что пастернак считал целью творчества
353. Как Вы понимаете слова Б.Л. Пастернака: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех»?
Автор: Guru · 16.05.2018
Поэт Борис Пастернак охарактеризовал сущность искусства, обозначив ее так: «Цель творчества – самоотдача». Этим он хотел сказать, что творец – это не шоумен или предприниматель, а тот, кто приносит себя в жертву на алтарь искусства и не требует ничего взамен. Автор отдает всего себя, чтобы воплотить посыл, ниспосланный ему свыше.
Чтобы подтвердить свою точку зрения, приведу примеры. Герой произведения Н. Лескова «Левша» хотел создать чудо во благо своей страны. Он не жалел сил, работал днями и ночами, пока не подковал блоху. Целеустремленность этого человека выражается даже в его облике: во время обучения все волосы тульского мастера были выдраны. Но это не остановило ученика на пути к совершенствованию своего дара. И вот его феноменальные умения пригодились отечеству: пришел приказ от самого царя. И герою удалось удивить иностранцев результатом. Англичане разглядели в мастере удивительный талант и даже пригласили его к себе, предоставив все возможное для того, чтобы Левша остался у них. Всего этого он достиг благодаря терпению, усердию и преданности своему делу, а главное – самоотверженности на пути к мечте. Пусть его и не приняли на Родине, зато он создал легендарный шедевр, ставший символом одаренности русского народа.
В повести Н.В. Гоголя «Портрет» бедный, но одаренный живописец Чартков покупает магический портрет, где изображен ростовщик. Ночью ему снится сон, где герой с картины дает ему ссуду. Наутро художник находит в подкладке крупную сумму денег. Сначала он хочет купить краски, кисти и запереться в ожидании вдохновения, но потом сила монет манит его к роскошной жизни. Постепенно он начинает растрачивать свой дар по пустякам, соглашаясь писать однотипные ремесленные портреты за большое вознаграждение. Постепенно он приходит к тому, что становится модным живописцем, но совершенно бездарным творцом. На выставке он видит талантливую картину знакомого мастера и понимает, что тогда, взяв деньги, совершил чудовищную сделку. С тех пор он в ярости скупает искусные работы и уничтожает их, но утраченный дар не возвращается к нему. Все дело в том, что Чартков забыл истинную цель искусства. Вместе самоотдачи он начал сам брать от творчества все больше и больше. Он стал рисовать только ради успеха, в этом была причина его падения.
Таким образом, я согласен с Б. Пастернаком: цель творчества – это посвятить себя и свой дар людям, красоте, искусству, а не накопительству, стяжательству и алчности. Настоящий художник беден и честен с миром, которому он дарит свои достижения.
Что пастернак считал целью творчества
Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и в чём их произведения созвучны стихотворению Б Л. Пастернака?
Наш современник Е.Евтушенко сказал: «Поэт в России больше, чем поэт», — эти строки как нельзя лучше определяют суть поэтического творчества. Для настоящего поэта жизненное и творческое кредо синонимичны. Марина Цветаева в стихотворении «Я счастлива жить образцово и просто» счастье свое видит в том, чтобы «жить так, как пишу: образцово и сжато». Ее предшественник Н. А.Некрасов считал своим долгом быть поэтом−гражданином и творчеством нести пользу людям, служить Родине. Истинный поэт для Н. А. Некрасова не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Строки из стихотворения «Поэт и гражданин»:
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать. —
становятся поэтическим кредо Н. А. Некрасова.
Б.Пастернак в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» провозглашает свое назначение:
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Все три автора при всей их индивидуальности единодушны в одном: если тебе дано предназначение быть поэтом в России, то жизнь твоя должна быть подчинена этому предназначению.
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Какой смысл вложил поэт в заключительные строки стихотворения?
10.2. Как в стихотворении метафоры и фразеологизмы помогают передать идею произведения?
10.1. В 1956 году Пастернак написал свое знаменитое стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», которое адресовал коллегам по литературному цеху. Стихотворение стало своеобразным кодексом чести настоящего литератора. Рассуждая о цели творчества, в последнем четверостишии автор приходит к выводу, что поэт или писатель должен
… быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Единственной ценностью, которая является для Пастернака абсолютной величиной, является возможность «быть живым» до конца, т. е. уметь искренне любить, презирать и ненавидеть, а не изображать эти чувства в угоду кому-то в своих произведениях. Поэт не должен отступать от своего призвания — искать истину и нести её людям.
