность, вера, чистота, целомудрие, духовная и интеллектуальная жизнь. Синий цвет неба – наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех цветов.
Синий цвет связан с «мёртвой водой». Загадочные «синие молнии» и «синее вино» также имеют символический смысл и соотносятся с половцами. Черные тучи, идущие с моря, – это полчища половцев, надвигающихся на русских, а синие молнии – это сверкающие половецкие сабли. Синий это цвет моря. «Глубокое синее море» – там водится чудо – юдо рыба кит.
Остров Буян. И этот эпитет обозначает задумчивую, мудрую бесконечность.
Синюю тесьму на рубахах используют люди, вставшие на путь духовного самосовершенствования.
Черный почти повсеместно предстает как цвет негативных сил и печальных событий. Черный цвет – это и отрицание земного тщеславия и великолепия.
Наиболее конкретной и однозначной символикой обладает черный цвет, который ассоциируется с мраком, землей, смертью (выступает как знак траура; ср.: в семьях, где был траур, пасхальные яйца красили в черный или другие темные – зеленый, фиолетовый, синий – цвета).
Черного цвета обычно персонажи Пекельного мира (появляются также в виде черного животного или предмета): банник, овинник, полевой дух «удельница» (рус.). В черного коня превращается волкодлак (серб.), вампиры мучают людей, обратившись в черную курицу (словен.), ведьмы превращаются в черных кошку, собаку, свинью (о.-слав.). Появление черного животного после смерти чародея – свидетельство того, что из него вышел Вий (серб.).
Символом Чернобога является чёрный цвет. Он олицетворяет совокупность всех тёмных сил Пекельного царства.
«Чёрный бархат», «Чёрные соболя» – чёрный цвет здесь выступает как показатель богатства, дородности персонажа.
Обережная тесьма, как в прочем и одежда чёрного цвета не использовалась в обрядовой деятельности. В быту же символического цвета не имела.
Синий обозначал, естественно, воду. Вода же, как сестра Земли, тоже богата, но своенравна и не к каждому благосклонна. Но иногда даёт такие сокровища, которыми земля никогда не поделится.