10.2. В стихотворении Б. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» раскрывается тема творчества. По мнению Пастернака, поэт не должен отступать от своего призвания — искать истину и нести её людям, он должен жить полнокровной жизнью, быть искренним и честным. Раскрыть идею стихотворения помогают метафоры и фразеологизмы. Особую яркость стихотворению придают фразеологизмы: «быть притчей на устах у всех», «не видать ни зги», «за пядью пядь». Использование фразеологизмов в силу их известности и широты употребления делает заключения автора беспрекословными, абсолютно логически обоснованными. Метафоры также помогают убедить читателя в правильности авторской позиции. Примером такой метафоры является выражение «услышать будущего зов», означающее, что поэт обладает великим даром предвидения. Таким образом, метафоры и фразеологизмы работают на раскрытие идеи произведения.
«Цель творчества- самоотдача» (Б.Пастернак) (ЕГЭ обществознание)
Известный русский поэт и писатель Борис Пастернак, в своем высказывании поднимает проблему главной задачи творчества. Данная проблема является актуальной в условиях современного общества.
Автор полагал, «Цель творчества- самоотдача», таким образом он хотел сказать, что главное в творчестве это не какая-то коммерческая выгода, а самореализация, получение удовольствия от самого процесса творчества. Я согласна с мнением автора, ведь многие из нас после трудного рабочего дня ходят в музыкальные, художественные школы, не для выгоды, а для удовольствия.
Творчество- это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Оно направлено на решение любых проблем или удовлетворение потребностей. Выделяют три основных вида творчества: научное, техническое и художественное. Так же существуют различные механизмы творчества, такие как комбинирование, фантазия, интуиция и воображение.
Творчество является неотъемлемой частью многих людей.
Что же заставляет людей творить? Зачем уставший после работы человек садится и, например, рисует картины или пишет стихи? Дело в том, что, погружаясь в творческий процесс, человек остается наедине с собой, со своими мыслями, он отдыхает душой. В конечном итоге не все получают новый предмет, который станет предметом мирового искусства, но зато каждый из нас получит душевное спокойствие и равновесие, так как мы создали то, чего ранее в природе не существовало. Существует не мало примеров, которые подтверждают, целью творчества является самоотдача, а не деньги или слава. В произведении Л.Н.Толстого «Война и мир» Наташа Ростова очень любила петь, и делала она это не для других, а для себя. Пение успокаивала ее душу, и в него она вкладывала все свои силы. От пения Наташи людям вокруг становилось спокойнее и это дарило им, а Андрея Болконского наталкивало на размышления о жизни.
Рассмотрим такую известную личность как Эмили Дикинсон. Оно была застенчивой затворницей, которая едва ли опубликовала некоторые из её стихов в течение жизни. И только после смерти Эмили, её сестра Лавина обнаружила почти 1800 стихов и опубликовала их. Огромное количество стихов было написано, но почти не были опубликованы лично ей. Значит она писала свои стихи только для себя, для своего душевного спокойствия, а не ради денег.
Таким образом можно сделать вывод, что главное в творчестве- это самоотдача. С помощью творчества человек может решить свои душевные проблемы. Те люди, которые занимаются творчеством только ради славы, никогда не понимали какое душевное спокойствие обретают те люди, которые занимаются этим для себя. Не каждый из нас обладает какими-то огромными талантами, но все же мы рисуем или пишем стихи, которые помогают обрести гармонию с самим собой.
Раскрытие смысла высказывания я засчитала, но я бы сразу уточнила еще, что творчество – это один из видов деятельности, чтобы сразу приблизить тезис именно к обществоведению. Во втором абзаце хорошо раскрыта идея.
Понятие творчества – хорошее. Но творчество, как Вы указали, не направлено на решение любых проблем.
Оно направлено на решение любых проблем или удовлетворение потребностей.
«Или» тут лишнее. Теории, как мне кажется, маловато. Вы, например, могли написать про саму деятельность, так как творчество – её вид, еще указать признаки творчества: неповторимость, уникальность, оригинальность. Поэтому ставлю 1 балл. Еще вы пишете о том, что человек во время творческого процесса «отдыхает душой», обретает душевное спокойствие. В обществоведении для этого есть специальный термин – компенсаторная функция. Употребление обществоведческих терминов позволит Вам приблизиться к формату ЕГЭ, писать мини-сочинение не бытовым языком, а именно научным, что немаловажно. Кроме того, к компенсаторной функции можно сразу написать другие функции творчества, что будет являться теоретическими положением, что прибавит баллов по 2-му критерию.
Теория у Вас не связана логическими выводами, не вытекает одно положение из другого. Поэтому 0 баллов.
Примеры я засчитала – они хорошо показывают именно самовыражение героев и ту саму компенсаторную функцию. Кроме того, взяты из разных источников.
В целом Ваше мини-сочинение – хорошее, в следующий раз больше внимания обращайте на теоретическую часть и связность Ваших положений. Также советую Вам писать более «обществоведческим» языком.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Тема творчества в поэзии Бориса Пастернака
Тема творчества является одной из основных в поэзии Б. Л. Пастернака. Она возникает в самых ранних стихотворениях поэта и проходит через все его творчество. Будучи символистом, футуристом или просто поэтом, Пастернак все время обращается к этой теме, определяя свое отношение к проблемам творчества, поэта и поэзии.
Тему творчества в поэзии Пастернака необходимо рассматривать в связи с этапами творческого пути поэта и изменениями его поэтических идеалов.
Вступление Пастернака в литературу связано с его участием в литературных кружках,
Налет символизма в этой книге был достаточно силен. Стихотворения Пастернака той поры изобилуют метафорами, иносказаниями, ассоциативной образностью.
В “Лирике” происходит раскол, и Пастернак примыкает к футуристическому течению русской поэзии, он входит в
В этой статье Пастернак выражает свою радость от существования талантливого поэта Маяковского и высказывает два требования, которые должны быть применимы к настоящему поэту и которым отвечает поэзия Маяковского. Во-первых, ясность творчества. Во-вторых, ответственность перед вечностью, которая является судьей настоящего поэта.
В своей статье Пастернак соизмеряет творчество с категориями вечности и бессмертия. Так Пастернак понимает роль поэта, и такое отношение к поэту и поэзии пройдет через все его творчество.
С 1918 года происходит постепенное освобождение Пастернака от эстетических требований разных литературных течений. В статье “Несколько положений” Пастернак заявляет о себе как о поэте самостоятельном, не связанном эстетическими требованиями различных литературных деклараций. Теперь Пастернак в своих стихах стремится к простоте, естественность становится для него важнейшим признаком настоящего искусства.
В 1922 году вышел следующий сборник Пастернака “Сестра моя – жизнь”. Тема поэта и поэзии звучит в этом сборнике в цикле “Занятие философией”. Пастернак пытается дать философское определение творчества в стихотворениях “Определение поэзии”, “Определение души”, “Определение творчества”.
Творчество по своей сути для Пастернака космично, оно генетически связано со вселенной.
Наиболее сложно тема творчества звучит в романе Пастернака “Доктор Живаго” и в последнем поэтическом сборнике поэта “Когда разгуляется”. Герой “Доктора Живаго” Юрий Живаго выражает взгляды самого Пастернака на миссию поэта в мире. Живаго – творческая натура; в одном из писем Пастернак признавался: “Этот герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским”.
Юрий Живаго умирает в 1923 году, среди его бумаг обнаруживаются сочиненные им когда-то стихи, которые и составляют последнюю главу романа. Эти стихи выражают основную идею Пастернака о вечности поэзии, о бессмертии поэта.
Пастернак – христианский, православный поэт. Творчество для него – это Божий дар, как и сама жизнь. От православной религии Пастернак берет идею полного принятия жизни во всех ее проявлениях, а также идею абсолютной свободы творчества. Пастернак понимает, что только вера дает раскрытие всех творческих способностей.
Особенно сильно эта идея выражается в поздней лирике Пастернака, льющейся как бы лестницей, по которой поэт приближается к Богу.
В последнем сборнике Пастернака “Когда разгуляется” тема творчества звучит в стихотворениях “Во всем мне хочется дойти…”, “Быть знаменитым некрасиво…”, “Ночь” и др. Проанализируем три эти стихотворения.
В стихотворении “Во всем мне хочется дойти…” Пастернак говорит о том, что в творчестве поэта должна звучать сама жизнь. Поэт хочет написать обо всем:
О беззаконьях, о грехах,
Но прежде чем воспроизводить жизнь в стихах, ему надо понять суть всех явлений, которые происходят в жизни:
Во всем мне хочется дойти
В работе, в поисках пути,
Познать тайны бытия, суть окружающего мира для лирического героя этого стихотворения Пастернака необходимо, чтобы рождался стих. Поэт хочет творить в своих стихах, как творит природа:
В стихи б я внес дыханье роз,
Луга, осоку, сенокос,
В стихотворении Пастернак утверждает, что творчество, как и природа, как и человеческая жизнь, – это Божий дар. Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво…” можно назвать поэтическим манифестом Пастернака. В нем Пастернак пишет о том, каким должен быть поэт.
Истинному поэту не надо быть знаменитым, “не надо заводить архива, над рукописями трястись.”, ему должны быть чужды шумиха, успех и самозванство. Пастернак определяет цель поэзии: “цель творчества – самоотдача”, а также основные требования, которым должно отвечать творчество истинного поэта. Во-первых, это ясность и конкретность. Во-вторых, поэт должен быть самобытным, а его творчество индивидуальным, и, в-третьих, истинному поэту необходимо быть живым, то есть любить жизнь, быть близким к ее проблемам:
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
И тогда поэт станет способным “привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов”. Свое понимание творчества Пастернак выражает в стихотворении “Ночь”. Герой стихотворения, летчик, отождествляется с поэтом.
Летчик предстает в контексте всего мира. Он летит над городами, казармами, кочегарками, вокзалами, поездами, а также Парижем, материками, афишами. Летчик связан со всем этим, он часть этого мира, часть космоса. Так и художник находится в неразрывной связи со вселенной, с космосом, он заложник вечности, времени:
Не спи, не спи, художник,
Ты вечности заложник
Многочисленные повторы, анафоры, трехстопный ямб, обилие глаголов создают впечатление вечного движения, динамики. Пастернак призывает поэтов идти в ногу со временем, не отрекаться от жизни.
Таким образом, пройдя через увлечение символизмом и футуризмом, освободившись от давления формы над содержанием, Пастернак приходит к действительной ясности, содержательности стихов. В течение всей своей жизни Пастернак пытается определить цель искусства, поэзии, назначения поэта; особенно четко, ясно, конкретно это сформулировано в его поздней лирике. Тема поэта и поэзии имеет философское решение в творчестве Пастернака.
Она тесно связана с религиозными убеждениями поэта: творчество воспринимается Пастернаком как ценный Божий дар.
Что же касается “Гамлета”, то судьба Гамлета связывается и с судьбой Христа, и с миссией поэта, творца, избранника. Гамлет отказывается от себя, от своего права выбора, чтобы творить волю пославшего его. Он знает, что выполняет “замысел упрямый” Господа.
Он одинок и трагичен в своем подвижничестве. “Я один, все тонет в фарисействе” – определение положения подвижника, поэта в современном ему мире.
Тема “Гамлета” соотносится с темой стихотворения “Рассвет”. Лирический герой берет на себя бремя людских забот. Слияние судьбы лирического героя с судьбой народа – завет свыше.
Погружение в повседневность, в жизнь смертных становится не только заветом, но и необходимостью и неизбежностью.
Сроднение поэта с “толпой” – тема, отражающая понимание Борисом Пастернаком сути творчества. Поэзия, по словам Пастернака, как и душа поэта, – губка, впитывающая не только тайны мироздания, но и мелочи жизни.
Related posts:
Стихотворение и анализ «Быть знаменитым некрасиво»
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Краткое содержание
Л. Пастернак. Муки творчества. 1892
Стихотворение имеет чёткую адресацию: Пастернак обращается к своим собратьям по литературному цеху. В произведении автор даёт определение такому важному понятию, как «кодекс чести». Он утверждает, что требованиям этого кодекса надлежит следовать не только стихотворцам, но и прозаикам.
Пастернак подвергает беспощадной критике тех литературных деятелей, что зациклены на желании оставить после себя потомкам архивы со своими рукописями. Автор уверен: при наличии истинного поэтического дарования, стихотворец останется в памяти и сердцах будущих читателей без каких – либо архивов. В случае, если у стихотворца отсутствует дар к сочинительству, его тут же забудут. Творчество бесталанных поэтов Пастернак сравнивает с дуновением лёгкого ветерка, не более того.
Читатели слышат громкий призыв автора, адресованным коллегам. Смысл этого призыва в следующем: отказаться от осознанной постановки цели стать знаменитыми, богатыми и авторитетными. Эти цели представляются Пастернаку низменными и весьма постыдными: они являются непреодолимым препятствием в признании таланта, так как истребляют его ключевые ценности.
Пастернак призывает своих собратьев по поэтическому цеху отказаться от открытого проявления таких чувств, как: любовь, ненависть, презрение и гордость в том случае, если эти чувства используются с практической целью угодить кому-либо. Автор уверен, лишь время способно объективно оценить каждого поэта, даровав ему бессмертие в сердцах читателей, или отказав в нём.
История создания
В тот период поэт много времени уделял переводам зарубежной литературы и размышлениям о смысле творчества. Результатом этих размышлений стало создание в 1956 г. стихотворения, получившего говорящее название «Быть знаменитым некрасиво».
Произведение можно считать программным. Большинство специалистов считают, что Пастернак посредством этого стихотворения продемонстрировал несогласие с творческим выбором Владимира Маяковского, который в тот период воспринимался литературными критиками и читателями самым лучшим стихотворцем современности, личностью планетарного масштаба. Произведение вошло в поэтический сборник «Когда разгуляется», изданный лишь после смерти автора. Помимо данного стихотворения, в сборник вошли ещё 43 произведения.
Жанр, направление, размер
Перед нами стихотворные строки, посвящённые философской тематике. Произведение относится к жанру послания потомкам и поучения, где сам автор берёт на себя роль мудрого наставника. Пастернак указывает своим собратьям по перу ту поэтическую тропу, которую считает правильной. Тропа эта ведёт поэта не к известности и широкому признанию со стороны современников, а к истинному искусству вечных ценностей.
Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Пастернак использует пиррихии, виртуозно чередуя их с ямбической стопой. Подобное чередование даёт возможность свободно высказывать свои мысли, не ощущая скованности рамками формы. Рифмовка одинаковая на протяжении всего произведения – перекрёстная, рифмы женские/мужские.
Композиция
С композиционной точки зрения произведение включает в себя семь четверостиший. Его можно разделить на три семантических сегмента:
Образы и символы
Пастернак сумел настолько виртуозно построить образную систему произведения, что позволил читателям наиболее полно прочувствовать основную идею, понять авторскую позицию и замысел. Особого внимания заслуживают следующие образы:
Темы и настроение
В своём произведении Пастернак поднимает перед читателями важную тему – роль поэта, его путь и предназначение. Эту тему можно считать одной из вечных не только в русской, но и мировой поэзии. Как известно, данной темы касались многие поэты: все они стремились «расшифровать» себя, но при этом не попасть в сети собственных рассуждений. Все талантливые стихотворцы надеются открыть нечто важное и необходимое не только для себя, а для всего человечества. Поэтому творчество поэтов изначально устремлено «в вечность».
Стихотворение передаёт читателям настроение воодушевления и вдохновения. Пастернак работает со словом «живо», стремясь поведать читателям о том, что его задевает и волнует в области поэзии больше всего. Своими стихотворными строками он «воспламеняет» читателей, даря им универсальный ключ для открытия и понимания «настоящей» поэзии.
Основная идея
Основную идею произведения Пастернак выразил максимально лаконично и понятно внутри стихотворного текста. Ключевая мысль произведения заключена в следующих словах: «Цель творчества – самоотдача», «Но, надо жить без самозванства», «… привлечь к себе любовь пространства», «Но, быть живым … до конца».
В этих четырёх строчках сосредоточен весь смысл произведения. По сути, автор нарисовал перед читателями портрет «идеального» стихотворца, к которому обязаны стремиться все поэты во все времена.
Средства выразительности
Палитра выразительных средств, использованных Пастернаком в данном произведении, отличается особым многообразием. Все тропы работают на достижение одной цели – максимально полно раскрыть общую идею. Перед нами произведение, представляющее собой идеальное сочетание формы и смысла. Автор использует следующие средства выразительности: